Павел Каплевич: я попытался "оживить" "Явление Христа народу". Павел каплевич представил медиапроект "проявление" в третьяковке Проявление в третьяковке

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» удостоена на этой неделе подчеркнутого внимания. Нет, никакого юбилея, так случилось, как видно по причине плотности событий, что в Третьяковской галерее, где грандиозное полотно хранится, ему сделано сразу два приношения. Картина ведь действительно особенная и отражает, как было сказано о ней еще в XIX веке, явление Христа не народу, а народам, появление его в истории, значение христианства для всей истории.

Одно событие недели - это получение Третьяковской галереей в дар полотна художника Эрика Булатова «Картина и зрители». Современного художника беспокоило то, что у картины, которую он считает основополагающей для русского искусства XIX века, потерян прямой контакт с современным зрителем. Несколько лет ушло у художника на замысел, на подготовку изобразительного материала, на окончательное исполнение живописного полотна. Шесть лет назад работа была завершена. И вот она - в Третьяковской галерее, подарена музею Благотворительным фондом Владимира Потанина. И это событие поддерживает программу пополнения коллекции музея произведениями современников, программу прямо продолжающую дело Третьякова. Он ведь приобретал именно работы своих современников.

Эрик Булатов считает любую картину универсальной художественной моделью, а именно демонстрацией того, как противостоят друг другу плоскость и бесконечное пространство. Картину Иванова «Явление Христа народу» и в этом смысле можно считать образцовой, она именно отвоевывает огромное пространство, с которым так любят работать современные художники. Павел Каплевич, один из них, еще и театральный художник к тому же, чувствующий пространство, буквально проник внутрь ивановского полотна.

Он создал медиапроект под названием «ПроЯвление», в котором завел разговор с полотном Иванова. Да так, чтобы зрители могли, как он сам сказал, сравнить ощущения от предложенного мною диалога. Каплевич говорит, что в данном случае размер имеет значение, и его полотно выполнено в размер работы Иванова: 540×750 сантиметров. И это именно полотно, ткань, хрупкая материя минимальной плотности и максимальной чувствительности материя. Художник использовал свой опыт высокомолекулярной обработки тканей, которой занимается 15 лет. Этот способ позволяет преобразовывать один материал в другой, поэтому Ивановские образы перетекают из одного состояния в другое, предстают то гобеленом, то фреской, то гипсовым рельефом. Композитор Александр Маноцков добавил проекту загадочности, он заполнил пространство мистическим звучанием.

В павильоне, построенном у входа в главное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 16 июня начнет работу выставочный медиапроект «ПроЯвление». Павел Каплевич. Диалог с картиной Александра Иванова». Мы встретились с его создателем накануне открытия и узнали, почему он решил попробовать себя в роли медиахудожника.

Буквально недавно и почти одновременно вы как сценограф и продюсер выпустили три спектакля. Теперь уже в роли медиахудожника представляете проект в Третьяковской галерее и вступаете в диалог с главной картиной русской живописи, «Явлением Христа народу».

Да уж, период у меня сейчас непростой, но счастливый. Сразу три премьеры: «Птица Феникс» в театре Гонзага в усадьбе Архангельское, опера «Чаадский» в театре «Геликон-опера», «Души» в театре Фоменко. Все, чем я занимаюсь, имеет так или иначе отношение к новой русской классике. Проект ли это с «Явлением Христа народу», создание ли новых оперных произведений, как «Чаадский» по пьесе Грибоедова «Горе от ума», ‒ это всегда некий диалог.

В чем суть «ПроЯвления»? Как я понимаю, перед вернисажем сохраняется интрига…

И к этому проекту я долго шел. Около 20 лет. Почти столько же, сколько Александр Иванов трудился над своим произведением. Он разрабатывал тему в бесчисленном множестве подготовительных этюдов, как, пожалуй, не делал никто из его предшественников. Их более 600. Этот поиск, сомнения, вечное недовольство художника окончательным результатом мы вводим в ткань «живого полотна».

Что такое «живое полотно»?

Я давно экспериментирую с «капеленом». Это такая инновационная текстильная технология, имитирующая средневековые гобелены, шпалеры и итальянские «арраци» благодаря высокомолекулярному методу обработки ткани без применения химии. Теперь же многократно опробованному в театральных декорациях материалу предстоит «вобрать в себя» картину Иванова вместе с эскизами к ней и представить «Явление Христа народу» в новом качестве. Действие будет сопровождать волшебная музыка, специально написанная композитором Александром Маноцковым.

Иными словами, это будет ткань?

Полотно выполнено точно в размер картины Александра Иванова: 540 × 750 см. Можно сказать, мы, как производственники, получившие в руки эскиз, воспользовались Ивановым для создания произведения декоративно-прикладного искусства. И без станков, но с помощью новых медиатехнологий, его выткала наша фантазия. На роль художников мы не претендуем. Мы ‒ адаптаторы.

Вы вступили в диалог с фактурой живописного полотна Иванова?

Фактура без содержания, одно без другого, не живет. Никогда не стал бы взаимодействовать с материалом, который меня бы не грел. Понимаете, я попытался придумать драматургию проживания ивановского шедевра и представить, будто это не полотно, а фреска или гобелен, скульптурный рельеф или черно-белая гравюра и создавался он не в XIX, а, скажем, в XVI веке, при Рафаэле.

И к этому проекту я долго шел. Около 20 лет. Почти столько же, сколько Александр Иванов трудился над своим произведением. Он разрабатывал тему в бесчисленном множестве подготовительных этюдов, как, пожалуй, не делал никто из его предшественников. Их более 600.

Павел Каплевич

При Рафаэле?

Да, хочу напомнить, что Рафаэль в XVI веке тоже занимался картонами к гобеленам. Рубенс в XVII веке также делал эскизы для серии гобеленов со сценами из жизни императора Константина. Александр Иванов задумывал свои акварели как эскизы больших фресок для храма. Слоями, расслаиваниями и наслаиваниями мы как бы «утопили» работу Иванова еще на 300 лет. Это такое, если угодно, «воспоминание о будущем».

Для проекта построен отдельный павильон, как некогда строился для самой картины Иванова у Пашкова дома, когда император подарил ее Румянцевскому музею.

В некотором роде это память о том событии. Павильон, очень простой по конструкции, спроектировали архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. Он установлен во дворе музея рядом с памятником Павлу Михайловичу Третьякову.

Это будет ваша первая музейная выставка. Что вы чувствуете?

Надеюсь, проект «ПроЯвление» ожидает счастливая жизнь. В самом полотне Александра Иванова уже заложено чудо. Следуя же за знаменитым дягилевским принципом «Удиви меня!», скажу только, что надо удивлять и непременно дарить чудо. А иначе не интересно.

Выставочный медиапроект «ПроЯвление» Павла Каплевича будет работать с 16 июня по 31 июля.

Медиапроект Государственной Третьяковской галереи «ПроЯвление» демонстрирует диалог художника Павла Каплевича с главной картиной русского искусства XIX века — «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837-1857) Александра Иванова. Основываясь на экспериментах и открытиях в области художественных технологий и традиционных ремесел, изучив великое полотно, подготовительные эскизы и этюды к нему, Павел Каплевич предложил собственную интерпретацию картины и процесса работы художника.
Произведение Павла Каплевича, выполненное в размер картины Александра Иванова (540 × 750 см), с помощью современных технологий «оживает» и вовлекает зрителя в мир, созданный сто пятьдесят лет назад художником-классиком. Заново увиденный современным художником, этот мир преобразован в иную цвето-фактурно-пространственную форму. Изменяя материальные свойства оригинала, автор медиапроекта предлагает свое понимание шедевра, раскрывает таинство его сотворения.

Художественное высказывание Павла Каплевича обращено к тем структурным и смысловым особенностям картины Александра Иванова, в которых заключается его оригинальность, уникальность замысла и живописно-пластических открытий. Заявленные в концепции медиапроекта категории «эксперимент», «чудо», «фактура», «палимпсест» проецируются на творческий поиск русского художника XIX столетия.
Иванов считал зарождение идеи картины в его сознании откровением, ниспосланным свыше: «Я хотел моих любезных соотечественников Русских помирить между собою сюжетом своим, первым сюжетом в свете! Который мне ниспослан самим Богом — по крайней мере, я так верю». Осознав сложность и величие собственного замысла — раскрыть «сущность всего Евангелия» — и не желая быть просто «иллюстратором» Священной истории, он встал на путь глубокого погружения в тему, разрабатывая ее в эскизах и бесчисленном множестве этюдов, чего не делал никто из его предшественников. Это был своего рода эксперимент по сотворению художественного послания человечеству.
Огромное полотно Александра Иванова призывает каждого, стоящего перед ним, ощутить себя среди персонажей картины, испытать чувства, которыми они исполнены — искреннюю веру или сомнения, приятие или неприятие проповеди Иоанна Крестителя, пережить страх вместе с «дрожащими» или поддаться безоглядному порыву навстречу грядущему Мессии, подобно Иоанну Богослову и юноше с белым покрывалом.
Творческий диалог, в который решился вступить Павел Каплевич, позволяет по-новому взглянуть на богатейшие фактурные возможности живописи Иванова, осознать широту его художественных предпочтений и свободу в их выборе. Ученик Императорской Академии художеств, он чуждался академизма, одним из первых оценив сакральное, глубоко символическое искусство Джотто, Мазаччо, Гирландайо, выразительность и разнообразие найденных ими пластических решений. У великих венецианцев — Тициана, Веронезе, Тинторетто — он учился колориту и осознанию его роли в создании художественного образа, в искусстве Рафаэля увидел пример художественной гармонии, у Леонардо да Винчи — понимание внутреннего драматизма евангельских сюжетов.
В поисках пластических средств для передачи материи, оживотворенной Духом, Иванов обращался к разным источникам — копировал произведения старых мастеров, писал этюды с тщательно отбираемой натуры, стремился прочувствовать в конкретном человеке вневременной этический прототип. Совмещая в своем сознании многочисленные этюды, выполненные для каждого персонажа, он пытался выявить самое существенное и ценное в натурном материале.
Никто из современных Иванову художников не уделял столько внимания фактурным особенностям живописи, работе с линией и пятном, жидкими и пастозными мазками, использованию как сложных замесов краски, так и чистых, локальных цветов. Традиционную многослойную технику он обогащал, варьируя приемы моделировки, экспериментируя с основой, грунтами и подмалевком, используя прием нон-финито (совмещая тщательно проработанные и незавершенные детали). Задолго до появления акварельных «Библейских эскизов» в натурных этюдах, большей частью написанных маслом на бумаге, проявилось тяготение Иванова к фресковой матовости и подвижному, вибрирующему мазку. Найденная им технология с использованием летучих растворителей давала возможность работать быстро. Варьируя удары кисти, накладывая полупрозрачные слои красок, Иванов добивался ощущения пульсации жизни, наполняющей природные формы.
В конце жизни художник осознал, что эта работа была лишь «станцией» на пути обретения искусством новых форм для решения новых масштабных задач. Обращенная в будущее, картина Иванова открыта для диалога со следующими поколениями художников и вдохновляет их на создание множества интерпретаций.
На полотне Павла Каплевича почти неуловимо для зрителя сменяются образы «Явления Христа народу», один сквозь другой проступают эскизы картины. Творение Иванова предстает то в виде гобелена, то полуосыпавшейся фрески, то превращается в скульптурный рельеф или в черно-белую гравюру. Фигура Христа то исчезает в отдалении, то появляется вновь вслед за мистическим голубем, парящим в одном из вариантов композиции. Мир звуков, созданный композитором Александром Маноцковым, заполняет пространство: шелест листьев, пение птиц, журчанье воды окутывают зрителя, усиливая эффект погружения в тонкое вещество возникающего на полотне преображенного мира картины Иванова, мира явления — проЯвления чуда.
«ПроЯвление» — это реализация более чем пятнадцатилетнего опыта работы Каплевича над созданием уникальных тканей. Художник открыл огромные возможности метода высокомолекулярной обработки тканей, позволяющего преобразовывать один материал в другой: воспроизвести фактуру старинного венецианского полотна или создать эффект гобелена. По воле мастера хлопок «соединяется» с бархатом или шерстью, в ткани «проращиваются» золотые нити, возникает эффект парчи и т. д. Опробованный ранее в театральных декорациях, теперь уникальный материал «вобрал в себя» картину Александра Иванова вместе с эскизами к ней и представил «Явление Христа народу» в новом качестве.
Спроектированный архитектором Сергеем Чобаном павильон, в котором демонстрируется медиапроект, расположен перед главным зданием Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, где экспонируется картина Иванова. Зайдя в павильон перед осмотром постоянной экспозиции, посетитель музея сможет ознакомиться с эскизами к великой картине и взглядом современного художника на образы и смыслы изображенного на ней.

Галерея интригует новым проектом «ПроЯвление» Павла Каплевича

Слева от входа в Третьяковскую галерею вы неожиданно обнаруживаете непривычный объект, формами намекающий на храм - это временный павильон архитектора Сергея Чобана, а внутри... внутри ожившее «Явление Христа народу» Иванова, переосмысленное в необычной технике «трансформации тканей» Павлом Каплевичем:

А вы пробовали побриться пылесосом? - Интригует художник.

Теперь мы вольны проникнуть в творческую лабораторию великого Иванова - уловить само чудо написания столь грандиозного полотна. Каплевич открыл нам в него калитку.

Павел Каплевич со своей работой "ПроЯвление".

Накануне открытия мы обсудили проект с Павлом Каплевичем в его мастерской, где художник ходит в домашних тапочках с изображением фигур Малевича.

– Павел Михайлович, от вашей работы ждать доли авангарда?

– В художественных кругах считается, что я занимаюсь кондовым классицизмом, хотя мои продюсерские опыты ближе к авангарду. Но делить художников на ретроградов или авангардистов не стоит. Есть время, в которое одни вписываются, другие - не очень. А я пытаюсь переосмыслить историю, сделав это любопытно для сегодняшнего и завтрашнего зрителя. Не путем провокации. Предпочитаю деликатный путь: играю роль скрепы, связывая одно искусство с другим. Берусь только за тех мастеров, которые работают с душой и рождают вспышки.

– Этим вас привлек Иванов?

– Не только. В его работе есть элемент «чуда» - само явление Христа народу. Я попытался «оживить картину», показать процесс работы художника над ней. Работал в Третьяковской галерее, в том числе и в запаснике, где мне предоставили эскизы мастера. Создал много эскизов и этюдов. Их, конечно, не 600 как у Иванова, но больше ста.

– И что у вас получилось?

– На моем полотне, выполненном в размер картины Иванова (540 × 750 см), один за другим сменяются образы «Явления Христа народу», проступают эскизы шедевра. Классическая картина предстает то в виде гобелена, то полуосыпавшейся фрески, превращается в скульптурный барельеф или в черно-белую гравюру. Фигура Христа сначала исчезает в отдалении, затем появляется вновь вслед за мистическим голубем, которого я обнаружил на одном из эскизов картины. На все это накладывается мир звука, созданный композитором Александром Маноцковым.

– Разве «ПроЯвление» - картина?

– Полотно скорее напоминает шершавый гобелен ХV века с краями и строчками, этого эффекта мы добились при помощи современных технологий. Использовался способ высокомолекулярной обработки ткани, который я запатентовал и применяю уже больше 15 лет. Даже полпальца потерял на производстве. Условно говоря, это как побриться пылесосом. Он вытягивает волосы из кожи, а я - из ткани. После моих экспериментов тончайшая ткань производит впечатление толстого драпа, а он в свою очередь превращается в камень. Выполнил с помощью этой технологии множество спектаклей, среди которых «Борис Годунов» в Большом театре.


Павел Каплевич на фоне полотна Иванова.

– Как назвать такой принцип работы?

– Можно охарактеризовать его как палимпсест, так как я занимаюсь соединениями слоев разных времен. Живу дягилевским заветом: «Удиви меня!». Стараюсь подключить человека эмоционально, чтобы он «улетел» и попробовал нечто новое. Главное - не возникает противоречий с «Явлением Христа народу». Между «ПроЯвлением», творением Иванова и рядом стоящей церковью можно провести воображаемый треугольник. Мы специально выбрали место рядом с Третьяковской галереей, не пытались проникнуть внутрь или встать в том же зале, например, каждый может посмотреть и выбрать то, что ему ближе.

– Сергей Чобан отметил, как ему важно было с помощью свода, купола и света на его вершине, создать иллюзию пространства, похожего на храм.

– Это получилось. Сергей Чобан и Агния Стерлигова - профессионалы, тонко чувствующие нюансы. Они придали павильону глинообразный цвет и фактуру, напоминающую нечто среднее между мазанкой и суперсовременным цементом. Это безупречно сочетается с эстетикой моей картины.

– «ПроЯвление» - прелюдия к творению Иванова?

– Мне кажется, это самодостаточная вещь, которая вступает в диалог с Ивановым. Можно восхититься, увидев её, а можно возмутиться и уйти прочь. Понимаю, что современные технологии могут кого-то оттолкнуть. Но при их наложении на старую живопись она обретает новое звучание, неожиданные вибрации и драматургию. Возникает тонкое вещество, наша борьба в искусстве ведется именно за него. И неважно, речь идет о Рублёве, Иванове или Кирилл Серебренникове.


Фрагмент работы "ПроЯвление".

– Вы только что выпустили его «Чаадского» в «Геликон-опере». Как успели совместить такие контрастные проекты?

– За эту неделю я успел еще выпустить «Души» режиссера Федора Малышева в мастерской Петра Фоменко, спектакль про Юсуповых в театре Гонзага и переделать для Анны Нетребко два концертных зала в Эрмитаже... Вот такой я - квантовый человек. Все успеваю. И со строителями разобраться, например, и про тонкое вещество не забыть. Отношусь ко многому с легкостью, поэтому и сделать успеваю многое, причем качество не страдает. Если есть проблемы, иду их и решаю. Деньги на проекты достаю. А что делать? Надо уметь разговаривать, убеждать. Рядом со мной партнеры и друзья, которые в меня верят и помогают: Лариса Зелькова, Владимир Потанин, Ольга Зиновьева, Михаил Куснирович.

– Собираетесь продолжить диалог со старыми мастерами?

– Мне сейчас предложили вступить в диалог с «Сотворением Адама» Микеланджело. Скорее всего, соглашусь, ведь будет возможность представить людям работу, оригинал которой не вывезти из Ватикана. А сколько еще великих произведений, которые многие в Москве никогда не увидят! Не исключаю, что попробую их пооживлять.

МОСКВА, 15 июня. /ТАСС/. Медиапроект российского художника театра и кино Павла Каплевича "ПроЯвление", посвященный картине Александра Иванова "Явление Христа народу (Явление Мессии)", откроется 16 июня в Третьяковской галерее. Работа представляет собой аудиовизуальную композицию продолжительностью 4,2 минуты, выполненную в уникальной технике, сообщил автор.

"Работа называется "Явление" - это чудо. Мы подумали, хорошо было бы сделать это так, чтобы было непонятно, как это происходит", - поделился Каплевич на встрече с журналистами.

Проявление картины

Произведение Каплевича выполнено в размер картины Иванова - 540×750 см. На полотне сменяются образы "Явления Христа народу", проступают эскизы картины. Картина Иванова предстает то в виде гобелена, то полуосыпавшейся фрески, то превращается в скульптурный рельеф или в черно-белую гравюру. Фигура Христа то исчезает в отдалении, то появляется вновь вслед за голубем в одном из вариантов композиции.

"Мы добавили времени этой картине. Здесь есть трафарет, который уже в наше время "вспыхнул" благодаря Бэнкси (современный британский художник стрит-арта - прим. ТАСС) и его экспериментам. С другой стороны, шпалера или фреска были в XV-XVI веке. То есть мы и добавили Иванову взгляд в прошлое, и попробовали его развернуть вперед", - пояснил Каплевич. Он также отметил, что ряд искусствоведов считает эскизы Иванова к картине "Явление Христа народу" сильнее самой работы - в ней художник многое "недозавершил".

Эффект стал возможен благодаря более чем 15-летнему опыту работы Каплевича над созданием уникальных тканей, которым автор дал название от своего имени - "капелены". Материал был опробован ранее в театральных декорациях. Секрет технологии защищен авторским правом, подчеркнул художник.

Аудиоряд для проекта подготовил композитор Александр Маноцков. "Был другой вариант размещения этого всего, и для него у меня был другой вариант возможного состава звучания. Потом появился павильон, и стали думать о его объеме. Думали про то, какие картинки будут входить, как они будут взаимодействовать. Это была большая командная работа", - заметил музыкант.

"ПроЯвление. Диалог с картиной Александра Иванова" до 31 июля будет размещен на входе в Лаврушинском переулке в специальном павильоне, спроектированном архитекторами Сергеем Чобаном и Агнией Стерлиговой. Таким образом, посетители галереи до встречи с картиной Иванова смогут познакомиться с эскизами к картине и взглядом современного художника на образы и смыслы изображенного на ней.

Проект создан при поддержке компании "Норникель".

"Средствами современного искусства можно решить многие проблемы, которые сегодня стоят перед обществом, поэтому "Норникель" поддерживает проекты по развитию современного искусства - например, сделать искусство доступным для жителей тех регионов, где расположены наши предприятия, поддерживать новые культурные институции, - отметила старший вице-президент компании "Норникель" Лариса Зелькова. - Для нас интересны творческие эксперименты, направленные на переосмысление и новое прочтение классики, в которых нетривиально переплетаются история и искусство. Это в полной мере относится к проекту Павла Каплевича "ПроЯвление".

"Явление Христа народу"

Иванов работал над картиной "Явление Христа народу (Явление Мессии)" 20 лет - с 1837 по 1857 годы. Замыслом художника было раскрыть "сущность всего Евангелия". Иванов не желал ограничиваться его иллюстрированием и разработал евангельскую тему в многочисленных эскизах и этюдах, чего не делали его предшественники.