Цель проекта : углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.
Задачи:
· формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
· познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
· создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
· развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
· формировать чувство гордости за свой родной край;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
П.П. Бажова»
Разработчик: Смирнова Алена Леонидовна
Воспитатель МДОУ детский сад «Чебурашка»
2014 год.
Актуальность реализации проекта
Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».
М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».
Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.
Причины возникновения проблемы:
1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.
Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.
Задачи:
- формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
- познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
- создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
- развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
- формировать чувство гордости за свой родной край;
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Сроки реализации проекта : октябрь, ноябрь.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, муз. работник
Ожидаемый результат:
Обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;
Активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;
Высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;
Проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;
Родители - активные участники реализации проекта.
Реализация проекта
1 Этап. Подготовительный.
Познакомить с темой проекта детей и родителей;
Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»
Оформить выставку книг по творчеству писателя;
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.
2Этап. Основной.
Познавательно – исследовательская деятельность:
Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».
Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.
Презентация «Богатство Урала».
Коммуникативная деятельность:
Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.
Рассказывание стихотворений о родном крае.
-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).
Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).
Музыкально- художественная деятельность:
Разучивание на музыкальном занятии:
Хоровод «Уральский»;
Песня «Край родной».
3 Этап. Заключительный .
Открытое мероприятие «Богатство Урала»;
Выставка детского творчества по сказам Бажова;
Итоговое занятие « Добрый сказочник П. П. Бажов»
Оформление книги « Мудрые сказы П.П. Бажова»
(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)
Вывод.
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.
Детские творческие работы в рамках проекта.
Иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»
Поделки к сказу «Каменный цветок»
Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце»
Информационно-исследовательский проект«Сказы Бажова».
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П. Бажова.
Задачи:
Создать условия для реализации проекта.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей. Познакомить с биографией П.П. Бажова. Приобщать к культуре и быту народов Урала.
Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.
Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.
Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ОУ, к семейному чтению литературных произведений.
Содействовать формированию благоприятного климата в семье посредством чтения сказов Бажова.
Создать альбом иллюстраций к сказам П.П. Бажова.
Актуальность:
Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.
Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.
К юбилею писателя решили изучить особенности языка его сказов, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Лепка», «Рисование», «Аппликация», «Художественная литература».
Участники проекта: дети подготовительной группы № 7, воспитатель.
Гипотеза:
Если мы реализуем проект, то дети будут более активные, любознательные, интересующиеся новым, неизвестным в окружающем мире. Дети будут имеют представление о творчестве П.П. Бажова. Родители вместе с детьми начнут читать сказы Бажова, учить стихи
Реализация проекта:
I этап - подготовительный:
Подобрать материала о П.П. Бажове;
Организовать выставку книг П.П. Бажова;
Провести анкетирование родителей;
Рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).
II этап – исследовательский:
Провести экскурсию в библиотеку;
Провести беседу «Что мы знаем о П. Бажове».
Изображение (рисование) иллюстраций к сказам «Голубая Змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце».
Изготовление (лепка) украшений из «Малахитовой шкатулки», «Каменный Цветок».
Моделирование (аппликация) ювелирных изделий.
III этап – заключительный:
Оформить выставку украшений из «Малахитовой шкатулки»;
Создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова.
- Коммуникация
Занятия:
Беседа «Что мы знаем о П. Бажове»;
заучивание стихов о сказах П. Бажова;
экскурсия в библиотеку.
Чтение :
Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Каменный цветок».
Цели:
Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П. Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.
Развивать умение связно, последовательно пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.
Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.
- Познание
Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,
иллюстраций и книг П. П. Бажова,
иллюстраций о жизни простых людей тех времён.
Цели:
Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.
3. Художественное творчество
Рисование: «Иллюстрации к сказам Бажова».
Лепка:
«Малахитовые бусы»,
«Серёжки из яшмы»,
«Родонитовые броши»,
«Украшения из малахитовой шкатулки»,
«Малахитовая чаша»,
«Ящерица».
Аппликация:
«Моделирование ювелирных изделий»,
«Кулоны, броши».
Цели:
Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.
- Тематический вечер «Путешествие по сказам дедушки Бажова»
- Анкетирование родителей
Анализ:
В результате работы над проектом «Сказы Бажова»
В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;
Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;
Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;
Отмечается рост творческой активности детей;
Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации
Через сказы великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;
Дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;
Дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.
Литература:
- З. И. Смирнова, О. В. Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
- «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
- Сказы: «Серебряное копытце»,
«Голубая змейка»,
«Медной горы хозяйка»,
«Малахитовая шкатулка»,
«Синюшкин колодец»,
«Каменный цветок».
Надежда Шарифьянова
роект «Сказы Бажова »
Актуальность проекта . Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только этим прекрасна уральская земля. Она сказочно богата и на весь мир славится своими камнями (малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором) ; полезными ископаемыми (углем, рудой, золотом) . А какие люди живут на Урале - настоящие мастера своего дела! Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов . Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова , мы рассказываем о красоте края , в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.
Проблема : В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П . П. «Огневушка-Поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Серебряное копытце» , «Золотой волос» , «Про Великого Полоза» , «Медной горы Хозяйка» , «Каменный цветок» и т. д.
Информационная карта проекта
Организация «Детский сад № 5» , г. Миасс.
Адрес : Челябинская обл., г. Миасс, ул. Жуковского, д. 5
Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Цель : Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова .
Задачи :
Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова , которому в 2017 году исполнилось 138 лет;
Расширять информацию детей об истории Урала;
Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания , поговорки) ;
Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку, проявлять интерес к выполнению коллективной и индивидуальной работы;
Формирование представлений о многообразии сказов П . П. Бажова , воспитывать положительное отношение к ним;
Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;
Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;
Создать условия для поисковой деятельности.
Место проведения : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» , г. Миасс
Возраст детей : 6 – 7 лет
Ожидаемые результаты :
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты : Для детей :
Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова :
Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П . П. Бажова ;
Конкурс рисунков «Медной горы Хозяйка» ;
Создание Коллективной работы «Медной горы Хозяйка» ;
Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;
Расширение кругозора детей;
Сплочение детского коллектива;
Создание объёмной куклы по сказу «Каменный цветок» ;
Развитие коммуникативных навыков;
Развитие творческого мышления и воображения;
Развитие навыков самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;
Развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов :
Самореализация, повышение творческого потенциала;
Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей :
Повышение интереса родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;
Осознанное включение родителей в образовательный процесс вместе с детьми в домашних условиях;
Оптимизация детско-родительских отношений;
Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный (одна неделя) .
Решение кроссворда по творчеству П. П. Бажова . Выявление знаний детей о П. П. Бажове и его произведениях .
2 этап – основной, организационно-практический (две недели) .
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта . Презентация (групповая)
3 этап – заключительный (итоговый) .
Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с итогом работы; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям : дети, родители, педагог.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия в совместной поисковой деятельности.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта .
Оборудование и материалы : Книги писателя П. Бажова ; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова ; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
Литература :
1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО» . – 2013г. –103с.
2. Бажов П . П. Серебряное копытце : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.
3. Бажов П . П. Огневушка-Поскакушка : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.
4. Бажов П . П. Голубая змейка : Сказы – Москва , изд. «Современник» , 1991. – 92 с.
5. Бажов П . П. Сказы/ Подготовка текста , послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.
6. Рассказы и сказки советских писателей . - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.
7. Бажов П . П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения
I этап – подготовительный
Кроссворд по творчеству П. П. Бажова
Выявить знания детей о творчестве П. П. Бажова . Воспитатели 1-я неделя
Подбор библиотеки
Развивать у детей интерес к произведениям
П. П. Бажова
3 Оформление родительского уголка : размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта . Просвещать родителей. Воспитатели 1-я неделя
4 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П . П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова . Воспитатели, родители 1-я неделя
II этап – основной, организационно-практический
5 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. Воспитатели 2-я неделя
6 Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта . Развивать интерес к книгам. Воспитатели 2-я неделя
7 Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет. Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Воспитатели 2-я неделя
8 Знакомство с творчеством писателя. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя
9 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова , иллюстраций и книг П. П. Бажова , иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова , о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя
10 Виртуальная экскурсия
в Уральский геологический музей для детей старшего дошкольного возраста
Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. Воспитатели 2-я неделя
11 Чтение произведений
П. П. Бажова
«Медной горы Хозяйка» , «Огневушка-Поскакушка» , «Серебряное копытце» , «Голубая змейка» , «Малахитовая шкатулка» , «Синюшкин колодец» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатели 3-я неделя
13 Прослушивание аудиосказки «Каменный цветок» , Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. Воспитатели 3-я неделя
14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П . Бажова » :
Выполнение коллективной работы «Медной горы Хозяйка»
Выполнение рисунка на тему «Медной горы Хозяйка - какая она?»
Лепка и роспись объёмной куклы по сказу «Каменный цветок»
Выполнение иллюстраций к сказам П . П. Бажова
Учить отображать свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке и росписи куклы. Воспитатели 2- 3-я неделя
15 Презентация проекта «Сказы Бажова »
Создать папку иллюстраций к сказам П . П. Бажова . Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя
3 этап – заключительный (итоговый)
16 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели , родители, дети 4-я неделя
17 Викторина по сказам П . П. Бажова «Малахитовая шкатулка»
Воспитатели, дети, родители 4-я неделя
Анализ : В результате работы над проектом «Сказы Бажова » :
В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;
Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;
Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;
Отмечается рост творческой активности детей;
Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;
Через сказы Великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;
Дети полюбили необычных героев сказов , «тайную силу» , хранителей земельных богатств Урала;
Дети узнали истинные общечеловеческие ценности : трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.
Выполнили: Филипова Е.В., воспитатель, 1 кв. категории г. Екатеринбург 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 49
Актуальность:
«Где же еще найти любовь к родине и верность общей воле, если не у самого народа?»
Максимилиан Робеспьер
Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные - социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное - его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям с особыми возможностями здоровья.
Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.
Детям с особыми возможностями здоровья доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Сказы Павла Петровича Бажова являются сокровищем русской литературы.
Павел Петрович своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми «изумрудно-малахитовыми» горами, глубокими и прозрачными, «как горный хрусталь» , озёрами, «рубиновыми ягодами» рябины и трудолюбивые люди прекрасные, как «камни-самоцветы» . Мы решили помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья к культуре малой Родины.
Вид, тип проекта: долгосрочный, творческий педагогический, художественно-изобразительный, речевой.
Длительность проекта: Две недели.
Дата проекта: с 29. 01. 2018г. по 09. 02. 2018г.
Цель: Способствовать формированию интереса к сказам П.П. Бажова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Знакомить детей с произведениями П.П. Бажова;
Учить детей воспринимать текст на слух с опорой на иллюстрации, передавать в речи своё сопереживание героям;
Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
Знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Коррекционно-развивающие:
Развивать все виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) , а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) , конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) , музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка) в процессе знакомства дошкольников с произведениями П.П. Бажова;
Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, формировать уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
Развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Развивать у детей нравственно-эстетические чувства в общении с природой.
Коррекционно-воспитательные:
Побуждать детей к разъяснению и обсуждению поступков литературных персонажей;
Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;
Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности;
Воспитывать умение участвовать в выполнении коллективных художественно-изобразительных (трудовых) умений;
Воспитывать любовь к родному краю;
Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности.
Участники проекта:
Дети 6-7 лет;
Педагоги: воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, младший воспитатель;
Родители воспитанников.
Работа с родителями:
Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта «Уральский сказочник – Павел Петрович Бажов» ;
Повышение родительской компетентности в процессе знакомства детей с детской литературой;
Консультация «Книги «Сказы» П.П. Бажова для домашнего чтения».
Печатная информация (памятка) «Павел Петрович Бажов детям» . (см. Приложение 1) .
Место проведения: МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 49.
Ожидаемый результат от реализации проекта:
Формирование у детей интереса к сказам П.П. Бажова;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, Раскрытие творческих способностей дошкольников;
Осознание родителями значимости произведений П.П. Бажова в воспитании детей дошкольного возраста;
Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Учебно-методический комплект:
Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. /Авторы: Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Мин. Просвещения СССР. М.: Просвещение, 1991 г.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ;
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модуль) по освоению детьми 7-го года жизни (подготовительная группа) основной общеобразовательной программы – адаптированной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада компенсирующего вида № 49 в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4. 1. 2660 – 10.
Атрибуты для драматизации: Сарафан, косоворотка, сюртук, кокошник, картуз ит. п.
Иллюстрации к произведениям:
Назаренко Галина. Иллюстрации к сказам П.П. Бажова: Портрет П.П. Бажова, «Последняя осень» , «Натал Гаврилович» (к сказу «Таюткино зеркальце» ) , «Садык и Вахоня» (к сказу «Солнечный камень» ) , «Данилка Недокормыш» (к сказу «Каменный цветок» ) , «Дедо, про козла-то расскажи...» (к сказу «Серебряное копытце» ) , «Поскакушка» (к сказу «Огневушка – Поскакушка» ) , «Танюшка» (к сказу «Малахитовая шкатулка» ) ,
Сказы П.П. Бажова в рисунках В. Назарук
Аудиозаписи:
Хрупкая веточка Сказ читает П. Вишнякова и К. Румянова.,
Серебряное копытце Ю. Медведев,
Орлиное перо Б.Никифоров
Средства:
Наглядные: Портрет П.П. Бажова; фотографии: дома, памятника; карточки-сигналы с положением артикуляционного аппарата; картины уральской природы (Верещагин П.П. «Картины Чусовой» ; Добров А.В. «Фотографии парка «Оленьи ручьи» »; Щеглов Д.С. Серия картин «Природа Урала» ) ; коврик с сигнальными изображениями; карточки-символы с изображением предметов; карточки с изображением предмета, цвета; мелкие предметы; комнатные растения; карточки-сигналы, обозначающие действия по уходу за растением; картины с изображением героев сказов; тексты для театральных инсценировок; карточки-символы с разными животными; карточки, изображающие опасность;
Литературные:
П.Бажов. «Сказы» Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1978 192 стр.
Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка» /П. Бажов; иллюстратор Ляхович – М.: Эксмо, 2012 – 592 с.
«Серебряное копытце» П.П. Бажов. Серия: Школьная библиотек. а Изд-во: Омега 2016 г.
«Медной горы хозяйка» П.П. Бажов. Серия: Классика – детям. Изд-во: Стрекоза-пресс 2007 г.
«Каменный цветок» П.П. Бажов. Серия: Любимые сказки. Изд-во: Росмэн 2015 г.
Музыкальные:
А. Фриндлендер партитура «Горная сказка»
И. Келлера - музыку к балету «Каменный цветок»
К. Молчанов - сочинение оперы «Каменный цветок»
Балет «Каменный цветок» С. Прокофьева
Прокофьев вместе со своей женой и балетмейстером Л. Лавровским написали либретто на основе пяти сказов («Малахитовая шкатулка» , «Горный мастер» , «Каменный цветок» , «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка» ) .
Балета «Сказ о каменном цветке» ,
Евгений Щекалёв – ансамблю Русичи – Сюита по сказам ППБ «Огневушка-поскакушка»
Мультимедийные:
«Серебряное копытце» 1977
«Малахитовая шкатулка» 1972
«Золотой волос» 2007
«Огневушка-поскакушка» 1979
Оборудование: ТСО: магнитофон, телевизор; Средства для изобразительной деятельности: белая и цветная бумага, белый и цветной картон, цветные карандаши и фломастеры, кисточки для раскрашивания, кисточки для клея, ножницы, салфетки для промачивания, рабочие салфетки, непроливайки, клей, чашечки для клея; Декоративный материал: стразы, блёстки, бусинки и т.п.; Спортивные модули – препятствия; Лабиринт; Тактильный конструктор; Ледянки, разноцветные мячи для метания.
Перспективное планирование работы по проекту: