Пасхальные яйца фаберже, которые купил виктор вексельберг. Шедевры фаберже из коллекции вексельберга Самые известные изделия

Виктор Вексельберг открыл музей Карла Фаберже. Коллекция миллиардера, президента Сколково, владельца компании «Ренова‑групп», располагается в Шуваловском дворце в Санкт‑Петербурге. На открытие приехал не только Вексельберг, но и министр культуры Владимир Мединский.

Серия яиц Фаберже создавалась в период между 1885 и 1917 годами для российской императорской семьи и частных покупателей. Первое яйцо было заказано Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. мператрице так понравилось изделие, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Впоследствии эту традицию сохранил Николай II.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков, в том числе для Феликса Юсупова, Ротшильдов и герцогини Мальборо. Из 71 яйца до наших дней дошло 62. После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью‑ оркскому магнату Малькольму Форбсу. Именно эту коллекцию целиком в 2004‑ ом году более чем за 100 миллионов долларов выкупил Виктор Вексельберг.

Виктор Вексельберг, основатель фонда «Связь времен»: Знаете, в отличие от семьи Форбс, из этого огромного количества предметов, которые вы видите, ни один предмет, ни один гений не находился у меня дома, потому что это было изначально решение, связанное с тем, что все, что приобретается, приобретается изначально не для частного пользования.

Тогда, в 2004‑м, из‑ за покупки коллекции Фаберже поднялась сильная шумиха. Возмущение вызвала не только дерзость, с которой изделия были приобретены — Вексельберг выкупил яйца прямо перед началом аукциона Sotheby`s, на котором они должны были быть проданы. Общественность выразила опасения, что бизнесмен приобрел коллекцию с целью заработать на последующем росте цены на произведения искусства. Тогда Вексельбергу сразу же предложили передать коллекцию Кремлю или Эрмитажу. Но миллиардер предпочел открыть частный музей. И этим поступком сегодня на открытии просто восхищался вице‑губернатор Санкт‑ Петербурга Василий Кичеджи.

Василий Кичеджи, вице-губернатор Санкт-Петербурга: Большое вам спасибо. Хочу вам пожелать, чтобы то дело, которое вы делаете в рамках не только города, но и страны, стало хорошим примером. Еще раз хочу сказать, что мы от имени правительства, губернатора благодарим, будем помогать в таких, я скажу, богоугодных делах. Спасибо!

Кроме того, что Виктор Вексельберг сделал богоугодное дело, мы спросили у участников арт‑рынка, какое влияние на него — арт‑рынок — имеет бизнесмен и коллекционер.

Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф»: Вексельберг влияет на рынок. Первое: потому что Вексельберг — человек с очень большим buy capacity. Он может много купить. И часто покупает большие дорогие вещи. Точнее, бывало это за ним. Второе: Вексельберг — человек определенного интеллектуального уровня, и не Шишкина он покупает. А музей частный, как любого рода инициатива - очень важное и нужное дело. Карл Иванович, в принципе, большой художник и ювелир земли русской, и пусть у него будет музей, ничего страшного в этом нет. Чудесно.

Яйца Фаберже — не последнее громкое приобретение Виктора Вексельберга. В 2006 году бизнесмен выкупил у библиотеки Мичиганского университета за символические 60 тысяч долларов архив известного мыслителя Ивана Ильина. Так совпало или нет, но за год до того Ильина в ежегодном послании цитировал Владимир Путин.

В общем, Виктор Вексельберг известен тем, что возвращает на родину исторические культурные ценности. Кстати, для того, чтобы открыть музей Фаберже, бизнесмену пришлось отреставрировать Шуваловский дворец, в котором располагаются институции и который находится у Вексельберга в аренде до 2056 года. Ремонтные работы обошлись в 1 миллиард долларов.

Увидеть коллекцию пасхальных яиц в отреставрированном Шуваловском дворце, можно будет в декабре, когда музей Фаберже откроется для широкой публики.

В Петербурге открылся частный Музей Фаберже Виктора Вексельберга, посвященный прикладному искусству 18-19 веков.


Музей открылся в Шуваловском дворце, на реставрацию которого у фонда «Связь времен» ушло более 10 лет.

"Для меня сегодняшний день - это праздник. Праздник, потому что проект начался не вчера и не позавчера, а замысливался более 10 лет назад. Тот, кто видел в то время Шуваловский, а изначально он назывался Нарышкинский дворец, наверное бы ужаснулся. Представить себе, что здесь может разместиться музей, было невозможно. Только на реставрационные работы и укрепление здания мы потратили 5 лет,за каждый рисунок, каждую линию шла борьба.
Интерьеры Шуваловского дворца - неразрывная, неотъемлемая часть всего Музея Фаберже. Коллекция вписалась очень гармонично».

Виктор Вексельберг, меценат, президент фонда «Сколково», председатель совета директоров группы компаний «Ренова»

Интересная история здания: первоначально дом строился для семьи Воронцовых, но в XIX веке он перешел во владении Нарышкиных. После свадьбы С. Л. Нарышкиной и графа П.П. Шувалова, дом был передан супругам и стал называться «Шуваловским».
После революции 17 года дом использовался для нужд различных общественных организаций. Сначала там разместился музей, в котором демонстрировались вещи дворянского быта, потом во дворце располагался Дом печати, Дом дружбы народов и прочие организации.
Пока уникальное здание переходило из рук в руки, оно успело изрядно поизноситься и разрушиться. В 2006 году дворец был выкуплен фондом под руководством В. Вексельберга.















Коллекция создавалась более 10 лет и продолжает пополняться до сих пор. Всего в ней насчитывается около 4000 произведений, включая живопись, фарфор и изделия из бронзы.












Центральной частью экспозиции являются, конечно, произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже. Вексельберг приобрел их в 2004 году у наследников американского газетного магнтата Малкольма Форбса. Коллекцию планировали продавать на аукционе по частям, но ее удалось спасти от распыления по всему миру.

В синем зале дворца представлены 9 императорских пасхальных яиц. среди которых есть даже первое яйцо, изготовленное Фаберже по заказу императора Александра III для его супруги Марии Федоровны в 1885 году. А также любимое яйцо императрицы Александра Федоровны под названием «Ландыши»: из глубины по очереди выдвигаются три портрета Николая II и дочерей Ольги и Татьяны.
Коллекция музея - не самая большая по количеству экспонатов работы Фаберже, но по своему разнообразию, отмечают эксперты, одна из лучших в мире.





Среди других исторических пасхальных подарков в коллекции есть яйца работы Фаберже для герцогини Мальборо, золотопромышленницы Кельх, миниатюрная конфетница в вице яйца, принадлжеавшая когда-то греческому королю Георгу I, а также, например, золотые часы в виде ширмы, украшенные акварельными портретами сыновей принца Вальдемара Датского - брата императрицы Марии Федоровны.























Также в экспозиции можно увидеть изделия из серебра и эмали, предметы обихода и интерьера 18-19 и начала 20 веков. Выставочный, рыцарский и другие залы дворца украшают полотна Айвазовского, Коровина, Маковского, Брюллова, Ренуара. А кабинет князя Шувалова, именуемый Готическим залом, превратился в собрание икон и коллекцию церковной утвари.









Перебирала прошлогодние фотографии, и вспомнила, что не показывала свой летний поход в Шуваловский дворец, он же музей Фаберже .
В музее в Питере находится 9 пасхальных яиц Фаберже с сюрпризами, созданных по заказу последних Романовых - императоров Александра III и Николая II.
Кроме шедевральных яиц в коллекции музея представлены и другие предметы Петербургской и Московской мастерских Фаберже. Кстати, их стиль различается. Петербургская ювелирная мастерская работала в более сдержанном ключе, а московская любила яркость и множество украшений в старо-славянском стиле. Также в музее представлены работы знаменитых ювелиров 19 века, не работавших в фирме Фаберже.

В начале 2004 года Виктор Вексельберг приобрел множество царских драгоценностей у наследников Малкома Форбса, который в течение 30 лет занимался их поиском.Таким образом, знаменитая, хрестоматийная Forbes collection была спасена от распыления (предметы из нее сначала планировали продавать на аукционе) и, по сути дела, от окончательной ликвидации. Ювелирные шедевры, некоторые из которых большевики продали за границу в 1920–1930 гг., были привезены в Россию, что положило начало процессу возвращения национального художественного достояния. По своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и представителям других монархических дворов Европы, собрание, без сомнения, является одним из лучших в мире.

Вначале посмотрим коллекцию.
Вот, например, Ковш презентационный, подарок князя В.С. Оболенского офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка, 1891 год. Фирма Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.



Модель царь-пушки, 1851 год. Фирма московского мастера Сазикова.

Рог для вина, 1850 года. Петербургское отделение фирмы московского мастера Сазикова.
Кубок с крышкой и черпак (справа). Санкт-Петербург, 1840-е. Работа неизвестного мастера.

Очень много красоты с мельчайшими деталями, которые хочется долго и пристально разглядывать.

В 1899 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде, князь Лев Сергеевич Голицын был удостоен особой награды от Николая II за выдающийся вклад в развитие отечественного виноделия. Князю был преподнесен большой серебряный презентационный ковш с красными эмалевыми вставками с надписями. Ручки ковша увенчаны двумя орлами работы Юлия Раппопорта –ведущего серебряных дел мастера петербургского филиала фирмы Фаберже.

В последнее время мне очень стал нравиться хрусталь, поэтому я долго не могла оторваться вон от тех кувшинов справа.

А вот мы и дошли до Синего зала, где хранятся жемчужины музея Фаберже - императорские пасхальные яйца. Серия яиц создавалась между 1885 и 1917 гг. как для российской императорской семьи, так и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.

В коллекции музея находится самое первое императорское яйцо "Курочка" 1885-го года производства. Оно минималистичное, но не менее прекрасное: белое, внутри желток, потом курочка, а внутри неё рубиновая корона (не сохранилась).

Яйцо "Пятнадцатая годовщина царствования" . Яйцо было создано по заказу Николая II в 1911, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1911 года. На нем расположены миниатюры - 7 портретов членов семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского. Ювелир - Генрих Вингстрем.

Яйцо "Лавровое дерево". Яйцо было создано в 1911 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1911 года

Яйцо "Ренессанс" . Оно было создано и передано императору Александру III в 1894 году, став последним подаренным им пасхальным яйцом императрице Марии Фёдоровне.

И справа яйцо "Воскресение" . Согласно одной из версий, мог служить сюрпризом для яйца «Ренессанс», внутрь которого помещается идеально (без ножки, добавленной позднее).

Яйцо "Коронационное" является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Над ним работали ювелиры Михаил Перхин, Генрик Вигстрём и Георг Штейн, создавший миниатюрную копию кареты. Яйцо было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II. Этот значимый символ Российской истории был представлен в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне.

Справа - яйцо "Петушок" . Создано в 1900 году по заказу императора Николая II в качестве подарка для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.
Слева - яйцо "Курочка Кельха" , изготовленное в 1898 году по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха. Яйцо предназначалось как пасхальный подарок для его жены Варвары Петровны Кельх. Было первым в серии из семи пасхальных яиц, которые изготавливались фирмой Фаберже для семьи Кельх ежегодно с 1898 по 1905 год.

Яйцо "Ландыши" выполнено в стиле модерн. Было изготовлено в качестве подарка на Пасху последней русской императрице Александре Фёдоровне, жене Николая II в 1898 году.

Яйцо "Орден Святого Георгия". Создано по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1916 года.Это последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и единственное, которое она смогла вывезти за рубеж.

Пришли за яйцами
Виктор Вексельберг накупил изделий Фаберже на $100 млн

В Нью-Йорке совершена беспрецедентная сделка, пишет Коммерсант: российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс. В коллекции – девять императорских пасхальных яиц. По информации газеты, господин Вексельберг заплатил за коллекцию свыше $100 млн и пообещал вернуть ее в Россию.

Императорские пасхальные яйца оптом еще никто не покупал. Даже в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. И вот теперь Виктор Вексельберг купил девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов – брошей, табакерок и чернильных приборов. Причем купил не просто оптом, а буквально увел из-под носа сотен коллекционеров Фаберже, которые с вожделением ожидали аукциона Sotheby`s, с пафосом заявленного на апрель 2004 года.

Распродаваться должна была коллекция Малькольма Форбса, основателя журнала Forbes. Свой первый предмет Фаберже он купил в 1960 году – это был золотой портсигар. Через пять лет мистер Форбс приобрел свое первое яйцо герцогини Мальборо. Еще через 20 лет он купил первое императорское пасхальное яйцо – "Яйцо с кукушкой". Коллекционирование предметов Фаберже, в первую очередь сделанных для императорской семьи, стало страстью господина Форбса. По числу яиц он даже обошел коллекцию Кремля – так как нашел еще и два яйца-сувенира, сделанных для промышленника Кельха.

После смерти "старика" Форбса (он умер от инфаркта в 1990 году) его наследники стали распродавать коллекцию. В апреле 2002 года на торги Christie`s было выставлено "Зимнее яйцо" и еще 68 предметов из собрания. Тогда это было сенсацией – "Зимнее яйцо" даже привозили в Россию "на смотрины". В итоге яйцо купили за $9,6 млн, все остальное – за $5,1 млн. И вот теперь на Sotheby`s должны были выставить оставшуюся часть собрания с девятью яйцами во главе.

С тем большим удивлением было воспринято вчерашнее известие, что некоммерческий фонд "Связь времен", специально созданный господином Вексельбергом, приобрел у семьи Форбс сразу всю коллекцию и намеревается вернуть ее в Россию. Вообще-то продажа предметов, которые должны быть пущены с молотка, до торгов – нарушение законов аукционной торговли. "Продажа коллекции господину Вексельбергу до аукциона является абсолютно исключительной для Sotheby`s ситуацией,– сказала в интервью Ъ глава пресс-службы нью-йоркского отделения аукционного дома Дайан Филипс.– Несколько дней назад представители Виктора Вексельберга связались с нами и сделали предложение, подкрепив его заявлением о том, что господин Вексельберг намерен вернуть коллекцию Фаберже в Россию. Это предложение мы тут же обсудили с семьей Форбс. Через несколько дней семья согласилась продать коллекцию господину Вексельбергу. Сделка является абсолютно законной".

Госпожа Филипс также заявила Ъ, что у Виктора Вексельберга были серьезные конкуренты в борьбе за покупку коллекции. "Январское объявление Sotheby`s об аукционе коллекции Форбс вызвало повышенный интерес во всем мире. Мы получали предложения от разных коллекционеров из многих стран, но я не имею права разглашать какие-либо имена". Госпожа Филипс также отказалась подтвердить наличие письменного договора между семьей Форбс и Виктором Вексельбергом об обязательном возвращении коллекции в Россию. "Господин Вексельберг ведь открыто заявил о своих намерениях",– сказала она и посоветовала обратиться к представителю семьи Форбс Бобу Беркету. Тот был гораздо менее любезен и отказался обсуждать что бы то ни было с представителями СМИ. Мони Бигли, старший вице-президент компании Forbes по связям с общественностью, также не стала отвечать на вопросы, касающиеся деталей переговоров семьи Форбс с представителями Виктора Вексельберга и Sotheby`s. Тем не менее госпожа Бигли подчеркнула, что деловая репутация господина Вексельберга у семьи Форбс сомнений не вызвала: "Виктор Вексельберг был включен в список миллиардеров журнала Forbes в марте 2003 года. Что еще нужно для того, чтобы подтвердить его деловую репутацию?" По информации Ъ, господин Вексельберг заплатил за коллекцию свыше $100 млн. Сумма велика, но перестает казаться чрезмерной, если учесть, например, что самое знаменитое и дорогое яйцо из коллекции, "Коронационное", подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1897 году, с золотой скорлупой-гильоше и крохотной золотой каретой внутри, в аукционном каталоге было предварительно оценено в $18-24 млн. А ведь есть еще и самое первое императорское яйцо, простенькое, с курочкой внутри, которое Александр III заказал у Фаберже в 1885 году, с эстимейтом $3-4 млн, потом немного эклектичное "Ренессансное" (1894 год, $5-7 млн), скромное яйцо с розой (1895 год, $3-4 млн), потом еще "Ландышевое" (1898 год, $12-18 млн), "К 15-й годовщине коронации" (1911 год, $10-15 млн), "Померанцевое дерево", увешанное розовыми бриллиантами (1911 год, $10-15 млн), барочное "Кукушка", которое Николай II подарил матери (1900 год, $5-7 млн), и яйцо с орденом святого Георгия – единственное покинувшее Россию в руках владельца (императрица Мария Федоровна увезла его в Данию; 1916 год, $4-6 млн). Плюс еще 190 ювелирных изделий, в том числе и весьма дорогостоящих.

Согласно последнему рейтингу журнала Forbes (март прошлого года), Виктор Вексельберг занимает 147-е место в списке самых богатых людей мира. Журнал оценивает личное состояние председателя совета директоров алюминиевого "СУАЛ-холдинга" и директора по производству нефтяной компании ТНК-BP в $2,5 млрд. Его основу составляет неразглашаемая доля (по неофициальной информации, около 70%) господина Вексельберга в консорциуме Access/Renova, который, в свою очередь, является основным акционером Сибирско-Уральской алюминиевой компании и совладельцем 50% ТНК-BP (в партнерстве с "Альфа-групп" предпринимателя Михаила Фридмана). ТНК-BP была создана в прошлом году в результате российских нефтяных активов "Альфы" и Access/Renova (AAR), с одной стороны, и британской BP – с другой. Доход AAR от этой сделки составил $7,7 млрд. Кроме того, господин Вексельберг участвует в ряде не столь крупных бизнесов. Среди них ИК "Совлинк", контролирующая ряд химических предприятий, угольные разрезы в Казахстане, и компания "Комплексные энергетические системы", которая сейчас занимается скупкой бумаг региональных энергокомпаний.

Прокомментировать Ъ вчерашнюю сделку согласился анонимный источник, близкий компании Forbes: "То, что произошло, имеет отношение главным образом не к сантиментам, а к estate planning – стратегии планирования наследства, о которой хорошие бизнесмены в Америке задумываются на десятилетия вперед. В настоящее время компания Forbes принадлежит четырем братьям и одной сестре. О том, чтобы 51% акций журнала оставался в одних руках, а наследство не расплывалось на 20-30 человек, как это случилось в семье Херста, они думают уже сейчас. Чтобы не раздавать каждому члену семьи по яичку, семья Форбс решила выставить всю коллекцию на продажу целиком. По моим предположениям, то, что Sotheby`s не дождался начала торгов, говорит о том, что Вексельберг предложил сразу гораздо большую сумму. То, что коллекция в итоге вернулась в Россию, для Форбсов, конечно, красивое завершение дела. Но не думаю, что они ожидали, что кто-то готов вложить такие деньги в разовую сделку".

Как рассказал Ъ руководитель проекта при фонде "Связь времен" Андрей Шторх, Виктор Вексельберг увидел заметку о предстоящем аукционе в газете и послал в Нью-Йорк своих доверенных лиц, чтобы обсудить возможность возвращения яиц в Россию. А потом учредил и специальный фонд. Господин Вексельберг драгоценных яиц в руках не держал, для него они "не просто произведение ювелирного искусства, но и бесценная историко-культурная и конфессиональная реликвия". Ему предстоит их увидеть в Нью-Йорке, где по просьбе американцев новый владелец устроит первую выставку своей баснословной коллекции. Затем, по словам Андрея Шторха, "коллекция вернется в Россию и будет показана публике. Где она будет храниться? Может быть, в Эрмитаже: это императорский дворец. Может быть, в музеях Кремля: там хранятся другие пасхальные яйца, сделанные для русских императоров. А может, в храме Христа Спасителя. Главное условие Форбсов и Виктора Вексельберга – коллекция должна остаться единой". Так как фонд возглавляет академик Святослав Рыбас, один из инициаторов восстановления храма Христа Спасителя, не исключено, что яйца окажутся именно там.

Коллекционеры-патриоты

В 1993 году банк "СБС-Агро" приобрел в США триптих "На Шипке все спокойно" Василия Верещагина и вариант евангельской композиции Василия Поленова "Христос и грешница". В 1994 году банком приобретен ранее неизвестный "Итальянский альбом" рисунков Карла Брюллова. В коллекции банка также были картины Константина Маковского, Николая Ярошенко, Ивана Крамского и Михаила Врубеля, которые выставлялись в российских музеях.

Бывший глава банка "СБС-Агро" Александр Смоленский коллекционирует фарфоровые статуэтки, изготовленные одной из старейших российских мануфактур Гарднера–Кузнецова. В апреле 2002 года он завещал коллекцию Государственному Русскому музею.

Инкомбанк осенью 1993 года за $320 тыс. приобрел у родственницы художника одну из авторских версий "Черного квадрата" Казимира Малевича. После банкротства банка полотно за 32 млн руб. выкупил для передачи Эрмитажу глава компании "Интеррос" Владимир Потанин.

Российский бизнесмен Владимир Логвиненко, бывший главный акционер Удмуртской нефтяной компании, приобрел и в 2000 году передал Музею Андрея Рублева фрагмент рукописной книги "Лествица" Иоанна Лествичника. В 2001 году в Великобритании им приобретена икона "Богоматерь Одигитрия", написанная Дионисием в XV веке. В настоящее время икона выставлена в Третьяковской галерее. Предприниматель владеет также двумя картинами работы Питера Пауэла Рубенса "Союз Земли и Воды"и "Тарквиний и Лукреция". Первая была официально ввезена в Россию 19 января 2004 года. Вторая в настоящее время находится под арестом по запросу прокуратуры Германии, так как полотно находилось в розыске с 1942 года и лишь в 2003 году обнаружено в Москве.

ТАТЬЯНА МАРКИНА, ДМИТРИЙ СИДОРОВ, ЕЛЕНА ЧИНЯЕВА, ДЕНИС СКОРОБОГАТЬКО - Коммерсант

Вексельберг купил Фаберже

Президент ЗАО "Ренова" Виктор Вексельберг вчера потряс мировой антикварный рынок, пишут Ведомости. Он потратил более $100 млн на покупку крупнейшей частной коллекции изделий Карла Фаберже у аукционного дома Sotheby"s. По мнению экспертов, это крупнейшая сделка с российскими произведениями искусства. Вексельберг собирается привезти коллекцию в Россию и выставить на всеобщее обозрение.

Аукционный дом Sotheby"s планировал выставить коллекцию изделий Карла Фаберже, принадлежавшую семье Форбс, на аукционе в Нью-Йорке в конце апреля. Основу коллекции из 200 предметов составляют девять пасхальных яиц, выполненных Карлом Фаберже по заказу российской императорской семьи. В их числе самое знаменитое произведение ювелира - Коронационное яйцо, сделанное для Николая II. Это крупнейшая частная коллекция императорских пасхальных яиц.

Виктор Вексельберг - председатель совета директоров и совладелец ЗАО "Ренова". Компания является крупным акционером "СУАЛа" и ТНК-BP, владеет контрольным пакетом акций порта Восточный (Приморский край) и 50% акций Первого контейнерного терминала в Санкт-Петербурге, Коломенским заводом (тепловозы, двигатели к ним) и рядом более мелких активов.

"Вы уже слышали потрясающую новость? " - первым делом спросили вчера корреспондента "Ведомостей" в пресс-офисе Sotheby"s. Аукционный дом объявил, что коллекция изделий Фаберже из собрания семьи Форбс, которую планировали выставить на аукцион в апреле, "в частном порядке" была продана фонду "российского промышленника" Виктора Вексельберга "Связь времен". Стоимость сделки не раскрывается. Однако известно, что Sotheby"s рассчитывал продать коллекцию на аукционе не дешевле $90 млн. А эксперты антикварного рынка полагают, что Вексельберг потратил от $100 млн до $150 млн. "Продажа лотов до аукциона - это очень необычный шаг. Чтобы заставить Sotheby"s сделать это, нужно было предложить им сумму, которая превысила бы все возможные ожидания", - объясняет сотрудник Министерства культуры. "Для всех нас это стало настоящим потрясением", - признается директор по международным коммуникациям Sotheby"s Дайана Филлипс. По ее словам, сделка была "молниеносной", ведь представитель Вексельберга обратился в аукционный дом лишь "несколько дней назад".

Получить комментарии самого нового обладателя коллекции "Ведомостям" не удалось. А директор по стратегическому планированию ЗАО "Ренова" Андрей Шторх говорит, что Вексельберга впечатлили уникальность и ценность этой коллекции. "Могу сказать только, что он потратил на покупку весьма значительную часть своего состояния", - говорит Шторх. По его словам, задача недавно созданного фонда "Связь времен" - "поиск по миру и возврат в Россию культурно-исторических сокровищ". Еще в апреле 2003 г. "СУАЛ" купил во Франции и подарил Третьяковской галерее пять графических листов импрессиониста Николая Тархова.

В "Ренове" надеются, что коллекция пасхальных яиц вернется в Россию к 11 апреля, празднику Пасхи. Место постоянного хранения коллекции еще не определено - это может быть Оружейная палата Кремля, Эрмитаж или храм Христа Спасителя.

В Министерстве культуры эту сделку считают результатом изменений в Таможенном кодексе, инициированных министерством. С начала этого года ввоз культурных ценностей в Россию не облагается таможенной пошлиной, которая раньше составляла 20 - 30% от стоимости предмета. Например, предприниматель Владимир Логвиненко довольно давно приобрел картину Рубенса, но ввез ее в Россию только в январе, потому что раньше ему пришлось бы заплатить таможне не менее $6 млн, рассказал чиновник. Теперь картина будет выставлена в Эрмитаже.

"Инвестиции в искусство - одно из самых надежных вложений капитала, приносящих от 5 до 15% годовых. Тот, кто сделает это долговременным бизнесом, рано или поздно не прогадает. А Фаберже сейчас в моде", - говорит собеседник "Ведомостей" в министерстве.

До покупки Вексельберга крупнейшей сделкой с произведениями Фаберже была продажа аукционным домом Christie"s Зимнего яйца из императорской коллекции за $9,5 млн. А выручка аукционов российского искусства, проводимых ведущими аукционными домами, не превышала $20 млн.

Елена Виноградова, Екатерина Кудашкина – Ведомости

Зачем ему столько яиц?

Чтобы вернуть в Россию. И за это я готов поклониться ему в пояс. Я рад, что богатые люди наконец покупают и возвращают исторические ценности. Недавно Артем Тарасов привез в Россию ценную диадему, теперь Вексельберг.

Артем Тарасов, гендиректор компании "Итерен":

Это умный бизнес-поступок и вложение в вечные ценности, это же не подарок государству. Я рискую, чтобы подарить корону государству, а он умный: покупает себе то, что дорого и будет еще дороже. Но я все равно рад, человек он очень хороший, а яйца попадут в Россию. По выгодности вложения он догонит и перегонит Абрамовича с его "Челси".

Марина Коротаева, гендиректор ювелирного дома "Петр Привалов":

Это настоящий поступок, который должен помочь возрождению традиций меценатства. И выгодное вложение, но в любом случае коллекции выставляются, и все смогут увидеть эти уникальные произведения.

Натали Голицына, президент Русского клуба:

Для овеществления своего патриотизма. Но национальным достоянием они никогда не станут.

Константин Ремчуков, экс-депутат Госдумы, коллекционер:

Чтобы были. И главное, чтобы была уверенность, что купил не фальшак. В тридцатые годы на Запад продали печатку яиц, и в мире появилось много фальшака. Надеюсь, Вексельберг это учел. Главное -- чтобы Степашин правильно отнесся к покупке.

Андрей Ананов, гендиректор компании "Русское ювелирное искусство":

Я верю, что Вексельберг сделал это бескорыстно, руководствуясь русской аксиомой: дорого, зато красиво. Я рад, что они вернулись на родину, что будут устраиваться выставки. Главное -- что они в России.

Коллекцию из 180 ювелирных изделий, в том числе девять пасхальных яиц, созданных по заказу русской императорской семьи знаменитым ювелиром Карлом Фаберже, предполагалось выставить на аукционе Сотбис 20-21 апреля по начальной цене 90 миллионов долларов. Однако затем, как заявил глава аукционного дома Билл Рупрехт, Sothbey"s получил "замечательное предложение" от Вексельберга.

Рассказывая о деталях сделки, российский эксперт, принимавший участие в сделке сказал, что она была заключена не с первой попытки. По словам эксперта Ружников, выполняя просьбу Вексельберга, он связался с одним из членов семьи Форбс, у которого поинтересовался возможностью приобретения коллекции напрямую.

"Сначала семья Форбс отказалась вести переговоры на эту тему, сославшись на подписанный контракт с Sothbey"s ", - сказал эксперт. Представители семьи рекомендовали все переговоры по этому вопросу вести с Sothbey"s, не исключив, тем не менее, вероятность продажи коллекции и без аукционных торгов.

Ружников рассказал, что после этого он вместе с адвокатом вышел на руководство Sothbey"s в Нью-Йорке. "Вначале предложенная нами цена прямого приобретения коллекции не вызвала энтузиазма у представителей Sothbey"s, и аукцион отказал в удовлетворении просьбы, сославшись на то, что семья Форбс не согласится с такой стоимостью продажи. Однако второе предложение было принято", - сообщил эксперт.

Ружников не назвал цену покупки, отметив лишь: "Цена сделки была справедливой для двух сторон и она соответствовала реальной ценности коллекции".

Ружников также отметил, что аукционная оценка Sothbey"s была максимальной для такого рода коллекции. И если раньше на предыдущих аукционах самая высокая цена одного пасхального яйца из коллекции Фаберже была в районе 8 миллионов долларов, то сейчас аукционная оценочная цена некоторых экземпляров, которые должны были пойти с молотка в Нью-Йорке, колебалась между 15 и 23 млн долларов.

По его словам, с момента получения им просьбы Вексельберга о выяснении возможности приобретения коллекции и до получения на это согласия Sothbey"s прошло всего две недели.

До отправки коллекции в Россию аукционный дом Sothbey"s намерен выставить коллекцию Фаберже в Нью-Йорке на всеобщее обозрение.

Эту акцию многие американские эксперты и коллекционеры окрестили так: "Прощайте, яйца Фаберже".

Среди ювелирных изделий коллекции - легендарное коронационное яйцо, которое император Николай Второй преподнес своей супруге Александре Федоровне в 1897 году в честь своего восхождения на престол. По подсчетам экспертов, это яйцо стоит примерно 18-24 миллионов долларов.

Глава аукционного дома Билл Рупрехт сказал: "Мы знали, что к возможности возвращения императорских пасхальных яиц Фаберже в Россию следует отнестись со всей серьезностью. Подобный поворот событий был "непредвиденным и исключительно редким".

Основатель популярного делового журнала Forbes Малкольм Форбс начал собирать коллекцию изделий Фаберже в 1960 году. 14 лет назад Малкольм скончался, оставив коллекцию в наследство своим сыновьям.

В нью-йоркской галерее Форбсов на Пятой авеню хранились девять из 42 сохранившихся до наших дней драгоценных пасхальных яиц, которые были изготовлены с 1885 по 1916 годы Карлом Фаберже для российской императорской семьи. Более крупная коллекция - десять пасхальных яиц Фаберже - находится в Московском Кремле.

До 1 апреля приобретенная Виктором Вексельбергом у аукционного дома Sothbey"s коллекция ювелирных изделий работы Фаберже должна быть перевезена в Россию.