Палаццо фарнезе и фонтаны в виде цветов ириса на площади фарнезе, рим, италия. Палаццо фарнезе и фонтаны в виде цветов ириса на площади фарнезе, рим, италия Площадь фарнезе

  • Горящие туры в Италию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Этот монументальный дворец на берегу реки По был выстроен в 1556 г. Оттавио Фарнезе, герцогом Кастро и Пармы, который стал и герцогом Пьяченцы. Оттавио решил обустроить свою резиденцию именно здесь - вероятно, оттого, что чувствовал себя в большей безопасности из-за присутствия испанского гарнизона. Постройку дворца заказала супруга Оттавио Маргарита Австрийская, дочь императора Карла V. В результате этого поверх бывшей крепости, выстроенной Висконти в 1352 г., была возведена новая постройка - её-то мы и видим сегодня.

    После смерти последнего герцога из семьи Фарнезе в 1731 г. дворец пришёл в запустение. Реставрация началась только в начале 20 в. Сегодня во дворце размещены несколько важнейших музеев и выставочных пространств города. В частности, это Археологический музей, пинакотека (художественная галерея, которая занимает апартаменты герцогини на втором этаже), выставки «Фасти Фарнезиани» («Великолепие Фарнезе»), Музей Итальянского объединения, Музей древнего оружия, Музей диванов, государственный архив и несколько коллекций скульптур, фресок, майолик, стеклянных изделий 12-17 вв.

    В Археологическом музее Пьяченцы можно увидеть знаменитый артефакт со страшноватым названием «Печень из Пьяченцы». Это действительно печень натуральной величины из бронзы, сделанная во 2 в. до н. э. этрусками.

    Нынешняя конструкция дотягивает по размерам едва ли до половины запланированной в оригинальном амбициозном проекте Виньолы.

    Первоначальный план создавался Франческо Пачиотто из Урбино, а в 1558 г. им занялся известный архитектор Джакомо Бароцци - он же Виньола. Архитектор уже работал над другой виллой Фарнезе, в Капрароле, для кардинала Алессандро Фарнезе. Виньола существенно переделал оригинальный план, и, согласно новому варианту, дворец должен был стать воистину большим, сравнимым только с Ватиканским: примерно 111 на 88 м. Строительные работы были поручены Джованни Бернардо Делла Валле, Джованни Лавеццани и Бернардо Паниццари (Карамозино).

    В пинакотеке Пьяченцы собраны картины 16-17 вв. из герцогских коллекций. Самый ценный шедевр - «Мадонна с молодым св. Иоанном» кисти Боттичелли.

    Тем не менее нынешняя конструкция дотягивает по размерам едва ли до половины запланированной в оригинальном амбициозном проекте Виньолы. В ней не хватает множества архитектурных особенностей, включая части внешних стен, главный фасад с античного вида триумфальной аркой и большой башней, а также театр во внутреннем дворе. Политические причины и дороговизна строительства вынудили Оттавио не достраивать дворец, а вместо этого переместить свой двор из Пьяченцы в Парму. Работы по завершению частично готового палаццо были завершены только в 1602 г., при герцоге Рануччио I.

    В Музее древнего оружия около 400 старинных экспонатов, оружия и доспехов, собранных пьячентским аристократом Антонио Пармой.

    Оригинальный проект Виньолы для палаццо Фарнезе

    Герцогская часовня («Капелла Дукале» или «Капелла Гранде») использовалась исключительно семьёй в религиозных целях. Она представляет собой зал, квадратный в плане, который был превращён в восьмиугольник путём добавления четырёх приделов по углам. Стороны сделаны такой же длины, что и высота часовни, так что в целом получается почти полукруглый купол. Капелла украшена гербовыми лилиями Фарнезе и масками в маньеристском ключе, изображающими ангелов. Другие символы, которые также имеют отношение к семье Фарнезе, - это единорог, морская звезда, дельфины и черепахи; их можно увидеть на большом фризе.

    (итал. Palazzo Farnese) - бывший фамильный дворец знаменитого рода пармских герцогов Фарнезе, один из лучших примеров архитектуры эпохи Возрождения в Риме. Главная его достопримечательность - зал «Галерея Фарнезе» с циклом фресок «Любовь Богов». На сегодняшний день в палаццо располагается посольство Франции , поэтому для широкой публики он доступен только в форме 45-минутной экскурсии.

    Содержание
    содержание:

    В конце XV века площадь, на которой расположен роскошный трёхэтажный дворец, была занята постройками жилого квартала. Для строительства столь грандиозного сооружения требовалась соответствующая по размерам территория, которую не так легко было найти в городе с многовековой историей, а тем более в центральной его части. Кардинал Алессандро Фарнезе (1468–1549), будущий Папа Римский Павел III, будучи человеком состоятельным, приобрёл несколько старых построек на берегу Тибра для возведения своего фамильного палаццо. Работу над проектом палаццо поручили флорентийцу Антонио да Сангалло Младшему, бывшему на тот момент главным архитектором при дворе Святого Престола.

    Строительство началось в 1514 году , но уже в 1527 году в истории Рима произошло событие, в значительной степени повлиявшее не только на политическую и экономическую ситуацию в Папском государстве, но и опустившее широкий занавес над искусством эпохи Возрождения. Этот год ознаменовался катастрофическим военным разграблением, повлекшим за собой ослабление влияния Святого Престола в Европе, потерю некоторых подконтрольных земель и упадок в искусстве.

    Постройка фамильного дворца была приостановлена и возобновилась лишь в 1541 году, когда Алессандро Фарнезе уже семь лет занимал Папский трон. Тогда в первоначальный проект сооружения были внесены некоторые правки и дополнения, одним из которых стало обустройство прилегающей площади.

    подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

    После смерти Сангалло Младшего (1546 год) главным архитектором назначили Микеланджело Буонаротти , который изменил экстерьер палаццо, добавив широкий карниз, придающий сооружению монументальность, балкон с украшающим его огромным мраморным гербом и преобразил декор внутреннего дворика. После смерти Папы Павла III строительные работы, возможно из-за недостатка финансирования, неоднократно приостанавливались. Возведение дворца закончили лишь в 1589 году , однако некоторые элементы проекта так и не были реализованы. Например, не построили мост через Тибр, который должен был соединить Палаццо Фарнезе и Виллу Фарнезину, расположенную на противоположном берегу, и также являвшуюся собственностью влиятельной семьи.

    Во второй половине XVIII века здание было арендовано, а позже и полностью выкуплено французским правительством для размещения на его территории посольства. В 1939 году Бенито Муссолини приказал национализировать важное историческое сооружение, но заключил с правительством Франции договор аренды на 99 лет за символическую плату в размере 1 евро в год. Помимо французского посольства, в нынешнее время во дворце находится научная библиотека Римского исторического института, который специализируется на археологии Италии и средневековой истории Папства.

    Фасад палаццо облицован светло-желтым кирпичом и украшен элементами из белого травертина. Окна первого и второго этажа имеют прямоугольную форму, в то время как окна третьего этажа - арочные. Оконные проёмы обрамлены пилястрами в виде полукруглых колонн и украшены треугольными и изогнутыми фронтонами.


    Главной достопримечательностью палаццо является зал «Галерея Фарнезе» с великолепными росписями братьев Карраччи, созданными в начале XVII века. Цикл фресок называется «Любовь Богов». Некоторые искусствоведы возводят их в один ряд с такими шедеврами как роспись Сикстинской капеллы и фрески «Лоджии Психеи» Виллы Фарнезины. Совсем недавно (в августе 2015 года) была завершена масштабная реставрация фресок братьев Карраччи, которая обошлась в 800 тысяч евро.


    Большая часть материалов, использованных для декорирования палаццо, была «позаимствована» (стандартная практика того времени) из древнеримских достопримечательностей , в частности тех, что располагались в окрестностях города (Тиволи и Остии), а некоторые - из Терм Каракаллы . Например, бассейн фонтана, украшающего площадь Фарнезе, представляет собой античную купель, располагавшуюся ранее именно в Термах Каракаллы.

    - групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

    - погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

    - история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

    Палаццо Фарнезе, расположенный на одноименной площади в Риме, считается одним из лучших образцов ренессансного стиля. Строительство дворца началось в 1514 году по воле римского кардинала Алессандро Фарнезе, будущего папы Павла III-го, у которого к тому времени было двое детей, и который для своей семьи решил построить роскошную резиденцию, достойную его положению.

    Для осуществления этого амбициозного плана кардинал решил использовать купленный в 1495 году палаццо Ферриз, к которому дополнились купленные в 1512 году ряд соседних зданий. Разработать проект нового дворца было поручено лучшему архитектору того времени - Антонио да Сангалло младшему.

    Начавшиеся в 1514 году строительные работы были прерваны в 1527 году, когда определённые политические и военные события, привели к тому, что вышедшие из-под контроля многонациональные войска императора Карла V-го разграбили «вечный город».

    Работы возобновились в 1541 году. К этому времени кардинал Алессандро Фарнезе был избран римским папой под именем Павла III-го, а один из его сыновей Рануччио погиб в сражении. В связи с этими обстоятельствами Сангалло пришлось несколько изменить изначальный проект.

    После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 году, работа над дворцом была поручена Микеланджело, который, естественно, захотел оставить свой след в реализации этой работы. Под его руководством, помимо внутренних работ, был оформлен главный фасад дворца - карниз и большое мраморное окно с колоннами из пестрого мрамора над главным входом и увенчанное гербом папы Павла III-го.


    В те годы, Франческо Сальвиати и Таддео Зуккари расписывают Большой салон фресками под циклом "Апофеоз Фарнезе", где превозносят все заслуги папы Павла III-го и подвиги Рануччио Фарнезе.


    В саду, с тыльной стороны дворца, был разбит сад, который украсила знаменитая скульптурная композиция "Наказание Дирки", найденная в 1545 году в термах Каракаллы и купленная папой Павлом III-м. Около двух веков она оставалась в саду, затем, вместе с другими древностями, была отправлена в Неаполь и нынче находится в Национальном археологическом музее этого города.

    Микеланджело также планировал построить мост, который должен был связать дворец с садами семьи Фарнезе, расположенными на противоположной стороне реки Тибр. Однако, из-за смерти папы Павла III-го проект так и не был завершен, хотя его следы до сих можно увидеть в виде короткого мостика перекинутого через улицу виа Джулиа с задней стороны палаццо.

    Смерть папы в 1549 году в очередной раз прервала строительство. Работы по благоустройству дворца возобновилось лишь в 1565 году, заказчиком выступил племянник папы - Руджеро. Их возглавил архитектор Джакомо да Виньола, который в течении долгого времени, в основном, занимался проектами для семейства Фарнезе, и продолжал трудиться на благо семьи вплоть до своей смерти в 1573 году.

    Чтобы завершить строительные работы, внуком папы Павла III-го кардиналом Алессандро Фарнезе (1520-1589) был приглашен архитектор Джакомо делла Порта. К 1589 году архитектор закончил оформление фасада дворца со стороны сада. Им также планировалось соединить мостом дворец Фарнезе и купленную кардиналом в 1580 году виллу Киджи, именуемую нынче виллой Фарнезина, но этот проект, как и проект Микеланджело, хотевшего соединять сады Фарнезе, так и не был осуществлён.

    Алессандро Фарнезе, большой поклонник искусств, имел превосходные коллекции античной скульптуры и живописи, которые украсили залы дворца. Часть этой коллекции впоследствии стала основой Неаполитанского национального археологического музея.

    В 1597 году потомок Алессандро кардинал Одоардо Фарнезе поручил Аннибале Карраччи написать цикл фресок на тему «Любовь Богов», чтобы таким образом прославить женитьбу своего брата Раннучио Фарнезе, герцога Пармы, на Маргарите Альдобрандини - внучатой племянницы Папы Климента VIII-го. В художественном оформлении внутреннего убранства дворца принимали участие не менее известные художники того времени - Агостино Караччи, а также их ученики Джованни Ланфранко и Доменикино, которые украсили залы дворца фресками на мифологические сюжеты.





    В 1603 году с задней стороны дворца была пристроена терраса для кардинала Одоардо, которая использовалась как трибуна и откуда можно было наблюдать за лошадиными и ослиными скачками, различными празднествами, карнавалами и фейерверками, происходившими на улице виа Джулиа и у берега Тибра. В этом же веке эта постройка была снесена.

    В 1626 году, после смерти кардинала Одоардо Фарнезе, дворец стоял практически необитаем в течение нескольких лет.

    Ближе к середине XVII-го века интересы семьи Фарнезе перемещаются из Рима в Парму, и большая часть произведений искусств из коллекции дворца перемещается туда же. По завещанию кардинала Алессандро, во дворце были оставлены только древние артефакты, неразрывно связанные с историей Рима, однако этим завещанием впоследствии пренебрёг наследник имущества Карл III-й де Бурбон.

    А с 1635 и по 1688 годы дворец, можно сказать, стал постоялым двором для высокопоставленных особ - здесь, в основном, останавливались послы французских королей, одним из которых был главный министр Людовика XIII-го Альфонс-Луи дю Плесси де Ришелье, брат герцога Ришелье.

    В 1660 году во дворце проходило празднество в честь брака дофина Франции с Марией Терезией Испанской. Для этого на площади перед дворцом был сооружено грандиозное пиротехническое сооружение для запуска фейрверков.

    В декабре 1655 года папа Александр VII-й позволил прибывшей в Рим королеве Швеции Кристине поселиться в палаццо Фарнезе, которая как оказалось, была наихудшим гостем этого дворца: после её отъезда в Париж папские власти обнаружили, что из дворца было украдены гобелены, картины и серебро, а великолепные деревянные двери дворца разбиты и использованы в качестве топки. Ущерб вылился в приличную сумму, но все было оправдано вороватыми слугами, и ущерб нанесенный дворцу возмещён не был.

    После смерти Антонио Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы в 1731 году, не оставившего наследников, все земли и имущество семьи наследует Изабелла Фарнезе, на то время являвшаяся женой короля Испании Филиппа V-го Бурбона, присоединив их к владениям испанской короны. Далее, всё наследует Карл III-й Бурбон, сын Филиппа V-го и Изабеллы, который в 1734 году перемещает большую часть оставшихся ценностей из палаццо Фарнезе в Неаполь и Казерту, и на протяжении XVIII-го и XIX-го веков практически все древние скульптуры остававшиеся во дворце, вопреки завещанию кардинала Алессандро Фарнезе, были перемещены в Неаполь.

    За последующие полтора века дворец претерпел несколько ремонтных работ и архитектурных новшеств при участии архитектора Антонио Сиполла, а также принимал в своих комнатах высокопоставленных особ. А в 1874 году, путём подписания договора аренды с домом Бурбонов с правом последующего выкупа за три миллиона франков в течении последующих 25 лет, дворец стал зданием посольства Французской республики.

    Хотя в 1936 году во время правления Бенито Муссолини государство выкупило дворец, оно остаётся в 99-летней аренде у посольства Франции, по условиям которой правительству Италии платится символическая плата в 1 евро за месяц.

    К сожалению, нынче дворец недоступен для свободного осмотра. Но можно посмотреть небольшую презентацию дворца Фарнезе, предоставленную французским посольством на французском языке. Внутреннее убранство очень красиво и при желании, можно посмотреть этот фильм по данной ссылке -

    Название : Palazzo Farnese (it), Palazzo Farnese / Farnese Palace (en)

    Местонахождение : Рим (Италия)

    Создание : 1514 - 1589 гг.

    Стиль : Ренессанс

    Архитектор(ы) : Микеланджело Буонарроти, Джакомо да Виньола, Антонио да Сангалло Младший, Джакомо делла Порта

    Заказчик / Основатель : Кардинал Алессандро Фарнезе, позже ставший папой Павлом III

    Архитектура паллацо

    Источник:
    И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
    1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

    Палаццо Фарнезе в Риме - одно из самых значительных произведений Антонио Сангалло.

    Первоначальные наброски палаццо относятся к 1514 году, но постройка начала осуществляться значительно позже. Лично Сангалло удалось Довести сооружение лишь до второго этажа.

    После смерти зодчего работами руководил Микеланджело.

    По своему пространственному облику палаццо Фарнезе задуман в плане традиций тосканской дворцовой архитектуры: здание имеет форму правильного параллелепипеда с замкнутым внутри него прямоугольным двором.

    Архитектура палаццо Фарнезе - типичный образец стиля высокого Ренессанса. Пластическая проработка фасадов, монументальность и импозантность их внешнего облика - отличительные признаки римской школы - проявлены здесь достаточно определенно. Фасад палаццо Фарнезе знаменует собой отказ от рустики, характерной для всех флорентийских дворцов и более ранних римских палаццо. Стена палаццо лишена рельефа, и на ее гладкой поверхности четко выделяются архитектурно-орнаментальные элементы.

    Основной материал сооружения - кирпич, а облицовочный - штукатурка. Отделка углов, окон и дверей произведена травертином, добытым из развалин Колизея.

    Стена импонирует массой и размерами, и это главное средство воздействия зодчего на зрителя. Основа композиции фасада - соотношение громадных массивных стен со сравнительно небольшими, близко друг к другу поставленными окнами. Ритмическое чередование поясов, составленных из окон, с лентами гладких стен производит значительный эффект. Тектоника фасада выявляется сильными горизонтальными поясами, подчеркивающими деление сооружения на три этажа. Прием этот характерен для подавляющего большинства рассмотренных выше палаццо Ренессанса. Существенной особенностью фасадного выполнения палаццо Фарнезе является отсутствие системы пилястр, составлявших пластический костяк фасадных плоскостей, введенных в дворцовую архитектуру Ренессанса Альберти (палаццо Ручеллаи) и воспринятых в римских палаццо (Канчеллерия, Джиро и других). В общем виде архитектурная схема фасада палаццо Фарнезе построена скорее по типу фасада флорентийского палаццо Строцци, нежели по схеме палаццо школы Альберти.

    Венчающий здание карниз выполнен Микеланджело. Основным архитектурным элементом фасада служат оконные проемы, обрамленные колонками, поддерживающими небольшие фронтончики. Мотив этот, встречающийся в ряде работ римских зодчих, часто применялся ими и является типичным для высокого Ренессанса. Сангалло разнообразит этот мотив чередованием треугольных и дугообразных фронтонов. Окна нижнего этажа снабжены прямыми сандриками на консолях и, в отличие от флорентийских палаццо, не имеют крепостного вида.

    Углы здания обрамлены рустиком, что, с одной стороны, способствует приданию им большей жесткости, а с другой - как бы ограничивает плоскость фасада.

    Композиционный центр фасада - ворота, балкон над ними, центральное окно второго этажа с укрепленным над ним гербом - подчеркивают симметрию всего сооружения.

    Интересен двор палаццо. Здесь получили отражение мотивы, выявленные во дворе церкви Санта-Мария делла Паче (работа Браманте) и во дворе палаццо Массимо работы Перуцци. Во двор ведут центральные ворота, непосредственным же преддверием к нему является трехнефный сводчатый вестибюль, ритмическая организация которого и царящий в нем полумрак усиливают контраст между ограниченным, сравнительно узким ходом и большим светлым двором, из-за чего достигается сильный пространственный эффект.

    В архитектуре самого двора ощущается некоторая неувязка: тектоника верхнего этажа, осуществленного Микеланджело, заметно отличается от пластической организации первого и второго этажей; верхний этаж несколько тяжеловат по сравнению с нижними, применение же дугообразных сандриков над окнами и усложненный профиль пилястров не соответствуют почти классической чистоте архитектурной обработки низа. Мотив, использованный здесь Сангалло - колонки с арками на импостах, - возможно, навеян фасадом Колизея.

    Сопоставляя двор палаццо Фарнезе с дворами ранних флорентийских палаццо, находим большое качественное различие в их архитектурной проработке, не говоря уже об общем пространственном осуществлении: вместо гладких, спокойных стенных поверхностей - усложненная профилировка, обильное применение колонн, пилястр, тяг, карнизов; вместо скромных медальонов - богато орнаментированные фризы; вместо отдельно стоящих колонок - мощные пилоны, поддерживающие отяжеленные стены верхних этажей. Скромные пояски заменены теперь античными антаблементами, украшенными классическими обломами.

    В плане палаццо Фарнезе сильнее, чем в ранних дворцовых постройках Ренессанса, проявлено стремление подчеркнуть центрально-осевой характер сооружения. Это достигнуто, главным образом, организацией сквозных проходов в первом этаже, как бы делящих сооружение на две одинаковых половины. Разбивка помещений ясна и произведена вполне логично. Несмотря на общую симметрию, отдельные помещения (залы, комнаты, коридоры) расположены не симметрично. Это же относится и к лестницам, распределенным, казалось бы, случайно и не увязанным с фасадной проработкой.