Откуда пошла и как менялась школьная форма в россии. Кто придумал школьную форму

Как советских школьников одели по вкусу Николая II и почему большевики отменили уравниловку

Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Конкретные фасоны и сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Но так было не всегда. Впервые обязательную школьную форму в Российской империи ввел Николай I, и с тех пор она неоднократно менялась в зависимости от предпочтений того или иного правителя.

Любая одежда - от стесняющей движения юбки-карандаша и строгого костюма до гавайских рубашек и вечерних платьев - влияет на поведение человека. Единообразную форму одежды для обозначения принадлежности к определенной группе впервые использовали члены монашеских орденов. С появлением в XVII веке постоянных армий носить униформу начали военные. Первый опыт введения школьной формы был предпринят в XVI веке в английской благотворительной школе для детей из бедных семей «Приют Христа», однако повсеместной эта практика стала лишь через 200 лет.


Первая английская школьная форма, XVI век

Школьная форма должна была оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. В странах с разной политической системой форма может иметь прямо противоположные функции: либо подчеркивать элитарность учащихся, либо, наоборот, уравнивать детей из семей с разным достатком. За два века существования школьной формы в России одна и та же одежда выполняла все функции.

Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.


Гимназисты дореволюционной России, конец XIX века

Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии - красный, у Второй - белый, у Третьей - голубой.


Дореволюционная гимназическая форма

Сын императора Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Поменялись и стандарты школьной формы, во всем повторявшей военный стиль. С 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.

Реформатор долго не мог определиться с тем, какую одежду следует носить гимназистам. Цвет мундиров, фурнитуры деталей и выпушек меняли несколько раз. В 1868 году стандартом стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» - Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» - Ришельевская гимназия и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге - серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.

Воспитанники престижных школ - гимназий, реальных и коммерческих училищ - при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремеслен­ных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.

Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин - Смольный институт благородных девиц - в 1764 году. Помещенные в институт девочки на долгие годы оказывались изолированными от негативного, по мнению императрицы, влияния невежественного окружения. Одним из орудий «облагораживания» девушек была форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.


Выпускницы Смольного института

В течение следующего века в Российской империи возникло множество образовательных учреждений для женщин, в том числе училища, школы и гимназии. По примеру Смольного в них вводилась школьная форма, однако ее внешний вид зависел только от пожеланий руководства учреждений. Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный - по будним дням, и белый - по праздничным. У разных гимназий оттенки коричневого варьировались, некоторые ученицы приходили на занятия в платьях в клеточку.

После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.


Женская школьная форма, 1917 год

С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремеш­ком. Гимнастерки подпоясывали черным ла­кированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Новые правила коснулись и укладки волос: их следовало заплетать в косы и повязывать банты под цвет фартука, в будние дни - черные, в праздничные - белые. В целом «тоталитарная» советская школьная форма практически не отличалась от «элитарной» дореволюционной.


Школьная форма первоклассника, 1955 год

Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм - брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими - мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.


Первоклассники одной из школ Киевского района столицы, 1962 год

В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам - костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком - за 90 лет в них практически ничего не изменилось.


Форма учеников средней школы, 1979 год

С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы, оставляя этот вопрос на усмотрение самих образовательных учреждений. Если школа хотела установить требования к одежде учеников, эта норма должна была быть зафиксирована в уставе или соответствующем локальном акте.

Осенью 2012 года директор одной из школ Ставропольского края отказалась пускать на уроки нескольких учениц-мусульманок в хиджабах. Согласно уставу, посещать занятия можно было только в светской одежде. Несколько месяцев спустя президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2013 года администрации образовательных учреждений могут устанавливать требования к одежде школьников «в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Всем привет большой большой!)
Девочки и немногочисленные мальчики, прошу совета и взгляда со стороны.
Есть у меня друг, встречаемся с июля, многие на форуме в курсе моей личной жизни. Старше на 14 лет, холостой, обеспеченный, заботливый, иногда кажется что любящий. Следит за моим здоровьем и благополучием, опекает, проявляет чувства, которые можно было бы принять за любовь, если бы не одно но - общением с другими женщинами он себя не ограничивает.
Отрицает этот момент, конечно, но я воробей стреляный и меня не так легко обмануть.
И тут на горизонте появляется молодой человек, младше меня на 12 лет. Спортсмен, хоккеист основного состава нашей областной команды высшей лиги. Не даёт мне прохода, молод, горяч и все такое. Я с ним два раза сходила на матчи и один раз в кино.
Нравится. Но разница в возрасте (((
Момент такой, что надо или отшивать или идти дальше.
Своего мужчину я уважаю, влюблена в него. Но эта его свобода... Я ничего с этим не поделаю. Предлагает замужество, но намекает, что физическая измена ничего не значит. А для меня ох как значит!
И хоккеист этот ещё. Пишет и звонит постоянно, на работу ко мне приезжает по надуманным поводам.
Запуталась я. Сдается мне, что оба этих варианта не такие уж и подходящие для меня.
Помогите. Не сплю ночами.

196

Аленка

Все эти темы - про признаки беременности, про чихание, зуд в левой пятке, токсикоз через 3 часа после ПА, схватки на следующий день после ПА - авторы этих тем не прикалываются? Они правда существуют на свете? Т.е. у людей напрочь отсутствуют хотя бы общие познания в области физиологии?????
Это правда, что рожать нужно точно в срок ПДР и любое отклонение - это паталогия? Это правда, что девушки с точностью до минуты знают время зачатия?

И самый главный вопрос - у этих мамочек дети такие же?))))
Пы.сы - смайлики не ставятся.
Давайте коллективным разумом составим список со всеми признаками беременности)))

195

Мария Проскурина

Очень давно я собиралась написать, может кто что дельное посоветует. Потому что просто уже просто не знаю, что предпринять.
Мы с мужем вместе уже 13 лет, двое детей. У мужа от первого брака есть взрослый сын, когда мы познакомились, ему было 12 лет, он с 7 лет живёт с папой. Мать есть, но в воспитании ребёнка с тех самых 7 лет не участвовала, они совсем не общаются, у неё своя семья. Они даже впоследствии её родительских прав лишать собирались, но не получилось, т.к. она не алкаш и не асоциальный элемент.
Сын мужа соответственно воспитывался папой, и лето проводил у бабушки в деревне. Когда я появилась в их жизни, то сразу заняла позицию друга, потому что папа был для него и мамой, и папой, да и вообще я тогда была слишком молода даже для рождения своих детей, да и глупо было бы «строить из себя мачеху», у нас ним разница в возрасте меньше, чем с его отцом.
Так уж получилось, что о существовании взрослого сына я узнала, уже «крепко увязнув» в этих отношениях. Тогда я даже не думала об отношениях с разведённым мужчиной, но так сложилась жизнь.
В общем я ещё тогда замечала, что мой тогда ещё не муж склонен к гиперопеке. У него всегда в голове сидел этот комплекс, что у сына нет мамы. Я всегда считала, что это идёт ему во вред, нечего подростку формировать «комплекс сиротки». Ещё и бабушка (мама мужа) масла в огонь подливала, он от неё всегда приезжал с позицией, что он бедный сирота, и ему все должны. Гиперопека, как я считаю, всегда шла ему во вред. Например, лет в 14 он хотел с одноклассниками подрабатывать, газеты разносить, но муж «задушил» эту инициативу на корню, типа сиди дома, так безопаснее, а то по башке дадут, да у тебя и так всё есть. В результате в свободное от учёбы время он сидел за компом, играл в игрушки. Потом подсел на онлайн-игры.
Муж, с одной стороны, был достаточно строг с ним, всё время проводил какие-то беседы, но компьютер никогда особо не ограничивал, предпочитая чтобы он сидел дома, а не шлялся где попало. В результате сын стал врать, где-то начиная со старших классов. С трудом сдал ЕГЭ и поступил на бюджет, не без финансовых вливаний со стороны мужа. Учился с горем и враньём пополам. Каждую сессию я звонила в деканат, и выясняла, что то его да экзаменов не допустили, то у него курсовая не написана. Муж ругался, сын слёзно уверял, что всё осознал, что врать больше не будет, но всё повторялось вновь. «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год». Потом из-за несданных зачётов его отчислили, мы этот момент упустили, потому что он врал, что у него всё хорошо, да и просто стыдно было уже в деканат звонить, чай не мальчик уже. Но потом стараниями мужа его всё-таки восстановили, но пришлось взять академ, потому что пришла повестка за время отчисления. Отслужил год в армии, муж принципиально не стал отмазывать, надеялся, что армия что-то изменит. Всё это время мы жили все вместе, потом мы расплатились с ипотекой, и муж купил сыну однушку неподалёку. Пока он был в армии, дом был достроен, в квартире сделали ремонт. У нас уже и дочка родилась. Вернулся из армии. За год он возмужал, ему даже предлагали остаться служить по контракту, но решили, что надо «добить диплом». Ещё год он проболтался, но уже в отдельной квартире, а потом даже на защиту диплома не пошёл. Если бы я тогда не спохватилась (я всегда чувствовала его враньё более чутко, чем муж, видимо потому, что он мне не родной человек). Оказалось, что он даже презентация не сделал к написанному с горем пополам диплому. И вот комиссия ждёт, муж в экстренном порядке подъехал, все уже защитились, а муж краснея им стол накрывает и просит подождать, пока они презентацию подготовят. Комиссия ждёт, а они в свободной аудитории слайды клепают. Позорище, муж чуть со стыда не сгорел, прибить его там хотел. Но комиссия смягчилась, в общем защитился. Диплом в кармане, хотя знаний объективно ноль.
Потом начались поиски работы. Было несколько попыток устроиться, но больше двух месяцев нигде не держался. Ещё и врал постоянно, что устроился, а сам дома сидел и в онлайн-игры играл.
Потом мы с мужем переехали в новый дом, у нас сын родился, а квартиру нашу, которая досталась с потом, кровью и ипотекой, он сдавать не хотел. В результате я его уговорила переселить сына в нашу трёшку, и хоть эту однушку сдать, чтоб хоть деньги капали.
Ну и вот итог сыну в этом году исполняется уже 26 лет. Не работает можно сказать как с армии пришёл, то есть уже 4 года. Ну были попытки, но неудачные. Я ему вакансии присылаю, он иногда даже ходит на собеседования, но у него как у детсадовцев сразу срабатывает психосоматика, он заболевает, либо что-то ему там не нравится, либо зарплата не та. Муж хотел его пристроить в Росгвардию со спецификой по его диплому, проходили полгода медкомиссию, всё это время он даже не пытался устроиться, болтался. Поработал неделю, а потом на него начали вешать материальную ответственность, ну и муж разрешил ему уволиться. Уговариваю мужа, чтобы он его к себе пристроил, но не хочет, типа его ребята будут ему поблажки делать. В итоге живёт такой завидный жених в трёшке, и девушки на него так и липнут. Сейчас вот живёт с постоянной девушкой уже год (начинали ещё в однушке). Она девчонка неплохая, работает, но она приехала из другого города, снимала комнату, а сейчас ей снимать не надо, но и условия диктовать она ему не может, т.к. живёт на его территории. А он такой весь из себя крутого строит при ней, аж смешно.
Папа коммуналку оплачивает, продукты мешками ему возит, ну или денег на карту переводит. А большего ему и не надо, потребностей никаких. Еда, жилье и секс бесплатный. Но папе он звонит, когда деньги заканчиваются, и всё мозги пудрит, как он «ищет» работу и как тяжело устроиться молодому специалисту. Муж даже комп у него отобрал, так что теперь он не играет, и я даже не знаю, чем он целыми днями занимается, может в телевизор пялится и телефон тыкает. Вакансии я присылаю, он меня вежливо благодарит, и так день за днём. Работы вокруг море, я не понимаю КАК может молодой не парень даже уже, а мужчина сидеть целыми днями дома! И вот собственно вопрос в заголовке: как убедить, как заставить его найти работу??? Лишить содержания не вариант, муж не готов его без еды оставить, потому что тогда его девушка просто будет тратить все деньги на еду (такое уже было). К тому же был случай, муж разозлился, не давал ему денег, и он продал дорогое золотое украшение, подарок мужа. Он когда узнал, был очень обижен на сына, это было как предательство, но, цитата «не оставлять же его с голоду помирать». К слову, конечно, сейчас у нас дела идут хорошо, и содержание великовозрастного детины не сильно ударяет по бюджету, но я просто не представляю, как можно в 25 лет сидеть на попе ровно и ничего не делать. Да я даже в декрете за пять лет так умаялась, что с радостью воспринимаю возможность поработать, помочь мужу или родителям с бизнесом, хотя и нет реальной необходимости, но так скажем для души, для самореализации. Но ему нормально, он всё ждёт работу своей мечты. Хотел бы быть видеоблогером игровым или типа того. Я ему предложила начать, записать пробный ролик или что-то подобное. Но он говорит, что эта ниша уже занята. Ну а как же ещё свою лень оправдать?
Отношения у нас хорошие, он добрый и вежливый, но патологический лгун и лентяй. Но я всё-таки надеюсь, что что-то может его замотивировать. Только вот что????

191

Местом, где впервые появилась школьная форма, считают Великобританию. Произошло это еще во времена правления короля Генриха VIII (1509 - 1547). Она была синяя, поскольку считалось, что ношение подобной расцветки должно было приучать детей к смирению, да и ткань такого цвета была самой дешевой. В этой стране к ученической форме относят не только верхнюю одежду, обувь, но и даже носки. В каждой школе есть своя школьная форма, хранящаяся там же и выдаваемая всем ученикам бесплатно. К форме обязательно прилагается кепка или шляпа с логотипом школы и фирменный галстук.

К нам традиция одевать учеников в форму пришла также из Великобритании. Можно назвать точную дату 1834 год. Именно тогда был принят закон, который утвердил общую для всех учеников систему гражданских мундиров в Российской империи, которые делились на студенческие и гимназические мундиры. Предназначались они, главным образом, для мальчиков, так как женского образования в те времена еще не было. Такие мундиры должны были носиться учениками не только во время учебы, но и после уроков.

Традицию британского смирения школяров Российская империя переняла в 1834 году, включив гимназистов и студентов в единую систему гражданских мундиров. Причем форму было предписано носить не только в стенах учебных заведений, но и вне их.

В 1896 году Смольный институт стал первой ласточкой женского образования в России - и школьной формы для девочек. Затем, уже в 1896 году, с открытием первого учебного заведения для девочек - Смольного института, — впервые появилась школьная форма для девочек. Воспитанницы первого в России женского образовательного учреждения должны были носить, в зависимости от возраста, платья определенного цвета. Так, воспитанницы от 6 до 9 лет носили коричневые (кофейные) платья, от 9 до 12 лет - голубые, от 12 до 15 лет - серые, а с 15 до 18 лет - белые. Все они были украшены белыми воротничками и манжетами. Также неотъемлемой их частью был черный (по праздникам - белый) передник. В те времена школьная форма служила признаком высокого статуса ее владельца, ведь только дети состоятельных родителей могли позволить себе получить образование.

4

Платья кофейного цвета (6-9 лет), голубого (9-12 лет), серого (12-15 лет), белого (15-18 лет). Черный передник по праздничным дням сменялся белым.

5

В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования. С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Вновь школьная форма появляется в 1948 году, причем по всем параметрам она напоминала ту, буржуазную. Мальчиков одели в полумилитаристскую форму, почти что обмундирование, включавшее в себя ремень с пряжкой и кепку с козырьком. Форма дополнялась атрибутами принадлежности к детской (октябрята, пионеры) или молодежной (комсомол) коммунистической организации.

В 1960-е решили не готовить будущих солдат прямо со школьной парты и заменили гимнастерки шерстяным костюмчиком серого мышиного цвета.

Точь-в-точь по армейской пословице: «Безобразно, но единообразно». «Серые» мальчики в костюмчиках, быстро мявшихся и истиравшихся…

В середине 1970-х мальчиковая форма вновь поменялась. Шерстяную ткань заменили на полушерстяную, серый «футляр» — на синие брюки и курточки модного джинсового покроя. На левом рукаве появилась «эмблема советского школьника» — восходящее солнце и раскрытая книга (иногда дополнявшиеся стилизованным изображением атома). Очень часто от нее старались избавиться: примерно через полгода краска на эмблеме облупливалась, и та выглядела неряшливо.


Последний раз советскую школьную форму меняли в 1980 году. Старшеклассники перешли на синие брючные костюмы. Школьницы до седьмого класса носили обычное коричневое платье чуть выше колен. А старшеклассницы щеголяли в жилетах на блузках и в плиссированных юбках. Российский закон «Об образовании» 1992 г. передал вопросы школьной формы в ведение самих образовательных учреждений.

Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Конкретные фасоны и сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Но так было не всегда. Впервые обязательную школьную форму в Российской империи ввел Николай I, и с тех пор она неоднократно менялась в зависимости от предпочтений того или иного правителя.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Любая одежда - от стесняющей движения юбки-карандаша и строгого костюма до гавайских рубашек и вечерних платьев - влияет на поведение человека. Единообразную форму одежды для обозначения принадлежности к определенной группе впервые использовали члены монашеских орденов. С появлением в XVII веке постоянных армий носить униформу начали военные. Первый опыт введения школьной формы был предпринят в XVI веке в английской благотворительной школе для детей из бедных семей «Приют Христа», однако повсеместной эта практика стала лишь через 200 лет.

Первая английская школьная форма, XVI век

Школьная форма должна была оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. В странах с разной политической системой форма может иметь прямо противоположные функции: либо подчеркивать элитарность учащихся, либо, наоборот, уравнивать детей из семей с разным достатком. За два века существования школьной формы в России одна и та же одежда выполняла все функции.

Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.

Гимназисты дореволюционной России, конец XIX века

Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии - красный, у Второй - белый, у Третьей - голубой.

Дореволюционная гимназическая форма

Сын императора Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Поменялись и стандарты школьной формы, во всем повторявшей военный стиль. С 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.

Реформатор долго не мог определиться с тем, какую одежду следует носить гимназистам. Цвет мундиров, фурнитуры деталей и выпушек меняли несколько раз. В 1868 году стандартом стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» - Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» - Ришельевская гимназия и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге - серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.

Воспитанники престижных школ - гимназий, реальных и коммерческих училищ - при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремеслен­ных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.

Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин - Смольный институт благородных девиц - в 1764 году. Помещенные в институт девочки на долгие годы оказывались изолированными от негативного, по мнению императрицы, влияния невежественного окружения. Одним из орудий «облагораживания» девушек была форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.

Выпускницы Смольного института

В течение следующего века в Российской империи возникло множество образовательных учреждений для женщин, в том числе училища, школы и гимназии. По примеру Смольного в них вводилась школьная форма, однако ее внешний вид зависел только от пожеланий руководства учреждений. Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный - по будним дням, и белый - по праздничным. У разных гимназий оттенки коричневого варьировались, некоторые ученицы приходили на занятия в платьях в клеточку.

После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.

Женская школьная форма, 1917 год

С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремеш­ком. Гимнастерки подпоясывали черным ла­кированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Новые правила коснулись и укладки волос: их следовало заплетать в косы и повязывать банты под цвет фартука, в будние дни - черные, в праздничные - белые. В целом «тоталитарная» советская школьная форма практически не отличалась от «элитарной» дореволюционной.

Школьная форма первоклассника, 1955 год

Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм - брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими - мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.

Первоклассники одной из школ Киевского района столицы, 1962 год

В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам - костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком - за 90 лет в них практически ничего не изменилось.

Форма учеников средней школы, 1979 год

С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы, оставляя этот вопрос на усмотрение самих образовательных учреждений. Если школа хотела установить требования к одежде учеников, эта норма должна была быть зафиксирована в уставе или соответствующем локальном акте.

Осенью 2012 года директор одной из школ Ставропольского края отказалась пускать на уроки нескольких учениц-мусульманок в хиджабах. Согласно уставу, посещать занятия можно было только в светской одежде. Несколько месяцев спустя президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2013 года администрации образовательных учреждений могут устанавливать требования к одежде школьников «в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Нужна ли школьная форма или нет — вопрос спорный. Некоторые считают, что это пережиток, тормозящий развитие личности, а другие убеждены, что она фокусирует внимание учеников именно на уроках, а не на внешнем виде. А как обстояли дела в прошлом — всегда ли учебные заведения требовали, чтобы дети носили особую одежду?

Первая школьная форма в России

Изначально среднее образование было обязательным только для мальчиков, поэтому форму для гимназистов стали шить с 1834 года, а для гимназисток лишь с 1896 года, когда было введено общее обучение для всех детей. По стилю костюм ученика царской России походил на военный: фуражка, гимнастерка, брюки, поясной ремень, шинель и черный суконный нагрудник зимой. Старшеклассники вместо гимнастерок носили куртки со стоячим воротником. Каждый гимназист был обязан надевать всегда чистую и наглаженную форму - за этим следили надзиратели.

Повседневную форму полагалось носить и на улице. Интересно, что каждому ученику строго-настрого запрещалось афишировать номер своей гимназии. Так руководство учебного заведения старалось защитить свою репутацию, ведь их воспитанник мог попасть в драку или другую неприятную историю.

Платья для девочек шили из грубой хлопчатобумажной или шерстяной ткани. Повседневный вариант – коричневое платье, черный фартук, а праздничный – то же платье, но белый фартук и кружевной воротничок. В теплое время года образ дополнялся соломенной шляпкой. В такой форме гимназистки ходили в театр, церковь и на торжественные вечера.

У учениц Смольного института благородных девиц, первого в России женского учебного заведения, было несколько вариантов формы. Девочки от 5 до 7 лет носили коричневые платья, от 8 до 10 лет голубые или синие, от 11 до 13 лет - серые, от 14 до 18 лет – белые.

Школьная форма после революции

В 1918 гимназическую форму приравняли к буржуазному пережитку и отменили ее вообще, впрочем, как и гимназии. Совет народных комиссаров РСФСР приказал организовать учебные заведения для крестьян и рабочих. На уроки детям разрешили ходить в чем есть - на внешний вид школьников вообще перестали обращать внимание, ведь в стране после революции царила бедность и разруха.

СССР: из прошлого в настоящее

В 1948 году форма вновь вернулась, она была очень похожа на гимназическую – те же строгие коричневые платья, фартуки, манжеты и воротнички у девочек, гимнастерки, фуражки и шинели у мальчиков. Из аксессуаров в девичий образ добавились черные, коричневые и белые банты.

Следующее видоизменение формы произошло в 1962 году - уже 1 сентября мальчики шли в школу в новом одеянии: в серых полушерстяных брюках и пиджаке на трех пуговицах, белой рубашке, вместо фуражек появился темно-синий берет. Младшим школьникам поверх пиджачного воротника нашивали белый воротничок. Форма девочек осталась без изменений.

Оттепель

Во время хрущевской оттепели фасон школьной формы вновь переделали, правда опять это коснулось только одежды для мальчиков. В 70-е годы серые шерстяные костюмы заменили на синие из полушерстяной ткани. На рукава младших и средних школьников нашивали специальную эмблему с изображением открытой книги и восходящего солнца – символ просвещения.

Перестройка

В 80-е годы ввели стандартную форму для старшеклассников, ее носили с 8-го класса. Платья девочек по дизайну остались такими же, только немного выше колен. Также для учениц начали выпускать костюм-тройку синего цвета, он состоял из юбки, пиджака и жилетки. В Ленинграде и некоторых районах Сибири и Крайнего Севера разрешали даже надевать синие брюки зимой.

Современная Россия

Форму отменили в 1994 году - ученики начали ходить в школу в том, в чем хотели. С одной стороны, стало проще, но в классах стало больше проявляться социальное расслоение: некоторые дети донашивали одежду старших братьев и сестер, а некоторых родители одевали по последней моде.

Обсуждение

Любительщина какая-то(((
Вторая статья, которую не ленюсь открыть, но почему все так на коленке-то(((
Даты, фотографии, информация- хоть немного времени на поиск информации потратил бы человек(((
Считаю подобные любительские опусы неуважением к читателю

У "Редакции", видимо, отношение к прошлому ребенка-подростка. До моего рождения - значит страаашно давно, доисторические времена, пару десятков лет туда-сюда - неважно.
И Хрущевская оттепель у них - в 1975 г.
И какая-то фантастическая "В 80-е годы ввели стандартную форму для старшеклассников, ее носили с 8-го класса. Платья девочек по дизайну остались такими же, только немного выше колен." - появилась.
Хотелось бы знать, что они напутали в части, описывающей то, что я сама лично-точно не знаю.

пропущена синяя девичья форма конца 80-х. А в остальном интересно, спасибо.

Надо же, в первый раз с интересом почитала редакционную статью и посмотрела фотографии до конца.

Комментировать статью "Школьная форма в России: когда появилась и как менялась"

В рационе российских детей появятся каши из основных видов злаков в упаковках с изображениями любимых принцесс и супергероев. Креативная ко-брендинговая концепция каши, разработанная компанией Desan под Торговой Маркой «Чистая крупа» в партнерстве с компанией Disney, призвана повысить популярность здоровой еды среди детей и подростков. По мнению производителя, высококачественные злаки и креативная упаковка с изображениями героев из любимых фильмов и сериалов – именно то, что нужно детям для...

Вредные советы: мой грудь перед кормлением с мылом! Очень часто бабушки настаивают на том, чтобы кормящая мама мыла грудь перед каждым кормлением. Ведь в их молодости так рекомендовали врачи. Однако на сегодняшний день рекомендации изменились. Частым мытьем груди стерильности не добьешься, да она и не нужна, а вот спровоцировать проблемы в виде трещин сосков можно. Нельзя мыть грудь с мылом перед каждым кормлением – это пересушивает нежную кожу и способствует образованию трещин. Достаточно...

Французский бренд модной одежды для всей семьи KIABI представляет коллекцию школьной формы, созданную специально для России. В августе во всех магазинах KIABI в Москве, Самаре, Краснодаре и Уфе в рамках запуска коллекции одежды для школьников BACK TO SCHOOL стартуют продажи школьной формы для девочек и мальчиков. Специально для России дизайнеры KIABI разработали модную и удобную форму для школьников от 6 до 14 лет. Линейка включает в себя: платья, юбки и блузки для девочек, брюки и рубашки...

Философия осознанного потребления – одна из главных характеристик современного общества. Натуральные ткани, эко-косметика, предметы из переработанных материалов и eco-friendly подход – основные тренды современной моды. Сеть торговых центров "МЕГА" полностью поддерживает идею осознанного потребления и призывает своих посетителей следовать этому тренду. Идею осознанного потребления и акцию "Меняйся" поддержали эксперт моды и телеведущий Влад Лисовец, который и открыл Академию Перемен вместе с...

Здравствуйте! На телеканале « Россия » в программе «О самом главном» с доктором Александром Мясниковым запускается новый лечение, пишите по адресу: [email protected] В письме подробно расскажите о своей проблеме: как давно она появилась, какие симптомы, у...

Обсуждение

Но это основное условие участия... Все обследования остаются за кадром. Но момент, когда вы обсуждаете свой диагноз с врачами - это конечно, будет в эфире. Я понимаю, что не хочется выставлять свои проблемы на показ... Но в консилиуме участвуют действительно одни из лучших врачей, которые готовы разбираться в сложных случаях.

К началу нового учебного года компания Button Blue выпустила первую коллекцию школьной формы. Размерный ряд включает модели для детей ростом от 122 до 158 см. Коллекция появится в продаже уже в начале июня и будет представлена как в фирменных магазинах, так и различных специализированных торговых точках и интернет-магазинах. Школьная форма от Button Blue – оптимальный гардероб школьника на каждый день! В зависимости от требований учебных заведений и предпочтений ученика, ассортимент одежды...

Группа компаний «ГУД-ФУД» расширяет ассортимент кондитерских изделий и представляет вафельный десерт «Ореховый рожок». Уникальность продукта состоит в оригинальной рецептуре, не имеющей аналогов на российском рынке – это неповторимое сочетание хрустящей сахарной вафли с изысканной начинкой из натуральных дробленых орехов. Новый продукт сочетает в себе отменный вкус и необычную форму. Ассортимент продукции представлен двумя вкусами: - «Ореховый рожок с миндалем» - бархатистый темный шоколад...

Крепостное право в России вернут буднично. Скорее всего в пятницу. Ровно в полночь на сайте газеты «Известия» появится эксклюзив со ссылкой на достоверный источник в администрации президента.

Обсуждение

Ребят... вот какое крепостное право, смешно просто.Вот то, что гос-во (а судя по рассказам участниц из США их гос-во значительно более в этом преуспело) может следить и следит за каждым, что каждая паспортистка будет иметь возможный доступ к вашей же медицинской карте (если взломать доступ), что при приеме на работу работодатель сможет получить такое множество сведений о Вас только по одному электронному документу (подозреваю, что создано человеком, всегда может разрушить другой человек, так что и что закодировано одним, сможет раскодировать другой)... вот это значительно "интереснее". Предполагаемые отработки на чьих-то участках покажутся раем.

эхо? Сноб - ф топку не читая.

А в России это было сделано в 1993 году, когда горел Парламент. Главная стратегическая экономическая, финансово-политическая цель: не дать ввести в России и на Украине "законы Каддафи" и ввести оккупационный режим 07.05.2014 11:30:32, Финанса.

Обсуждение

За это же страдает Берлускони бедняжка, кстати:(

Вам же не пишут, какая у него социальная и политическая программа? Вы думали за что на него "наехали"? За то, что он был за народ. Успокоил и удовлетворил "народные массы" - до него Италию (а значит и Европу) лихорадило и правительства менялось по пять раз в году... Но это вашингтонскому обкому не нужно.

А если бы писали, за что борется Берлускони, то европейцы бы вышвырнули МВФ из Европы и своих "дермократических" правителей заодно на помойку...

Пункт №6 + "принял решение вывести Ливию из мировой банковской системы и его примеру хотели последовать ещё 12 арабских стран.". И чего бы он не сделал, этого достаточно.

Впервые режиссеры рекламы и кино, рекламное агентство, благотворительный фонд и кинотеатры объединились для уникального социального проекта. Чтобы привлечь внимание общества к проблемам усыновления, российские режиссеры создали 10 короткометражных фильмов о воспитанниках детских домов. С 9 апреля их можно увидеть онлайн и в московских кинозалах "35мм", "Иллюзион" и "Фитиль". Сейчас в федеральном банке данных содержится информация о 105 000 детей, оставшихся без попечения родителей. Как...

Вечером в 18 часов собрался митинг за Россию, референдум и т.п. Потом из спрятанных по задворкам автобусов появились майданутые. Началась потасовка. Надо отдать должное - наши не дали себя спровоцировать.

Обсуждение

Вот из другого форума, тоже не политического в основном, жительница Донецка пишет: "Только оттуда, в смысле с площади Ленина. [другая форумчанка] вам уже рассказала и показала. Вечером в 18 часов собрался митинг за Россию, референдум и т.п. Потом из спрятанных по задворкам автобусов появились майданутые. Началась потасовка. Надо отдать должное - наши не дали себя спровоцировать. Пострадавшие есть. Извините, инет очень плохой, к тому же с телефона.
Какой у нас в стране сейчас правовой беспредел - ни в сказке сказать, ни в страшном сне не увидеть!!! Просто жуть!"
Дальше уже разные участники форума рассказывали, что местные победили напавших и поставили их на колени.

По-моему вы время теряете.

Еще надо бы выяснить, куда делись несколько подразделений ГРУ, задержанные СБУ и внешнем разведуправленим украины - ну раз уж вы решили искать истину.

Думаю, нет смысла описывать что же из себя представляют ботфорты, потому что они более чем известны и популярны у современных модниц. Если же возвращаться к истории их возникновения, то надо сказать появились они довольно давно - в XVII, XVIII, в Европе и происхождение их имело практическое значение и диктовалась необходимостью длительного пребывания всадников в седле. В те времена такие сапоги были довольно твердыми и практически не гнулись в щиколотках и коленях, их ценили за прочность и...

В 2005 году в Берлине был основан брэнд Escentric Molecules (Эксцентрик Молекула), успешности которого могла бы позавидовать даже Шанель.В чем же причина столь стремительного взлета популярности немецкого дизайнера Geza Schoen?Всё гениальное просто-феромоны(Феромоны, биологически активные вещества, выделяемые животными в окружающую среду и специфически влияющие на поведение, физиологического и эмоциональное состояние или метаболизм др. особей того же вида). Однако работы по созданию первой...

Зачем нужна школьная форма и какой она должна быть? Эти вопросы обсуждаются столько, сколько существует система образования. И в разные века он решался по-разному. Например, форму для учеников лицеев ввели еще в 1834 году, а женскую – только на 63 года позже. Обязательную советскую школьную форму отменили в 1992, а чуть позже каждая школа стала выбирать свою. Переосмыслению места школьной формы в процессе образования мы в «Школе Сотрудничества» посвятили грандиозный праздник, свой 20-летий...

У нас тоже возникали мысли что-то предпринять, чтобы появилась возможность приобретать его в России.Муж в инете нашёл, что Сабрил не хотят использовать в России из-за его негативного воздействия на зрение. Ну что тут предпримешь? 10.10.2007 19:08:18, Мишаня.

Обсуждение

Света, здравствуйте!!!Я снова вам приведу то, что рассказал Айвазян нам.Сабрил в России был разрешён лет 5 назад.Но потом кто-то с кем-то что-то не поделил и препарат запретили.
У нас тоже возникали мысли что-то предпринять, чтобы появилась возможность приобретать его в России.Муж в инете нашёл, что Сабрил не хотят использовать в России из-за его негативного воздействия на зрение. Ну что тут предпримешь?

такое ощущение, что автомат отвечал, а не человек.

Но когда появляются дети, как им объяснить ситуацию? получать ответы на E-mail. показывать ссылки на изображения в виде картинок. Россия. Многоженство. Право жены на поло >.

Обсуждение

Если это действительно семья то против. Одно дело когда люди просто живут втроем, вчетвером и т.д. Одна моя подруга вообще с тремя сразу жила. Видели бы вы размеры её кастрюль и объемы стирки. Хотя в материально и физическом плане - идеальный вариант. Но когда появляются дети, как им объяснить ситуацию? Да и оформить это документально затруднительно, наше законодательство это не предуматривает. Все равно жена будет одна, а вторая просто сожительница. Если уж у мужика столько денег что он может обеспечивать две семьи, то не проще иметь людимую жену и помощницу по хозяйству. Если жена не будет затюкана бытом, то и в интимном плане её будет более чем достаточно.

Очень интересная тема, не могу прийти мимо8-). Если не секрет, а где вы живете? Неужели в СНГ где-то официально разрешили многоженство???
Я родилась и выросла в Казахстане, для своей семьи такой вариант не приемлю. Касательно высказываний о том, что "Мусульманских женщин к мысли о многоженстве с рождения приучают", не знаю такого не встречала. Сложно говорить о мусульманских республиках в целом, все таки не маленький регион, да и в пределах одной республики вариации огромные, кроме того разделение город/деревня, север/юг страны, насколько "обрусела" семья, как строго именно в данной семье придерживаются традиций - огромное множество факторов...
По многоженству могу сказать, что знаю семью где у мужа 2 жены, это дальние родственники со стороны мужа. Но они люди не нашего поколения, ровесники свекров. У них вроде все нормально, по словам моей свекрови жены дом работу не делили, только мл жена делала (токал называется), а за детьми ее ухаживала 1 жена. Они уже старики, дети называют 1 жену "большая/старшая" мама, кровную маму "белая" мама, она светлая казашка, скорее на татрку похожа.
И еще, насколько я знаю в Коране говориться, что нужно соблюдать определенные правила, те должна быть веская причина для 2 брака, согласие 1 жены, мужчина должен обеспечивать (!!!) всех своих жен и детей, никто из жен не должен быть обделен. Кроме того есть трактовки Корана где учат как истинный мусулманин должен относиться к своим родителям, жене/ам, детям...

Мне когда-то из инюрколлегии (я им посылала вопрос на эту тему) написали сначала то же самое (что нет у России с США договора, и что сделать ничего нельзя), а потом (через уже год, а то и больше - я и думать об этом забыла) вдруг прислали письмо, что вроде бы появляются у дела...

Обсуждение

Я тут делаю кое-какие исследования на сайте МИДа США, где говорится в частности и про алименты с лиц, уехавших за границу. Так вот, там написано, что США не имеет договора ни с одной страной, касающихся неплательщиков алиментов. Причина - многие страны не согласны с жесткостью американских законов. (хм, интересно...) К тому же, неплата алиментов не является криминалом, поэтому не может расследоваться Интерполом и международными правоохранительными органами. Единственное, что советуют делать - обращаться в местные органы, подавать иск в суд, и записывать, сколько недоплачено алиментов. А потом их взыскивать по возвращении неплательщика в страну. :(

В общем, ничего хорошего.

Ален, искать его надо. Хоть бы и по инету просто. Как правило, люди, живущие там, перечислены в телефонных книгах (или доплачивают за то, чтобы их не включали). Через знакомых. По какой визе он уехал? Если это студенческая (F, J) или рабочая (Н), что есть самые распространенные варианты легального перемещения, то все не проблема. Надо отыскать работодателя или университет и начать слать письма. Имея на руках, естессно, судебное решение о взыскании алиментов. То есть бить на сложности с визой. В посольство-консульство обращались? Они должны, думаю, помочь с выяснением, как именно он уехал. В розыск подали? На запрос милиции (полиции?) обязано, думаю, ответить консульство и выяснить, где он там.

Если он уехал по гостевой визе (В) типа в гости к приятелю и остался работать садовником нелегально, думаю, мазы никакой.

То есть алгоритм, мне кажется, получать решение по алиментам, поговорить с милицией или как там это называется, и в консульство. Имхо, в Эстонии будут разговаривать нежнее, чем в штатовском консульстве в Москве.

(По инструкции - они одинаково ужасно на печень действуют) 6 На какой дозировке депакина становится понятно,что он хоть чуть помогает? Соответственно и про суксилеп тоже. Приступы у нас пока только миоклонии с падениями, но, похоже, могут появиться и другие.

Обсуждение

А мы депакин пьем 2 года с хвостиком. Печень он действительно садит, но ее надо поддерживать. Я знаю есть детки, которым 30 мг/кг достаточно, а есть и 70. Мы пьем по 60 мг/кг. Мухин еще любит Сабрил, не предлагал Вам? принимая депакин, необходимо смотреть концентрацию его в крови (Инвитро, делает, например). Опять же концентрация не всегда дает точную картину, поэтому важна и реакция ребенка, вам как маме виднее всего будет. Для информации: врачи НИИ Педиатрии на Талдомской считают концентрацию депакина ерундой.

Обсуждение

Совет 2
Контрастный

Постарайтесь внимательнейшим образом отнестись к каждому действию, которое совершает ваш благоверный, сидя перед мерцающим экраном. Непременно оказывайтесь рядом при каждом коннекте. Заранее составьте длинный список идиотских вопросов, которые должны вызывать горячее желание придушить вас голыми руками - чтобы больше над ними не мучилась. Постоянно говорите о своей мечте стать такой же умной и просвещенной, как некоторые, но соблюдайте меру: если вас-таки настигнет слабый проблеск понимания чего-либо, рекомендуется немедленно впасть в детство и начать искать на клавиатуре Any Key. Не умолкайте ни на секунду, доводите ситуацию до абсурда - делать, так по-большому! В качестве контрастной терапии при малейших признаках выздоровления, как то: попытка сбежать от вас и компьютера вместе со стулом, беспричинные крики и повышенная раздражительность - немедленно меняйте тактику. Становитесь ласковой, умной, всепонимающей, нежной - короче, будьте самой собой. В конце концов он вынужден будет катапультироваться на плюшевую поверхность своего четвероногого друга-дивана. А вас ведь не надо учить, что делать, чтобы он там и оставался?

Совет 3
Имени грубой силы

Применяется в клинических случаях, практически не дает сбоев. Прост, как все гениальное. Быстро продайте компьютер вместе с доступом в Интернет и регулярно конфискуйте появляющуюся наличность из карманов, кошелька и бухгалтерии по месту работы. Бунты и революции подавляйте в зародыше по примеру вождей пролетариата: а) первым делом захватить коммуникации; б) раздать водку. Получилось? А теперь начинайте копить появившиеся средства на ту пумпочку, о которой вы так давно мечтали.