Отцы и дети конфликт человека общества. Сочинения

«Отцы и дети» - одно из величайших произведений русской литературы. Каждое поколение находит что-то интересное для себя в этом романе, по-разному воспринимает сложную авторскую позицию. Эта книга вобрала в себя исторически важные события, связанные со сменой поколений и возникновением новых идей. «Отцы и дети » писались в момент подготовки и осуществления крестьянской реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года. В те переломные времена каждый человек должен был определиться с позицией, которой он будет придерживаться. Примкнуть к уже уходящему классу дворян или держаться только возникающего класса революционеров. Именно тогда Тургенев и писал свой великий роман.

На протяжении всего произведения наше внимание сосредоточено на взаимоотношениях дворянина Павла Петровича Кирсанова и сына бедного лекаря Евгения Базарова . Тургенев дает четкую характеристику главных героев, и перед нами сразу же встает резкое различие во внешности, манере поведения и взглядах на главные проблемы жизни.

Романтичный Павел Петрович Кирсанов никак не совместим с демократом Базаровым, равнодушным к любовным отношениям. Между ними сразу возникает антипатия, переходящая в разгоряченные споры. Именно в их препирательствах раскрываются разные взгляды на общественный строй, религию и народ.

Базаров считает, что общество прогнило и нужны основательные меры: «Исправьте общество». Именно в этом заключается польза, которую видит Евгений. Павел Петрович соглашается, что общество не совсем в порядке. Тогда, когда Кирсанов узнает, что его племянник и Евгений Базаров нигилисты, отрицающие всё и не уважающие чужие интересы, он возглашает:

«Нам дорога цивилизация. Нам дороги её плоды»…

Именно в этих словах и заключается конфликт между «отцами» и «детьми».

Базаров и Кирсанов абсолютно по-разному относятся к дворянству. Павел Петрович считает аристократию главной силой, движущей народ и способствующей благополучному развитию общества. В глазах же Евгения аристократы не способны действовать и приносить пользу людям. Базаров, как нигилист, привык «действовать, ломать», вместо того чтобы сидеть сложа руки, как аристократы. Но, несмотря на наличие такого сильного качества, у нигилистов есть и слабые стороны. Одним из минусов является бедная душа, вынужденная скрывать чувства.

В споре же о русском народе правда, безусловно, на стороне Базарова, который умеет ладить с мужиками. Он трезво видит, как «грубейшее суеверие душит страну». Евгений связывает свою деятельность с «народным духом», считая себя тем, кто выражает интерес народа. Кирсанов и Базаров спорят о том, в ком из них мужик «признает соотечественника».

В спорах сталкиваются и эстетические взгляды главных героев. Их мнения неодинаковы: Павел Петрович высоко ценит искусство, Базаров же считает, что Пушкин «никуда не годится», играть на виолончели для мужчины «смешно», а порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта.

Отношение к окружающей природе у них тоже разнится. В ответ на вопрос Аркадия, выступающего против Евгения, звучит ответ нигилиста Базарова: «И природа – пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Несмотря на то, что Базаров отрицает любовь и смеется над романтичными порывами Павла Петровича, в душе Евгения присутствует способность любить и чувствовать. Влюбленность в Анну Сергеевну раскрыла настоящего Евгения Базарова. Его сердце страдает из-за отвернутых чувств. В случае Павла Петровича любовь, ради которой он оставил всё, включая его карьеру, привела его к душевной гибели.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» Тургенев отобразил борьбу двух разных поколений, борьбу века уходящего и нового, только зарождающегося. Но, несмотря на эту смену эпох, должна оставаться нить, связующая одно поколение людей с другим, только так возможно прогрессивное развитие общества.

Уже само название произведения наводит на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — взаимоотношение поко-лений. В некоторой степени это справедли-во. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений — либе-ралов и революционеров-демократов, назы-ваемых нигилистами. Тургенев создал образ нового человека, разночинца по происхожде-нию, демократа по политическим взглядам. В противопоставлении взглядов разночинца и дворянина, демократа и либерала — осно-ва конфликта романа.

Среди героев романа наиболее активны-ми представителями непримиримых миро-воззрений являются Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кир-санов. Павел Петрович был типичным пред-ставителем своей эпохи и среды. Он следо-вал «принсипам» везде и во всем, продол-жая даже в деревне жить так, как и прежде. Он сохранил свои привычки неизменными, xoтя c практической точки зрения это было неудобно. А для нигилиста Базарова это вы-глядело попросту смешно.

Павлу Петровичу около сорока пяти лет, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. «Весь облик Павла Пет-ровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей ча-стью исчезает после двадцатых годов». По внешности, по убеждениям Павел Петро-вич — аристократ. Правда, как отмечает Пи-сарев, «убеждений у него... не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит», и он «по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». В чем же заключаются эти «принсипы»? Прежде всего, это взгляд на государственное уст-ройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.

Павел Петрович не переносит инакомыс-лия и яростно защищает доктрины, кото-рым «постоянно противоречили его поступ-ки». Он любит порассуждать о русских крес-тьянах, но при встрече с ними «морщится и нюхает одеколон». Кирсанов толкует о Рос-сии, о «русской идее», но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об обществен-ном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Но, видя, что не может победить нигилис-та в споре, не может поколебать его нравст-венные устои, вернее, отсутствие их, Павел Петрович прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Это — дуэль. Евгений принимает вызов, хо-тя считает это выходкой полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ра-нит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью отчасти сатиричес-кого изображения этих событий автор под-черкнул нелепость поведения Павла Петро-вича, потому что смешно и даже бессмыс-ленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поко-ление «отцов». Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Ба-зарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича,

Для молодых нигилизм — определенная политическая и жизненная позиция. Многие воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт пре-дыдущих поколений и ни к чему не прислу-шиваться — вот их девиз. Но все они рано или поздно повзрослеют, обзаведутся се-мьями и будут вспоминать о своих убежде-ниях как об ошибках юности. А сейчас они только опошляют идеи, которые проповеду-ет Базаров.

Однако главный герой отдает отчет своим мыслям, тверд в своих убеждениях. Он инте-ресуется естественными науками и собира-ется/продолжить дело отца, отставного ле-каря, который и в деревенской глуши не ос-тавляет занятий медициной.

Евгений насмехается над «принсипами» Павла Петровича, считая их ненужными и просто несерьезными. Базаров находит, что лучше отрицать, и он отрицает. На вос-клицание Павла Петровича: «Но надобно же и строить!», — он отвечает: «Это уже не на-ше дело». Евгений язвительно отзывается о романтиках, но, встретив любовь, осозна-ет романтика в себе. Жизнь жестоко обо-шлась с Базаровым. Не верящий в любовь, он полюбил, но его любовь была отвергнута.

Рассматривая альбом Саксонской Швей-царии, Базаров говорит Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической». Базаров пыта-ется развенчать бездейственные «принсипы», не принимает иллюзорную мечтатель-ность. Но вместе с тем он отказывается от великих достижений культуры («Рафаэль гроша медного не стоит»), утилитарно вос-принимает природу.

Базаров умирает со словами: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто ну-жен?» Таков трагический итог жизни Ев-гения.

Отношение автора к своим героям совсем не простое. Сам писатель принадлежит к поколению, воспитанному в немецких уни-верситетах, он дворянин и либерал. Но ему замечательно удалось показать смену форм сознания, а также неизбежную трагедию людей, первыми делающими шаг вперед, к новому миропорядку.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» пишется о конфликте разных поколений.

Главный герой Евгений Базаров очень трудолюбивый человек. Ему нравятся точные науки, он проводит исследования и опыты. Базаров всячески пытается принести пользу своей родине и обществу в целом. Ему не нравится говорить о чувствах, и он отрицает любое их проявление. Для него творчество и поэзия не имеют абсолютно никакого смысла.

Его оппонентом становится Павел Петрович Кирсанов - именно он вступает в спор с Базаровым. Кирсанов старший не понимает, почему молодой человек Евгений относится с таким пренебрежением к искусству.

С каждым днем эти двое все больше относятся друг к другу с ненавистью и злостью. Дело доходит до того что они затевают тайную дуэль в которой выигрывает Базаров. Победа Евгения это лишь удачный случай и он так же мог подвернуться Павлу Петровичу.

После дуэли страсти в доме Кирсановых, куда был приглашен Базаров, немного поутихли. Однако лучше друг к другу они не стали относиться.

Аркадий, который пригласит своего товарища погостить в его родительском доме, тоже замечает, что Базаров не такой уж и хороший человек и на самом деле у них не так много общего, как он думал раньше. Аркадий с Евгением относили себя к обществу нигилистов.

Кирсановы состоятельные дворяне, у них есть свое поместье немного ветхое, но большое. У Кирсанова старшего хорошее образование и он очень интеллигентный и воспитанный человек. Аркадий Кирсанов получая образование, и познакомился с Евгением Базаровым. Именно Базаров и привел Аркадия к нигилистам. У Евгения очень мало друзей, а вернее их практически нет. Все его друзья и знакомые вначале с охотой приобщились его идеи нигилизма, но потом все быстро разошлись. Все разошлись кто куда, кто женился и занимался семьей, а некоторые нашли дела интереснее.

Аркадий очень сочувствовал Базарову и пытался во всем его поддерживать. Со временем Кирсанов понимает, что им лучше перестать общаться с Базаровым. У Кирсанова есть любящая семья отец и дядя. Пройдет немного времени и Аркадий женится на замечательной девушке Катерине, которую он очень полюбил. Кирсанов считает, что ему стоит поставить во главу свою семью и отказаться от навязчивых идей Базарова.

У Евгения Базарова ничего этого нет. Его родители конечно его безумно любят, но не могут показывать своих чувств в полной мере, чтобы не спугнуть сына. Евгений не любит никого и считает что все люди ему не ровня. Для того чтобы удовлетворить свои физиологические потребности ему не нужно никого любить. Достаточно чтобы девушка была симпатичной. Единственного человека, которого он считал себе равным, оказалась девушка Одинцова Анна Сергеевна. Базаров первый раз влюбился и хотел владеть этой женщиной. Анна Сергеевна ответила ему отказом.

Базаров так и умрет пытаясь доказать всем свою правоту и то что проявление чувств это полная ерунда. Он не захотел выбрать семейный очаг и любящую семью. Базарову даже не могу было передать свои знания о нигилизме. Евгений Базаров умер в одиночестве.

Несколько интересных сочинений

  • Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести Тринадцатый подвиг Искандера

    Название рассказа – цитата этого героя. Собственно, рассказ о нём. Это ведь воспоминания писателя о своих школьных годах и конкретном случае, в котором судьей стал этот самый учитель математики.

  • Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого сочинение

    В произведении Толстого “Война и мир” присутствует огромнейшее множество персонажей, которым автор уделил немалое внимание, раскрыв их образы и рассказав их историю читателю, но, однако, любимым персонажем у Толстого

  • Сочинение Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов

    В романе Ивана Александровича Гончарова описываются непростые события, изменение власти дает о себе знать. Илья Ильич Обломов молодой помещик, который привык жить за счет крепостных крестьян

  • Сочинение по картине Маковского Дети бегущие от грозы 3, 4, 6 класс описание

    На этой картине, как в названии, дети от грозы бегут. Видно, как они боятся. Я б тоже боялся! Я, вообще, грозы боюсь. И эти дети – они ещё меньше меня по возрасту (особенно мальчик), вот испугались.

  • Сочинение по роману Обломов Гончарова

    Гончаров изобразил в этом романе ту среду, которую видел с самого рождения. Главный герой нашей истории - это Обломов Илья Ильич

Одной из проблем общества, которая актуальна в любые времена, является конфликт между разными поколениями. Ярким примером художественного произведения, раскрывающего данную проблему, является роман Тургенева «Отцы и дети».

Ключевым персонажем произведения является Евгений Базаров - представитель нового поколения, которое проповедует нигилистическую идеологию. Он представлен как яркий приверженец данного направления; его друг Аркадий Кирсанов, напротив, старается подражать нигилистам, однако в итоге отказывается от этой философии. В романе им противопоставляются представители старшего поколения: это отец и дядя Аркадия, которые придерживаются либеральных взглядов, а также более консервативные родители Евгения.

Основу мировоззрения главного героя составляет отказ от общепризнанных идеалов: ему не нравится разделять чью-то точку зрения («Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»); он отрицает прошлое («Прошедшего не воротишь...») и не терпит промедлений («Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники»). Его идеология направлена на разрушение существующего строя, так как он им крайне недоволен, однако при этом Базаров практически ничего не предлагает взамен разрушаемых идеалов.

Братья Кирсановы, напротив, активно продвигают идеи сохранения текущего строя. Их также не устраивает нынешняя обстановка, однако это связано с наличием молодых нигилистов, которые, по их мнению, много пустословят («Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»). Так, Николай Петрович не ставит на себе крест после смерти жены, а продолжает искать своё счастье в любви к Фенечке.

Родители главного героя представлены более спокойными и консервативными людьми, их мировоззрение больше связано с религией. Их образы тесно связаны как с простонародьем (суеверия, простота), так и с высшим сословием (медицинское образование у Василия Ивановича, крепостные души во владении Арины Власьевны).

Особое внимание в романе Тургенев уделяет контрастам: они проявляются не только в противопоставлении идей Базарова-младшего и старшего поколения, но и в самих описаниях героев. Так, высокий и угрюмый Евгений спорит с низеньким жизнерадостным Николаем Петровичем; основа описания Базарова - его внутренний мир, Кирсановых - внешность. Также имеет место контраст внутри самих нигилистов: Анна Одинцова, в которую влюбляется Евгений, отвергает его и любовь в целом, в то время как Аркадий Кирсанов отвергает сам нигилизм ввиду своего простодушия и любви к стихам.

В то же время нельзя не отметить схожести между героями. Базаров и братья Кирсановы являются ярыми защитниками своих идей (хотя в итоге основной защитницей нигилизма оказывается Одинцова). Семья Базаровых, несмотря на явные различия в подходах к жизни, строит отношения на любви, что подтверждает и сам Евгений.

Конечные образы у всех персонажей, кроме Базарова, оказываются чётко обозначенными: они либо отступают от своих прежних идей (Аркадий), либо продолжают гнуть свою линию (старшие Кирсановы, Одинцова). Базаров же, напротив, оказывается в плену своей философии: он отрицает любовь, но при этом не способен устоять перед своими чувствами к Одинцовой. Символично, что главный герой оказывается единственным, кто умирает в произведении: только он один не сумел найти своё место в обществе из-за внутренних противоречий.

Конфликт между отцами и детьми в одноимённом романе Тургенева заканчивается победой идеологии старшего поколения. Тем не менее именно в такой борьбе интересов формируется человек как личность, так как не всегда важно быть абсолютно правым в споре - важно уметь слушать других и при необходимости пользоваться чужим опытом.

Например, роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написанный в 60-е годы XIX века.

Роман считается знаковым для того времени, а образ главного героя Евгения Базарова воспринимался молодёжью как пример для подражания бескомпромиссности, преклонения перед авторитетами и старыми истинами. Базаров «нигилист-разночинец» и в его рассуждениях главенствует приоритет «полезного» над «прекрасным», когда во всем присутствует некий налет отрицания присущий раннему атеизму. Сейчас было бы правильнее назвать подобного человека демагогом, но это уже не суть важно.

Важным в данном случае является описанный Иваном Тургеневым сам конфликт отцов и детей на примере Базарова и Аркадия Кирсанова, приехавших в Марьино и некоторое время гостивших у Кирсановых (отца и дяди Аркадия). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город, где он знакомится с богатой вдовой Одинцовой. К концу романа скептицизм Базарова по разным жизненным обстоятельствам утрачен.

Нигилизм середины XIX века основан на отрицании и скептике к любви, искусству, общепринятой морали и религии. Нигилист это революционер демократ отрицающий консерватизм общественной политики государства. Движения за эмансипацию женщин дополнило нигилизм в России и внесло свой вклад в изменении общественного сознания после того, как в 1789 обнародовали «Декларация прав женщины» с требованием политических прав женщин наравне с мужчинами.

В данном случае конфликт отцов и детей показан на примере среднего возрастного уровня, когда в роли детей выступают уже сложившиеся личности способные иметь своих детей. Поэтому этот конфликт было бы правильно назвать конфликт «Отцов и дедов», отцы это среднее, а деды уходящее поколение в системном построении жизненного пути человечества. Отцы в данном случае это возрастной ценз, который определяет период выхода детей из подчинения отцовской воли.

Ситуация конфликта между родственниками возникает на фоне их законных имущественных прав, когда до XX века все имущественные права семьи были на стороне отца и поддерживались имеющимся законодательством. Статья 1534 Уложения о наказаниях, преследовала, за нанесение личной каким-либо оскорбительным действием обиды отцу или матери. Таким образом, законом защищалось право главы семьи на воспитание членов семьи, и распоряжаться семейным бытом.

Против такого консерватизма закрепляющего преимущества «Отцов» и боролись нигилисты. В данном случае члены семьи не имели права требовать какой-либо части имущества, и существовал «выдел», когда отец отделял сына для самостоятельного ведения хозяйства, передавая ему части семейного имущества по своему усмотрению. Сохранились ли в сегодняшнем обществе подобные отношения принудительного уважения к старшим и закрепления за ними имущественного права сказать трудно. Хотя существует в правовом отношении право родителей на получение алиментов от детей на их содержание.

Логически выстраивая известные нам исторические события, приходим к выводу, что подмеченный Иваном Тургеневым конфликт поколений существует, как некая природная данность, различающая человека в его развитии. Триединое начало в данном случае проявлено в системном построении жизненного пространства человека: прошлое – настоящее – будущее, когда эта взаимосвязь на бытовом уровне будет выглядеть как деды – отцы – внуки.

Получается так, что конфликт поколений заложен самой природой для эволюционных преобразований в окружающем мире. Этот конфликт проявлен в процессе воспитания детей, когда родители вынуждены в некоторых случаях подавлять психику ребенка подчиняя и заставляя его выполнять какие-либо требования для успешной адаптации ребенка в обществе. До XX века, как уже было сказано, дети были подчинены родителям и имущественно зависели от них.

В современном обществе ребенок вынужден подчиняться родителям до своего возмужания (совершеннолетия). В это время дети бывают часто агрессивны по отношению к родителям, которые выполняя социальные требования общества должны подготовить нового члена общества и обучить его всем требованиям существующей морали. В этот момент чувства острой неприязни друг к другу могут быть у обеих сторон конфликта, как у родителей, так и у их детей.

Таким образом, каждый человек проходит все этапы своего развития с момента его рождения, рождения и воспитания его детей, до момента его ухода с земного плана. И каждый раз он сталкивается с проблемой самоутверждения при столкновении собственных интересов с интересами его родителей, а затем с интересами его детей. Эти особенности поведения человека в разных трансформациях по-разному толкуются в эзотерических и религиозных учениях.

В этих учениях объясняется на уровне познания человека и его «эго» обладающего своей персональной «душой», что отцы и дети это разные люди, имеющие кровное родство, но обладающие каждый своей собственной психикой. Эта психика или «эго» при определении своего места в сообществе и утверждении «самости» и выстраивает конфликтные отношения с окружающим миром.