Особенности древнерусской культуры презентация. Презентация на тему культура древней руси

Слайд 2

Что такое культура?

Слайд 3

Культура –совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определенной эпохой, определенным народом

Слайд 4

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией

восточнославянского общества, становлением государства, укреплением взаимоотношений с соседними странами

Слайд 5

Особенности культуры Древней Руси

  • Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян;
  • Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения ближайших своих соседей;
  • Особое влияние оказала Византия и принятие на Руси христианства;
  • Мастера, несмотря на влияние византийской культуры, стремились остаться оригинальными.
  • Слайд 6

    Устное народное творчество-фольклор

    Повседневная жизнь, удивительные события отражались в фольклоре: песнях, былинах, загадках, пословицах, заклинаниях. Особое место занимает былинный эпос.

    Приведите примеры.

    Слайд 7

    Былины – народные эпические песни, возникшие в Древнее Руси, о богатырях, их военных подвигах.

    Герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие богатыри, обороняющие Русь от кочевников. Былины славили могущество Руси, будили патриотические чувства («Илья Муромец и Калинин-царь», «Добрыня и Змей», «Владимир Красное Солнышко» и пр.).

    Слайд 8

    Задание: вспомните идеи западноевропейского эпоса?

    Завоевание, религиозная война, крещение иноверцев

    Слайд 9

    Русская азбука на бересте, найденная в Новгороде

    Азбука- великий шаг, каждый народ нуждается в своей письменности. Рождение славянской азбуки- заслуга Кирилла и Мефодия.

    Письменность

    Слайд 10

    Кирилл и Мефодий прибыли в Великорусскую державу для ведения богослужения на славянском языке. А потом началось и создание азбуки. Некоторые буквы Кирилл взял из греческого алфавита, другие придумал сам. Братья начали переводить греческие и латинские рукописи на славянский язык, в частности основные богослужебные книги. Сохранилось предание, что первая фраза, переведенная Кириллом, гласила: «в начале было слово….»

    Вопрос:О чем говорит эта находка?

    О том, что на Руси была письменность и были грамотные люди. Зародилась письменность на Руси до принятияхристианства.

    Слайд 11

    Берестяная грамота мальчика Онфиса. Новгород.

    Обучали письму не только мужчин, но и женщин. Дети, обучавшиеся в древнерусских школах, во многом напоминали своих сегодняшних сверстников - об этом можно судить по забавным рисункам, сделанным много веков назад в Новгороде мальчиком Онфимом.

    Слайд 12

    После крещения Руси из Византии стали приезжать церковные деятели и переводчики; открывались школы при монастырях и церквях, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания святых, исторические сочинения.

    Писали на пергаменте (выделанная телячья кожа).

    Слайд 13

    Первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги переплетались в кожу, богато украшались драгоценными камнями.

    Книги были украшены миниатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.

    Слайд 14

    Почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей?

    Слайд 15

    Литература

    • Жития –литературное описание людей, причисленных к лику святых
    • «Сказание о Борисе и Глебе», «Жития княгини Ольги»
    • Летопись-запись происходивших событий, составленная по годам.
    • «Повесть временных лет»
    • «Слово»-торжественное и поучающее обращение «Слово о Законе и Благодати».
    • «Хождения»(или, по-древнерусски, хожения) - своеобразные путевые заметки.
    • «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю.
  • Слайд 16

    Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись.

    Выдающимся литературным памятником, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» - летописный свод, который, очевидно, начал составляться около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, использовавшим записи XI века. Летопись Нестора сохранила свидетельства о важнейших событиях древней русской истории, в том числе призвании варяжских князей, возникновении княжеской власти, походах славян, о принятии христианства и создании славянской грамоты, о подвигах святых мучеников.

    Летописец Нестор

    Слайд 17

    Деревянное зодчество

    Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости.

    Задание:Назовите особенности русского деревянного зодчества

    Особенности: многоярусность строений; наличие разнообразных построек; увенчание построек теремами и башенками; резьба по дереву.

    Двор князя

    Слайд 18

    Каменное зодчество

    Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Успения Богородицы, заложенная византийскими мастерами в Киеве в 989 г. и законченная в 996 г. Так как князь Владимир выделил десятую часть доходов на содержание этой церкви, то она получила название Десятинной. Церковь рухнула в 1240 г. во время взятия Киева Батыем. До нас дошли только остатки ее фундамента.

    Слайд 19

    Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии,заложенном в 1037 г. в Киеве Ярославом Мудрым. Назвав главный городской собор именем Святой Софии, Ярослав Мудрый вступал в своеобразное соперничество со знаменитой Софией Константинопольской. Собор был украшен фресками, в тематику которых входили и евангельские, и бытовые сцены, в частности, изображение членов княжеской семьи.

    Софийский собор в

    Киеве,1037г.

    Слайд 20

    Софийский собор в Новгороде

    По примеру Киева в 40-е - 50-е годы XI века были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Дошедшая до нашего времени София Новгородская намного строже и монументальнее киевского собора - гармоничная византийская традиция ощущается здесь намного слабее. Новгородская архитектура, в отличие от киевской, не знает мозаики - Софию Новгородскую украшали только фрески.

    Слайд 21

    Золотые ворота в Киеве

    Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры. Судя по летописным известиям, каменные палаты строились для князей еще в языческую эпоху - археологические раскопки подтверждают эти сведения. Однако до нас дошли постройки уже XI века - прежде всего это Золотые ворота в Киеве.

    Слайд 22

    Храмовая живопись

    Произведения живописи- это иконопись (искусство изображения святых по строго определенным канонам), фрески (картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке)и мозайки (картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков).

  • Слайд 27

    Установите правильное соответствие

    • Былины литературное описание жизни людей, причисленных церковью к лику святых
    • Зодчество настенная живопись, при которой краска наноситься на сырую штукатурку
    • Мозайка небольшой многоцветный рисунок в рукописных книгах
    • Житие поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей
    • Фреска изображение из камней или кусочков стекла
    • Миниатюра искусство построения различных зданий
  • Слайд 28

    Вставьте вместо пропусков

    Дошедшая до нас древнейшая летопись-это

    «_______ ________ ___ ». Она была создана в Киево-Печёрском монастыре монахом ______. Крупным литератором Древней Руси был _______, первый уроженец Руси, ставший киевским митрополитом. Наиболее известное его произведение «_____________________», написанное в жанре торжественного и поучающего обращения. Софийский собор в Киеве был построен в годы правления _______

    • Повесть временных лет
    • Нестором
    • Иларион
    • Слово о Законе и Благодати
    • Ярослава
  • Посмотреть все слайды

    Слайд 2

    Исторические условия формирования

    Наследие восточных славян (древние мифы и сказания,традиции резьбы по дереву и камню,искусство кузнецов) Достижения соседей (финноугорских, балтских племен, кочевников, хазар) Влияние Византии (принятие христианства, каменное строительство, иконопись, фрески) Патриотическая идея (объединение народных сил против внешних врагов)

    Слайд 3

    Устное народное творчество

    Былина – поэтическое сказание о подвигах русских богатырей (идея освобождения родной земли, ее защита от врагов; нелегкий труд пахаря-земледельца)

    Слайд 4

    «Вы постойте-тко за веру, за отечество,Вы постойте-тко за славный стольный Киев град»

    Герои древнерусских былин – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.. Васнецов. Микула Селянинович

    Слайд 5

    Письменность и грамотность

    Византийские монахи Кирилл Философ и Мефодий – создатели славянской азбуки Глаго́лица - однаизпервыхславянских азбук длязаписицерковныхтекстовнаславянскомязыке.

    Слайд 6

    Кириллица43 буквы (19 гласных). Каждая буква имеет своё название, похожее на обычные слова:

    Слайд 7

    Крещение Руси – развитие грамотности

    Скрипторий – мастерские по переписыванию книг и оформлению их в переплеты Ярослав Мудрый – развитие просвещения в Киевском Соборе (около1037 г.) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание памятников Древней Руси. Здесь была представлена не только богослужебная книга, но и нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая литература. Каждая книга была шедевром. Двух одинаковых книг быть не могло. Святая София

    Слайд 8

    Школав Древней Руси

  • Слайд 9

    Первыерусские книги – произведение искусства

    Материал – пергамент Шрифт – каллиграфия Правила написания – устав Иллюстрации – миниатюры Орнамент Красная строка Переплет – кожаный, деревянный (прочесть «от корки до корки») Инкрустация – золото, драгоценные камни

    Слайд 10

    Древнерусская литература

    Летописи – запись исторических событий по годам. Житие кн.Владимира Слово – торжественное и поучающее обращение Жития – литературные описания жизни людей, причисленных к лику святых

    Слайд 11

    Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу

    IX в. – выписки из летописи князя Аскольда Летопись Ольги и Святослава 997 г. – летописный свод князя Владимира Святославовича 1113 г. - «Повесть временных лет»

    Слайд 12

    «Слово о законе и благодати»1049 г. митрополит Илларион

    1 часть – восхваление идеи христианства 2 часть – «Похвала князю Владимиру», крестителю Руси 3 часть – Ярослав Мудрый – достойный продолжатель дела христианизации Общая идея: величие Руси, особая роль Руси в христианском мире

    Слайд 13

    Русь – страна городов «Гардарики»

  • Слайд 14

    Торжок, торг

  • Слайд 15

    Зодчество –искусство строить и украшать здания

    Деревянное зодчество

    Слайд 16

    Жилые помещения - хоромы

    Боярские хоромы Княжеские хоромы (каменные) Чернигов.

    Слайд 17

    Избы крестьян

  • Слайд 18

    Каменное стоительство. к.X в.

    Приезжие византийские мастера византийская архитектурная традиция 989 г. – Десятинная церковь Успения Богородицы (Владимир Святославович) 1036 г. – Софийский собор (Ярослав Мудрый)

    Слайд 19

    Софийский собор в Новгороде Киево-Печерский монастырь Золотые ворота в Киеве Стены древнего Изборска

    Слайд 20

    Искусство украшения храмов

    Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку разноцветных стекляных камушков (смальты) Фрески – роспись водяными красками по сырой штукатурке Иконопись – изображение Бога, Богородицы, святых апостолов

    Слайд 21

    Художественное ремесло

    Скань – (от старославянского глагола «съкати» - сучить, свивать в одну нить несколько прядей) орнамент, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, напаянной на металлическую. поверхность Ювелирное дело – тонкая обработка драгоценных металлов и камней «Трактат о разных ремеслах» историограф, пресвитер Теофил, XI-XII вв

    Слайд 22

    Скань, зернь, филигрань (от латинских слов filum – нить и granum – зерно.)

    Слайд 23

    Височные кольца

    Колты – полые височные кольца гривны

    Слайд 24

    Рясны (цепи из круглых или квадрофолийных бляшек) и колты – головной убор

    Слайд 25

    Техника черни

    Обычно черневые украшения делали из тонкого листа серебра. Для получения из тонкого листа полого изделия применялся очень древний способ - ручная выколотка, когда лист серебра под ударами деревянного молотка принимал необходимую форму.Вторая стадия в изготовлении ювелирного произведения с чернью - гравировка на металле

    Слайд 26

    Перегородчатая эмаль

    На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволокой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастера.

    Культура Древней Руси «Повесть временных лет», начало XIII в. Нестор, чернец Федосьего монастыря Печерского. «Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве стал первым княжить? И с коих пор Русская земля стала есть?» Понятие «культура»     От латинского «cultura» возделывание, воспитание, образование, почитание. Древнерусская культура – это культура нашего народа с древнейших времен до конца XVII века. Древнерусская культура – это культура средневековой Руси. Культура Киевской Руси (IXXIIвв.) Культура «удельной Руси» (XIIXIIIвв.) – культура домонгольского периода. Факторы, влияющие на развитие древнерусской культуры.       Природа и климат. Менталитет народа. Образование Древнерусского государства. Языческая культура восточных славян. Принятие христианства. Международные связи Руси. Русь и Византия. «О светло светлая и красно украшенная Земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городы великими, селами дивными…» «Слово о погибели Русской земли» Языческая культура славян       Культ природы Политеизм Идолы (кумиры) Капища Волхвы Обычаи и обряды Крещение Руси. В лето 6496 года от сотворения мира принятие князем Владимиром христианской веры. Влияние христианства на развитие древнерусской культуры.       Начало каменного зодчества; распространение славянского алфавита распространение грамотности, «учения книжного»; появление иконописи, фресковой живописи, искусства мозаики; смягчение нравов; Укрепление международных связей Руси. Русь и Византия. «У греков мы взяли Евангелия и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева» (А.С.Пушкин). «По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя…» (В.Н.Лазарев) Храм Святой Софии в Константинополе. 532-537 гг. Внутренний вид храма святой Софии в Константинополе. Христос Вседержатель на куполе храма. Богоматерь с младенцем. Мозаика. IX век. Собор Святой Софии в Константинополе. Устройство крестово-купольного храма. Купол Барабан со световыми окнами Столбы – опоры, находящиеся внутри храма. Нефы – галереи храма, идущие от входа к алтарю. Алтарь – место, где происходит наиболее важная часть богослужения. Устройство крестово-купольного храма. Апсиды – полукруглые выступы в стене храма в районе алтаря. Закомары полукруглые покрытия церковных сводов. Хоры – верхняя, открытая галерея храма, балкон. Типы поселений на Руси. Названия поселений, встречающихся в источниках: село, «сельцо», деревня, погост, становище, двор, городище, город. Пути возникновения городов на Руси: - Из сельских поселений; - Из княжеской резиденции; - из промысловой слободы; - из торгово-ремесленного ряда; - из центра сельской общины (погоста); - из посада возле монастыря; - из приграничной крепости. Древнерусские города Отметить города, существовавшие на Руси в X-XII вв. Киев Липецк Москва Тула Смоленск Мурманск Чернигов x x x x x Иваново Ростов Ярославль Суздаль Изборск Новгород Владивосток x x x x x Три Софии. Киев – «матерь русских городов» 882 г. Золотые ворота в Киеве. XI в. Софийский собор в Киеве. XI в. Богоматерь Оранта. Мозаика в апсиде Главного алтаря. XI в. Господин Великий Новгород. Новгород – «источник русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни» В.Г.Белинский. Софийский собор в Новгороде. 1045-1050гг. Бронзовые врата храма Святой Софии. Новгородская икона. Архангел Гавриил «Ангел Златые власы». Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородская икона. Спас Нерукотворный Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородские берестяные грамоты. Владимир на Клязьме 1169 Успенский собор. 1158-1161 гг. Золотые ворота.1164 г. Икона Владимирской Божией Матери. XII век. Дмитриевский собор. 1194-1197 гг. Церковь Покрова на Нерли. 1165 г. Свечой на ладони на голом лугуПрямой на ветру, гнущем реку в дугу. Мерцает в излучине, будто из туч, Сквозит к нему некий единственный луч. Пропорций бесспорность иль магия лет? – Струящийся в небо единственный свет! И сколько б ни шел ты назад допоздна, Идет за тобою его белизна. И.Снегова. Значение Древнерусской культуры. «Красота эта сияет и по сей день немеркнущим светом в созданиях искусства, будь то величественный храм, книжная заставка, бронзовый наконечник ножен или то, что уже в прямом смысле сияет – как мозаика в куполе и на стенах Киевской Софии…» «Именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту, которой они были призваны увенчать, не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей». (Л.Д.Любимов)

    Представленная разработка на тему " с качественной презентацией, рекомендуется автором для проведения в 10 классе. Цели и задачи представленного на конспекте занятия следующие:

    познакомить старшеклассников с характерными чертами русской культуры периода IX-XIII веков;

    продолжить формирования у учащихся таких навыков, как составление конспекта изложенного материала;

    показать на примере древнерусской живописи и зодчества оригинальность и красоту, которые носила культура Древней Руси .

    Для эффективной организации урока необходимы: компьютер (ноутбук ), экран, проектор мультимедийный, презентация (скачать можно выше ).

    Культура Древней Руси – краткое описание хода занятия

    Монах Нестор Киево-Печерского монастыря

    Знакомим учащихся 10 класса с темой урока, сообщая им, что объектом изучения станет культура Древней Руси именно домонгольского периода. Школьники пытаются дать полное определение понятию , вспомнив, что ее составляет, прежде всего, совокупность ценностей духовного и материального характера, которые в ходе общественно-исторической трудовой практики созданы человечеством.

    Подводим учеников к пониманию закономерностей, что отражают наличие собственных особенностей развития культуры в каждый исторический период времени. В связи с чем, обратим внимание на особенности культуры, рассматриваемого в ходе сегодняшнего урока времени — IX-XIII века:

    темпы развития замедляются;
    наличие традиционализма;
    религиозное мировоззрение господствует над другими взглядами.

    Культура Древней Руси – этапы развития

    Для данного периода характерно выделение культурологами трех этапов развития культуры. Первым из них является период культуры дохристианской у народов восточных славян. Хотя языческие традиции древности имеют место и сегодня (приметы, гадания, вера в домового и другие ).

    Следующий этап развития культуры Древней Руси связан с ее крещением князем Владимиром Святославовичем, когда в 988 году принято было византийское христианство, отразившие в развитии культуры византийские традиции.

    Еще один этап, когда культура Древней Руси претерпевает влияние усиления раздробленности Руси и начинают формироваться в архитектуре местные стилевые особенности.

    Проанализировав этапы развития культуры, учитель знакомит школьников с различными образцами древнерусской культуры. А поскольку одним из главных признаков развитой цивилизации принято считать наличие системы письменности, далее, и рассматривается ее развитие у древних славян.

    Культура Древней Руси – узелковое письмо и славянская азбука

    Наиболее примечательным является наличие у славян собственной системы знаков, характерной для письменности дохристианского периода и, называемой узелковым письмом. Более подробно рассматриваем со старшеклассниками особенности и образцы узелкового письма в сопровождении слайдов презентации .

    Проводим далее аналогию возникновения письменности с другой версией, чаще встречающейся в литературе, связанной с деятельностью , которым приписывают создание кириллицы — славянской азбуки. Ныне отмечающийся праздник также связан с именами Мефодия и Кирилла.

    Развитие письменности всегда приводит и к развитию литературы. Выделяют в древнерусской литературе такие жанры: слово, жития, летописи и хождения. Около 150-ти книг, принадлежащих русским авторам, сохранились на сегодняшний день с того периода времени. Наиболее распространенным жанром литературы были жития.

    К первой половине XI века создается летописание, считающееся самой древней летописью из дошедших до нас. Написана она была монахом Нестором (на рисунке ), сочинявшим ее в Киево-Печерском монастыре. Это знакомая старшеклассникам с уроков литературы «Повесть временных лет» . Немного позже, к XII веку появляется новый жанр — хождения .

    Культура Древней Руси – архитектура

    Переводим внимание учащихся на развитие другого объекта культуры Древней Руси — архитектуру. В основном жилища славян представляли собой сооружения двух типов: северный и южный . К северному типу относят существовавшие в то время жилища со срубленными стенами, а пол высоко поднятый. В жилье имелась большая сложенная из камней печь и двускатная кровля.

    Южный тип жилища отличал углубленный пол по отношению к уровню земли, а также деревянные стены, присыпанные землей. Дерево использовалось в качестве строительного материала в обоих типах жилища. Из него же строились и первые храмы на Руси. А уже каменное строительство появляется к концу X века.

    В таком увлекательном ритме освещаются и остальные направления, присущие древнерусской культуре. Подробную разработку урока истории " , а также презентацию к занятию можно скачать выше. Кроме того, предлагает для просмотра слайдов данной презентации воспользоваться плеером ниже ↓

    Фольклор Обрядовый фольклор Жизнь в Древней Руси сопровождали различные обряды: свадебные, похоронные, календарные, магические (заговоры) и др. Обряды и сопровождавшие их фольклорные произведения обнаруживают такие черты мышления древнего человека: анимизм (вера в духов и существование души), антропоморфизм (очеловечивание животных, растений, явлений природы, смерти, болезней) и магизм (вера в то, что специальные действия и слова влияют на события в жизни человека).


    Сказки Фольклор Сказки содержат в себе удивительные и таинственные события приключенческого характера, в них показаны идеальные герои, фантастические существа, волшебные предметы, чудесные явления. В сказках отображаются мечты о справедливости, о победе добра над злом, об облегчении тяжелых условий жизни (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и т.д.). Сказки Бытовые ВолшебныеО животных


    Эпические песни с героическими сюжетами – былины – особый жанр древнерусского фольклора. В центре сюжета – богатырь и его подвиг, поединок с врагом и победа. В богатыре воплощена мощь и патриотизм русского народа. В былинах изображены свойственные Древней Руси военно-политические и социально-бытовые ситуации. Основной идеей, объединяющей все былины, является необходимость единства Руси и ее защита от врагов. Врагов олицетворяли фантастические персонажи: Змей, Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище поганое. Былины были особенно актуальны во времена бесконечных набегов кочевников и монголо-татарского ига. Былины Фольклор




    Фольклор Другие жанры древнерусского фольклора: пословицы, поговорки, загадки, предания, легенды, мифы, былички и др. Одной из ключевых особенностей русского фольклора – его устность. Собирать устное народное творчество, то есть записывать, начали только в 18 веке. «Гусляры» ВАСНЕЦОВ


    Древнерусская литература С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. А обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. «Поучения Детям»


    Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIVXV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Древнерусская литература Нестор


    Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 годуновгород- северского князя Игоря Святославовича. Древнерусская литература Владимир Мономах








    Древнерусское Зодчество Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.




    Русская икона сумела создать свой особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни. Икону богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол-самое почётное место в доме. Иконы украшали роскошные княжеские палаты и величественные своды белокаменных соборов, маленькие часовни для молитвы вдоль проезжих дорог и деревянные церквушки, затерявшиеся среди бесконечных лесов. Иконопись Благовещение «Устюжское» XII век.


    Основные направления и школы древнерусской иконописи Иконы, написанные в Ростове Великом, представляют его как центр, своего рода академию для живописцев Северо-восточной Руси. Они подтверждают значительность и яркую самобытность среднерусской древней живописи и ее важную роль в общественном искусстве. Иконы ростово-суздальской школы поражают нас яркостью и чистотой света, выразительностью строгого рисунка. Им свойственна особая гармония ритмически построенной композиции, мягкие теплые оттенки цвета. Ростово-суздальская школа Ангел златые власы. Конец XII века


    Московская школа Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись мос­ковской школы в 14 в. представляла синтез местных тра­ диций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. Расцвет московской школы в конце 14 начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофа­на Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Ди­онисия, привлекающих изысканностью пропорций, деко­ративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций. Богоматерь. Икона из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля гг.


    Наиболее полно сохранились древние памятники новгородской живописи. В отдельных произведениях прослеживаются влия­ния византийского искусства, что говорит о широких художест­ венных связях Новгорода. Обычен тип неподвижно стоящего святого с крупными чертами лица и широко раскрытыми глаза­ми. Новгородская школа Спас Нерукотворный. Новгородская школа иконописи, ок г.