Основные разделы культурологии кратко. Морфология культуры

    До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.

    В настоящее время культурология еще полностью не отделилась от философии и конкретных наук. Она формируется на базе этих наук и многое берет у них: категориальный аппарат, принципы, методологию и методику исследования.

    На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.

    Культурология включает два основных раздела:

    Теоретическую культурологию;
    - эмпирическую и прикладную культурологию.

    К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития. В системе теоретического познания культуры различают общую и частные теории культуры. К основным проблемам общей теории культуры относятся проблемы ее сущности, структуры, функций, генезиса, исторической динамики, типологизации. Частные теории культуры изучают отдельные сферы, виды и стороны культуры. В их рамках исследуются экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, управления, культура личности, культура общения, управление культурой.

    К эмпирическому уровню относятся те формы научного познания культуры, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, обработка и систематизация материала о конкретных культурах и их компонентах. Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.

    Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Теоретический и эмпирический уровни исследования культуры органически взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирические исследования дают материал для теоретических обобщений и являются критерием проверки истинности и эффективности теоретической концепции. Теория логически объединяет эмпирические данные и дает им смысловое объяснение, интерпретацию.

Кроме того, теория направляет эмпирические исследования. Осознает или не осознает это исследователь, но именно теория,теоретический замысел, идея дают ориенти ры по поводу того, что изучать, как изучать и для чего изучать.

2) Восточное средиземноморье - родина трёх мировых религий.

    Во всемирно-историческом процессе различные религии играют различную роль.

    Наиболее заметную, как указывалось, выполняют те из них, которые принято

    называть мировыми по количеству верующих: буддизм, христианство, ислам.

    Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся

    общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где

    первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а

    трансформировались в соответствии с ходом истории. Происхождение мировых

    религий не отличается от происхождения религий вообще. Они стали мировыми не

    Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н. э. в условиях господства

    рабовладельческих отношений. Для раннего буддизма характерно стремление

    указать выход из тяжелого положения людей в признании их духовного равенства,

    якобы дающего возможность добиваться спасения всем, независимо от их

    социального положения. Сложившись в начале как одна из многочисленных сект

    (или философских школ) Северной Индии, буддизм затем широко распространился

    проявил большую пластичность, вобрав в себя религиозные верования и культуры

    разных стран.

    Христианство, зародившись первоначально в Восточном Средиземноморье в

    еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу,

    но решительно порвало с этой материнской основой, вступив с ней в

    противоречие. Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило

    необычайную силу экспансии. В I в. н. э. оно распространилось среди рабов -

    вольноотпущенников, бедняков или бесправных, покоренных или рассеянных Римом

    народов. А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны земного

    шара.

    Этому в большой степени способствовал отказ христианства от этнических,

    социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства -

    искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд,

    небесное воздаяние, установление царствия небесного.

Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм,

который, в свою очередь, включает течения - лютеранство, кальвинизм,

англиканство.

Ислам возник в Аравии в VII в. н. э. в иных социальных условиях. В отличие

от буддизма и христианства он возник не стихийно, а в результате

целенаправленных действий феодальной арабской знати, заинтересованной в

    объединении сил для осуществления территориальных захватов и торговой

    экспансии. Ислам широко распространился среди многих стран Азии и Африки.

    Историческая судьба всех трех мировых религий при всей неодинаковости

    исторической среды имеет нечто общее. Зародившись первоначально в одной

    определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий в

    дальнейшем растеклась широко по разным странам, попадая в различные условия,

    гибко приспосабливаясь и одновременно воздействуя на них. Уже одно это

    обстоятельство говорит о многом с точки зрения взаимодействия данных религий

    и искусства различных народов.

    3) Библия как памятник культуры.

Библия – свод произведений древнего фольклора.

Библия по праву считается Книгой Книг. Она неизменно занимает 1-е место в

мире по чтимости и читаемости, общим тиражом, частоте издаваемости и

переводам на другие языки. О значении ее для верующих христиан вообще

говорить не приходится. Библия – это символ и знамя культуры почти двух

тысячелетий. Библия – это жизнь целых народов и государств, городов и сел,

общин и семей, поколений и отдельных личностей. По библии рождаются и

умирают, женятся и выходят замуж, воспитывают и наказывают, судят и правят,

учатся и творят. На Библии клянутся, как на самом святом из того, что только

можно отыскать на земле. Библия давно и бесповоротно вошла в плоть и кровь

повседневной жизни и разговорный язык. Библеизмов, которыми насыщена наша

речь и которые давно превратились в поговорки, многие даже не замечают (глас

вопиющего в пустыне, козел отпущения, кто не работает – тот не ест, зарыть

талант в землю, Фома неверующий и пр.).

Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором бы

столько писали, столько бы спорили, как Библия. И вряд ли давались одной

книге столь различные оценки – от религиозного преклонения перед ней до

юмористической перелицовки библейских сюжетов (Лео Таксиль «Занимательная

Библия»). В религиоведческой литературе мы также находим множество сочинений,

Библия – это сборник из нескольких десятков книг религиозно-исторического,

законодательного, пророческого и литературно-художественного содержания. В

ней выделяют две части: Ветхий завет и Новый завет. Христиане признают

священными обе эти части, но непосредственно с христианством связан Новый

завет. К истории древнего Востока относится лишь Ветхий завет, наиболее

объемная части Библии.

Ветхий завет распадается на три крупных раздела: 1 – Пятикнижите; 2 –

Пророки; 3 – Писания. Пять книг первого раздела – это «Бытие», «Исход»,

«Левит», «Числа», «Второзаконие». Во второй раздел входят книги «Иисус

Навин», «Судии», две «Книги Самуила», две «Книги царей», рассказы о

двенадцати «малых пророках». В третий раздел входят «Псалтырь», «Притчи

Соломона», «Иов», «Песня песней», «Руфь», «Плач Иеремии», «Книга

проповедника» («Экклезиаст»), «Эсфирь», книги пророков Даниила, Эзры, Неемии,

две книги Хроник.

4) Идеалы культуры эпохи Просвещения.

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории

человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному

значению. Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким

ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и

Великой французской революцией 1789 г. Социально-экономическими предпосылками

культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя

веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе.

Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса,

которая тесно переплетается с понятием “разума”. Здесь нужно учитывать

изменение понимания “разума” - до середины XVII в. разум, воспринимался

философами как “часть души”, после Локка он становится скорее процессом

мышления, приобретая одновременно функцию деятельности. Тесно связанный с

наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения

была сформулирована концепция “вера в прогресс через разум”, определившая

надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных

последствий человечеству.

Для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в

формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно

Краткое описание

До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.

Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

2.3. Структура культурологии

2.3. Структура культурологии

Современная культурология объединяет целый ряд дисциплин, каждая из которых обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Эти дисциплины можно очень условно подразделить на теоретические и исторические.

Теоретическая ветвь включает в себя:

философию культуры, которая изучает наиболее общие проблемы существования культуры;

теорию культуры – изучение закономерностей развития и функционирования культуры;

морфологию культуры – изучение различных форм существования культуры, таких, например, как язык, миф, искусство, религия, техника, наука.

Историческая ветвь, в свою очередь, включает:

историю культуры, которая занимается типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов;

социологию культуры, которая исследует функционирование культуры в обществе, взаимосвязь общественных и культурных процессов.

практическую культурологию, которая определяет, на каком уровне человеческая деятельность приобретает характер культурной. Очевидно, что для каждой исторической эпохи этот уровень своеобразен.

Из книги Поэтика мифа автора Мелетинский Елеазар Моисеевич

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 3. Методы культурологии Следует отметить, что в науке не существует универсального метода, применяемого для решения любых задач. Каждый из методов обладает своими достоинствами, но имеет и свои недостатки и может решать только соответствующие ему научные

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

1.1. Становление теоретической культурологии Культурология – особая область гуманитарного знания, состоящая из истории культуры и теории культуры.? Теория культуры (теоретическая культурология) представляет собой систему основных идей, касающихся возникновения, бытия

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

1.2. Векторы и ориентиры современной культурологии Современный этап развития гуманитарного знания характеризуется обновлением научного языка описания и объяснения реальности, усилением междисциплинарных связей, выявлением новых тенденций и процессов. Стремительный

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Раздел I Теоретические основы культурологии

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

1.1. Почему введен курс культурологии Задача курса культурологии – дать студентам базовые знания о сущности культуры, ее структуре и функциях, закономерностях развития и многообразии проявления, об основных исторических типах культурного процесса. Эти знания дадут

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

1.4. Цели и задачи курса культурологии Курс культурологии строится по-разному. Из всего огромного объема знаний о культуре мы выделили вопросы, составляющие основу, важнейшие теоретические положения. Опираясь на них, студенты получат возможность продолжить

Из книги Лекции по культурологии автора Полищук Виктор Иванович

Глава 2 Предмет и задачи культурологии Культура может вырасти и развиться лишь на почве жизни… Ф. Ницше Среди гуманитарных наук культурология – одна из самых молодых. Как наука она оформилась к середине XX века, хотя проблемы, которые можно отнести к культурологическим,

Из книги автора

2.2. Предмет культурологии Всякое научное направление определяется теми объектом и предметом, от которых зависит специфика данной науки. «Объект» и «предмет» – общенаучные категории, поэтому, прежде чем определить предмет культурологии, необходимо четко представить, в

Из книги автора

2.4. Категории культурологии Категории, т. е. понятия, – важнейший показатель того, как сформировалась наука, насколько развит ее язык. Система категорий отражает общую структуру научного знания, показывая взаимодействие частных наук и философии как общей методологии;

Из книги автора

16.6. Предмет культурологии образования Культурологический подход, если его последовательно применять к сфере образования и деятельности в этой сфере, открывает новое измерение на стыке философии образования, педагогики и самой культурологии.Охарактеризуем эту новую

Из книги автора

2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ Культурология – область науки, которая сформировалась на базе социально-научного и гуманитарного знания. Значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит английскому

Из книги автора

07.10.09 Касаткина Т.А. Достоевский: структура образа - структура человека - структура жизненной ситуации Хоружий С.С.: Сегодня у нас доклад Татьяны Александровны Касаткиной по антропологии Достоевского. И я должен сказать в качестве малого предварения, что я особое

Из книги автора

Тема 1. Культура как предмет культурологии 1.1. Культура: многообразие дефиниций и подходов изучения Слово «культура» появилось в латинском языке, его первоначальный смысл – «возделывание», «обрабатывание», «уход», «воспитание», «образование», «развитие». Исследователи

Из книги автора

1.5. Теоретические основы культурологии Прежде чем перейти к анализу основных типов культуры, важно уяснить ряд теоретических положений. Известно, что мир культуры многообразен, поэтому необходимо выделить различные виды культуры. По своей направленности на объекты виды

Из книги автора

Раздел I ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Морфология культуры - раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, составляющие ее блоки. По классификации М. С. Кагана есть три формы предметного бытия культуры: человеческое слово, техническая вещь и социальная организация, и три формы духовной предметности: знание (ценностность), проект и художественная предметность, которая несет в себе художественные образы. По классификации А. Я. Флиера культура включает в себя четкие блоки человеческой деятельности: культура социальной организации и регуляции, культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Морфология культуры - это изучение вариаций культурных форм в зависимости от их социального, исторического, географического распределения. Основные методы познания - структурно-функциональный, семантический, генетический, общая теория систем, организационный и динамический анализ. Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм: генетическое (порождение и становление культурных форм); микродинамическое (динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений: непосредственная трансляция культурной информации); историческое (динамика культурных форм в исторических масштабах времени); структурно-функциональное (принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества).

В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры. Общую морфологическую модель культуры - структуру культуры - в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом:

  • o три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением: специализированный, трансляционный, обыденный;
  • o три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого знания (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура);
  • o обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта - игры, слухи, беседы, советы и т.п.

Таким образом, в едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура - совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества) и трансляционный. На кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся хозяйственная, политическая, правовая, философская, религиозная, научно-техническая и художественная культуры. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической - нравы и обычаи; правовой культуре - мораль; философии - обыденное мировоззрение; религии - суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технической культуре - практические технологии; художественной культуре - обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи:

  • o сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям;
  • o средства массовой коммуникации (СМК) - телевидение, радио, печать, где осуществляется взаимодействие между "высокими научными" ценностями и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой;
  • o социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.).

Уровни культуры, их составляющие и взаимодействие между ними отражены на рис. 1.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Структура культуры представляет собой систему, единство образующих ее элементов.

Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое ядро культуры, выступающее в качестве ее основополагающего принципа, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в менталитете и образе жизни. Спец

Рис. 1.

ифика "ядра" той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей. Таким образом, структуру культуры можно представить как разделение на центральное ядро и так называемую периферию (внешние слои). Если ядро обеспечивает устойчивость и стабильность, то периферия более склонна к инновациям и характеризуется относительно меньшей устойчивостью. Например, современную западную культуру часто называют обществом потребления, поскольку на первый план выдвинуты именно эти ценностные основания.

В структуре культуры можно выделить материальную и духовную культуры. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную, художественную; правовую; педагогическую; религиозную.

По мнению Л. Н. Когана и других культурологов, есть несколько видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил америк ученый Уайт в 1947году.

Культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.

Основные разделы:

Философия культуры
История культуры
Социология культуры
Психология культуры
Междисциплинарные связи культурологии: философия, история, социология, психология, этнография, этнология, археология, лингвистика, искусство, экономика, медицина и др.

Источники изучения культуры: мифы, сказания, предания, обряды, обычаи, археологические находки, памятники искусства и архитектуры, орудия труда и предметы быта, письменные источники и литературные памятники, языки и т. д.

Культурология как интегративная научная дисциплина

Что же касается культурологии, то она представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней» и с точки зрения выяв­ления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, мето­ды, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитар­ным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей, что выделяет ее из всех других областей социально-гуманитарных наук. Это есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой дея­тельности, как системе идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение личности, Социальной группы, народа в определенных социально-исторических условиях.

Сказанное дает основание для определения объекта и предмета культурологии. Объект культурологии - это целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа дея­тельности и ее результатов в виде материальных и духовных пред­метов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности.

Выяснив своеобразие объекта культурологии, мы получаем возможность определить, в чем заключается ее предмет. Выделение предмета науки производится путем вычленения определенных, ин­тересующих исследователя свойств и особенностей объекта, их син­тезирования в более или менее четко очерченную предметную об­ласть данной науки. Хотя культура как объект изучения занимала умы мыслителей, начиная с периода античности, вплоть до новей­шего времени, вычленение предметной области культурологии как науки началось сравнительно недавно, только в XX столетии. Впер­вые термин “культурология” ввел в употребление выдающийся не­мецкий химик, Нобелевский лауреат Вильгельм Оствальд в 1913 г. Спустя 16 лет американский социолог Рид Бейн соотнес этот термин с понятиями "социология" и "экология человека". Однако в значении, близком к вышеприведённому, впервые употребил этот термин в 1939 г. выдающийся американский антрополог и культуролог Лес­ли Уайт. Он трактовал культурологию как "ветвь антропологии, рассматривающую культуру как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающих­ся по своим собственным законам".

За шестьдесят с лишним лет, прошедших после применения именно такого словоупотребления данного термина, представления о предметной области культурологии существенно расширились. В нее ныне включаются представления о культуре как специфической деятельности по созиданию символических форм, как регулятивно-нормативной системе, как совокупности культурных функций, идеа­лов, норм, стандартов поведения, как динамическом социальном процессе, протекающем в исторически конкретных социально-экономических и духовных условиях определенной эпохи.

Все сказанное позволяет уточнить определение предмета рас­сматриваемой науки. Предметом культурологии является исследо­вание закономерностей становления и развития целостного фено­мена культуры как специфически человеческого способа деятельно­сти, системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, ре­гулирующих поведение людей и развивающихся по своим собствен­ным принципам, в контексте исторических особенностей социаль­но-экономического, политического и духовного развития определен­ного народа и определенной эпохи.

Уточнение объекта и предмета изучаемой научной дисциплины дает возможность сформулировать определение культурологии как науки. Культурология есть система научных знаний об особенно­стях, тенденциях и закономерностях становления и развития куль­туры как специфически человеческого способа деятельности и сис­темы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирую­щих взаимодействия личностей и социальных общностей (семейных, этнических, территориальных и т.п.) в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях опреде­ленной эпохи.