Описание картины е. Сочинение-описание картины

Нередко ставит школьника любого возраста в тупик. Казалось бы, все просто: нужно лишь посмотреть на картину и описать свои впечатления. Однако ребенок часто не понимает, как описать картину так, чтобы это не выглядело ни примитивным перечислением того, что он видит, ни фантазиями на тему сюжета произведения. Между тем в этом задании, во всяком случае в выполнении его на том уровне, которого стандартно ждут в школе, действительно нет ничего сложного. Для того чтобы автор успешно справился с таким сочинением, достаточно лишь направить ход его рассуждений и подсказать ему, на что нужно обратить внимание.

Определение жанра

Перед тем как описать картину, школьник должен соотнести ее с теми, которые он уже видел, и хотя бы приблизительно определить ее жанр. Возможно, это определение и не прозвучит в самой работе, однако это необходимо для того, чтобы внимание ученика было сосредоточено на важных и значимых деталях.

Точно определить жанр зачастую бывает достаточно сложно, однако ребенку вполне под силу понять, что перед ним: пейзаж (в том числе включающий изображения животных), натюрморт, портрет (в том числе групповой или животного), бытовая сцена или картина на исторический сюжет. В общем-то, картины других жанров редко используются в методической практике.

Краткое предполагает и умение разобраться в том, элементы каких жанров совмещены в том или ином произведении. Допустим, это может быть портрет на фоне пейзажа или бытовая сцена с натюрмортом.

Общее в описании картин любого жанра

Перед тем как описать картину любого жанра, уместно составить план будущего текста. Общими элементами сочинения для рассказа о произведении живописи или графики любого жанра могут быть следующие:

  1. Обозначение жанра и, возможно, пояснения, почему автор относит к нему произведение.
  2. Возможно, краткие сведения об авторе и произведении, история его создания (год, материалы, место хранения, эпоха создания, может быть, конкретная история, сопровождающая работу над холстом). В некоторых случаях уместно сказать, какой вызвало произведение.
  3. Краткое описание того, что изображено на картине (что вынесено на передний план, что находится на заднем).
  4. Какова цветовая гамма произведения, какие ощущения она вызывает, как соотносится с сюжетом.

Пейзаж, натюрморт, изображения животных

Определение жанра пейзажа редко вызывает затруднения, сложности появляются именно при попытках рассказать об увиденном. Краткое описание картины в этом случае может включать ответы на следующие вопросы:

  1. Что более всего привлекает внимание (что составляет центр картины), почему, за счет чего это достигается; есть ли этот центр.
  2. Динамично или статично изображение (что изображено: состояние или движение), почему.

На это же нужно обратить внимание при описании натюрморта, однако здесь немаловажно также сделать некоторые акценты на деталях интерьера, если таковые изображены на картине.

Портрет

Часто самые большие трудности вызывает у школьников именно описание портрета. Картины этого жанра часто предлагаются школьникам для рассказа о них.

Возникающие трудности обычно довольно типичны. Нередко ребенок хорошо чувствует и настроение, и однако не знает, как описать картину. Для того чтобы сосредоточиться на важных деталях и направить ход своих мыслей, важно обратить внимание на такие особенности портрета, как:

  1. Фон (где находится персонаж, какие детали интерьера или пейзажа счел нужным изобразить художник, почему).
  2. Постановочный или изображение естественного момента жизни изображаемого лица.
  3. Есть ли в названии указание на то, что это изображение конкретного лица? Если да, то каким увидел художник прототипа картины? Если нет, то как название соотносится с изображением? Кого хотел показать автор?
  4. Направление взгляда. Куда смотрит персонаж? Почему? Особенно это важно для групповых портретов.
  5. Поза человека. В чем ее типичность? Почему она именно такова? Что можно сказать о том, как увидел своего натурщика художник, по позе персонажа?

Бытовая сцена или исторический сюжет

Описание бытовой сцены чаще всего совмещает в себе рассказ и о персонажах, и о пейзаже (интерьере). Однако акцент должен быть поставлен на объяснении целостности произведения. Сочинение должно быть посвящено ответам на вопросы о том, как каждая деталь произведения «работает» на создание общего впечатления от картины.

Исторический сюжет, помимо прочего, требует исторических комментариев и пояснений. Сильным всегда будет смотреться текст с разъяснениями того, как называются те или иные детали костюма, интерьера, пейзажа.

Кроме сочинения по определенной картине, преподаватели нередко дают задание написать текст о любой работе определенного автора. Перед тем как описать картину художника, следует ознакомиться с его творчеством в целом и выбрать наиболее привлекательную для описания. В этом случае сочинение будет содержать также мотивацию выбора конкретной работы и ее сравнение с другими наиболее известными произведениями автора.

Дружба - это особые отношения между людьми, построенные на бескорыстии, доверии, симпатии, общих интересах и взаимном уважении. Настоящий товарищ никогда не предаст, он первым протянет руку помощи в трудных ситуациях и не отвернётся от человека даже в том случае, если весь мир будет против него.

Но не только людям знакомо это бесценное чувство. Крепкая дружба способна возникнуть между человеком и его четвероногим питомцем. Тёплым взаимоотношениям людей и животных посвящено немало книг и фильмов. Нашла эта тема своё отражение и в живописи. Ярким примером, характеризующим товарищество между ребёнком и собакой, является картина замечательного уральского живописца Евгения Широкова "Друзья".

Биография художника

Несмотря на до сегодняшнего дня занимается преподавательской деятельностью: заведует кафедрой живописи в Институте искусства и культуры города Перми. С 1993 года - профессор.

Творчество Евгения Николаевича

Сегодня картины Широкова можно увидеть в 15 российских музеях, включая знаменитую Третьяковскую галерею. Произведения художника относятся к так называемому суровому стилю живописи. Это течение возникло в 50-60-х годах прошлого столетия. Сюжеты произведений, написанных в суровом стиле, реалистически воспевали трудовые будни простых людей. Кисти Широкова принадлежат картины "Хлеб фронту", "Мальвы", "Баллада о земле", "Посреди России", портреты Дмитрия Кабалевского, Виктора Астафьева, Юрия Гагарина, Сергея Миронова и других известных людей. Есть у живописца и свой собственный автопортрет. К числу самых узнаваемых произведений мастера относится его работа "Друзья", написанная в 1979 году.

История создания

Существует мнение, что Евгений Николаевич изобразил на полотне своего сына. История создания таким образом, имеет жизненные корни. Ведь искренние и тёплые взаимоотношения между человеком и животным не такая уж и редкость. До 1986 года картина находилась в семейной коллекции живописца, затем автор подарил её Пермской художественной галерее.

Описание картины Е. Широкова "Друзья" следует начинать с характеристики её главных героев. На переднем плане полотна изображены мальчик-подросток и его пёс: они расположились рядом на красно-коричневом тёплом покрывале, расстеленном на полу комнаты. То, что живописец поместил ребёнка и собаку в центральную часть холста, указывает на равноценность этих двух персонажей. Широков Евгений Николаевич не прорисовывал картины, благодаря чему всё внимание зрителей сосредоточено на мальчике и его четвероногом друге.

Описание ребёнка

Подросток, нарисованный на полотне, ничем не отличается от других мальчишек советской эпохи. Он темноволосый, смуглый, на вид ему около 14 лет. На герое картины тёмно-синяя летняя футболка, такого же цвета носки, серые брюки и простые открытые сандалии. Уличная одежда указывает на то, что он недавно пришёл откуда-то и ещё не успел переодеться. Художник Широков изобразил мальчугана в сидячем положении со скрещенными ногами. Одной рукой он опирается на пол, другой - гладит своего пса.

Лицо у подростка очень грустное: опущенные вниз глаза и надутые губы указывают на то, что он сильно расстроен. Неизвестно, какие события испортили настроение хозяину собаки. Возможно, его обидели сверстники или наказали родители, а быть может, он получил в школе плохую отметку и теперь боится признаться в этом маме с папой.

Верный пёс

Единственным, кому может поведать мальчуган о своих проблемах, является его четвероногий питомец. Для ребёнка собака - это не просто домашнее животное. Она - верный друг, который хоть не умеет разговаривать, но всегда понимает и поддерживает своего хозяина. По мальчика видно, насколько он любит своего пса. Животное, как и подросток, является главным героем картины «Друзья». Е. Н. Широков изобразил его на переднем плане вместе с мальчиком, благодаря чему внимание зрителей достаётся обоим персонажам в равной степени.

Неизвестно, какой породы собака на картине. Она среднего размера, с короткой чёрной шерстью и белыми лапами. По ухоженному внешнему виду животного можно судить о том, что о нём достойно заботятся. Его чёрная шерсть блестит на свету, а плед, на котором он лежит, чистый и опрятный. Продолжая описание картины Е. Широкова «Друзья», следует отметить, что пёс такой же грустный, как и его хозяин. Мальчик нежно гладит своего питомца по спине и делится с ним самым сокровенным. Четвероногий друг, хоть и лежит в спокойной позе, но вовсе не думает засыпать. Он внимательно поднял одно ухо и слушает мальчугана. По грустным глазам животного видно, что ему полностью передалось настроение подростка. Хоть собака не может утешить своего хозяина словесно, она искренне сочувствует ему.

Общение друзей

В тёмных и спокойных тонах написана картина «Друзья». Е.Н. Широков не использовал при создании своего шедевра ярких красок, дабы ничем не отвлекать внимания окружающих от эмоций, которые испытывают главные герои. Вся картина пронизана грустью, однако тоски при знакомстве с ней у человека не возникает, ведь она воспевает верную дружбу. По сюжету видно, что мальчуган неразлучен со своим любимцем и привык делиться с ним любыми проблемами. Издавна известно, что домашние животные - самые лучшие психологи, и после общения с ними людям всегда становится легче на душе. Вероятнее всего, мальчик выговорится своему верному псу, и проблема, испортившая ему настроение, уже не будет казаться ребенку неразрешимой. Чувствуя поддержку со стороны четвероногого друга, он сможет достойно справиться с любыми невзгодами, выпавшими на его судьбу.

Смысл произведения

Делая описание картины Е. Широкова «Друзья», следует постараться раскрыть весь её глубокий смысл. На полотне живописец изобразил не просто расстроенного мальчика и его собаку. Он мастерски смог передать всё то, что заключается в понятии «дружба». Бескорыстному и верному псу всё равно, кто его владелец. Ему неинтересно благосостояние и положение в обществе этого человека. Всё, что необходимо животному, - ласка и забота. Чувствуя хорошее отношение к себе, собака никогда не предаст своего хозяина. К сожалению, во взаимоотношениях между людьми встретить такую искренность, честность и бескорыстие получается нечасто.

Описание картины Е. Широкова «Друзья» в школе

Полотно, изображающее трогательную дружбу мальчика и пса, знакомо всем ученикам средних классов. В соответствии со школьной программой дети должны с помощью учителя проанализировать картину, а затем написать по её сюжету сочинение. Изучение этого позволяет не только развить у подрастающего поколения художественное чутьё, но и сформировать такое важное человеческое качество, как умение дружить.

Кон­курс­ное со­чи­не­ние ученика 6 класса Андрея Бочарова (г. Воронеж).

Описание картины Т. Н. Яблонской «Утро»

Передо мною картина Т.Н Яблонской " Утро". На ней изображена девочка и ее комната ранним солнечным утром. Первое, что бросается в глаза, комната, наполненная яркими солнечными лучами. Они, проникают через открытый балкон и окно, освещая и девочку и все, что находится в комнате. Комната большая, светлая и просторная. Она не заставлена лишней мебелью.

На переднем плане картины виден круглый стол, покрытый сине-желтой полосатой скатертью с бахромой. На столе стоит расписной глиняный кувшин с молоком. Рядом хлеб в тарелке и масло. Наверное, это готовый завтрак. На левый край стола падает яркий солнечный луч.

В центре картины изображена стройная, подтянутая, высокая девочка лет одиннадцати-двенадцати. Одета она в белую маечку и черные спортивные трусики. Девочка спортивная и гибкая. Движение ее поднятых рук и отставленной правой ноги показывают прекрасную пластику. Выполняя утренние упражнения, она серьезна и сосредоточена, красиво держит спину.

На картине слева, позади девочки стоит деревянная кровать коричневого цвета. На ней теплое одеяло с пододеяльником, подушка с наволочкой и простыня. Они смяты. Девочка только что проснулась и еще не успела прибрать кровать.

На заднем плане картины, у балконной двери, стоит стул со спинкой. На спинке стула висит красный пионерский галстук. Девочка — пионерка. На стуле лежит школьная форма. После завтрака девочка идет в школу.

Далее, на заднем плане картины видна бледно-желтая стена, балкон и окно справа. Проем между балконом и окном украшен крупной декоративной тарелкой с росписью, выше которой висит декоративное кашпо. Из кашпо растет вьющееся растение, одна длинная ветвь которого подвешена выше балконных дверей, а вторая также повешена над окном. Переплетаясь, листочки создают декоративные арки над балконом и окном. Со стороны комнаты листья растения темно-зеленые, а освещенные солнечными лучами имеют нежно-зеленый цвет. На подоконнике окна стоит горшок с цветами. Балконная дверь состоит из двух створок, которые открыты наружу в сторону балкона. Верхняя, не открывающаяся часть балконной двери, застеклена. Она, как и окно, имеет овальную красивую форму. Это напоминает окна в старинных зданиях.

За балконом, в легкой туманной дымке виднеются высокие здания. Это город. Звуки, запахи и ритмы утреннего города заполняют комнату. Зеленые растения на балконе показывают, что зимы нет. Скорее всего, это — весна.

Разглядывая эту картину, я ощутил какую-то радость, почувствовал тепло солнечных лучей, наполнился ритмами просыпающегося города и хорошим предчувствием дня. Люди говорят, что как начнешь день, так его и проживешь. У этой девочки прекрасное начало дня — значит и дальше ее день и вся жизнь будут прекрасны. Эта девочка, после рассмотрения картины, стала мне как близкий друг.

Бочаров Андрей , 12 лет

Рерих - Заморские гости

Передо мной изображение картины Николая Константиновича Рериха, выдающегося русского живописца, «Заморские гости». Это произведение входит в цикл «Начало Руси. Славяне». Каждый может найти данную картину в Третьяковской галерее. Художник очень любил посещать исторические объекты и представлять, что в этих местах происходило сотни лет назад.

Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться, почувствовать прохладную свежесть соленой воды, если подойти очень близко к картине. Вода настолько чиста и прозрачна, что можно даже увидеть камни, лежащие на дне. Так же видны участки суши, холмы с небольшими поселениями, домишками славян плавно переходят в равнинную местность.

Нельзя не обратить внимания на главный фрагмент произведения – массивные деревянные корабли с яркими алыми парусами. На суднах должно быть плывут древние племена варягов. Корабли этих воинов можно долго разглядывал, ведь Рерих подчеркнул все мелкие детали, узоры, щиты, деревянную драконью голову. Местных жителей не видно, никто не торопится встречать заморских гостей, а значит, что сражение не ожидается, они плывут с миром.

Произведение Н.К. Рериха завораживает своими насыщенными красками. Создается захватывающая, фантастическая атмосфера каких-то древних сказаний и былин. Картина настолько наполнена жизнью, что кажется, будто художник и впрямь наблюдал за всеми этими событиями.

Сочинение-описание картины Заморские гости

Передо мной полотно великого русского художника «Заморские гости». С первого взгляда узнается уникальный стиль творца –яркие колоритные тона, сочность и насыщенность каждого мазка.

В центральной композиции картины – две чудесные ладьи, плавно скользящие по иссиня-прозрачным водам моря к берегу. Они прибыли издалека, не мало времени потратили на это путешествие. Туго натянуты алые паруса, полные ветра, кажется, словно слышен его свист и шорох в парусине. Длинные тяжелые весла сложены, время ветру потрудиться, витязи отдыхают. Рябь бежит по воде, расступаясь перед могучими кораблями, бьется тревожно о корму. Размытое отражение величественной ладьи в водах спокойного побережья играет и переливается в солнечных лучах, озорно поблескивая.

Нос корабля украшен вырезанными умелыми руками деревянными декоративными фигурами в форме голов драконов, в бою они должны устрашать врагов викингов.

Тут же прибиты красочные деревянные щиты, показывающие мастерство, удаль, и умение постоять за себя.
Люди на корабле облачены в металлические кольчуги и шлемы, наверняка на поясе у каждого из них висит меч-кладенец, увесистый и суровый в бою.

Тихонько перешептываются между собой заморские гости-варяги, дивятся непривычным видам и пейзажам, открывшимся их взору.

Всполошенные чайки, обгоняя ладьи, крича, несут на своих белоснежных крыльях весть о новоприбывших гостях.
На заднем фоне, по правую сторону, виднеется земля. Среди высоких холмов, покрытых десятком оттенков изумрудного и салатового, нежным ковром зелени стелется травушка, а на вершине спряталась маленькая деревушка. Морской воздух противопоставлен Привольно и широко раскинулись русские земли. Вдали на горизонте, виднеется одинокий островок. Синее небо тонет в голубых водах моря.

Гостей ждет радушный прием, в заморских землях, здесь они отыщут себе товарищей по ратному делу и наладят торговые пути. Но пока, ни одной человеческой фигуры не видно на берегу. Погода благоволит их делам, небо ясное, ни тучки, ни облачка. Природа сияет и блещет своей красотой, поражая воображение иноземцев.

Картина похожа на иллюстрацию волшебной сказки о богатырях, волшебным очарованием веет от этого красочного произведения искусства.

Художник, вдохновленный светлым образом русской природы, с любовью и трепетом, мастерски, реалистично, используя только ему подвластные цветовые гаммы, словно, чародей, изображает чудесные мотивы древней истории славян.

Видео - Лучшие работы Рериха

  • Сочинение по картине Григорьева Вратарь от первого лица вратаря (описание)
  • Когда смотришь на картину К.Ф. Юона «Зимнее солнце» сразу вспоминается тихий солнечный и морозный декабрьский денёк. Настроение картины светлое и радостное.

В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.

Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли... Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.

Зачем вам это?

В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:

  • во-первых, вы улучшаете свои писательские навыки, учитесь формулировать лаконичные и грамотные предложения;
  • во-вторых, идентифицируете свои эмоции по отношению к картине, а это помогает лучше понять самого себя;
  • в-третьих, развиваете свою фантазию - в такого рода задании часто требуется предположить, какая предыстория могла быть у изображенной сцены;
  • в-четвертых, вы расширяете свой кругозор, ведь чтобы понять, как описать картину, нужно узнать информацию об авторе произведения и истории его создания.

Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.

С чего начать описание картины

Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.

Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос "А как начать?", то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.

План

Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).

1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.

2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:

  • Основные детали картины - какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения - теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
  • Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы - тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить "цвета солнечных лучей").
  • Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.

3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.

Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.

Пример описания

Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина "На Севере диком".

"Произнеся фамилию "Шишкин", русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина "На Севере диком...", написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.

На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.

Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова "На Севере диком стоит одиноко...", которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию..."

Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.

Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.