Open a строй. И гитарной музыки всех стилей и направлений

Гитарный строй - настройка не прижатых пальцами (открытых) струн на определенную высоту. При чем каждая из них должна соответствовать конкретной ноте, благодаря чему играются гаммы и аккорды. Иными словами, гитарный строй – настраивание каждой струны на свою ноту. Существует огромное количество разновидностей строя гитары, которая является инструментом транспонирующим. Это говорит о том, что ноты музыкальных композиций для нее пишутся на октаву выше, чем они реально звучат, в целях избегания добавления линий снизу.

Простая шестиструнная гитара строй имеет стандартный (классический, «испанский») – так уж исторически сложилось. В некоторых случаях применяется нестандартная настройка – если таким образом проще играть в некоторых музыкальных жанрах. После корректировки строя звук инструмента кардинально меняется.

Гитары в основном настраиваются и играют в классическом строе Е (ми). Это название произошло от нумерации струн, начиная с наиболее тонкой и высокой по звучанию.

Виды стандартного гитарного строя

К разновидностям классического гитарного строя относятся:

Пониженный гитарный строй

Струны должны быть опущены ниже стандартного уровня. После произведенных манипуляций звук становится более низким и даже несколько грубым, приобретает тяжелый оттенок, что довольно часто берут на вооружение рокеры. Для перенастройки из обычного в пониженный строй понадобится все струны инструмента опустить на определенный интервал. Разберем на примере: опуская струны на одну тональность мы получаем D (ре) строй.

При имеющейся необходимости понижения строя более чем на одну тональность, потребуется заменить струны: поставить толще предыдущих, поскольку после замены натяжение окажется слабым;

Повышенный гитарный строй

Струны поднимаются на порядок выше классического уровня. Такие строи востребованы довольно редко. Для перенастройки в этом случае рекомендуется переход на более тонкие варианты струн, в противном случае использование может приводить к травмированию от их обрыва или к неисправности инструмента.

Удобнее всего использовать каподастр – зажим, меняющий высотный строй путем установки на одном из ладов грифа шестиструнной гитары.

Каподастр

Другие разновидности настройки гитары

Одними из наиболее известных видов гитарного строя также являются:

Строй Drop D. Как настроить.

От стандартного он отличается опущенной на одну тональность струной № 6. Эта настройка применяется очень часто рок музыкантами, в том числе с использованием различных гитарных эффектов, строй также облегчает воспроизведение квинт-аккордов.


Строй Drop C. Как настроить.

Придает звучанию низкие и тяжелые оттенки, наиболее часто используется при исполнении произведений, принадлежащих к тяжелым музыкальным направлениям, исполняемым на электроинструменте. Струны по сравнению с классическими настройками (все кроме шестерки) перестроены на тональность ниже, струна номер шесть – на две тональности ниже, настройка применяется чаще всего для проигрывания квинт-аккордов.


Строй Drop C

Строй Double Drop D. Как настроить.

Напоминает Drop D, отличие двойного дропа заключается в настрое струны номер один, которая перемещается на тональность ниже также, как и шестерка. Эта настройка часто использовалась знаменитым гитаристом Нилом Янгом.

Песня Cortez The Killer cсыгранная в строе Double Drop D

Строй DADGAD. Как настроить.

Широко используется фолк музыкантами, придуман английским музыкантом Дэвидом Грэмом для комфортной игры по нотам музыкальных произведений, написанным для волынки и скрипки.


Строй DADDAD. Как настроить.

DADDAD – больше всего подходит для воспроизведения кельтской и другой фолк-музыки, партий для ритм-гитары в альтернативной или тяжелой музыке. Из классики переводится путем опускания на один тон струн № 1, 2, 6, струна номер три настраивается на игру аналогично с четверкой.

Перестройка акустической гитары в альтернативный строй способна вдохновлять, ведь благодаря небольшим манипуляциям, вам становятся доступны нестандартные открытые струны, а вместе с тем и переходы между аккордовыми формами, которые обычно были бы невозможны. Сегодня мы познакомимся с некоторыми альтернативными строями для акустической гитары , а так же наглядно определим как изменяется постановка аккордов после перестройки.

Drop D (DADGBE)

Open D (DADF#AD)

Open D широко используется в фолке и блюзе и отлично подходит для игры слайдом. Строй приближает гитарный диапазон к фортепиано, что придает экспрессии и выразительности. Поэкспериментируйте с гармонией в этом строе, ведь для того, что бы поставить аккорд на 5, 7 и 12 ладу вам понадобится всего один палец.

Open D minor (DADFAD)

Про Open D minor на акустической гитаре мы писали в отдельной статье, по этому советуем вам познакомиться с ней. Данный строй отлично подходит для фолка, блюза и даже метала.

Open E (EBEG#BE)

Open E схож с Open D, но данный строй не остался без внимания слайд гитаристов, таких как Элмора Джеймса, Джа Уолша и Дерека Тракса. Перестройка инструмента в этот строй станет для многих гитаристов по истине чем-то новым и необычным, ведь вместо того, что бы ослаблять струны, мы наоборот подтягиваем их.

Open G (DGDGBD)

Если уж было решено начать играть на гитаре, то первое, что потребуется сделать, взяв в руки инструмент, так это настроить гитару. О том как осуществляется настройка 6 струнной гитары и повествует данная статья. Рассмотрим, как настроить гитару при помощи тюнера и без него. Никогда не играйте на расстроенной гитаре — это напрочь портит слух!

Стандартный строй гитары

Настройка гитары предполагает, что каждая струна должна звучать с определенной нотой. Набор нот всех струн называется строем гитары. Настройка 6 струнной гитары может быть осуществлена в разном строе, но мы остановимся на самом распространенном — классическом строе, который чаще называется стандартным строем гитары.

Сокращенно любой строй записывается последовательностью нот звучания открытых струн с первой по шестую. Стандартный строй записывается так:

E B G D A E

Что на русском языкеозначает:

Ми Си Соль Ре Ля Ми

Как видно, первая и шестая струны звучат нотой Ми , но в случае шестой струны это Ми второй октавы (толстая струна), а первая струна издает Ми четвертой октавы (тонкая). Подробнее об этом будет чуть позже.

Тюнер для настройки гитары

В век технологий было бы странно, если бы не было гаджета для настройки гитары. Но он есть и вариантов просто уйма. Мало того, что это очень удобная штучка, так она еще и очень дешевая.

Это небольшая прищепка, которая цепляется к головке грифа, т.е. тому месту, где на гитаре колки. В прищепке располагается датчик, который распознает звуковые колебания идущие о т струн. Благодаря этому тюнер не улавливает внешний шум.

Что это за странные буковки на экране мы еще рассмотрим, а пока хочу Вас порадовать. Стоимость этого чуда на АлиЭкспресс всего 3$. В музыкальных магазинах такие тюнеры продаются в разы дороже. Рекомендую прикупить при случае. Пригодится, сам таким пользуюсь. Покупать лучше в этом магазине .

Тюнер для настройки гитары на телефон

Сегодня существует не один онлайн сервис для настройки гитары. Есть так же и достаточно программ для ПК, например тот же Guitar Pro позволяет это сделать. Но гораздо удобнее установить приложение на свой смартфон и не зависеть от интернета и/или компьютера.


Приложений для настройки гитары для смартфона тьма. Но самым полноценным и передовым среди них всех был и остается по сей день тюнер для настройки гитары gStrings. Пользуюсь им уже лет 5.

Скачать его можно с Google Play Market а.

После всех проделанных разработчиками изменений, приложение стало максимально адаптированным к жизненным условиям. Достаточно просто достать из кармана телефон, открыть приложение и начать дергать струны, при том не обязательно гитарные. Приложение всеядно и отлично подходит как для настройки гитары, так и для настройки бас-гитары, скрипки и любого другого инструмента. Даже барабаны как-то раз по нему подтягивали.

В верхней части экрана тюнера располагаются идущие подряд ноты. В центре — настраиваемая нота, а стрелкой указывает, что с этой нотой делать. Если стрелка левее центра экрана — значит нота недотянута. Если правее — то перетянута.


Настроенной, нота считается, если стрелка указывает на центр, т.е. на саму ноту, при этом меняется ее цвет, в данном случае с серого на белый. Сегодня все тюнеры имеют аналогичный интуитивно понятный интерфейс.

Как уже было показано выше, ноты обозначаются первыми буквами английского алфавита. Буквы идут как в английском алфавите, по порядку, но начиная с ноты Ля:

  • До — C
  • Ре — D
  • Ми — E
  • Фа — F
  • Соль G
  • Ля — А
  • Си — B

Когда речь шла про стандартный строй были упомянуты октавы. То к какой октаве относится нота, в программе обозначается цифрой, рядом с нотой. Под нотой указывается ее частота в Герцах(Hz). В центре экрана показывается частота звучания в данный момент. Для стандартного строя это:

  • 1 струна E 4 329.63 Hz
  • 2 струна B 3 246.94 Hz
  • 3 струна G 3 196.00 Hz
  • 4 струна D 3 146.83 Hz
  • 5 струна A 2 110.00Hz
  • 6 струна E 2 82.41 Hz

Не перепутайте! а то в лучшем случае струну порвете, в худшем — гитаре навредите.


Настройка 6 струнной гитары по нотам

Сегодня, ввиду наличия у каждого в кармане смартфона или двух, такой вариант настройки гитары можно считать устаревшим, но не стоит списывать его со счетов. Так или иначе знать его должен каждый, кто планирует и дальше играть на гитаре. Мало ли, вдруг батарейка сядет на смартфоне)


Способ основан на том, что каждая следующая струна настраивается по предыдущей на слух, по резонансу. Как мы уже знаем, открытая первая струна дает ноту Ми . Если зажать вторую струну на пятом ладу, то мы так же получим ту же самую ноту Ми и между ними возникнет резонанс, т.е. они начнут усиливать звучание друг друга.

Значит, для того чтобы настроить вторую струну нужно, чтобы она на пятом ладу звучала так же, как открытая первая струна. Поэтому зажимаем вторую струну на пятом ладу, дергаем первую струну, а затем вторую и пытаемся определить выше или ниже звучит вторая струна.

При этом, чтобы было проще определить недотянута или перетянута вторая струна можно от пятого лада двигаться на другие лады и искать на каком ладу возникнет резонанс. Если он возникает на более высоких ладах (6,7,8….) значит вторую струну следует еще больше подтянуть. Если же резонанс возникает если зажать вторую струну на более низких ладах (1-4), то вторая струна перетянута.

Биения и настройка гитары

Когда вы вплотную подходите к нужной ноте и разница между нотами очень близка, то возникают так называемые биения. Биения это результат небольшого различия двух близких частот, которые пытаются резонировать, но из за небольшой разницы звук то усиливается, то ослабляется. Графически это выглядит следующим образом:


При настройки акустической гитары, биения не только уловимы на слух, но и отчетливо чувствуются телом при касании деки (корпуса) гитары. Особенно это ощутимо на верхних басовых струнах, ввиду их толщины и более низкой частоты звучания.

Чем ближе будут соответствовать друг другу звучания двух нот (второй струны на пятом ладу и открытой первой) тем быстрее будут происходить биения. И когда ноты будут совпадать биения прекратятся вовсе. Это просто следует прочувствовать и далее можно будет настраивать не задумываясь.

По аналогии и для остальных струн. Третья струна должна звучать так же, как вторая открытая, если зажать ее на четвертом ладу. Для настройки 4, 5 и 6 струны следует зажимать их на пятом ладу и сравнивать их звучание со звучанием предыдущей струны.


Получается, что все струны кроме третьей настраиваются по резонансу между ними на пятом ладу и предыдущей струной, а третья струна аналогично, но зажимается на четвертом ладу.

Ноты для настройки гитары

Таким образом можно настроить гитару и в обратном порядке или начиная с любой струны, но в этом методе есть одно слабое место. Изначально какая-то из струна должна быть настроена из вне. Для этих целей и был придуман камертон. Стандартный камертон выдает ноту ля частотой 440Гц. Т.е. это первая струна на пятом ладу.


Специально для Вас в аудиоредакторе Audacity был создан 20-секундный файл с нотой ля(440Гц) которую издает стандартный камертон. Ну и заодно 20 секунд звучания первой струны.

Скачать или слушать онлайн ноты для настройки гитары:


Вы можете и сами создать звучание любой ноты в программе Audacity. Как это сделать читайте в статье:

В качестве эталона может выступать и другой инструмент, например пианино или вторая гитара. Но лучше, для себя заучить какую-либо мелодию, желательно задействующую все струны по отдельности, сыграв которую вы бы могли точно определить расстроен ли инструмент, и какие струны следует настроить.

Лично для меня такой мелодией служит вступление песни Виктора Цоя «Алюминиевые огурцы». Если развить слуховую память, и помнить звучание нот, то можно без камертона, а уж тем более без тюнеров настраивать гитару без каких либо проблем. Просто нужна практика и регулярная игра.

Ну и напоследок видео, на котором показан еще один вариант настройки гитары:

Статья была написана исключительно для сайта

Неклассические настройки используются для удобства игры в отдельных музыкальных жанрах или музыкальных произведений .

Классический метод настройки

  1. камертона
  2. По 1-й струне настраивается 2-я струна, которая, будучи прижатой на V ладу, должна звучать одинаково с 1-й открытой (не прижатой) струной.
  3. 3-я струна, прижатая на IV ладу, настраивается по 2-й открытой струне.
  4. 4-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 3-й открытой струне.
  5. 5-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 4-й открытой струне.
  6. 6-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 5-й открытой струне.

Настройка флажолетами с темперацией

Позволяет производить намного более точную настройку, так как точность ладов не всегда достаточна.

  1. Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку - звуку камертона - или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
  2. 6-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал в унисон с 1-й струной.
  3. 5-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с 1-й струной, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,372 Гц (одно биение за 2,7 секунды).
  4. 4-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 5-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,497 Гц (одно биение за 2,01 секунды).
  5. 3-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 4-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,664 Гц (одно биение за 1,51 секунды).
  6. 2-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал почти в унисон с флажолетом 1-й струны на VII ладу, но чуть недотягивается, чтобы слышались биения частотой 1,12 Гц (одно биение за 0,9 секунды).

При настройке по камертону A («ля») первой настраивается 5-я струна (флажолет на V ладу в унисон с камертоном), затем 1-я и 6-я, а потом 4-я, 3-я и 2-я.

При хорошем слухе, накопив достаточный опыт, можно обойтись без взятия флажолетов, улавливая биения обертонов в звучании открытых струн.

Поскольку изменение натяжения струны ведёт к деформации корпуса гитары и расстройке остальных струн, рекомендуется настраивать гитару в 2-3 итерации, первую из которых можно делать без темперации (без тщательного подсчёта частоты биений).

Пониженные строи шестиструнной гитары

Пониженные (то есть ниже обычного строя EBGDAE) строи применяются для более удобной игры в определённой тональности, либо для получения более низкого «тяжелого» звука. В частности, многие рок-гитаристы любят т. н. Drop-строи, которые именуются с дописыванием к «Drop» ноты на 6-й струне, которая опускается на 1 тон ниже первой (например: Drop C = DAFCGC). Для перестройки из классического строя в какой-либо пониженный, все струны гитары опускаются на определённый интервал (например чтобы перестроиться в строй D необходимо все струны гитары опустить на тон). Для понижения строя гитары более чем на тон может понадобиться смена струн на более толстые из-за ослабления их натяжения. Также для строя ниже B (си) используются в основном баритон-гитары .

Струна Строй E♭ (ми-бемоль) Строй D (ре) Строй D♭ (ре-бемоль) Строй C (до) Строй B (си)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая e♭¹ (ми-бемоль первой октавы) 311.13 d¹ (ре первой октавы) 293.66 d♭¹ (ре-бемоль первой октавы) 277.18 c¹ (до первой октавы) 261.63 b (си малой октавы) 246.94
Вторая b♭ (си-бемоль малой октавы) 233.08 a (ля малой октавы) 220.00 a♭ (ля-бемоль малой октавы) 207.00 g (соль малой октавы) 196.00 g♭ (соль-бемоль малой октавы) 185.00
Третья g♭(соль-бемоль малой октавы) 185.00 f (фа малой октавы) 174.62 e (ми малой октавы) 164.81 e♭ (ми-бемоль малой октавы) 155.56 d (ре малой октавы) 147.83
Четвёртая d♭ (ре-бемоль малой октавы) 138.59 c (до малой октавы) 130.82 B (си большой октавы) 123.48 B♭ (си-бемоль большой октавы) 116.54 A (ля большой октавы) 110.00
Пятая A♭ (ля-бемоль большой октавы) 103.80 G (соль большой октавы) 98.00 G♭ (соль бемоль большой октавы) 92.50 F (фа большой октавы) 87.31 E (ми большой октавы) 82.41
Шестая E♭ (ми-бемоль большой октавы) 77.78 D (ре большой октавы) 73.91 D♭ (ре-бемоль большой октавы) 69.30 C (до большой октавы) 65.41 B¹ (си контроктавы) 61.74
Ноты



Open C

Одной из характерных особенностей является легкость извлечения основных мажорных аккордов. Простое барре на 2 м ладу даст «Ре», 4м - «Ми», 5м - «Фа» и так далее. Открытые струны предоставят вам «До».

Дла того чтобы настроить гитару в «Open C», надо (отталкиваясь от «стандартного строя»): 1-я струна (тонкая) Оставить как в «стандартном строе» - «Ми»(«E»)
2-я струна. Поднять на полшага до «До»(«C»)
3-я струна. Оставить как в «стандартном строе» - «Соль»(«G»)
4-я струна. Опустить на шаг до «До»(«C»)
5-я струна. Опустить на шаг до «Соль»(«G»)
6-я струна (толстая). Опустить на два шага c «Ми» до «До»(«C»)

Повышенные строи шестиструнной гитары

Повышение строя гитары, особенно классической , может привести к повреждению инструмента , а также к травмам из-за внезапного обрыва перетянутой струны.

Для повышения строя можно использовать каподастр . Если перестройка гитары все же необходима, рекомендуется использовать более тонкий набор струн.

Струна Строй F (фа) Строй F# (фа-диез) Строй G (соль) Строй G# (соль-диез) Строй A (ля)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая f¹ (фа первой октавы) 349.23 f¹# (фа-диез первой октавы) 369.99 g¹ (соль первой октавы) 392.00 g¹# (соль-диез первой октавы) 415.30 a¹ (ля первой октавы) 440.00
Вторая с¹ (до первой октавы) 261.63 с¹# (до-диез первой октавы) 277.18 d¹ (ре первой октавы) 293.66 D¹# (ре-диез первой октавы) 311.13 e¹ (ми первой октавы) 311.13
Третья g# (соль-диез малой октавы) 207.00 a (ля малой октавы) 220.00 a# (ля-диез малой октавы) 233.08 b (си малой октавы) 246.94 c¹ (до первой октавы) 261.63
Четвёртая d# (ре-диез малой октавы) 155.56 e (ми малой октавы) 164.81 f (фа малой октавы) 174.62 f# (фа-диез малой октавы) 185.00 g (соль малой октавы) 196.00
Пятая A# (ля-диез большой октавы) 116.54 B (си большой октавы) 123.48 c (до малой октавы) 130.82 c# (до-диез малой октавы) 138.59 d (ре малой октавы) 147.83
Шестая F (фа большой октавы) 87.31 F# (фа-диез большой октавы) 92.50 G (соль большой октавы) 98.00 G# (соль-диез большой октавы) 103.80 A (ля большой октавы) 110.00
Ноты




Строй «Drop D»

Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре , так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord ), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).

Строй «Drop C»

Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна - на два тона .
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.

Строй «Double Drop-D»

Строй похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон .
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом . Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом .

Строй «DADGAD»

Строй наиболее часто используемый в фолк-музыке . Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки .
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны.

Строй «DADDAD»

Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой .

Строй «Open D»

В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах .
Для перестройки в этот строй из классического первая , вторая и шестая струны опускаются на тон , третья опускается на полутон .

Строй «Open G»

В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая , пятая и шестая струны опускаются на тон .

«Новый стандартный строй»

Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового » строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам , причем первая , вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке . Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних - на тонкие.

«Альтернативный строй Cross A»

E-A-E-A-E-A ."Sitar A" - альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.

Семиструнные строи

Стандартный

Строй струн семиструнной гитары смешанный - терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).