Ольмеки — несколько теорий происхождения цивилизации. Ольмеки - один из загадочных народов древности Почему ольмеки верили в существование потустороннего мира

Ольмеки — древний народ, живший в Центральной Америке в XVI — II вв. до н.э. на территории современной Мексики. Создали первую в Америке цивилизацию, давшую начало всем остальным индейским культурам доколониальной эпохи. По этой причине культура ольмеков называется в Латинской Америке.

Ольмеки изобрели первую в Америке письменность, первый календарь и способ измерения времени, приручили собаку и индейку, первыми начали сбор каучука и какао-бобов.

Цивилизация зародилась на востоке территории современной Мексики. на побережье Карибского моря. Свидетельства пребывания ольмеков находят при раскопках в Гватемале и Сальвадоре.

Происхождение ольмеков и причины упадка их цивилизации неясны. В 1979 году Клайд Винтерс предложил способ чтения ольмекского письма, исходя из гипотезы об африканском происхождении этого народа. Винтерс допустил мысль о том, что ольмеки говорили на языке семейства малинке, распространенных в Сенегале и Мали. К 1997 Винтерс расшифровал значительную часть ольмекских текстов. Тем не менее, гипотезу об африканском происхождении ольмеков многие специалисты не разделяют.

Около трех тысячелетий назад на берегу залива возникла индейкая культура, получившая название ольмекской. Назвали их так по имени ольмеков - небольшого племени, живших на этой территори намного позднее в 11в - 14в. Само слово ольмеки означает каучуковые люди. Ацтеки назвали их так по имени области, где производился каучук и где жили им современные ольмеки.

Цивилизация древних ольмеков восходит ко 2 тыс до н.э. и прекратила свое существование в 1 в. н.э. Самое удивительное заключается в том, что ни в Северной Америке, ни в южной Америке, абсолютно отсутствуют какие-либо следы зарождения этой древней цивилизации. Как будто этот народ появляется уже сложившимся. Так же неизвестно ни о социальной организации ольмеков, ни их верованиях, ни об их языке.

Из-за высокой влажности в районе Мексиканского залива не сохранилось ни одного скелета ольмеков.Известно, что культура ольмеков была кукурузной цивилизацией, главными отраслями хозяйства были земледелие и рыболовство. Существовали ритуалы человеческих жертовприношений. Цивилизация древних ольмеков была культурно развитой. До наших дней дошло множество статуэток из нефрита, пирамиды, стелы, статуи.

Самой большой загадкой срели оставшихся ольмекских памятников являются огромные головы, вырезанные из камня. Вес одной головы достигает до 30 тонн. Лица выглядят очень естественно и самое интересное то, что изображают они людей с негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты.

Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.Именно эти черты лиц отделяют ольмеков от индейцев всей мезоамерики. Это заставляет сделать вывод, что ольмеки не могли быть коренным населением. Тогда возникает вопрос откуда они могли прийти?Существует древнейшее предание о происхождении ольмеков. Она повествует, что таинственное племя людей прибыли морем и обладали разного рода волшебством. Затем они обосновались в селении под названием Тамоанчане. Но однажды мудрецы прибывшего народа снова сели на корабли и уплыли, пообещав вернуться перед концом света.

Оставшийся народ заселил окружающие их земли и стал называть себя по имени их великого вождя и кудесника Ольмека Уимтони.Интересно то, что ольмеки отождествляли себя с ягуарами и считали себя потомками союза божественного ягуара и смертной женщины. Так появилось племя ольмеков, сыновей неба и земли одновременно.

Кто такие ольмеки?

В конце II тысячелетия до н. э. оседлый образ жизни становится господствующим и появляются церемониальные центры на побережье Мексиканского залива и в районах нагорья. Начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской. Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же.

По древнейшему преданию, Ольмеки появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане. По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.

По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами.

Однако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями. Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики.

Культура и иск-во ольмеки оказали сильное влияние на культуру других индейских народов Центральной Америки. Сох- ранились замечательные скульптурные памятники; на многих из них изображён ягуар - основное божество ольмеков. Причины исчезновения ольмеки не установлены; предполагают, что это результат крупных этнических передвижений.

Древний народ ольмеков жил около трёх тысяч лет назад на территории современной Мексики, штатов Веракрус и Табаско.

Они были земледельцами и развили довольно высокую цивилизацию, а также коммерсантами и обменивались своими товарами с народами, жившими на отдалённых землях.

Ольмеки были прекрасными мастерами по обработке камня. Они делали расписные стены, высекали могильные плиты и каменные алтари, создавали топоры, которые использовали как подношения богам, лепили из глины маленькие статуэтки и маски. Несомненно, цивилизация ольмеков стала известна благодаря необычным монументальным скульптурам, дошедшим до наших дней.

Ольмеков называли кукурузным народом, поскольку эта сельскохозяйственная культура составляла основу их питания. Ежедневная еда у них обычно состояла из кукурузных лепёшек. Они ели также фасоль и тыкву.

Археологи смогли восстановить многие предметы обихода ольмеков. Основные находки были обнаружены при раскопках в Сан-Лоренсо, Ла Венте и Трес Сапотес.

Был ли ягуар священным животным альмеков?

Ягуар это хищное млекопитающее, распространённое в Южной и Центральной Америке. Он не нападает на людей и питается крупной дичью, в частности оленями.

Ольмеки очень ценили ягуаров, поскольку те съедали травоядных животных, разрушавших маисовые плантации.

У ольмеков были только два домашних животных: собака и индюк. Собаки ольмеков были похожи на собак породы чихуахуа, поскольку были очень маленькие. Ольмеки растили их для еды.

Ольмеки были очень творческим народом. Они изобрели календарь, форму письма и систему изображения чисел, а также форму правления и религию.

Ольмеки не использовали удобрения и не знали техники орошения. Ведение сельского хозяйства было очень примитивным: они засевали поля до тех пор, пока они были плодородными, а затем оставляли их отдыхать, хотя в действительности ольмекам повезло жить в регионе с большим числом рек и поэтому не было необходимости оставлять поля для отдыха на длительное время. Когда на реках были приливы, вода заливала прибрежные земли и удобряла их, так что поля давали два-три урожая ежегодно. Чтобы знать, когда происходят наводнения и когда следует сеять, ольмеки изобрели средство для определения хода времени, то есть календарь.

В своём изучении хода времени они дошли до продолжительности года в 365 дней.

Ольмеки, несомненно, были великими скульпторами. Они обрабатывали камень с большим мастерством, создавая надгробные плиты и алтари, украшенные человеческими фигурами.

Наиболее характерными являются колоссальные головы, воспроизводившие, возможно, лица великих вождей. Эти монументальные головы были выполнены из базальта очень твёрдого камня.

Многие из этих огромных голов хранятся в Археологическом парке Ла-Вента в Мексике.

Ольмеки представляли собой самую раннюю цивилизацию Центральной Америки, состоящую из множества маленьких поселений, процветавших на берегу залива Мехико в центральной Мексике с 1 200 по 600 год до нашей эры.

Происхождение культуры ольмеков туманно, некоторые ученые предпочитают теорию о том, что это местные фермеры трансформировались в племена, а позднее - в культурные общества, а другие - что ольмеки - результат миграции из Герреро или Оакса. Высокий уровень сельскохозяйственного производства стал ключевым моментом для их успехов. Поселения ольмеков основывались, в основном, на берегах медленно текущих рек, которые во времена разлива, напитывали плодородные аллювиальные почвы.

Сан-Лоренцо, занятый в 1 200 - 900 годах до нашей эры считается главным поселением ольмеков. Наряду с ним существовало два других центра: Теночтитлан и Портеро Нуэво. Все церемониальные центры ольмеков предствавляли собой комплексы платформ, на которых зиждились церемониальные дворцы, насыпи, каменные статуи и большие конические пирамиды.

Огромные каменные головы представляются самым неординарным продуктом архитектурной мысли. Они достигают высоты три метра и, предположительно, представляют собой портреты правящих семей и элиты ольмеков. Чтобы соорудить эти вещи понадобился труд сельчан, проживающих в низинных районах.

Торговля была очень важным делом и опять же сосредоточивалась в церемониальных центрах, здесь обменивались обсидианом, змеевиком, слюдой, магнитистым железняком и другими материалами. Существовали как местные торговые сети, так и сети регионального масштаба. Таким образом, способ жизни ольмеков и их сложная космология распространились вместе с предметами обмена на довольно большой территории.

Жрецы ольмеков придумали 260-дневный календарь, и комплекс верований, который включал в себя оборотня ягуара и горящего змея. Стиль ольмеков в искусстве особенно проявлен в скульптуре, он очень реалистичен в представлении природных и сверхъестественных форм. Ремесла представлены работами из раковин и жадеита.

К 600 году до нашей эры культура ольмеков пришла в упадок, и системы обмена уменьшили свою интенсивность. Но все же, благодаря существованию ольмеков дальнейшие цивилизации Центральной Америки получили хорошее культурное наследие.

Источники: www.vokrugsveta.ru, www.tradiciadrevnih.ru, otvet.mail.ru, pochemuha.ru, secretworlds.ru

1 773

Что таит история человечества? Вопрос может показаться довольно странным, ведь всем хорошо известна официальная теория развития человечества и отдельных народов мира, которая преподается в различных учебных заведениях. Несомненно, что все выдвинутые наукой утверждения имеют реальную доказательную базу, однако, как быть с тем, что немного не вписывается в эту самую официальную теорию развития мира. Ведь все больше находится в мире артефактов, которые под сомнения ставят официальную версию зарождения мира и человечества.

Достаточно вспомнить различные странные находки по всему миру: фигурки самолетов, найденные в пирамидах индейцев Южной Америки, наскальные изображения, подробно рассказывающие о пребывании человека в космосе и многие другие, чтобы задаться вопрос, как возможно существование подобных артефактов? Ответа на этот вопрос не существует, официальная наука просто разводит руками или же просто делает вид, что подобных вещей не существует. В данной статье рассмотрим еще одну удивительную загадку, имеющую место на нашей планете.

Цивилизации Южной Америки

Наиболее известными цивилизациями Южной Америки являются инки и майя, именно потомков этих наций так безжалостно обращали в христианство бравые конкистадоры, вывозя по ходу несметные сокровища, уничтожая ценнейшие артефакты, которые могли бы пролить свет на историю всего человечества.

Так, немного людей знают, что предки этих культур не были первопроходцами, а строили свои империи на останках более древней цивилизации, которая по сохранившимся немногим упоминаниям называется ольмека. Большинство архитектурных памятников перешли в собственность инков или майя именно после того, как ольмеки пропали с континента по необъяснимым причинам. В 1862 году мексиканец Мельгар Хосе зарисовал интересную находку, которую он сделал случайно во время своего путешествия. Недалеко от деревушки Трес-Сапотес ним была обнаружена каменная голова человека, черты лица статуи очень напоминали внешность афроамериканца. Находка вызвала интерес в обществе, который вскоре пропал и про находку все забыли.

В 1925 году археологами Бломом и Ла Фаржем была предпринята экспедиция на отдаленный остров, который находился в окружении болот. Именно там была обнаружена вторая голова и гигантская пирамида. Эта находка позволила узнать всему миру про цивилизацию – ольмеков.

Древние люди

В последующие несколько лет происходили различные интересные находки, подтверждающие теорию про существование цивилизации, которая проживала в Южной Америке до возникновения поселений инков и майя. Так, в 1939 году неподалеку от городка Трес-Сапотес археолог Мэтью Стирлинг обнаружил несколько интересных артефактов. Кроме огромной головы, высеченной из камня, были обнаружены различные глиняные таблички с надписями на них, а также конусовидная пирамида. На одной из найденной глиняной табличке были изображения связанные с историей жизни бога Ягуара. После длительных исследований стало понятно, что данная история легла в основу мифологии майя и была развита ними впоследствии.

Ученные пришли к выводу, что до появления майя на данной территории уже проживала нация. Цивилизация отличалась высокой степенью развития, умела обрабатывать твердые материалы, имела собственную письменность и развитую систему мифов. Новая культура получила название «ольмеками». Впоследствии были найдены еще каменные головы, благодаря которым данная культура получила широкую известность.

С течением времени были обнаружены еще более интересные артефакты, которые указывали, что за тысячу лет до нашей эры народ ольмеками уже имел водопровод, и небольшие искусственные лагуны, где разводили крокодилов. Также был обнаружен целый город, где археологи обнаружили множество скульптур изготовленных на высоком технологическом уровне. Майкл Ко, известный историк, считает, что данная культура возникла за 3 000 лет до нашей эры. На сегодняшний день было обнаружено 17 голов, но особый интерес вызывает внешний вид этих каменных скульптур.

Кто позировал скульптору?

Кончено же, сами головы являются важными артефактами, ведь на них изображены лица правителей народа, однако что действительно вызывает недоумение в научной среде, так это внешний вид этих самых портретов. Внешность всех скульптур имеет особые характерные черты – это приплюснутый нос, пухлые губы, в общем, похожи эти изображения на жителей Африки. В научном мире сразу возникла теория согласно, которое существовало морское сообщение между берегами Африки и Южной Америки. В процессе эксперимента было доказано, что можно пересечь Атлантику на папирусной лодке «Ра», которой пользовались древние египтяне.

Версий относительно происхождения данного народа много, некоторые, как было указано выше, считают, что – это переселенцы из Египта, некоторые историки вообще предположили, что эта культура имеет азиатские корни, по причине того, что в изображениях на различных найденных предметах преобладает нарисованный дракон, который сильно похож на сородича из Китая.

Некоторые предполагают, что ольмеками – это малая народность, которая проживала высоко в горах, но после спустилась на равнину и быстро подчинила разрозненные племена индейцев, которые проживали на этой территории.

Ввиду отсутствия фактов, которые могли бы подтвердить одну из вышеназванных теорий, вскоре жаркие научные споры прекратились, и наступил долгожданный мир. Ученые, пришли к единственному выводу, который был нейтральным и удовлетворял большинство – ольмеками, самая первая, сформировавшаяся культура на территории Южной Америки. Все было бы хорошо, если бы в 1991 году, профессор Лара не получил снимок датируемый 1951 годом, на нем была изображена каменная голова, которая была абсолютно не похожа на все найденные до этого аналогичные артефакты.

Странная голова

Как было сказано выше, первое сообщение относительно обнаружения артефакта было сделано в 1991 году, однако к этому времени в Гватемале, где находился это предмет, прошла череда гражданских войн. В 1992 году состоялась экспедиция в джунгли, когда профессор Лара добрался к предполагаемому месту обнаружения данного предмета, то прошло более 40 лет и каким же было его разочарование, когда он, отыскав эту каменную голову обнаружил, что она полностью испорчена. На ней было множество следов от пуль разного калибра. Нос, рот, глаза – все было уничтожено, осталась только одна фотография с изображением статуи и надежда отыскать когда-нибудь аналогичный артефакт. Что же было настолько поразительного в этой находке, что она стала предметом дискуссий, которые не утихают и сейчас. Каменные головы часто встречаются в Южной Америке, даже черты лиц древних правителей, которые очень похожи на жителей Африки, не сильно тревожат исследователей. Именно каменная голова из Гватемальских джунглей заставила вновь пересмотреть всю историю народов населяющих Южную Америку. Черты лица – этого каменного изваяния не имеют ничего общего ни с внешним видом современных жителей стран Южной Америки, но и не похожи на ольмеков.

Итак, на фотографии каменная голова имеет большие глаза, узкие тонкие губы и большой, прямой нос. Выходит, это изображение представляет совершенно иную нацию, которая проживала здесь, совершенно отличимую от ольмеков, майя, инков и ацтеков. Но возникает вопрос, что это за народ, который не оставил после себя практически никаких материальных артефактов и попросту пропал. Ученные исследовавшие остатки каменной головы пришли к выводу, что камень был обработан более 7000 лет до нашей эры. В отличии от более поздних подделок ольмеков, которые использовали мягкие каменные породы для создания скульптур, это изваяние изготовленного из цельного куска твердой скалы. Несмотря на все тысячелетия, ученые обнаружили, что голова была изготовлена с помощью инструментов, которые довольно легко обрабатывали камень. Идеальные линии, отсутствие сколов позволяют предположить, что люди, которые делали эту фигуру, использовали недоступную технологию последующим цивилизациям. К тому же, ученые пришли к выводу, что сам камень был привезен сюда с Анд, что совершенно невозможно.

После раскопок и открытий 30-х и 40-х годов 20 века стало ясно, что в первом тысячелетии нашей эры в болотистых и влажных джунглях на побережье Мексиканского залива существовала необычайно высокая культура, созданная народом ольмеков. Они сооружали высокие пирамиды и пышные гробницы, высекали из камня массивные десятитонные головы своих правителей и множество раз изображали фигуру свирепого бога-ягуара на огромных базальтовых стелах и изящных нефритовых предметах.

Откуда пришли Ольмеки в Веракрус и Табаско, были ли они исконными обитателями этих мест - мы до сих пор не знаем.

Не меньшей таинственностью окружена и гибель ольмекской культуры, создатели которой вдруг бесследно исчезли с исторической арены за семь веков до того, как Колумб увидел берега Нового Света.

Позднее, в середине 50-х годов, когда археологи стали широко применять в своей работе радиоуглеродный метод определения возраста древних вещей, цивилизация ольмеков получила вдруг совершенно новое освещение.

Дело в том, что, судя по серии радиоуглеродных дат, полученных при раскопках Ла-Венты в 1955 году, этот важнейший центр ольмекского царства существовал неправдоподобно рано - в 800-400 годах до н. э., то есть в эпоху, когда в других областях Мексики господствовали еще культуры ранних земледельцев.

Опираясь на эти данные, группа мексиканских ученых выдвинула гипотезу, согласно которой ольмеки были создателями древнейшей цивилизации Америки и оказали решающее влияние на происхождение и развитие других цивилизаций этой области.

В свою очередь другие археологи, ссылаясь на ненадежность радиоуглеродных дат, часто подводивших археологию в недавнем прошлом, отстаивают мысль о том, что ольмеки в целом развивались параллельно с остальными народами Центральной Америки - майя, нахуа, сапотеками и так далее. Кто из них прав - покажет будущее.

Таким образом, проблема происхождения и гибели большого народа, населявшего в свое время обширные территории Южной Мексики, и поныне остается главной проблемой для всех археологов, для всех ученых, занимающихся древней историей Нового Света. Смелых теорий здесь хоть отбавляй. Но всякое подлинно научное исследование основано на кропотливом труде. Работа ученого тоже невозможна без элементов фантазии, но главное в ней - прочный фундамент реальных фактов и доказательств.

Начало раскопок в Мексике .

Поздней осенью 1938 года из портового городка Альварадо, что стоит на берегу океана, близ устья большой реки Папалоапан, отправился вверх по реке в свой очередной рейс допотопный колесный пароходик. На его борту кроме обычных пассажиров - мексиканских крестьян, торговцев и мелких чиновников - находилась группа людей, одежда и внешность которых выдавали в них иностранцев. Американский исследователь Мэтью Стирлинг - глава совместной археологической экспедиции Смитсоновского института и Национального географического общества США - и его немногочисленные сотрудники, столпившись у борта, жадно рассматривали быстро меняющиеся экзотические пейзажи тропиков. Пароход миновал изумрудные луга с высокой травой и вошел в бесконечный зеленый туннель, образованный развесистыми кронами деревьев-великанов, сомкнувших свои ветви над серединой реки. Джунгли, бесконечные джунгли на сотни километров вокруг. То веселые, усыпанные алыми и белыми цветами, с щебетом птиц и задорными криками обезьян, то, напротив, темные и угрюмые, погруженные по плечи в вязкую грязь бездонных болот, где лишь змеи да огромные ящерицы-игуаны терпеливо поджидают в прохладном полумраке зазевавшуюся добычу.

Наконец после нескольких дней пути далеко на горизонте показались туманные пики вулканических горных хребтов Тустлы, у подножия которых находились руины неизвестных древних городов. Именно их и предстояло изучать археологам. Там, на плодородных землях предгорий и прилегающих равнинах, много столетий назад жил и процветал многочисленный и трудолюбивый народ. Неприступная стена горных хребтов защищала эту область от жестоких ураганов и ветров со стороны Мексиканского залива. А плодородная почва, даже при минимальных затратах труда, давала неслыханные урожаи, и притом дважды в год.

История края ольмеков.

Что мы знали еще совсем недавно о прошлом этого края? В записках испанского солдата Берналя Диаса — очевидца и непосредственного участника всех перипетий кровавой эпопеи Конкисты — говорится о том, что реку Папалоапан открыл в 1518 году храбрый идальго Педро де Альварадо — будущий сподвижник Кортеса. В то время страну населяли воинственные индейские племена, пришедшие откуда-то с запада. Грозные легионы индейских воинов, выстроившиеся на берегу реки в строгом боевом порядке, были настолько внушительны, что испанцы (это была разведочная экспедиция под командованием Грихальвы) поспешили убраться восвояси.

Из старинных индейских преданий нам известно также, что еще до прихода конкистадоров все побережье Мексиканского залива находилось во власти великого ацтекского правителя Монтесумы. Одна из многочисленных повинностей местных жителей состояла в том, нто они должны были ежедневно доставлять свежую рыбу ко двору грозного императора.

Чтобы покрыть это огромное расстояние в несколько сот километров, по всему пути — и в джунглях, и на горных перевалах — были расставлены быстроногие и выносливые гонцы, которые как эстафету передавали корзины с рыбой от одного поста к другому. За сутки они успевали Пробежать от побережья Мексиканского залива до ацтекской столицы Теночтитлана.

Согласно другим преданиям, первыми обитателями этих мест были ольмеки (слово «ольмеки» означает буквально «жители страны каучука») — создатели древнейшей цивилизации Центральной Америки.»Их дома были прекрасны,- гласит легенда,- дома с мозаичными инкрустациями из бирюзы, изящно оштукатуренные, были чудесны.Художники, скульпторы, резчики по камню, мастера по изделиям из перьев, гон-нары и прядильщики, ткачи, искусные во всем, они совершали открытия и стали способными отделывать зеленые камни, бирюзу…»
Но недолго длилось это благоденствие. Неведомые враги, пришедшие с запада, черным потоком хлынули на цветущие города и селения земледельцев. Высокая цивилизация ольмеков была уничтожена, а зеленые джунгли поглотили то, чего не успели разрушить чужеземцы.

На долю Мэтью Стирлинга и его товарищей выпала высокая несть — открыть первую страницу в изучении таинственной ольмекской культуры, которую насильственно вычеркнули из человеческой памяти мечи завоевателей и натиск беспощадных джунглей. В 1939 году начались раскопки древнего города ольмеков вблизи уже знакомой нам деревушки Трес-Сапотес, в штате Веракрус.

Цивизация ольмеков. Город, затерянный в джунглях

Поначалу все было загадочным и неясным. Десятки искусственных холмов-пирамид, служивших когда-то основаниями для дворцовых и храмовых зданий, бесчисленные каменные монументы с причудливыми ликами правителей и богов, обломки расписной глиняной посуды. И на одного намека на то, кому же принадлежал этот заброшенный город. Невольно приходили на память слова, сказанные известным американским путешественником Стефенсом, по поводу другого древнего города, лежащего в джунглях Гондураса, на три сотни миль южнее:
«Архитектура, скульптура в живопись, все виды искусства, которые украшают жизнь, процветали когда-то в этом девственном лесу. Ораторы, воины и государственные деятели; красота, честолюбие и слава жили и умирали здесь, и никто не знал об их существовании и не мог рассказать об их прошлом. Город был необитаем. Среди древних руин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, I словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие, и что послужило причиной его гибели».

Загадка каменных изваяний

Тем не менее археологи упорно продолжали свою кропотливую работу, извлекая на поверхность все новые и новые следы погибшей культуры. Прежде всего была раскопана знаменитая каменная голова, которая, как оказалось, лежала всего в 100 метрах от экспедиционного лагеря. Двадцать рабочих целый день вели работу вокруг поверженного исполина, пытаясь освободить его из глубокой лесной могилы. Наконец все было кончено. Очищенная от земля голова казалась выходцем из какого-то фантастического, потустороннего мира. Несмотря на свои внушительные размеры (высота - 1,8 метра, окружность - 5,4 метра, вес - 10 тонн), она была высечена из одного каменного монолита. Подобно египетскому сфинксу молчаливо взирала она своими пустыми глазницами па север, туда, где на широкой городской площади совершались когда-то пышные варварские церемонии, а жрецы приносили кровавые жертвы в честь уродливых языческих богов. О, если бы каменные уста истукана могли раскрыться и он смог бы заговорить, многие интереснейшие страницы американской истории стали бы для нас так же хорошо известными, как и история Египта, Греции и Рима.

Но каким же образом доставили древние жители Трес-Сапотеса эту огромную глыбу базальта в свой родной город, если ближайшее месторождение камня находится в нескольких десятках километров? Подобная задача поставила бы в тупик даже современных инженеров. А 15- 20 веков назад все это было сделано ольмеками без помощи колесного транспорта и тягловых животных (у них, как и у остальных американских индейцев, попросту не было ни того ни другого), только мускульной силой человека. И тем не менее гигантский монолит, доставленный каким-то чудом - и не по воздуху, а по земле, через джунгли, реки, болота и овраги - гордо стоит теперь на центральной площади города как величественный памятник упорству и труду безвестных мастеров древности.

Ольмеки изобрели календарь майя? Сенсация

16 января 1939 года в жизни экспедиции произошло событие, затмившее по своей значимости все прежние открытия и находки. В этот день Мэтыо Стирлинг с группой рабочих-индейцев отправился посмотреть на вновь найденную каменную стелу, край которой едва выступал из земли.

Им пришлось немало повозиться, прежде чем удалось вытащить тяжелый монумент на поверхность. «Индейцы, стоя на коленях,- вспоминает Стирлинг,- стали очищать поверхность монумента от вязкой глины. И вдруг один из них крикнул мне по-испански: «Сеньор, здесь какие-то цифры!»

Это действительно были цифры. Я не знаю, каким образом догадались об этом мои неграмотные рабочие, но там, на гладкой поверхности стелы, были четко высечены прекрасно сохранившиеся колонки черточек и точек — знаков древнего календаря.

Задыхаясь от нестерпимой жары, весь в липком поту, Стирлинг принялся лихорадочно копировать таинственную надпись. А несколько часов спустя все участники экспедиции с нетерпением столпились вокруг стола в палатке своего начальника. Последовали сложные выкладки п вычисления, и вот уже полный текст надписи готов: 6 Эциаб 1 Ио. По европейскому летосчисленпю это соответствовало 4 ноября 31 года до нашей эры.

О такой сенсационной находке никто не смел и мечтать. На вновь открытой стеле (получившей впоследствии название «Стела Ц» была высечена по системе майяского календаря дата, которая более чем на три столетия превосходила по возрасту любой другой датированный монумент из области майя!

И вывод отсюда мог быть только один: гордые жрецы майя заимствовали свой поразительно точный календарь у западных соседей - никому неизвестных ольмеков.

Ла-Вента — столица ольмеков.

На побережье Мексиканского залива, среди необозримых мангровых болот штата Табаско, возвышается несколько песчаных островков, крупнейший из которых - Ла-Вента имеет всего 12 километров в длину и 4 километра в поперечнике. Здесь, рядом с захолустной мексиканской деревушкой, по имени которой получил свое название и весь остров, были обнаружены остатки еще одного города ольмеков.
Древние строители Ла-Венты хорошо знали законы геометрии. Все важнейшие здания города, стоявшие на вершинах высоких пирамидальных оснований, были ориентированы строго по сторанам света. Обилие дворцовых и храмовых ансамблей, вычурных скульптур, стел и алтарей, многочисленные головы-исполины, высеченные из базальта, роскошное убранство найденных здесь гробниц говорили о том, что когда-то Ла-Вента была крупнейшим центром ольмекской культуры, а возможно, и столицей всей страны. Используя календарные даты, имеющиеся на многих каменных изваяниях, а также результаты искусствоведческого анализа, ученые установили, что наивысший расцвет города приходится на I-VII века нашей эры.

Затем, как и Трес-Сапотес, он становится жертвой вражеского нашествия и гибнет в пламени пожаров под ликующие крики победителей. Все, что можно было разрушить,- было разрушено. Все, что можно было ограбить и унести,- было унесено. Незваные пришельцы стремились уничтожить буквально все, что напоминало им о культуре и религии побежденного народа. Но огромные каменные головы, колонны и статуи, изваянные из твердого как сталь базальта, уничтожить было не так-то просто. И тогда в бессильной ярости древние вандалы разбили мелкие скульптуры, а прекрасные и выразительные лица больших статуй намеренно обезобразили и повредили. Тем не менее большая часть удивительных творений художников и скульпторов Ла-Венты пережила века, и они были вновь открыты для человечества уже в середине XX века умелыми руками археологов.

В самом центре города, от подножия высокой пирамиды и далее на север, раскинулась широкая ровная площадь, окаймленная со всех сторон вертикально стоящими базальтовыми колоннами. Посреди нее, над густой травой и кустарником, возвышалось какое-то странное сооружение в виде платформы, сложенной из тех же базальтовых колонн. Когда платформа была целиком расчищена, перед археологами предстал своеобразный базальтовый домик, наполовину углубленный в землю. Длинная его стена состояла из девяти вертикально поставленных каменных столбов, а короткая - из пяти. Сверху это прямоугольное помещение было перекрыто накатом из таких же базальтовых столбов. Домик не имел ни двери, нн окон. Древние строители так искусно подогнали друг к другу гигантские каменные колонны, что между ними не проскользнула бы даже мышь. А ведь каждая из них весила без малого две, а то и три тонны!

С помощью ручной лебедки и прочных канатов рабочие принялись растаскивать крышу загадочной постройки. После удаления четырех колонн отверстие в крыше стало настолько широким, что можно было рискнуть спуститься вниз, туда, где в густых черных тенях скрывалась внутренняя часть просторной комнаты, замурованной жрецами Ла-Венты 15 столетий назад.

«Сначала,- пишет Мэтью Стирлинг,- мы наткнулись на изящную маленькую подвеску в виде клыка ягуара, вырезанную из зеленого нефрита… Затем показалось овальное зеркало из тщательно отшлифованного куска обсидиана. А дальше, в глубине комнаты, возвышалась какая-то платформа, сделанная из глины и облицованная камнем. На ее поверхности отчетливо выделялось большое пятно яркой пурпурной краски. Внутри его мы нашли остатки человеческих костей, принадлежавших по меньшей мере трем погребенным».

Рядом со скелетами грудой лежали всевозможные изделия из драгоценного нефрита зеленых и голубоватых тонов: смешные маленькие статуэтки в виде сидящих человечков с детскими лицами, карлики и уродцы, лягушки, улитки, ягуары, диковинные цветы и бусы.

В юго-западном углу погребальной платформы удалось обнаружить странный головной убор, напоминающий скорее «терновый» венец, чем символ власти и высокого положения его владельца. На прочном шнуре было нанизано шесть длинных игл морского ежа, отделенных друг от друга вычурными нефритовыми украшениями в виде диковинных цветов и растений. Тут же лежали две большие нефритовые катушки - украшения для ушей и остатки деревянной погребальной маски, инкрустированной нефритом и раковинами. Неподалеку от платформы рабочие наткнулись на спрятанный в земле тайник, в котором хранилось 37 полированных топоров из нефрита и серпентина.

Согласно легенде, до сих пор бытующей у жителей Ла-Вепты, последний ацтекский император Монтесума был погребен именно здесь, среди развалин древнего города. И когда на землю опускается ночь, он выходит из своей гробницы, чтобы в призрачных лучах лунного света танцевать со своими приближенными на широких площадях и безлюдных улицах навеки уснувшей столицы ольмеков.

И хотя все это лишь плод народной фантазии, прекрасная легенда, научная значимость базальтовой гробницы отнюдь не снижается от того, что в ней вместо Монтесумы погребен какой-то другой могущественный правитель, который жил за 9-10 веков до появления ацтеков в долине Мехико.

Цивилизация ольмеков. Тайна шестнадцати человечков.

В 1955 году после долгого перерыва были продолжены раскопки в столице ольмеков - Ла-Венте. Одна за другой появлялись на свет удивительные находки: рельефы, мозаика, великолепные скульптуры, стелы и алтари. И вдруг лопата рабочего, пробив твердый слой цемента, покрывавшего поверхность глиняной платформы, провалилась вниз, в пустоту узкой и глубокой ямы. Когда археологи добрались наконец до ее дна, то там на фоне желтой глины ярко заблестели в солнечных лучах зеленые пятна полированного нефрита. Шестнадцать маленьких каменных человечков - участники какого-то неведомого драматического спектакля - торжественно застыли перед оградой из шести вертикально поставленных нефритовых топоров. Кто они? И зачем их спрятали на дне глубокой ямы, расставив в определенном, но непонятном для нас порядке?

Возможно, что ключ к разгадке этого археологического ребуса может дать шестнадцатый участник древнего языческого ритуала.
Его одинокая фигурка, высеченная в отличие от других из гранита, стоит спиной к плоской поверхности ограды. Остальные пятнадцать фигур сделаны из нефрита и имеют чисто ольмекский облик. Все они, повернув свои головы в одну сторону, пристально смотрят на противостоящего им человека. Справа к нему приближается процессия из четырех мрачных фигур с застывшими лицами-масками. Кто этот одиноко стоящий человек? Верховный жрец, управляющий торжественным языческим обрядом, или жертва, которую повалят через мгновение на кровавый алтарь неведомого бога?

И здесь на память невольно приходит описание ужасного обычая, широко распространенного когда-то у многих народов древности. По их представлениям царь считался средоточием магических сил, управляющих жизнью природы. Он несет ответственность за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодовитость женщин всего племени. Ему оказываются чуть ли не божественные почести. Он вкушает все блага жизни, наслаждаясь роскошью и покоем. Но однажды приходит день, когда царь должен сторицей расплатиться и за свои богатства, и за свою непомерную власть. И единственная плата, которую он обязан отдать своему народу,- его собственная жизнь! По древним обычаям, народ не может, ни минуты терпеть ослабевшего, больного или стареющего царя, поскольку от состояния его здоровья зависит благополучие всей страны. Наступает трагическая развязка. Старого правителя убивают. А.на его место выбирают молодого, полного сил преемника. И этот ужасный цикл убийства и коронаций продолжался во многих странах сотни лет.
Кто знает, может быть, по воле случая нам тоже удалось увидеть во всей трагической полноте этот страшный ритуал, разыгранный шестнадцатью каменными человечками из Ла-Венты?

Ольмеки. Золото и нефрит

У цивилизованных народов доколумбовой Америки в отличие от египтян, ассирийцев, греков, римлян и других обитателей Старого Света главным символом богатства было не золото, а нефрит. Этот факт настолько поразил воображение первых европейцев, пробившихся в начале XVI века сквозь океанский барьер к неведомым берегам Нового Света, что они неоднократно возвращались к нему в своих исторических повествованиях и хрониках.

Когда в 1519 году Кортес высадился на пустынное побережье Мексики, неподалеку от современного города Веракрус, местный индейский правитель поспешил отправить сообщение об этом чрезвычайном событии своему верховному владыке - императору Монтесуме. И уже несколько дней спустя перед походным шатром Кортеса появилась пышная процессия послов и вельмож от ацтекского императора. Молча расстелив у входа в шатер несколько циновок, они разложили на них множество дорогих подарков.

«Первым было круглое блюдо,- вспоминает Бериаль Диас,- размером с тележное колесо, с изображением солнца, все из чистого золота. По словам взвешивавших его людей, оно стоило 20000 золотых песо. Вторым было круглое блюдо, даже большего размера, чем первое, сделанное из массивного серебра, с изображением луны; очень ценная вещь. Третьим был шлем, доверху наполненный золотым песком на сумму не менее чем 3000 песо. Было там множество золотых фигурок птиц, зверей и богов, 30 кип тонких хлопчатобумажных тканей, красивые плащи из перьев, а кроме того, четыре зеленых камня, который ценится у них больше, чем у нас изумруд. И они заявили Кортесу, что камни эти предназначены для нашего императора, так как каждый из них стоит целой ноши золота».

Если верно то, что нефрит ценился у индейцев дороже золота, то так же верно и то, что больше всего нефритовых изделий встречается именно в стране ольмеков. И это тем более поразительно, что на болотистых берегах Мексиканского залива, там, где находятся основные ольмекские города, не было никаких месторождений нефрита. Его добывали либо
на юге, в горах Гватемалы, или же на западе, в Оахаке. Как бы то на было, большое количество этого драгоценного и необычайно твердого минерала попадало в страну ольмеков где грубые куски камня превращались под руками искусных ольмекских ювелиров в изящные статуэтка богов, затейливые украшения, бусы и ритуальные топоры. А уже оттуда, из ольмекских центров Ла-Венты, Трес-Сапотеса, Серро-де-лас-Месаса, эти великолепные нефритовые вещицы расходились по всей Центральной Америке, от самых северных областей Мексики до Коста-Рики.

Ольмеки — Поклонники ягуара.

Если бы все произведения древнего ольмекского искусства были выставлены в залах одного большого музея, то посетители его сразу бы обратили внимание на одну странную деталь. Из каждых двух-трех скульптур одна обязательно изображала бы либо ягуара, либо существо, сочетающее в себе черты человека и ягуара.

Когда очутишься в таинственном зеленом полумраке мексиканских джунглей, легко понять, почему ольмекские мастера с таким фанатическим упорством старались запечатлеть образ этого свирепого зверя.

Один из наиболее могучих хищников западного полушария, грозный владыка тропического леса - ягуар был для древних индейцев но просто опасным зверем, но и символом сверхъестественных сил, почитаемым предком и богом. В религии различных племен древней Мексики ягуар считается обычно богом дождя и плодородия, олицетворением плодоносящих сил земли. Стоит ли удивляться тому, что ольмеки, основой хозяйства которых было земледелие, почитали бога-ягуара с особым рвением, навечно запечатлев его в своем монументальном искусстве.

Еще и в наши дни, четыре столетия спустя после испанского завоевания и тысячу лет спустя после гибели ольмекской цивилизации, образ ягуара все еще вызывает суеверный ужас у индейцев, а ритуальные танцы в его честь широко распространены у жителей мексиканских штатов Оахака и Веракрус. К каким только ухищрениям не прибегали древние ольмеки для того, чтобы грозный владыка лесов п небесных вод обеспечил им хороший урожай. Они строили в честь его пышные храмы, высекали его образ на рельефах и стелах, отдавали ему самый драгоценный дар на земле - человеческие жизни.

В ходе раскопок главной площади Ла-Венты почти на шестиметровой глубине археологи нашли прекрасно сохранившуюся мозаику в виде стилизованной морды ягуара. Общие размеры мозаики - около пяти квадратных метров. Она состоит из 486 тщательно отесанных пполированных блоков ярко-зеленого серпентина, прикрепленных с помощью битума к поверхности низкой каменной платформы. Пустые глазницы и пасть зверя были заполнены оранжевым песком, а верхушку угловатого черепа украшали стилизованные перья в виде ромбов.
Точно такая же мозаика была обнаружена впоследствии и в другом конце священной площади города. Но там кроме изображения самого хищника в глубине каменной платформы удалось найти богатейшие дары в его честь: груду драгоценных Вещей и украшений из нефрита и серпентина.

Земные владыки, желая как-то усилить и без того обширную царскую власть, считали ягуара своим божественным предком и покровителем. На рельефах, фресках и стелах они постоянно изображены в одеждах из шкуры ягуара или сидят на тронах, сделанных в виде фигуры этого зверя. Клыки п когти ягуара постоянно встречаются в наиболее богатых н пышных погребениях не только у ольмеков, но и у большинства других культурных народов доколумбовой Мексики.

Ученые предполагают, цивилизация ольмеков – первая цивилизация, которая появилась на территории Мексики. Её даже называют «материнской» цивилизацией Мексики. Подобно другим древним цивилизациям, эта также появилась уже со своей иероглифической письменностью и довольно развитой, а еще ольмеки хорошо владели искусством и архитектурой и у них был свой точный календарь.
Исследователи говорят, что цивилизация ольмеков появилась приблизительно в средине 2-го тысячелетия до нашей эры, просуществовала около тысячи лет, и после словно растворилось. Цивилизация просто исчезла безо всяких следов .
Свое название ольмеки – люди каучука , они получили от современных ученых. Как говорят исследователи, они не знают до сих пор откуда пришли ольмеки, на каком языке они говорили и по какой причине они исчезли. Одна индейская легенда говорит, что они пришли в эти края издалека и сопровождали их мудрецы. После мудрецы оставили их и ушли, а простое население осталось жить на территории Мексики. Поселения ольмеков в основном были расположены в прибрежных зонах Мексиканского залива. Но влияние культуры ольмеков прослеживается по всей Центральной Мексике.
Эта загадочная древняя цивилизация оставила после себя большие комплексы для церемоний с земляными пирамидами. Причем все они разветвленные системой ирригационных каналов и даже городскими кварталами. А изделия из нефрита, которые создали ольмеки, считают шедеврами древнего американского искусства. А их монументальная скульптура просто поражает. В нее включены алтари из многотонного базальта и гранита. Они создавали скульптуры в человеческий рост. Но до сих пор самой большой загадкой культуры ольмеков считают огромные каменные головы. Первая из них обнаружена в 1862 году в Ла-Венте и на сегодняшний день их насчитывают уже 17 шт.. Все головы вырезаны из цельных базальтовых глыб. Их высота достигает от 1,5 метра до 3,4 метра. Но чаще всего высота таких гигантских голов достигает двух метров, и весят они от 10 до 35 тонн.
Все каменные головы изображают одного и того же человека и сделаны в одном стиле. На всех головах шапки, но все они разные. У большинства гигантских голов в ушах есть серьги. Человек изображенный на всех головах имеет характерно выраженные черты негроидной расы (пухлые губы, большие глаза, широкие и приплюснутые носы с большими ноздрями). А это ну никак не подходит к жителям древней Америки. Некоторые считают, что ольмеки выходцы из Африки.
Загадочно еще и то, что до сих пор не найдено ни одного целого скелета ольмека. Они не сохранились. Наука объясняет это тем, что тут очень влажный климат. Цивилизация ольмеков оставила нам множество загадок. Это и сосуд в виде слона, который сидит. Хотя эти животные вымерли в Америке с окончанием последнего ледникового периода. Это случилось около 12 тыс. лет тому назад. А это противоречит науке. Слоны не могли жить при ольмеках, либо же они видели их в Африке, что также противоречит все научным исследованиям. Большинство ученых считают, что ольмеки имеют корни гораздо глубже, чем мы себе представляем.
Культура ольмеков хранит в себе еще одну интересную загадку – игрушки в виде собачек на колесах. А ведь Америка не знала, что такое колесо до самой эпохи Колумба.
Но вернемся к загадочным гигантским головам. Исследователи выяснили, что базальт для их изготовления брали из каменоломен, которые расположены в горах Тукстла. А это 90 километров (если считать по прямой) от места нахождения каменных голов. И каким образом доставлялись глыбы базальта через такое расстояние никому не понятно. Есть предположение, что камень переплавляли с помощью плотов по рекам Мексиканского залива, а уже потом по суше. Но это тоже маловероятно.


Другие исследователи утверждают, что эти головы достались ольмекам от предыдущей цивилизации великанов, которую истребили пришельцы, согласно индейской легенде.
Есть версия, которая гласит, что великаны правили ольмеками в их городах. А гигантские каменные головы это их портреты. И именно эти гиганты представляли негроидную расу.

— ольмеках.

Архитектура ольмеков.

Постройки ольмеков не отличались сложными формами, как у более поздних племен, однако были массивны и своеобразны. Можно выделить несколько особенностей архитектуры первого американского племени. В основе древних храмов находился либо квадрат, либо прямоугольник. Сами по себе эти сооружения представляли пирамиду. Предполагается, что строения такой формы сооружать проще, чем, к примеру, кубической, получаются они выше и устойчивее. В отличие от египетских пирамид, мезоамериканские (а архитектурный стиль ольмеков переняли все без исключения племена Центральной Америки) возводились с лестницами, ведущими от подножия к расположенному на вершине храму (обычно с двумя помещениями). Если сооружение было большое, наверх поднимались уже не две, а четыре лестницы - по всем сторонам пирамиды. Второй тип построек - так называемые дворцы, которые скорее являлись жилыми домами знати. Эти здания также находились на небольших возвышениях, внутри же делились на несколько узких и вытянутых помещений. Главное тотемное животное ольмеков - ягуар (по легенде, это племя произошло от союза божественного ягуара и смертной женщины), что подтверждается многочисленными находками археологов, как скульптурными, так и архитектурными.

Удивительные археологические находки.

Один из центров культуры ольмеков - город Сан-Андрес, находившийся примерно в 5 км к северо-востоку от Ла Венты (сейчас это часть города Вильяэрмоса). При раскопках обнаружили удивительную находку, отодвинувшую дату появления первой письменности в Мезоамерике как минимум на 300 лет, - это размером с кулак цилиндр из керамики, с изображенными по бокам иероглифами. Он использовался в качестве орудия для письма. Каменные головы ольмеков, к сожалению, не так известны, как статуи острова Пасхи, тем не менее они также поразительны, в первую очередь своей монументальностью (их вес около 30 т, в окружности - 7 м, высота - 2,5 м) и реалистичностью. Можно выделить еще несколько наиболее примечательных и крупных ольмекских городов: это Сан-Лоренсо, Лас-Лимас, Лагунаде-Лос-Серрос и Льяно де Хикаро (в нем нашли руины мастерской по обработке базальта). Среди прочих находок стоит выделить сенсационные детские игрушки. Дело в том, что многие из них изображают различных зверей на колесах, а ведь долгое время считалось, что население доколумбовой Америки не было знакомо с колесами!

Сан-Лоренсо - один из первых городов Америки.

Самый известный и первый главный город ольмеков - Сан-Лоренсо (Сан Лоренцо), существовавший на протяжении 500 лет. Историки пришли к выводу, что здесь проживало 5 тыс. жителей. К сожалению, увидеть один из первых мезоамериканских городов довольно сложно. От некогда крупнейшего поселения Америки почти ничего не осталось из-за ужасных погодных условий, прожорливого времени и бездействия властей, а туристам куда интереснее майя и ацтеки. Тем не менее, на территории Сан-Лоренсо (сейчас это городок Теночтитлан) находится самая древняя пирамида Америки, чьи ступени украшены резным изображением богаягуара. Также здесь обнаружили дренажные системы, каменные головы и площадку для культовой игры в мяч. Последнее сооружение представляло собой две идущие параллельно наклонные стены из камня. Непосредственно игра происходила внизу, а зрители сидели на стенах.

Ла-Вента - музей под открытым небом.

Наиболее хорошо сохранившийся и богатый город ольмеков - это Ла Вента. Сан-Лоренсо постепенно приходит в упадок и к 900 г. до н. э. центр культуры ольмеков перемещается южнее. Связано это с завоевательными набегами (отношения между племенами ольмеков были отнюдь не мирными) и изменением русла реки, что играло в те времена одну из определяющих ролей. По реке доставляли товар, из нее отводили воду для обеспечения жизнедеятельности людей и в ней, помимо всего прочего, ловили рыбу, что наряду с земледелием было основным занятием ольмеков. В Ла Венте также наблюдается большое скопление знаменитых ольмекских скульптур из камня - огромных голов внешне негроидного происхождения, что наталкивает на определенные мысли о происхождении этого древнего народа. Обилие таких находок поразительно, потому что вблизи не было ни одной каменоломни.

Ко времени расцвета Ла Венты (начиная с IX в. до н. э.) в городе начинают создаваться сложные мозаики, сооружаются новые монументальные скульптуры - стелы и богатые захоронения, созданные при помощи поставленных вплотную друг к другу базальтовых колонн. В этих камерах найдены саркофаги, множество фигурок и украшений. Большинство находок перевезли в музей города Вильяэрмоса (столица мексиканского штата Табаско), в парк Ла Вента - на территорию, которую занимал древний город.

Заключение.

Долгое время считалось, что ольмеки - первая цивилизация Мезоамерики - внезапно покинули свои города и исчезли в неизвестном направлении, «как сквозь землю пропали, что балтийская водь». На самом деле, в отличие от той же води, в прямом смысле слова уходившей под землю, ольмеки просто оставили столетиями обжитую местность и стали передвигаться на север, вглубь континента. Причинами этого могли стать засухи, извержения вулканов или другие природные катаклизмы, приведшие к тому, что занимаемая ольмеками территория стала непригодной для жизни. Поводом к этому, в свою очередь, могло быть изменение направления русел рек или их полное исчезновение, ведь вода в те времена играла определяющую роль в жизни населения, особенно на такой сложной, в климатическом отношении, территории, как Центральная Америка (впрочем, для майя отсутствие воды не являлось препятствием, но об этом будет рассказано позже). Ольмекам не составило большого труда найти новые пригодные для существования территории, поскольку во время своих торговых походов они уже неоднократно бывали в поселениях соседних племен. Перемещение ольмеков на север привело к постепенному ассимилированию этой самобытной цивилизации с другими индейскими племенами. Необходимо заметить, что история майя длится практически параллельно с существованием ольмеков (первый из известных городов племени - Куэйо (Белиз) - датируется 2000 г. до н. э.), однако расцвет майя начинается именно с момента «исчезновения» ольмеков. Из этого можно сделать вы вод, что последние, ассимилируясь с другими индейцами, как бы в обмен на право проживать на чужой территории обучали своих бывших соседей и торговых партнеров общественному, политическому строю и обогащали своими навыками их культуру. Принципы построения общества, письменность, астрономия, математика - это только небольшая часть знаний, появлению которых майя и впоследствии другие индейские племена Америки обязаны ольмекам.