Охота древних людей на животных рисунки. Какие краски использовали древние люди

12 сентября 1940 года были найдены наскальные рисунки в знаменитой пещере Ласко во Франции, которую называют Сикстинской капеллой доисторической живописи. Существует и еще несколько мест, где можно встретить впечатляющие художества первобытных людей.

Пещера Ласко, Франция

Это один из самых крупных и важных палеонтологических памятников на планете. Такого количества наскальных росписей нет ни в одной другой пещере. Кроме впечатляющего количества надписей удивляет и то, как они хорошо сохранились. Сюжеты пещеры стандартны для живописи того периода: это рисунки животных, людей, инструментов.

Пещера входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и закрыта для посещения туристами. Дело в том, что из-за присутствия людей в Ласко был нарушен хрупкий природный баланс, который позволял этим надписям просуществовать долгие тысячелетия. Теперь стены пещеры раз в несколько недель обрабатывают ученые, устраняя со скалы постоянно размножающиеся бактерии и водоросли. Для посещения туристами создана пещера Ласко 2, находящаяся в двух сотнях метров от оригинальной пещеры и состоящая из репродукций.

Капова пещера, Россия

Пещера находится на территории республики Башкортостан в заповеднике Шульган-Таш, имеет протяженность около трех километров. Образовалась она в известняке, в карстовом массиве. В пещеру впадает небольшое озеро, вода в котором непригодна для питья и используется исключительно для качестве целебных ванн.

Рисунки на стенах Каповой пещеры были открыты в середине пятидесятых советским зоологом Рюминым. Нанесены они с помощью охры, и их возраст составляет около восемнадцати тысяч лет. Это колоссальное число сложно себе вообразить: творчество и желание создавать что-то новое заставляло человека рисовать еще до существования цивилизации, религии, науки, языка. Место, в отличие от пещеры Ласко, полностью доступно для туристов.

Пещера Альтамира, Испания

Эта пещера, открытая в 1789 году, также довольно известна благодаря тому, что в ней, как и в Ласко, используется техника полихромной живописи: то есть, рисунки имеют цвет. Интересен тот нюанс, что для создания трехмерного эффекта используются естественные контуры стен.

Можно, кстати, найти рисунки не только на стенах, но и на потолке. После нескольких закрытий пещеры из-за того, что в рисунках появилась плесень от сырости, в 2011 году посещения снова были возобновлены.

Урочище Тамгалы, Казахстан

В этом месте в горах Анракай, в 170 километрах от Алма-Аты, когда-то находилось святилище древних людей. Тут можно увидеть изображения божеств, животных и людей: брачных пар, воинов, охотников.

Всего рисунков насчитывается около двух тысяч. Большинство надписей ученые относят к бронзовому веку. Очередной объект Всемирного наследия ЮНЕСКО находится под открытым небом и открыт для посещения.

Ньюспейпер-Рок, США

Находится это место на юго-востоке штата Юта, дословно его название переводится, как «газетный камень». Особенностью его является коллекция петроглифов, которая создавалась индейцами в доисторический период. До сих пор остается непонятным, почему на такой маленькой площади нарисовано такое большое количество петроглифов.

Наскальная живопись - изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз в Малайзии.

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей - не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Наскальная живопись являлась объектом большого интереса со стороны ученых мира с момента её открытия в XIX веке. Первые находки были сделаны в Испании, однако впоследствии наскальные рисунки были открыты в разных уголках мира, от Европы и Африки до Малайзии и Австралии, а также в Северной и Южной Америке.

Наскальные рисунки являются источником ценной информации для множества научных дисциплин, связанных с изучением древности - от антропологии до зоологии.

Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Развиваясь со временем, к XII тысячелетию до н. э. пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной.

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур.

Поскольку в пещеры, в которых находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, при создании рисунков для освещения использовались факелы и примитивные лампы.

Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем пещерная живопись эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита встречаются как животные, так и отпечатки рук и изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом, а также божествами первобытных культов, их обряды. Заметную долю рисунков времён неолита составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов; большую долю также составляют отпечатки рук. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами. Более поздние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных и другие современные авторам сюжеты. Известны изображения кораблей мореплавателей древней Финикии, замеченные более примитивными общинами Иберийского полуострова.

Пещерная живопись широко практиковалась первобытными обществами, промышлявшими охотой и собирательством и находивших укрытие в пещерах или живших рядом с ними. Образ жизни первобытных людей мало менялся на протяжении тысячелетий, в связи с чем как красители, так и сюжеты наскальных рисунков практически не изменялись и были общими для популяций людей, живших в тысячах километров друг от друга.

Тем не менее, различия между пещерной живописью различных временных периодов и регионов существуют. Так, в пещерах Европы в основном изображены животные, в то время как африканские наскальные рисунки уделяют равное внимание как человеку, так и фауне. Техника создания рисунков также претерпевала определённые изменения; более поздняя живопись нередко является менее грубой и демонстрирует более высокий уровень развития культуры.

Интересные и живописные послания из прошлого - рисунки на стенах пещер, возраст которых составляет до 40 тысяч лет - очаровывают современных людей своей лаконичностью.

Чем они были для людей древности? Если они служили только для украшения стен, тогда почему их выполняли в отдалённых уголках пещер, в тех местах, в которых, скорее всего, не жили?

Самые древние из найденных рисунков были выполнены около 40 тысяч лет назад, другие - младше на несколько десятков тысяч лет. Интересно то, что в разных уголках мира изображения на стенах пещер очень похожи - в те времена люди изображали в основном копытных и других животных, которые были распространены в их местности.

Популярным было также изображение рук: члены общины прикладывали ладони к стене и обрисовывали их. Такие картины действительно вдохновляют: прижав ладонь к такому изображению, человек может почувствовать, будто образовал мостик между современной цивилизацией и древностью!

Ниже предлагаем вашему вниманию интересные изображения, выполненные древними людьми из разных уголков света на стенах пещер.

Известковая пещера Петтакере, Индонезия

Пещера Петтакере в 12 километрах от города Марош. На входе в пещеру на потолке есть белые и красные контуры рук - всего 26 изображений. Возраст рисунков - около 35 тысяч лет. Фото: Cahyo Ramadhani/wikipedia.org

Пещера Шове, юг Франции

Изображения, возраст которых составляет около 32-34 тысяч лет, размещены на стенах известковой пещеры близ города Валон-пон-д"Арк. Всего в пещере, которая была открыта только в 1994 году, насчитывается 300 рисунков, которые поражают своей живописностью.

Одно из самых известных изображений из пещеры Шове. Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Пещера Эль-Кастильо, Испания

Эль-Кастильо содержит одни из древнейших образцов пещерной живописи в мире. Возраст изображений - не менее 40 800 лет.

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Пещера Коваланас, Испания

Уникальную пещеру Коваланас населяли люди менее 45 тысяч лет назад!

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Стены пещер, расположенных возле Коваланас и Эль-Кастильо, также украшены многочисленными рисунками, выполненными людьми тысячи лет назад. Однако эти пещеры не так известны. Среди них - Лас Монедас, Эль Пэндо, Чуфин, Орнос де ла Пена, Кулальвера.

Пещера Ласко, Франция

Комплекс пещер Ласко на юго-западе Франции случайно открыл в 1940 году местный житель, 18-летний парень по имени Марсель Равид. Огромное количество рисунков на стенах, которые сохранились на удивление хорошо, дают этому комплексу пещер право претендовать на звание одной из самых больших галерей древнего мира. Возраст изображений - около 17,3 тысяч лет.

Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит (Fe2O3), пиролюзит (МnО2) и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит, Fe2O3.H2O), марганца (псиломелан, m.MnO.MnO2.nH2O) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

Серьезное изучение пещерных красителей только начинается. И сразу возникают вопросы: почему использовались только неорганические краски? Первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие. Почему в одних пещерах рисунки выполнены разными тонами одного цвета, а в других - двумя цветами одного тона? Почему так долго входят в раннюю живопись цвета зелено-сине-голубой части спектра? В палеолите их почти нет, в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э. Археолог А. Формозов считает, что наши далекие предки не сразу разобрались в ярком оперении "волшебной птицы" - Земли. Самые древние цвета, красный и черный, отражают суровый колорит тогдашней жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер. Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый). Но еще дальше от них до космонавта XX века, взявшего в первые полеты вокруг Земли набор из 120 цветных карандашей.

Вторая группа вопросов, возникающих при изучении пещерной живописи, касается технологии рисунка. Проблему можно сформулировать так: звери, отображенные на рисунках палеолитического человека, "вышли" из стены или "ушли" в нее?

В 1923 г. Н. Кастере обнаружил в пещере Монтеспан позднепалеолитическую глиняную фигуру медведя, лежащую на земле. Она была покрыта углублениями - следами ударов дротика, а на полу обнаружились многочисленные отпечатки босых ног. Возникла мысль: это "макет", вобравший в себя закрепленные десятками тысячелетий охотничьи пантомимы у туши убитого медведя. Далее прослеживается следующий ряд, подтвержденный находками в других пещерах: макет медведя, выполненный в натуральную величину, одетый в его шкуру и украшенный настоящим черепом, сменяется его глиняным подобием; зверь постепенно "встает на ноги" - его для устойчивости прислоняют к стене (это уже шаг к созданию барельефа); затем зверь постепенно "уходит" в нее, оставив прочерченный, а затем и живописный контур... Так представляет себе возникновение палеолитической живописи археолог А. Соляр.

Не менее вероятен и другой путь. По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров (позитивный или негативный трафарет), затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Иногда предметы рисуются как бы в разных проекциях (лицо и ноги - профиль, грудь и плечи - фронтально). Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. По лучшим рисункам биологи уверенно определяют не только род, но и вид, а иногда - подвид животного.

Следующий шаг делают мадленские художники: средствами живописи они передают динамику и перспективу. В этом очень помогает цвет. Полные жизни кони пещеры Гранд-Бен как бы пробегают перед нами, постепенно уменьшаясь в размерах... В дальнейшем этот прием был забыт, и подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному. Так появляются скульптуры, "вышедшие" из стен пещеры.

Какая из приведенных точек зрения справедлива? Сопоставление абсолютных датировок фигурок, выполненных из костей и камня, свидетельствует, что они имеют примерно один возраст: 30-15 тыс. лет до н. э. Может быть, в разных местах пещерный художник шел разными путями?

Еще одна из загадок пещерной живописи - отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон. Только в XVII в. н. э. в Голландии пейзаж оформляется в особый жанр.

Изучение палеолитической живописи дает специалистам обильный материал для поиска истоков различных стилей и направлений в современном искусстве. Так, например, доисторический мастер за 12 тысяч лет до появления художников-пуантилистов изобразил животных на стене пещеры Марсула (Франция) с помощью крохотных цветных точек. Количество подобных примеров можно множить, но более важно другое: изображения на стенах пещер - это сплав реальности сущего и его отражения в мозгу палеолитического человека. Таким образом, палеолитическая живопись несет информацию об уровне мышления человека того времени, о проблемах, которыми он жил и которые волновали его. Первобытное искусство, открытое более 100 лет назад, остается настоящим Эльдорадо для всевозможных гипотез по этому поводу.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга

первобытное искусство

Любой человек наделен великим даром - чувствовать красоту окружающего мира, ощущать гармонию линий, любоваться многообразием оттенков цветов.

Картина - это запечатленное на холсте мироощущение художника. Если ваше восприятие окружающего мира отражается в живописи художника, то вы чувствуете родство с произведениями этого мастера.

Картины привлекают внимание, завораживают, возбуждают воображение и мечты, вызывают воспоминания о приятных минутах, о любимых местах и пейзажах.

Когда же появились первые изображения созданные человеком?

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества . Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.


Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека , и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей , выполненные яркой краской - красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ""картины"" были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.

В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях.

Танец. Роспись Лльейда. Испания. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, отражая в них собственные ощущения, настроение и душевное состояние. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притоптывание ногами, выразительные жесты рук создали предпосылки для возникновения танца. Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, с верой в победу над врагом.

<<Каменная газета>> Аризона

Композиция в пещере Ласко. Франция.На стенах пещер можно увидеть мамонтов, диких лошадей, носорогов, бизонов. Рисование для первобытного человека было таким же «колдовством», как заклинание и обрядовая пляска. «Заклиная» духа нарисованного зверя пением и пляской, а затем «убивая» его, человек будто овладевал силой животного и до охоты «побеждал» его.

<<Сражающиеся лучники>> Испания

А это петроглифы. Гавайи

Росписи на горном плато Тассили-Аджер. Алжир.

Первобытные люди практиковали симпатическую магию - в форме танцев, пения или изображения зверей на стенах пещер, - чтобы привлечь стада животных и обеспечить продолжение рода и сохранность скота. Охотники разыгрывали сцены удачной охоты, чтобы привлечь энергию в реальный мир. Они обращались к Хозяйке Стад, а позже к Рогатому Богу, которого изображали с рогами козлов или оленей, чтобы подчеркнуть его главенство в стадах. Кости зверей полагалось закапывать в землю, чтобы звери, как и люди, возрождались из лона Матери - Земли.

это пещерный рисунок в районе Ласко (Lascaux) во Франции из эры палеолита

Предпочитаемой пищей были крупные животные. И люди палеолита, умелые охотники, уничтожили большинство из них. И не только крупных травоядных. Во время палеолита полностью исчезли, как вид, пещерные медведи.

Есть и другой вид наскальных рисунков, который носит мистический, загадочный характер.

Наскальные рисунки из Австралии. То ли люди, то ли животные, а может и не то, и не другое...

Рисунки из Западной Арнемы, Австралия.


Огромные фигуры и рядом маленькие человечки. А в левом нижнем углу вообще что-то непонятное.


А вот шедевр из Ласкаукса, Франция.


Северная Африка, Сахара. Тассили. 6 тысяч лет до н.э. Летающие тарелки и некто в скафандре. А может быть, это и не скафандр.


Наскaльный рисунок из Австралии...

Вал Камоника, Италия.

а следующее фото из из Азербайджана, Гобустанский район

Gobustan включен в список наследия ЮНЕСКО

Кто были те «художники», сумевшие передать отдаленным эпохам весть о своем времени? Что побудило их сделать это? Каковы были скрытые пружины и движущие мотивы, которыми они руководствовались?..Тысячи вопросов и очень мало ответов...Многие наши современники очень любят, когда им предлагают взглянуть на историю через увеличительное стекло.

Но неужто в ней все настолько мелко?

Ведь были и изображения богов

На севере Верхнего Египта находится древний город храмов Абидос. Возникновение его восходит к доисторическим временам. Известно, что уже в эпоху Древнего Царства (около 2500 г. до н. э.) в Абидосе пользовался широким почитанием универсального божества Осирис. Осирис же считался божественным учителем, подарившим людям каменного века многообразные знания и ремесла, и, вполне возможно, знания о тайнах неба. Кстати,именно в Абидосе был найден древнейший календарь, датируемый IV тысячелетием до н. э.

Древняя Греция и Древний Рим также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. У них уже была развитая письменность - их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Почему человечество пытается узнать, что было миллионы лет назад, какими знаниями обладали древние цивилизации? Мы ищем источник, потому что думаем, что раскрыв его, мы узнаем, для чего же мы существуем. Человечество желает найти, где находится та начальная точка отсчета, с которой все началось, потому что думает, что там, видимо, есть ответ, «для чего всё это», и что же будет в конце...

Ведь мир так необъятен, а человеческий мозг узок и ограничен. Сложнейший кроссворд истории необходимо разгадывать постепенно, клеточка за клеточкой...