Общество русской культуры татарстана. Дом русской культуры

20 сентября стало известно, что 1536 родителей из 92 татарстанских школ написали отказ от обязательного преподавания татарского языка для их детей.

Согласно сообщению, отказ написали родители из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Зеленодольска.

Накануне с просьбой заявить официальную позицию властей Татарстана по поручениям президента России Владимира Путина относительно изучения татарского языка обратились к президенту республики Рустаму Минниханову Общество русской культуры Татарстана и комитет по защите прав русскоязычных родителей и учащихся.

В своем обращении к главе республики руководители двух общественных объединений Михаил Щеглов и Эдуард Носов попросили Минниханова организовать родительское собрание Республики Татарстан на тему «Родители Республики Татарстан — за укрепление федеральных ценностей в системе образования регионов России».


Тема изучения национальных языков в республиках стала вновь актуальна после того, как 20 июля Владимир Путинзаявил о недопустимости принудительного изучения в субъектах федерации России языков, не являющихся родными.

15 сентября в Казани прошли дебаты на тему «Татарский язык в системе образования России, быть или.?», которые превратились в жаркую дискуссию. Примирить сторонников и противников обязательного изучения татарского языка наравне с русским в ходе дебатов так и не удалось.

Недавно Татарстан лишился своего «особого статуса» в Российской Федерации, поскольку особый договор республики с федеральным центром не был продлён. Будет ли в итоге отменён и антиконституционный, по сути, закон Татарстана об обязательном изучении татарского языка в республике?

— На самом деле это проблема не одного Татарстана, — считает директор «Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков . — Она касается всей России.

Если мы исходим из того, что у нас социальное государство, как это записано в Конституции страны, то такое государство должно заботиться не только о достойном уровне жизни, но и заботиться о повышение уровня развития граждан. И знание государственного языка тут играет важную роль.

Посмотрите, что произошло на русскоязычной части Украины. Когда начали повсеместно вытеснять русский язык из всех уровней образования, украинский язык так и не поднялся на более высокий уровень.

В итоге теперь значительная часть молодых украинцев не только украинского, но и русского языка толком не знает. А если и знает украинский, то сфера его применения остаётся крайне ограниченной. Это заметно даже тогда, когда читаешь русскоязычную украинскую прессу. Видно, как резко снизился уровень грамотности у пишущих на русском языке украинских журналистов.

И схожие процессы происходили и происходят в тех национальных республиках на территории России, где в ущерб русскому языку навязывается обязательное изучение языков так называемых титульных этносов.

Русский язык является основой всей русской национальной культуры, а так же языком межнационального общения не только в России, но и на постсоветском пространстве. Внутри же русской культуры успешно развиваются не только великороссы, но и представители всех остальных этносов России.

И если мы будем навязывать как государственный в одном из регионов России какой-то иной язык, результаты могут быть печальными. Да, к примеру, татарские националисты порадуются. Но при этом не только русская, но и татарская молодёжь окажется в проигрышных условиях, если захочет поступить в вуз в Москве или Нижнем Новгороде, где требуется хорошее знание русского языка.

Я оканчивал школу в Москве. Со мной учились татары, коренные москвичи. Они изучали русский язык в школе, как все, но никто не мешал им между собой и в семьях говорить по-татарски, изучать родной язык и культуру.

У меня есть ощущение, что люди, которые говорят о необходимости обязательного изучения татарского языка мало на самом деле заботятся именно о татарском языке и культуре. Их больше заботит создание иной идентичности, отличной от общероссийской.

Мало того, продолжение практики обязательного (фактически, насильственного) изучения татарского языка приведёт к усилению напряжённости уже на межнациональном уровне. Получается, что за счёт государственного бюджета происходит финансирование межнациональной напряжённости в стране.

В итоге это может привести к тому, что у нас так называемые элиты титульных этносов заявят о том, что их республики созрели до независимого существования. А всем русским, несогласным с этим, будет предложено уезжать, как это уже было в девяностые годы в Прибалтике. (Собственно, несколько лет назад в Казани татарские националисты уже стояли с плакатами «Чемодан-вокзал-Рязань» — «СП»).

«СП»: — С другой стороны, мы постоянно подчёркиваем, что особенность России, Русского мира в том, что мы со времён Российской империи сохраняем многообразие культур всех народов, живущих в нашей стране. Однако сохранение культуры невозможно без сохранения национального языка. Может быть, есть почва для опасений со стороны той же татарской интеллигенции, что татарский язык мало кто захочет учить, если отменить его обязательное изучение?

— Мы знаем пример русской эмиграции после революции 1917 года. Только во Франции, по разным данным проживало от полумиллиона до 800 тысяч человек. Это примерно численность какого-нибудь небольшого народа на территории России.

Я знаю немалое число семей эмигрантов в третьем и четвёртом поколении, кто по-прежнему говорит по-русски, знает русскую культуру. Притом, что ведь никогда не ставился вопрос о том, что в местах компактного проживания русских французское государство должно создавать и финансировать школы, где изучался бы русский язык.

Поэтому знание родного языка вне зависимости от того, где ты живёшь — это в первую очередь — вопрос выбора. Да, государство может на местном уровне поддерживать культуру малых народов. Если кто-то считает, что этого недостаточно и необходимо глубже, скажем, изучать эвенкийский язык, тут есть проверенный способ — создание неправительственных организаций, частных школ и т. д.

Те, кто считают, что язык своего народа необходимо поддерживать, так или иначе участвуют в финансировании всех этих начинаний. А вот задача государства состоит в том, чтобы человек, живущий в том же Татарстане, независимо от того татарин он или русский, мог получить качественное образование, изучить государственный язык России и поступить при желании в вуз в любой точке Российской Федерации.

А у нас получается, что нередко родителям учеников из того же Татарстана приходится нанимать репетиторов, чтобы их дети не писали с ошибками на русском языке.

«СП»: — Известно, что на татарском языке в советское время татары говорили всё меньше. Отказ от обязательного изучения этого языка в школе может привести к его фактическому исчезновению? Может быть, имеет смысл сделать татарский язык обязательным для тех, кто татарин по паспорту, например?

— В советское время на той же Украине изучали украинский язык в школах, украинские авторы, лояльные советской власти, нередко получали возможность издавать свои творения огромными тиражами. Однако их мало кто читал.

И до сих пор русскоязычная литература на Украине пользуется куда большим спросом, чем украиноязычная, несмотря на все мыслимые и немыслимые запреты. В России же традиционно иная ситуация. Если бы не советская власть, которую традиционно ругают те же татарские националисты, сегодня мало кто бы вообще говорил на татарском языке.

Татарским националистам хочется сказать — пусть ваши писатели пишут такие произведения, ради которых их захотят читать на татарском языке не только татары, но и другие народы. И всё будет отлично у вашего языка без принудительного изучения его теми, для кого он не является родным.

Принудительно заставлять изучать татарский язык этническим татарам, по-моему, тоже неправильно. Это напоминает политику еврейских общин, которые сами себя в 17 веке замкнули в гетто. И через некоторое время еврейская молодёжь уже не могла выйти из этого гетто. Получается, что мы загоняем людей в культурное гетто.

А если татарская или смешанная семья не хочет этого? Мы опять делим людей искусственно. Россиянин татарского происхождения должен обладать теми же правами, что и россиянин русского происхождения. Стены внутри государства надо разрушать, а не воздвигать. Зачем же создавать стену между русскими великороссами и русскими татарами.

Чаще всего за теми, кто говорит о мультикультурализме, о дополнительных преференциях тем или иным малым народам, думают о своих корыстных интересах.

«СП»: — Удастся ли, на ваш взгляд, федеральному центру добиться того, чтобы в Татарстане осталось обязательное обучение только на русском языке?

— У России нет иного выхода: если мы хотим сохранить единство страны, это необходимо делать. В условиях фактически второй холодной войны мы находимся в очень тяжёлом положении. Многие этого просто не сознают. Если сейчас федеральный центр даст слабину, все этнические и даже региональные национализмы полезут изо всех щелей.

И мы вовсе не сохраним межнациональный мир, если будем потакать националистам в российских республиках, а окончательно его добьём. Единственная возможность уничтожить Россию — разорвать её изнутри. Поскольку снаружи это боятся делать, пытаются действовать через создание альтернативных идентичностей.

Наша задача укреплять единую русскую цивилизацию, к которой принадлежат все народы России, внося в неё свои этнические особенности.

Алексей Полубота

Ольга Артеменко: «Выдавливание русского языка ведет к исходу русских из республик РФ»

В предлагаемом интервью рассматриваются, помимо прочего, некоторые юридические аспекты законов об изучении неродных языков.

История Общества русской культуры Республики Татарстан
У истоков Общества русской культуры
Главное - воспитать русскую интеллигенцию
Русский и православный - синонимы
В народных традициях - дух народа
Возрождение острова-града Свияжск
Работа Общества русской культуры в работе со средствами массовой информации
Неудавшейся эпизод с проведением собрания русского народа в Республике Татарстан
Первый опыт комплексного подхода к решению проблем русской культуры в Республике Татарстан
Роль великой русской реки Волги в деятельности Общества русской культуры г. Казани
Русские в РТ - объединяйтесь
^ У истоков Общества русской культуры
Общество русской культуры г. Казани создавалось в условиях неспокойной обстановки национальной жизни Республики конца 1980-х - начала 90-х годов. Митинговые страсти, эмоциональные заявления отдельных лидеров татарских организаций и партий со стороны русского населения вызывали неоднозначную реакцию. Неправильно разыграть национальную карту в то время означало провокацию взрыва недовольства с самыми долгими и тяжкими последствиями...

В неспокойное время национальное самосознание социально активного слоя русского населения республики, прежде всего интеллигенции, было очень далеко от идей противостояния и в большинстве не носило амбициозных претензий к другим народам. Русские люди проявили спокойствие и миролюбие в сложной обстановке эмоционального накала провокаций межнациональной розни. Здесь очень важным стало то, что лидеры и активисты вновь образовавшихся русских общественных организаций, в том числе Общества русской культуры г. Казани, нашли конструктивный, созидательный выход на путях реализации русского национального самосознания в Республике Татарстан.

Сегодня в регионе наблюдается относительное спокойствие. Это не только результат работы руководства республики, но и выдержки ее народа, в душе, конечно, мирного.

Вместе с тем, под влиянием прошедших политических событий в суверенной Республике Татарстан произошло смещение акцентов в национальной культурной политике, установилось новое соотношение ролей центра и региона в решении культурно-языковых вопросов.

Понимание национальных интересов русского народа, состояния его культуры и образования стали смыслом деятельности Общества русской культуры г. Казани, созданного инициативной группой в 1993 году.

На учредительной конференции инициативной группы общественного объединения "Общество русской культуры г. Казани" 1 июня 1993 года было провозглашено создание Общества, принят его Устав, избраны руководящие органы и ревизионная комиссия. Председателем правления Общества был единогласно избран руководитель социологической работы КГТУ, член президиума Казанского городского Совета народных депутатов Александр Леонидович Салагаев. В первом составе правления Общества вопросами охраны памятников истории и культуры занимался Е.П.Харитонов, светской культуроы - В.М. Моклецов, этнографии и фольклора - Н.П.Кузьмина, образования - Г.И.Чугунова, православия - О.М. Соколов, русской религиозной философией - Е.А.Цветков, организационной работы - М.Ю. Щеглов, секретарем общества была избрана М.Н. Капранова.

В списке физических лиц-учредителей Общества русской культуры - 23 человека, это люди разных социальных слоев, разного рода занятий, разного общественного положения, но объединяло их одно желание - приложить свои усилия и умения к делу "сохранения и развития культуры русского народа" - главной уставной цели Общества.

При подготовке учредительных документов остро стал вопрос о размещении Общества русской культуры. Салагаев А.Л. и Щеглов М.Ю. обратились к ректору КАИ - Л.Г. Дектяреву с просьбой предоставить юридический адрес и возможность проведения заседаний ОРК. В то время когда многие чиновники, открещиваются от своего происхождения, поскольку не видят выгоды быть русским начальником в РТ, Г.Л. Дектярев сохраняет позицию русского человека, поэтому им была оказана активная поддержка и помощь в предоставлении юридического адреса Обществу. В числе первых учредителей Общества русской культуры был так же ныне покойный профессор Казанского Университета В.Н. Конавалов.

С первого заседания, да и впоследствии, участники инициативной группы не проявляли полного единомыслия в формах и методах осуществления главной уставной цели Общества. Некоторые видели основной путь спасения русской культуры в проведении громких общественных акций, граничащих с крайними формами, большинство же участников признавали этот метод не самым эффективным. Они понимали, что тогда было бы трудно рассчитывать на массовую общественную поддержку со стороны русского населения, осознавали свою ответственность за возможные последствия.

Люди, формирующие идеологию Общества русской культуры, знали, что в массе русского населения, а часто и в среде русской интеллигенции, мало кто способен внятно пояснить смысл утверждения "я - русский". Признавая такое положение ненормальным, инициаторы Общества сформулировали приоритетные направления организации. Таковыми стали возрождение традиций (русский фольклор, православие) и воспитание русской национальной элиты (образование).

Со дня образования Общества русской культуры, его члены и актив поддерживали идею развития национальных культур всех народов Республики Татарстан, поэтому в октябре 1993 года было подано заявление о вступлении в Ассоциацию Национальных Культурных Обществ РТ. С тех пор ОРК является полноправным членом АНКО РТ.

Актив общества с самого начала регулярно участвовал во всех заседаниях правления Ассоциации и практически во всех мероприятиях. Общество и АНКО РТ часто оказывали взаимную поддержку в решении ряда общих и частных вопросов. Поскольку Общество в процессе решения главной своей задачи регулярно обращалось за поддержкой в АНКО, то в лице Ассоциации оно нашло доброго союзника. Вместе с тем Ассоциация всегда избегала политических вопросов, а Общество русской культуры, представляя интересы большой части населения РТ, уже не могло обойтись без политики. Но даже при возникающих разногласиях обе общественные организации всегда работали вместе.

Можно выделить два ярких события, которые АНКО и ОРК прошли в своем сотрудничестве: в марте 1997 года АНКО после долгих обсуждений и споров поддержало обращение Общества к властям по поводу создания русских гимназий.

В июле 1999 года Общество отказалось от участия в Дне Республики Татарстан. Тогда интенсивно шла подготовительная работа по передаче Ассоциации здания дома Дружбы народов, реконструкция которого была приостановлена. Воздерживаясь по принципиальным соображениям от участия в празднике, Общество связывало с днем суверенитета ухудшение решения национально-культурных вопросов для русского населения.
^ Главное - воспитать русскую интеллигенцию.
Уже с первых дней образования Общества русской культуры вопрос русского национального образования являлся одним из самых главных направлений его деятельности. Отправной точкой для решения задачи стала статья октябрьского 1993 года номера "Известий Татарстана", где впервые после долгих лет была поставлена проблема русского национального образования. В статье А.Л.Салагаева приводились основные отличия русской национальной гимназии от школ, где преподавание ведется на русском языке. Таковыми отличиями, прежде всего, являются:

Углубленное преподавание русского языка (так как в школах республики количество часов русского языка, по сравнению с другими регионами сокращено в два раза);

В русской литературе увеличить акцент на изучение произведений писателей - славянофилов (в русскоязычных школах литература преподносится произведениями писателей - демократов, где главенствует идея борьбы и оппозиции над идеей сохранения и привития любви к традиционным духовным ценностям);

В преподавании истории акцент должен делаться на процесс возникновения, созидания, развития русского народа и его государственности, в отличие от истории преобразований, реформ и революций;

Обязательное изучение в русских гимназиях этнокультурного компонента, т.е. русских национальных традиций, этнографии, ремесел, фольклора1; Даже занятия по физкультуре должны учитывать русские традиции, особенности физического развития славянина.

Публикация вызвала бурный отклик. Оппоненты статьи, в большинстве своем заявляли, что русский язык и так присутствует "везде" (в разговорной речи, СМИ, преподавании) и, следовательно, большой необходимости в русских гимназиях нет. В связи с этим следует отметить, что русский язык - это не только средство сохранения русских национальных духовных ценностей, а скорее язык межнационального общения, средство коммуникации, и именно поэтому он подвержен большему засорению и изменению. Выступая носителем русской культуры, русский язык сам нуждается в бережном отношении.

Первое обращение Общества русской культуры в управление народного образования, к его начальнику - Прохорову Ю.П. с просьбой открыть на базе казанской средней школы №4 Русскую гимназию было датировано июлем 1994 года. Тогда этот вопрос проигнорировали, словно для чиновников этой проблемы не существовало. С этого момента обращения в УНО по поводу открытия русских гимназий стали регулярными.

С момента образования в Казани отделения Международной Славянской Академии (июнь 1995 г.) вопросы о русской национальной школе стали предметом и ее заботы.

26 июня 1995 года в КГУ прошло совещание по вопросу русских национальных гимназий, где приняли участие казанские ученые - специалисты в области русского языка и литературы, депутаты Государственного совета РТ, директора нескольких казанских школ. Совещание принимает единогласное решение обратиться в Совет народных депутатов и к главе администрации г. Казани с просьбой принять необходимые меры по созданию и развитию указанных гимназий. В этом обращении были предложены конкретные школы (всего 6 школ), на базе которых при определенных условиях можно было открыть русские гимназии. В протоколе этого совещания содержалось предложение об организации семинара по русскому национальному образованию при УНО г. Казани, предложение о создании методического совета по разработке и обсуждению концепций, программ, учебных пособий для русских национальных гимназий и классов.

В администрации этот вопрос так и не был решен до конца, а Совет народных депутатов передал данное обращение в постоянную комиссию по образованию, культуре, делам молодежи и национальным вопросам. В июле 1995 года комиссия проводит заседание с приглашением работников отдела народного образования и поддерживает обращение, а также рекомендует УНО (начальник - Зайдуллина М.Г.) разработать перспективный план развития сети русских национальных школ г. Казани. Ответ от Зайдуллиной М.Н. пришел лишь в октябре, в нем, в частности, говорилось: "Сеть учреждений образования утверждается Главой администрации и при разработке проекта постановления. На следующий учебный год предложения Общества русской культуры будут учтены". Тем не менее, в приказе по управлению образования администрации г. Казани об открытии школ и классов нового типа на следующий учебный год ни одного пункта, касающегося русской гимназии не было.

В марте 1996 года в Казани проходила международная конференция по национальному образованию. Общество русской культуры приняло в ней участие, где на одной из секций Щеглов М.Ю. выступил с докладом о затянувшейся с 1993 года проблеме создания русских гимназий.

По результатам конференции ОРК направляет первое официальное обращение к министру народного образования РТ - В.Г. Гайфуллину с просьбой разъяснить позицию по вопросу организации русских национальных школ в Республике. Ответа не последовало.

Правлению Общества удается встретиться с замминистра народного образования РФ - Бацином В.И., который обещал помочь в решении вопроса.

В октябре 1997 года состоялось специализированное заседание Казанского Городского Совета народных депутатов, на котором была обсуждена "Программа сохранения, изучения и развития языков народов, проживающих в г. Казани". В числе прочих вопросов здесь был поднят вопрос о русских национальных гимназиях, в частности было принято предложение "создать в каждом районе не менее одной школы - гимназии". Казанский Городской Совет вынес решение "развивать сеть учреждений национального образования, для чего по согласованию с районными администрациями открыть... 7 русских гуманитарных гимназий,… срок реализации - 1998 - 2002 годы".

Городское Управление Народного Образования отдает циркулярное распоряжение районным отделам народного образования для создания "условий воспитания русской национальной интеллигенции, подготовки контингента абитуриентов факультетов русской и зарубежной филологии КГУ и филфака КГПУ", в распоряжении указывалось на определение в районах школ для их дальнейшего преобразования в русские гуманитарные гимназии. Таким образом, наконец, было получено "благословение" городских властей на создание в каждом районе русской гуманитарной гимназии, а в декабре 1997 года был сформирован и список школ. Это были: 37 школа - Авиастроительного района, 28 - Вахитовского района, 137 - Кировского, 75 и 94 - Московского, 146- Ново - Савиновского, 78 - Приволжского, 126 и 144 Советского района. Школы направили официальные письма в УНО г. Казани с просьбой о преобразовании их в русские гуманитарные гимназии.

С этого момента все зависело от четкой реализации рабочих вопросов в районных отделениях народного образования, от позиции директоров школ, а также от родителей учащихся. Но, к сожалению, данная работа не была проведена должным образом. И хотя на сегодняшний день в Казани есть несколько школ со статусом русской гимназии, тем не менее, школ с содержательным наполнением конкретной учебной работой нет ни одной.

Директора школ, с которыми беседовали члены правления Общества, жаловались, что не встречали в этом вопросе одобрения со стороны работников отделов образования разных уровней, в том числе со стороны работников ИПКРО, районных администраций. Таким образом, формально удалось добиться и получить разрешение у руководящих структур на открытие русских гимназий, но фактически, для того чтобы принятые решения были выполнены не оказалось желания, доброй воли руководителей, не было и должной активности со стороны заинтересованных родителей, родительских комитетов и т. д.

К сожалению, несмотря на то, что решение о создании русских гимназий было принято еще в 1998 году и уже сейчас срок реализации Программы истек но пункт о создании гимназий не выполнен. Поэтому на встрече с Президентом РТ М.Ш. Шаймиевым, которая состоялась 28 ноября этого года, Общество русской культуры вновь поставило этот вопрос, считая, что проблема русских гимназий должна быть решена положительно.
^ Русский и православный - синонимы.
Русский - значит православный. Эта мысль, высказанная Ф.М. Достоевским в ХІХ веке, сейчас многим кажется слишком уж категоричной. Система ценностей, популярная в нынешнем "цивилизованном" мире, базируется на идеях духовного многообразия общества, признания всех религий равноправными. Сам же русский народ сейчас очень далек и от веры в Бога, и от Храма, где, тем не менее, каждый день за него и за всю страну молятся истинно верующие люди.

Вместе с тем, многие представители русской интеллигенции и духовенства считают, что все беды России и русского народа связаны с отступлением от Бога и от православной веры, доставшейся нам в наследство вместе с 1000-летней историей страны. Веры, доставшейся вместе с 1000-летием богатейшего, но не востребованного пока, духовного опыта наших предков, среди которых и на нашей казанской земле было много святых подвижников и мучеников, истинных последователей православия.

Ко времени создания Общества русской культуры на территории Казани и Республики Татарстан сохранились немые свидетели и участники некогда богатой духовной жизни православных: монастыри, храмы, часовни. В конце ХХ века в обществе перестали осуждать за религиозные убеждения, и многие люди потянулись к Храму.

Общество русской культуры г. Казани в своей деятельности по сохранению православной культуры поставило главной задачей оказание помощи верующим и Церкви по возвращению храмов. Также было важно уберечь их от разрушения и использования не по назначению. Возникла потребность и в популяризации православной духовной культуры, поддержке коллективов, исполняющих духовную музыку.

Вот основные вехи работы Общества в этих направлениях:

Благодаря участию председателя Общества - А.Л.Салагаева как представителя Городского Совета народных депутатов в феврале 1993 года было принято Постановление главы администрации г. Казани - К.Ш.Исхакова "О плане поэтапной передачи культовых зданий религиозным общинам города". В приложении этого Постановления был предложен план поэтапной передачи культовых зданий религиозным общинам.

В 1993 году председатель Общества - А.Л. Салагаев, депутат Казанского Городского Совета после личной встречи с Президентом РТ Шаймиевым М.Ш. решил вопрос об отмене распоряжения премьер-министра М.Г. Сабирова о передаче колокольни Ивановского монастыря коммерческому предприятию "Мирас", чтобы впоследствии передать ее верующим.

В январе 1992 года в Казани после долгих лет забвения проводится первый концерт духовной музыки, с осени 1994 года в участии этого концерта принимает Общество русской культуры, а с января 1995 - в празднике крещения (или Богоявления по православному календарю).

18 января 1995 г. газета "Известия Татарстана" публикует открытое письмо депутатам Верховного Совета РТ от общественных организаций, в числе которых было и Общество русской культуры. В материале, озаглавленном "Когда же вернут принадлежащее нам?", впервые было озвучено предложение - законодательно закрепить преимущественное право религиозных организаций на передачу им культовых зданий с прилегающей территорией. Впервые открыто заговорили о фактах дискриминации православных верующих в вопросах возвращения им церквей, в частности, Богоявленской на улице Баумана, чья высокая колокольня из красного кирпича является одним из символов г. Казани. Именно с этой публикации, символично совпавшей с праздником Богоявленского собора - Богоявлением, началась многолетняя работа Общества русской культуры по возвращению Богоявленскому приходу его исконного имущества: здания церкви (ранее здесь был спортзал КГУ, впоследствии руководством Минкультуры РТ планировалось перенести сюда Качаловский театр со сценой в алтаре, а ко времени упомянутого обращения церковь являлась складом декораций и театрального хлама); колокольни (ее занимали предприятия бытового обслуживания и торговли); церковных домов (когда-то составлявших с храмом единый комплекс, а к 1995 году пришедших в запустение).

Депутаты никак не прореагировали на это обращение, среди них просто некому было заниматься проблемами верующих православных граждан республики, поэтому вопрос возвращения православных культовых зданий исконным владельцам является одним из важнейших в деятельности Общества русской культуры г. Казани. Несмотря на то, что впоследствии вопрос о передаче верующим колокольни Богоявленского собора поднимался на разных уровнях, вплоть до обращения в 1998 году к Президенту Республики Татарстан М.Ш.Шаймиеву и обращения в 2001 году к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, по сей день он так и не решен.

В июне 1995года в Общество поступил тревожный сигнал от жителей с. Семиозерка (Высокогорский район, примерно 10 км от Казани), где на бывших монастырских землях обосновался некий "фермер" - Шивкат Абдуллин. Вместе с пожизненным правом владения землей администрация района и совет народных депутатов наделили его правом продавать … святую воду. Изучение вопроса показало, что часть территории является памятником природы, и расположенные на ней строения охраняются как памятники культуры.

Для православных верующих республики Семиозерная Казанская Богородичная пустынь имеет огромное значение как некогда мощнейший духовный центр. Здесь обрела славу знаменитая Седмиезерная Смоленская икона Божьей Матери, дважды спасавшая Казань от чумы (1654 и 1656 годы). Здесь подвизался благодатный схиархимандрит Гавриил (Зырянов), ныне канонизированный Русской православной Церквью. В начале ХХ века Крестный ход с Семиозерной иконой от стен этого монастыря был главным, после Пасхи, событием православной Казани. Когда-то в праздники сюда стекалось верующих больше, чем к другим монастырям епархии. В конце 1920-х годов основные строения были разрушены, колокольня разобрана на кирпич для совхозного гаража, а оставшиеся строения в разное время использовались под склады, как общежитие и даже как колония для преступников. До 90-х годов сохранились лишь остатки одного храма, использовавшегося под склад горюче-смазочных материалов.

Но в народе сохранялась память о благодати самих этих мест, здесь регулярно бывали паломники, и Общество русской культуры взялось защищать святыню от непрошеных гостей. Оно обращается к Президенту Республики Татарстан, в Министерство культуры и природоохранительную прокуратуру с просьбами отменить незаконное решение районных властей и обеспечить условия для развития комплекса семиозерского монастыря как православного духовного центра. Не все просьбы Общества были удовлетворены, но нечистоплотного "фермера" с земель Седмиезерной Богородичной пустыни без лишнего шума тогда переселили на близлежащие территории.

С тех пор Обществом русской культуры проделана большая работа по возрождению духовного величия монастыря. В результате многочисленных обращений Общества к различным ветвям власти и многотрудных стараний верующих, духовенства и монахов, а также местных жителей, прежде всего частного землепользователя, крестьянина и поэта Александра Николаевича Победы и председателя совета местного самоуправления Александра Васильевича Киселева, эта святая обитель сейчас живет. Начало восстановлению монастырской жизни положила давняя традиция крестного хода, который состоялся 9 июля 1996 года в день Смоленской Седмизерной иконы Божьей Матери.

В декабре 1995 года Общество русской культуры выступило инициатором встречи руководителей национально-культурных обществ, представляющих православные народы, с тогдашним министром культуры М.М. Таишевым. На встрече вновь был остро поставлен вопрос о возвращении верующим Богоявленского собора с колокольней и впервые заявлено о необходимости восстановления полуразрушенного храма-памятника во имя Христа-Спасителя, построенного на братской могиле православных воинов, погибших во время событий 1552 года. От позиции министерства культуры по сей день существенно зависит судьба многих православных храмов, находящихся на территории Казани и Республики Татарстан. На этой встрече министр выразил свое мнение, "как татарин…": "в центре Казани не место еще одной церкви, их там и так много…" (Газета "Крис" №97 от 6.06.96). Это, очевидно, нечаянно слетевшее с уст мнение, выражает не произносимую в слух точку зрения большинства чиновников, от которых, к сожалению, зависит судьба многих православных культурных ценностей в крае.

Несмотря на подобные заявления, Общество русской культуры продолжает отстаивать интересы православных верующих. Постановлением главы администрации Высокогорского района №163 от 19.03.96г. и при активном участии Общества была зарегистрирована община прихода храма Ефимия Великого и Тихона Задонского в селе Семиозерка. А уже в июле этого же года при активном участии жителей Казани Обществом русской культуры и духовенством Петропавловского собора от стен единственного уцелевшего храма Семизерной пустыни был организован Крестный ход.

Содержание культуры, которую несет православие, наиболее ярко проявляется в христианских праздниках. Раньше придавалось большое значение их соблюдению верующими как средству активного влияния на духовную жизнь людей и как средству воспитания соборнности - главного принципа общественного согласия и единения. В условиях социализма многие православные праздники были утрачены. Сегодня Общество русской культуры активно участвует в возрождении христианских православных традиций.

1997 год стал годом возрождения в нашем городе праздничного молебна с участием преподавателей вузов и студентов в честь святой великомученицы Татианы (25 января) - защитницы "учащих и учащихся".

День всех святых, в земле российской просиявших ежегодно отмечается праздничным молебном в Казанском Богоявленском соборе. Инициатором единения российских православных народов, прежде всего русских, украинцев и белорусов, в июне 1998 года выступило Общество.

21 сентября православная церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. В этот день 2002 года Общество русской культуры выступило с инициативой уставить 21 сентября праздник в честь дня России.

Октябрьский, холодный дождь и ветер в Дмитриевскую родительскую субботу 2001 года не помешали организовать и провести первую, после долгих лет советской власти, панихиду по православным воинам, "за веру и отечество живот свой положивших" в 1552 году. В этот день вся православная церковь поминает павших воинов. Служба, проведенная о. Федором (Ситкин) и о. Олегом (Соколов) привела к решению образовать православную общину храма Спаса Нерукотворного и начать работу по возращению этого храма общине. Ровно через год здесь прошла первая церковная служба. Вместе с тем, администрация г. Казани и Кабинет министров РТ в просьбе вернуть общине храм Спаса Нерукотворного категорически отказали.

27 ноября 2002 года состоялась встреча Президента РТ М.Ш. Шаймиева с русскими общественными организациями республики. На этой встрече председатель Общества русской культуры А.Л. Салагаев передал письмо председателя приходского совета храма Спаса Нерукотворного о. Федора (Ситкина) с просьбой о положительном решении вопроса передачи храма верующим. Православные граждане республики и общественность надеются на положительные изменения в отношении руководства к их нуждам. Слово за руководством республики и лично за ее Президентом…
^ В народных традициях - дух народа.
Повышение национального самосознания отразилось на духовной жизни всех народов Республики Татарстан. В сфере культуры большей популярностью стали пользоваться художественные коллективы, исполнители, авторы произведений, отражающие национальную суть своего народа, воспевающие его славное прошлое. Процесс по возрождению духовных ценностей русского народа тесным образом связан с православной религией и Русской Православной Церковью, которые являются истоками для многих народных традиций.

Работа по возрождению русских народных традиций в Республике Татарстан началась еще до создания Общества русской культуры. Необходимо упомянуть имена людей, чьими стараниями удалось многого добиться, возрождая национальные традиции и национальное самосознание русских в РТ, и чье участие украсило самую, пожалуй, яркую и красочную страницу истории Общества русской культуры г. Казани. Это - Нина Петровна Кузьмина - сейчас доцент Казанской Государственной Академии Культуры и Искусства, заслуженный деятель искусства Республики Татарстан; Михаил Юрьевич Щеглов - сейчас доцент КГТУ им. А.И. Туполева, кандидат технических наук, заместитель председателя Общества русской культуры; Татьяна Сергеевна Чекмарева - ведущий специалист Республиканского Научно-Методического центра Народного Творчества и культурно-просветительской работы при Министерстве культуры РТ (РНИЦ); Александр Константинович Смирнов - музыкант, педагог, фольклорист, член жюри республиканского конкурса "Русская песня", директор Центра русского фольклора г. Казани, и многие другие энтузиасты - любители подлинно русского народного творчества.

Осенью 1991 года Н.П. Кузьмина и М.Ю. Щеглов (в последствии член правления ОРК), пригласили из села Русское Никольское Лаишевского района ансамбль деревенских бабушек "Каравон" (что по старорусски означает "Хоровод"), Тогда энтузиастам-общественникам удалось создать телевизионную передачу и продемонстрировать ее по кабельному телевидению микрорайона молодежного жилищного комплекса - МЖК. Зрители микрорайона смогли в подлиннике увидеть русские народные традиции одного из близлежащих от Казани сел.

Появилось желание создать подобный ансамбль и у себя в микрорайоне. В декабре этого же года при молодежном жилищном комплексе Ленинского района города Казани был создан русский фольклорный ансамбль "Коляда". И уже через две недели, в рождественскую ночь, участники ансамбля с колядками пошли по подъездам своего микрорайона.

22 мая 1992 года на Николин день ансамбль "Коляда" выехал в село Никольское к своим народным учителям. Этот день Православная Церковь празднует как день любимого в русском народе святого Николая Угодника. Николин день - это и престольный праздник сельского храма, престол которого освещен в честь Николая Угодника и самого села, названного по имени святого. Здесь в честь этого праздника после церковной службы и праздничных обедов, исстари, еще с ХVl века велись традиции русских хороводов, сохраненные его жителями до сих пор, и потому являются одними из самых древних на территории республики.

Уникальные хороводы необычны по своим движениям, а тексты песен настолько стары, что не всем понятны, из-за давно утраченных в русском языке слов. Участники "Коляды" с большим для себя интересом узнавали русские народные традиции, которым насчитывалось несколько веков.

А с 1993 года локальное культурное мероприятие одного села стало общественным, престольный праздник превратился в фестиваль и в последствии стало одним из главных мероприятий русской традиционной культуры Республики Татарстан. На первом же фестивале в мае 1993 года, кроме самих хозяев, приняли участие лишь два фольклорных коллектива: ансамбль "Коляда", из Казани и ансамбль "Родные напевы" из города Заинска. И состоялся он лишь благодаря упорству и настойчивости инициаторов - директора д/к села Русское - Никольское - С.А. Трусова, специалиста РНМЦ - Чекмаревойвой, членам правления Общества русской культуры - Н.П. Кузьминой и М.Ю. Щеглова.С первого же раза главной проблемой фестиваля стала доставка участников и гостей в село Р. Никольское.

В 1998 году в адрес Президента РТ М.Ш.Шаймиева от Общества русской культуры было направлено письмо, с просьбой предать статус официального республиканского мероприятия народному фестивалю "Каравон". В этом письме, в частности указывалось, что в Республике "где по официальным данным проживает 43,3% русских… до сих пор не проводится ни одного русского национального праздника, приближающегося по масштабам организации ко всеми любимому татарскому празднику "Сабантуй".

Но послания, направленные в адрес Президента РТ оседали в кабинетах чиновников среднего звена, чаще - в администрации г. Казани, а здесь решать вопросы русской культуры бывает сложнее. Ежегодно организаторы фестиваля "Каравон" сталкивались с огромными трудностями в обеспечении возможности посетить праздник всеми желающими, Общество русской культуры неизменно играло роль некой пожарной команды, пытающейся спасти ситуацию на последнем этапе.

И только в 2002 году на встрече членов Общества русской культуры Президент РТ согласился с тем, что полюбившийся праздник "Каравон" нужно сделать не хуже чем татарский праздник " Сабантуй".

Многие инициаторы создания Общества русской культуры были прочно связаны с традициями русского народа, с русским фольклором, поэтому работа по подержанию и развитию народных традиций с первых дней создания ОРК велась очень интенсивно. При организационном содействии Общества русской культуры были возрождены почти полностью утраченные праздники, песни и обряды в селах и деревнях Высокогорского, Верхне-Услонского, Зеленодольского, Пестречинского и Лаишевского районов республики. Возродившись в одном селе, традиционные праздники расширяют масштабы и географию участников, собирая фольклорные коллективы со всей республики. При этом особым размахом, не считая "Каравона" отличаются праздники в Горном Матюшино. Здесь красивую многовековую традицию празднования Троицы вместе с жителями деревни и Обществом русской культуры ежегодно поддерживают своим участием сотни дачников и приезжих горожан.

Немаловажным здесь был личностный фактор и стечения обстоятельств. Например, Н.П. Кузьмина, уроженка Пензенской области, обзавелась деревенским домиком в самом центре села Матюшино.

Познакомившись с соседями, в основном - добрыми пожилыми женщинами, Нина Петровна с удивлением обнаружила, что они прекрасно поют старые русские песни своего села, помнят обряд празднования "Троицы" и праздник "Семик"… Сейчас уже многих песенниц нет в живых, а обряд живет и в самом селе Матюшино и в нотных тетрадях Н.П. Кузьминой, которые, надеемся, скоро увидят свет в виде новых изданий.

Регулярные мероприятия, связанные с народными и православными праздниками, выезд в сельскую местность, стали удачной формой работы с горожанами, для многих из которых это единственный способ прикоснуться к своей родной культуре. И очень важно, что люди не по телевизору, а в непосредственном участии в празднике узнают обычаи и традиции своих предков. Для одних - это музей под открытым небом, для других - возможность повеселиться, услышать песни, любимые их отцами и дедами, но бесспорно для тех и других - это в первую очередь общение.

Одним из мест, где Общество русской культуры принимало участие в праздновании Троицы, стало село Савиново, по соседству с которым расположен жилищный комплекс в котором проживают многие участники ансамбля "Каравон" и члены правления ОРК. История села Савиново, которое ныне входит в черту города насчитывает более трехсот лет. Оказалось, что в селе есть жители, которые помнят традиции местных хороводов. Именно от них Общество узнало, что в селе есть свой праздник, не менее важный, чем Троица - это праздник Смоленской иконы Божьей Матери. Когда-то это событие было значимо для всех сел северо-востока города Казани, поскольку именно здесь пролегал путь крестного хода с иконой Смоленской Божьей Матери. В 1994 году было решено провести совместно и этот праздник, который жители села отмечают и по сей день как вновь восстановленный.

Известия о традициях села Савиново завели членов правления Общества и в село Семиозерка, откуда исходили древние традиции. Первые сведения о былой духовной и хозяйственной силе Семиозерского монастыря села были получены от самих жителей этого села во время первого рабочего выезда членов правления Общества, в котором приняли участие А.Л. Салагаев, М.Ю. Щеглов и оператор МЖК - Ю.И. Васильев. Из бесед с сельчанами стало ясно, что жизнь местных крестьян всегда была тесно связана с Семиозерским монастырем, который являлся не только духовным центром, но и центром хозяйственной жизни. Монахи монастыря имели свою особую систему земледелия, которой учили местных жителей. Крестьянские дети обучались в монастырской школе, это было одно из самых грамотных сел Казанской губернии.

Из напевов семиозерских бабушек сразу же стало ясно, что их песни имеют ценность как уникальные произведения, поскольку многих из них ни в одном сборнике народного творчества не было, редко встречались подобные песни и в исполнении жителей других мест. Поэтому уже в сентябре 1995 года при совместном участии Общества и Казанского отделения ЛДПР в лице представителя этой партии Сединина была подготовлена экспедиция фольклористов в Семиозерку. Не сразу удалось записать все местные обрядовые песни, носителей традиций надо собрать, разговорить, распеть, ведь не вс

В 2015 г. в День народного единства 4 ноября на проведённом в Казани традиционном Русском марше «За русский мир, за Русское единство» был выдвинут принципиально новый лозунг: «Татары - это часть Русского мира». Организаторы и участники, среди которых были и татары - разъяснили суть данного лозунга. Считаю необходимым обсудить его тему шире.

Во-первых - необходимо разъяснить понятие «Русский мир» и суть лозунга.

По большому счёту Русский Мир - это система ценностей русского человека, включая, конечно, и духовно-нравственные приоритеты, ментальность, идеи устройства идеального общества, культуру, территории проживания, желание и как нигде - понимание ценности мира, устойчивости и традиции. Ещё Русский мир - это русский язык и внутренняя тяга к торжеству справедливости.

Отличительная особенность Русского мира как уникального явления земной цивилизации - его открытость для всего иного, нерусского - для взаимодействия и сотрудничества.

И Россия-то как государство исторически сформировалось с такими уникально огромными территориями именно благодаря этому принципу, органично и крепко вплетённому в ментальность русского человека.

Русский мир ПРИНИМАЕТ, но НЕ ПОГЛОЩАЕТ, НЕ ПРИНУЖДАЕТ, НЕ АССИМИЛИРУЕТ.

Кавказская бурка и папаха, ногайская плётка - принимается, татарская тюбетейка и выпечка - тоже. И, так далее...

Но это приятие ни в коей мере не претендует на переделывание народа-оригинала.

Современные немцы из ФРГ говорили, что у поволжских немцев язык за сотни лет жизни в России сохранился лучше, чем на исторической родине!

Можно привести и символы органичного понимания Русского мира выдающимися представителями нерусских народов.

Не даром на плакате «Татары - это часть Русского мира», ставшем главным явлением нынешнего Русского марша в Казани, изображен портрет великого татарского поэта Габдуллы Тукая и приведено его стихотворение

"На Русской земле"

На русской земле проложили мы след,
Мы - чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года,-
Шутили, трудились мы вместе всегда.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Как тигры, воюем, нам бремя не бремя,
Как кони, работаем в мирное время.
Мы - верные дети единой страны,
Ужели бесправными быть мы должны?

Аналогично, можно сослаться на великого просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева - тоже нашего земляка. Глубочайший по содержанию документ - его завещание чувашскому народу, разъясняет и значение Русского мира и русского народа для чуваш.

Первое - вера в Бога.

Второе - русский народ и Россия (читай - Русский мир - М.Щ.)

Полный текст исторического документа приведён на сайте http://yakovlev1848.ucoz.ru/index/zaveshhanie_chuvashskomu_narodu_ivana_jakovlevicha_jakovleva/0-11

А мы здесь процитируем тему Русского мира в этом завещании

«Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями и вы приобщитесь к его светлому и грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного характера.»

Конечно, мы описали идеализированную картину Русского мира - своеобразной мечты русских людей, к которой нам следует стремиться. Понятно, что реальность отличается от мечты. Но, тем не менее, в связи со всем выше сказанным крайне удивляет реакция на мою фотографию с плакатом «Татары - это часть русского мира» на ряде татарских националистических ресурсов.

Поэтому переходим ко второй части данного обращения - нашей оценке данной реакции, достаточно внятно характеризуемой одним из комментариев, который приводим в оригинале.

«Неужто они не понимают, что для татар стать частью русского мира-это все равно, что всем стать педерастами и педофилами?

Когда русские нацисты пишут, что "татары - часть русского мира", они не имеют в виду защиту татарского языка и культуры, они не имеют в виду ценность татарских национальных ценностей, они имеют в виду ценность татар как навоза для процветания русского народа. Покажите мне русского нациста, который выступил бы в защиту татарского языка? Нет такого! Зато все русские нацисты выступают против преподавания татарского языка и не имеют ничего против уничтожения татарских школ по всей России.»

И дело здесь не в том, что явление «русский нацизм» в природе отсутствует. Складывается уверенность, что в своей русофобии и искусственном запугивании соплеменников страшилками об «ужасных и агрессивных русских» эти люди просто помутились разумом.

Однако, наблюдая поистине истерическую реакцию по поводу идеи «Татары - это часть Русского мира» со стороны татарских национал-радикалов, полное извращение, как идеи, так и деятельности представителей русского движения в республике, считаю необходимым опубликовать в настоящем заявлении на доступных информресурсах, ещё и ответ на эти извращённые трактовки. Дабы официально разъяснить исходный посыл и прекратить потоки вранья про деятельность Общества русской культуры Республики Татарстан, меня лично и моих соратников - как со стороны татарских Интернет- истериков, так и со стороны ряда официальных местных СМИ.

1. Ни я лично ни мои соратники никогда не выступали за отказ татар от своего языка, культуры, своих собственных национальных ценностей. Наоборот, мы всегда последовательно и однозначно поддерживаем сохранение самобытности, языка и культуры каждого народа, населяющего Россию. И мы это всегда доказывали делом, Общество русской культуры стояло у истоков Ассоциации национально-культурных обществ РТ, а потом - и ассамблеи народов Татарстана, где наша организация, много лет будучи единственной в РТ, представляющей интересы 1,5 миллионной русской части республики, имела точно такой же голос, как и все другие организации, например - Общества казанских немцев или ассирийцев, хотя последних, может быть, здесь лишь несколько сотен.
Однако, хочу здесь заметить, что поднять татарскую культуру и их язык - ни наша организация, да и никто русский вместо самих татар - не смогут. Уж извините нас!

2. Я не раз говорил и писал, что Общество русской культуры готово обратиться к любому губернатору с письмом поддержки открытия татарских школ в других регионах. До сих пор таких просьб нам не поступало.

3. Относительно закрытия татарских школ в самой Республике Татарстан. Мы всегда открыто выступали ЗА расширение сети татарских школ для татарских детей в республике. И никогда, нигде и никаким образом я или мои соратники не характеризовали это явление как положительное, даже тайной радости либо злорадства мне не удастся приписать по этому поводу, поскольку я искренне, а не показушно осуждаю закрытие татарских школ и классов.

4. Что же до "запрета татарского языка" и "превратить татар в слуг у русских", "поглотить, ассимилировать" - эти обвинения - просто за гранью разумного.

Подобные истерики национал-радикалов - обычное кликушество, но оно, к сожалению, легко заражает их соплеменников. Например, после решения главы Республики Татарстан Рустама Минниханова, о котором стало известно в этот же день 4 ноября 2015 г. о строительстве в Болгаре исламской академии и воссоздании в Казани.собора Казанской иконы Божьей Матери, по последнему поводу также мгновенно развилась истерия. В Интернете создана группа «Мы против строительства собора в центре Казани! » В ней, хоть она создана 6 ноября, т.е. через два дня после подписания указа Миннихановым, уже насчитывается 2,5 тысячи участников, градус ненависти и негатива - зашкаливает. Самые безобидные аргументы - что в центре Казани уже итак много церквей, а эта по площади будет больше, чем мечеть Кул-Шариф, недавно возведённая в Казанском кремле. А, ведь, для русских Казанского края этот храм - как Храм Христа Спасителя для москвичей - некий сакральный символ. И, Кстати, также имеет сакральное символическое значения для России! Только, вот, в Казани правители припозднились с этой идеей возрождения православной святыни на четверть века. Но почему же вы Интернет-ненавистники ставите как вывеску изображение этой нашей святыни перечёркнутым красным крест-накрест? Вы что - против России? Вы - враги России? Одумайтес, пока ещё не поздно!

И последнее, больше эту часть нашего общества я увещевать не буду.

Так, вот, если Вы, господа, хотите быть убедительными в сиюминутном отрезке времени и в узком кругу, то лгите и приписывайте другим несуществующие демонические намерения, тешьте бесов - запретить этого вам я не в силах, да и не собираюсь более время тратить.

Но в долговременной перспективе на основе лжи вам объективно существующей Правды Татарского Народа для своих соплеменников - не добиться никогда.

Идейным же татарам откровенно скажу: необходимо прекратить навязывать ущербные идеи исторической закомплексованности, давно невозможного реванша своим соплеменникам - они тянут весь ваш народ назад. Это безответственно по отношению к своему собственному татарскому народу.

Убеждён, нужна татарская «перезагрузка». Исходя из ясного понимания, что Татарстан - навеки с Россией, а татары - с русскими.

Ведь, надо согласиться с тем, что жить в одной стране сотнями лет с фигой в кармане - весьма странно!

Есть русская поговорка: «Кто прошлое помянет - тому глаз - вон!», но у неё есть и продолжение: «А кто забудет - оба!»

И, поэтому - последнее, третье.

Татары, не забывайте своего прошлого, своего языка, культуры, веры - будьте татарами во всей полноте!

И примите искреннее приглашение в дружественный вам Русский мир - это не помешает, а только поможет вам в движении к вашей Правде, вашей благородной цели сохранить свой народ.

Ведь девять из десяти ваших соплеменников владеют русским языком, а значит - уже фактически пребывают в Русском мире.

Председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов в соцсети "ВКонтакте" сообщил, что он ведёт переговоры с "отделением в Республике Татарстан Союза добровольцев Донбасса - недавно созданной здесь ячейки всероссийской организации".

"Вопрос: что будем проводить 4 ноября - Родительское собрание в зале, или родительский митинг на улице - пока открыт, но уже сейчас большинство проголосовавших высказались, что митинг точно нужен - это 89,5% от пока 430 проголосовавших. Мероприятие в любом случае обещает быть массовым, и поэтому организаторы обязаны думать о безопасности участников во время его проведения. Полиция - само собой. Но дополнительно мы проводим переговоры и с отделением в Республике Татарстан Союза добровольцев Донбасса - недавно созданной здесь ячейки всероссийской организации", - написал Щеглов во "ВКонтакте".

Сообщение Михаила Щеглова в соцсети "ВКонтакте"

По его словам, один из лидеров вооруженных мятежников Донбасса Александр Бородай письмо активистов Общества русской культуры уже получил.

Александр Бородай - российский политолог, журналист, предприниматель. С 16 мая 2014 года по 7 августа 2014 года был председателем Совета министров самопровозглашённой Донецкой Народной Республики. С 8 августа 2014 года по 20 октября 2014 года являлся генеральным советником, заместителем председателя Совета министров "ДНР" Александра Захарченко. Сейчас является главой "Союза добровольцев Донбасса".

Ранее мэрия Казани митинг в поддержку татарского языка.

Споры вокруг обязательного преподавания татарского языка в школах Татарстана с новой силой вспыхнули после президента Путина о том, что заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо. Вдохновленный этим заявлением "Комитет русскоязычных родителей Татарии" теперь отмены обязательных уроков татарского, а татарские активисты наоборот от Путина сохранить изучение татарского языка как государственного.

18 октября "Idel.Реалии" за комментарием к президенту Татарстана Рустаму Минниханову и попытались выяснить его позицию относительно ситуации с татарским языком, но тот отказался от комментариев. Его пресс-секретарь Эдуард Хайруллин на вопрос о том, когда можно будет услышать позицию главы республики, лаконично ответил - "сразу сообщим".

Вчера с "письмом боли" к Госсовету РТ учителя татарского языка и литературы. А сегодня стало известно, что к президенту Минниханову с просьбой отстоять татарский язык представители татарской интеллигенции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram . Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.

Глава «Общества русской культуры» в Татарстане Михаил Щеглов «пригласил» татар в «Русский мир», но сам не смог сформулировать, что это значит

В Казани прошел круглый стол, где обсуждали, куда входить татарам: в «российский» или в «русский» мир. Предложение Владимира Путина о создании закона о «российской нации» отвергли как сторонники русского, так и татарского движения, но поддержал муфтият Татарстана


Скорее живы, чем мертвы: российский автопром чувствует себя лучше в кризис

Лидеры отечественного автопрома чувствуют себя гораздо лучше в текущем году, нежели в прошлом. Об этом свидетельствуют результаты их деятельности. Компаниям удалось не только сохранить объемы выпуска своих автомобилей, но и существенно сократить убытки

Александр Жидких - Набережные Челны

Этот год стал настоящим испытанием для российских производителей автотехники как в легковом, так и в коммерческом сегменте. Правда, три кита, на которых в основном и держится сегодня отечественный автопром - «Автоваз», группа «Газ» и «Камаз», - по-разному прошли 3/4 пути 2016-го.

Группа «Газ» пока обнародовала результаты своей деятельности за первое полугодие. Как сообщает аналитическое агентство «Автостат» , за шесть месяцев холдинг увеличил выручку по МСФО на 11%, до 58,3 млрд рублей. Улучшение достигнуто за счет роста дивизиона «Автобусы» (на 34%), дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» (на 12%) и дивизиона «Силовые агрегаты» (на 9%), в том числе за счет роста объемов реализации новых продуктов, передает пресс-служба группы «Газ».

Высокие продажи обеспечили автомобили «Газель Next» - рост 45% по сравнению с прошлым годом. «Газ» реализовал свыше 8 600 автомобилей. В тренде автомобили «Газон Next» - их продажи выросли на 38%, до 2500 единиц. Благодаря расширению линейки группа увеличила долю в основных сегментах российского рынка: в сегменте фургонов - с 26% до 31%, в сегменте среднетоннажников - с 68% до 73%, автобусов среднего класса - с 85% до 88%.

«Результат, который мы получили на операционном уровне без учета создания резервов, подтверждает, что наша антикризисная стратегия работает, а производственный, технологический, инженерный потенциал компании позволяет сохранять конкурентоспособность наших предприятий в тяжелых экономических условиях», - сообщил «Автостату» президент «Газа» Вадим Сорокин .

Вадим Сорокин

При этом он добавил, что компания, несмотря на кризис, продолжает работу по выполнению инвестиционного плана, выводя на рынок новые продукты. Из новинок, которые вышли в текущем году, - новый микроавтобус «Газель Next», автобус нового поколения «Вектор Next», низкопольный автобус среднего класса производства Ликинского автобусного завода, газовый двигатель Ярославского моторного завода и топливная аппаратура «Евро-5».

«Автоваз»

Лучше, чем в прошлом году, чувствует себя «Автоваз». В сводном отчете компании по итогам деятельности за девять месяцев 2016 года говорится, что доля Lada на российском рынке легковых автомобилей составила 19,9% против 18,1% годом ранее. Продажи показали результат в 189 852 автомобиля, что на 6,7% ниже аналогичного периода 2015 года. При этом весь рынок сократился на 15,1%.

Как сообщает пресс-служба «Автоваза» , выручка компании достигла 130,5 млрд рублей. Ее объем, несмотря на дальнейшее снижение рынка, остался практически на уровне 2015 года (-0,6% к аналогичному периоду). Убыток от основной деятельности до обесценения составил 12,1 млрд рублей, что на 17% лучше аналогичного показателя прошлого года. Компания сократила операционный убыток в третьем квартале на 63% - с 9,35 млрд рублей в 2015 году до 3,5 млрд рублей в июле-сентябре 2016 года.

«Процесс финансового оздоровления компании ускоряется. Во втором квартале мы сконцентрировались на повышении кросс-функциональной эффективности. Результаты третьего квартала показывают первые позитивные тренды этой работы», - цитирует слова президента «Автоваза» Томаса Мора пресс-служба.