Общечеловеческое и вечное в героях М.Шолохова. (Сочинение — отклик)

Литературные герои произведений М.А. Шолохова нашли своё воплощение в скульптуре уже при жизни писателя.

Макет скульптуры «Григорий Мелехов» (другие варианты названия - «Бездорожье», «Тяжкое раздумье»). 1941 г.
Скульптор:
Сергей Григорьевич Корольков (1905 - 1967).
Судьба этой скульптуры неизвестна. Скорее всего, она погибла во время первой оккупации Ростова германскими войсками (с 21 по 29 ноября 1941 года).
В одном из писем В.И. Михайлов (в 30-40-е годы жил по соседству с семьёй художника) дал характеристику этой скульптуры: «Григорий едет на коне по степи. Поводья им отпущены, конь неторопливо и устало переступает ногами, а его хозяин сидит в седле, ссутулившись и опустив голову на грудь. Вся поза Григория говорит о его глубоком и невесёлом раздумье».

Дед Щукарь (фрагмент). 1980 г.
Скульптор:

Со Н.В. Солодов.
Материал:
гипс тон.
Размер:
1,5 н.в.

Нахалёнок (фрагмент). 1980 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Материал:
гипс тон.
Размер:
1,5 н.в.
Находится в Можаевском художественном музее Ростовской обл.

Памятник Ермакову Харлампию Васильевичу, прототипу главного героя романа «Тихий Дон» Григория Мелехова. 1981 г.
Иван Александрович Калеганов (1930 г.р.), житель Горьковской области, рабочий Горьковского автозавода.
СоА.М. Глухов.
Материал:
металл (медь), нержавеющая сталь. Вес - 87 кг.
Размер:
высота - 1 м; ширина - 69 см; размеры подставки - 44х44,5 см
Был установлен автором в окрестностях хутора Калининского Ростовской области, затем демонтирован. Сейчас хранится в музее-заповеднике М.А. Шолохова.
На памятнике надпись: «Ермаков Харлампий Васильевич. Прототипу главного героя Т. Дона, лихому рубаке и отчаянно храброму человеку. 1893 - 1927 гг.». Вверху пятиконечная звезда, под надписью - фотография в овальной рамке, скрещенные пика и сабля. С обратной стороны надпись: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь… Шолохов М.А.».

Скульптурная композиция «Дед Щукарь». 1982 г.
Скульптор:

Со Э.М. Можаева.
Архитектор:
В.И. Волошин.
Материал:
бетон, металл (медь).
Размер:
1,5 н.в.

Скульптурная композиция «Нахалёнок». 1982 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева.
Архитектор:
В.И. Волошин.
Материал:
бетон, металл (медь).
Размер:
1,5 н.в.
Памятник установлен в Ростове-на-Дону, на набережной у речного вокзала.

Скульптурная композиция «Нахалёнок с гусями».
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Материал:
металл (бронза).
Размер:
н.в.
Памятник установлен в Ростове-на-Дону, около Дворца бракосочетания.

Григорий и Аксинья. 1982 г .
(Рабочая модель монументально-декоративной скульптуры, г. Ростов-на-Дону).
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева.
Материал:
оргстекло.
Размер:
134х179х53 см
Находится в Можаевском художественном музее Ростовской области.

Григорий и Аксинья. 1982 г.
(Рабочая модель, 1-й вариант с участием Н.В. Солодова).
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Находится в Митякинском краеведческом музее Ростовской области.

Памятный знак «Орёл». 1983 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева, архитектор В.Г. Десятничук.
Материал:
чугун, бронза, бетон.
Размеры:
высота скульптуры - 3,4 м, с пьедесталом из бетона - 7 м, с учётом насыпного кургана - 14 м, размах крыльев -7,7 м. Вес - 13,5 т.
Установлен на меловой горе, у хутора Белогорский.
В образе орла скульптор отобразил судьбу писателя, окрылённость таланта. На постаменте - слова А. Серафимовича о молодом Шолохове: «Ехал я по степи… На кургане чернел орёлик. Пыльная дорога извилисто добежала к самому кургану и поползла, огибая.Тогда вдруг расширились крылья - ахнул я… Расширились громадные крылья. Орёлик мягко отделился и, едва шевеля; поплыл над степью.
Вспомнил я синеюще-далёкое, когда прочитал «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Молодой орёлик, желтоклювый, а крылья размахнул».

«Григорий и Аксинья». 1983 г.
(Монументально-декоративная скульптура по мотивам произведений М.А. Шолохова).
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева.
Архитекторы:
В.Г. Десятничук, В.И. Волошин, Г. Холодный.
Материал:
металл (бронза).
Размер:
2 н.в. Высота - 6,5 м. Вес - 12 тонн.
Когда эскизы композиций «Григорий и Аксинья» были представлены М.А. Шолохову, он посоветовал заменить цибарки (конусные) на вёдра (цилиндрические), а также «пересадить» Григория с арабского коня с лебединой шеей на коня-дончака.
Первоначально скульптурная композиция была установлена в 1983 году в Ростове-на-Дону, в районе базы отдыха и судоремонтного завода «Прибой», где находилась 12 лет, затем в апреле 1995 года она была перевезена в Вёшенскую.

Скульптурная композиция «Казакам Тихого Дона». 1994 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Соавторы:
Э.М. Можаева, Н.Н. Щербаков, Заслуженный деятель искусств Украины.
Архитектор:
В.И. Волошин.
Материал:
бронза.
Размеры:
2 н.в., высота скульптуры - 6 м, высота с насыпным курганом - 14 м. Вес - 8 тонн.
Памятник установлен на насыпанном холме около хутора Кружилинского к 89-й годовщине со дня рождения М.А.Шолохова.
На камне надпись: «Казакам Тихого Дона».

Скульптурная композиция «Григорий и Аксинья». 2003 г.
Скульптор:
Сергей Павлович Кальченко.
Материал:

Размеры:
высота - 2,4 м; длина - 2,5 м; ширина - 1,3 м.
Установлена в г. Белая Калитва Ростовской области в парке культуры и отдыха им. Маяковского, ул. Набережная.

Скульптура «Щукарь». 2003 г.
Скульптор:
Сергей Павлович Кальченко.
Материал:
железная арматура, бетон, краска.
Размеры:
высота - 1,5 м; длина - 1,1 м; ширина - 0,7 м.
Памятник установлен в г. Белая Калитва Ростовской области в парке культуры и отдыха им. Маяковского, ул. Набережная.

Многие сомнения породил небольшой возраст М. Шолохова в годы создания им грандиозного романа-эпопеи «Тихий Дон». Но, мне кажется, книга так пронзительно зазвенела в душах людей, потому что именно молодой «орелик на кургане», у которого еще не расширились крылья, обратился к общечеловеческой проблематике, теме добра и красоты, сделал попытку возвратить ожесточившимся людям и взвихренной России память. У В. Чалмаева есть образное определение литературного жанра романа: «Роман – дом из слов, в котором можно жить вместе…» Такой «дом» не создать без любви к человеку, без стремления сделать человека центром мироздания, а не средством для доказательства той или иной научной доктрины. Писателя всерьез тревожило то, что такие чрезвычайные понятия как смерть, удешевление человеческой жизни, стало обычным делом.

Шолохов не стремится непременно обратить наш взор к чему-то яркому и живописному. Однако очень скоро читатель оказывается в плотной стихии воздуха, насыщенного подробностями, деталями человеческого бытия. Плавно, без эмоциональной лихорадки автор вводит в поле зрения огромный мир, населяет нашу память множеством героев с их порывами, планами, «идеями жизни. Перед нами трагедия семьи Мелеховых и изломанная судьба Аксиньи; вороватый дружок Григория Митька Коршунов и его сестра Наталья, полная глубочайшего достоинства; десятки казаков, смешных, как Авдеич Брех или Христоня, и мудрых, уверенных в себе, как Мирон Коршунов. А рядом как будто самодвижутся, живут согласно инстинкту жизни непринужденная природа и впитавший множество традиций быт.

Несмотря на тревогу за судьбу России, одолевающую душу Шолохова, писатель видел надежду в качествах души русского человека. Показывая страдания, смерть на войне и в мирных селениях, он не утрачивал веру в лучшее. Герои Шолохова живут с твердым убеждением, что каждый новый день – это прекрасный подарок. И как не верить в это, если каждый день на небе видишь солнце, которое властно и смело смотрит и, несомненно, всегда будет смотреть на поля, на Дон, на донские станицы. Оно окрашивает в свои тона самые потаенные «жизнеощущения» людей. И «солнце» в крови у всех – от Григория до неистового и в старости деда Гришаки. Солнце – это вдохновитель на подвиги, на жизнь.

Большую роль в образной системе романа играет и образ простора, влекущей дали, безграничности мира. Он помогает героям вырваться из невыносимой «тесноты» душевных тревог, разрешить многие противоречия. Если от солнца, живущего в крови героев, придающего им внутренний свет, – огонек надежд, то лазоревая степь, даль горизонта дают энергию мечте, движению, рождают жажду немедленного действия, неукротимого стремления изменить к лучшему свою судьбу, несмотря на все жизненные испытания, которые она преподносит. С другой стороны, чувство простора – критерий нравственной силы человека. Лишь на первый взгляд ощущение открытых путей и возможностей дается легко. Взошел на крутой косогор, обрыв под Доном, оглянулся и… На самом деле мир не для всякого глаза безбрежен, загадочен. При душевной пассивности, историческом беспамятстве все может «скомкаться», исчезнуть. Например, Евгений Листницкий, казалось бы, образованный интеллигентный человек, но не дано ему видеть того, что видят Григорий, Аксинья, Дуняша. Читателя пленяет в этих героях их жажда нового, активность, столь свойственные русскому характеру. И это вознесено в «Тихом Доне» на высший пьедестал как та основа, на которой возможно возрождение.

Неотъемлемо от чувства простора, воли и любовь к своему гнезду, дому. Гибель Пантелея Прокофьевича на чужбине, вне дома, в беженском потоке – трагедия народа, нарушение основ его бытия. В этом герое талант труженика был равен характеру: новая эпоха, возможно, приняла бы его талант, но никогда – независимый, гордый, свободный характер. Автор словно предостерегает установившуюся в селе власть от изначально неправильной, ведущей к вырождению системы всеобщего обобществления. Даже свободолюбивому человеку необходимо иметь что-то только свое, сокровенное, сердечное.

Рисуя гибель целого класса тружеников, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения «погибшего человека», восстановления свободы не только для, но и в самом человеке. И уверенно убеждает: есть с чего начинать. В надсаженной душе Григория многие жизненные ценности теряли свой смысл. Но лишь одно оставалось неискаженным и неистребимым в душе исстрадавшегося человека – чувство Родины, сознание своей органической причастности к людям труда, возделывающим землю. Оторваться от родной земли, неба, воздуха и тальников – значит для Мелехова уничтожить в себе человека. Задатки сильной личности, заложенные многовековой практикой народа, не дают героям сломаться. Приход в финале романа главного героя холодным, но «сияющим» от солнца утром в родной хутор свидетельствует о победе, хотя и нелегкой. Мелехов идет к своим, к казакам, проявляя немалое мужество. Эта духовная победа над смертью стала возможна и оттого, что какой-то трепетный, негасимый огонек, словно кусочек солнца, горит, сверкает в людях. Даже в трагических характерах Шолохова потому нет безысходности. Они дают нам веру в жизнь и желание жить с этой верой.

Эпический роман Шолохова «Тихий Дон» справедливо находится на особом месте в истории русской литературы. Автор отдал полтора десятка лет жизни на создание литературного шедевра. Действия книги начинаются в 1912 году, перед началом первой мировой войны, и заканчиваются в 1922 году. Зная изнутри жизнь и быт казаков, Шолохов основной акцент поставил на описании казачества. Концовка эпопеи содержит в себе философский подтекст. Автор дает главному герою право на самостоятельное решение и прохождение новых жизненных испытаний.

Характеристика героев «Тихого Дона»

Главные герои «Тихого Дона»

Григорий Мелехов

В “Тихом Доне” герой Григорий Мелехов – противоречив и многогранен. Создается впечатление, что он главный герой. Но его «выдает» примитивный кругозор. Григорий - заплутавший искатель истины. Жизнь его с ранних лет бездумна, но подчинена следованию традициям. Страстная любовь к Аксинье не смогла в нем всколыхнуть жажду жизни. Он, будто, живет без интереса, слепо следуя устоявшимся принципам и правилам бытия. Григорий не был сторонником кровавых мер, но ему пришлось вместо плуга взять в руки саблю.

Наталья

Образу Натальи в романе отведено особое место. Он связан с классическим любовным треугольником, где две женщины полюбили одного казака. Жизнь героини крайне трагична. Она трудолюбивая и работящая женщина. Даже после родов Наталья сохранила в себе все эти качества. Ее образ - образец личности незыблемых нравственных устоев. Твердость ее характера проявилось в том, что застенчивая Наталья выказала решительность в замужестве, в то время, как ее родители были против.

Аксинья

Аксинья - центральный образ произведения. Женщина привлекательная, сильная и независимая. Образ Аксиньи олицетворяет истинную казачку. Но также это характеристика женщины, способной пожертвовать собой во имя любви. Жизнь героини противоречива. О связи с Григорием судачит весь хутор. Отношения между Аксиньей и Григорием глубокие и полноценные. Именно она решилась переступить через условности и съехать с хутора. Она шла за любимым, ведомая любовью и страстью.

Второстепенные персонажи

Степан Астахов

Степан Астахов - молодой казак, сосед Григория Мелехова. Степан мужчина физически развитый. Автор описывает его как обладателя железных рук и свинцовых кулаков. Герой женат на Аксинье. После свадьбы у них родился ребенок, но умер, не дожив до года.

Пантелей Прокофьевич Мелехов

По материнской линии он турок. Отец Григория Мелехова. В молодые годы поколачивал свою жену и изменял ей. К старости одумался. По характеру мужик горячий и своенравный, но также энергичный и трудолюбивый человек. Является безоговорочным главой семьи.

Василиса Ильинична Мелехова

Казачка в возрасте, мать семейства Мелеховых. Она работящая и гостеприимная хозяйка. Ей пришлось испытать много оскорблений и предательств от мужа. После смерти супруга и сына Петра она теряет веру в жизнь и вскоре умирает, не дождавшись Григория с фронта.

Петр Мелехов

Старший брат Григория. Он с любовью и теплотой относится к своим племянникам. Когда Петр попадает на войну, его жена Дарья изменяет ему со Степаном Астаховым. Он характеризуется как покладистый и располагающий к себе человек. Даже на войне он старается извлечь выгоду для себя.

Дарья Мелехова

Жена Петра Мелехова. Дерзкая, острая на язык и охочая до мужчин баба. Заразившись сифилисом, кончает жизнь самоубийством, утопившись в Доне.

Дуняша

Младшая сестра Григория и Петра Мелеховых. Вышла замуж за Мишку Кошевого, несмотря на протесты семьи.

Мирон Коршунов

Тесть Григория Мелехова. Имеет четверых детей и жену. Семья Коршуновых самая зажиточная на хуторе. Мирон Коршунов гордится своим богатством. Он не всегда исполняет обещанное. С приходом советской власти Мирона арестовывают, и он теряет большую часть нажитого добра на момент гражданской войны.

Марья Лукинична

Жена Мирона Коршунова, мать Натальи. Ласковая и нежная мать, послушная жена. Она понимает, что Наталья будет несчастна с Григорием, поэтому пытается робко отговорить ее от замужества, но Наталья утверждает, что только Григорий ей мил. Марья Лукинична понимает дочь, потому что понимает, что такое любовь.

Дед Гришака

Отец Мирона Коршунова, старейший член семьи Коршуновых. Дед – участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

Дмитрий Коршунов

Митька друг детства Григория. Вырос в богатой семье, но труд для него дело привычное. По характеру человек строптивый и задиристый. Гордость и непокорность характеризуют его как нельзя лучше. Он человек жестокий. За работу в карательном отряде получает прозвище «дракон».

Евгений Листницкий

Дворянин, казак. Служит сотником Атаманского полка. Соблазняет Аксинью, которая искала утешения после смерти их с Григорием ребенка. В доме Листницких Аксинья и Григорий находились в услужении, когда решили бежать с хутора, чтобы жить вместе, оставив свои семьи.

Николай Алексеевич Листницкий

Отец Евгения. Владелец имения Ягодное, куда поступили на работу Аксинья и Григорий. Николай Алексеевич – казачий генерал.

Мишка Кошевой

Герой является главным кормильцем в семье. В период гражданской войны становится рьяным большевиком. Мишка убивает Петра Мелехова. Семейство Мелеховых против его свадьбы с Дуняшей. Но они женятся, не смотря ни на что. Дуняша знает, что Мишка виновен в смерти ее брата.

Хрисанф Токин (Христоня)

Большой, неуклюжий казак, который служил в Атаманском полку. Входит в ближний круг общения Григория. Старший из всех казаков.

Иван Авдеевич Синилин

Старый казак по прозвищу “Брех”. Страстный рассказчик, любящий для “красоты” приврать в рассказываемых историях.

Сергей Платонович Мохов

Богатый купец. В хуторе Татарском – человек пришлый, иногородний. Мохов является хозяином магазина и паровой мельнице на хуторе.

Герои второго плана значатся только по прозвищам как старичок с хутора Татарского Сморчок - человек склочный и Семак - участник вешенского возмущения, по сути своей грабитель. Эти персонажи обозначаются в перечне только прозвищами. Роман Шолохова - краткое, но полное описание человеческих судеб. Все образы взяты из народа. Концепция обрела в эпопее глубокое художественное отображение: в подлинной иллюстрации жизни народа, его быта и труда, в кратком описании участия народных масс в событиях истории. Список главных героев «Тихого Дона» – история взаимодействия людей в разных жизненных ситуациях.

Тест по произведению

Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени.
Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий. Его обвиняли в плагиате, симпатиях белому движению, пытались отравить, убить. Да, много испытаний выпало на долю этого писателя. Но он не уподобился траве, которая «растёт, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь». Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. Одним из проявлений его правдивости явился сборник рассказов «Донские рассказы».
В них Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.
В «Донских рассказах» меня привлекла реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. В его рассказах нет излишних романтических красот. Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей», приписывать погибающим состояния, когда они «умирали захлёбываясь красивыми словами». Ну а как же красота изложения? У Шолохова, что замечательно, красота в простате, народности языка.
Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни, о современной жизни. По моему мнению смысл рассказов в том, что люди, чтобы доказать свою преданность своим идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын – отца.
Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле «Бахчевик» казак спасает раненого брата, расправляется с отцом-белогвардейцем. Ещё мрачнее рассказ «Семейный человек»: в нём отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков.
В этом понимании рассказы довольно современны, единственное, что идеологическую ненависть заменяют деньги. Ради денег в наше время могут «и отца убить, и мать продать».
Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют: не задумываясь, по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребёнка, спасают детей от банд. Но наряду с хорошими поступками, так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян. Они заставляют то злиться, то плакать. Читаешь, и «грусть-тоска» заполняет твоё сердце. Почему же Шолохов не мог добавить немного «улыбки» и счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел нас, читателей, хоть немного приблизить к реальности войны, когда нет ни единого счастливого человека.
Что же даёт мне Шолохов? Пусть за меня скажет один критик: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чьё искусство помогает каждому стать более человечным». Таков мой Шолохов. Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я постараюсь читать и перечитывать Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души. Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости. Пусть автора обвиняют в том, что перестал писать в последние годы. О чём ему было писать? О победах развитого социализма? Он же прекрасно видел, что происходит. Да, писатель работал над романом «Они сражались за Родину».

Михаил Александрович Шолохов – первая величина в нашей послеоктябрьской литературе.

    Если враг нападет на нашу страну, мы, писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы з залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как...

    Судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки...

    Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Одному близок Григорий Мелехов, удалой казак из романа «Тихий Дон», другому полюбился дед Щукарь, смешной старичок из книги «Поднятая целина». Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым,...

    В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ Судьба человека. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине. Андрей Соколов скромный труженик,...

Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий. Его обвиняли в плагиате, симпатиях белому движению, пытались отравить, убить. Да, много испытаний выпало на долю этого писателя. Но он не уподобился траве, которая «растёт, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь». Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. Одним из проявлений его правдивости явился сборник рассказов «Донские рассказы». В них Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению. В «Донских рассказах» меня привлекла реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. В его рассказах нет излишних романтических красот. Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей», приписывать погибающим состояния, когда они «умирали захлёбываясь красивыми словами». Ну а как же красота изложения? У Шолохова, что замечательно, красота в простате, народности языка. Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни, о современной жизни. По моему мнению смысл рассказов в том, что люди, чтобы доказать свою преданность своим идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын – отца. Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле «Бахчевик» казак спасает раненого брата, расправляется с отцом-белогвардейцем. Ещё мрачнее рассказ «Семейный человек»: в нём отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков. В этом понимании рассказы довольно современны, единственное, что идеологическую ненависть заменяют деньги. Ради денег в наше время могут «и отца убить, и мать продать». Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют: не задумываясь, по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребёнка, спасают детей от банд. Но наряду с хорошими поступками, так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян. Они заставляют то злиться, то плакать. Читаешь, и «грусть-тоска» заполняет твоё сердце. Почему же Шолохов не мог добавить немного «улыбки» и счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел нас, читателей, хоть немного приблизить к реальности войны, когда нет ни единого счастливого человека. Что же даёт мне Шолохов? Пусть за меня скажет один критик: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чьё искусство помогает каждому стать более человечным». Таков мой Шолохов. Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я постараюсь читать и перечитывать Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души. Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости. Пусть автора обвиняют в том, что перестал писать в последние годы. О чём ему было писать? О победах развитого социализма? Он же прекрасно видел, что происходит. Да, писатель работал над романом «Они сражались за Родину». Михаил Александрович Шолохов – первая величина в нашей послеоктябрьской литературе.