Образ и характеристика ванюшки в рассказе судьба человека шолохов сочинение. Ванюшка из легендарного фильма «Судьба человека» много лет работал таксистом История жизни вани из рассказа судьба человека

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. В. Исаковский

«Судьба человека» - это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком плену Андрей Соколов показал себя мужественным и стойким солдатом, но по характеру он человек очень мирный. В плену ему всё время снилась семья, во сне он разговаривал с женой Ириной и детьми: «... я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе...». Так мысли о семье помогали ему выжить в фашистском лагере. Через два года, вернувшись из плена домой, он услышал от соседа рассказ о гибели жены и дочерей при бомбёжке. Но был жив его старший сын Анатолий, и Андрей Соколов опять стал мечтать о семейной жизни, как после войны женит сына и будет нянчить внуков. Его сын погиб вдень Победы от пули немецкого снайпера, и похоронил отец «в чужой, немецкой земле последнюю радость и надежду». Таким образом, за годы войны Андрей Соколов потерял всё, чем дорожил в жизни: жену, детей, дом.

Жениться в другой раз герой не мог, так как по характеру был однолюб. Этот сдержанный и суровый человек нежно любил свою жену: «Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на неё глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней её, не было и не будет!». Соколов воплощает в себе активное, творческое начало: жить только для себя, своими страданиями и тяжёлыми военными воспоминаниями герой не мог - не такой характер. Подобная концепция личности близка писателю: именно герой с мужественным и великодушным характером может противостоять трагическим историческим событиям. Андрею Соколову надо заботиться о других, отдавать себя людям, любить. Поэтому он сразу обратил внимание на беспризорного малыша у чайной, разглядел его «глазёнки», такие ясные, «как звёздочки после дождя». Примечательно следующее обстоятельство: Ванюшка несколько дней жил возле чайной, где обедали местные шофёры; много взрослых людей видели этого мальчика, кормившегося подачками и объедками, но пригрел его только Андрей Соколов. Мальчика усыновил человек с подорванным здоровьем, без дома, без жены, а, например, не бездетный друг Андрея Соколова, у которого в Урюпинске есть дом и жена-хозяйка.

Ребёнок спас героя от одиночества и отчаяния, жизнь осиротевшего взрослого человека «осмыслилась», то есть получила достойную цель, вполне соответствующую его характеру и убеждениям. Андрей Соколов подарил мальчику отцовскую любовь, о которой ребёнок так мечтал. Жизнь маленького сироты, трагичная в самом начале, выправилась, благодаря случайной встрече у чайной. Так отец и сын, осиротевшие, порознь пропадающие, обрели общую судьбу.

Шолохов оценивает Андрея Соколова как истинного героя не только потому, что солдат выжил в тяжелейших условиях фронта и лагеря, но ещё и потому, что сумел сохранить в себе доброту, сочувствие чужим страданиям и желание помочь слабым. Забота о Ванюшке стала достойным содержанием жизни главного героя. Ребёнок, а также весенний пейзаж становятся символами неоста-новимости жизни, символами надежды. Когда Андрей Соколов и Ванюшка подходят к сидящему у переправы автору, тот быстро сравнивает их внешний вид. Отец - высокий, сутулый, небрежно одетый в прожжённый ватник; мальчик - маленький, одетый в аккуратно зашитую курточку и маленькие сапожки. У одного - «большие чёрствые руки»; у другого - «розовые ручонки». У взрослого - в глазах смертная тоска, от которой автору сделалось не по себе; у маленького - взгляд доверчивый, наивно-ясный.

Начиная свою исповедь, Андрей Соколов отсылает Ванюшку к воде поиграть, и ребёнок практически выпадает из поля зрения автора, захваченного рассказом случайного собеседника. Но к концу исповеди тема обездоленного и спасённого детства выдвигается на первый план, так как через отношение к ребёнку Шолохов проверяет душевные качества взрослых героев - Андрея Соколова и автора. Андрей Соколов боится, что может умереть от сердечного приступа и мальчик опять останется сиротой, а автор отворачивается, чтобы Ванюшка не испугался слёз седою «дяди».

Подводя итог, следует отметить, что главным в «Судьбе человека» является трагический пафос, который пронизывает весь рассказ. Судьбы детей, обездоленных (Ванюшка) или убитых (родные дети Андрея Соколова), являются ярким доказательством бесчеловечности войны. Живым проклятием войне становится судьба главного героя рассказа. Даже тогда, когда Андрей Соколов находит нового сына, happy end не получается: герой каждую ночь видит во сне жену Ирину и родных детей и чувствует, что его здоровье ухудшается с каждым днём.

Это предчувствие трагического конца сложным образом переплетается с любимой идеей Шолохова о непременном, несмотря ни на что, торжестве жизни над смертью. Утверждая свой оптимистический взгляд на мир, в финалах самых трагических произведений писатель изображает весну и ребёнка - символы жизни. На последней странице романа «Тихий Дон» совершенно опустошённый, призывающий смерть как избавление, Григорий Мелехов стоит у порога родного дома и держит на руках своего сына Мишатку. В «Судьбе человека» Андрей Соколов идёт к причалившей лодке, а рядом семенит Ванюшка, его приёмный, но горячо любимый сын.

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Что сближает образы «маленьких людей» - Акакия Акакиевича и портного Петровича? (По повести Н. В. Гоголя «Шинель».)

И Акакий Акакиевич, и Петрович - «маленькие люди», униженные и оскорбленные. Жизнь их ничего не стоит, они словно гости в этой жизни, не имеющие в ней ни своего места, ни определенного значения. Шинель - образ, с которым так или иначе связаны все герои повести: Башмачкин, портной Петрович, сослуживцы Башмачкина, ночные грабители и «значительное лицо». Так, и для Акакия Акакиевича, и для Петровича появление новой шинели – поворотное событие в жизни. Петрович «чувствовал в полной мере, что сделал немалое дело и что вдруг показал себе бездну, разделяющую портных, которые подставляют только подкладки и переправляют, от тех, которые шьют заново». Новенькая шинель, в которую облачается Башмачкин, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость».

2.2. Каким предстает лирический герой в поэзии А. А. Фета?

Поэзия А.А. Фета отражает мир «летучих настроений». В ней нет места политическим, гражданским мотивам. Основными темами являются природа, любовь, искусство.

Лирический герой Фета тонко ощущает переливы и переходы состояний природы («Шепот, робкое дыханье», «Учись у них - у дуба, у березы», «Ласточки»).

В раздумьях о гармонии и противоречиях человека и природы лирический герой находит свое предназначение - служить красоте, которую понимают только «посвященные» («Одним толчком согнать ладью живую», «Как беден наш язык!..», «Мелодия», «Диана»)… Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь - «борьба неравная двух сердец», вечное столкновение индивидуальностей, это «блаженство и безнадежность» («Она сидела на полу», «Последняя любовь», «С какою негою, с какой тоской влюбленной»),

2.3. Какова роль женских образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина. Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично. В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым».

Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее - пагубная страсть к таинственному, неизведанному - к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».

Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье - понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…

2.4. Какое значение для Андрея Соколова имела встреча с Ваней? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)

Андрей Соколов обладает удивительным мужеством и душевной крепостью, пережитые ужасы не делают его озлобленным. Главный герой ведёт непрерывную борьбу внутри себя и выходит из нее победителем. Этот человек, потерявший родных ему людей в годы Великой Отечественной войны, находит смысл жизни в Ванюше, который также остался сиротой: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» Именно этот мальчик со «светлыми, как небушко, глазами» и становится новой жизнью главного героя.

Встреча Ванюши с Соколовым была значимой для обоих. Мальчик, у которого отец погиб на фронте, а маму убило в поезде, все еще надеется, что его найдут: «Папка, родненький! Я знаю, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь». У Андрея Соколова просыпаются отцовские чувства к чужому ребёнку: «Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…» Славный герой рассказа снова совершает какой-то душевный, а, возможно, и нравственный подвиг, когда берёт мальчишку себе. Он помогает ему встать на ноги и почувствовать себя нужным. Этот ребёнок стал своеобразным «лекарством» для искалеченной души Андрея.

Судьба Ванюши по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Урок внеклассного чтения Предмет: литература. Класс: 5. Цель – обсуждение проблемы особой уязвимости детей в ситуации вооружённого конфликта и необходимости гуманного отношения к ним. Задачи: 1) развивать умение комплексно анализировать художественный образ в единстве портретной, речевой, поведенческой характеристик; 2) продолжить знакомство с художественным приёмом «рассказ в рассказе»; 3) воспитывать культуру умственного труда, коммуникативные качества (сотрудничество, умение высказывать свою точку зрения). Оборудование и наглядность: портрет М. А. Шолохова; выставка произведений писателя; иллюстрации к рассказу «Судьба человека»; текст рассказа. Технология: Развитие критического мышления посредством чтения и письма. Урок разработали: Никитина Н.П. Ход урока I. Оргмомент. II. Основная часть урока. 1. Вызов. 1) Вступительное слово учителя. Детство – это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации. 2) Составление кластера. – Ребята, назовите те ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово Детство (учитель записывает его на доске). Игрушки, игры Семья Детство Дом Веселье, смех, радость Беззаботная пора Мамины сказки – Многие писатели обращались к теме детства. В одних произведениях эта тема была основной, в других – одной из многих. Сегодня мы поработаем с фрагментом из прочитанного дома рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 2. Осмысление. Аналитическая работа с текстом. Учитель на доске записывает слово Ванюшка. Все ответы учеников, связанные с основными чертами героя, отражаются на доске. Школьники работают в тетрадях. – Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном фрагменте? (Андрей Соколов – главный герой всего рассказа, а в этом эпизоде на первый план выступает Ванюшка.) – Шолохов пишет: «Маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесанный, а глазёнки как звёздочки ночью после дождя»; «мелкая птаха… как свиристель… как воробей под застрехой». – Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика? (Во внешнем облике мальчика подчёркивается трепетность, уязвимость ребёнка.) – Перечитаем первый диалог мальчика и «дяди­шофёра» (с. 244). Что вы узнали о Ванюшке из его реплик? Что довелось пережить мальчику к моменту встречи с Андреем Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчёркивает информация о том, что пережил он во время войны? (Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбёжки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец; у него нет дома, он голодает. Подчёркивается незащищённость, беззащитность мальчика.) – Что ещё можно узнать о Ване по тому, как он отвечает на вопросы? Обратите внимание на интонацию, синтаксический строй реплик. (Этот строй свидетельствует о некотором автоматизме ответов: видимо, ребёнок не первый раз отвечает на подобные вопросы. Кроме того, лаконичные слова «не знаю, не помню… где придётся» в данном контексте усиливают ощущение тяжести того, что уже перенёс маленький мальчик.) – Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашёл отец? Как в речи Вани передаётся его эмоциональное состояние в данный момент? (Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторённое слово «найдёшь» свидетельствуют о том, как истосковался этот ребёнок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нём была надежда.) – Какие ещё слова помогают охарактеризовать состояние мальчика? («…тихо так говорит…», «шепчет», «спросил, как выдохнул», «звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно».) Продолжите запись. (Переживания героя, ранимость.) – Обратитесь к записи на доске. Подведём итог проделанной работе. Какие ведущие черты в образе Ванюшки подчеркивают его внешность, переживания, речь, поступки? (Беззащитность, ранимость, незащищённость, уязвимость и т. п.) – Как вы думаете, чем уж так «полюбился» мальчик Андрею Соколову? Как Андрей Соколов реагирует его рассказ? – Как, по­вашему, было принято решение Андреем Соколовым? (Знакомство длилось 3 дня, на 4­й произошёл решающий разговор.) – Перечитайте строчки: «Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле. – Тяжело ему идти, – спросил я.» (с. 247). – Кем сказаны эти фразы? (1фраза сказана Андреем Соколовым, который рассказывает историю своей жизни. Он герой рассказа. 2 фраза – рассказчиком, который передаёт нам рассказ Андрея Соколова.) – А Шолохов? (Автор.) – Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе.) – Вспомните, в каком произведении, прочитанном в 9 классе, использовался этот же приём? (Повесть «Ася» И. С. Тургенева.) – Как вы думаете, в чём заключается роль Ванюшки в этом отрывке? (Этот образ помогает глубже понять характер главного героя – Андрея Соколова. С появлением этого персонажа появляется новый поворот в проблематике произведения: уязвимого положения детей во время войны.) 3. Рефлексия. – Как вы думаете, почему в начале урока, готовясь к анализу фрагмента, мы с вами подбирали ассоциации к слову Детство? Представьте и запишите, какие ассоциации со словом Детство могли бы возникнуть у Ванюшки. Чтение 2 – 3 ученических работ. III. Домашнее задание: *Сталкивались ли вы когда­либо с беззащитным, уязвимым существом? Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации. Сделали ли вы что­нибудь, чтобы помочь ему, облегчить его страдания?

В самом начале 1957 года на страницах «Правды» Шолохов опубликовал рассказ «Судьба человека». В нем он рассказал о полной лишений и тяжких испытаний жизни рядового, обыкновенного русского человека Андрея Соколова. Жил он до войны в мире и достатке, делил со своим народом его радости и горести. Вот как он рассказывает о своей довоенной жизни: «Работал я эти десять лет и день, и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали... За десять лет скопили мы немножко деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».

Война разрушила счастье его семьи, как разрушила она и счастье многих других семей. Ужасы фашистского плена вдали от родины, гибель самых родных и близких людей тяжело легли на душу солдата Соколова. Вспоминая тяжелые годы на войне, Андрей Соколов говорит: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать... Били за то, что ты русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь... Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев...»

Все выдержал Андрей Соколов, так как одна вера поддерживала его: война кончится, и он вернется к своим близким и родным людям, ведь его так ждала Ирина с детьми. Из письма соседа Андрей Соколов узнает, что Ирина и дочери погибли во время бомбежки, когда немцы бомбили авиазавод. «Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс», - вот что осталось от былого семейного благополучия. Одна надежда- сын Анатолий, который успешно воевал, получил шесть орденов и медалей. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю, и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить...» - говорит Андрей. Но и этим мечтам Андрея Соколова не суждено было сбыться. Девятого мая, в День Победы, убил Анатолия немецкий снайпер. «Так похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...» - рассказывает Андрей Соколов.

Остался он совсем один на целом белом свете. Тяжелое неизбывное горе, казалось, навсегда поселилось в его сердце. Шолохов, познакомившись с Андреем Соколовым, обращай’! внимание на его глаза: «Видали вы когда-нибудь, глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной, смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Так и смотрит на окружающий мир Соколов глазами, «словно присыпанными пеплом». С его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!»

Глубоким лиризмом проникнут рассказ Соколова о событии, которое перевернуло всю его жизнь - встрече с одиноким, несчастным мальчиком у дверей чайной: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» А когда Соколов узнает, что у мальчика отец погиб на фронте, мать убило во время бомбежки и никого у него нет, и жить негде, закипело у него на душе и решил он: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети. И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».

Так нашли друг друга два одиноких, несчастных, покалеченных войной человека. Они стали нужны друг другу. Когда Андрей Соколов сказал мальчику, что он его отец, то тот кинулся к нему шею, стал целовать в щеки, в губы, в лоб, звонко и тонко кричать: «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Забота о мальчике стала самым главным в его жизни. Сердце, которое закаменело от горя, стало мягче. На глазах изменился мальчик: чистый, подстриженный, одетый в чистую и новую одежду, он радовал глаза не только Соколова, но и окружающих. Ванюшка старался быть постоянно с отцом, не расставался с ним ни на минуту. Горячая любовь к приемному сыну переполняла сердце Соколова: «Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Встреча Андрея Соколова и Ванюши возродила их к новой жизни, спасла от одиночества и тоски, наполнила жизнь Андрея глубоким смыслом. Казалось, после понесенных потерь, кончена его жизнь. Жизнь «исказнила» человека, но’ не смогла его сломить, убить в нем живую душу. Уже в начале рассказа Шолохов дает почувствовать, что мы повстречались с человеком добрым и открытым, скромным и нежным. Простой труженик и солдат, Андрей Соколов воплощает в себе лучшие человеческие черты, обнаруживает глубокий ум, тонкую наблюдательность, мудрость и гуманность.

Рассказ вызывает не только сочувствие и сострадание, но и гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой его души, веру в необъятные возможности человека, если это настоящий человек. Именно таким и предстает Андрей Соколов, и автор отдает ему и свою любовь, и уважение, и мужественную гордость, когда с верой в справедливость и разум истории он произносит: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».