Образ и характер Мироновых по повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.)

События повести «Капитанская дочка» разворачиваются в период восстания Емельяна Пугачева. О героях повести с уверенностью можно говорить как о людях, совершивших подвиг, несмотря на то что штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения.

Семью коменданта Белогорской крепости капитана Миронова мы узнаем и изучаем через восприятие Петра Андреевича Гринева. Семья состоит из трех человек: это сам комендант, его жена Василиса Егоровна и их дочь Маша. Быт семьи Мироновых налажен. У них очень крепки моральные устои. Василиса Егоровна и Иван Кузьмич-люди очень почтенные. Иван Миронов вышел в офицеры из солдатских детей. Он «был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». Капитан Миронов большую часть жизни провел на военной службе, но солдафоном не стал. В его обязанности входит обучение солдат премудростям строевой службы. Василиса Егоровна строгая, ко всем делам подходит обстоятельно. Она управляет своим мужем, что согласовывается с его беспечностью. Капитанша Миронова является истинной хозяйкой крепости. Очень хитрая, любопытная. Например, Василиса Миронова сумела разузнать у мужа военную тайну - известие о пугачевском бунте.

Миронова Марья Ивановна - капитанская дочь, «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». По изречению автора, Маша - «благоразумная и чувствительная» девушка.

И в миролюбивое семейство Мироновых прокрадывается новость о смертельной угрозе, которая угрожает всем жителям крепости. Здесь и раскрываются по-особенному характеры всех членов семьи коменданта. Василиса Егоровна проявляет бесконечную храбрость и отвагу, отказываясь покинуть мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге. Иван Кузьмич - спокойный и сердечный человек, ведет себя достойно звания российского офицера. Стоя во главе обреченного на провал гарнизона, он дает приказ отстреливаться от бунтовщиков из пушки, старается поднять солдат в атаку и нанести удар по врагу, пусть и слабый. Истекающий кровью комендант Миронов отказывается принимать присягу, сказав Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты», - и с достоинством принимает смерть. Василиса Егоровна тоже попадает на виселицу, назвав перед смертью Пугачева беглым каторжником. Таким образом, честь и долг для благоверных Мироновых - наивысшие воззрения в жизни. А.С. Пушкин с любовью, теплотой и сочувствием обрисовывает своих персонажей - настоящих, патриархальных, старинного порядка людей.

Маша является достойной дочерью четы Мироновых. Снаружи робкая и слабая, Маша проявляет стойкость, силу характера, отказывая Швабрину в его домогательствах. Она целиком и полностью предана своему любимому человеку - Гриневу. Маша боится насилия над ней со стороны Швабрина, а сама смерть ее не пугает. В своем письме, обращенном к Петру Гриневу, девушка пишет: «Мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, как Алексей Иванович». И в дальнейшем Маша не сдается и показывает стойкость и силу характера. Даже когда Гринева арестовали по подозрению в неверности отчизне, Марья Ивановна добралась до самой государыни, тем самым доказывая свою безграничную любовь и преданность. И императрица Екатерина Величая милует Петра Гринева. Маша Гринева - олицетворение всего самого лучшего, что есть в характере русской женщины.

Важнейшей проблемой повести «Капитанская дочка» является отношение к долгу во всевозможных его проявлениях. Семье Мироновых свойствен дух святой порядочности. Он позволил Ивану Кузьмичу, Василисе Егоровне и Маше при всех трудностях оставаться честными и достойными людьми.

«Старинные люди, мой батюшка». В этих словах, приведенных Пушкиным в качестве эпиграфа к третьей главе, в которой мы знакомимся с семьёй Мироновых, дана краткая, но выразительная характеристика стариков Мироновых. «Старинные люди», Мироновы вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый».

Василиса Егоровна изумляется богатству Гринёва, не такому уж большому (300 душ), и говорит о своей дочери как о бесприданнице. «Девка Палашка» - вот всё их состояние.

Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в отношении к дуэли как «смертоубийству», в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. Она проявляется и в особенностях их речи. Правда, Иван Кузьмич не речист, зато словоохотливая Василиса Егоровна говорит сочным языком народа, вставляя в свою речь народные пословицы и поговорки: «Стерпится - слюбится», «Не ты первый, не ты последний», «На грех мастера нет» и т. п. А её последние слова звучат, как народное причитание.

«Свет ты мой Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие...»

В нравственном отношении Мироновы резко противостоят аристократическому дворянству, которое представлено в повести Швабриным. Чувство долга, офицерской чести живёт в душе коменданта. Иван Кузьмич первым выходит против Пугачёва и, «изнемогая от раны, собрав последние силы, твёрдым голосом» отказывается признать в Пугачёве государя, обрекая тем самым себя на виселицу. Василиса Егоровна наотрез отказалась выехать в Оренбург, категорически заявив мужу: «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою, искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать».

Но крепостническая действительность с её нравами, указывает Пушкин, калечит и таких честных и добрых людей, какими являются старики Мироновы. Капитан Миронов, вышедший из народа, гибнет за чуждый народу строй; он, добрый, беззлобный человек, фактически становится противником народа. Об этом говорит допрос комендантом башкирца. Спокойно и твёрдо Миронов даёт приказание приготовить орудие пытки и встречает пленного словами: «Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах».

Так изображается Пушкиным трагедия жизни капитана Миронова, вышедшего из народа офицера царской армии.

Вредное влияние крепостнической действительности в известной степени сказывается и на Василисе Егоровне. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Отводя квартиру Гринёву, она и здесь творит «суд и расправу» над жителями. «Отведи Петра Андреича, - приказывает она уряднику, - к Семёну Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород». А Ивану Игнатьичу приказывает разобрать ссору Прохорова с Устиньей и «обоих наказать».

Очень полно раскрывается в повести образ «капитанской дочки» - Маши Мироновой. Это простая русская девушка, «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной наружностью: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши». В той обстановке, в которой она росла и воспитывалась, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития. Её речь - показатель невысокой культуры: «Я так и обмерла», «Да так... он такой насмешник... он очень мне противен», «Это меня беспокоило бы страх».

Она скромна, у неё твёрдые нравственные устои: несмотря на любовь к Гринёву, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. «Без их благословения не будет тебе счастия», - говорит она Гринёву. В её отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчёта. Любит она Гринёва глубоко и бескорыстно.

Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринёва.

К главам, в которых наиболее полно раскрывается образ Маши Мироновой (V, XII), Пушкин берёт в качестве эпиграфов цитаты из народных песен, подчёркивая этим высокие душевные качества Маши и её близость к народу.

При рассмотрении образа капитана Миронова исследователи, стремясь подчеркнуть художественную удачу Пушкина, обычно ссылаются па мнение Гоголя. Высоко ценя “Капитанскую дочку”, он утверждал, что пушкинский роман “решительно лучшее русское произведенье в повествовательном роде”. При этом, по мнению Гоголя, главная заслуга Пушкина состоит в создании русских характеров. Что имел в виду Гоголь? “В первый раз выступили истинно русские характеры-простои комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее” .

В самом деле, “честный и добрый”, скромный, лишенный амбиции и честолюбия, “беспечный”, готовый подчиняться жене (“Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домком”), капитан Миронов был мужественным солдатом, получившим офицерское звание за храбрость, проявленную в прусском походе и в сражениях с турками.

Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Оп не способен па измену и предательство – примет смерть, по не изменит, но отступится от исполнения службы, В этом и проявляется его русская натура, истинно русский характер.

Таков Миронов, ценимый Гоголем. Многое в его оценке справедливо, верно угадано. И все же нельзя смотреть на Миронова глазами Гоголя, да еще Гоголя 1846 года, когда было высказано приведенное суждение (из статьи “В нем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность”). Именно в это время Гоголь считал нужным распространять и утверждать миф о примирении Пушкина с Николаем, о благоговейном отношении поэта к самодержавию.

В рамках этих убеждений Гоголя и следует воспринимать восхищение Мироновым, образцовым исполнителем своего долга перед государыней императрицей. Характерно, что в 1833 году Гоголь, прочтя “Историю Пугачева”, пришел в восторг от образа Пугачева. В 1846 году он Пугачева не вспомнил, а на первое место в романе выдвинул Миронова.

На капитана Миронова мы обязаны смотреть глазами Пушкина. Созданный им образ и богаче, и сложнее, и, главное, драматичнее, чем его понимал и толковал Гоголь.

Изучение жизни русского парода помогло Пушкину понять сложность и динамичность такой категории, как национальный характер, волновавший и русских писателей XVIII века, и декабристов. Национальный характер каждого народа самобытен и неповторим, как самобытны и неповторимы историческая судьба каждой нации и пути ее развития. Он изменчив, никогда не окостеневает, не превращается в некую метафизическую п устойчивую совокупность заданных “по природе” качеств и психологических свойств, он постоянно развивается, в зависимости от меняющихся общественных, социальных и исторических обстоятельств жизни папин. Условия жизни и поднимают к высоким нравственным нормам, и они же, в других обстоятельствах, оказываются силой, искажающей человеческую натуру вообще и “русскую душу” в частности. Церковь с ее проповедью смирения, политическое бесправие и деспотизм власти навязывали личности чувство униженности, холопства и страха.

Уже во время восстания Пугачева обострился интерес литературы к жизни парода, его судьбе и его истории. Вопрос о национальном характере приобретал политическое значение. Понимание его сложности и многогранности приводило к желанию выявить и обозначить главное в этом характере. При этом понимание “главного” – “хорошего” и “плохого” – в национальном характере подсказывалось и классовыми интересами, и потребностями цолитического момента. Так появилось представление о двух доминантах как двух полюсах национального характера – мятежности и смирения, послушания. Естественно, при таком подходе в многогранном содержании национального характера акцентировалось внимание лишь па некоторых, правда, ведущих его свойствах.

Общественному обнаружению этого всеобщего интереса к русскому национальному характеру и определению его доминант способствовало выступление Фонвизина. В 1783 году писатель послал в правительственный журнал “Собеседник любителей российского слова” “Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание”. Среди “вопросов” был и такой: “В чем состоит наш национальный характер?” На пего ответила сама императрица Екатерина II: “В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании…”

Писатели, и в первую очередь Радищев, давали противоположный ответ: в мятежности, в вольнолюбии. Пушкин отлично знал мысли и Фонвизина, и Радищева, а “Несколько вопросов…” он даже перепечатал в “Современнике” (во втором номере за 1836 год). Образцовое послушание составляет существо русского характера Ивана Кузмича Миронова. Комендант Белогорской крепости лишь по службе принадлежит к правительственному лагерю – он выходец из народа и связан с ним и воззрениями, и традициями, и образом мышления. “Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый”.

Образцовое послушание Миронова для Пушкина по добродетель, но тот психологический склад, который ему навязывается. В послушании фокусировались предрассудки исторически складывающегося национального характера. Добрый по природе он буднично прост в своей жестокости, когда отдает приказ пытать башкирца. Он храбр, деятелен, но все его действия не освещены сознанием. Восстание Пугачева сделало его участником исторических событий – он ни разу не задумался о том, что происходит; им движет образцовое послушание своему начальству, своей государыне. Послушание открывает нам плененную мысль. Отражая приступ мятежников, Миронов проявляет героизм, но защита крепости не воодушевляет его, по поднимает к новой жизни.

Всмотримся в эту сцену. Миронов готовит гарнизон к вылазке против отрядов Пугачева. “Ну, ребята,- сказал комендант; – теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!

Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. “Что ж вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузмич. – Умирать, так умирать: дело служивое!” Призыв Миронова не выражает его убеждений. Это увещевание исполнить службу. Оттого ни героическая вылазка лишь трех офицеров, пи приказ коменданта не находят отклика у солдат гарнизона. Нет ни в этом призыве, ни в личном примере Ивана Кузмича той увлекающей и возбуждающей силы, которая преображает человека, открывая в нем скрытые нравственные резервы богатой личности.

Иначе изобразил Пушкин последние минуты жизни коменданта. Поведение Миронова под виселицей не может не вызвать восхищения – он тверд в своих ответах и решении принять смерть, по не изменить присяге и долгу. Верность и спокойное мужество перед лицом смерти совершенно с новой стороны раскрывают нам характер старого солдата Миронова.

После смерти в первый и последний раз русский человек, капитан Миронов, предстал перед читателем, овеянный поэзией прощания народа со своим сыном, И в этом прощании отдавалась дань всему лучшему в погибшем – о плохом не вспоминалось, народ отпускал грехи усопшему. Ему, народу, самому предстояло решать свое будущее, преодолевать драму своей исторической судьбы.

Образ капитана Миронова в романе “Капитанская дочка”

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинения по литературе: Семья капитана миронова в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” рассказывает...
  2. Вспомним, как живут старики Гриневы и пошлый, недалекий губернатор Оренбурга, как, например, изображается военный совет в Оренбурге. Заседание это нарисовано...
  3. Историческая обусловленность (а потому и оправданность) восстания угнетенных – таков первый вывод, сделанный автором “Истории Пугачева”. Оттого становилась ясной коренная...
  4. В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой...
  5. Литература реалистическая, по словам Щедрина, провидит законы будущего. Оттого, указывал он, Пушкина отличает стремление “проникнуть в тайности современности” . Как...
  6. Повесть А. С. Пушкина ” Капитанская дочка “, несмотря на то что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и...
  7. Сочинения по литературе: Женские образы в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в...
  8. Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма...
  9. Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям...
  10. Народу принадлежит огромная роль в истории. Даже когда он “безмолвствует”, видна зреющая в нем энергия будущих мятежей. Восстание высвобождает и...
  11. Тема крестьянских восстаний, затронутая в “Дубровском”, естественно обращала мысль Пушкина к восстанию Пугачева. Пол “адумывает писать “Историю Пугачева”. Он едет...
  12. Социологизм мышления Пушкина не мог не внести кардинальных изменений в структуру художественного произведения и прежде всего в понимание сущности и...
  13. Родовым признаком реализма является его способность правдиво воспроизводить типические характеры в типических обстоятельствах. Реализм впервые в истории искусства стал объяснять...
  14. Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется,...
  15. Стремление человека к счастью закономерно. Но верный правде жизни, Пушкин показывал трагическое разрешение любовной коллизии. Не смогли стать счастливыми герои...
  16. Сочинения по литературе: Герои Капитанской дочки Весь черный парод был за Пугачева… Одно дворянство было открытым образом па стороне правительства…...
  17. За многие десятилетия изучения “Капитанской дочки” па эти вопросы давались самые различные и часто противоречивые ответы. В конце XIX века,...

А.С. Пушкин, в своей повести « » раскрывает самые накипевшие проблемы того времени. Это место «маленьких» людей в обществе, а также их влияние на ход развития исторических событий. Это нравственные взаимоотношения в сложных и жестоких условиях. Это тема любви, которая является вечной.

Самым ярким проявлением нравственной проблемы является семья Мироновых. Состоит она из Ивана Кузьмича, Василисы Егоровны и их дочери Маши. Глава семьи – Иван Кузьмич получает офицерское звание за проявленное мужество в сражениях против врагов отечества. Он является простым, «своим» человеком. Такой же была и его жена Василиса Егоровна. Оба героя в своих речах и высказываниях часто используют простецкие, народные выражения – «небось», «негоже». Живет семья Мироновых бедно, в скромном домике, без роскоши. Но, это не мешает всем членам семьи быть дружными и родными.

Семья Мироновых очень схожа с семьей , поэтому Петра так радушно приняли в близкие круги. В семье Мироновых все стоят друг за друга. Среди них действует принцип: «вместе жить, так вместе и умирать».

Несмотря на патриархальный утрой в семье, важное значение имеет слово Василисы Егоровны. Она частенько управляет и командует Иваном Кузьмичом, решает его служебные дела и вопросы, как свои кулинарные задачи. Но, она не выглядит сварливой и грубой женщиной. Так происходит потому, что в отношениях Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны торжествует любовь и взаимное согласие.

Иван Миронов на протяжении всей своей жизни отстаивает честь и долг офицера, он предан родине, верен присяге. Даже в самую трудную минуту, находясь под пытками врага, он проявляет мужество и смелость. Даже перед смертью, Иван Кузьмич высказал протест самозванцу . Его жена – Василиса Егоровна тоже была убита злодеями лже-царя. И таких простых, народных, героических людей было много в то время. И всех их постигала та же участь.

Взяла от родителей самые лучшие качества - скромность, простоту, народность. Она нравилась всем, с кем встречалась. Это была прелестная, милая девушка, которую Савельич кликал «божьим ангелом». Ее судьба также была наполнена трудностями. Маша теряет родителей и становится сиротой. Она находится в плену, терпит издевки , но все равно не сдается. Спасает Машу из плена Петр Гринев. И они обретают счастье, ведь любят друг друга.

Семья Мироновых – состояла из сердечных, добрых и хороших людей, которые любили и дорожили друг другом.