«Ты пришёл в театр…» Классный час в начальной школе
Суслова Наталья Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 им. адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаев Ярославская обл.Описание материала: материал будет интересен учителям начальных классов.
Цель: знакомство детей с правилами поведения в театре.
Задачи: - дать первоначальные сведения о профессиях людей театра, назначении некоторых театральных помещений;
- развивать речь учащихся, любознательность, воображение, память;
- прививать навыки культурного поведения в общественных местах и стремление к осознанному их выполнению; интерес и любовь к театру; уважение к труду людей разных профессий.
Оборудование: театральные билеты, программы; презентация.
1. Начинаем очередное занятие в «Школе этикета».
- Прочитайте: ЭТИКЕТ. Что это означает? (правила поведения)
Сегодня познакомимся с правилами культурного поведения и вежливого обращения с окружающими в одном учреждении. Учимся быть внимательными, наблюдательными, воспитанными.
2. - В каких культурно-просветительных учреждениях нашего города, области вы были с родителями?
Чтение на доске:
КИНОТЕАТР, ЦИРК, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ТРАНСПОРТ
Выставка, кино, спектакль, представление
- Что общего в значении этих слов? (общественные места)
- Найдите «лишнее» слово. Почему? (транспорт)
- Дайте общее название оставшимся понятиям. (культурно- просветительные учреждения)
Соотнесите эти слова со словами правого столбика. Прочитайте их, соедините стрелками.
3. Герои на картинке: мальчик с девочкой.
- Наши друзья, Маша и Саша, спорят. Давайте послушаем, о чём?
Маша: - Я считаю, что во всех общественных местах необходимо соблюдать правила этикета.
Саша: - А я считаю, что достаточно только правил дорожного движения.
- Кто из них прав? Почему?
4. Догадайтесь, о каком культурно - просветительном учреждении идёт речь:
«Вы входите в зал. Гаснет свет, открывается занавес – и начинается волшебное зрелище: на сцене оживают знакомые вам – или незнакомые – герои сказок, любимых книг…»
- Конечно, это ТЕАТР.
- Есть ли театры у нас в городе? А в Ярославле? Какие знаете? В каких театрах бывали? Какие спектакли смотрели?
- А теперь… Представьте, что вы пришли в театр.
Театр – это необычный, волшебный мир, который дарит нам сказку, хорошее настроение, радость
и удовольствие. В театре работают люди разных профессий: актёры, режиссёры, художники, контролёры. Как вы думаете, чем они занимаются? (обсуждение)
Мы, как воспитанные зрители, должны уважать их труд.
- А в чём должно выражаться уважение? (в соблюдении правил этикета)
- Прочтите написанное на доске, скажите, что мы должны знать и уметь?
ЗНАТЬ: профессии, помещения театра
УМЕТЬ: соблюдать этике.
(Узнаем о помещении театра и профессиях людей в театре. Будем учиться культурно вести и общаться до, во время и после спектакля.)
5.
Разгадать кроссворд:
1. * * * Место, где сидят зрители; показывают спектакль. (зал)
2. * * * * Место, где находятся зрители до или после спектакля. (фойе)
3. * * * * * * * * Место, куда можно сдать личные вещи и одежду на хранение? (гардероб)
4. * * * * * Место, где приобретают театральные билеты? (касса)
6. Итак, билеты мы купили и перед тем, как занять места в зрительном зале, я проверю, как вы будете прислушиваться к моим советам.
Игра «Поправь меня»
.
- в театр приходи небрежно и непразднично одетым.
- при входе кричи, толкайся, всех распихивай.
- билет брось у входа к ногам контролёра.
- в верхней одежде пробеги в зрительный зал.
- обязательно постарайся опоздать к началу представления. (Дети оспаривают «вредные» советы)
7.
- Молодцы! Вы прекрасно знаете правила этикета, соблюдаемые в театре до начала представления. В фойе у служащих театра вы можете приобрести программу, например такую.
(рассмотреть программку, титульный лист)
- Что можно узнать из неё? (В содержании программы можно узнать действующих лиц и исполнителей, создателей спектакля, режиссёра, художников, композиторов и др.)
Звенит 1 звонок.
– Проходим в зрительный зал.
Игра «Соображалка»
- Как будешь проходить в зрительный зал тихо или шумно?
- Все места в твоём ряду уже заняты. Как ты должен пройти к своему месту: спиной к сидящим или лицом к сидящим?
- Проходя к своему месту, будешь извиняться или ворчать?
Звенит 2 звонок.
– «Прочитайте» рисунки, тогда начнётся спектакль.
Чу-чу-чу – я смотреть … (спектакль хочу)
Звенит 3 звонок. – Сейчас начинается представление.
(Можно показать инсценированное представление)
- Давайте поблагодарим артистов за чудесную игру. Аплодисменты! (кричат «Браво! Бис!»)
- Объявляется антракт! Что это такое? (перерыв)
Анализ спектакля: - Как назывался спектакль?
- Кто играл лучше всех?
- О чём спектакль? Каков был замысел режиссёра?
ИТОГ: - Давайте вспомним, чему вы научились сегодня в «Школе этикета»?
(дети делятся на 2 группы, задания распечатать)
1 группе: Какие действия недопустимы во время просмотра спектакля? (выделить)
Аплодировать, шуршать, толкаться, смотреть, огорчаться, улыбаться, бегать, жевать.
2 группе:
Соотнести слова: фойе, режиссёр, актёр, гардероб, зал, художник, касса
с понятиями: профессия, помещение.
- Наше занятие подходит к концу. С чем и кем мы сегодня познакомились? Вам понравилось?
Творческая работа: придумать и нарисовать свои знаки, которые показывают, что недопустимо делать в театре.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ.
Классный час « МЫ ИДЁМ В ТЕАТР».
ЦЕЛИ:
- Познакомить детей с культурно – просветительными учреждениями.
- Закрепить знания школьников о правилах поведения.
- Продолжить работу по воспитанию общей культуры учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
II. Беседа по теме.
Ребята, кто из вас знает, что такое общественное место или культурно-просветительное учреждение?
Какие культурно- просветительные учреждения вы знаете?
В каком из них вы были?
III. Сообщение темы.
А тема сегодняшнего занятия « Театр».
Был ли кто из вас в театре?
Вы знаете, как нужно вести себя в театре?
Есть несколько правил по поведению в театре:
- Если собрался в театр, оденься особенно опрятно, аккуратно, нарядно.
- В фойе шуметь, бегать, затевать игры нельзя.
- Нельзя опаздывать к началу программы.
- В зале надо занять свои места.
- По ряду нужно идти лицом к сидящему; извинится, если нечаянно заденешь кого-нибудь.
- Неприлично во время действия мешать зрителям: хлопать стульями, свистеть и топать.
- Не есть во время действия.
- Не делись громко своими впечатлениями, не мешай другим зрителям.
- В зрительном зале нельзя сорить, совершенно не допустимо грызть семечки.
- Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это не прилично.
IV. Закрепление материала.
Вот мы с вами повторили правила поведения в театре. Все их запомнили?
Сейчас проверим. Я вам буду задавать вопросы и предлагать варианты ответов, а вы должны будете выбрать правильный:
- Как нужно одеваться в театр?
а) повседневно;
б) празднично;
в) как на спортивное мероприятие.
2. За сколько времени нужно приходить в театр?
А) за полчаса;
Б) за 5 минут;
В) когда начнётся спектакль.
3. Как правильно пройти на своё место?
А) лицом к сидящему;
Б) спиной к сидящему.
4. Как вести себя во время спектакля?
А) кричать;
Б) топать;
В) свистеть;
Г) разговаривать.
5. На какое место надо садится в зале?
А) на любое;
Б) указанное на билете;
Где будет свободно.
6. Что можно взять с собой в театр?
А) поп-корн;
Б) конфеты;
В) ничего;
Г) семечки.
V. Закрепление на практике.
Молодцы, ребята! Теорию вы запомнили хорошо. А теперь давай те попробуем применить эти правила на практике.
Есть желающие?
(5 человек подходят к кассе, берут билеты и садятся по своим местам, указанных на билетах; 6-ой человек приходит позже всех и проходит по рядам на своё место)
VI. Беседа по стихотворению.
Теперь послушайте историю о девочке, которая очень любила ходить в театр.
А. БАРТО « В ТЕАТРЕ».
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре!
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, двигать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка.
Фея крутится по сцене –
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени –
Номерка не нахожу.
Может он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то …
Я в девятый раз ползу.
Удивляются ребята.
Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхает –
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И наконец нашла его.
Но тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала,
Мне очень нравится балет,-
Ребятам я сказала.
Ребята, увидела ли девочка спектакль?
Правильно ли она поступила?
Как надо было вести себя в данной ситуации?
VII. Кроссворд.
Сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд на те же правила, которые сегодня повторили.
Вопросы по горизонтали:
- Что показывают в театре? (спектакль)
- Что такое «Лебединое озеро»? (балет)
- Место, куда зрители сдают свою одежду? (гардероб)
- Человек, который смотрит спектакль? (зритель)
Вопросы по вертикали:
- Человек, исполняющий роль? (актёр)
- Помещение, где продают билеты? (касса)
- Пропуск в театр? (билет)
- Что выдают в раздевалке при сдаче одежды? (номерок)
- Возвышенное место в зрительном зале, где проходит спектакль? (сцена)
VIII. Подведение итогов.
Какие правила поведения в театре вы запомнили?
Как вы думаете, можно ли применять эти правила в других общественных местах?
Наше занятие закончено.
МОУ Дмитровская общеобразовательная средняя школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов
«Его Величество – Театр!» (слайд 1)
Звучат фанфары
- Добрый день, друзья, учителя, наши гости! - Мы рады приветствовать вас на нашем классном часе, посвященном Международному Дню театра.
Т. Доронина «Вы любите театр?»
Театр – это вдохновение, талант, творчество, дарящие людям радость от встречи с прекрасным искусством.
Театр – это таинство, загадка, где происходит непостижимое, когда талант, мастерство служителей Храма искусства заставляют современных людей вдруг поверить в подлинность всего, что происходит на сцене.
Театр – это мир идей, Перенесенных на людей. И это мир, в котором люди Живут надеждами на чудо. И тот, кто заглянул однажды, Уже не сможет не вернуться Туда, где может зритель каждый В любую сказку окунуться.
Театр – это мудрость жизни. И каждый здесь найдет ответ О том, кто патриот Отчизны, А кто лишь создает портрет. Спасибо вам, творцы иллюзий, За труд, порой неоценимый. Всегда пусть с вами будет муза, А вы – судьбой всегда хранимы!
Какое чудо - оказаться в сказке С героями оживших вдруг легенд! Нас удивляют их костюмы, маски, Захватывает действия момент. Они поют, горюют, размышляют... Накал страстей передается нам. Игрой своей нам души зажигают. Искусство их - театр, не балаган. Сегодня славим мастерство актеров, Поздравить с Днем театра их спешим, Гримеров, костюмеров и суфлеров - Мы всех за волшебство благодарим!
Для зрителя театр – всегда как сказка. Здесь в зале зрители снимают свои маски, И надевают их актрисы и актеры Под чутким руководством режиссера.
Чтобы взглянули на себя со стороны, Чтоб в душу заглянуть свою могли, Все зрители. Любой, придя сюда, Поплакать сможет и смеяться без труда.
На миг возвысится над собственной судьбой, И вдоволь посмеётся над самим собой. Здесь торжествует жизнь под рампы светом. Театр, благодарим тебя за это!
- Давайте же окунемся в этот удивительный мир страстей и жизни!
- Тсс-с! Слышите? Звонок23? Наша программа начинается!
Музыка (театральный звонок)
Начиная с 1961 года, на всей земле ежегодно 27 марта празднуют Международный день театра под девизом «Театр, как средство взаимного понимания и укрепления мира между народами». (Слайд 2)
Международный день театра это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это – праздник творчества и вдохновения, эмоций и впечатлений, это наш праздник праздник миллионов неравнодушных зрителей. (Слайд 3)
Посещение хорошего спектакля - всегда доставляет духовное наслаждение и приносит настоящий праздник. Это волшебная страна, имя которой – Театр.
Кл. рук.: (А совсем недавно мы с вами посетили московский драматический театр "ET CETERA" п/р Александра Калягина) (слайд 4)
Посмотрим еще раз маленькую страничку спектакля «Королевская корова».
(слайд 5) В сказке всем заправляет не злая колдунья, не добрая фея, а корова. Не простая корова, не священная, а королевская. Зовут ее по-простому, по-нашему - Зорька. Состоит Зорька на королевской службе: интриги плетет, песенки поет и с королем в шашки играет. Злых наказывает, влюбленных под венец ведет, да и себя не забывает.
Спектакль «Королевская корова» замечательный. Все смеялись от души. Отличная актерская игра, декорации, костюмы, сюжет - настолько всех увлёкли!
Как известно, слово «театр» произошло от древнегреческого слова, что значит «место, где смотрят». В театре играются два наиболее популярных жанра - комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски. (Слайд 6)
- В учебнике истории мы прочитали о том, что театр Древней Греции родился в честь бога виноделия Диониса в марте 534 года до н. э. Победителя первых драматических состязаний в Афинах, поэта Фесписа называют и первым актером, и первым драматургом. Существует суеверие, что дух Фесписа присутствует при каждом исполнении театральной пьесы и может вмешиваться в ее ход, способствуя или препятствуя успеху. (Слайд 7)
- Театр - это искусство, где все события происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником. Проходят годы, а театр остается самым любимым видом искусства. И кто бы мог подумать, что сегодняшний красивый театр начинался со скоморошества... (Слайд 8)
- Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды превратились в игры-представления, ряженье, диалог.
- Старейшим театром были игрища скоморохов. Скоморошить – это значит петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах.
видео с пляской
- Придворный и школьный театры появились в 17 веке. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались евангельские сюжеты и житейские предания. (Слайд 9)
Сценка детей 5 а из «Рождества». (Слайд 10)
- Придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы состоялось в 1672 году. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд.
- Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры. Российский театр был учрежден императрицей Елизаветой Петровной в 1756 году. В его состав вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы. (Слайд 11)
- Россия – это великая театральная держава. Современный отечественный живет, развивается и ищет новые творческие пути.
Заставка, фанфары
- Сегодня мы посвящаем всех присутствующих в зрители и дарим основные правила жизни в стране Театр, которые пригодятся нам при посещении любого театра.
Презентация «Правила поведения в театре». (Слайд 12)
Дорогой друг!
Посещение театра - это праздник души. Чтобы не омрачать его ни себе, ни другим, следует соблюдать некоторые правила. В основе их лежит уважение к публике, пришедшей посмотреть спектакль, и внимание к актерам.
1. Главное правило - поддержание глубокой тишины.
2. Невежливо во время спектакля общаться с соседями, комментировать происходящее на сцене, шелестеть программкой.
3. Ощущение праздника создает нарядная одежда. 4. Ты, конечно же, вежлив и обязательно поблагодаришь того, кто выступал, похлопав в ладоши или подарив букет цветов. Твои аплодисменты - благодарность для артиста. 5. Если вы хотите преподнести цветы понравившемуся актеру, не поднимайтесь на сцену. Сцена в театре - святое место, куда не имеют права ступать посторонние.
Заставка музыкальная. Раздача всем программок.
В театре. Агния Барто Когда мне было восемь лет,Я пошла смотреть балет.Мы пошли с подругой Любой.Мы в театре сняли шубы,Сняли тёплые платки.Нам в театре, в раздевалкеДали в руки номерки.Наконец-то я в балете!Я забыла всё на свете!Даже три помножить на триЯ сейчас бы не могла.Наконец-то я в театре,Как я этого ждала!Я сейчас увижу феюВ белом шарфе и венке.Я сижу, дышать не смею,Номерок держу в руке.Вдруг оркестр грянул в трубы.Мы с моей подругой ЛюбойДаже вздрогнули слегка.Вдруг вижу - нету номерка.Фея кружится на сцене -Я на сцену не гляжу.Я обшарила колени -Номерка не нахожу.Может, он под стулом где-то?Мне теперь не до балета!Всё сильней играют трубы,Пляшут гости на балу,А мы с моей подругой ЛюбойИщем номер на полу.Укатился он куда-то...Я в соседний ряд ползу.Удивляются ребята:- Кто там ползает внизу?По сцене бабочка порхала -Я не видала ничего:Я номерок внизу искала.И, наконец, нашла его.А тут как раз зажёгся свет,И все ушли из зала.- Мне очень нравится балет, -Ребятам я сказала.
Заставка, фанфары.
(Слайд 13) Кл. руков.:
Мы о театре много знаем.
О знаниях ваших сейчас разузнаем.И с вами чин по чину
Театральную проведем викторину.
1. Как называется самый высокий женский голос? (Сопрано.) 2. Что такое авансцена? (Передняя часть сцены.) 3. Где по отношению к дирижеру сидит в оркестре первая скрипка? (Слева.) 4. Как называются места в зрительном зале, которые находятся за партером? (Амфитеатр.) 5. Как называются изделия, заменяющие на сцене настоящие предметы? (Бутафория.) 6. Как называется граница между зрительным залом и сценой? (Рампа.) 7. Сколько струн в скрипке? (4.) 8. Назовите фамилию братьев, которые изобрели кино. (Люмьер.) 9. Как в России принято называть анимацию? (Мультипликация.)
10. Самый приятный для артистов шум во время спектакля - это... Что? (Аплодисменты.)
11. Ближайшая к буфету часть зрительного зала - это... Какая? (Балкон.)
12. Какой персонаж сказки Толстого продал «Азбуку» и купил билет в театр? (Буратино.)
13. Каким театром владел Карабас Барабас? (Кукольным театром.)
14. Как называется время поедания сладостей в театральном буфете? (Антракт.)
раздать детям конфеты «Маска» (заставка, фанфары)
Давайте поиграем во время антракта.
«Мы с тобой – одна семья: я, ты, он, она».
- Обними соседа справа, обними соседа слева (кладут руки на плечи соседей). Мы с тобой – друзья. Мы с тобой – одна семья.
- Наклонись к соседу справа, наклонись к соседу слева (кладут голову на плечо соседа). Мы с тобой – друзья. Мы с тобой - одна семья.
- Разбуди соседа справа (похлопывание по плечу), разбуди соседа слева. Мы с тобой – друзья. Мы с тобой – одна семья.
- Ты погладь соседа справа (гладят рукой по голове, по спине), ты погладь соседа слева. Мы с тобой – друзья. Мы с тобой - одна семья.
- Ты качнись к соседу справа. Ты качнись к соседу слева (покачивание). Мы с тобой – друзья. Мы с тобой – одна семья.
15. Как называется «театральный» сорт российских шоколадных конфет? «Маска».
16. В современном театре нет жесткого деления на амплуа. И актёр, который вчера играл злодея, сегодня может играть романтического положительного героя. Разнообразие характеров требует серьёзной профессиональной подготовки. Я предлагаю нашим артистам произнести тараторки, громко и четко. Данный конкурс называется дикционный тренинг. (2 чел.)
Чтение тараторок.
Я сижу и слушаю не дыша
Шорохи шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
«Шу-шу-шу».
«Ты о чем?» - сказала я камышу.
Камышинки шепчутся:
«Ши-ши-ши».
«Что вы тихо шепчете, камыши?»
«Разве так шушукаться хорошо?»
А в ответ шуршание:
«Шо-шо-шо».
Я пляшу у самого камыша,
Камышинки шепчутся:
«Ша-ша-ша».
Словно просят шепотом: «Не пляши».
До чего пугливые камыши!
Чтение 2 «Тараторки».
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не слишком близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя.
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом.
И называть безделье делом.
(Дж. Родари)
17. Какое небесное тело используется для определения известных и знаменитых актёров? Звезда.
Награждение «звездами» лучших. (Вклеиваем в дневники) (Слайд 14)
- Любите театр за молодость, за ум, за озорство. - За святой его размах, за те прекрасные порывы душ актёров, которыми они делятся со зрителем.Все вместе поем песню «Да здравствует сцена!» (Слайд 15)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В работе классного руководителя наверняка запланирована и такая форма общения с детьми, как посещение театров, музеев, различных выставок, кинотеатров.
Перед тем как вывести своих питомцев в свет, необходимо провести предварительную беседу о том, как надо вести себя в общественных местах, ознакомить ребят с основными правилами поведения:
1. Нельзя громко разговаривать и тем более кричать и размахивать руками в общественных местах.
3. Неприлично вслух комментировать или давать свою оценку происходящему на сцене, тем более переговариваться или делиться своими впечатлениями с товарищем.
4. Крайне неприлично сидеть в зрительном зале развалясь, вытянув ноги. Этим вы показываете своё неуважение к окружающим.
5. Если вам, по важной для вас причине, необходимо пройти к выходу, извинитесь перед сидящими рядом с вами людьми. Проход между рядами небольшой, поэтому, чтобы вас пропустить, им придется встать со своего места. Проходя между рядами, развернитесь к сидящим лицом, а не спиной и другой частью тела, что крайне неуважительно по отношению к ним.
6. Некрасиво, сидя в зрительном зале, грызть ногти, чистить нос, причесываться и т. п.
7. После спектакля или в антракте не рекомендуется носиться по вестибюлю сломя голову и толкаться, торопясь к выходу. Всё понятно - вы устали сидеть, вам необходимо размяться. Но оглянитесь вокруг себя, сколько людей присутствовало вместе с вами на спектакле или киносеансе. Что было бы, если бы всем им взбрело в голову немного «поразмяться»? Так что преимуществ перед другими у вас нет, поэтому ведите себя спокойно и достойно, как и полагается хорошо воспитанному человеку.
8. При посещении театра или музея продумайте свой гардероб: нелепо смотрятся трико и кроссовки, а также яркие платья, обилие косметики и т. п. Посоветуйтесь с родителями, как вам лучше одеться.
9. После просмотра спектакля не торопитесь покинуть свое место, поблагодарите своими аплодисментами актеров за их нелегкий труд и великолепную игру.
Это интересно!
Кстати, об аплодисментах. Знаете ли вы, почему люди аплодируют? Хлопать артистам начали еще в Древнем Риме при императоре Нероне, считавшем себя гениальным актером. При его появлении на сцене зрители должны были вставать с мест и бить в ладоши. Никому не хотелось быть казненным, поэтому бедные римляне, не жалея сил, стоя аплодировали своему императору, стараясь «перехлопать» друг друга, показывая всем своим видом восхищение и одобрение.
Спустя несколько столетий во Франции в XVIII веке пылкие поклонники рукоплескали красавицам, восторгаясь и восхищаясь их очарованием и красотой.
Постепенно обычай аплодировать в знак одобрения распространился на любые публичные выступления.
Если предстоит посещение театра оперы и балета, то неплохо было бы подготовить детей к предстоящему просмотру, что поможет им более осмысленно и осознанно вникнуть в содержание спектакля, у них не будет повода зевать и смотреть по сторонам.
На некоторые вопросы учащиеся вряд ли смогут ответить без подготовки, поэтому можно кому-то из ребят поручить подготовить небольшой рассказ о творчестве П. И. Чайковского, найти его портрет, может быть, зачитать главы из книги Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик» (ниже дается краткая информация), показать красочные иллюстрации. Неплохо было бы прослушать фрагменты музыки (в записи), определить, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, проанализировать их звучание и т. п.
Можно также поручить ребятам подготовить сообщение об истории театрального искусства вообще или же о том, когда появился театр в вашем городе, какие исторические события связаны с вашим театром, о его традициях и т. п.
Дополнительный материал
Кто такой Щелкунчик?
Без всякого сомнения, каждый из вас, ребята, знает или слышал о маленьком и отважном Щелкунчике. Но задумывались ли вы, откуда у персонажа сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», такое необычное имя?
Наверное, оттого, что этой игрушкой можно щелкать орехи, - скажете вы.
От слова «щелкать», «щелкун» и произошло имя деревянного человечка, умеющего не только исправно щелкать орешки, но и храбро драться с неприятельским мышиным войском.
Да, имя Щелкунчика нам больше известно как имя сказочного героя. Но для немецких детей это прежде всего забавная игрушка. Вот уже на протяжении многих веков в Германии существует такая традиция: взрослые дарят детям на Рождество забавного деревянного человечка с большим ртом, которым он щелкает орехи.
Как появилась эта игрушка - неизвестно. Игрушечных дел мастера из Баварии, Тюрингии и других мест издавна славились по всему миру своим мастерством. Славились эти места и своими лесами, поэтому материал для игрушек всегда был под рукой. Нюрнбергские деревянные солдатики, лошадки, соннебергские куклы... Какие только игрушки не выходили из-под искусных рук народных умельцев! Весь «игрушечный товар» свозился на ярмарки - в Лейпциг, Гамбург, Франкфурт, а оттуда он уже расходился по разным странам: в Италию, Францию, Россию.
Издавна в Германии под Новый год наряжалась ёлка, на которую вместе со сладостями на веточки обязательно вешались золочёные орехи. Вот и придумал кто-то из игрушечных дел мастеров такого вот Щелкунчика, чтобы было чем орехи колоть. Игрушка не только колола орехи, то есть была вещью полезной и необходимой в доме, но и вполне соответствовала статусу подарка. А так как немцы народ довольно практичный, то подобная вещь быстро вписалась в быт немецких семей. Через некоторое время чуть ли не в каждом доме на Рождество на свой почётный караул под ёлку «заступал» трудяга Щелкунчик.
Постепенно Щелкунчик стал для детей, да и для взрослых, олицетворением праздника, домашнего уюта.
Что такое балет?
Это музыкально-театральное произведение, объединяющее в себе музыку, танец и сценическое действие.
Герои балета свои действия и чувства раскрывают не с помощью слов или пения, как это происходит в драматическом спектакле или опере, а посредством танцевальных движений и пантомимы - немой игры с помощью жестов и мимики.
Создателем русского классического балета был Петр Ильич Чайковский. Им написаны такие балеты, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Балет «Щелкунчик»
Основой балета, как уже говорилось, послужила сказка немецкого писателя Э.-Т.-А. Гофмана. В этой причудливой сказке реальная жизнь перемешана с вымыслом. Судите сами: Мари и Фриц, их родители, гости, фокусник - это вполне реальные, правдоподобные персонажи. Щелкунчик, лошадки, пряничные солдатики, игрушки, Мышиный Король, его подданные - это сказочные, фантастические герои. Но порой трудно различить, где вымысел, а где правда. Да и стоит ли это делать? Ведь в Новогоднюю ночь, в Рождество мы все ждем маленького чуда, которое обязательно должно произойти в полночь...
Проходят годы, мы взрослеем, стареем... и продолжаем ждать, а вдруг?.. А ведь чудо - вот оно: прекрасная, волшебная, очаровательная сказка о Щелкунчике и его приключениях. Может быть, стоит вечером поудобнее устроиться в кресле или на диване, возле новогодней ёлки, притушить яркий свет и вместе со своими близкими прочитать еще раз эту удивительную и добрую сказку? И кто знает, может быть, ровно в полночь с вами произойдет не менее удивительная история или приснится фантастический сказочный сон...
В балете два действия. События происходят в канун Нового года. За окном метель, шаловливые снежинки танцуют свой необыкновенный, причудливый танец. В комнате, где стоит красиво украшенная елка, тепло и уютно. Взрослые и дети веселятся вокруг новогодней ёлки. Появляется фокусник, в руках у него много игрушек. Среди них забавный Щелкунчик, предназначенный для колки орехов. Брат Мари, Фриц, сразу решает использовать игрушку по назначению: засунув Щелкунчику в рот непомерно большой орех, он ломает его. Мари очень жаль игрушку. Вечером, когда гости разошлись и праздник закончился, девочка с грустью укладывает пострадавшего в кровать своей куклы и уходит. Но Мари не спится - впечатления этого вечера не дают уснуть, и девочка решает еще раз взглянуть на прекрасную ёлку. Лунный свет озаряет зал. На глазах у Мари ёлка начинает расти, игрушки - оживать: вот маленькие солдатики торжественно маршируют вокруг елки. А кто же ими командует? Неужели... конечно же, это Щелкунчик!..
Вдруг слышится зловещая музыка, со всех сторон полезли мыши, они на минуту с почтением замирают - появляется Мышиный Король. Он отдает приказ своему войску: уничтожить игрушки. Те набрасываются на игрушечную армию... И произошло бы самое худшее, если бы не вмешалась Мари. В последний момент девочка, сняв башмак, запускает им в Мышиного Короля, и в этот момент Щелкунчик смертельно его ранит. Мышиное войско, лишившись своего предводителя, разбегается, а Щелкунчик вдруг превращается в прекрасного принца. Он приглашает Мари следовать за ним. Зал превращается в заснеженный лес. Вокруг танцуют снежинки...
Второе действие балета происходит в большом волшебном Царстве сластей. Фея Драже встречает Мари и принца, исполняя прекрасный, грациозный танец. Появляются всевозможные сласти, они также танцуют. Все эти танцы образуют дивертисмент: в балете или в опере это один или несколько танцев, которые не связаны непосредственно с развитием действия. Каждый танец дивертисмента второго действия имеет свое название и яркую выразительную музыку. Здесь и «Трепак», и «Вальс цветов», испанский танец «Шоколад», арабский танец «Кофе», китайский танец «Чай», очаровательный танец пастушков.
Каждый танец необыкновенен, музыка прекрасна, а сам балет произведёт на ребят неизгладимое впечатление.
Ну вот, успешно прошло посещение театра, первая часть внеклассной воспитательной работы педагога выполнена. Предстоит еще одна задача: помочь детям прекрасные и возвышенные чувства, зародившиеся от просмотра «Щелкунчика», выразить в рисунке, различных поделках, стихотворении, небольшом рассказе, сочинении и т. п. Это развивает фантазию, инициативу, память, образное мышление, творческие способности учащегося. Творческие работы ребят можно затем выставить в классе, на школьной выставке и т. д.
ЦЕЛИ:
Познакомить детей с культурно – просветительными учреждениями.
Закрепить знания школьников о правилах поведения.
Продолжить работу по воспитанию общей культуры учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Слайд1
то смеются, а то плачут!
Хоть кого изобразят,-
Мастерством всех поразят. Отгадка : театр
Сообщение темы.
Слайд 2
Беседа по теме.
Ребята, кто из вас был в театре?
Что же такое театр?
Слайд 3
Что же такое театр?
Слово "театр" греческого происхожде ния. В греческом языке оно означает место для зрелища, да и само зрелище (слайд 2) .Театральное искусство возникло очень давно. И развивалось вместе со всем человечеством.Когда мальчишки играют в роботов или в космонавтов - разве это не спек такль, не представление? Или девчон ки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры - не свой ли это маленький домашний театр, где у каждого - своя роль?
Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Гре цию.
В России появление национально го театра связано с народными игра ми и обрядами. В XI веке на Руси поя вились скоморохи - бродячие акте ры. В середине XVIII века появился и первый театр в Ярославле. Потом те атры возникали в других городах. По явились и писатели, которые писали пьесы для театра. Каждый день наши театры раскрывают свои двери перед сотнями юных зрителей.Слайд4
Какие театры вы знаете у нас в Чебоксарах?
Чувшский драматический театр
Театр был основан в в . В переехал в . В присвоено звание академического, в - имя поэта . Здание театра было построено в 1961 Здание Чувашского государственного академического драматического театра является памятником архитектуры.
Русский драмтеатр
Летом в Чебоксарах в доме купца Ефремова был организован . Этот коллектив послужил основой труппы театра, открытого в 1922 г.
Чувшский государственный театр кукол
ГУК «Чувашский государственный театр кукол» - , расположенный в на , дом 15. В творческой практике театра органично сочетаются две линии: традиционно-европейская и национальная. За годы работы создано более 200 спектаклей.
Слайд5
Чувашский государственный театр оперы и балета
Театр открылся в первой чувашской оперой "Шывармань" ("Водяная мельница") Ф.Васильева
Музыкальный театр
Театр юного зрителя
Чувашский государственный театр юного зрителя им. был основан в . Первый спектакль «Молодой пласт» («Топай») по пьесе Л. Бочина состоялся - этот день считается днём рождения ТЮЗа
Но прежде чем попасть в театр, что необходимо сделать?
Слайд6
Нужно купить билет. А где и как это сделать?
Билеты нужно купить в кассе.
Посещение в театр и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни людям, нужно соблюдать некоторые правила этикета.
Слайд 7
Дверь в театр - это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты, это дверь, открывающая перед нами особый мир - мир искусства.
Но от самих вас зависит, принесет ли посещение театра радость или оставит равнодушным, вызовет чувство досады или огорчения.
Собираясь в театр не забудь одеться понаряднее. На представление приходят за 15-20 минут до начала.
Слайд 8
Приходя в театр нужно неспеша раздеться, получить номерки, поправить прическу, и пройти в зал.
Слайд 9
Как правильно пройти к своим креслам?
На своё место проходят лицом к уже сидящим зрителям.
Они же могут встать, если так удобнее вас пропустить.
Слайд10
Во время спектакля не принято разговаривать, даже шёпотом, подпевать артистам или топать ногой в такт музыке, также нельзя говорить по мобильному телефону.Слайд11
В зрительном зале неприлично есть,особенно во время представления
Шуршание бумажек и другие звуки мешают окружающим.
Слайд12
Во время антракта зрители могут сходить в буфет, где соблюдают очередь и разговаривают в полголоса.
Слайд13
После окончания спектакля зрители аплодируют и дарят артистам заранее
принесённые цветы.
Затем публика спокойно покидает зрительный зал.
IV. Закрепление материала.
Вот мы с вами повторили правила поведения в театре. Все их запомнили?
Сейчас проверим. Я вам буду задавать вопросы и предлагать варианты ответов, а вы должны будете выбрать правильный:
Как нужно одеваться в театр?
а) повседневно;
б) празднично;
в) как на спортивное мероприятие.
2. За сколько времени нужно приходить в театр?
а) за полчаса;
б) за 5 минут;
в) когда начнётся спектакль.
3. Как правильно пройти на своё место?
а) лицом к сидящему;
б) спиной к сидящему.
4. Как вести себя во время спектакля?
а) кричать;
б) топать;
в) смотреть и слушать
г) разговаривать.
5. На какое место надо садится в зале?
а) на любое;
б) указанное на билете;
в) где будет свободно.
6. Что можно взять с собой в театр?
а) поп-корн;
б) конфеты;
в) ничего;
г) семечки.
V. Закрепление на практике.
Молодцы, ребята! Теорию вы запомнили хорошо. А теперь давай те попробуем применить эти правила на практике.
Есть желающие?
(5 человек подходят к кассе, берут билеты и садятся по своим местам, указанных на билетах; 6-ой человек приходит позже всех и проходит по рядам на своё место)
VI. Беседа по стихотворению.
Теперь послушайте историю о девочке, которая очень любила ходить в театр.
А. БАРТО « В ТЕАТРЕ».
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре!
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, двигать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка.
Фея крутится по сцене –
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени –
Номерка не нахожу.
Может он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то …
Я в девятый раз ползу.
Удивляются ребята.
Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхает –
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И наконец нашла его.
Но тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала,
Мне очень нравится балет,-
Ребятам я сказала.
Ребята, увидела ли девочка спектакль?
Правильно ли она поступила?
Как надо было вести себя в данной ситуации?
VII. Кроссворд.
Сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд на те же правила, которые сегодня повторили.
Вопросы по горизонтали:
Что показывают в театре? (спектакль)
Что такое «Лебединое озеро»? (балет)
Место, куда зрители сдают свою одежду? (гардероб)
Человек, который смотрит спектакль? (зритель)
Вопросы по вертикали:
Человек, исполняющий роль? (актёр)
Помещение, где продают билеты? (касса)
Пропуск в театр? (билет)
Что выдают в раздевалке при сдаче одежды? (номерок)
Возвышенное место в зрительном зале, где проходит спектакль? (сцена)
VIII. Подведение итогов.
Какие правила поведения в театре вы запомнили?
Как вы думаете, можно ли применять эти правила в других общественных местах?