О специфике композиции повести В. Астафьева «Последний поклон

Н.А. Молчанова

В.П. Астафьев говорит о писательском труде как «изнуряющем, беспрестанном поиске», поиске художественных форм, средств, образов. Композиция повести «Последний поклон» отразила поиски писателя в способе выражения эпических задач. История создания повести своеобразна. В нее вошли в качестве отдельных глав публиковавшиеся в разные годы рассказы и небольшая повесть «Где-то гремит война». Построение повести характерно для целого ряда произведений последних лет: «Липяги» С. Крутилина, «Сумка, полная сердец» Вяч. Федорова, «Хлеб - имя существительное» М. Алексеева и др. Подобная «фигурная композиция - повесть из цепи звеньев, кусков, колец», обнаруживает тенденцию к циклизации и становится заметным явлением современной литературы, отразившим ее стремление к эпической полноте, к широкому синтетическому видению мира, ее попытки «преодолеть дробность частных наблюдений, характерологических зарисовок, ограниченность нравственной фактографии».

Печатавшиеся по отдельности в течение 1957-1967 гг. рассказы Астафьева благодаря художественным достоинствам получили высокую оценку критики. Но каждый из них по своему содержанию не мог выйти за рамки повествования частных историй, бытовых или лирических зарисовок. Отдельный рассказ не мог передать процесса становления личности во всем драматизме и многообразии ее связей со средой, с обществом, с историей. Собранные в единое художественное целое, рассказы-главы приобрели новое качество, выражая более крупное осмысление всех проблем, расширили масштабы повествования. Повесть в рассказах предстала «книгой о России, о народе, о нравственных корнях русского человека», «поэтической летописью народной жизни».

Выбор и порядок рассказов определялись емкой творческой задачей писателя, стремлением показать формирование народного характера, его неразрывную связь с родной почвой, взрастившей его средой. Поэтому художественный замысел автора не ограничивался повествованием о деревенском детстве. Структура повести в рассказах позволила показать героя в соотношении и связи с важнейшими событиями в стране, соотнести его судьбу с судьбой нации, т. е. расширила эпические возможности произведения. В своей совокупности бытовые, социальные, этические приметы и особенности деревенской жизни 30-40-х годов, изображенные в рассказах, воссоздают живую, зримую картину времени и народа.

В произведениях М. Алексеева и С. Крутилина ставится цель - многосторонне изобразить жизнь русской деревни, проследить основные вехи ее истории и современность. В. Астафьев подчиняет повествование иной цели - исследовать глубинные истоки характера человека, воспитанного русской деревней. Это обусловило тщательно продуманную организацию материала не только в порядке расположения рассказов, но и в композиции системы образов.

Повесть открывается рассказом-главой «Далекая и близкая сказка» (1963); это экспозиция к повествованию о Сибири и сибиряках, «о том, как им жилось, об удали их, стойкости и жалости». Открытие мира у маленького героя начинается с самого главного в рождении личности - с открытия родины, осмысления любви к ней. Драматизм звучания патриотической темы, почти трагедийное ее решение усиливают полифонизм повести, раздвигают горизонты произведения, выводят за рамки судьбы одного человека, одного народа, дают динамику повествованию.

Скрипач-поляк, потерявший родину, в звуках скрипки передает любовь и тоску о ней «Все проходит - любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по родине...».

Из первого рассказа исходят и взаимодействуют в продолжение всей повести самые важные в авторской концепции человека мотивы, объединенные героем и патриотическим лейтмотивом: труд, народная нравственность, природа, искусство.

Три лирические зарисовки, идущие за первой главой повести («Зорькина песня», «Деревья растут для всех», «Гуси в полынье»), связаны общим содержанием, рассказывают о богатстве и красоте мира природы, о желании героя понять и защитить его. Движение, развитие художественной мысли выражаются в способе изображения героя, погруженного в поток народной жизни, окруженного стихией природы, деревенского быта и традиций. Задачи событийного сюжетного повествования как бы отступают на второй план. Интерес автора сосредоточен на раскрытии внутреннего мира, жизни человеческой души.

Один из самых поэтичных, лирических рассказов-глав «Запах сена» (1963) продолжает картину духовного воспитания человека, в котором труд - основа жизни, ее смысл и мерило. На фоне чудесной лунной ночи с волнующими запахами снега, душистого сена рождается выразительная сцена труда взрослых, и детей в атмосфере праздника.

Трудности воспитания, морального роста Виктора Потылицина, драматизм этого процесса раскрывает рассказ-глава «Конь с розовой гривой» (1963). Роль бабушки Катерины Петровны, в сущности главного героя всей книги, «ангела-хранителя» детства, доброго, сильного и мудрого человека особенно значима в судьбе автобиографического героя. Образ бабушки проходит через все повествование, и каждый рассказ высвечивает новые грани не только в формирующемся характере деревенского мальчика, но и в характере его бабушки. Бабушка понимает переживания ребенка, услышавшего прекрасную музыку деревенского скрипача, она рассказывает внуку об утренней «Зорькиной песне», объясняет, что «деревья растут для всех», привозит из города пряник - «коня с розовой гривой», простив Вите обман. «Надсаженная» в работе с малых лет, она кормит, обшивает, обихаживает, пестует огромную семью. «В любом деле - не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо». Бабушка отзывчива к чужому горю, готова к бескорыстной помощи. «Большое сердце бабушки «болит обо всех». Жизнь Катерины Петровны отразила трудный путь русского народа, его радости, невзгоды, и радостей она не забывала, «умела замечать их в простой своей и нелегкой жизни». И главные черты ее характера, трудолюбие, доброта, стойкость делают ее выразительницей социальных и нравственных идеалов народа. Обратившись к исследованию народного характера, автор решает эпические задачи, ибо жизнь героини и жизнь народа представляются единым целым, имеющим один исток.

О судьбе бабушки, о ее определяющем влияния на внука повествуют, через бытовые образы и детали, через подробности обыденной жизни рассказы «Монах в новых штанах», «Ангел-хранитель», «Осенние грусти и радости»», «Бабушкин праздник». Земная, живая, пластически воссозданная фигура бабушки Катерины Петровны к концу книги вырастает до символического обобщения, становится лицом героическим, эпическим. Именно такие люди питают народ, нацию живительными соками мужества, доброты, оптимизма. Не случайно заключительный рассказ посвящен бабушке - «последний поклон» ей завершает книгу о России, ибо она - живое, неповторимое воплощение родины.

Один за другим, рядом с бабушкой, появляются в рассказах-главах «люди детства», социально определенные и художественно неповторимые, включающие автобиографического, героя в деревенский мир, его нравственные связи. Таков дядя Левонтий с буйной ордой ребятишек, любящих «слободу». Беспутный, скандальный в пьяном задоре, он поражает мальчика противоречивыми чертами богатой натуры, привлекает бескорыстием, душевной открытостью, простодушием. («Конь с розовой гривой», «Осенние грусти и радости», «Бабушкин праздник» и др.). Рядом с Витей бойкий и лукавый друг-враг, левонтьевский Санька оттеняет поэтичную, тонкую натуру героя. Запоминается фигура Филиппа из рассказа «Дядя Филипп - судовой механик» (1965), с болью говорит автор о гибели его в сорок втором под Москвой, о вечном горе и памяти его жены. Скупыми штрихами намечен образ скромного сельского учителя. В трогательных заботах о нем жителей деревни, в любви к нему учеников проявляется исконное уважение народа к учителю, преклонение перед званием. Поэтому законное место в системе образов и глав занимает рассказ о деревенской школе и ее подвижниках - «Фотография, на которой меня нет».

Рассказы-главы «Осенние грусти и радости» (1966) и «Бабушкин праздник» (1968), рисующие многолюдные сцены труда и праздников, дополняют общую объемную картину народной жизни и галерею народных характеров. Прозаическая и утомительная рубка и засолка капусты превращаются в праздник, рожденный подъемом от дружной коллективной работы. Рассказ о бабушкиных именинах показывает последний «сбор всех» родных перед войной. Приближающиеся события вносят в повествование оттенок грусти, предчувствие будущих потерь и лишений, гибели и сиротства, скрытый драматизм человеческих судеб, В небольшом рассказе вылеплена серия портретов, живых характеров, их многоголосое застолье, а в центре - бабушка, хранительница обычаев и традиций огромной семьи.

Необходимо отметить, как продуманно расположены рассказы-главы, драматическая тональность, внутренняя конфликтность которых нарастает по мере приближения к кульминационной главе «Где-то гремит война». Первый рассказ как увертюра содержит в себе главные темы и образы всего повествования. Следующие четыре рассказа светлы, полны чистой радости ребенка, открывающего мир природы. «Конь с розовой гривой» и «Монах в новых штанах» вводят реалистически точным и правдивым изображением в трудную и небогатую жизнь деревни 30-х годов, усиливают мотив драматизма, сложности бытия. Рассказ «Ночь темная-темная» поддерживает этот мотив, в герое крепнет желание разобраться в сложностях жизни и взять свою долю ответственности «за село родное, за эту реку и землю, суровую, но приветную землю».

Маленькая повесть «Где-то гремит война», предшествующая заключительному рассказу, выполняет принципиальную роль в композиции произведения: ее события передают крутой перелом в судьбе и состоянии героя, их можно считать кульминационным моментом в процессе мужания, самоутверждения героя. Едва не погибший в лютый мороз по дороге к тетке Августе, Виктор побеждает смерть, стремясь навстречу огню, человеческому теплу и помощи. Многодетная тетка в родном селе получила «похоронку», терпит страшную нужду. Племянник идет на охоту в зимнюю тайгу, чтобы спасти от лесных коз драгоценное сено. Сцена охоты – одна из лучших во всем цикле, самый напряженный момент в драматической истории формирования характера, повзросления героя. Переживания этой ночи перевернули душу подростка, что было подготовлено всем предшествующим повествованием. Встретившись с бедой, своей и общенародной, герой осознает свое место б жизни. Мысли о смерти, эмоциональный взрыв как выражение не контролируемых разумом чувств человека, вынужденного убивать - «стрелять в этого мудрого козла..., в эту новогоднюю, зимнюю ночь, в тишину, в белую сказку!» - ускорили процесс созревания гражданского мужества и высокой ответственности. «Еще никогда не казался мне мир таким потаенным и величественным. Его спокойствие и беспредельность потрясали... жизнь моя разломилась надвое. В эту ночь я стал взрослым».

Итоговый рассказ «Последний поклон» - о возвращении героя к родному очагу, где ждет бабушка, о возвращении с войны на родину солдата с глубоко осознанным чувством благодарности, с поклоном отечеству. Последние слова рассказа звучат гимном любимому и близкому человеку, память о котором «беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта».

Заключительные страницы повести придают ей законченность, подытоживают художественный материал, мозаику картин природы, семейного и деревенского быта, труда и праздников. Финальный рассказ многозначителен, он играет роль развязки, отразив завершение главного события эпохи - победу над фашизмом. Завершается не только важнейший жизненный этап героя, рассказ содержит обобщение социально-исторического смысла, так как повесть Астафьева исследует источники нашей победы, социальную и нравственную силу победителей, воспитанных «во глубине России».

Стремление показать множественность и разнообразие факторов, особенности времени, среды, людей, создающих личность, делают композицию повести открытой, динамичной, позволяют расширить книгу. В 1974 году опубликованы новые четыре главы книги. Будет дополнена новыми главами и перемонтирована первая книга, в частности в ней появится новая глава о детских играх «Гори, гори ясно!». Пишется вторая книга «Последнего поклона», куда автор собирается перенести повесть «Где-то гремит война» и которую завершит рассказ «Последний поклон». Эта новая, еще не законченная композиция двух книг представит интерес для будущего исследования.

В ныне существующей книге В.П. Астафьев, используя жанровые возможности рассказа, создает новую жанрово-композиционную форму, в которой художественная сила лирико-психологического рассказа выявляется особенно полно и многогранно. Из определенной системы типологически разных рассказов (обстоятельные социально-психологические рассказы с традиционной композицией, бесфабульные поэтические рассказы-картинки, лирические рассказы-очерки), из определенной системы образов, раскрывающих народный мир и народный характер, возникла повесть, получившая эпическое звучание.

Ключевые слова: Виктор Астафьев,«Последний поклон»,критика на творчество Виктора Астафьева,критика на произведения Виктора Астафьева,анализ рассказов Виктора Астафьева,скачать критику,скачать анализ,скачать бесплатно,русская литература 20 в.

Ф.И.О.: Кулагина Лилия Ильмурзовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: средняя общеобразовательная школа № 18 Кировского района г. Уфы

Педагогический стаж: 32 года
ТЕМА УРОКА: «Поклон добрым людям» (по повести В. Астафьева «Последний поклон»)

Класс: 9-ый

Количество часов: 2 часа
ЭПИГРАФ: «Я никогда не забуду того счастливого утра». (В.П. Астафьев)
ЦЕЛИ УРОКА:


  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева.

  2. Воспитание в учащихся чувства любви к Родине, окружающему миру, людям.

ХОД УРОКА

1-ый час
ВВЕДЕНИЕ

I. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве.

Урок хочется начать со слов деда писателя со стороны отца, Павла Яковлевича Астафьева.

Когда-то о своём внуке дед скажет:

“Счастлив ты, однако… Не участью долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом – то счастье и есть”.

Дед как в воду глядел. Именно таким человеком, зорким, внимательным, замечающим красоту человеческих отношений, красоту окружающего мира и был писатель В. П. Астафьев.

II. Биография писателя (сообщение ученика).

Имя В. П. Астафьева известно всему миру. Он родился в мае 1924 года в селе Овсянка, что на берегу могучего Енисея, неподалёку от Красноярска, “в трудовой, огромной, степенной и певучей семье”. Рано лишился матери – она утонула, в реке зацепившись косой за сплавную бону. Был отдан на попечение бабушки и дедушки – сибирских крестьян.

В 1934 году вынужден был покинуть родное село вместе с новой семьёй отца, вскоре был брошен на волю судьбы. Пройдя через сиротство, беспризорничество, в 15 лет попал в детдом заполярного города Игарки. До войны работал составителем поездов возле города Красноярска. Осенью 1942 года ушёл добровольцем на фронт. Служил шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое ранение.

Демобилизовавшись в 1945 году, прожил 18 лет на Урале, в Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, одновременно учился в вечерней школе.

Писать начал из чувства протеста, хотелось написать о войне то, что видел сам, “больше всего заботился о том, чтобы всё было точно, чтобы всё было, как было”.

В 1958 году его принимают в Союз писателей, а в 1959 – направляют на Высшие литературные курсы в Москву, где он учился до 1961 года.

Перу писателя принадлежат такие замечательные произведения, как повесть в рассказах “Последний поклон”, повествование в рассказах “Царь-рыба”, роман “Печальный детектив”, трагическая тема войны звучит в повести “Пастух и пастушка” (автор определяет её как современную пастораль). О войне – роман, написанный в 90-е годы – “Прокляты и убиты”, повесть “Так хочется жить”.

Ведущие темы творчества писателя: детство; природа и человек; война и любовь.

В 1968 году вышла I книга повести в рассказах “Последний поклон”. В последующие годы напечатаны II и III книги.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа по повести “Последний поклон”.


  • От чьего лица идёт повествование?
Повесть автобиографична. И всё-таки цикл этих рассказов нельзя назвать автобиографией самого писателя, так как в повести много других главных героев, открывших маленькому мальчику огромный, невидимый глазу мир человеческих отношений.

  • Кто является главным героем повести?

  • Задумайтесь над название произведения. “Последний поклон”.

  • Последний поклон кому?
(Всем тем добрым людям, которые повстречались писателю на дорогах детства, которые так или иначе повлияли на формирование взглядов подростка).

  • Какие 2 темы проходят через всё произведение?
(Тема детства и родины).

Эти темы очень тесно переплетаются в рассказе, который открывает воспоминания детства – “Далёкая и близкая сказка”.

1). “Далёкая и близкая сказка”.


  • Расскажите о Васе – поляке.
Включить “Полонез Огинского”.

Выборочное чтение учителем отрывка со слов “Но из-за увала, из глубокого нутра земли возникла музыка…” до слов “раненное на всю жизнь музыкой”.


  • О чём рассказывала музыка? Почему так тревожно и горько Витьке? Почему хочется заплакать, как он никогда ещё не плакал?
(О любви к Родине, к родной земле. Зачитать слова Васи-поляка об авторе музыки.)

  • Какой след оставил в душе мальчика Вася-поляк, его игра на скрипке?
(Самые лучшие чувства – воспоминания о матери, любовь к родной земле.)

  • Как односельчане относились к Васе-поляку?

  • Можно ли Васю-поляка назвать учителем жизни для Витьки Потылицына? Как вы думаете, почему глава “Далёкая и близкая сказка” первая в книге “Последний поклон”.
(Она о родине.)

  • Кто оставил Витьке самое дорогое воспоминание о детстве?
Всю любовь и нежность, на какую способно мужское сердце, отдал писатель прежде всего своей бабушке. Ей первой шлёт он низкий поклон своей повестью.

  • Расскажите о бабушке.
(Портрет бабушки из гл. “Монах в новых штанах”.)

  • Какую роль она сыграла в становлении характера и в судьбе своего внука?

  • Бабушка учит своего внука любить и понимать природу, передавала ему свой житейский и нравственный опыт, учила любить землю и всё живое вокруг.
2). Работа по главе “Зорькина песня”. (Краткий пересказ).

  • В каких главах рассказывается о том, как бабушка учит внука видеть прекрасное, учит бережному и трепетному отношению к земле, даёт первые уроки труда.
(4).“Деревья растут для всех” – сжатый пересказ).

  • Какие ещё уроки, данные бабушкой, запомнились Витьке?
(5).“Конь с розовой гривой” – сколько лет прошло с тех пор, но этот урок доброты, данный бабушкой навсегда запомнился внуку).
2-ой час

    Что нового мы узнали о бабушке в главе “Ангел - хранитель”? Как бабушка учила своих домашних переносить трудности?
(Бабушка – хранительница домашнего очага. Она поддерживает семью в трудные моменты жизни. Из любой сложной ситуации найдёт выход. Бабушка – добрая душа, подбирает брошенного щенка) .

  • Мудрые мысли бабушки.

  • Глава называется “Ангел - хранитель” – почему?
7). В повести “Последний поклон” много картин крестьянского труда, крестьянской жизни. Остановимся на главе “Пеструха”.

  • Что интересного узнали о жизни крестьян, о народных традициях, обрядах?
а). - Почему детей оберегали от вида крови?

б). Остановиться на сцене, как дед с бабушкой собирают детей, чтобы показать недавно родившегося телёночка и вместе придумать имя новорождённому.

в). Вечерняя дойка коров.

г). “Какой добрый наступает вечер! Хочется поделится с соседями и всеми людьми на свете хлебом, молоком, солью и сердцем”.

д). Вечерняя молитва бабушки.

8). – О чём говорится в рассказе “Осенние грусти и радости”?


  • Почему у бабушки Катерины Петровны самая вкусная капуста получалась?
(“Труд не в труд, а в удовольствие, праздник. С песней солили капусту”).

9). Глава “Бабушкин праздник”.


  • О каком празднике говорится в этой главе?

  • Как проводится этот праздник?
(Песня будила добрые чувства к друг другу, навсегда оставляла память о родном доме).

  • Каким запомнился дед внуку Илья Евграфович?
(Сообщение ученика).

  • “Последний поклон” – сокровищница народных мыслей. Послушаем их.
(Сообщение учащихся).

  • В какой тональности написаны все рассказы из этого произведения?
(Дать слово учащимся, которые заранее провели исследовательскую работу).

  • Лейтмотивом I книги являются слова: “Я никогда не забуду того счастливого утра”.

ЗАКЛЮЧНИЕ

“Последний поклон” это разговор о детстве и о тех людях, что согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук. Значение этого произведения в эмоционально – нравственном заряде, способном разбудить в читателях самые светлые чувства: радость жизни, любовь к родине, родной земле, труду, людям, живущим рядом с тобой.

Последняя глава произведения – “Последний поклон”. Именно здесь автор передаёт главную мысль произведения.

(Выразительное чтение учителем сцены последней встречи внука с бабушкой).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Напишите сочинение на тему: “Уроки доброты бабушки Катерины Петровны”.

«Последний поклон» - это повесть в рассказах. Сама форма подчеркивает биографический характер повествования: воспоми­нания взрослого человека о своем детстве. Воспоминания, как пра­вило, яркие, которые не выстраиваются в единую линию, а описы­вают случаи из жизни.

И все-таки «Последний поклон» не сборник рассказов, а еди­ное произведение, так как все его элементы объединены общей те­мой. Это произведение о родине, в том значении, как понимает ее Астафьев. Родина для него - это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком; это природа, суровая, необыкновенно красивая - мощный Енисей, тайга, горы. Каждый отдельный рас­сказ «Поклона» раскрывает конкретную черту этой темы, будь то описание природы в главе «Зорькина песня» или детских игр в гла­ве «Гори, гори ясно».

Повествование ведется от первого лица - мальчика Вити По- тылицына, сироты, живущего с бабушкой. Отец Вити - гуляка и пьяница, семью бросил. Мать Вити трагически погибла - утонула в Енисее. Жизнь мальчика протекала, как у всех остальных дере­ венских ребят: помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка, игры.

Главная героиня «Поклона» - Витькина бабушка Катерина Петровна - именно потому и стала нашей общей русской бабуш­кой, что собрала в себе во всей полноте все то, что еще осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно русского, что мы про себя каким-то чутьем узнаем, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего писатель в ней не приукрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание все первой узнать и всем в деревне распорядиться (одно слово - Генерал). И бьется, мучается она за детей и внуков, срывается в гнев и слезы, а начнет рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод: «Дети родились - ра­дость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер - тоже радость... Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одной рукой жала и косоручкой не сделалась - это ли не ра­дость?» Это общая черта старых русских женщин, и черта именно христианская, которая при истощении веры так же неотвратимо истощается, и человек все чаще предоставляет счет судьбе, меря зло и добро на ненадежных весах «общественного мнения», под­считывая страдания и ревниво подчеркивая свое милосердие. В «Поклоне» же все еще древнерусское, колыбельное, благодарное жизни и этим все вокруг животворящее.

Очень похожа на Катерину Петровну Астафьева Акулина Ива­новна из «Детства» М. Горького по силе своей жизненной.

Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его от­правляют к отцу и мачехе в город учиться в школе, так как в деревне школы не было.

И когда бабушка ушла из повествования, начались новые буд­ни, все потемнело, и явилась в детстве такая жестокая страшная сторона, что художник долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть «Поклона», грозный оборот своей судьбы, свое неиз­бежное «в людях». Не случайно последние главы повести были за­кончены в 1992 году.

И если Витька выбрался в новой жизни, то благодарить надо бабушку Катерину Петровну, которая молилась за него, постигала сердцем его страдания и тем из дальней дали неслышно для Вить­ки, но спасительно смягчила его хоть тем, что успела научить прощению и терпению, умению разглядеть в полной мгле даже малую крупицу добра, и держаться этой крупицы, и благодарить за нее.

«Последний поклон» - этапное произведение в творчест­ве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографиче­ской повести - судьба рано оставшегося без матери мальчи­ка, которого воспитывает бабушка. 108

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины дет­ских шалостей и забав, простые домашние разговоры, буд­ничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является об­раз бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее боль­шие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолю­бие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим лю­дям столько тепла и заботы, что воспринимаются как празд­ник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повес­ти посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пы­тался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величест­венный Енисей является одним из центральных образов по­вести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детст­ва и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама глав­ного героя. И через много лет на страницах своей автобиогра­фической повести писатель мужественно поведал миру о по­следних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные на­ходки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой тума­ны»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили го­ловами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бес­шумно»),

В самозабвенном любовании красотами родной приро­ды герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заго­воры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не об­ходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был госте­приимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафь­ев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, храни- 110 мую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сель­ских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хому­ты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека про­ходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гу­манное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают ос­тавшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная про­делка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голод­ное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ре­бята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посуди­ны», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехит­рыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческо­го существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувст­вовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель под­черкивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произ­ведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с ба­бушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радо­сти и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (319)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (255)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

    • Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но...

    • B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...» анализ произведения (250)

      Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они...

    • B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения (605)

      «Песня о друге» - одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме - теме дружбы как наивысшей нравст­венной...

    • B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения (222)

      «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает...

Творчество В.П. Астафьева преимущественно изучено в идейно-тематическом плане: тема войны, тема детства и тема природы.

В «Последнем поклоне» сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографической повести - судьба рано оставшегося без матери мальчика, которого воспитывает бабушка. Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является образ бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее большие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолюбие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему вкус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим людям столько тепла и заботы, что воспринимаются как праздник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела. Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повести посвящены русской природе.

Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пытался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величественный Енисей является одним из центральных образов повести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детства и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама главного героя. И через много лет на страницах своей автобиографической повести писатель мужественно поведал миру о последних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные находки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой туманы»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»), В самозабвенном любовании красотами родной природы герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заговоры на осину, и молитвы. Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки. Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не обходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был гостеприимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно.

С болью В.П. Астафьев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, хранимую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

Для нас важно, что В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сельских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хомуты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека проходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

Заметим, что В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гуманное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают оставшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная проделка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голодное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ребята все-таки выдержали с честью. Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посудины», - отмечает В.П. Астафьев.

В простой жизни с ее нехитрыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческого существования на земле. В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель подчеркивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

Обратимся к работам исследователей. А.Н. Макаров в книге «Во глубине России» одним из первых сказал, что «Астафьев пишет историю своего современника», указав этим на определенную связь между всеми его произведениями, охарактеризовал природу его таланта как лиро-эпическую.

А. Ланщиков основное внимание сосредоточил на автобиографии, пронизывающей произведения писателя. И. Дедков называет главным предметом прозы В. Астафьева народную жизнь. B. Курбатов касается вопросов сюжетного сложения в произведениях В.П. Астафьева, намечая, таким образом, и его творческую эволюцию, изменение жанрового мышления, поэтики.

В литературоведческих работах поставлен вопрос о связи творчества В.П. Астафьева с классической традицией русской литературы:

  • - толстовская традиция (Р.Ю. Сатымова, А. И. Смирнова);
  • - тургеневская традиция (Н.А. Молчанова).

Произведение написано в форме повести в рассказах. Отметим, что форма подчёркивает биографический характер повествования: воспоминания взрослого человека о своём детстве. Воспоминания, как правило, ярки, но не выстраиваются в единую линию, а описывают отдельные случаи из жизни.

Заметим, что произведение о Родине, в том значении, как понимает её Виктор Астафьев. Родина для него:

  • - это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком;
  • - это природа, суровая, необыкновенно красивая - мощный Енисей, тайга, горы.

Каждый отдельный рассказ "Поклона" раскрывает отдельную черту этой общей темы, будь то описание природы в главе «Зорькина песня» или детских игр в главе «Гори, гори ясно».

Повествование ведётся от первого лица - мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой. Отец Вити - гуляка и пьяница, семью бросил. Мать Вити трагически погибла - утонула в Енисее. Жизнь Вити протекала, как у всех остальных деревенских мальчиков - помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка и игры. Главная героиня "Поклона" - Витькина бабушка Катерина Петровна становится для читателя произведения Астафьева как - бы «нашей общей русской бабушкой», потому что собирает в себе в редкой, живой полноте всё, что ещё осталось на родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким - то вне словесным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда откуда то дарованное, данное. Ничего писатель в ней не приукрасил, оставив и грозу характера, и ворчливость её, и непременное желание всё первой разузнать и всем - всем в деревне распорядиться (одно слово - “генерал”). И бьётся, и мучается она за детей и внуков, и срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет для бабушки никаких невзгод: «Дети родились - радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер - тоже радость... Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одно рукой жала и косоручкой не сделалась - это ли не радость?». Это общая черта старых русских женщин, и черта именно христианская, черта которая при истощении веры так же неотвратимо истощается, и человек всё чаще представляет счёт судьбе, меря зло и добро на ненадёжных весах "общественного мнения", подсчитывая собственные страдания и ревниво подчёркивая своё милосердие.

В "Последнем поклоне" всё вокруг ещё древне - родное, колыбельное, благодарное жизни и вот этим всё вокруг животворящее. Животворящее, исконное начало.

Надо заметить, что такой образ бабушки - не единственный в отечественной литературе. Например, встречается он у Максима Горького в "Детстве". И его Акулина Ивановна очень - очень похожа на бабушку Катерину Петровну Виктора Петровича Астафьева.

Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к отцу и мачехе в город учиться в школу, так как в деревне школы не было. Тогда бабушка уходит из повествования, начинаются новые будни, всё темнеет, и является в детстве такая жестокая, страшная сторона, что писатель долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть "Поклона", грозный оборот своей судьбы, своё неизбежное "в людях". Не случайно последние главы "Поклона" были закончены Астафьевым только в 1992 году.

Вторую часть "Последнего поклона" корили порою за жестокость. Но подлинно действенна она была не якобы мстительной нотой. Какое там мщение? При чём тут оно? Литератор вспоминает своё горькое сиротство, свое изгнанничество и бездомность, общую отверженность, свою ненужность в мире. «Когда, казалось, для всех порой было бы лучше, если бы умер» - как писал он сам уже взрослым. И сказано это им было не для того, чтоб теперь победительно восторжествовать: что, взяли! - или чтобы вызвать сочувственный вздох, или ещё раз припечатать то бесчеловечное время. Это всё были бы задачи слишком чужие исповедному и любящему литературному астафьевскому дару. Считаться и мстить, вероятно можно тогда, когда сознаёшь, что живёшь невыносимо по чьей - то очевидной вине, помнишь эту очевидность и ищешь сопротивления. Но разве маленький, цепкий герой "Последнего поклона" Витька Потылицын что - то расчётливо сознавал? Он только жил, как умел, и увертывался от смерти и даже в отдельные минуты умудрялся быть счастливым, красоту не пропустить. Если кто и срывался, то это не Витька Потылицын, а Виктор Петрович Астафьев, который из дали уже прожитых лет и с высоты своего понимания жизни со смятением спрашивал мир: как могло случиться, что невинные дети оказались поставлены в такие жуткие, бесчеловечные условия существования?

Не себя он жалеет, а Витьку, как своё дитя, которое сейчас может защитить только состраданием, и только желанием разделить с ним последнюю картошку, и последнюю каплю тепла, и каждый миг его горького одиночества.

Если Витька выбрался тогда, то благодарить за это надо бабушку его Катерину Петровну, бабушку которая молилась за него, достигала сердцем его страдания и тем самым из далекой дали неслышно для Витьки, но спасительно смягчила его хоть бы тем, что успела научить прощению и терпению, и умению разглядеть в полной мгле даже и малую крупицу добра, и держаться этой самой крупицы, и благодарить за неё.

Астафьев посвятил теме русской деревни ряд произведений среди которых особо хотелось бы отметить повести "Последний поклон" и "Ода русскому огороду".

В сущности, в "Последнем поклоне" Астафьев выработал особую форму сказа - полифонического по своему составу, образуемого сплетением разных голосов (Витьки-маленького, умудренного жизнью автора-повествователя, отдельных героев-рассказчиков, коллективной деревенской молвы), и карнавального по эстетическому пафосу, с амплитудой от безудержного смеха до трагических рыданий. Эта повествовательная форма стала характерной особенностью индивидуального стиля Астафьева.

Что же до первой книги "Последнего поклона", то ее речевая фактура поражает невообразимой стилистической пестротой.

Выпущенная в 1968 году отдельным изданием первая книга "Последнего поклона" вызвала массу восторженных откликов. Впоследствии, в 1974 году, Астафьев вспоминал: