О каком городе говорит александр куприн. Русский писатель Александр Иванович Куприн: детство, юность, биография

Родился А.И. Куприн 26 августа (по новому стилю 7 сентября) в городе Наровчатове, в небогатой семье. Отца он потерял. Когда мальчику было 6 лет, их семья познала ощущение голода, и в итоге матери пришлось отдать сына в сиротский пансионат в 1876 году, которое было покинуто в 10-летнем возрасте, затем пришлось учиться в военной школе в том же году, которое потом стало именоваться как кадетский корпус.

В 1888 году Куприн отучился и продолжил получать знания в Александровском училище (с 1888-90годы), в котором он описал все, что с ним происходило в повести «На переломе (кадетство)» и в романе «Юнкера». После он отдавал присягу Днепропетровскому полку и в дальнейшем мечтал о поступлении на такое почетное место, как Академия Генштаба, но произошел провал из-за случившегося разлада с полицейским, которого он, не подумав, скинул в воду, чем и обернулось ему ответной монетой за его поступок. Расстроившись из-за этого инцидента, он в 1894 году отправился в отставку.

Первое произведение, которое было выпущено – это рассказ «Последний дебют», опубликованное в 1889 году. С 1883 по 1894 года были написаны такие повести, как «Впотьмах», «Лунная ночь» и «Дознание». С 1897 по 1899 выходят в жизнь рассказы под названием «Ночная смена», «Ночлег» и «Поход», также в списке его труда имеются: «Молох», «Юзовский завод», «Оборотень», «Лесная глушь», «Прапорщик армейский, всеми известный «Поединок», «Гранатовый браслет » и много других писаний, которые достойны того, чтобы их читало наше современное поколение. В 1909 году ему вручают Академическую премию. В 1912 году печатается полное собрание сочинения, чем можно только гордиться.

Куприн был странным в своем поведении, так как пытался освоить различные профессии, которые его привлекали и интересовался самыми разнообразными, даже угрожающими его здоровью увлечениями (например летал на аэроплане, что привело к аварии, где он чудом остался жив). Он внимательно изучал жизнь, проводя свои исследования, пытаясь как можно больше познать в этом мире различной информации.

В 1901 году в Санкт-Петербурге писатель женится на Марии Давыдовой, у них рождается дочь Лида.

Он любил путешествовать по разным уголкам нашей планеты такие, как Санкт-Петербург, где в то время его имя звучало в каждой круге, Финляндия, откуда вернулся к началу первой мировой войны, Франция – сюда он отправился в момент начала революции, так как видел весь происходящий беспредел и с неприязнью относился к Ленину, и в этой стране он прожил все полные 17 лет, тоскуя по Родине. После того, как ему оповещают о том, что он серьезно болен, он просит правительство разрешить вернуться обратно, и 31 мая 1937 года он приезжает в Ленинград. Ночью 25 августа 1938 года он ушел из жизни из-за рака.

Русская литература Серебряного века

Александр Иванович Куприн

Биография

Куприн Александр Иванович (1870 - 1938) - русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть «Молох» (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть «Поединок» (1905) - о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть «Яма» (1909 - 15) - о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах «Олеся» (1898), «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1911). Циклы очерков («Листригоны», 1907 - 11). В 1919 - 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман «Юнкера» (1928 - 32).

Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998

Биография

Куприн Александр Иванович (1870), прозаик.

Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 - 90). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 - 1894 в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход». В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»). В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907 - 11), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни - «Земля». Одно время работал в издательстве «Всемирная литература», основанного Горьким. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная». Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака

Александ Иванович Куприн (1870-1938) - известный русский писатель. Его отец – маленький чиновник, умер спустя год после рождения сына. Мать, родом из татарских князей Куланчаковых, после смерти мужа перебралась в столицу России, где и прошли детство и юность Куприна. В свои 6 лет Александр был отдан в сиротский пансион, где пробыл до 1880. И сразу по выходу поступил в Московскую военную академию.

После - обучался в Александровском училище(1888-90). В 1889 свет увидел его первое произведение – «Последний дебют». В 1890 Куприн причислен к пехотному полку в Подольской губернии, жизнь в котором стала основой его многих произведений.

В 1894 писатель уходит в отставку и переезжает в Киев. Последующие года были посвящены странствованию Россией.

В 1890 представляет читателям множество изданий – «Молох», «Юзовский завод», «Оборотень», «Олеся», «Кэт».

В литературе с именем Александра Ивановича Куприна связан важный переходный этап на рубеже двух столетий. Не последнюю роль в этом сыграл исторический надлом в политической и общественной жизни России. Данный фактор, несомненно, самым сильным образом повлиял на творчество писателя. А. И. Куприн — человек необычной судьбы и крепкого нрава. Почти все его произведения основаны на реальных событиях. Ярый борец за справедливость остро, дерзко и вместе с тем лирично создавал свои шедевры, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Родился Куприн в 1870 году в городке Наровчат Пензенской губернии. Его отец, мелкий помещик, скоропостижно скончался, когда будущему писателю был всего год. Оставшись с матерью и двумя сестрами, он рос, претерпевая голод и всевозможные лишения. Испытывая серьезные финансовые трудности, связанные со смертью мужа, мать пристроила дочерей в казенный пансион, и вместе с маленьким Сашей перебралась в Москву.

Мама Куприна, Любовь Алексеевна, была гордой женщиной, так как являлась потомком знатного татарского рода, а также коренной москвичкой. Но ей пришлось принять непростое для себя решение — отдать сына на воспитание в сиротское училище.

Детские годы Куприна, проведенные в стенах пансиона, были безрадостными, а внутреннее состояние всегда казалось подавленным. Он ощущал себя не на своем месте, чувствовал горечь от постоянного угнетения его личности. Ведь, учитывая происхождение матери, которым мальчик всегда очень гордился, будущий писатель по мере взросления и становления проявлял себя как эмоциональный, активный и харизматичный человек.

Юность и образование

После окончания сиротского училища Куприн поступил в военную гимназию, впоследствии преобразованную в кадетский корпус.

Это событие во многом повлияло на дальнейшую судьбу Александра Ивановича и, в первую очередь, на его творчество. Ведь именно с начала учебы в гимназии он впервые выявил в себе интерес к писательству, а образ подпоручика Ромашова из знаменитой повести «Поединок» является прототипом самого автора.

Служба в пехотном полку позволила Куприну побывать во многих отдаленных городах и губерниях России, изучить военное дело, основы армейской дисциплины и муштры. Тема офицерских будней заняла прочные позиции во многих художественных произведениях автора, которые впоследствии вызывали неоднозначные диспуты в обществе.

Казалось бы, военная карьера — судьба Александра Ивановича. Но его бунтарский нрав не позволил этому осуществиться. К слову, служба была совсем чужда ему. Бытует версия, что Куприн, находясь под воздействием алкоголя, сбросил с моста в воду служащего полиции. В связи с этим происшествием он вскоре ушел в отставку и навсегда оставил военное дело.

История успеха

Оставив службу, Куприн испытал острую необходимость в получении всесторонних знаний. Поэтому он стал активно путешествовать по России, знакомиться с людьми, черпать из общения с ними массу нового и полезного для себя. Вместе с тем Александр Иванович стремился попробовать свои силы в разных профессиях. Он приобрел опыт на поприще землемеров, цирковых артистов, рыболовов, даже летчиков. Однако один из полетов чуть не окончился трагедией: вследствие крушения самолета Куприн едва не погиб.

Также он с интересом работал журналистом в различных печатных изданиях, писал заметки очерки, статьи. Жилка авантюриста позволяла ему с успехом развивать все начатое. Он был открыт всему новому и впитывал происходящее вокруг, как губка. Куприн был исследователем по натуре: он жадно изучал человеческую природу, хотел прочувствовать все грани межличностного общения на себе. Поэтому за время военной службы, столкнувшись с явной офицерской распущенностью, дедовщиной и унижением человеческого достоинства, творец в изобличающей манере сформировал основу для написания известнейших своих произведений, таких как «Поединок», «Юнкера», «На переломе (Кадеты)».

Сюжеты всех своих произведений писатель строил, опираясь исключительно на личный опыт и воспоминания, полученные им за время службы и путешествий по России. Открытость, простота, душевность изложения мыслей, а также достоверность описания образов персонажей стали залогом успеха автора в литературной стезе.

Творчество

Куприн всей душой рвался к своему народу, а его взрывной и честный характер, обусловленный татарским происхождением матери, не позволил бы искажать на письме те факты о жизни людей, свидетелем которых он стал лично.

Однако не всех своих персонажей Александр Иванович осуждал, даже выводя на поверхность их темные стороны. Будучи гуманистом и отчаянным борцом за справедливость, Куприн образно продемонстрировал эту свою особенность в произведении «Яма». В нем повествуется о жизни обитательниц публичных домов. Но писатель не заостряет внимание на героинях как падших женщинах, напротив, он предлагает читателям разобраться в предпосылках их падения, в терзаниях их сердец и душ, предлагает разглядеть в каждой распутнице, прежде всего, человека.

Темой любви пропитано не одно произведение Куприна. Наиболее ярким из них является повесть « «. В ней, как и в «Яме», присутствует образ рассказчика, явного или неявного участника описываемых событий. Но рассказчик в «Олесе» — один из двух основных персонажей. Это повесть о благородной любви, отчасти ее недостойной считает себя героиня, которую все принимают за ведьму. Однако ничего общего девушка с ней не имеет. Напротив, ее образ воплощает в себе все возможные женские добродетели. Финал повести нельзя назвать счастливым, ведь герои не воссоединяются в своем искреннем порыве, а вынуждены утратить друг друга. Но счастье заключается для них в том, что им довелось в жизни испытать силу всепоглощающей взаимной любви.

Конечно, отдельного внимания заслуживает повесть «Поединок» как отражение всех ужасов армейских нравов, царивших тогда в царской России. Это яркое подтверждение черт реализма в творчестве Куприна. Возможно, именно поэтому повесть вызвала шквал негативных отзывов критиков и общественности. Герой Ромашова в том же звании подпоручика, что и сам Куприн, ушедший некогда в отставку, подобно автору, предстает перед читателями в свете неординарной личности, чей психологический рост мы имеем возможность наблюдать от страницы к странице. Эта книга принесла широкую известность своему создателю и по праву занимает одно из центральных мест в его библиографии.

Революцию в России Куприн не поддержал, хоть первое время и встречался довольно часто с Лениным. В конечном итоге писатель эмигрировал во Францию, где продолжал свой литературный труд. В частности, Александр Иванович любил писать и для детей. Некоторые его рассказы («Белый пудель», « «, «Скворцы»), несомненно, заслуживают внимания целевой аудитории.

Личная жизнь

Александр Иванович Куприн был женат дважды. Первой супругой писателя стала Мария Давыдова, дочь известного музыканта-виолончелиста. В браке родилась дочь Лидия, скончавшаяся в дальнейшем во время своих родов. Появившийся на свет единственный внук Куприна погиб от ран, полученных в ходе Второй Мировой Войны.

Второй раз писатель женился на Елизавете Гейнрих, с которой он прожил до конца своих дней. В браке родились две дочери, Зинаида и Ксения. Но первая умерла в раннем детстве от воспаления легких, а вторая стала известной актрисой. Однако продолжения рода Куприных не последовало, и на сегодняшний день у него не осталось прямых потомков.

Вторая супруга Куприна пережила его всего на четыре года и, не выдержав тяжелого испытания голодом во время блокады Ленинграда, покончила с собой.

  1. Куприн гордился своим татарским происхождением, поэтому часто надевал национальный кафтан и тюбетейку, выходя в таком облаченье на люди, ходил в гости.
  2. Отчасти благодаря знакомству с И. А. Буниным, Куприн стал писателем. Бунин однажды обратился к нему с просьбой написать на интересующую его тему заметку, что и положило начало литературной деятельности Александра Ивановича.
  3. Автор славился своим обонянием. Однажды в гостях у Федора Шаляпина он поверг всех присутствующих в шок, затмив приглашенного парфюмера своим уникальным чутьем, безошибочно распознав все компоненты нового аромата. Иногда при знакомстве с новыми людьми Александр Иванович обнюхивал их, тем самым ставя всех в неловкое положение. Говорили, что это помогало ему лучше понять сущность того человека, который перед ним.
  4. За всю свою жизнь Куприн сменил около двадцати профессий.
  5. После знакомства в Одессе с А. П Чеховым писатель поехал по его приглашению в Петербург для работы в известном журнале. С той поры автор приобрел репутацию дебошира и пьяницы, так как часто принимал участие в увеселительных мероприятиях в новой для себя среде.
  6. Первая жена, Мария Давыдова пыталась искоренить некую неорганизованность, присущую Александру Ивановичу. Если тот засыпал во время работы, она лишала его завтрака, либо запрещала входить в дом, если не были готовы новые главы произведения, над которым он в то время трудился.
  7. Первый памятник А. И. Куприну был установлен лишь в 2009 году в Балаклаве в Крыму. Связано это с тем, что в 1905 году во время Очаковского восстания матросов писатель помог им спрятаться, тем самым сохранив их жизни.
  8. Про пьянство литератора ходили легенды. В частности, остряки повторяли известную поговорку: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».

Смерть

Литератор вернулся из эмиграции в СССР в 1937 году, но уже с подорванным здоровьем. Он питал надежды на то, что на Родине откроется второе дыхание, он поправит состояние и сможет снова писать. В то время зрение Куприна стремительно ухудшалось.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Александр Иванович Куприн (1870-1938) родился в городе Наровчате Пензенской губернии, и с самого детства узнал, что такое тяготы бедной, почти нищей жизни, ставшей ещё более тяжелой после смерти отца. Детство Куприна было, по сути, безрадостным, потому что мать, которую он любил, осталась без средств к существованию, ей приходилось обеспечивать себя и сына ценой унижений, память о которых осталась у писателя на всю жизнь (в рассказе "Река жизни " Куприн с необыкновенной горечью рассказывает об эти детских унижениях).

Когда Александру Куприну было десять лет, его (тоже с унижениями) удалось определить в кадетский корпус, и в общей сложности он отдал армии четырнадцать лет, самых благоприятных для формирования личности, которые прошли в обстановке муштры и казарменной "жизни", мало напоминающей человеческую, о чем позднее будет рассказано в повести "На переломе (Кадеты) " (1900) и во многих других рассказах и повестях писателя, в том числе и в прославившей его имя на всю Россию повести "Поединок " (1905); сам писатель признавался, что именно доскональное знание армейской жизни и помогло ему создать в "Поединке" такую страшную в своей убедительности картину деградации русского офицерства и русской армии, а о герое повести Ромашове писатель отзывался так: "Он мой двойник".

После увольнения из армии Куприн пытается заработать себе на жизнь самыми разными занятиями, однако очень скоро становится журналистом и литератором. С 1896-го года его очерки и рассказы стали выходить отдельными изданиями, период до 1901-го года был очень плодотворным для писателя, создавшего в это время такие значительные произведения, как "Молох " (1896), "Прапорщик армейский " (1897), "Олеся " (1898), в которых отчётливо прослеживается тяготение писателя к реалистическому изображению действительности; эти произведения отличаются высоким языковым мастерством, в них читатель может увидеть гуманистическую позицию писателя, его критическое отношение к негативным сторонам действительности.

В начале девятисотых годов творчество Куприна приобретает новые черты, в нём значительно усиливается критический подход по отношению к действительности, оно приобретает ярко выраженный социальный характер, что вполне отражает особенности этого периода развития русской литературы. В 1904-1906-м годах в издательстве "Знание" было опубликовано собрание сочинений Куприна в 2-х томах, а издательство "Мир божий" в эти же годы выпустило трехтомник произведений писателя. Но подлинным триумфом, после которого имя Куприна стало известно всей читающей России, стало появление в 1905-м году повести "Поединок ".

Это произведение увидело свет тогда, когда вся мыслящая Россия мучительно искала ответ на вопрос: "Почему великая страна потерпела столь унизительное поражение в русско-японской войне?". И, наверное, самый убедительный ответ на него был дан Куприным: моральное состояние русской армии было таким, что она не могла выполнять роль "защитника Отечества", наоборот, в армии все общественные проблемы, все "язвы русской жизни" были до крайности обострены, сами устои армейской жизни, сама армейская среда приводили к разрушению человеческой личности, не способной сохранить человеческое достоинство и деградирующей под влиянием отупляющей сознание и приводящей к потере человеческого облика бессмысленной борьбы за существование. В "Поединке" Куприн с беспощадной правдивостью изобразил русских офицеров, забывших о своем предназначении и погруженных в пьянство, разврат, интриги, измывающихся над солдатами и пресмыкающихся перед начальством, готовых на все ради достижения "жизненного успеха". "Белой вороной" в этой среде жестоких и одновременно трусливых хищников выглядит подпоручик Ромашов, главный герой повести, человек, сохранивший в душе понятия чести и долга, но слабый, не способный занять активную жизненную позицию, пытающийся "уцелеть", сохранить себя и свои идеалы. Столкновение Ромашова с реальностью заканчивается для героя трагически: он гибнет на нелепом, бессмысленном "поединке", якобы призванном сохранить честь готовящегося к очередному поступлению в академию поручика Николаева, жена которого, Шурочка, пользуясь тем, что Ромашов в нее влюблён, фактически отправляет его на смерть, требуя, чтобы он не извинился, а обязательно стрелялся на дуэли...

После публикации "Поединка" положение Куприна в литературе стало настолько прочным, что каждое его новое произведение воспринималось читателями как явление, как новое создание крупного мастера реалистической литературы, о котором нельзя было не говорить. И нужно сказать, что рассказы "Гамбринус " (1906), "Изумруд " (1907), повесть "Суламифь " (1908), рассказ "Гранатовый браслет " (1910, впервые напечатан в 1911-м году) стали событиями в литературе девятисотых годов. В них значительное место занимает психологическое исследование внутреннего мира героев, причём в "Изумруде " Куприн с удивительной тонкостью воссоздаёт внутренний мир живого существа, вроде бы лишённого души, но, вслед за Толстым, ему удаётся "очеловечить" героя, вызывающею сочувствие у читателя. Нетрадиционно раскрывается тема любви в повести "Суламифь ", здесь, по признанию автора, было "задумано много яркой страсти, голого тела и другого", но в результате получилось одно из наиболее поэтичных в русской литературе произведений о настоящей любви, в котором библия как источник используется весьма свободно, автор уделяет основное внимание не тому, как окружающие растаптывают любовь героини, а тому, насколько светлее и чище становится жизнь человека, в которую входит это великое чувство, уравнивающее царя и простого смертного, делающего каждого из них по-человечески высоким и счастливым.

Особое место в этот период творчества Куприна занял рассказ "Гамбринус ", одно из самых знаменитых произведений Куприна, в котором писатель обличает бесчеловечность так называемых "спасителей отечества", однако делает это на материале глубокого психологического анализа образа главного героя - музыканта Сашки, в котором как бы воплотилась вековая скорбь еврейского народа, вынужденного выживать в условиях, когда труднее всего сохранить не жизнь, а человеческое достоинство. Написанный в период революционных событии 1905-1907-го годов, рассказ чаще всего воспринимался современниками упрощенно - как отклик на эти события, но общечеловеческие основы гуманистической позиции писателя были близки таким требовательным читателям, как, например, Лев Толстой, высоко ценивший это произведение.

"Бомбой", взорвавшей русское общество, стала повесть Куприна "Яма ", публикация которой была закончена весной 1915-го года. Пожалуй, как ни к какому другому произведению писателя, к ней могут быть отнесены его слова, сказанные им в 1905-м году в одном из интервью (напомним, это была "эпоха "Поединка"): "Я лично люблю правду, голую, бьющую по головам, как говорится, по сусалам. Потом нахожу, что писатель должен не отворачиваться ни от чего. Скверно ли пахнет, грязно ли - иди, наблюдай...". Мир, изображенный писателем в "Яме", мерзок и сам по себе, но он мерзок еще и потому, что он развращает душу человека, превращает человека в полуживотное, не способное ощущать ничего, кроме примитивных инстинктов, обеспечивающих лишь физиологическое выживание при полном забвении нравственности. "Девушки", зарабатывающие на жизнь продажей своего тела, "клиенты", приходящие в публичные дома не просто для того, чтобы "купить девушку", но и для удовлетворения самой разнузданной похоти, для надругательства над человеческим телом и человеческой душой, хозяйки и "экономочки", выжимающие все соки из своих "девушек", чудовищно эксплуатирующие (огромное количество "клиентов", которых они обязаны "обслужить"), - всё это глубоко омерзительно, оно изображено Куприным на грани натурализма, иногда он даже переходит эту грань, тогда эти натуралистические картины вызывают настоящий ужас читателя. Однако писатель не "смакует" изображение пороков, он остается верен правде жизни, главным для него является показ того, что происходит с человеческой душой. В явно автобиографическом образе журналиста Платонова Куприн утверждает необходимость человеческого, нравственного, гуманного отношения к тем, кто в силу разных обстоятельств оказался в "яме", но его гуманизм не имеет ничего общего с "прекраснодушными" порывами того же Лихонина, который, на первый взгляд, желая "спасти падшую девушку", на самом деле причиняет ей только новые страдания, потому что унижает ее, заставляя вернуться в тот же самый публичный дом, из которого забрал ее, пройти через истязания, которым подвергает "отступницу" садистка-экономка. Правда, финал повести, когда "яма" сгорает после дикого бунта рассвирепевших "жриц любви", мог бы быть оптимистичным, но ведь слишком прочно вросла в жизнь Города торговля женским телом, и те, кого изгнали из "ямы", "разошлись в большом городе, рассосались в нем", и их новая жизнь была "такой же жалкой и нелепой", как и жизнь в "яме"... Повесть Куприна вызвала самые разнообразные отклики, в том числе и негативные, но писатель полагал, что ему удалось привлечь внимание общества к одной из самых, на его взгляд, важных проблем современности - положению женщины в обществе -, сделав это на материале, неспособном никого оставить равнодушным.

Февральскую революцию 1917-го года Куприн, как и большинство русских писателей, встретил сочувственно, однако после октябрьских событий положение писателя стало нелегким, ему приходилось соотносить идею о необходимости освобождения народа с ее практическим воплощением, так сказать, "теорию и практику большевизма", которые очень сильно расходились между собой; кроме того, писатель-гуманист не мог оправдать насилие, с помощью которого происходили преобразования действительности. Современности писатель противопоставляет события революции 1905-го года (рассказ "Гусеница ", 1905), в героях которой он видит подлинных революционеров - а ведь рассказ основан на фактических событиях, свидетелем и участником которых был сам Куприн; отношение же писателя к прошлому можно увидеть в рассказе "Царский писарь " (1919), в котором он с восхищением рассказывает о человеке, принадлежавшем "прошлому", но олицетворявшем в себе высокие моральные качества в народном понимании их значения.

До недавних пор в литературе о Куприне писалось о том, что в годы гражданской войны он сотрудничал с белым движением якобы потому, что "белогвардейским генералам… удалось склонить писателя к редактированию штабной газеты "Приневский край" осенью 1919-го года. На самом же деле, Куприна было очень сложно заставить делать то, что он не хотел делать, поэтому очевидно, что в такой его позиции отражалось понимание им событий, происходивших в стране. Это нужно понять потому, что в прошлом советское литературоведение старалось создать образ писателя, "случайно" оказавшегося в эмиграции и затем "прозревшего", понявшего, что "советская власть опирается на поддержку многомиллионного трудового народа". На самом же деле все было далеко не так просто, судьба Куприна в эмиграции - это одна из бесчисленных трагедий, которыми закончились события Гражданской войны в России.

Оказавшись после отъезда из Финляндии во Франции, Куприн столкнулся с проблемой: сохранять ли свое "писательское лицо", или же приспособиться к новым условиям жизни, требующим известных дипломатических усилий, умения, говоря словами Маяковского, "стать на горло собственной песни". Если вспомнить, что сильной стороной творчества Куприна, его надёжной основой изначально было доскональное знание жизни, умение увидеть благодаря этому поэтическое начало в самой, казалось бы, грубой и примитивной среде, то станет понятно, что в эмиграции эта жизненная основа перестала быть почвой, на которой могло вырасти по-настоящему достойное писателя произведение: жизнь родной страны, ее народа оказалась слишком далека от жизни, которой жила русская литературная (да, наверное, и не только литературная) эмиграция... Писателю, привыкшему к читательскому интересу к своему творчеству, было трудно смириться с тем, что его произведения выходят тиражами 1500 экземпляров ("Новые повести и рассказы ", 1927-й г., Париж). Однако нужно сказать, что за период эмиграции Куприным были изданы несколько книг: "Купол св. Исаакия Далматского " (1928, Рига), "Елань " (1929, Белград), "Колесо времени " (1930, Париж), "Юнкера " (1933, Париж), "Жанета " (1934, Париж). В основном в них были помещены произведения, в которых писатель обращается к российской истории разных периодов, в том числе и к совсем недавнему прошлому, они проникнуты ностальгией по прошлой жизни.

Возвращение Куприна в Советский Союз было политической акцией, писатель оказался в крайне стесненном материальном положении, практически, это был для него единственный выход. По поводу возвращения Куприна была организована шумная кампания: его выставляли человеком, который от "ужасов эмиграции" бежит в страну "победившего социализма", доказывая тем самым преимущество последнего в деле свободы творчества и умения ценить подлинные таланты в литературе. Вот только время, когда писатель вернулся, было не самым в истории СССР гуманным по отношению к тем же писателям. Куприн приехал в Москву 31-го мая 1937-го года, а именно на 37-38-й годы пришелся пик террора в отношении и народа, и писателей...

На родине Александр Куприн прожил немногим больше года: он скончался 28-го августа 1938-го года в Голицинском доме отдыха писателей, где, по сути, находился под ненавязчивым вниманием "компетентных органов". Все это время имя писателя использовалось в пропагандистских целях, ему организовывали встречи с "читателями", вот только под видом красноармейцев, расхваливавших произведения Куприна, в этих встречах участвовали переодетые в армейскую форму агенты НКВД...

В историю русской литературы Александр Куприн, биографию которого мы рассмотрели, вошел как один из крупнейших писателей-реалистов конца XIX - начала XX века, творчество которого отличается глубочайшим знанием "изнанки жизни" и умением видеть нравственное начало во всех, даже самых уродливых, жизненных проявлениях, тончайшим ""лириком в прозе", воспевающим любовь и то облагораживающее влияние, которое оказывает это чувство на человека и его отношение к жизни и самому себе.

Куприн Александр Иванович - одна из самых заметных фигур отечественной литературы 1-й половины 20 века. Он является автором таких известных произведений, как "Олеся", "Гранатовый браслет", "Молох", "Поединок", "Юнкера", "Кадеты" и др. Александр Иванович необычную, достойную жизнь. Судьба порой была к нему сурова. Как детство Александра Куприна, так и зрелые годы отмечены нестабильностью в различных сферах жизни. Ему приходилось в одиночку сражаться за материальную независимость, славу, признание и право называться писателем. Через многие невзгоды прошел Куприн. Детство и юность его были особенно непростыми. Обо всем этом мы подробно поговорим.

Происхождение будущего писателя

Куприн Александр Иванович родился в 1870 г. Его родной город - Наровчат. Сегодня он находится в Дом, где родился Куприн, в настоящее время является музеем (фото его представлено ниже). Родители Куприна не были состоятельными. Иван Иванович, отец будущего писателя, относился к роду обедневших дворян. Он служил мелким чиновником и часто пил. Когда Александру шел только второй год, от холеры умер Иван Иванович Куприн. Детство будущего писателя, таким образом, прошло без отца. Его единственной опорой была мать, о которой стоит рассказать отдельно.

Мать Александра Куприна

Любовь Алексеевна Куприна (в девичестве - Кулунчакова), мать мальчика, была вынуждена поселиться во Вдовьем доме города Москвы. Именно отсюда текут первые воспоминания, которыми поделился с нами Иван Куприн. Детство его во многом связано с образом матери. Она играла роль высшего существа в жизни мальчика, являлась для будущего писателя целым миром. Александр Иванович вспоминал, что эта женщина была волевой, сильной, строгой, похожей на восточную княжну (Кулунчаковы относились к старинному роду татарских князей). Даже в убогой обстановке Вдовьего дома она оставалась такой. Днем Любовь Алексеевна была строгой, но вечером превращалась в загадочную ворожею и рассказывала своему сыну сказки, которые переделывала на свой лад. Эти интересные рассказы с удовольствием слушал Куприн. Детство его, весьма суровое, скрашивали сказки о дальних странах и неведомых существах. Еще будучи Иванович столкнулся с печальной действительностью. Однако трудности не помешали реализоваться в качестве писателя такому талантливому человеку, как Куприн.

Детство, проведенное во Вдовьем доме

Детство Александра Куприна прошло вдали от уюта дворянских поместий, званых обедов, отцовских библиотек, куда можно было прокрадываться втихомолку по ночам, рождественских подарков, которые так упоительно искать под елкой на рассвете. Зато он хорошо знал серость сиротских комнат, скудные гостинцы, выдаваемые по праздникам, запах казенной одежды и затрещины от воспитателей, на которые те не скупились. Безусловно, отпечаток на его личность наложило раннее детство его дальнейших лет отмечена новыми трудностями. Следует вкратце рассказать и о них.

Военно-муштровое детство Куприна

Для детей его положения было не так много вариантов дальнейшей судьбы. Один из них - военная карьера. Любовь Алексеевна, заботясь о своем ребенке, приняла решение сделать из своего сына военного. С матерью Александру Ивановичу вскоре пришлось расстаться. В его жизни началась унылая военно-муштровая пора, которой продолжилось детство Куприна. Биография его этой поры отмечена тем, что он несколько лет провел в казенных заведениях города Москвы. Сначала был Разумовский сиротский пансион, через некоторое время - Московский кадетский корпус, а потом Александровское военное училище. Куприн по-своему ненавидел каждое из этих временных пристанищ. Одинаково сильно будущего писателя раздражала тупость начальства, казенная обстановка, испорченные сверстники, недалекость воспитателей и преподавателей, "культ кулака", одинаковая для всех форма и публичная порка.

Вот таким нелегким было детство Куприна. Для детей важно иметь близкого человека, и в этом смысле Александру Ивановичу повезло - его поддерживала любящая мать. Она умерла в 1910 году.

Куприн отправляется в Киев

Куприн Александр, окончив училище, провел еще 4 года на военной службе. Он вышел в отставку при первой же возможности (в 1894 году). Поручик Куприн навсегда снял военный мундир. Он решил перебраться в Киев.

Настоящим испытанием для будущего писателя стал большой город. Куприн Александр Иванович всю свою жизнь провел в казенных заведениях, поэтому был не приспособлен к самостоятельной жизни. По этому поводу он позднее иронизировал, что в Киеве был будто "институтка-смолянка", которую ночью завели в дебри лесов и оставили без компаса, пищи и одежды. Нелегко пришлось в это время такому великому писателю, как Александр Куприн. Интересные факты о нем во время пребывания в Киеве связаны и с тем, чем приходилось заниматься Александру для того, чтобы заработать себе на жизнь.

Как Куприн зарабатывал на жизнь

Для того чтобы выжить, Александр брался почти за любое дело. Он в короткие сроки попробовал себя в качестве продавца махорки, прораба на строительстве, столяра, служащего в конторе, заводского рабочего, помощника кузнеца, псаломщика. Одно время Александр Иванович даже всерьез подумывал о том, чтобы уйти в монастырь. Нелегкое детство Куприна, кратко описанное выше, вероятно, навсегда оставило след в душе будущего писателя, которому с юных лет пришлось столкнуться с суровой действительностью. Поэтому его желание уединиться в монастыре вполне объяснимо. Однако Александру Ивановичу была уготована другая судьба. Вскоре он нашел себя на литературном поприще.

Важным литературным и жизненным опытом стала служба репортером в газетах Киева. Александр Иванович писал обо всем - о политике, убийствах, социально-общественных проблемах. Ему приходилось заполнять также развлекательные рубрики, писать дешевые мелодраматичные рассказы, которые, кстати, пользовались немалым успехом у безыскусного читателя.

Первые серьезные произведения

Из-под пера Куприна мало-помалу начали выходить серьезные произведения. Рассказ "Дознание" (другое название его - "Из отдаленного прошлого") был напечатан в 1894 году. Затем появился сборник "Киевские типы", в который поместил свои очерки Александр Куприн. Творчество его этого периода отмечено и многими другими произведениями. Через некоторое время было опубликовано собрание рассказов под названием "Миниатюры". Повесть "Молох", изданная в 1996 году, сделала имя начинающему писателю. Его славу укрепили вышедшие следом произведения "Олеся" и "Кадеты".

Переезд в Петербург

В этом городе началась для Александра Ивановича новая, яркая жизнь со множеством встреч, знакомств, кутежей и творческих достижений. Современники вспоминали, что Куприн любил хорошо погулять. В частности, Андрей Седых, русский литератор, отметил, что в молодости он жил буйно, нередко бывал пьян и в это время делался страшен. Александр Иванович мог творить безрассудные вещи и порой даже жестокие. А Надежда Тэффи, писательница, вспоминает, что он был очень сложным человеком, отнюдь не добряком и простачком, каким на первый взгляд мог показаться.

Куприн пояснял, что творческая деятельность отнимала у него много энергии и сил. За каждую удачу, как и за неудачу, приходилось расплачиваться здоровьем, нервами, собственной душой. Но злые языки видели лишь неприглядную мишуру, а затем неизменно шли слухи о том, что Александр Иванович - гуляка, дебошир и пьяница.

Новые произведения

Как бы Куприн ни выплескивал свой пыл, он всегда после очередной пьянки возвращался к письменному столу. Александр Иванович в буйный период жизни в Петербурге написал свою ставшую культовой повесть "Поединок". К этому же периоду относятся его рассказы "Болото", "Суламифь", "Штабс-капитан Рыбников", "Река жизни", "Гамбринус". Через некоторое время, уже в Одессе, он завершил "Гранатовый браслет", а также принялся за создание цикла "Листригоны".

Личная жизнь Куприна

В столице он познакомился со своей первой женой, Давыдовой Марией Карловной. От нее у Куприна родилась дочь Лидия. Мария Давыдова подарила миру книгу под названием "Годы молодости". Через некоторое время их брак распался. Александр Куприн женился через 5 лет на Гейнрих Елизавете Морицовне. С этой женщиной он прожил до самой своей смерти. У Куприна от второго брака - две дочери. Первая - Зинаида, которая рано умерла, заболев воспалением легких. Вторая дочь, Ксения, стала известной советской актрисой и моделью.

Переезд в Гатчину

Куприн, устав от напряженной столичной жизни, покинул Петербург в 1911 году. Он переехал в Гатчину (небольшой город, расположенный в 8 км от столицы). Здесь, в своем "зеленом" доме, он поселился вместе с семьей. В Гатчине все располагает к творчеству - тишина дачного городка, тенистый сад с тополями, просторная терраса. Этот город сегодня тесно связан с именем Куприна. Здесь находятся библиотека и улица, названные в его честь, а также и памятник, посвященный ему.

Эмиграция в Париж

Однако степенному счастью пришел конец в 1919 году. Сначала Куприн был мобилизован в армию на стороне белых, а через год все семейство эмигрировало в Париж. Александр Иванович Куприн вернется на родину лишь через 18 лет, уже в преклонном возрасте.

В разное время по-разному трактовались причины эмиграции писателя. Как утверждали советские биографы, он был едва ли не насильно вывезен белогвардейцами и все последующие долгие годы, до самого возращения, томился на чужбине. Недоброжелатели стремились уколоть его, выставив предателем, променявшим родину и талант на заграничные блага.

Возвращение на родину и смерть писателя

Если верить многочисленным воспоминаниям, письмам, дневникам, ставшим доступными общественности несколько позже, то Куприн объективно не принял революцию и установившуюся власть. Он называл ее фамильярно "совком".

Когда он вернулся на родину уже разбитым стариком, его возили по улицам, чтобы продемонстрировать достижения СССР. Александр Иванович говорил, что большевики - замечательные люди. Одно лишь неясно - откуда у них так много денег.

Тем не менее о возвращении на родину Куприн не жалел. Для него Париж был прекрасным городом, но чужим. Куприн умер 25 августа 1938 г. Он скончался от рака пищевода. На другой день многотысячная толпа окружила Дом писателей в Петербурге. Пришли и знаменитые коллеги Александра Ивановича, и верные поклонники его творчества. Все они собрались для того, чтобы отправить в последний путь Куприна.

Детство писателя А. И. Куприна, в отличие от юных лет многих других деятелей литературы того времени, было весьма непростым. Однако во многом именно благодаря всем этим пережитым трудностям он нашел себя в творчестве. Куприн, детство и юность которого прошли в нищете, приобрел и материальное благополучие, и известность. Сегодня с его творчеством мы знакомимся еще в школьные годы.