Никодим Павлович Кондаков: биография. Основные труды Н.П

* Текст и иллюстрации воспроизводятся по изданию: Н. П. Кондаков. Иконография Богоматери. СПб. Т. I. 1914. Т. II. 1915. Репринт: Elibron Classics, 2003.

Текст книги приведен к современной орфографии с сохранением авторской стилистики. Для удобства навигации объемные главы разделены на несколько частей. Нумерация примечаний приведена к формату nnn-x) , где nnn - номер страницы, x - номер примечания на указанной странице.

По мере возможности редакция сайта будет заменять иллюстративный материал на более качественный.

© www.сайт, 2006, обработка текста

  • Том I. [Древнехристианская эпоха]
    • Введение
      • Объем и содержание темы «Иконография Богоматери» в исторической постановке
    • I. Образы Божией Матери в живописи римских катакомб и на рельефах саркофагов
    • II. Образ Божией Матери «Оранты» и его отношение к «чину» «дев» и «диаконисс» в древней церкви
    • III. Переходная эпоха первой половины V века. Эфесский собор 431 г. Мозаики церкви св. Марии Маджоре в Риме
    • IV. Греко-восточный период христианского искусства. Роль Сирии и Египта в быту и искусстве эпохи. Мартирии. Паломничества
    • V. Появление моленной иконы. Иконные типы Богоматери V и VI столетий в живописи и скульптуре и художественно-промышленных изделиях
    • VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке
    • VII. Иконные типы Богоматери греко-восточного и византийского происхождения в западных и восточных памятниках VII и VIII столетий и образы Божией Матери на стенах церкви Св. Марии Антиквы в Риме
    • VIII. Памятники греко-восточной и византийской иконографии Божией Матери на романском Западе в VII–IX веках. Образ Божией Матери «Оранты» в ораториях
    • IX. Исторические данные о почитании Богоматери в древнейшей Византии. Древний византийский стиль. Мозаики храма великомученика Димитрия в Солуни. Заключение
  • Том II
    • I. Византийская иконография Богоматери. Исторические условия образования и характера византийского искусства в период IX–XII веков
    • II. Византийское почитание Богоматери и его сосредоточение на чудотворных и особо чтимых иконах Богоматери, собранных в византийской столице. Чтимые иконные типы Божией Матери на греческом Востоке и в Константинополе. Константинопольские храмы во имя Богоматери и святыни
    • III. Влахернский храм Богоматери в Константинополе и чтившиеся в нем ее иконы и изображения. Образ Влахернитиссы = Оранты = Нерушимой Стены: византийские монеты, печати, мозаики, фрески, миниатюры и рельефы. Праздник Покрова Божией Матери, его происхождение и иконография. Образ «Знамения» Божией Матери
    • IV. Исторические и археологические данные по вопросу о Никопейской иконе Богоматери в Византии на монетах, печатях и крестах. Сходство Никопейского образа с иконой Богоматери Кириотиссы. Чудотворная икона собора св. Марка в Венеции. Списки Никопейского образа
    • V. Икона Богоматери Одигитрии. Исторические сведения. Типы Одигитрии на свинцовых печатях. Икона римской церкви св. Марии Великой. «Переводы» иконы Одигитрии в древнейших и позднейших памятниках. Поясные изображения Одигитрии. Тип Елеусы. Рельефы и образки Одигитрии
    • VI. Разновидности типа Божией Матери Одигитрии. Антиохийская икона. Образ Афиниотиссы-Горгоепикоос. Нерукотворенный образ Богоматери и тождественные типы
    • VII. Образ Божией Матери, чтившийся в Халкопратийском храме, и его списки и варианты. Боголюбская икона Богоматери и памятники почитания иконы в Грузии
    • VIII. Иконографический тип Богоматери «Кипрской». Константинопольское почитание образа Богоматери, получившего на Руси имя «Печерской Божией Матери». Списки и варианты того и другого образа на православном Востоке и Западе в византийский период истории
    • IX. Образ Богоматери с раскрытыми перед ее грудью руками. Тип Божией Матери «Живоносного Источника». Храм Божией Матери Диакониссы в Константинополе и время появления лицевого Акафиста Богоматери
    • X. Византийские типы Богоматери в средневековом искусстве Италии за время с XI по конец XIII столетия

Исторический и иконографический очерк, сочинение академика Н. Кондакова, с 116 рисунками. Атлас таблиц: 14 цветных автотипий, 5 гелиогравюр, 40 фототипий, 84 литографические таблицы. Издание Высочайшего учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. СПб.: Тов. Р. Голике и А. Вильборг, 1905. 97, с., ил. в тексте и на отдельных листах. Атлас: 143 л. ил. 42х34 см. В издательской составной ледериновой папке с цветным тиснением. Исторический и иконографический очерк с указателем в издательской шрифтовой обложке. Единственный вышедший в свет том был выпущен малым тиражом (100 экз.) и сразу же стал большой библиографической редкостью.

В издании представлено множество ч/б иллюстраций, фототипий, украшено оригинальными заставками, обложка и титульный лист выполнены в красках, отпечатано издание на высококачественной мелованной бумаге "слоновая кость"!Иконописный подлинник – руководство по иконографии, собрание образцов, описывающих детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Лицевой иконописный подлинник содержит рисунки (прориси) икон. Редкое издание единственно вышедшего тома "Иконографии Господа Бога и Спасителя Нашего Иисуса Христа ", представляет собой только первую часть монументальный труда Н.П. Кондакова. Автор планировал издать и второй том своего важного труда, но к великому сожалению, труд по экономическим причинам так и не был завершен и продолжение не увидело свет! Издание больше никогда не переиздавалось! Соловьев «Каталог № 105» № 178 - 25 руб.

Издание, предпринятое Никодимом Кондаковым, имеет беспрецедентное научное и историко-художественное значение. В нем собран богатейший материал с образцами иконографии из множества собраний христианской ойкумены, включая Российскую империю, страны Европы, Ближний Восток – это монастыри, частные коллекции, государственные собрания и т.д.

Каждая икона и изображение снабжены детальными искусствоведческими комментариями. Богато оформленное иллюстрациями издание, вышедшее небольшим тиражом, содержит 116 рисунков, 14 цветных автотипий, 5 гелиогравюр, 40 фототипий и 84 литографические таблицы.



В христианской литературе встречаются несколько описаний внешнего вида Христа, в целом воспроизводя один и тот же основной тип. В живописи этот тип несколько видоизменялся согласно с развитием иконографии и под влиянием местных условий. Считается, что самое раннее описание принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата. В своём письме римскому сенату Лентул сообщает про Иисуса Христа:

«Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных».



Весь стиль письма не соответствует посланию римского наместника и выдаёт его христианское происхождение, хотя определить точную дату его составления не представляется возможным. Сам документ обнаружен в латинском переводе в рукописи между сочинениями Ансельма Кентерберийского, архиепископа и богослова XI века, однако историки не сомневаются в его гораздо более раннем греческом происхождении. Также о прокураторе Иудеи по имени Публий Лентул неизвестно из других источников, а предшественником Пилата был Валерий Гратус.



Похожее описание Христа дал иерусалимский монах Епифаний в «Житие Андрея Первозванного» (1-я половина IX века):

Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ: „красе́нъ добро́тою паче сыновъ человѣческихъ“), ростомъ же или тѣлеснымъ возвышеніемъ шести полныхъ футъ; русые имѣя волосы и не особенно густые, скорѣе напоминавшіе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свѣтлыя и блестящія (подобно тому, какъ разсказываетъ исторія о праотцѣ Его Давидѣ (I кн. Царствъ, XVII, 42): „той дѣтище бѣ, и черменъ и лѣпъ очима“; подобно и Сей) красноокій, съ долгимъ носомъ, с русою брадою, имѣя длинные волосы - ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человѣческая, кромѣ Матери Его, въ дѣтскомъ Его возрастѣ; съ легкимъ склоненіемъ выи, настолько, чтобы не вполнѣ прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнаго цвѣта тѣла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающееся къ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткій обычай и во всемъ безгнѣвную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъ Онъ Ей уподоблялся и приравнивался».


В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягнёнка (агнца), пеликана (символ милосердия, разорвал себе грудь, чтобы мясом накормить птенцов), дельфина (спаситель утопающих), пронзенного трезубцем, ягненка под якорем, символизирующим крест, рыбы (ихтис). Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе, или «Добрый Пастырь» - пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа были запрещены. Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI в., в то же время, предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам. На Русь иконы Христа попали из Византии, здесь выработались некоторые особые иконографические типы.


Короткая справка: Кондаков, Никодим Павлович (1844 - 1925, Прага, Чехословакия) - русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусства. Академик Петербургской АН (1898, членкор 1892) и Императорской академии художеств (1893). Член-учредитель Русского собрания (1901). Родился в семье главноуправляющего имением князей Трубецких в Ново-Оскольском уезде Курской губернии (ныне с. Русская Халань Чернянского района Белгородской области). В 1861-1865 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета под руководством Фёдора Буслаева. По окончании университета преподавал в средних учебных заведениях, в том числе московском художественном училище. В 1870 году был избран доцентом кафедры истории искусств Новороссийского университета в Одессе; с 1877 - профессор Новороссийского университета. В 1873 году защитил магистерскую диссертацию «Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства»; в 1876 - докторскую диссертацию «История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей». С 1888 по 1897 год - профессор кафедры истории искусств Санкт-Петербургского университета, преподавал также на петербургских Высших женских курсах. В 1888-1893 годах - старший хранитель отделения искусства средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа. В 1898 году избран академиком по отделению русского языка и словесности Академии Наук. В 1901 году был назначен управляющим делами комитета попечительства о русской иконописи. Из его научных поездок особенно богатые результаты для археологии имели: в 1873 году путешествие по Грузии для изучения архитектуры грузинских церквей, в 1875 - 1876 годах - в Западную Европу для изучения миниатюр греческих рукописей, в 1881 году - на Синай для изучения древностей Синайского монастыря и рукописей его библиотеки, в 1884 году - в Константинополь, для изучения его памятников, в 1889 году - на Кавказ, с целью описания ризниц монастырей Мингрелии, Имеретии и Грузии, в 1891 году - в Сирию и Палестину, для изучения христианских древностей Святой Земли, в 1898 году - на Афон и в славянские земли. В 1895 году основал (вместе с Фёдором Успенским) Русский археологический институт в Константинополе. В 1901 году был избран член-корреспондентом Сербской Королевской академии наук. Лекции Кондакова оказали большое влияние на Дмитрия Айналова, Николая Лихачёва, Михаила Ростовцева, Сергея Жебелёва и многих других историков, ахеологов и историков искусства. Вокруг Кондакова формируется кружок так называемых «фактопоклонников». Учено-литературная деятельность Кондакова охватывает почти все отделы истории искусства. К области классического искусства принадлежат сочинения: "Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства" (Одесса, 1873, магистерская диссертация), "Греческие терракоттовые статуэтки в их отношении к искусству, религии и быту" (ib., 1879) и ряд мелких статей. История византийского и в связи с ним русского искусства составляла и составляет главный предмет научных разысканий Кондакова. Сюда относятся следующие его труды: "Древняя архитектура Грузии" (М., 1876), "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей" (Одесса, 1876, докторская диссертация; то же сочинение по-французски: "Histoire de l"art byzantin consideree principalement dans les miniatures", II., 1886 - 1891), "Путешествие на Синай. Древности Синайского монастыря" (Одесса, 1882), "Византийские церкви и памятники Константинополя" (ib., 1886), "Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии" (СПб., 1890), "Указатель отделения средних веков и эпохи возрождения Эрмитажа" (ib., 1891), "Византийские эмали. Собрание А.В. Звенигородского. История и памятники византийской эмали." (ib., 1892, то же одновременно на французском и немецком языках), "Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода" (ib., 1898), "О научных задачах истории древнерусского искусства" (ib., 1899), "Современное положение русской народной иконописи" (ib., 1901), "Памятники христианского искусства на Афоне" (ib., 1902), "Иконы Синайской и Афонской коллекций преосвященного Порфирия" (ib., 1902), "Археологическое путешествие по Сирии и Палестине" (ib., 1904), "Лицевой иконописный подлинник. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа" (ib., 1905), "Иерусалим христианский" (ib., 1905), "Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века" (ib., 1906), "Македония" (ib., 1909), "Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения" (ib., 1911), "Иконография Богоматери" (том I, СПб., 1914). Совместно с графом И.И. Толстым, Кондаков издал "Русские древности в памятниках искусства" (6 вып., СПб., 1889 - 1899). Во всех своих трудах Кондаков является глубоким знатоком и тонким исследователем трактуемых им вопросов и большим мастером в деле стилистического анализа памятников, ведущих все свои разыскания на широкой исторической основе. Им введен в научный обиход и тщательно обследован целый ряд памятников, ранее неизвестных вовсе или неправильно оцененных. В области византийского и древнерусского искусства Кондакову принадлежит особенно видное место в ряду не только современных, но и прошлых исследований: эти отделы истории искусства могут считаться созданными и впервые научно обоснованными Кондаковым. Как университетский преподаватель, Кондаков создал свою школу, и многие из его учеников занимали и занимают теперь профессорские кафедры.


С 1917 года Кондаков жил в Одессе, с 1918 г. в Ялте. В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем - в Софию (Болгария). В 1920-1922 годах - профессор Софийского университета. В 1922 году переехал в Прагу (Чехословакия), где преподавал в Карловом университете до своей смерти в 1925 году. Объединившийся вокруг Никодима Павловича Кондакова кружок молодых ученых, известный впоследствии как Seminarium Kondakovianum, был в 1931 преобразован в Археологический институт имени Кондакова. Институт считается одним из центров учения и идеологии евразийства. Похоронен на Ольшанском кладбище.

КОНДАКОВ НИКОДИМ ПАВЛОВИЧ - российский ис-то-рик искусства, ар-хео-лог, му-зей-ный дея-тель; действительный член пе-тербургской АХ (1893 год), академик Пе-тербургской АН (1898 год).

Сын управ-ляю-ще-го име-ний кня-зей Тру-бец-ких (быв-ше-го кре-по-ст-но-го-воль-но-от-пу-щен-ни-ка). В 1861-1865 годы учил-ся на ис-то-ри-ко-фи-ло-ло-гическом факультете Московского университета; уче-ник Ф.И. Бус-лае-ва.

С 1869 года при-ват-до-цент, с 1877 года про-фессор ка-фед-ры тео-рии и ис-то-рии изящ-ных ис-кусств Но-во-рос-сий-ско-го университета в Одес-се, где соз-дал пер-вый в Рос-сии му-зей ан-тич-ных слеп-ков; ос-но-вал Одес-скую ри-со-валь-ную шко-лу (так-же ди-рек-тор, 1884-1888 годы). Уча-ст-во-вал в ра-бо-те Московского ар-хео-ло-гического общества (1867-1889 годы; вновь с 1899 года), Ар-хео-ло-гической ко-мис-сии (1876-1891 годы), Русского ар-хео-ло-гического общества (с 1886 года); ру-ко-во-дил рас-коп-ка-ми ан-тич-ных па-мят-ни-ков в Кры-му, Ку-бан-ской обл., на Та-ма-ни. В 1888-1897 годы профессор ка-фед-ры тео-рии и ис-то-рии изящ-ных ис-кусств Санкт-Пе-тербургского университета; чи-тал лек-ции на Выс-ших жен-ских кур-сах. Од-но-вре-мен-но (1888-1893 годы) был стар-шим хра-ни-те-лем От-де-ле-ния сред-них ве-ков и эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния императорского Эр-ми-та-жа; из-дал пер-вый ка-та-лог это-го со-б-ра-ния (1891 год). Из-дал пер-вую отечественную на-уч-но-по-пу-ляр-ную ис-то-рию русского искусства от ан-тично-сти до монгольского за-вое-ва-ния («Рус-ские древ-но-сти в па-мят-ни-ках ис-кус-ст-ва», совместно с И.И. Тол-стым, т. 1-6, 1889-1899 годы).

Н.П. Кондаков при-ня-то счи-тать од-ним из соз-да-те-лей российского ви-зан-ти-но-ве-де-ния и ис-то-рии древне-русского искусства как современных на-учных дис-ци-п-лин. Он впер-вые дал ха-рак-те-ри-сти-ку основных осо-бен-но-стей искусства Ви-зан-тии и об-ос-но-вал боль-шин-ст-во раз-де-лов в его пе-рио-ди-за-ции, мно-го сде-лал для вы-яс-не-ния куль-тур-ных свя-зей Ви-зан-тии с Вос-то-ком и об-лас-тя-ми, вхо-див-ши-ми в её аре-ал (За-кав-ка-зье, Бал-ка-ны, Древ-няя Русь). Вы-дви-нул про-бле-му ге-не-тического род-ст-ва искусства Западной Ев-ро-пы, Ви-зан-тии и Вос-то-ка (пре-ж-де все-го при-ме-ни-тель-но к при-клад-но-му искусству и ар-хитектурной де-ко-ра-ции).

Н.П. Кондаков совместно с Н.П. Ли-ха-чё-вым соз-дал тео-рию влия-ния искусства итальянского Про-то-ре-нес-сан-са и Ран-не-го Воз-ро-ж-де-ния на ви-зантийское и древне-русское искусство; ши-ро-ко ис-поль-зо-вал ти-по-ло-гическую сис-те-ма-ти-за-цию па-мят-ни-ков искусства, раз-вил ана-лиз тех-ни-ки про-из-ве-де-ний искусства, ху-дожественного ре-мес-ла и ар-хео-ло-гии. Ввёл в нау-ку и впер-вые ос-мыс-лил ог-ром-ное ко-ли-че-ст-во па-мят-ни-ков; од-ним из пер-вых под-ни-мал про-бле-му ох-ра-ны па-мят-ни-ков ис-то-рии и куль-ту-ры.

Сле-дуя за-ве-там Ф.И. Бус-лае-ва, Н.П. Кондаков раз-ви-вал ико-но-гра-фический ме-тод, вклю-чав-ший и тра-диционный ана-лиз сти-ля. В свя-зи с дея-тель-но-стью Комитета по-пе-чи-тель-ст-ва о рус-ской ико-но-пи-си, в соз-да-нии ко-то-ро-го (1901 год) Н.П. Кондаков при-ни-мал ак-тив-ное уча-стие, он под-го-то-вил фун-даментальный ико-но-пис-ный под-лин-ник - сборник ико-но-гра-фических об-раз-цов, при-зван-ных слу-жить как «ре-ме-слу ико-но-пи-са-ния, иду-ще-му из-древ-ле, так рав-но и рус-ско-му ис-кус-ст-ву в его при-ме-не-нии к де-лу цер-ков-но-го ук-ра-ше-ния ико-на-ми, стен-ны-ми рос-пи-ся-ми, ико-но-стас-ным уб-ран-ст-вом, и са-мой ре-ли-ги-оз-ной жи-во-пи-си» (Из-ве-стия Ко-ми-те-та по-пе-чи-тель-ст-ва о рус-ской ико-но-пи-си. СПб., 1902. Вып. 1. С. 26).

Н.П. Кондаковым бы-ли под-го-тов-ле-ны важ-ней-шие тру-ды по ико-но-гра-фии: «Ико-но-гра-фия Гос-по-да Бо-га и Спа-са на-ше-го Иису-са Хри-ста» (1905 год, пе-ре-из-дан в 2001 году), «Ико-но-гра-фия Бо-го-ма-те-ри: Свя-зи гре-чес-кой и рус-ской ико-но-пи-си с италь-ян-ской жи-во-пи-сью ран-не-го Воз-рож-де-ния» (1910 год, пе-ре-из-дан в 1999 году) и «Ико-но-гра-фия Бо-го-ма-те-ри» (т. 1-2, 1914-1915 годы, пе-ре-из-дан в 1998 году; не-дав-но об-на-ру-жен-ная ру-ко-пись 3-го то-ма во французском пе-ре-во-де го-то-вит-ся к из-да-нию).

Н.П. Кондаков уча-ст-во-вал в ор-га-ни-за-ции Русского ар-хео-ло-гическго института в Стам-бу-ле (1895 год), экс-по-зи-ций икон в Треть-я-ков-ской га-ле-рее и Русском му-зее, а так-же в ря-де рес-тав-рационных ра-бот. С вес-ны 1917 года чи-тал лек-ции в Но-во-рос-сий-ском университете в Одес-се. В феврале 1920 года эмиг-ри-ро-вал в Бол-га-рию, где был профессорм Со-фий-ско-го университета; с вес-ны 1922 до 1925 годов пре-по-да-вал в Кар-ло-вом университете в Пра-ге.

Н.П. Кондаков сфор-ми-ро-вал на-учную шко-лу; ока-зал влия-ние на спе-циа-ли-стов не-сколь-ких по-ко-ле-ний. Уче-ни-ка-ми Н.П. Кондакова счи-та-ли се-бя Д.В. Ай-на-лов, С.А. Же-бе-лёв, Е.К. Ре-дин, Я.И. Смир-нов, Б.А. Ту-ра-ев, Б.В. Фар-ма-ков-ский, Г.Ф. Це-ре-те-ли и др. В па-мять о Н.П. Кондакове его уче-ни-ки соз-да-ли Se-mi-narium Kondakovianum в Пра-ге (в 1931-1945 годы Ар-хео-ло-гический институт им. Н.П. Кон-да-ко-ва).

На-граж-дён ор-де-ном По-чёт-но-го ле-гио-на (1916 год).

При-ём-ный сын Н.П. Кондакова - ис-то-рик Сер-гей Ни-ко-ди-мо-вич Кон-да-ков (1878-1940? годы), со-ста-ви-тель «Юби-лей-но-го спра-воч-ни-ка Им-пе-ра-тор-ской Ака-де-мии ху-до-жеств. 1764-1914 годы» (т. 1-2, 1914-1915 годы).

Сочинения:

Ис-то-рия ви-зан-тий-ско-го ис-кус-ст-ва и ико-но-гра-фии по ми-ниа-тю-рам гре-че-ских ру-ко-пи-сей. Од., 1876;

Древ-няя ар-хи-тек-ту-ра Гру-зии. М., 1876;

Гре-че-ские тер-ра-ко-то-вые ста-ту-эт-ки [в их от-но-ше-нии к ис-кус-ст-ву, ре-ли-гии и бы-ту]. Од., 1879;

Мо-заи-ки ме-че-ти Ках-рие Джа-ми-си в Кон-стан-ти-но-по-ле. Од., 1881;

Пу-те-ше-ст-вие на Си-най в 1881 г. Од., 1882;

Ви-зан-тий-ские церк-ви и па-мят-ни-ки Кон-стан-ти-но-по-ля. Од., 1886. 2-е изд. М., 2006;

Histoire de l’art byzantin considéré principale. P., 1886-1891. Vol. 1-2;

Ис-то-рия и па-мят-ни-ки ви-зан-тий-ской эма-ли. СПб., 1892;

Рус-ские кла-ды. СПб., 1896. Т. 1;

Па-мят-ни-ки хри-сти-ан-ско-го ис-кус-ст-ва на Афо-не. СПб., 1902. 2-е изд. М., 2004;

Ар-хео-ло-ги-че-ское пу-те-ше-ст-вие по Си-рии и Па-ле-сти-не. СПб., 1904;

Ма-ке-до-ния: Ар-хео-ло-ги-че-ское пу-те-ше-ст-вие. СПб., 1909;

Вос-по-ми-на-ния и ду-мы. Prague, 1927. 2-е изд. / Сост. И. Л. Кыз-ла-со-ва. M., 2002;

The Russian icon. Oxf., 1927;

Рус-ская ико-на. Пра-га, 1928-1933. Т. 1-4. 2-е изд. М., 2004. Т. 1-4;

Очер-ки и за-мет-ки по ис-то-рии сред-не-ве-ко-во-го ис-кус-ст-ва и куль-ту-ры. Пра-га, 1929.

Иллюстрации:

Никоди́м Па́влович Кондако́в (2 ноября , слобода Ольшанка, Новооскольский уезд, Курская губерния - 17 февраля , Прага , Чехословакия) - русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусства. Академик Петербургской АН (1898, членкор 1892) и Императорской академии художеств (1893). Член-учредитель Русского собрания (1901) .

Биография

Родился в семье главноуправляющего имением князей Трубецких в Ново-Оскольском уезде Курской губернии (ныне с. Русская Халань Чернянского района Белгородской области).

В 1861-1865 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета под руководством Фёдора Буслаева . По окончании университета преподавал в средних учебных заведениях, в том числе московском художественном училище. В 1870 году был избран доцентом кафедры истории искусств Новороссийского университета в Одессе ; с 1877 - профессор Новороссийского университета. В 1873 году защитил магистерскую диссертацию «Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства»; в 1876 - докторскую диссертацию «История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей».

С 1888 по 1897 год - профессор кафедры истории искусств Санкт-Петербургского университета , преподавал также на петербургских Высших женских курсах . В 1888-1893 годах - старший хранитель отделения искусства средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа . В 1895 году основал (вместе с Фёдором Успенским) в Константинополе . В 1901 году был избран член-корреспондентом Сербской Королевской академии наук .

Лекции Кондакова оказали большое влияние на Дмитрия Айналова , Николая Лихачёва , Михаила Ростовцева , Сергея Жебелёва и многих других историков, археологов и историков искусства. Вокруг Кондакова формируется кружок так называемых «фактопоклонников».

Семья

  • Первая жена Вера Александровна Кондакова (урожд. Гилярова) (1839-1913).
  • Вторая жена Екатерина Николаевна Клетнова (1869-1938), археолог, геолог, этнограф, автор стихов и пьес (псевд. Борисова, Смоленская, Полуботок).
  • Приемный сын - Сергей Никодимович Кондаков (1878-1940?), историк искусства, библиограф.
  • Приемный сын - Петр Никодимович Кондаков (1886-1919), офицер Белой армии.

Память

Основные труды

  • . - Записки Имп. Новоросс. университета, ч. 21, Одесса, 1877;
  • Древняя архитектура Грузии: Исследование // Труды МАО, т. 6, 1876
  • // Записки Имп. Новоросс. университета, ч. 33, 1882
  • Византийские церкви и памятники Константинополя // Труды VI Археолог. съезда в Одессе. Одесса, 1887, т. 3; Отд. изд.: Одесса 1887
  • , СПб., 1890
  • Византийские эмали. Собрание А. В. Звенигородского. История и памятники византийской эмали. СПб., 1892 (на русском, немецком и французском языках: Frankfurt am Main, 1892)
  • , СПб. 1896
  • . СПб., 1902
  • . СПб., 1904
  • Македония. Археологическое путешествие, Санкт Петербург 1909
  • . В 2-х томах. СПб., 1914-1915

В соавторстве с гр. И. И. Толстым : шеститомное издание Русские древности в памятниках искусства , СПб., , 1889; , 1889; , 1890; , 1891; , 1897; , 1899

  • The Russian Icon, Oxford, 1927.
  • Русская икона. В 4-х томах. Прага, 1928-1933 (репринт М., 2004).
  • Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры, Прага, 1929.
  • Чтения по истории античного быта и культуры // Сб. статей по археологии и византиноведению, изд. Семинарием им. Н. П. Кондакова. Прага, 1931. Т. 4. С. 3-32.
  • Воспоминания и думы. Прага, 1927; М., 2002; в кн.: Мир Кондакова. М., 2004.
  • Барельефы (V-VI стол. по Р. Х.) деревянной двери базилики Св. Сабины, что на Авентинском холме в Риме (1876) / публ. И. Л. Кызласовой // Мир Кондакова. М., 2004. С. 115-133.
  • Iconographie de la Mère de Dieu. Vol. III / ed. a cura di I. Folletti. Roma, 2011.

Напишите отзыв о статье "Кондаков, Никодим Павлович"

Примечания

Литература

  • Никодим Павлович Кондаков. 1844-1924.К восьмидесятилетию со дня рождения. Прага., 1924. 2-е изд.: Кондаков Н. П. Воспоминания и думы / Сост. И. Л. Кызласова. М., 2002. С.199-228.
  • Лазарев В. Н. Никодим Павлович Кондаков. М., 1925. 2-е изд. в: Он же. Византийская живопись. М., 1971. Библ. С. 7-19.
  • Айналов Д. В. Академик Н. П. Кондаков как историк искусства и методолог (1928) // Кондаков Н. П. Воспоминания и думы / Сост. И. Л. Кызласова. М., 2002. С.324-347.
  • Муромцева В. Н. Академик Н. П. Кондаков (К пятилетию со дня смерти) // Последние новости. 12 фев.1930 г. 2-е изд.в: Кондаков Н. П. Воспоминания и думы / Сост. И. Л. Кызласова. М., 2002. С.348-358.
  • Лаптева Л. П. Кондаков Никодим Павлович // Славяноведение в дореволюционной России. Биобиблиографический словарь. М., 1979. С. 187-188.
  • Кызласова И. Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. Ф. И. Буслаев и Н. П. Кондаков: методы, идеи, теории. М., 1985. 184 стр.
  • Кызласова И. Л. Из переписки А. П. Чехова и Н. П. Кондакова // Чеховские чтения в Ялте. Чехов сегодня. Сб. научных трудов. М., 1987. С. 94-106.
  • Кызласова И. Л. Из архива академика Н. П. Кондакова // Музей. Художественные собрания СССР. М., 1987. Вып. 8. С. 259-261.
  • Кызласова И. Л. Из эпистолярного наследия Н. П. Кондакова // Археографический ежегодник за 1988 год. М., 1989. С. 210-222.
  • Тункина И. В.Н. П. Кондаков: Обзор личного фонда // Архивы русских византинистов в Петербурге. СПб., 1995. С. 93-119.
  • Щенникова Л. А. Н. П. Кондаков и русская икона // Вопросы искусствознания. М., 1996. Вып. 8. С. 538-561.
  • Кызласова И. Л. Кондаков Никодим Павлович (1844-1925) // Русское зарубежье: Золотая книга русской эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 303-305.
  • Бонгард-Левин Г. М., Зуев В. Ю., Кызласова И. Л., Тункина И. В. Письма М. И. и С. М. Ростовцевых к Н. П. и С. Н. Кондаковым // Скифский роман. М.,1997.
  • Кызласова И. Л. Из истории гуманитарных наук в России (1917-1925 гг.). По материалам писем к академику Н. П. Кондакову // Вспомогательные исторические дисциплины. СПб., Изд. 1998. Вып. XXVI. C.266-282.
  • Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920-1930 годы (по материалам архивов). М., 2000. 435 стр.
  • Беляев C. А. Семинарий имени академика Н. П. Кондакова - неотъемлемая часть русской национальной культуры // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2000. № 1. С. 95-105.
  • Никодим Павлович Кондаков 1844-1925: Личность, научное наследие, архив: К 150-летию со дня рождения. (Сборник статей). СПб., 2001.
  • Мир Кондакова. Публикации. Статьи. Каталог выставки / сост., науч. ред., И. Л. Кызласова. М., 2004. 392 стр. Библ. трудов Н. П. Кондакова и основная литература о нем.
  • Русские писатели-богословы: Исследователи богослужения и церковного искусства: Биобиблиографический указатель. Богословско-литургический словарь / Сост. О. В. Курочкина, Н. С. Степанова, А. С. Чистякова; предисл. О. В. Курочкиной. М., 2004. С. 74-83.
  • Басаргина Е. Ю. Археологический институт им. Н. П. Кондакова (Seminarium Kondakovianum): По материалам архивов Праги // Мир русской византинистики. СПб., 2004. С. 766-811.
  • Тункина И. В. Академик Н. П. Кондаков: последние годы жизни (по материалам эпистолярного наследия) // Мир русской византинистики. СПб., 2004. С. 641-765.
  • Кызласова И. Л. Н. П. Кондаков и А. С. Уваров. По материалам переписки // Archeologia abrachamica. М., 2009. С. 93-114.
  • Foletti I. Da Bisanzio alla santa Russia: Nikodim Kondakov (1844-1925) e la nascita della storia dell’arte in Russia, Roma, 2011. 280 р.
  • Khrushkova L.G. N. P. Kondakov // Personenlexikon zur Christlichen Archäologie. Forscher und Persönlichkeiten vom 16. bis 21. Jahrhundert / St. Heid, M. Dennert (Hg.). 2. Bd. Regensburg, 2012. Sp. 751-754.
  • Кондаковские чтения: Античность - Византия - Древняя Русь. Материалы международных научных конференций. Вып. 1-4 / Ред.-сост. Н.Н. Болгов. - Белгород: БелГУ, 2004, 2007, 2010, 2013.

Ссылки

  • Биография на сайте СПбГУ
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кондаков Никодим Павлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • на официальном сайте РАН
  • (англ.)
  • Баринов Д.А., Ростовцев Е.А.

Отрывок, характеризующий Кондаков, Никодим Павлович

– Ну где пг"опадал? – сказал Денисов.
– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг"ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
– То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.
Пете очень хотелось смеяться, но он видел, что все удерживались от смеха. Он быстро переводил глаза с лица Тихона на лицо эсаула и Денисова, не понимая того, что все это значило.
– Ты дуг"ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег"вого не пг"ивел?
Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
– Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.
– Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо…
– Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова.
– Вот я те всыплю сотню гог"ячих, ты и будешь дуг"ака то ког"чить, – сказал Денисов строго.
– Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу.
– Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча.
Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
– Ну, г"асскажи ты мне пг"о себя, – сказал он.

Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.
Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола.
Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью.
Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.
– Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.
– В самую главную… – повторил Денисов, улыбаясь.
– Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, – продолжал Петя, – ну что вам стоит? Ах, вам ножик? – обратился он к офицеру, хотевшему отрезать баранины. И он подал свой складной ножик.
Офицер похвалил ножик.
– Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких… – покраснев, сказал Петя. – Батюшки! Я и забыл совсем, – вдруг вскрикнул он. – У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый – и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что нибудь сладкое. Хотите?.. – И Петя побежал в сени к своему казаку, принес торбы, в которых было фунтов пять изюму. – Кушайте, господа, кушайте.
– А то не нужно ли вам кофейник? – обратился он к эсаулу. – Я у нашего маркитанта купил, чудесный! У него прекрасные вещи. И он честный очень. Это главное. Я вам пришлю непременно. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, – ведь это бывает. Я взял с собою, у меня вот тут… – он показал на торбы, – сто кремней. Я очень дешево купил. Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все… – И вдруг, испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел.
Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе барабанщике представилось ему. «Нам то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся.
«Спросить бы можно, – думал он, – да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик! Стыдно будет, если я спрошу? – думал Петя. – Ну, да все равно!» – и тотчас же, покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал:
– А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего нибудь поесть… может…
– Да, жалкий мальчишка, – сказал Денисов, видимо, не найдя ничего стыдного в этом напоминании. – Позвать его сюда. Vincent Bosse его зовут. Позвать.
– Я позову, – сказал Петя.
– Позови, позови. Жалкий мальчишка, – повторил Денисов.
Петя стоял у двери, когда Денисов сказал это. Петя пролез между офицерами и близко подошел к Денисову.
– Позвольте вас поцеловать, голубчик, – сказал он. – Ах, как отлично! как хорошо! – И, поцеловав Денисова, он побежал на двор.
– Bosse! Vincent! – прокричал Петя, остановясь у двери.
– Вам кого, сударь, надо? – сказал голос из темноты. Петя отвечал, что того мальчика француза, которого взяли нынче.
– А! Весеннего? – сказал казак.
Имя его Vincent уже переделали: казаки – в Весеннего, а мужики и солдаты – в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике.
– Он там у костра грелся. Эй, Висеня! Висеня! Весенний! – послышались в темноте передающиеся голоса и смех.
– А мальчонок шустрый, – сказал гусар, стоявший подле Пети. – Мы его покормили давеча. Страсть голодный был!
В темноте послышались шаги и, шлепая босыми ногами по грязи, барабанщик подошел к двери.
– Ah, c"est vous! – сказал Петя. – Voulez vous manger? N"ayez pas peur, on ne vous fera pas de mal, – прибавил он, робко и ласково дотрогиваясь до его руки. – Entrez, entrez. [Ах, это вы! Хотите есть? Не бойтесь, вам ничего не сделают. Войдите, войдите.]
– Merci, monsieur, [Благодарю, господин.] – отвечал барабанщик дрожащим, почти детским голосом и стал обтирать о порог свои грязные ноги. Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее.
– Entrez, entrez, – повторил он только нежным шепотом.
«Ах, что бы мне ему сделать!» – проговорил сам с собою Петя и, отворив дверь, пропустил мимо себя мальчика.
Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику.

От барабанщика, которому по приказанию Денисова дали водки, баранины и которого Денисов велел одеть в русский кафтан, с тем, чтобы, не отсылая с пленными, оставить его при партии, внимание Пети было отвлечено приездом Долохова. Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами, и потому с тех пор, как Долохов вошел в избу, Петя, не спуская глаз, смотрел на него и все больше подбадривался, подергивая поднятой головой, с тем чтобы не быть недостойным даже и такого общества, как Долохов.
Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой.
Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения. Долохов же, напротив, прежде, в Москве, носивший персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку и, подойдя к Денисову, не здороваясь ни с кем, тотчас же стал расспрашивать о деле. Денисов рассказывал ему про замыслы, которые имели на их транспорт большие отряды, и про присылку Пети, и про то, как он отвечал обоим генералам. Потом Денисов рассказал все, что он знал про положение французского отряда.
– Это так, но надо знать, какие и сколько войск, – сказал Долохов, – надо будет съездить. Не зная верно, сколько их, пускаться в дело нельзя. Я люблю аккуратно дело делать. Вот, не хочет ли кто из господ съездить со мной в их лагерь. У меня мундиры с собою.

Историк искусства; род. в 1846 г.; воспитанник московского университета, в 1871 г. стал читать лекции по теории и истории изящных искусств в новороссийском университете, в 1873 г. защитил в московском университете магистерскую диссертацию: "Памятник Гарпий из Ксанфа в Ликии" ("Записки Новороссийского университета", 1874 г., кн. XII), а в 1877 г. - докторскую: "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей" (Одесса, 1877; французский перевод, Париж, 1886), после чего избран был новороссийским университетом в ординарные профессора.

В 1888 г. К. переместился на кафедру теории и истории искусства в с.-петербургский университет, причем занял также должность в Императорском Эрмитаже и стал работать в Императорской археологической комиссии, членом которой состоит с 1876 г. С 1894 г. состоит при русском археологическом институте в Константинополе.

К. напечатал: "Византийские церкви и памятники Константинополя" (Одесса, 1886); "История и памятники византийской эмали" (Париж, 1892 - роскошно издана Звенигородским) и др. Вместе с графом И. Толстым, К. издал "Русские древности в памятниках искусства" (вып. I-II, СПб., 1889), где в популярной форме представлен обзор результатов, добытых археологами, нумизматами и историками, хранящихся в редких, дорогостоящих изданиях, каковы, например, "Древности Босфора Киммерийского". {Брокгауз} Кондаков, Никодим Павлович (01.11.1844-17.02.1925) - историк, искусствовед, культуролог.

Род. в Новооскольском уезде Курской губ., в семье управляющего князей Трубецких.

В 1861 поступил в Моск. ун-т на ист.-филол. ф-т. По окончании преподавал (с 1865 по 1870) рус. яз. и словесность во 2-й Моск. гимназии и Александровском военном училище, а также рус. историю и археологию в Моск. школе живописи и ваяния.

В 1870 получил кафедру по теории и истории искусства в Новоросс. ун-те. В 1872 защитил магистерскую дисс. В 1888 приглашен проф. в Петерб. ун-т, одновременно был ст. хранителем в Эрмитаже.

В силу слабого здоровья К. был вынужден часто лечиться на юге. В Крыму и застали его революция и Гражд. война, "отрезав" от центра страны.

В кн. "Воспоминания и думы" (начатой 74-летним К. весной 1919 в Одессе) он пишет, что считал себя сторонником демократизации об-ва, однако "враждебно ощущал полную неподготовленность рус. народа к самостоятельной полит. и обществ. деятельности" (С.21). В 1920 покинул Россию, после краткого пребывания в Константинополе и в Варне оказался в Софии, где в 1920-1923 был проф. ун-та. По приглашению чешского ун-та переехал в Прагу, где читал до посл. дней курс по средневековому искусству Вост. Европы.

Умер в Праге. Еще будучи доц. ун-та в Одессе, К. организовал кружок по изучению византийской истории, искусства и культуры.

Его докт. дисс. (1876) "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей", будучи опубликованной и пер. на франц. яз., принесла ему европ. известность.

К. изучал связь византийского и древнерус. искусства и настаивал, что нельзя до конца познать второе, не изучив первого.

Один из крупнейших историков России В.Т.Пашуто отмечал: "Н.П.Кондаков был первым, кто включил древнерусское искусство в мировой исторический процесс, поставил вопрос о воздействии на него скифского, римского, готского, византийского и восточного искусства, стараясь проследить генетические связи и в археологическом, и в историческом материале" ("РИЭ". С. 16). К. активно занимался иконографией и оставил по этой теме ряд работ мирового значения.

Не ограничиваясь своей дисциплиной, К. делал обобщающие выводы филос., культурол. характера.

Он писал о взаимопроникновении культур Запада и Востока; анализируя византийское искусство, костюмы, черты быта и домашних нравов, отмечал заимствования из культур Индии, Китая, Ирана. К. внес большой вклад в развитие методол. ист. познания.

Считал неправильным, что история и археология уделяли внимание гл. обр. текстам и почти не изучали памятники.

К. подчеркивал, что, изучая памятники древности и корректируя данные текстов, можно составить более объективную, науч. картину исследуемого ист. явления.

Акад. Петерб.

Академии наук (с 1898). С 1907 - почетный член Киевской и с 1908 - Петерб.

Дух. академий.

Соч.: Наука классической археологии и теории искусств.

Одесса, 1872; История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей.

Одесса, 1876; Эстетико-исторический очерк древнего искусства.

Одесса, 1877; Византийские церкви и памятники Константинополя.

Одесса, 1886; Русские клады. СПб., 1896; О научных задачах истории древнерусского искусства.

СПб., 1899; Современное положение русской народной иконописи.

СПб., 1901; Иконография Богоматери. I-II. СПб., 1914-1915; Воспоминания и думы. Прага, 1927; Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры.

Прага, 1929; Русская икона. Текст. Т.1, 2. Прага, 1931-1933; Чтения по истории античного быта и культуры // Seminarium Kondakovianum. T.IV. Praha, 1931; Воспоминания.

Статьи. Письма.

Т.1-2. М., 1984-1985. Г.Т.Койшибаев Кондаков, Никодим Павлович Род. 1844, ум. 1925. Историк, специалист по истории византийского и древнерусского искусства.

Внедрил собственный иконографический метод изучения средневекового искусства и его типологических особенностей.

С 1898 г. академик Петербургской академии наук, с 1917 г. - РАН. В 1920 г. эмигрировал.