Названы лауреаты премии «Золотая маска. Лауреатами «Золотой маски» стали Евгения Симонова и Данила Козловский Евгения симонова золотая маска

Церемония «Маски» в этом году началась не с приветственных адресов, а с печальной ноты — свое выступление в начале вечера директор «Золотой маски» посвятила , со дня основания премии в 1997 году бывшему ее бессменным президентом. После кончины артиста 4 февраля президентом «Маски» стал Игорь Костолевский.

Спектакль «Русский роман», поставленный в Театре им. Маяковского его художественным руководителем Миндаугасом Карбаускисом, стал лауреатом «Золотой маски» в номинации, считающейся главной, — драматический спектакль большой формы.

Поставленный по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса, он рассказывает о семейной драме и его последних днях.

Этот спектакль стал чемпионом по количеству побед — Евгения Симонова была признана лучшей актрисой за роль Софьи Андреевны, а автор пьесы победил в новой номинации «Лучшая работа драматурга».

Сцена из спектакля «Русский роман»(Театр им. Вл. Маяковского, Москва)

В балете лучшим спектаклем стал «Ромео и Джульетта», поставленный в Екатеринбургском театре оперы и балета — лидером российского танцевального театра, пришедшим в балет из современного танца. Кстати, в номинации, посвященной современному танцу, победил спектакль «Все пути ведут на север» столичного «Балета «Москва».

Не остался без призов и Большой — его постановка «Роделинда» была признана лучшим оперным спектаклем, а ее постановщик — лучшим оперным режиссером.

Зато куда меньше наград досталось постановке «Травиата», ставшей объективной сенсацией — всемирно известный режиссер поставил ее в Пермской опере, а за дирижерский пульт встал художественный руководитель и главный мотор этого театра — ему достался титул лучшего оперного дирижера.

Уилсон, всегда сам рассчитывающий и прописывающий световые партитуры своих постановок, удостоился титула лучшего художника по свету.

Надо сказать, что и в драме лучшим художником был признан режиссер-экспериментатор , также взявшийся сам оформлять свой спектакль «Ворон», поставленный в петербургском Александринском театре. Кажется, постановщик был немало удивлен таким решением жюри, которым в этом году руководил худрук РАМТа .

В номинации «Эксперимент», одной из самых интригующих на «Золотой маске», победила постановка «Снегурочка» новосибирского театра «Старый дом», которую поставила на музыку композитора режиссер .

«Музыкой для нас является все. Поэтому в качестве музыкальных инструментов мы будем использовать как классические предметы, с помощью которых традиционно извлекаются звуки, так и бытовые. Гармошка, скрипка, флейта, медный таз.

Оркестрантами выступят сами артисты. Музыка станет стержнем, хребтом спектакля, таким же равноправным элементом, как сценография, актерское исполнение и световая партитура», — рассказывает постановщик о спектакле в программке фестиваля.

Соперниками сибиряков в этой категории были самые разные постановки — «Язык птиц», поставленный в БДТ вместе с центром по работе с людьми с аутизмом «Антон тут рядом», «Разговоры беженцев» по одноименной пьесе , сделанные фестивалем «Точка доступа» и играющиеся на вокзалах Москвы и Петербурга, постдраматическое «Поле» театра post и научный театр «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», поставленные в Электротеатре «Станиславский» Хайнером Гёббельсом.

Закрывать «Маску» пришлось уже новому ее президенту — по традиции, после вручения главных наград приступают к наградам почетным.

В этом году их лауреатами стали вахтанговец , премьер Александринки , а также худрук МХТ, а провели артисты и . Постановщики одели ведущих в одной черно-белой гамме с артистами современного танца и включили ведущих в изысканное пластическое действо, в котором танец сочетался с яркими световыми решениями. Была у этой постановки и собственная идеологическая линия - пока на авансцене шло награждение, на заднем плане все время продолжалось движение — видимо, символизируя тот факт, что театр и искусство в своей работе не останавливаются ни на минуту, даже на время получения наград. И что в вечном для искусства споре процесса и результата процесс все равно важнее - и потому побеждает.

«Война и мир. Начало романа» в «Мастерской Петра Фоменко»

Неполный первый том «Войны и мира» в постановке Петра Фоменко - сенсация 2002 года

В 2002 году самый большой урожай «Золотых масок» собрала «Мастерская Петра Фоменко». Четырехчасовая постановка «Война и мир. Начало романа» по первому тому эпопеи Толстого была названа лучшим спектаклем малой формы, Петр Фоменко получил премию за режиссуру, а Галина Тюнина - за лучшую женскую роль. Ювелирная режиссура и полифония смыслов, деликатность и высокий стиль, фирменная легкость и точность актеров, способных играть энергично и чисто, будто сочиняя на ходу, - спектакль вобрал все, за что обожают «фоменок». В нынешнем виде постановка несколько отличается по составу исполнителей, однако общая атмосфера и энергия присутствия мастера чудесным образом сохраняется даже спустя несколько лет после его ухода из жизни. «Мастерская Петра Фоменко» получала «Золотые маски» неоднократно - не только за «Войну и мир», и многие из награжденных спектаклей идут вовсю в репертуаре при переполненных залах: «Одна абсолютно счастливая деревня» («Золотая маска» 2001 года), «Триптих» (2011) и «Сон в летнюю ночь» (2016).

«Скрипка Ротшильда» в МТЮЗе

Горькая притча о старом гробовщике


Все три спектакля Камы Гинкаса по рассказам Чехова получали «Золотые маски». «Черный монах» (2001), «Дама с собачкой» (2003), «Скрипка Ротшильда» (2006). И все идут в репертуаре по сей день. Последний наградили дважды: в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника» (Сергей Бархин). В центре внимания - старый мрачный молчун-гробовщик (Валерий Баринов), только что похоронивший жену и теперь среди гробов всех сортов вспоминающий жизнь. Хрустальной чистоты лиризм, постепенно проклевывающийся где-то глубоко внутри героя, способен пробить железобетон.

«Мнимый больной» в Малом театре

Комедия Мольера в постановке Сергея Женовача


Последняя пьеса великого комедиографа Мольера в режиссерском решении мастера-реалиста Сергея Женовача стала не столько сатирой на врачей-шарлатанов, сколько трогательной историей причудливого сопротивления одиночеству. В 2007 году постановка с ведущим артистом труппы Василием Бочкаревым в главной роли получила «Золотую маску» как лучший спектакль большой формы. Это не единственный спектакль Малого театра, награжденный высшей театральной премией, - в 2004 году специальным призом жюри был отмечен «Правда - хорошо, а счастье лучше» по Островскому, тоже поставленный Женовачем.

«Захудалый род» в «Студии театрального искусства»

Консервативный театр в лучшем виде


Авторский театр Сергея Женовача - один из самых популярных в городе, притом что напрочь лишен внешних признаков настоящего времени. Здесь ставят классику, преимущественно русскую, преимущественно в костюмах изображаемой эпохи и строго в соответствии с сюжетом. Но причина популярности все же не только и не столько в осознанном выборе ниши старого доброго театра, сколько в редком уровне мастерства, не только влюбляющего в театр толпы зрителей, но неоднократно отмеченного экспертами и жюри «Золотой маски». Триумфаторами премии в разные годы становились «Битва жизни» по Диккенсу, «Река Потудань» по Платонову и самый первый спектакль «СТИ» - «Захудалый род» по Лескову. В последнем молодые артисты, тогда (в 2007 году) только получившие дипломы, за 4 незаметно пролетающих часа чертовски достоверно и бесконечно трогательно проживают всю историю отдельно взятого дворянского рода позапрошлого столетия.

«Рассказы Шукшина» в Театре наций

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова в спектакле, примирившем новаторов и традиционалистов


Лучший российский спектакль в сезоне 2008/2009, по мнению жюри «Золотой маски», поставил латыш Алвис Херманис. «Рассказы Шукшина» в его постановке с именитыми русскими актерами - Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым - спектакль ужасно смешной и ладно скроенный, он состоит из сценок из жизни русской глубинке, которую артисты специально ездили изучать.

«Дядя Ваня» в Театре им. Вахтангова

Выдающийся спектакль Римаса Туминаса с Сергеем Маковецким в главной роли


После «Дяди Вани» (премьера 2009 года) ни у кого не осталось вопросов к назначению литовца Римаса Туминаса на место худрука Вахтанговского театра - это была не первая работа режиссера на знаменитой сцене, но именно с нее нужно отсчитывать эпоху вахтанговского ренессанса. Традиционный для чеховских спектаклей психологизм соединяется с трагическим гротеском, который так любит Туминас, и метафоричностью, свойственной литовской режиссуре вообще. В роли Войницкого - Сергей Маковецкий.

«КукКафе «У.Шекпира» театра «Тень»

Весь Шекспир в одном меню


Вы приходите в кафе, занимаете один из пяти столиков, в меню вместо еды выбираете одну из многочисленных пьес Шекспира (впрочем, и еду потом можно заказать тоже). Когда все сделали свой заказ, представление начнется: в маленьком вертепе для гостей исполнят пять выбранных этим вечером пьес английского барда в формате ультракраткого пересказа силами уморительных кукол. Над созданием работала бригада драматургов и авторская команда лучшего театра кукол Москвы - театра «Тень». Билеты на спектакли этого театра нельзя купить, но можно заказать и дождаться оповещения о предстоящих показах. «КукКафе «У.Шекспира»» получило «Золотую маску» в 2015 году как лучший спектакль театра кукол. Аналогичную награду взял их же спектакль «Эпос о Лиликане» пятью годами ранее, и он тоже сохранился в актуальном репертуаре.

«О-й. Поздняя любовь» в «Школе драматического искусства»

Абсурдистский боевик по старомодной пьесе - с переодеваниями, электрошоком и кровищей


Сочинение Дмитрия Крымова и его воспитанников из ГИТИСа - абсурдный экшен с нелепыми переодеваниями, кровавыми боями и танцами - по совершенно забытой пьесе Островского. То есть буквально по пьесе, а не, как обычно у Крымова, по психоделическому винегрету из всего мирового культурного наследия разом. На выходе удивительным образом получился один из самых смешных спектаклей если не нового времени, то уж как минимум сезона; в подтверждение - две «Золотых маски» 2016 года: за лучший спектакль и лучшую женскую роль (Мария Смольникова).

В том же году театру «Школа драматического искусства» «Золотую маску» принес еще один спектакль - удивительной красоты акустическое полотно старинных шумовых аппаратов «Звуковые ландшафты» композитора Петра Айду, признанное лучшим в конкурсе «Эксперимент». Кроме того, из всех спектаклей «Лаборатории Дмитрия Крымова» в сегодняшнем репертуаре ШДИ имеется еще один лауреат «Золотой маски», и тоже в номинации «Эксперимент» - это «Opus № 7», черно-белый хенд-мейд-иллюзион про Шостаковича.

Церемония вручения Национальной театральной премии «Золотая маска» состоялась 19 апреля 2017 года в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Начался вечер с минуты молчания в память о первом президенте фестиваля «Золотая маска» Георгии Тараторкине.

Лучшим спектаклем малой формы стал «Магадан/Кабаре» театра «Около дома Станиславского», лучшим спектаклем большой формы - «Русский роман» Театра им. Вл. Маяковского, лучшим спектаклем в оперетте/мюзикле - «Биндюжник и Король» Театра юного зрителя (Красноярск), лучшим спектаклем в современном танце - «Все пути ведут на Север» театра «Балет Москва», лучшим спектаклем в балете - «Ромео и Джульетта» Театра оперы и балета (Екатеринбург), лучшим спектаклем в опере - «Роделинда» Большого театра.

Лауреатом номинации «лучшая работа композитора» стал Эдуард Артемьев за «Преступление и наказание» Театра мюзикла. Приз за лучшую женскую роль в драме получила Евгения Симонова (Софья Толстая, «Русский роман», Театр им. Вл.Маяковского), а за лучшую мужскую роль в драме - Данила Козловский (Гамлет, «Гамлет», Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург).

Специальные премии жюри музыкального театра получили спектакль «The_Marusya» компании «Диалог Данс» (Кострома) и спектакль «Геракл» Башкирского театра оперы и балета (Уфа). Специальными Премиями Жюри драматического театра были отмечены ансамбль актеров в спектакле «Три сестры» театра «Красный факел» (Новосибирск), а также Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина - актеры в спектакле «По ту сторону занавеса» Александринского театра (Санкт-Петербург).

Премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» были вручены актеру и режиссеру Айгуму Айгумову, режиссеру Андрею Борисову, оперной певице Ирине Богачевой, актеру Александринского театра Николаю Мартону, художественному руководителю МХТ им. А.П.Чехова Олегу Табакову, актеру Театра им. Евг. Вахтангова Владимиру Этушу. Не смог приехать на церемонию, но прислал видеообращение легендарный грузинский режиссер Резо Габриадзе.

Победители Национальной театральной премии «Золотая маска»

Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле - Мария Биорк (Соня), «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва.

Лучшая мужская роль в оперетте/мюзикле - Виктор Кривонос (Аполлон Аполлонович Аблеухов), «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург.

Лучшая роль второго плана в оперетте/мюзикле - Владимир Гальченко (Князь Серпуховской), «История лошади», Театр драмы им. М.Горького, Самара.

Лучшая работа режиссера в оперетте/мюзикле - Роман Феодори, «Биндюжник и Король», Театр юного зрителя, Красноярск.

Лучшая работа дирижера в оперетте/мюзикле - Андрей Алексеев, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург.

Лучший спектакль в оперетте/мюзикле - «Биндюжник и Король», Театр юного зрителя, Красноярск.

Лучшая женская роль - Виктория Терешкина, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург.

Лучшая мужская роль - Игорь Булыцын (Меркуцио), «Ромео и Джульетта», Театр оперы и балета, Екатеринбург.

Лучшая работа дирижера в балете - Павел Клиничев, «Ундина», Большой театр, Москва.

Лучшая работа балетмейстера/хореографа - Антон Пимонов, «Скрипичный концерт № 2», Мариинский театр, Санкт-Петербург.

Лучший спектакль в современном танце - «Все пути ведут на Север», Театр «Балет Москва», Москва.

Лучший спектакль в балете - «Ромео и Джульетта», Театр оперы и балета, Екатеринбург.

Лучшая женская роль в опере - Надежда Павлова (Виолетта Валери), «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермь.

Лучшая мужская роль в опере - Липарит Аветисян (Шевалье де Грие), «Манон», Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Москва.

Лучшая работа режиссера в опере - Ричард Джонс, «Роделинда», Большой театр, Москва.

Лучшая работа дирижера в опере - Теодор Курентзис, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермь.

Лучший спектакль в опере - «Роделинда», Большой театр, Москва.

Лучшая работа композитора - Эдуард Артемьев, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва.

Специальные премии жюри музыкального театра - спектакль «The_Marusya», Компания «Диалог Данс», Кострома, и спектакль «Геракл», Башкирский театр оперы и балета, Уфа.

Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре - Роберт Уилсон, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермь.

Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре - Елена Турчанинова, «Снегурочка», Театр «Старый дом», Новосибирск.

Лучшая работа художника в музыкальном театре - Этель Иошпа, «Саломея», Театр «Новая опера», Москва.

Лучшая работа художника по свету в драме - Александр Мустонен, «Плешивый Амур», Театр МТЮЗ, Москва.

Лучшая работа художника по костюмам в драме - Елена Соловьева, «Корабль дураков», Театр «Грань», Новокуйбышевск.

Лучшая работа художника в драме - Николай Рощин, «Ворон», Александринский театр, Санкт-Петербург.

Лучший спектакль в номинации «Эксперимент» - «Снегурочка», Театр «Старый дом», Новосибирск.

Лучшая работа актера в театре кукол - Анна Сомкина и Александр Балсанов, «Колино сочинение», Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург.

Лучшая работа художника в театре кукол - Виктор Антонов, «Железо», Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск

Лучшая работа режиссера в театре кукол - Наталья Пахомова, «Сказка с закрытыми глазами “Ёжик в тумане”», Московский театр кукол.

Лучший спектакль в театре кукол - «Колино сочинение», Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург.

Лучшая женская роль второго плана в драме - Елена Немзер (Панталона) - «Ворон», Александринский театр, Санкт-Петербург.

Лучшая мужская роль второго плана в драме - Хольгер Мюнценмайер (Дьякон), «Жили-были», Драматический театр, Шарыпово.

Лучшая женская роль в драме - Евгения Симонова (Софья Толстая), «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва.

Лучшая мужская роль в драме - Данила Козловский (Гамлет) - «Гамлет», Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург

Лучшая работа драматурга (вручается впервые) - Марюс Ивашкявичюс, «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва.

Лучшая работа режиссера в драме - Андрей Могучий, «Гроза», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург.

Лучший спектакль малой формы - «Магадан/Кабаре», Театр «Около дома Станиславского», Москва.

Лучший спектакль большой формы - «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва.

Специальные премии жюри драматического театр а - ансамбль актеров в спектакле «Три сестры», Театр «Красный факел», Новосибирск, а также Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина - актеры в спектакле «По ту сторону занавеса», Александринский театр, Санкт-Петербург.

Лауреаты премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» - актер и режиссер Айгум Айгумов, режиссер Андрей Борисов, оперная певица Ирина Богачева, актер Александринского театра Николай Мартон, художественный руководитель МХТ им. А.П.Чехова Олег Табаков, актер Театра им. Евг. Вахтангова Владимир Этуш и грузинский режиссер Резо Габриадзе.