Названия команд квн по биологии тема дыхание. Урок квн по биологии "пернатые"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»

Троицкого муниципального района Челябинской области

Конспект внеклассного мероприятия по биологии для учащихся 9 класса

КВН «Клуб всезнаек»

Подготовила учитель биологии и химии

Путина Юлия Климентьевна

2013

КВН «Клуб всезнаек»

Цели мероприятия: совершенствование мышления, внимания и творческого воображения учеников; развитие эмоциональной сферы; развитие навыков групповой работы.

Оборудование: мешок с заданиями на листках.

Оформление: в зале поставлен стол для жюри и три стола для команд. У жюри имеются оценочные листы с перечисленными конкурсами и указано максимальное количество баллов за каждый.

Ход мероприятия:

Эту игру можно проводить в рамках недели естественных, а также гуманитарных наук. Класс разбивается на три команды учащихся, причем у каждой команды есть капитаны, остальные учащиеся будут в группах поддержки. Игра проводится по 4 предметам: биология, химия, математика, физика.

1.Разминка. Каждой команде задаются по 7 простых вопросов подряд. За каждый правильный ответ команда получает балл.

Вопросы 1 команде

1.Кто теряет свой хвост, убегая от врагов? (Ящерица )

2.Кто написал «Вальс цветов?» (П.И.Чайковский )

3.Какой химический элемент открыли на Солнце, а потом на Земле? (Гелий )

4.Сколько богатырей дядьки Черномора выходило из моря? (33 )

5Как называются взаимовыгодные отношения между живыми организмами? (Симбиоз )

6.Как называется птица, приносящая младенцев? (Аист )

7.Какое государство занимает целый материк? (Австралийский союз)

Вопросы 2 команде

1.Что ест медведь зимой? (Ничего, он спит )

2.Что защищает все живое на Земле от ультрафиолетовых лучей? (Озоновый экран )

3.Какие ураганы Америки обладают разрушительной силой? (Торнадо )

4.Какое государство имеет столицу Дели? (Индия)

5.Как называется оптический прибор, применяемый для наблюдения из подводных лодок за поверхностью моря? (Перископ )

6.Сколько букв содержится в русском алфавите? (33 )

7.Кого можно убить каплей никотина? (Лошадь )

Вопросы 3 команде

1.Какое насекомое подковал Левша? (Блоху )

2.Сколько музыкантов в квартете? (4 )

3.Сколько струн в скрипке? (4 )

4.Какой наземный зверь самый быстрый? (Гепард )

5.Что погубило Титаник? (Айсберг )

6.Как называется оболочка Земли, которую населяют живые организмы? (Биосфера )

7.Какое животное не имеет формы тела? (Амеба )

2.Конкурс стихоплетов. В этом конкурсе необходимо выявить знания терминологии. За определенное время команды команды должны сочинить стихотворение, используя предложенные рифмы. Если в стихотворении есть каждый термин, то команда зарабатывает один балл. Команды могут сами придумывать рифмы, за что они получают дополнительный балл. Рифмы могут быть следующими:

Медуза – гипотенуза

Математика – грамматика

Синоним – антоним

Экология – биология

Резонанс – нюанс

Синус – минус

Пока команды готовятся к ответам, проводится игра со зрителями, после чего жюри проверяет стихотворения с рифмами.

3.Игра со зрителями. В этом конкурсе болельщики зарабатывают своей команде дополнительные баллы. Каждая группа поддержки должна ответить на три вопроса. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Вопросы 1-й группе поддержки

1.Это домашнее животное – единственное, не упоминающееся в Библии, но А.Дюрер и Ф.Флорис изобразили его у ног Адама и Евы в раю. А согласно Гиляровскому, охотнорядческие купцы в Москве Устраивали своеобразное состязание – у кого оно упитаннее. (Кошка )

2.В конце XIX века именно этих насекомых для исследования сыпного тифа Пастеровский институт вынужден был импортировать из России. (Вши )

3.В Древнем Риме считалось, что употребление в пищу этого злака способствует развитию мускулатуры, поэтому он занимал особое место в питании гладиаторов. (Ячмень )

Вопросы 2-й группе поддержки

1.По воспоминаниям советского дипломата И.М.Майского, именно этот нехитрый овощ был лучшим подарком для любой знатной леди в первую военную зиму 1939/40 гг. в Великобритании – ведь обычно в метрополию его привозили из Египта. А философы древности, разрезая этот овощ поперек объясняли ученикам строение Вселенной. (Лук)

2.Согласно легенде, именно этот цветок вырос на крови прикованного к скале Прометея. (Эдельвейс )

3.Создатель Ислама пророк Мухаммед утверждал, что эти птицы видят ангелов и пением оповещают людей об их приближении. Назовите их. (Петухи )

Вопросы 3-й группе поддержки

1.По народным поверьям, эту красивую степную траву нельзя рвать и собирать в букеты, так как она произошла от седых материнских волос. (Ковыль )

2.Естествоиспытатель Альфред Брем называл этих распространившихся по всей планете птиц «гражданами мира». В 1956 г. Исполком Моссовета вынес решение о завозе и разведении этих птиц к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. А вот в Германии их часто называют «летающими крысами». (Голуби )

3.Этот «цветок белого дракона» с 16 лепестками изображен на гербе Японии, на печатях и монетах этой страны. А еще из него там готовят салаты и пирожные. (Хризантема )

4.Конкурс капитанов.

Задание 1. В этом конкурсе капитаны должны выбрать правильное значение для одного малоизвестного слова. За правильный ответ капитан получает один балл. Капитаны вытаскивают из мешка одно из заданий и читают вопросы.

1. Алгол – это:

а) вид ископаемого животного;

б) язык программирования;

в) остров в Тихом океане;

г) каучуконосное растение.

Ответ: язык программирования.

2. Люстрин – это:

а) название шерстяной ткани с лоском;

б) психическое заболевание;

в) процесс обработки химического сырья паром;

г) название тропического леса.

Ответ: название шерстяной ткани с лоском.

3. Изумруд – это:

а) клеящее вещество;

в) минерал зеленого цвета;

г) лекарство.

Ответ: минерал зеленого цвета.

4. Хлоропласт – это:

а) хлоропласт водоросли;

б) оболочка клетки водоросли;

в) орган размножения водоросли;

г) листовая пластинка бурых водорослей.

Ответ: хлоропласт.

5. Клейковина – это:

а) растительный белок;

б) совокупность запасных веществ в семени;

в) растительный углевод;

г) минеральные вещества семени.

Ответ: растительный белок.

6. Столон – это:

а) боковой корень;

б) видоизмененный подземный побег;

в) видоизменение листа;

г) утолщение главного корня.

Ответ: видоизмененный подземный побег.

Задание 2. В этом конкурсе капитанам нужно нарисовать что-либо по заданию ведущего с закрытыми глазами. Например, нарисовать кролика.

5. Художественный конкурс. В этом конкурсе капитаны команд вытягивают из мешка листок с названием явления, и команды начинают готовить соответствующую инсценировку. Такими заданиями могут быть явления:

1) круговорот воды в природе;

2) извержение вулкана;

3) броуновское движение;

4) процесс старения;

5) реакция обмена веществ;

6) превращение куколки в бабочку.

6. Музыкальный конкурс. Во время подготовки предыдущего конкурса можно провести музыкальный конкурс, в котором каждая команда должна спеть песню, в которой речь идет о животных или о растениях, например:

1) «В траве сидел кузнечик»;

2) «Я на солнышке лежу…рядом львеночек сидит»;

3) «Жил да был черный кот за углом…»;

4) «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…»;

5) «У кошки четыре ноги…»;

6) «Тополиный пух».

7. Подведение итогов. В конце КВНа подводятся итоги игры, награждаются победители.

Список использованной литературы:

1. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. – Волгоград: «Учитель», 2008.

2. Калинина А.А.Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6(7) класс. – М.: «ВАКО», 2005.

3. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. – М.:Глобус, 2010.

Тема: КВН «Веселая биология»

Класс: 8-9 классы

Цели:

1. Способствовать расширению знаний обучающихся по предмету;

2. Развивать познавательную активность учащихся в области изучения растений и животных;

3. Воспитывать бережное отношение учеников к природе, ко всему живому;

4. Развитие общекультурных интересов школьников.

Оформление:

    Плакаты природы

    Рисунки животных

    Выставка книг о животных

    Живые цветы на сцене

    Экран для просмотра слайдов

Действующие лица: Ведущий, две команды игроков: «Лесовики» и «Друзья леса», жюри.

Время реализации: 1 ч 10 мин

КВН «Веселая биология»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш вечер необычный - сегодня мы поиграем в КВН «Веселая биология». В игре примут участие две команды. Ребята совершат путешествие в прекрасный и удивительный мир растений и животных. Этот занимательный путь в страну Знатоков биологии будет сопровождаться конкурсами команд.

Представляю Вам наше жюри:....... Просим жюри занять свои места.

Итак, мы начинаем. Команды на сцену. Приветствуем команду «Лесовики» и их соперники «Друзья леса».

Просим участников команд представить свои команды. Сделать это

Вам поможет конкурс «ПРИВЕТСТВИЕ». Первыми свое «ПРИВЕТСТВИЕ» покажет команда «Лесовики»

Лесовики: Здравствуйте, друзья!

Мы пришли сюда не зря.

Будем веселиться,

Соревноваться и резвиться!

Кто больше о лесе знает,

Тот пусть и приз получает!

Наш девиз: Лес, богатство и краса!

Береги свои леса!

Много леса - не губи,

Мало леса - береги,

Нету леса - посади.

Ведущий: Теперь нам свое «ПРИВЕТСТВИЕ» покажет команда «Друзья леса».

Друзья леса: Здравствуйте, все, кто любит лес,

Лес загадок, лес чудес!

Мы о лесе много знаем,

Вам того же мы желаем.

Наш девиз: Изо всех земных чудес

Нам милее русский лес.

Охраняем лес густой,

Все друзья мои со мной: Белки, ежики, еноты...

Всех окружили мы заботой!

Ведущий: Второй конкурс «РАЗМИНКА». Командам предлагается ответить на вопросы. Команды отвечают по очереди. Каждый правильный ответ принесет команде один балл.

    Назовите самую маленькую птичку (колибри)

    Назовите самое крупное животное, живущее на суше (слон)

    Кто на себе свой домик носит? (улитка, черепаха)

    Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. Кто я? (верблюд)

    Зеленый поясок в траве затерялся. Кто это? (ящерица, гусеница)

    Назовите самое крупное животное, живущее в воде (кит)

    Мастер шубу себе сшил, а иглу вынуть забыл. Кто это? (ёж, ёрш)

    У кого оба глаза на одном боку? (камбала)

    С лица - желто,Во рту кисло! (лимон)

    Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (верблюд)

    Какие деревья в осеннем лесу самые зеленые? (хвойные)

    Какое растение поднимается из воды с восходом солнца и новь опускается на дно после захода солнца? (кувшинка, водяная лилия)

    Какой грызун строит плотины на реках? (бобр)

Ведущий: Следующий «КОНКУРС С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ». Для каждой команды на экране появляются иллюстрации с заданиями. Вы должны внимательно рассмотреть иллюстрации и ответить на все вопросы. (Презентация №1)

Пока команды готовятся и думают над правильными ответами, мы поиграем с болельщиками.

Отгадайте загадки:

1. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет.

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

2. Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери.

И друг вспорхнули яблоки,

Ведь это...

(Снегири)

3. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

(Помидор)

4. Сарафан, не сарафан

Платьице, не платьице,

А как станешь раздевать –

Досыта наплачешься.

(Лук)

5. С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица

(Рыба)

5. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели

Кто же это?

(Соловей)

6. Летом в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою в банке –

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы.

Как зовут нас?

(Огурцы)

Ведущий: «КОНКУРС КАПИТАНОВ». Теперь пришла пора уже вашим лидерам - капитанам показать свои личные знания в биологии. Ведь командир - это лицо команды.

Капитанов приглашаем,

Четвертый конкурс начинаем.

Будут трудные задачи,

Пожелаем им удачи!

На экране вы видите кроссворд, отгадайте его, капитаны. (Презентация№2)

А мы продолжаем игру с болельщиками.

1. У меня есть тоже перья,

Но не птица и не зверь я,

Я вам самый лучший друг,

Я простой зеленый...

(Лук)

2. Щечки розовые, нос белый

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редиска)

3. И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы)

4. Я скачу туда сюда

По деревьям ловко

Не пустует никогда

У меня кладовка.

(Белка)

5. Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик

Он деревья лечит

Постучит - им легче.

(Дятел)

6. На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

7. Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.

(Кот)

8. Она - ночная птица

Ей в дупле не спится.

Всю ночь ей не до сна,

Охотница она.

(Сова)

9. Есть на речке лесорубы

В серебристо-белых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(Бобры)

10. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда

(Кукушка)

11. Как это скучно - сто лет без движенья

В воду глядеть на свое отраженье,

Свесила гибкие ветви с обрыва

Нежная, тихая, грустная...

(Ива)

Ведущий: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС». Каждая команда покажет свой музыкальный номер. Игроки должны исполнить песню, в которой поётся о природе, животных или растениях. Максимальная оценка – 5 баллов.

Команды исполнили: 1. «В траве сидел кузнечик»

2. «Жили у бабуси 2 веселых гуся»

Ведущий: Конкурс «СОБЕРИ СЛОВО». Командам раздаются конверты с цветными буквами. В каждом конверте – 3 птицы. Вам нужно собрать из букв название птиц. Каждый правильный ответ - 1 балл.

Ведущий: Конкурс «ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ». У каждой команды на столе вы видите таблицу. Вам нужно покормить следующих животных и птиц, чтобы им понравилось угощение. Стрелочкой показать, каким кормом питается животное. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.

Синица

Сало

Медведь

Мед, малина

Снегирь

Ягоды рябины, крупа

Лиса

Курочка

Еж

Мыши, молоко

Заяц

Морковь, капуста

Щеглы

Семена репейника

Белка

Орешки

Жюри подводит итоги.

8. Ведущий: Конкурс "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР"

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!

Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей.

1 .Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет...

Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

2. Зайку серого найду,
Принесу его домой
Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

3. Завтра утром в лес пойдем

И опята, и маслята,

И груздочки соберем.

Вот наелись мы, ребята!

(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

4.Вот как плачет травушка-муравушка.

Притоптали меня, травушку,

Притоптали меня зеленую,

Да все детушки, да все малые,

Во зеленом саду гуляючи,

Бегая, играючи...

Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?

5. Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

6. Мы пыхтим и морщимся:
- Что мы вам - уборщицы?
Газон никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!

(Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)

7. Убита белка! На снегу

Она распластана лежала,

Как будто все еще бежала...

Да вдруг застыла на бегу.

(Нельзя убивать животных)

8. Колкую, зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.

(Нельзя рубить деревья, нужно восстановить вырубленные деревья)

9. Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

(Нужно закрывать кран. Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если

струйкой - 100 л в сутки.)

10. В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)

11. О чем поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы! Живы мы!

(Кормушки развешиваются по деревьям, и регулярно подсыпается корм.)

12. Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живет лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле.

(Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных. Нельзя этого делать)

13. Воду носят все из лужи,
Выливают в реку вновь.

Что за шутки? Что им нужно?

Что за рыбий огород?

(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)

14. Поливаем клумбы дружно.

Траву выполем на спор.

А зачем все это нужно?

Чтоб красивым был наш двор!

(Пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб, так как охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

15. Принесли из леса шишки,

Желудей несем мешок,

От берез нашли сережки.

Так зачем нам это впрок?

(Необходимо собирать семена древесных пород. Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)

16. Разведу я на окошке
И душистые горошки,
И фиалки, и герани.
Вот попробуйте вы сами!

(В комнате, где находятся растения, люди меньше болеют. Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)

17. Едем на автомобиле

И гордимся, как красиво

Позади клубится дым.

Чих-чих-чих! Куда бежим?

(Вреден воздух около автомобильной дороги. Необходимо предпринимать, меры, чтобы воздух был на автостраде чище)

18. Бутылки и банки бросаем в походе,

Не разлагается мусор в природе.

Пришли через год на полянку

И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

19. Красива обувь, суперсовременна
Рифленая подошва, блеск!
Прошли красивые ботинки-
Остался из песка и грязи след.

Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.

Ведущий: КОНКУРС «КТО ПЕРВЫМ ВЫЙДЕТ НА ОГОРОД».

Каждой команде ведущий выдает равное количество перемешанных семян. Как правило, такие семена не пригодны для посадки на одной грядке. Задача команд: рассортировать перемешанные сорта семян. Какая из команд быстрее и правильнее справится с заданием, та и побеждает.

Пока команды сортируют семена, мы посмотрим слайд-шоу «Что в огороде растёт?» (Презентация №3)

Ведущий: КОНКУРС «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

Каждой команде ведущий задает вопрос, написанный на карточке, с множеством вариантов ответов. Какая команда быстрее выберет правильный ответ, та и побеждает.

Вопрос: Когда ласточки летают низко - к чему это?

К дождю.

К морозу.

К листопаду.

К туману.

Вопрос: Какого цвета не бывает в радуге?

Оранжевого.

Голубого.

Розового.

Зеленого.

Ведущий: КОНКУРС: ЛЕСНЫЕ ДОГОНЯЛКИ. На заданные вопросы отвечаете коротко «ДА» или «НЕТ». Если одна команда не знает ответ, то возможность заработать лишний бал предоставляется другой команде.

1. Спит ли дерево? (нет)

2. Белка сушит грибы на ветках? (да)

3. Малина - вечно зелёное растение? (нет).

4. Мухомор ядовит? (да).

5. Шиповник - это дикая роза? (да)

6. Подосиновики растут на пнях и разрушают их? (нет)

7. Иву называют плакучим деревом? (да)

8. Спит ли еж зимой? (да)

9. Воробьи прилетают к нам только зимой? (нет)

10. Ворона подкладывает свои яйца в другие гнёзда? (нет)

11. Комары с цветов нектар собирают? (да)

12. Умеет ли тигр плавать? (да)

Ведущий: КОНКУРС «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ». Нужно исключить из четырёх понятий одно, необъединенное с остальными общим признаком.

1. Смородина, берёза, малина, шиповник.

2. Ландыш, лютик, малина, подснежник.

3. Вишня, клюква, голубика, брюква.

4. Ель, сосна, тополь, пихта.

5. Желуди, картофель, грибы, лесные орехи.

Ведущий: Конкурс «ПЕНИЕ ПТИЦ». Командам раздаются карточки с названием животных и их голосами, так же можете смотреть на экран. Вам нужно угадать и показать стрелочкой, кто как поёт.

Голубь

Воркует

Утка

Крякает

Медведь

Ревёт

Сорока

Стрекочет

Кукушка

Кукует

Гусь

Гогочет

Журавль

Курлычет

Соловей

Свищет

Волк

Рычит

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Подводим итоги и награждаем победителей.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ КВН

9 КЛАССЫ

Цели:

    Приучить учащихся самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, творческую активность;

    Развивать навыки межличностного общения учащихся;

    Расширять и углублять знания по биологии и экологии.

    Раскрыть литературные и артистические способности учащихся.

Правила игры:

В игре участвуют 6 команд 9 классов по 5 человек. Зал оформляется плакатами, рисунками по биологии и экологии. Выбирается независимое жюри из учителей и учащихся 10 классов.

При проведении КВНа, можно использовать мультимедийное оборудование, что даёт возможность провести данное мероприятие более динамично и эмоционально.

Ход игры:

1 конкурс «Разминка»

В течение 2 минут команда должна дать ответы на 10 вопросов.

Вопросы команде № 1 (слайд 3).

    Организм способный жить без кислорода? (Анаэроб)

    Органоиды клетки, синтезирующие белки? (Рибосомы)

    Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)

    Наука о растениях? (Ботаника)

    Где ночуют куропатки? (В снегу)

    Какие птицы прилетают к нам самыми первыми? (Грачи, скворцы)

    Одноглазое ракообразное? (Циклоп)

    Самая крупная артерия? (Аорта)

    Какая птица выше всех летает? (Орёл)

    Опасный морской хищник? (Акула)

Вопросы команде № 2 (слайд 4).

    Организм, способный жить только с кислородом? (Аэроб)

    Органоид клетки, содержащий хлорофилл? (Хлоропласт)

    Непрерывный и необратимый процесс исторического развития? (Эволюция)

    Наука, изучающая клетку? (Цитология)

    Дендрит – длинный или короткий отросток нервной клетки? (Короткий)

    От чего плавает утка? (От берега)

    Самые мелкие кровеносные сосуды? (Капилляры)

    Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)

    Самое быстрое млекопитающее? (Гепард)

    Органы дыхания у человека? (Лёгкие)

Вопросы команде № 3 (слайд 5).

    Организм, питающийся готовыми органическими веществами? (Гетеротроф)

    Органоид, который называют «энергетическая станция клетки»? (Митохондрия)

    Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)

    Наука, изучающая животных? (Зоология)

    Лазающее и вьющееся растение? (общее название) (Лиана)

    Клетка нервной системы? (Нейрон)

    Бесплатное звуковоспроизводящее устройство? (Рот)

    Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

    Вода в твёрдом состоянии? (Лёд)

    Какую часть растения картофель мы употребляем в пищу? (Клубни)

Вопросы команде № 4 (слайд 6).

    Организм, синтезирующий органические вещества из неорганических? (Автотроф)

    Аксон – длинный или короткий отросток нервной клетки? (Длинный)

    Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития? (Эмбриология)

    Самое высокое животное? (Жираф)

    Что у кузнечика на ноге, если у себя мы это можем увидеть только с помощью зеркала? (Ухо)

    Какие животные лучше всего поддаются дрессировке? (Собаки)

    Нижние конечности человека? (Ноги)

    Ценный продукт питания, получаемый от осетровых рыб? (Икра)

    Органы дыхания рыб? (Жабры)

Каждая команда в течение 10 мин должна придумать и обыграть рекламу любого раздела биологии (время показа 2-3 мин).

3 конкурс «Конкурс капитанов» (слайд 8).

«Найди пару» - к названному растению необходимо найти пару из животных, чем-то похожего на данное растение, и объяснить причину выбора. Растения называются поочерёдно каждому капитану. На обдумывание 15 с.

Например: Мать-и-мачеха – крот (имеют мягкие покровы).

1.Кактус (дикобраз)

2.Крапива (пчела)

3.Осина (заяц)

4.Росянка (паук)

1.Репейник (клещ)

2.Мимоза (ёж)

3.Лиана (удав)

4.Повилика (пиявка)

2 и 3 конкурс идут параллельно.

4 конкурс «Конкурс плакатов» (слайд 9).

Каждая команда выбирается 2 цвета, белый цвет у команд есть по умолчанию, и рисуется плакат «Ода природе». Затем команда защищает свой плакат – проект.

Время на подготовку 10 минут.

Конкурс болельщиков .

На слайде 13 вопросы для болельщиков 1 и 2 части:

    1 часть . Из букв слова «ПОДСНЕЖНИК », составить максимально возможное число слов (имена существительные, в единственном числе, нарицательные, без сокращений).

    2 часть . Прочитай зашифрованную пословицу:

ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК, ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК .

(Кто землю лелеет, того земля жалеет.)

5 конкурс «Поэтический» (слайд 10).

От каждой команды приглашается по 2 человека, поэты, которые должны придумать стихотворение о природе, имея заданную рифму. Время на подготовку 15 мин.

Конкурс болельщиков .

1. Истина рождается в:

А – почках; Б – семенах; В – спорах; Г – побегах.

2. Одно из названий таксономической группы звучит так:

А – школа; Б – класс; В – звено; Г – ученик.

3.Растения могут размножаться:

А – бровями; Б – бородой; В – усами.

4.При описании строения животных организмов употребляются такие термины, как:

А – почка; Б – семя; В – корень; Г – цветок.

5.Носителя энергии в живой клетке обозначает аббревиатура:

А – АВС; Б – АЗС; В – АТФ; Г – ДТП.

6 конкурс «Самый умный» (слайд 11).

Каждой команде поочерёдно задаётся по 3 вопроса из биологии, время на обдумывание вопроса 1 минута.

Вопросы к конкурсу:

    Если верить древнему историку, то во время походов Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Пища у них была одинаковая, а вот посуда для готовки разная. Из какого металла изготавливали офицерскую посуду?

Ответ : Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.

    «Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка, долек сколько?

Восемь, десять, двадцать, тридцать…

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть

Дольки снова перечесть?»

Что это за растение?

Ответ : Тысячелистник.

    О каком растении идёт речь?

« Голодный шмелик

Вздыхает тяжко:

Поесть бы кашки…

Да вот же кашка!

Попробуй, шмелик,

В ней сок медовый –

Шмелям и пчёлам

Обед готовый ».

Ответ: о клевере.

    О каком растении Елена Серова написала:

«…Желтый сарафанчик,

Подрастает, нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное»?

Ответ : Одуванчик.

    Как называется наука, изучающая связь между составом литосферы и особенностями организмов в данном местообитании?

Ответ : Биогеохимия.

    Что такое «чага»? Где она используется?

Ответ : Березовый гриб. Применяют при ряде заболеваний желудочно-кишечного

    Что такое «химическая горелка»?

Ответ : Подушка из почвы, сорных трав, навоза.

    Какие организмы являются индикаторами качества окружающей среды?

Ответ : Лишайники.

    Целый ворох красных роз

Милой как – то я принёс.

Не взяла она и – в слёзы,

Синие найди ей розы!….

Зря я весь изъездил свет –

Синих роз под Солнцем нет!

Есть ли синие розы?

Ответ: несколько лет назад в Австралии с помощью генно-инженерных методов

выведены голубые розы. Синими розами называют также гжельский фарфор.

    Назовите комнатное растение, которое съедобно – можно положить один – два листочка в салат или съесть просто так, без приправ, и лечит горло, голосовые связки, снижает кровяное давление, заживляет раны, а его сок улучшает пищеварение.

Ответ: каланхоэ.

    « Мальчик раскрыл ему рот и влил туда ложку « болеутолителя ». питер подскочил вверх на два ярда, а затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая сплошной кавардак. Тётя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувырнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер и выскочил в окно ». Назовите автора произведения. Кто такой Питер и что за « болеутолитель » ?

Ответ: Марк Твен. Кот. Настойка валерианы.

    В каких грибах витамина РР больше, чем в мясе?

Ответ: в лисичках.

Используемая литература:

1. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Составители В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003

2. Химия и экология. 8 – 11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Сост. Г.А.Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2004

3. Биология. 6 – 7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005

ПОЛОЖЕНИЕ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ КВН

9 КЛАССЫ

1. Общие положения

1.1. КВН проводится ГБОУ СОШ №402 в рамках реализации недели естествознания для учащихся 9-х классов.

1.2. Цели и задачи КВНа:

Актуализировать ценность наук естественнонаучного цикла

Формировать положительное отношение к окружающему миру.;

Повышать межпредметную и профориентационную компетентность учащихся.

Организаторы конкурса:

    Учителя химии. биологии, географии ГБОУ СОШ №402;

2. Организация Конкурса

2.1.КВН проводится с …. марта по … марта 2014 года .

2.2. В КВНе принимают участие учащиеся 9-х классов школы.

2.3. В игре участвуют 4 команды 9 классов по 10 человек. Зал оформляется плакатами, рисунками по биологии и экологии. Выбирается независимое жюри из учителей и учащихся 10 классов.

3. Определение победителей

4.1. Критерии оценки:

Соответствие выбранной теме;

Оригинальность рисунка;

Качество исполнения.

4.2. Конкурсная комиссия осуществляет экспертную оценку представленных на конкурс рисунков в соответствии с критериями оценки.

Победители определяются по наибольшей сумме полученных баллов.

5. Подведение итогов

5.1. Итоги Конкурса и награждение состоится … марта 2014 года

5.4. Предоставленные на Конкурс работы не возвращаются.