Новая Гвинея - второй по величине остров мира-в настоящее время подразделяется в политическом отношении на две части. Восточная ее часть образует основной массив государства Папуа Новая Гвинея (которое включает, кроме того, архипелаг Бисмарка, Бугенвиль и некоторые другие острова), западная (Ириан-Джая) - входит в состав Индонезии.
Подавляющее большинство населения острова (свыше 90%) составляют папуасские народы (так обычно называют большую часть коренного новогвинейского населения, которая говорит на различных языках, не входящих в австронезийскую семью). Общее число папуасов превышает 3 млн. В этническом отношении папуасское население делится почти на 700 отдельных этносов. Языки, на которых говорят эти народы, не образуют единой генетической группы, а распределяются между несколькими не родственными между собой филами, или надсемьями. Самой крупной из них является трансновогвинейская н ад-семья, на языках которой говорит 85% всех папуасов и которая распространена в пределах большей части Новой Гвинеи, кроме некоторых ее периферийных районов. Языки следующей по величине надсемьи сепик-раму (северо-западная часть Папуа Новой Гвинеи) являются родными для 8% всех папуасов. Остальные 7% папуасского населения говорят на языках надсемей торричелли (также северо-запад Папуа Новой Гвинеи), западнопапуасской (крайний запад Ириан-Джая) и ряда других, а также на нескольких совершенно изолированных языках.
Большая часть папуасских народов очень невелика и насчитывает от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Самые крупные из папуасских этносов: энга (почти 200 тыс.), чимбу (около 180 тыс.), хаген, или медлпа (более 130 тыс.), и камано (свыше 110 тыс. человек). Все эти народы относятся к трансновогвинейской языковой надсемье и живут на Центральном нагорье.
Кроме папуасов на Новой Гвинее обитают также народы, говорящие на австронезийских языках. Их обычно называют меланезийцами. Они расселены в нескольких прибрежных районах острова, самым крупным из которых является область бассейна реки Маркхэм. По своей численности (около 200 тыс.) меланезийцы сильно уступают папуасам.
В антропологическом отношении среди коренного австралоидного населения Новой Гвинеи различают два основных типа, идентичных по названию с этно-языковыми группами острова: папуасский и меланезийский. Для обоих типов характерны темная кожа, курчавые волосы, толстые губы, широкий нос, однако представители папуасского типа выделяются более узким лицом и особенно своеобразной формой носа, имеющего крючковидный изгиб в хрящевой части (так называемый ложносе-митический нос). Хотя говорящие на папуасских языках группы обычно принадлежат к папуасскому типу, а на австронезийских - к меланезийскому, полного соответствия здесь не наблюдается.
По своим занятиям подавляющее большинство папуасов - мотыжные земледельцы. Основные возделываемые культуры - таро, ямс, батат, бананы, сахарный тростник, кокосовая и саговая пальма, хлебное дерево. Сейчас у папуасов можно встретить и заимствованные от европейцев культуры (бобы, картофель, выращиваемое как товарная культура кофейное дерево и т. д.). Традиционные орудия - каменный топор или тесло, сажальный кол и узкая лопата. Реже встречаются мотыги. Каменный топор и тесло постепенно вытесняются железными топорами и ножами, традиционные орудия огородничества держатся более стойко.
Выдающийся русский этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, проведший более двух лет среди папуасов, так описывал их подсечно-огневой способ обработки земли. Папуасы, «выбрав участок земли для плантации, срубают подлесок, а затем и более крупные сучья больших деревьев... Срубленное быстро увядает и засыхает. Тогда разводят огонь и сжигают срубленный кустарник и засохшие сучья. Остаются только большие деревья, их постепенно поджигают у корня несколько дней подряд, а иногда и срубают большими каменными топорами». На расчищенном участке мужчины вскапывают землю, глубоко втыкая сажальные колы в землю. Женщины и дети размельчают и растирают вскопанную землю. После следует посадка, уход за участком и сбор урожая, причем все эти работы выполняют женщины. Подобным же образом ведутся земледельческие работы и в настоящее время.
Из домашних животных папуасы разводят свиней, кур и собак.
Земледелие обычно совмещается с охотой. Охотятся папуасы с помощью копья, лука и стрел. Объектом охоты служат дикие свиньи, казуары, мелкие птицы, кускусы, ящерицы, змеи.
Ремесло пока не отделилось от земледелия. Еще недавно все орудия, с помощью которых трудился папуас, изготовлялись из дерева, камня, кости, раковин. Из этого же материала делалось и оружие, как охотничье, так и боевое (здесь помимо одинакового с охотой оружия применялись также деревянные палицы и щиты, костяные кинжалы, тростниковые панцири). Как уже отмечалось, сейчас все шире распространяются более совершенные, покупные орудия, но многое папуасы по-прежнему делают сами: лодки, часть орудий труда, одежду, утварь и т. д.
Из выше сказанного следует, что для папуасов характерен хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев. Однако к этому типу принадлежит не все папуасское население. В ряде болотистых районов Новой Гвинеи (например, по реке Баму), сохранился и другой, более примитивный хозяйственно-культурный тип, где основным занятием населения является сбор плодов дикорастущей саговой пальмы.
Папуасы селятся обычно небольшими деревнями. В большинстве папуасских деревень число жителей не превышает 100-150 человек. Сельские поселения, в которых проживает свыше 1 тыс. человек, встречаются редко.
Как и в некоторых других районах Океании, в деревнях Новой Гвинеи взрослые мужчины живут отдельно от остальных жителей, в особом мужском доме, что отражает имевшее здесь место поло-возрастное разделение труда.
Хижины - свайного типа или наземные. Пол в свайных постройках - из бамбуковых стволов, в наземных - земляной. Стены сооружаются из бамбука и древесной коры, иногда - из грубо обработанных досок. Хижины кроются пальмовыми листьями. Форма дома прямоугольная, реже - круглая.
Традиционное жилище сохраняется довольно стойко. Домов современного типа в деревнях довольно мало.
Одежда мужчин-папуасов состоит из пояса, изготовленного из тапы (вымоченной и отбитой древесной коры). Он несколько раз обертывается вокруг бедер и пропускается между ног. Женская одежда представляет собой юбочку из растительных волокон или травы.
Украшения носят преимущественно мужчины. Это браслеты, ожерелья, своеобразные серьги, носовые вставки и т. д. Украшением служат также татуировка и окраска тела. Женщины украшают себя значительно реже.
Европейская одежда проникла на Новую Гвинею еще слабо, главным образом в городские поселения. Однако некоторые элементы традиционной одежды, например юбки, стали часто делать из покупного современного материала.
Пища в основном растительного происхождения. Мясо (свиней, кур, собак, а сейчас иногда и кошек) употребляют редко. Приготовляют пищу в земляной печи, в золе или на открытом огне. Огонь прежде добывали трением, однако в настоящее время для этой цели применяются купленные или выменянные спички. Покупают теперь и соль (раньше добывали из золы), сахар и некоторые другие продукты.
Общественный строй папуасов сложен, некоторые элементы их социальной организации кажутся на первый взгляд запутанными, что в значительной мере связано с недостаточной еще изученностью общественных отношений у папуасских народов.
Папуасы делятся на племена, но они, как и у австралийцев, представляют собой скорее не социально-потестарные, а этнические общности. Это довольно аморфные объединения, связанные единством языка и культуры, но не имеющие какой-либо племенной организации, племенных вождей и т. п.
Род у папуасов отцовский, точнее ранняя его форма (материнский род встречается на Новой Гвинее только у меланезийцев). Несколько родов как правило объединены в союзы, но это не племена, а либо группа родов, связанная общностью происхождения (т. е. фактически фратрия), либо группа соседних родов, находящихся в постоянном контакте. Союз родов - самая крупная социальная организация, какая имелась у папуасов к моменту контактов с европейцами.
Основными хозяйственными ячейками на Новой Гвинее являются общины. Среди них выделяются три основные группы, различающиеся в зависимости от соотношения общинного и семейного начал. Наиболее распространена родовая община. Для нее характерна общинная собственность на результаты совместной трудовой деятельности ее членов. Вместе с тем в рамках общинной собственности имеются также владения частей общины и личные. В родовой общине отсутствуют наследственные вожди, а авторитета и руководящего положения ее члены добиваются в силу своих личных качеств. Важным признаком родовой общины является то, что большая ее часть (мужчины, их сестры и дочери) принадлежат к одному роду. Вне этого рода только те женщины, которые попадают в общину в результате брака с кем-нибудь из общинников.
Гораздо реже встречается у папуасов другая форма-- гетерогенная община, гДе хозяиство ведется преимущественно отдельными частями общины (большими семьями). В собственности общины остаются лишь леса, болота, пустоши и некоторые другие угодья; собственность же на огороды, большие лодки и т. д. принадлежит большим семьям. Гетерогенная община в отличие от родовой в качестве своего основного ядра включает уже не лиц одного рода, а нескольких, правда связанных между собой родственными узами.
ТреТЬЯ форма общины -соседская - возникла у папуасов под влиянием внешних контактов с европейцами и индонезийцами и обычно распространена в сельских поселениях, расположенных поблизости от городов.
У папуасов встречаются как парные семьи, состоящие из мужа, жены и их детей, так и большие семьи, объединяющие несколько родственных парных семей.
Весьма оригинальна и духовная культура папуасов. Традиционные верования папуасских народов заметно различаются между собой. У некоторых групп (например, маринданим) важную роль играла такая примитивная форма религии, как тотемизм. Весьма широкое распространение получила также вера в магию. Для многих групп папуасов было характерно почитание предков в примитивной форме культа черепов.
Деятельность миссионеров на Новой Гвинее, особенно активизировавшаяся за последние десятилетия, привела к тому, что сейчас большая часть населения острова формально исповедует христианство (в форме протестантизма и католицизма). Однако очень часто христианизация папуасов носит поверхностный характер. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается тенденция к созданию отдельных христианских церквей, более или менее независимых от миссионерских организаций.
С традиционными верованиями тесно связан папуасский фольклор. Так, у маринд-аним широко бытуют мифы о деяниях тотемических предков полуживотной-получеловеческой природы, так называемых демов. Распространены у папуасских племен и различные сказки о духах, носящие не столько магический, сколько нравоучительный характер.
Большое развитие получило у папуасов прикладное искусство, в частности художественная резьба по дереву.
Вековая отсталость папуасских народов после освобождения от колониальной зависимости начинает постепенно преодолеваться. Правительство независимой Папуа Новой Гвинеи проводит различные мероприятия с целью подъема экономического и культурного уровня населения, однако на пути ликвидации тяжкого колониального наследия пока еще стоит немало препятствий.
Добро пожаловать в один из самых нетронутых уголков земли. Папуа - Новая Гвинея. Это государство непроходимых тропических лесов, где обитает 38 видов райских птиц. Здесь нет несколько автомобилей, и велосипедов, нет даже рабочих лошадей или мулов. Здесь нет ресторанов, баров, магазинов, электричества и дорог. В этих местах новорожденную девочку могут назвать Лопатой, а мальчика – топором.
В этих местах проживает около 2 000 племен, включая этих чудиков - Грязевых людей из долины Вагхи.
Чтобы найти это необычное племя, отправимся в центр острова Новая Гвинея на высоту 1677 метров, где находится большая плодородная долина Вахги. Тут, кстати, расположен пятый по величине город Папуа - Новой Гвинеи с населением 46 250 человек - Маунт-Хаген. Он же является так называемой «границей цивилизации», ведь дальше идут территории горных племен.
Члены нашего племени Грязевых людей из долины Вагхи выглядят очень колоритно. Их тела разрисованы и измазаны глиной, а на головах - устрашающие маски. Враги точно 10 раз подумают, прежде чем наступать дальше.
Смотрите, какие устрашающие!
Красавцы.
В Папуа-Новой Гвинее есть языковая проблема - тут говорят на более чем 800 различных языках, и очень часто члены одного племени не понимают, что говорят соседи, находящиеся всего в нескольких километрах.
Государство Папуа - Новая Гвинея расположено в западной части Тихого океана, севернее Австралии и недалеко от экватора.
Остров Новая Гвинея и большинство других островов страны имеют горный рельеф где и живут горные племена. Высота значительной части территории более 1000 м над уровнем океана, а некоторые вершины Новой Гвинеи достигают 4500 м, то есть пояса вечных снегов. Многие из горных хребтов представляют собой цепи вулканов. В Папуа - Новой Гвинее 18 действующих вулканов. Большая часть из них находится на севере страны. С вулканической активностью сопряжены и сильные, подчас катастрофические землетрясения.
С растениями тут ожидаемо богато - произрастает более 20 тысяч видов растений. Густые влажные тропические леса, образованные сотнями видов деревьев, поднимаются по склонам гор.
Будучи крупнейшим и самым большим в мире тропическим островом, Новая Гвинея занимает менее 0,5 % поверхности суши, но поддерживает высокий процент глобального биоразнообразия. Приблизительно 4642 вида позвоночных населяют остров Новая Гвинея и прилегающие к нему воды, что составляет около 8 % признанных видов мировых позвоночных.
Животный мир страны представлен пресмыкающимися, насекомыми и особенно многочисленными птицами. В лесах и на побережье много змей, в том числе ядовитых. У морских берегов и в больших реках встречаются крокодилы и черепахи.
А грязевые люди из Папуа-Новая Гвинея говорят, что нам пора домой.
Папуа - Новая Гвинея , особенно ее центр - один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков.
На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный - английский - язык. С ними много лет работали миссионеры.
Однако в центре страны что-то вроде резервации - кочующие племен а, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.
Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима.
Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.
Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре - что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей - каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.
В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок - самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.
Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание - одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.
Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.
Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями…
Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть.
Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.
Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?
Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус - «русский человек», или Караан-тамо - «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.
Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.
ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД
Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства - если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.
Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси - обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.
Сюда кладут ракушки и священные камни вуса - обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.
Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.
И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.
ПАВШИМ В БОЮ - СЛАВА!
Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.
Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.
Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.
Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие - возможность вернуться с того света, как его жена.
Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук - отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.
После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.
Загробный мир в представлении папуасов - это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.
СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ
В Папуа - Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.
Каннибализм для папуасов - вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.
Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).
Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха.
Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное - жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.
ПАПУАСЫ - группа народов, населяющих Папуа-Новую Гвинею. Составляют основное население страны. Также народы папуасской группы встречаются в соседних регионах - в Индонезии, Восточном Тиморе, на северо-западе Меланезии.
Название папуасы происходит от индонезийского слова «папува», что значит «курчавый». К папуасам относится несколько сотен народов. Среди них есть как крупные народы, так и затерянные в джунглях племена численностью в несколько десятков человек. Самые многочисленные - энга, чимбу и медлпа. Численность этих народов превышает 100 тысяч человек. Достаточно велики экари, камано, хули, ангал и другие. Общее количество порядка 5 миллионов. Языки папуасов невероятно разнообразны. Их больше 700, при этом оценка является приблизительной. Ученые зачастую не могут сказать, является тот или иной язык самостоятельным или диалектом другого языка. Для такого языкового многообразия попросту не находится нужного количества исследователей. Официально папуасы считаются сторонниками христианства. Но христианская религия не проникла глубоко в их мировоззрение. Традиционные верования по-прежнему сильны.
Впервые папуасы заселили эту территорию 20-25 тысяч лет назад. Позже, за 3 тысячи лет до нашей эры, их начали вытеснять меланезийцы. Папуасам пришлось отступить от побережья в глубь лесов.
В 1975 году завершился период европейской колонизации. Папуа-Новая Гвинея получила независимость. Началось развитие промышленности и культуры, это сплотило разные группы папуасов. В наше время не все они живут в первобытных условиях джунглей. Многие стали городскими жителями, работающими в сфере услуг, или предпринимателями. Часть трудится в горнодобывающей промышленности или становится цивилизованными фермерами. Однако больше половины папуасов сохраняют традиционный образ жизни.
По способу ведения хозяйства они аналогичны меланезийцам. Занимаются земледелием тропического типа, в связи с отсутствием сельскохозяйственной техники работы выполняются вручную. Выращивают кокосы, батат, ямс, бананы. Производят копру на продажу. Основной вид животноводства - разведение свиней. Охота менее важна, а ловля рыбы распространена лишь у берегов острова.
Деревни папуасов невелики. Бывают случаи, когда деревня состоит из одного длинного дома. Одна семья владеет несколькими участками земли. Часть участков обрабатывается, с других в то же время собирается урожай. Тропический климат способствует высокой урожайности; но недостаточно эффективные способы ведения хозяйства создают трудности. Принят совместный труд.
Папуасы поклоняются своим предкам (культ предков), верят в существование колдовства. Священными для племени являются его тотемы. Сохраняются ритуалы инициации (посвящения подростков во взрослую жизнь). За соблюдением обрядов наблюдают бигмены. При этом в каждом папуасском поселке есть христианская церковь. Их может быть даже две, если обитатели селения относятся к разным ветвям христианства. Традиционная папуасская мифология очень обширна. По сей день у них сохранился традиционный фольклор, включающий музыку, танцы, сказки.
Как известно, в каждой стране есть свои обычаи, и не всегда представители одной народности понимают особенности менталитета другой. Традиции папуасов, например, многих просто шокируют и отталкивают. Именно о них и пойдет речь в этом обзоре.
Папуасы по-своему демонстрируют уважение к умершим вождям. Они не хоронят их, а хранят их в хижинах. Возраст некоторых жутких, искаженных мумий достигает 200-300 лет.
За самым крупным папуасским племенем востока Новой Гвинеи Хули закрепилась дурная слава. В прошлом они были известны как охотники за головами и поедатели человеческого мяса. Сейчас считается, что ничего подобного уже не происходит. Однако отдельные свидетельства указывают на то, что расчленение человека время от времени происходит во время магических ритуалов.
Папуасы, живущие в высокогорных районах Новой Гвинеи, носят котеки – футляры, надеваемые на их мужские достоинства. Котеки изготавливаются из местных сортов тыквы-калебаса. Они заменяют папуасам трусы.
Женская часть папуасского племени дани часто ходила без фаланг пальцев. Они сами себе их отрубали, когда теряли близких родственников. Сегодня в деревнях еще можно увидеть беспалых старушек.
Обязательный выкуп за невесту измеряется в свиньях. При этом семья невесты обязана заботиться об этим животных. Женщины даже выкармливают поросят своей грудью. Впрочем, их грудным молоком питаются и другие животные.
В папуасских племенах всю основную работу выполняют женщины. Очень часто можно увидеть картину, когда папуаски, будучи на последних месяцах беременности, рубят дрова, а их мужья отдыхают в хижинах.
Еще одно племя папуасов короваи удивляют своим местом жительства. Они строят свои дома прямо на деревьях. Иногда, чтобы добраться в такое жилище, нужно вскарабкаться на высоту от 15 до 50 метров. Любимое лакомство короваев – личинки насекомых.
Не менее интересные обычаи присутствуют у папуасского племени