Что нового будет в школе в 2017 году? В каких классах пройдут Всероссийские проверочные работы? Когда на школьных экзаменах появится устная часть?
В этом году школьники будут чаще писать проверочные и контрольные работы и готовиться к устной части экзаменов. Рособрнадзор продолжит Национальное исследование качества образования. В рамках этого исследования в апреле ученики 6-х и 8-х классов напишут работу по ОБЖ, а в октябре десятиклассники — по химии и биологии. В школах продолжатся Всероссийские проверочные работы. Большая часть запланирована на апрель для учеников 4-х, 5-х, 10-х и 11-х классов. А в мае школьников ждут проверочные работы по биологии и истории. Все демоверсии есть в интернете.
— Всероссийские проверочные работы — это обычные контрольные работы, предназначенные для диагностики уровня подготовки обучающихся, выявления проблемных зон, самооценки школ, — подчеркнул глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Демоверсия проверочной работы по истории состоит из 12 вопросов. Например, таких: «Укажите одно военное событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда врагам удалось взять Москву, но в ходе дальнейших военных действий они были разгромлены». Или: «Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов».
Демоверсия проверочной работы по биологии состоит из 16 заданий. Среди них есть и такое: «Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл».
Устная речь возвращается в гуманитарные предметы. Впервые пройдет пробная сдача ГИА для 9-х классов по русскому языку с устной частью. Пока — добровольная, но в перспективе устная часть будет обязательной для всех. Рассматривается два варианта сдачи устной части — с помощью компьютера, как в ЕГЭ по иностранным языкам, или непосредственно группе экзаменаторов, как это было раньше. И у того, и у другого варианта есть плюсы и минусы.
Девятиклассники в этом году будут сдавать четыре предмета — русский язык, математику и две дисциплины по выбору. Но аттестат получат только те, кто успешно справится с экзаменами. Впрочем, двойку разрешат пересдать. Но только один раз. Если снова «неуд», то к пересдаче допустят после 1 сентября. А вот со следующего учебного года обязательными могут быть уже не два, а три предмета.
Чтобы ученики и родители поменьше волновались из-за ЕГЭ, Рособрнадзор проведет День сдачи ЕГЭ с родителями, где мамы и папы смогут сами пройти всю процедуру Единого госэкзамена и попробовать его сдать. Сергей Кравцов уверен, что это позволит снять напряжение вокруг единого госэкзамена.
В школьном расписании с сентября могут появиться уроки астрономии. Минобрнауки уже подготовило поправки в федеральный образовательный стандарт, где астрономия выделена в отдельный предмет и разделена на два уровня. Сейчас проект стандарта находится на обсуждении. Но не все учителя не уверены, что астрономию надо делать отдельным обязательным предметом.
— Астрономия как предмет отличается от физики. Сегодня в педвузах подготовки по астрономии нет. Нет методической литературы, учебников, а у школьников нет стимулов учить астрономию и сдавать ЕГЭ по этому предмету. У учителей сильно вырастет нагрузка, если им придется готовить учеников к ЕГЭ по астрономии, — высказал свое мнение руководитель сборной команды международной олимпиады по астрономии, преподаватель Санкт-Петербургского университета Борис Эскин.
Впервые пройдет пробная сдача ГИА для 9-х классов по русскому языку с устной частью. Пока — добровольная
В школу вернется трудовое воспитание, нужные поправки в законодательство сейчас вносятся. Еще одна школьная новость — во всех учебных заведениях появятся психологические службы и вопрос по оплате труда специалистов будет решен в ближайшее время.
Значительно проще теперь получать образование детям-инвалидам. В этом году каждый четвертый колледж и вуз будут готовы учить студентов с особыми потребностями. В ближайшее время планируется открыть не менее 30 учебно-методических центров на базе ведущих колледжей и вузов по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и создать в 15 регионах инфраструктуру для психолого-педагогической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет.
Увеличится количество колледжей, которые будут предлагать специальности из списка самых востребованных профессий.
Всероссийская Проверочная Работа ВПР История 11 класс Вариант 2 – Всероссийская Проверочная Работа
Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы
При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по истории. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
1. Запишите термин, о котором идёт речь.
Процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина называется ____________.
десталинизация
2. В каком году был принят манифест, о котором говорится в тексте? Назовите императора, издавшего данный манифест.
«Председательствовал Д. Н. Шипов….
Д. Н. Шипов выяснил, что мысль о совместном заседании возникла одновременно как в Петербургском, так и в Московском отделениях центрального комитета под впечатлением появившихся в «Новом времени» сообщений о сделанных будто бы графом Витте заявлениях, что манифестом 17 октября не внесено никакого изменения в основу нашего государственного строя и что государь император по-прежнему остается неограниченным владыкою. Такие сообщения вызывали для «Союза 17 октября» необходимость обсудить и выяснить создавшееся для него положение, так как в своей программе «Союз» выражал готовность поддерживать правительство, исходя из уверенности, что правительство намерено.искренно и в должной полноте осуществить провозглашенные 17 октября начала конституционной монархии. Хотя в настоящее время по поводу появившихся в газетах сообщений опубликовано официозное разъяснение, тем не менее вопрос об отношении «Союза» к тактике правительства необходимо обсудить в настоящем совещании. Затем на очереди стоят вопросы об общем съезде делегатов всех отделов «Союза» и об организации взаимодействия «Союза» с другими, близкими ему по своим программам партиями при предстоящих выборах в Государственную думу.
Комитет согласился с предложенной Д. Н. Шиповым программой вопросов»
Ответ: ____________________________________________________________
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) год – 1705 г.;
2) император – Николай II.
3. Какие вопросы для обсуждения предложил председательствующий на совещании? Укажите любые два вопроса.
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
- об отношении “Союза 17 октября” к тактике правительства;
- об общем съезде делегатов отделов “Союза”.
Могут быть указаны и другие правильные варианты.
4. Назовите одну любую другую партию, образовавшуюся в России ко времени совещания центрального комитета партии, из журнала которого приведен отрывок.
Конституционно-демократическая партия (кадеты)
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Тухачевский
2) декабрь 1944-январь 1945гг.
3) Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев, Н.Ф. Ватутин
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) январь-февраль 1943.
7) июль-август 1943
8) Рунштед, Модель
9) май 1942 г.
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7.
6. Назовите город, обозначенный на схеме цифрой “2”
Ответ: ____________________________________________________________________
Сталинград
7. В каком году началось сражение, обозначенное на схеме?
Ответ: _____________________________________________________________________
Рассмотрите изображение и выполните задания 8–10.
8. К какому веку относится строительство данного собора и в каком городе он находится?
Ответ: __________________________________________________________________________
- XIX век
- Санкт-Петербург
9. Захоронение какого великого русского полководца находится в данном соборе?
Ответ: __________________________________________________________________________
М. И. Кутузов
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник.
Ответ: __________________________________________________________________________
Жители Татарстана могут указать следующие пямятники культуры:
- Раифский монастырь
- город Болгар
- остров-град Свияжск
- башня Сююмбике в городе Казани
Могут быть указаны и другие памятники культуры региона
Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12.
1) Куликовская битва;
2) политика просвещенного абсолютизма;
3) отмена крепостного права;
4) Запуск первого в мире космического корабля с человеком на борту.
Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).
Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс).
11. Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса).
Укажите один
любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
1) Куликовская битва;
Эта победа положила начало освобождению Руси от иноземного ига
2) политика просвещенного абсолютизма;
попытка улучшения жизни общества, приобщение к европейской культуре.
3) отмена крепостного права;
Освобождение крестьян привело к постепенному восстановлению экономики, к свершению промышленного переворота, к установлению капитализма в стране.
4) Запуск первого в мире космического корабля с человеком на борту.
Значение его исключительно велико как для дальнейшего освоения околоземного космического пространства, так и для развития межпланетных сообщений. Успех советской науки и техники явились стимулом морального объединения всех слоев общества.
1. Запишите термин, о котором идёт речь. Участники массового пропагандистского движения новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Название получено от фамилии шахтёра из Донбасса, начавшего в 1935 г. борьбу за превышение производственных планов. Ответ: ______________________ Cтахановцы
Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2– 4. «После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал: “Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй…” И в свете этого странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы соединение немецких и финских войск, силы группы армий “Север” были бы переброшены под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население. В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше. При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты войны, цена победы – это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо бóльшими. Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие, как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т. е. раненые, которые в большинстве своём возвращались на фронт)» .
2. Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССРв этот период. Ответ: __________________ _ 1) год – 1941 г. ; 2) руководитель СССР – И. В. Сталин
3. Какие мнения, касающиеся истории этой войны, автор считает неверными и опровергает? Укажите любые два мнения. Ответ: ____________ 1) о том, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его; 2) о том, что огромные потери СССР в войне сводят на нет значимость достигнутой победы; 3) о том, что потери СССР в годы войны были значительно выше реальных
4. Укажите одно военное событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда врагам удалось взять Москву, но в ходе дальнейших военных действий они были разгромлены. Ответ: __________ 1) польско-литовская интервенция в период Смутного времени, когда Семибоярщина открыла ворота Москвы полякам 2) Отечественная война 1812 г. , когда Кутузов решил сдать Москву французам
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента. Век Событие (процесс) Участник события (процесса) ______(А)______(Б)Владимир Святой. XXв. _____(В)________(Г)XVII в. Смутное время ________(Д)_______(Е)Введение опричнины ______(Ж)______(З)_____(И)Александр II Пропущенные элементы: 1) XVI в. 2) крещение Руси 3) И. В. Сталин 4) XIX в. 5) Иван IV Грозный 6) X в. 7) отмена крепостного права в России 8) Ярослав Мудрый 9) В. И. Шуйский 10) индустриализация в СССР 11) П. С. Нахимов 12) XIV в. 6 (А) 2 (Б) 10 (В) 3 (Г) 9 (Д) 1 (Е) 5 (Ж) 4 (З) 7 (И)
Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7. 6. Укажите название сражения, обозначенного на схеме. Куликовская битва 7. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой « 2» . Москва
Рассмотрите изображение и выполните задания 8– 10. 8. Укажите век, когда был создан данный памятник, и город, в котором он находится. 1) век – XIX в. ; 2) город – Новгород 9. Укажите событие, юбилею которого посвящён данный памятник. начало государственности на Руси (призвание варягов на Русь) или тысячелетие России.
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов. Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник. Раифский монастырь Монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами город Болгар проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и остров-град Свияжск архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест. башня Сююмбике в городе Казани
Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12. 1) борьба Древнерусского государства с печенегами в XI в. ; 2) Полтавская битва; 3) восстание на Сенатской площади; 4) проведение политики «перестройки» в СССР. Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс).
11. Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии. 1) борьба Древнерусского государства с печенегами в XI в. ; Участник – Ярослав Мудрый. Его поступок (действие) в ходе участия в этом событии – разгром печенегов в 1036 году, где в 1037 году на этом же месте он построил Софийский собор в Киеве. 2) Полтавская битва; Участник – Петр I. Его поступок (действие) в ходе участия в этом событии – крупнейшее генеральное сражение Северной войны, разгром шведской армии. 3) восстание на Сенатской площади; Участник – П. Г. Каховский. Его поступок (действие) в ходе участия в этом событии – смертельно ранил генерала М. А Милорадовича. 4) проведение политики «перестройки» в СССР. Участник – М. С. Горбачев. Его поступок (действие) в ходе участия в этом событии – введение гласности, госприемки.
12. В чём состояло влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Методические материалы для выполнения задания 10 ВПР по истории
2 слайд
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ 10 Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
3 слайд
Описание слайда:
Памятник Ленину в Южно-Сахалинске – это один из наиболее старинных памятников города. Он установлен на знаменитой одноименной площади в самом центре города. Открытие памятника состоялось 6 ноября 1970 года и было приурочено к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина. Проект разработал самый именитый скульптор страны того времени - Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, скульптор Евгений Вучетич. Ленин Владимир Ильич Создатель социалистического государства (1870-1924)
4 слайд
Описание слайда:
Один из наиболее памятных монументов Южно-Сахалинска. Он был установлен в память о погибших жертвах землетрясения, произошедшего в Нефтегорске 28 мая 1995 года. В 1995 году в Нефтегорске произошло сильнейшее землетрясение, которое унесло жизни более чем 2000 жителей города. В 2000 году памятник жертвам нефтегорского землетрясения открыли на привокзальной площади в Южно-Сахалинске. Изготовили памятник талантливые молодые скульпторы. Памятник жертвамНефтегорскогоземлятресения
5 слайд
Описание слайда:
В 1890 году А.П.Чехов посетил остров Сахалин. Во время поездки собрал богатый материал о жизни сахалинских каторжников и поселенцев. В 1895 году вышла в свет книга "Остров Сахалин".
6 слайд
Описание слайда:
Памятник А. П. Чехову в городе Южно-Сахалинск Открытие памятника Антону Павловичу Чехову состоялось 10 июля 1990 года у здания областной научной библиотеки города Южно-Сахалинска. Особую торжественность событию придавало присутствие артистов МХАТа им. А. П. Чехова во главе с художественным руководителем театра О. Ефремовым. Среди мхатовцев находилась актриса Софья Пилявская, знавшая жену и сестру Антона Павловича. Памятник в бронзе создан московским скульптором Александром Алексеевичем Тюренковым. Руководили установкой памятника архитекторы Ярослав Дружинин и Myн Сон Ги.
7 слайд
Описание слайда:
Памятник Невельскому Геннадию Ивановичу в городе Южно-Сахалинск Памятник установлен 25 октября 2013 года на перекрестке проспекта Мира и Коммунистического проспекта. Именно Невельской присоединил к России восточные окраины, доказал, что Сахалин – это остров, основал пост Муравьевский, положивший начало городу Корсакову, и его же экспедицией был основан пост Ильинский. Генна́дий Ива́нович Невельско́й (23 ноября (5 декабря) 1813, Дракино, Костромской губернии - 17 (29) апреля 1876, Санкт-Петербург) - российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин - остров.
8 слайд
Описание слайда:
Бронзовая скульптура адмирала была выполнена по заказу министерства культуры области коллективом мастеров подмосковной художественной литейной мастерской «Лит Арт» (руководитель Александр Устенко)
9 слайд
Описание слайда:
Памятник экипажу крейсера «Новик» Памятник морякам легендарного крейсера «Новик», участвовавшего в русско-японской войне и затопленного в районе Корсакова в 1904 году. Памятник был открыт 20 августа 2014 года в районе корсаковского морского торгового порта. Он посвящен морякам легендарного крейсера "Новик", а также всем героям русско-японской войны. Инициаторами установки памятника стала группа жителей Корсакова во главе со священником Александром Пежемским. . Автор памятника Владимир Чеботарев, заслуженный художник России.
10 слайд
Описание слайда:
Крейсер «Новик» получил широкую известность во время русско-японской войны. Он был спущен на воду в 1900 году. В 1903 году прибыл в Порт-Артур. До августа 1904 года он принимал участие в обороне Порт-Артура, после чего отправился в корсаковский пост, где должен был получить запас угля для дальнейшего следования во Владивосток. В районе Корсакова он был встречен японской эскадрой и вступил в неравный бой с крейсером «Цусима». В скоротечном бою крейсер «Новик», обратив в бегство сильнейшего врага, вернулся со значительными повреждениями на рейд корсаковского поста. После обследования крейсера было принято решение снять орудия и все снаряжение для укрепления обороны поста Корсаков и затопить его, чтобы не оставлять неприятелю.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Подготовка к ВПР по истории 11 класс (Памятники культуры Калининградского региона)
2 слайд
Описание слайда:
Задание 10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
3 слайд
Описание слайда:
Исторический факт В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт. Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве, объективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности).
4 слайд
Описание слайда:
Историческое время и историческое пространство Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории.
5 слайд
Описание слайда:
Историческое движение Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию.
6 слайд
Описание слайда:
Научно-исторический факт Научно-исторический факт - это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного; результат умозаключения, основывающегося на следах, оставленных прошлым Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования. В учебном предмете чаще всего представлены научно-исторические факты, которые описаны, систематизированы и объяснены. Любой исторический факт может содержать общее, всеобщее, единичное.
7 слайд
Описание слайда:
С учётом этой специфики в методике преподавания истории условно выделяются три группы фактов: факт - событие - характеризующий уникальное, неповторимое; факт- явление - отражающий типичное, общее; факт - процессы - определяющий всеобщее.
8 слайд
Описание слайда:
Эти факты подверглись логической обработке и представлены в логических формах: представления (образы) содержат характеристику внешней стороны в форме описания; понятия, идеи, теории которые характеризуют сущность и обеспечивают объяснение исторического прошлого. Факты - процессы представлены описанием, объяснением, оценкой.
9 слайд
Описание слайда:
«Исторический факт можно определить как сведения, почерпнутые из достоверного источника и подвергшиеся истолкованию, а именно установлению причинно-следственных связей. Историческим фактом может быть не каждый из бесконечного множества фактов прошлого, а лишь социально значимое явление в истории общества или отдельного лица, то есть сыгравшее значительную роль в истории и наложившее свой отпечаток на ее последующее развитие.
10 слайд
Описание слайда:
Понятие региона Указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (1996). Под регионом в Указе понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий». В качестве региона может выступать как отдельный субъект РФ, так и объединение нескольких субъектов.
11 слайд
Описание слайда:
12 слайд
Описание слайда:
Кафедральный собор – памятник архитектуры XIV века. Первая соборная церковь была построена в Альтштадте Замландским епископом Зигфридом в 1297–1302 годах к югу от Замка. Строительство нового Собора начал епископ Иоганнес Кларе (1320–1344) в северо-восточной части острова Кнайпхоф, переданной во владение епископата в 1322 году.
13 слайд
Описание слайда:
Датой основания Собора считается 13 сентября 1333 года, когда Верховный магистр Лютер Брауншвейгский подписал грамоту на продолжение строительных работ. Собор был посвящён «Иисусу Христу, Деве Марии, святому Адальберту и всем святым». Ещё в преддверии реформ, 27 сентября 1523 года, в Соборе состоялась первая евангелическая проповедь Иоганна Брисманна, а 25 декабря 1523 года епископ Поленц впервые прочитал проповедь на немецком языке. В 1528 году Собор стал приходской лютеранской кирхой для общины Кнайпхофа, а в 1560 году его передали университету.
14 слайд
Описание слайда:
Как главный храм Восточной Пруссии, Собор служил местом упокоения наиболее видных представителей светской и духовной иерархии. Стены Собора украшали более ста эпитафий, размещавшихся внутри и снаружи здания. Некоторые из них сохранились. У северной стены хора с 1588 года находилась «профессорская усыпальница», могила И. Канта (1804) стала последней в этом почётном ряду. В 1924 году, в связи с 200-летием со дня рождения философа, по проекту кёнигсбергского архитектора Фридриха Ларса над могилой был воздвигнут портик, сохранившийся доныне.
15 слайд
Описание слайда:
Особой достопримечательностью Собора была Валленродтская библиотека, названная по имени дарителей - графов фон Валленродтов, с 1650 года размещённая в южной башне. В результате войны уникальное собрание старинных книг и рукописей частично утрачено, частично рассеяно по разным библиотекам. Книжные стеллажи, украшенные резьбой в стиле барокко, восстановлены по фотографиям калининградскими мастерами-резчиками фирмы «Максик».
16 слайд
Описание слайда:
Орган Первый орган упоминается уже при освящении Собора. В 1695 году был установлен орган с 60 регистрами, который очень украсил Собор. В 1718–1721 годах Иоганн Мозенгель создал (использовав некоторые трубы органа XVI века) великолепный орган с 58 регистрами, вошедший в список крупнейших органов мира. За этим последовало в общей сложности пять модификаций органа. Барочное оформление органа во всю ширину среднего нефа поражало великолепием и мастерством исполнения.
17 слайд
Описание слайда:
Идея воссоздать орган появилась одновременно с началом работ по восстановлению собора. Президент РФ В. В. Путин, посетив Калининград в дни празднования 750-летнего юбилея города в 2005 году, поддержал мысль о строительстве органа, и необходимые средства были выделены. Для создания органа было выбрано предприятие «Александр Шуке» из Потсдама, которое много лет работает в России. В настоящее время Собор имеет уникальный органный комплекс из двух инструментов: хоровой (2006) и большой орган (2008). Оба инструмента (всего 122 регистра) имеют общую синхронизацию и могут звучать совместно.
18 слайд
Описание слайда:
Реставрации В 1833 году, в связи с 500-летием, в Соборе проходил большой ремонт. Во время работ были обнаружены средневековые фресковые росписи, однако из опасения повредить старинную живопись их решили не вскрывать, а оставить потомкам. Во время Второй мировой войны в ночь с 27 на 28 августа 1944 года при налёте английской авиации собор сильно пострадал: внутри всё выгорело, своды частично обрушились. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года собор вновь попал под обстрелы, но всё-таки не был уничтожен. Удивительным образом сохранилась могила Иммануила Канта.
19 слайд
Описание слайда:
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1307 Кафедральный собор был признан памятником республиканского значения, однако иных мер по его сохранению не последовало, и под воздействием природных стихий он продолжал разрушаться. В 1981–1984 годах произведены консервационные работы, что позволило сохранить стены Собора. Работы по восстановлению Кафедрального собора начались в 1994 году под руководством Ю. А. Одинцова и завершились в 2005 году.
20 слайд
Описание слайда:
Несмотря на значительные повреждения и утраты, Собор принадлежит к числу старейших памятников архитектуры и имеет большую архитектурно-художественную и историческую ценность, является одним из главных символов города. В настоящее время Кафедральный собор представляет собой концертно-музейный комплекс, состоящий из большого и малого концертных залов, музея И. Канта, мемориального захоронения И. Канта и Парка скульптуры. Службы в Соборе не проводятся, однако действуют евангелическая и православная часовни.
21 слайд
Описание слайда:
22 слайд
Описание слайда:
23 слайд
Описание слайда:
Единственный в России Музей янтаря был открыт в 1979 году. Он расположен в центре Калининграда на берегу Верхнего озера в крепостной башне Дона – памятнике архитектуры ХIХ века. В центре Калининграда, на живописном берегу Верхнего озера находится историческое фортификационное сооружение - "Башня Дона".
24 слайд
Описание слайда:
Постройка, составляющая с Россгартенскими воротами единый архитектурный комплекс, была возведена в 1853 году и названа в честь представителя старинной дворянской фамилии (известной с двенадцатого века) - генерала-фельдмаршала Карла Фридриха Эмилия Дона Шлобитена, участвовавшего в наполеоновской войне в составе русско-немецкого легиона. Башня Дона была спроектирована архитекторами: инженером-капитаном Ирфюгельбрехтом и инженером-лейтенантом фон Хайлем. Строительство башни проходило под руководством шефа инженерного корпуса - Эрнста Людвига фон Астера.
25 слайд
Описание слайда:
В башне Дона была реализована идея французского инженера-фортификатора М.Р. Монталамбера о возможности создания более мощного оборонительного сооружения за счёт многоярусных ниш для артиллерийских орудий. Круглая в плане башня имеет диаметр 34 метра и высоту 12 метров. Постройка состоит из двух наземных этажей и одного подземного (подвал). Наружные стены башни достигают двух метров в толщину. Также как и в башне "Врангель", являющейся зеркальным отражением "Дона", имеется внутренний замкнутый двор (кордегардия), а в строительстве использовался специальный фортификационный кирпич, изготовленный многообжиговым методом.
26 слайд
Описание слайда:
В апреле 1945 года, во время штурма Кёнигсберга, гарнизон, расположенный в башне Дона сдался самым последним, тем самым ознаменовав окончание штурма города-крепости. 10 апреля по распоряжению маршала А.М. Василевского на башню Дона было водружено знамя Победы. С декабря 1974 года фортификационное сооружение "Башня Дона" является культурным наследием федерального значения и охраняется государством.
27 слайд
Описание слайда:
В наши дни в исторической "Башне Дона" располагается единственный в России Музей янтаря с уникальными экспонатами, один из которых весит около пяти килограммов и считается самым крупным янтарём России. Рядом с башней находится ещё одна историческая достопримечательность старинного Кенигсберга - Россгартенские ворота, сохранившие до наших дней все элементы комплекса.
28 слайд
Описание слайда:
29 слайд
Описание слайда:
История Росгартенские ворота (нем. Rossgärter Tor) - одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улиц Черняховского и Александра Невского, рядом с площадью Василевского и музеем янтаря. Нынешнее здание ворот расположено на том месте, где располагались одноимённые ворота, относившиеся к первому вальному укреплению города (начало XVII века).
30 слайд
Описание слайда:
Сохранившееся до наших дней здание ворот было построено в 1852-1855 годах по проекту Инженера-гауптманна и директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля в Кёнигсберге. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Автор скульптурных украшений - Вильгельм Людвиг Штюрмер.
31 слайд
Описание слайда:
Первый проект ворот был разработан в 1852 году ведомством крепостей в Кёнигсберге. Этот проект был значительно переработан тайным советником Штюлером. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярко выраженные готические формы. После войны ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».
32 слайд
Описание слайда: