Мыс на котором был сиднейский оперный театр. Архитектурная достопримечательность сиднейский оперный театр

Сидней всегда славился не только богатой флорой и фауной, но и своими архитектурными постройками, большинство из которых повторяют европейские тенденции. Но среди них выделяется одно здание, которое совершенно не похоже на все остальные. Имя этому зданию Сиднейская опера.

Опера Cидней

Дом оперы в Cиднее привлекает не одно поколение туристов, являясь одной из самых ярких достопримечательностей города. В оперном театре интересно буквально все – от зубчатой крыши, местоположения на воде до аскетичного внутреннего убранства. Многие туристы недоумевают, как в таком шикарном с внешнего вида здании умещаются такие скромные потолки и лестницы. Ведь, кажется, здесь должны быть красные ковровые дорожки и золотые статуи! Одним словом, Сиднейская опера покоряет множество сердец и умов, но вот с чего начиналась ее история?!

Появление Юджина Гуссенса

По прибытии британского композитора обозначилась проблема отсутствия места для проведения концертов, и это при условии отличного слуха у австралийцев. Юджин Гуссенс был поражен отсутствием интереса со стороны властей к строительству такого здания. Ведь в городской ратуше проявить свои таланты практически было невозможно – мешала акустика и маленький зал. К тому же, Гуссенс встретился с явным преклонением перед идеями западных архитекторов, и это, по его мнению, портило облик целого города. Ведь никто не замечал красоты полуострова, все устремлялись вглубь, где возникали небоскребы.

Гуссенс всегда отличался стремлением к изысканной красоте и даже роскоши. Он уже видел образ дворца, в котором можно было не стесняясь устраивать большие концерты, театральные представления, радовать публику балетом и оперой. Ведь основная задача – просвещать, а как можно выполнить столь ответственное задание без специального помещения, такого, в котором уместилось бы 4 000 зрителей.

Загоревшись идеей, Гуссенс вместе с другом архитектором Куртом Лангером отправился искать место. Им стал мыс Беннелонг Пойнт. Место обещало быть выгодным, потому что его посещало большое количество людей, то и дело пересаживающихся с парома на поезд. Однако к тому времени мыс украшал Форт Макуори, за которым располагалось трамвайное депо.

Первым делом Гуссенс обратился к Ашуэрту – профессору архитектуры Сиднейского университета. Как выяснилось, в задумке Гуссенса он мало что понял, но познакомил его с нужным человеком – Джоном Кейхиллом, который поднял всю австралийскую общественность. Так что строительство оперы в Cиднее вскоре было разрешено.

Начало строительства

Государство согласилось на возведение театра только при условии, что его финансовая помощь ни в чем не потребуется. Поэтому в 1959 году был объявлен международный конкурс. Кейхилл постепенно терял свою силу, у него появилось много недоброжелателей, кознями которых удалось отправить Гуссенса на родину и затормозить строительство Оперы.

Однако конкурс уже вызвал всемирный интерес и на него снова и снова поступали сотни работ. К тому же, Гуссенс уже подобрал жюри, в которое вошли профессиональные архитекторы, наметил план и составные части Оперы. По его мнению, Сиднейский оперный театр должен включать малый и большой залы, а также зал для репетиции и хранения реквизита. Посетители непременно должны были отведать сиднейские блюда в изысканном ресторане. Такая задумка требовала большой площади и вызывала опасения в конструкции. Она не должна была быть безликой, напротив, ее нужно было первой заметить на водной глади.

Победа датчанина

Конкурсанты боролись с задачей строительства на небольшом участке земли, и только одна работа привлекла всех членов жюри, единогласно решивших, что она побеждает. Большой и малый театры датчанин Йорн Уотцон поставил плотно друг к другу, благодаря чему решалась проблема стен, и не нужно было наслаивать несколько помещений, как это предлагали другие архитекторы. Крыши веерообразно располагались и закреплялись на подиуме, а декорации хранились в платформе, и проблема кулис исчезала.

Сам архитектор большой славой не отличался, он жил скромно со своей семьей недалеко от Эльсинора. Выросший на море, Йорн глубоко впитал в себя любовь к нему. Возможно поэтому многие и сейчас замечают схожесть формы театра с кораблем, отправившимся в дальнее плавание.

Архитектурный талант Йорна складывался в датской королевской академии, затем в Швеции. В то время как города все больше начинали походить друг на друга, Йорн система ценностей Йорна только складывалась. По окончании учебных заведений Йорн стал знакомить мир со своим дарованием, предлагая воплотить самые разные проекты. Еще будучи студентом он со своим товарищем разработал проект концертного зала для Копенгагена, за что был удостоен золотой медали. Работы Уотцона поражали больше не величественной красотой, а полетом фантазии. У него не было прямых углов и линий. Напротив, датчанин старался привнести что-то оригинальное, хотя бы веерообразные крыши у здания Сиднейской Оперы. Его работы трудно было не заметить.

Сиднейская Опера - контрасты

Фасад здания Оперы вызывает разные фантазии: кто говорит, что это галеон, кто видит в нем девять монашек, белого кита или подобие застывшей музыки. Опера в Сиднее действительно приглашает нас к разгадке своей тайны, она располагает к фантазированию и все, что бы мы ни назвали, будет правдой, потому что единого ответа нет.
Интерьер здания, напротив, никак не вяжется с таким громким названием Опера. Здесь очень мало места, почти негде развернуться и большую оперу, увы, поставить нельзя. Есть только малый зал, где можно поставить только камерные спектакли, но если чуть изменить его планировку, то он легко превращается в зал для дискотек. Достаточно всего-то одной детали в виде огромного блестящего шара на потолке.

Дом оперы в Cиднее является визитной карточкой и поклонникам этого грандиозного архитектурного проекта пришлось ждать целых 14 лет с момента начала строительства до его торжественного открытия королевой Англии Елизаветой II 20 октября 1973 года.

Сиднейская Опера выдержала множество критики в свой адрес: ее пришлось перепланировать, вносить коррективы в первоначальные эскизы, но она до сих пор радует нас своим парящим над водой видом, словно приглашая взмыть вверх на своих туго натянутых парусах, взмыть вверх, слушая классическую и современную музыку, погружаясь в туманные дали искусства.

Зелёный континент на весь мир знаменит не только благодаря кенгуру, коалам, тёплому океану и бронзовым богам сёрфинга. Есть тут и уникальные сооружения. На мысе Беннелонг, подобно фантастическому паруснику, высится громада из бетона и стекла. Это известный на весь В Сиднее каждый день можно увидеть множество туристов. И будьте уверены, что одна половина из них уже видела уникальную постройку, а другая непременно её посетит в ближайшем будущем.

Новое чудо

Если Москву иностранцы запросто узнают по Красной площади, Мавзолею, то причудливый оперный театр, несомненно, воскрешает в нашем воображении Сидней. Фото этой достопримечательности можно увидеть на любой сувенирной продукции из Австралии. Возвышающаяся над гаванью белоснежная громада стала одним из шедевров мировой архитектуры. Здание обладает не только броским экстерьером, но и любопытной историей.

в цифрах

Высота постройки - 67 метров. Длина здания 185 метров, а расстояние в самом широком месте - 120 м. Вес, по расчётам инженеров, составляет 161 000 тонн, а площадь равна 2.2 гектара. На скатах крыш около 1 миллиона плиток. Помимо двух крупнейших залов, здесь насчитывается более 900 помещений. Одновременно в театре могут разместиться примерно 10 000 зрителей. В год оперный театр в Сиднее посещают 4 миллиона человек.

Немного истории

Австралия никогда не была центром музыкальной культуры. К началу ХХ века на материке функционировал свой симфонический оркестр, но собственного помещения у него не было. Лишь когда должность главного режиссёра получил Юджин Гусенс, об этом заговорили вслух. Однако военное и послевоенное время не располагало к началу масштабных проектов. Только к середине ХХ века, в 1955 году, правительство выдало разрешение на постройку. Но средств из бюджета всё же не выделило. Поиск инвесторов начался в 1954 году и не прекращался на протяжении всего строительства. В конкурсе на лучший проект работы представили 233 архитектора. Уже на этой стадии стало ясно, где будет возведён новый музыкальный театр. В Сиднее, разумеется.

Большинство заявок жюри отвергло, однако один из членов комиссии - Ээро Сааринен - активно выступил за некоего неудачливого претендента. Им оказался уроженец Дании - Йорн Утзон. На реализацию проекта было отведено 4 года, бюджет составил 7 миллионов долларов. Несмотря на планы, к концу 60-х годов оперный театр в Сиднее всё ещё был в процессе строительства. Архитектора обвинили в том, что он не укладывается в смету и не способен воплотить задуманное в реальность. С грехом пополам строительство всё же было окончено. И в 1973 году королева Елизавета II приняла участие в открытии театра. Вместо необходимых для сооружения четырёх лет, проект потребовал 14, а вместо 7 миллионов бюджета - 102. Как бы то ни было, здание построили на совесть. Даже спустя 40 лет ремонт ему до сих пор не требовался.

Архитектурный стиль театра

В послевоенное время в архитектуре царил так называемый интернациональный стиль, излюбленные формы которого - серые бетонные коробки сугубо утилитарного назначения. Подверглась этой моде и Австралия. в Сиднее стал счастливым исключением. Именно в 50-х годах мир устал от однообразия и начал приобретать популярность новый стиль - структурный экспрессионизм. Его большим приверженцем и был Ээро Сааринен, благодаря которому малоизвестный датчанин покорил Сидней. Фото этого театра сейчас можно встретить в любом учебнике по архитектуре. Здание - классический пример экспрессионизма. Дизайн для того времени был новаторским, но в эпоху поиска свежих форм пришёлся как нельзя кстати.

Согласно требованию правительства, помещение должно было располагать двумя залами. Один предназначался для оперы, балета и симфонических концертов, второй - для камерной музыки и драматических постановок. Оперный театр в Сиднее архитектор спроектировал фактически из двух зданий, а не из такого же количества залов. Примечательно, что фактически он лишён стен. На едином основании располагается конструкция из множества кровель, имеющих форму паруса. Они покрыты белой самоочищающейся плиткой. Во время фестивалей и праздников на сводах оперы устраивают грандиозные световые шоу.

Что внутри?

Под двумя самыми крупными сводами располагаются концертные и оперные зоны. Они очень масштабны, имеют собственные названия. «Концертный зал» - самый большой. Здесь могут расположиться почти 2700 зрителей. Второй по площади - «Оперный зал». Он рассчитан на 1547 человек. Его украшает «Занавес Солнца» - самый большой в мире. Есть и парный к нему «Занавес Луны», находящийся в «Драматическом зале». Как следует из названия, он предназначен для драматических постановок. В зале «Плейхаус» проводятся кинопоказы. Иногда он служит лекторием. «Зал Студия» - самый новый из всех. Здесь можно приобщиться к современному театральному искусству.

В отделке помещений были использованы дерево, фанера и розовый туринский гранит. Некоторые фрагменты интерьеров вызывают ассоциации с корабельной палубой, продолжая тему гигантского судна.

Одни говорят, что оперный театр в Сиднее - это фантастический парусник, другие видят систему гротов, третьи - жемчужные раковины. Согласно одной из версий, Утзон в интервью признался, что на создание проекта его вдохновила аккуратно снятая с апельсина корочка. Ходит байка, что Ээро Сааринен выбрал проект, будучи выпившим. Устав от нескончаемой череды заявок, председатель комиссии просто достал наугад несколько листов из общей кипы. Похоже, что легенда появилась не без участия завистников Утзона.

Красивые сводчатые перекрытия нарушали акустику в здании. Разумеется, это было недопустимо для оперного театра. Чтобы решить проблему, были спроектированы внутренние потолки, которые отражают звук по всем правилам театрального строительства.

Печально, но Утзону было не суждено увидеть своё детище завершённым. После отстранения от постройки, он покинул Австралию, чтобы никогда больше сюда не возвращаться. Даже после вручения в 2003 году престижной архитектурной он не приехал в Сидней, чтобы взглянуть на построенный театр. Спустя год после того, как организация ЮНЕСКО закрепила за зданием оперы статус архитектор скончался.

Одно из интереснейших сооружений XX века находится в Австралии. Построенное в 1957-1973 годах здание оперного театра в Сиднее, окруженное водой, сильно напоминает парусник. Архитектором легендарного сооружения стал Йорн Утсон из Дании.

История строительства

До середины XX века в Сиднее не было ни одного здания пригодного для оперных постановок. С приходом нового главного дирижера в Сиднейский симфонический оркестр Юджина Гусенса проблема была озвучена вслух.

Но создание новейшего здания для оперных и оркестровых целей не стало делом первой важности. В это время весь мир находился в состоянии восстановления после войны, администрация Сиднея не спешила начинать работы, проект был заморожен.

Сборы на строительство оперного театра в Сиднее начались в 1954 году. Они продолжались вплоть до 1975 года, всего же было собрано около 100 миллионов долларов.

Местом для одного из крупнейших культурных сооружений был выбран мыс Беннелонг. По требованиям здание должно было иметь два зала. В первом из них, предназначенном для оперных и балетных постановок, а также симфонической музыки, должно было вмещаться примерно три тысячи человек. Во втором, с драматическими постановками и камерной музыкой – 1200 человек.

Йорн Утсон, по мнению комиссии, стал лучшим архитектором из 233, приславших свои работы. Вдохновителем для создания проекта для него стали стоящие в Сиднейской гавани парусные корабли. На реализацию проекта у строителей ушло 14 лет.

Стройка началась в 1959 году. Тут же начали возникать проблемы. Правительство потребовало увеличить количество залов с двух до четырех. Вдобавок спроектированные крылья-паруса оказалось невозможно реализовать, поэтому ушло еще несколько лет на проведение экспериментов, чтобы найти нужное решение. Из-за начавшихся разбирательств в 1966 году Утсона сменяет группа архитекторов из Австралии, возглавляемая Петером Халлом.

28 сентября 1973 года Оперный театр в Сиднее открыл свои ворота. Премьерной стала постановка оперы «Война и мир» С. Прокофьева. Официальную церемонию открытия провели уже 20 октября в присутствии Елизаветы II .

Немного цифр

Построенная опера сразу же увековечила себя в истории. Это действительно огромный комплекс, содержащий в себе 5 залов и около 1000 помещений различного назначения. Максимальная высота здания Оперного театра составляет 67 метров. Общий вес здания по расчетам 161 000 тонн.

Залы оперного театра

1 зал

Самый большой зал Сиднейской оперы – Концертный. Он вмещает 2679 посетителей. Здесь же находится Большой концертный орган.

2 зал

Для оперных и балетных постановок используется Оперный зал на 1547 зрителей. В зале находится самый большой в мире театральный занавес-гобелен «Занавес Солнца».

3 зал

Драматический зал вмещает 544 зрителя. Здесь проходят драматические и танцевальные постановки. Здесь же находится еще один занавес-гобелен, также сотканный в Обюссоне. По своим темным тонам он получил название «Занавес Луны».

4 зал

Зал Плейхаус рассчитан на 398 зрителей. Он предназначен для театральных миниатюр, лекций, а также использования в качестве кинотеатра.

5 зал

Самый новый зал «Студия» открылся уже в 1999 году. 364 зрителя здесь могут увидеть пьесы в духе авангардизма.

С 1973 года здание оперы в Сиднее используется чуть ли не круглосуточно без перебоев. Кроме любителей культуры и искусства, здание полюбилось тысячам туристов, посещающих Сидней. Сиднейская опера стала настоящим символом Австралии.

Видео про Сиднейский оперный театр

Оперный театр в Сиднее обладает своей уникальной футуристичной архитектурой, благодаря которой прославился на весь мир. Местные жители окрестили его не только одной из знаковых достопримечательностей города, но даже визитной карточкой Сиднея. Эту любовь разделяют и путешественники, которые во время близкого знакомства с данным храмом искусства моментально проникаются к нему уважением. Одно из самых узнаваемых зданий на планете принимает в своих залах лучших артистов мира и собирает более 8 миллионов посетителей ежегодно.

В марте 1959 года в гавани на Беннелонг-Пойнт собрались горожане, чтобы посмотреть церемонию, которая ознаменовала начало строительства Сиднейского театра оперы. Датский архитектор Йорн Утзон, который разработал проект будущего здания, привез в Австралию бронзовую табличку — в этот день она была установлена в точке пересечения осей двух предполагаемых концертных залов, и с этого момента работы по сооружению архитектурного шедевра начались. Мемориальную доску можно увидеть и сегодня на ступеньках театра. Придумывая облик строения, Йорн создал нечто совершенно необыкновенное: по его задумке крыша здания должна была состоять из нескольких сфер, что придало фасаду театра образ плывущего под парусами корабля. Такое решение позволило создать в его стенах потрясающую акустику.

Изначально закончить строительство планировалось в течение четырех лет, но из-за множества причин реализация смелого проекта затянулась на четырнадцать. Большое количество осложнений привело к нарастающему недовольству Йорна Утзона, которого не устраивали внесенные в первоначальный вариант изменения. Обиженный архитектор покинул свою команду, так и не увидев окончательный результат. Назначенный на его место молодой специалист Питер Холл сначала был ошеломлен масштабами проекта, но всё же взялся за нелегкую задачу.
В 1973 году состоялось знаменательное событие — Сиднейский оперный театр открыл свои двери. Праздник получился грандиозным, особенно благодаря присутствию королевы Елизаветы II, которая официально объявила начало работы новой культурной мекки и похвалила мастеров за удивительное воображение и талант.

Всего в театре четыре главных помещения, определенные под разные мероприятия. Самым масштабным является концертный зал — тут проходят феерические концерты симфонической музыки с участием одного из крупнейших органов в мире. Далее по вместимости следует оперный зал (он же балетный), который уступает первому на 1 000 мест, располагая в своих стенах 1 500 персон. В оставшихся двух могут расположиться 400-500 человек, а предназначены они для драматических постановок. В каждом создана привычная для театра обстановка: красный бархатный занавес и такого же оттенка сидения, изящная хрустальная люстра, разливающая мягкий свет — достойное оформление для выдающегося дома оперы.

Важно отметить, что двери этого храма искусства открыты и для молодежи: в стенах театра проходят музыкальные представления различных рок/инди/техно-коллективов, а также выступления иллюзионистов и тематические рождественские мероприятия.

Сиднейский оперный театр (Сидней, Австралия) - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Австралию
  • Горящие туры в Австралию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пассажиры круизных лайнеров на подходе к мосту Харбор-Бридж в Сиднее видят слева по борту вздымающиеся к небу огромные паруса. Или это створки гигантской раковины? А может скелет выброшенного на берег доисторического кита? Ни то, ни другое, ни третье - перед ними здание «Опера-хаус», символа крупнейшего города Австралии. По кровле бродят отраженные от воды солнечные блики, окрашивая ее разные цвета, сотни туристов на набережной любуются видами на залив, проходящими рядом судами и яхтами.

Немного истории

В 1955 г. правительство штата Новый Южный Уэльс объявило международный конкурс на лучший проект оперного театра для своей столицы. Среди 233 конструктивистских бетонных коробок резко выделялась сложная система кривых поверхностей, нарисованная датчанином Йорном Уотсоном. Новый архитектурный стиль позже назовут структурализмом или структурным экспрессионизмом. Автор получил за свой проект Притцкеровскую премию, аналог нобелевки для зодчих, а здание внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО еще при жизни автора.

Уотсон не видел свое творение завершенным. Причина, как всегда, в деньгах. Предварительная оценка оказалась в 15 раз заниженной, архитектору не дали закончить строительство и даже не заплатили полностью гонорар. Он успел возвести только необыкновенную кровлю, а отделкой фасада и интерьера занимались другие люди. Уже потом, в преддверии олимпиады, австралийцы предлагали Уотсону любые деньги за то, чтобы он вернулся и завершил начатое. Но тот гордо отказался.

Архитектура и интерьер театра

Огромное здание с трех сторон окружено водой и стоит на глубоко вбитых сваях. 2 млн матовых керамических плиток покрывают бетонную кровлю высотой с 22-этажный дом. Меняющийся угол падения солнечных лучей окрашивает ее в разные цвета. Совершенно фантастическая вечерняя подсветка превращает здание в сияющий драгоценный камень. Поверхность кровли часто служит экраном для демонстрации видео-арта и цветомузыкальных композиций.

Одна из двух самых больших «раковин» скрывает Концертный зал на 2679 зрителей с великолепным органом из 10 тыс. труб. Под другой находится Оперный зал на 1547 мест. Его сцену украшает занавес-гобелен, сотканный в Обюиссоне, его называют «Занавес Солнца».

Звук под великолепной крышей чудовищно искажался. Акустикам пришлось сооружать изолирующие потолки над залами и формировать интерьер с учетом этих особенностей.

Третий зал вместимостью 544 человека отведен Драматическому театру. Его подмостки укрываются за «Занавесом Луны», также от французских мастеров. 4-й предназначен для лекций и демонстрации кинофильмов. В 5-м выступают авангардистские театральные труппы с экспериментальными спектаклями. В самой маленькой раковине немного в стороне обустроен ресторан Bennelong.

Сегодня «Опера-хаус» - главный культурный центр не только Сиднея, а всей Австралии. На его сценах ежедневно идут спектакли, выступают оркестры, в фойе проходят художественные выставки.

Практическая информация

Адрес: Sydney NSW 2000, Bennelong Point. Веб-сайт (на англ).

Как добраться: на электричке, автобусе или пароме до пересадочного узла Circular Quay, далее пешком по набережной 10 минут (800 м), оф. сайт перевозчика Sidney Trains (на англ.)