Музей воздухоплавания белград. Музей воздухоплавания в Котке

Музей воздухоплавания в Белграде (Белград, Сербия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Сербию
  • Горящие туры в Сербию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Музей воздухоплавания, находящийся на территории аэропорта Никола Тесла , считается одним из лучших в области аэронавтики. Он основан в 1957 г. ВВС и ПВО Югославии, экспозиция находится в современном куполообразном здании из стекла и бетона. В коллекции представлено множество единиц гражданской и военной авиационной техники, выпущенной начиная с 1911 г., боевые авиационные ракеты, фрагменты двигателей, а также документация и фотоматериалы. Всего в музее 200 летательных аппаратов, ¾ которых находятся в запасниках, в закрытой части аэродрома, и ожидают реставрации.

Что посмотреть

География и история экспонатов весьма обширна: здесь много участников Второй мировой войны из разных стран, современные летательные аппараты. Экспозиция в основном размещена на втором этаже здания, а осматривать и фотографировать ее рекомендуется с верхней галереи, откуда лучше обзор.

Наиболее интересные предметы коллекции - единственный в мире экземпляр итальянского истребителя Fiat G-50, точная копия самолета Ивана Сарича образца 1910 г., первый сербский вооруженный летательный аппарат Олуй 11, воздушно-реактивный Галеб Г-2, получивший награду на авиасалоне в Ле Бурже как лучший самолет своего класса.

Широко представлены югославские военные и гражданские летательные аппараты: тяжелые и легкие штурмовики и истребители-бомбардировщики, вертолеты ВВС страны, самолеты национальной авиакомпании JAT. Отдельного внимания требуют фрагменты сбитой техники, принимавшей участие в бомбардировке Белграда альянсом НАТО в 1999 г. Здесь можно увидеть также российские МиГ-21, легкий истребитель Як-3, штурмовик Ил-2, легендарный У-2, военный вертолет Ми-4, ракеты.

Причем появится музей в том месте, которое в России по праву считается колыбелью авиации, - на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка, появившегося еще в конце XIX века.

В ангаре на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка любители авиации создают действующие модели старых самолетов. Фото Дмитрия Соколова

Расположен он в пятнадцати минутах ходьбы от Московских ворот на Парковой улице (название как раз от того учебного парка), правда, пространство нынче не очень презентабельное: вокруг склады и промзона...

Первые реальные шаги по осуществлению проекта уже сделаны, пилотную версию временной экспозиции смогли увидеть участники международных научных чтений имени Игоря Сикорского.

В назначенный час гости собрались у одноэтажного краснокирпичного здания бывшей караулки Воздухоплавательного парка, где открылась временная экспозиция. Значительная ее часть посвящена первому в мире многомоторному бомбардировщику «Илья Муромец» - родоначальнику авиации дальнего действия. На улице из старого патефона звучал знаменитый фокстрот «Рио-Рита», дымил самовар, рядом важно прохаживался реконструктор в форме летчика-истребителя военной авиации 1930-х годов...

Но еще большее внимание привлекал подлинный виновник торжества - пожилой человек в военном камуфляже, с седой окладистой бородой. Многим, кто в нашем городе занимается историей авиации, он хорошо известен - Юрий Михайлович Лозыченко, настоящий подвижник, который многие годы занимается созданием здесь музея.

В послевоенное время на территории бывшего Воздухоплавательного парка размещались военные склады и завод по ремонту авиаоборудования. Юрий Лозыченко работал там радиомехаником.

В начале 1980-х мне дали комсомольское поручение - взять шефство над дочерью создателя Воздухоплавательного парка первого в мире генерала авиации Александра Кованько - Варварой Александровной. Ей тогда было около восьмидесяти лет, и завод помогал ей решать различные бытовые вопросы. Вот тогда-то и родился мой интерес к истории авиации.

За десятилетия поиска Лозыченко собрал большое количество экспонатов, так или иначе связанных с Воздухоплавательным парком и располагавшейся на его территории офицерской школой, готовившей летчиков (кстати, среди ее выпускников был легендарный Петр Нестеров). Дореволюционные журналы, газеты и афиши, фотографии первых воздухоплавателей, детали самолетов, парашюты различных типов, аэродромные радиостанции и коммутаторы, метеорологические приборы...

Увы, общественный музей, открывшийся в нескольких помещениях офицерской школы, просуществовал всего десять лет: в 2007 году здание было продано коммерческой структуре и новый хозяин выселил энтузиаста. Ему пришлось перенести свою коллекцию в расположенный неподалеку тесный сарайчик с дырявой крышей и проваливающимся полом. И продолжать бороться.

Последующие годы были отмечены многочисленными судебными тяжбами вокруг построек военного городка бывшей воздухоплавательной школы. Теперь ситуация следующая: три исторических сооружения - канцелярия, дом Кованько и караулка - Министерство обороны передало в аренду некоммерческому Фонду истории авиации. Причем все эти строения внесены в реестр КГИОП как памятники регионального значения.

- Будем здесь делать настоящий авиационный музей, который был бы интересен всем. Министерство обороны обещало передать нам натурные экспонаты современной техники - и военной, и гражданской, - пояснил председатель фонда Игорь Токарев, бывший военный, как сам говорит, «душой авиатор». - Ведем переговоры с городскими туроператорами по привлечению сюда организованных экскурсий.

Мы прошли по территории будущего музейного комплекса. Увы, пока все выглядит достаточно грустно. На месте разрушенной церкви Ильи-пророка - КПП воинской части и заборы. На крошечном свободном пространстве к столетию Первой мировой войны ревнители истории авиации установили памятный камень (помог «Водоканал») и поклонный крест.

Как знать, может быть, полеты на воздушном шаре станут непременной частью будущего музея?
Фото Дмитрия Соколова.

Несколько лет назад рабочие копали рядом траншею и обнаружили несколько ступенек от этого храма, - поясняет Лозыченко. - Теперь они у меня хранятся, будут экспонатами музея. Храм, конечно, уже не восстановить, но часовню можно было бы построить. 2 августа, в день святого пророка Ильи, который считается покровителем авиаторов, мы каждый год проводим молебен у поклонного креста.

- Здесь была беседка, где Александр Кованько проводил беседы с настоятелем храма, анаходилась голубиная станция, - показывает Лозыченко. - Теперь на ее месте бетонное сооружение, в котором находятся мастерские по созданию летательных аппаратов. Мы пытаемся собрать здесь современных Кулибиных. Как оказалось, таких энтузиастов сегодня весьма немало. рядом

В ангаре уже можно увидеть аэроплан времен Первой мировой, построенный энтузиастами из авиационного спортивно-технического клуба Университета гражданской авиации. А рядом - легкий истребитель С-16 конструкции Сикорского. Он еще в процессе сборки. По словам руководителя клуба конструктора Ильи Деева, это будет летный образец. Сам Деев поднимается в воздух на воссозданных по старым чертежам «Ньюпорах» и «Фарманах»...

Старая аллея ведет к дому, где жил Александр Кованько. Раньше она была обсажена березами, но во время блокады их вырубили, а после войны посадили тополя.

Многочисленная семья Кованько, у него было семь детей, занимала второй этаж этого дома, - поясняет Лозыченко. - Третий занимал его заместитель, товарищ. Первый этаж был хозяйственным. С квартирой Кованько его связывал подъемник, по которому подавали еду из кухни, расположенной внизу.

Дом Александра Кованько долгое время стоял без света, воды, отопления. Сейчас мы его просушиваем, готовим к поэтапному ремонту. Официального финансирования на это нет, вся надежда на меценатов, - говорит Игорь Токарев.


Комментарии

Самое читаемое

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

17.06.2018 побывал в Финляндии, в Котке, одной из целей поездки был авиамузей.
Музей воздухоплавания находится на территории аэродрома Кюми в 16 км от центра г.Котка (подробнее ).
Содержится на средства Аэроклуба Кархула, который старается поддерживать самолеты в рабочем состоянии и в полной готовности к полетам.
В экспозиции представлено пятнадцать самолетов.
Некоторые из них являются настоящими раритетами, например, действующий истребитель времен второй мировой войны Gloster Gauntlet
01. Общий вид ангара с экспонатами.


02. Лёгкий британский истребитель Folland FO.141 Gnat Mk.1 (GN-107).
С 1958 по 1972 год в ВВС Финляндии было 13 таких машин.


03. Это был первый самолёт в Финляндии, полетевший на сверхзвуковой скорости.
Музейная машина эксплуатировалась с 1959 по 1971 год, сейчас находится в нерабочем состоянии.


04. Французский реактивный учебно-боевой самолёт Fouga CM.170 Magister (FM-43).
Самолёт поступил на вооружение ВВС Франции в 1956 году, а с 1959 их стала закупать Финляндия, где они эксплуатировались до 1988 года (всего 80 штук).
При этом основная часть финских Fouga Magister были построены по лицензии в Финляндии на заводе Valmet.
Музейная машина была в строю с 1962 по 1986 год.
В августе 1992 года ВВС Финляндии передали уже списанный самолёт сюда на аэродром Кюми, что стало началом этого музея.
Аэроклуб самолёт полностью восстановил и в данный момент он готов к полётам.


05. Шведский сверхзвуковой истребитель Saab 35FS Draken (DK-259).
Экспортировался в Данию, Австрию и Финляндию.
Принят на вооружение в 1960, летал до 2005.
В Финляндии Дракены служили в ВВС с 1972 по 2000 год, всего 47 штук различных модификаций.


06. Советский истребитель МиГ-21бис (MG-116).
Это модификация выпускалась с 1972 по 1985 год.
Машина эксплуатировалась с 1978 по 1997 год, после чего поступила в музей.
Всего с 1978 по 1998 год в ВВС Финляндии было 26 МиГ-21бис.
Получается, что служили они параллельно с Дракенами.


07. Ещё один МиГ-21Ф-13 (MG-78).

С 1963 по 1986 год на вооружении ВВС Финляндии было 22 таких самолёта.Ещё один МиГ-21Ф-13 (MG-78).
Первое поколение истребителя (выпускался с 1959 по 1965 год).
С 1963 по 1986 год на вооружении ВВС Финляндии было 22 таких самолёта.


08. Модель «Harakka II» была разработана на основе модели «Harakka I».
Прототип впервые поднялся в воздух осенью 1946 года.
Всего было изготовлено 27 самолетов «Harakka II».
Модель была использована в 1940-1950 гг. при обучении полетам на планерах.
Планер H-57, представленный в музее, был построен Аэроклубом поселка Инкеройнен в 1955 году.
Аэроклуб передал планер «Harakka II» музею на хранение и для восстановительного ремонта.


09. На улице перед входом стоит памятник в честь истребительной эскадрильи противовоздушной обороны города Котка, для которой в 1942-43 годах был построен этот аэродром.
Летали финские лётчики на Messerschmitt Bf.109? свастика на памятнике присутствует.
Но финская "обратная" свастика.


10. Мне повезло-удалось поприсутствовать при полётах этого самолёта.
Британский истребитель Gloster Gauntlet II "GT-400" (OH-XGT).
Самолёты этого типа были на вооружении ВВС Великобритании с 1935 по 1943 год.
В 1940 году союзники поставили Финляндии 24 таких самолёта, где они эксплуатировались как учебные до 1945 года.
Это единственный сохранившийся в мире Глостер Гонтлет, восстановлен в 1982 году.
Про этот самолёт сделал отдельный пост-

Центральный дом авиации и космонавтики был основан в ноябре 1924 года. Это событие случилось на Всесоюзном собрании общества друзей воздушного флота. На тот момент ему дали имя Центрального авиамузея ОДВФ СССР, современное его название – ЦДАиК ДОСААФ России. Располагается он в Москве, на улице Красноармейской 3.

Под помещение для музея была выделена старинная постройка начала двадцатого века, которая считается памяткой архитектуры. Его родоначальниками были Председатель Совета Народных Комиссаров Рыков А. И. и начальник Военно-воздушных сил РККА Баринов П. И. Помогали им в этом деле множество людей, занимавших в то время ответственные политические и общественные чины.

В последующие два года после создания музея здание прошло капитальный ремонт. Титаническими усилиями небезразличных были собраны выставочные экспонаты. И поскольку в то время страна советов переживала не лучшие свои времена, в тяжелых экономических постреволюционных реалиях это требовало множество усилий, мужества и задора.

Наконец, преодолев все невзгоды, в январе 1927 года был открыт Центральный аэрохиммузей имени Фрунзе. Первоначально его структура делилась на четыре отделения: авиации и воздухоплавания, сельскохозяйственный, химический и общественно-исторический. Дополнительно имелись следующие учреждения:

  • библиотеку научно-технической литературы;
  • мастерскую для создания макетов самолетов;
  • фототеку;
  • лекционную аудиторию с кинопроектором.

Более полувека спустя, в 1987 году музей авиации в Москве временно прекратил функционирование для проведения восстановительных работ. Это было сделано в связи с тем, что ввиду своего возраста здание пришло в неэксплуатационный вид.

Конец перестройки и девяностые годы прошлого века не самым лучшим образом отразились на судьбе этого заведения: были утеряны или сильно деформированы некоторые экспонаты, наблюдалось постоянное недофинансирование. Но при помощи ДОСААФ были собраны необходимые средства, произошли некоторые изменения в управленческой части, обновился рабочий состав, и, наконец, в ноябре 1994 года реставрированное здание впервые за долгие годы вновь приняло посетителей.

Музей авиации и космонавтики в Москве

Наши дни

Музей самолетов в Москве сегодня представляет собой уже целых девять помещений, семь из которых направлены на авиацию, а два – на космос. Также активно ведутся работы по созданию памятного кабинета, посвященного первому человеку, побывавшему в космосе – Юрию Гагарину.

Сегодня на счету музея имеется приблизительно 36 тысяч предметов. В начале экскурсии взору посетителей представлены плакаты, рассказывающие об истории развития авиации и космонавтики в России, макеты летательных аппаратов начиная от первой разработки Можайского до современных самолетов, способных с легкостью преодолевать звуковой барьер.

При случае обязательно обратите внимание на модель воздушного шара, который был сконструирован на территории Рязани в начале прошлого века, экипировку тех времен, функциональные детали старинных самолетов, а также отдел, посвященный знаменитому трюку Нестерова – «мертвой петле».

Экскурсанты смогут воочию увидеть «сердца» некоторых воздушных кораблей: здесь вы сможете увидеть как первые поршневые модели, так и современные турбореактивные движки. Кроме макетов, тут присутствуют и экспонаты в натуральную величину: пушка для МиГ-31 и самолетный пулемет времен Испанской войны.

Есть ракетный двигатель от корабля «Восток», оборудование для съемки поверхности земли с космоса и полноценная тренировочная кабина «Бурана». Музей гражданской авиации в Москве – это заведение культуры, ознакомительный историко-научный комплекс. Он направлен на осведомление граждан о достижениях и прошлом Российской авиации и космонавтики. Здесь производится сбор ценных экспонатов, а также формирование фондов.

Тут вы увидите точные копии или реальные образцы техники и комплектующих. Вы можете ознакомиться с историческими материалами. Музей направлен на привитие гордости и патриотизма у молодого поколения, а также их профориентации.

Официальный сайт московского музея авиации и космонавтики