Музей вивальди в венеции. Музей музыкальных инструментов в венеции

Цитирую:

1. ДО ВИВАЛЬДИ

В то время как в Риме, во времена расцвета Возрождения, полифоническая школа углубляет разработку жанров духовной музыки и быстро обновляется благодаря таланту Пьерлуиджи да Палестрина, в Венеции разрабатываются жанры светской музыки.

Андреа Габриэли (ок.1510-1586) был органистом в соборе Св.Марка, композитором и значительной преподавательской фигурой венецианской школы. Его полифонический (многоголосый) стиль был новшеством, он основывался на контрастах и диссонансах и предполагал участие в исполнении нескольких хоров. Крупным был его вклад в развитие духовной (мотеты от четырех до двенадцати голосов, шестиголосные мессы, “Псалмы Давидовы” для шести голосов) и светской музыки (мадригалы от 3 до 12 голосов).


Джованни Габриэли (ок.1557-1612), унаследовавший от Андреа место органиста в соборе Св.Марка, умножает известность венецианской школы за границей (Ганс Лео Гасслер и Генрих Шютц были в числе ее учеников). Среди его произведений, относящихся к духовной, светской и инструментальной музыке, значительное место принадлежит “Духовным симфониям” (Sacrae symphoniae) и многоголосым мотетам. Являясь одним из передовых композиторов своей эпохи, он опередил время своими сонатами для скрипки, которые были одними из первых в этом жанре. Скрипка действительно оказалась инструментом, наиболее созвучным монодическим вкусам, все шире распространявшимся в то время, когда появился “непрерывный бас” (basso continuo), заключавшийся в том, что длинные ноты, поддерживая основные звуки музыкального аккорда, выступают в качестве основания для развития мелодии. Джованни вносит вклад в распространение “сонаты на троих”, для двух инструментов (обычно скрипок) и basso continuo виолончели либо клавесина.

Распространяется мелодрама, навеянная историческими либо мифологическими сюжетами, действие которой разворачивается на фоне пышных декораций. Франческо Кавалли (1602-1676), кантор капеллы Св.Марка, Марк Антонио Чести (1623-1669) и Джованни Легренци (1626-1690), маэстро капеллы Св.Марка, принадлежат к венецианской оперной школе. В 1637 г. здесь открылся первый платный оперный театр (С.Кассиано).

В середине 18 века Венеция достигает вершин и в типично неаполитанском жанре комической оперы (opera buffa) в творчестве Бальдассаре Галуппи (в главе Бурано), который вместе с Джованни Платти (1700-1763) одним из первых внес значительный вклад в создание сонатной формы (на основе классической сонаты, которая пришла на смену барочной), введя две музыкальные темы в первую из трех частей сонаты.

В большой моде клавесин, - заменив в нем один тип молоточков (salterelli) на другой (martelletti), Бартоломео Кристофори (1655-1732) получает из него фортепиано. В числе композиторов, писавших музыку для клавесина, кроме Галуппи и Платти, Бенедетто Марчелло (1686-1739) был автором произведений духовной музыки и концертов для пяти инструментов. Его брат Алессандро (1684-1750) создал сонаты для скрипки и basso continuo, концерты для гобоя и струнных инструментов, которые одно время приписывались Бенедетто.

В то же время в Венеции создавал свои музыкальные произведения (Tomaso Albinoni, 1671-1750), инструментальные композиции которого напоминают музыку Вивальди.


Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi, 1678-1741) во всем мире является самым ярким представителем венецианской музыки. Из композиций “рыжего священника” в полную силу проявляется музыка Баха, его сочинения были буквально открыты заново, после многих лет забвения, в середине 20 века. Будучи очень плодотворным композитором, он написал многочисленные концерты, построенные на трехчастной композиции allegro-adagio-allegro и выступают как “программная музыка”, представлявшая собой описательные отрывки, части произведения, - к ним относятся, к примеру, знаменитые “Времена года”, “О щегле” (Del cardellino), “Ночь”. Вивальди создал концерты для скрипки, виолы д"аморе, виолончели, мандолины, флейты, гобоя, фагота, трубы, рожка, струнного оркестра. Особенно значительными в его творчестве являются концерты цикла “Гармоническое вдохновение” (Estro armonico) и произведения “Кредо”, “Глория” и “Магнификат”.

2. ВИВАЛЬДИ В ВЕНЕЦИИ

Родители. - Джованни Баттиста, отец композитора, был брадобреем и, как это ни покажется странным, музыкантом, - как и многие венецианцы того времени, занимавшиеся парикмахерским искусством. Джованни Баттиста, прозванным “рыжим” за свои волосы, передававшиеся “по наследству” в семье, был скрипачом-виртуозом в Венеции 17 века, а если быть более точными, в квартале церкви Св.Мартина, при которой была “Школа”, “Утешение Св.Цецилии”, ставшая местом собраний музыкантов города. Конечно же, “покровительницей” места была Св.Цецилия. Камилла Каликкьо, мать Антонио, жила около церкви Сан Джованни ин Брагора, и как раз Антонио крестили во второй раз, после того как первое крещение было совершено 4 марта 1678 г.в доме, где он родился, в спешке, поскольку все опасались, как бы ребенок не умер.

Где жил “рыжий священник”.- Антонио был назначен священником ц.Сан Джованни Ново, хотя почти все время посвящал себя музыке. Поэтому он остался аббатом. Жил он затем в квартале, называвшемся “fondamenta del Dose”, у Райского моста, а затем оставил окончательно “сестьер” (квартал) Замка и перебрался в зону Св.Марка, где обосновался на riva del Carbon (Угольной набережной). А отсюда он окончательно уехал в Вену в 1740 г., где умер в нищете год спустя.

Где играл Вивальди. - Музыкальная деятельность Вивалди связана прежде всего с ц. Пьета и с театром Сант-Анджело. Пьета была одна из больших больниц, которые для Венеции 17-18 вв. были тем, чем впоследствии стали консерватории. У каждого из таких мест была своя церковь, где проходили концерты. Такие “больницы” служили учреждениями милосердия и женскими сиротскими приютами. Девочки и девушки (le ospedaliere) получали в них ыоспитание и, если имели склонности к музыке, то и музыкальную, с тем чтобы затем петь в хоре либо играть в оркестре, - такие хоры и оркестры были гордостью заведений подобного рода.

Пьета, поскольку с ней связано творчество Вивальди, является самой известной церковью при приютах. Находясь на рива дельи Скьявони, она пользуется большим вниманием, однако следует уточнить, что сегодняшнее здание церкви - это уже перестроенный ее вариант. Вивальди был учителем игры на скрипке, английской виоле и композитором в приюте, находившемся несколько правее современного здания церкви, где сейчас находится гостиница “Метрополь”.

В театре Сант-Анджело, который находился невдалеке от Угольной набережной, Вивальди был музыкальным директором, импресарио, композитором и выступал с концертами как скрипач-виртуоз.

3. ПОСЛЕ ВИВАЛЬДИ

Великолепие венецианской музыки, на протяжении трех веков блиставшее в церквях и концертных залах города, иссякло на самом своем значительном авторе. В более близкую к нам эпоху интересным композитором, сумевшим соединить воедино венецианскую и немецкую музыкальные традиции, был Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948). Испытывая особый интерес к произведениям Моцарта, он находился и под влиянием театра Карло Гольдони, как показывают это его произведения “Любопытные женщины”, “Четыре крестьянина”, “Площадь”. В совсем недавние времена город снова стал живым художественным центром, в котором большое место занял эксперимент. Из числа музыкантов, которые углубили это направление, следует назвать Бруно Мадерну (1920-1973) и Луиджи Ноно (1924-1990).

“Приемные” дети Венеции. - Может показаться странным, но многие “заезжие” композиторы приезжали не столько жить в Венеции, сколько умирать. Клаудио Монтеверди (1567-1643), маэстро капеллы Св.Марка, похоронен в ц.Фрари. Доменико Чимароза (1749-1801) умер на площади Сант-Анджело. Игорь Стравинский покоится на кладбище Сан-Микеле.

Но, наверное, самую большую привязанность к городу на лагуне испытывал Рихард Вагнер (1813-1883), который, как казалось, хотел умереть именно здесь. Великий композитор и умер здесь 13 февраля 1883 г., во дворце Вендрамин Калерджи, в окружении жены, Козимы Лист, дочери Ференца Листа и бывшей жены Бюлова, самого крупного исполнителя произведений Вагнера своего времени, и гондольера Джиджо Тревизана, прозванного Ганассетте. В спокойной жизни Вагнера в Венеции предусматривалось ежедневное посещение площади Св.Марка, где, когда он сидел в кафе “Квадри” или “У Флориана”, то местный дирижер муниципального оркестра узнавал его и просил дирижировать. Вагнер соглашался и, на радость венецианцев, дирижировал исполнением своих произведений. Во время пребывания в городе Вагнер сочинил второй акт “Тристана и Изольды” (ночные песни гондольеров подсказали ему партию английского рожка); здесь, под впечатлением “Вознесения” Тициана, он решил приложить руку к “Мейстрезингерам”, - он часто ходил любоваться этой картиной в ц.Фрари, - и написал часть оперы “Парсифаль”.

Сколько прекрасных симфоний было сочинено в Венеции, сколько чудесных мелодий пришло в голову композиторам, вдохновившимся живописными пейзажами этого города. Музыка витает в воздухе и течет по каналам вместе с водой, её присутствие ощущается всеми фибрами души! Где ещё можно полностью проникнуться музыкальным наследием Венеции, как не в Музее музыки?

Что ждет посетителей:

Экспозиции музея музыкальных инструментов отдана старинная церковь Сан-Маурицио в историческом центре города, неподалеку от моста Академии. Сам музей был открыт сравнительно недавно, в 2001 году. Но в коллекцию сего заведения включено множество раритетных музыкальных инструментов, многие из которых относятся к XV и XVI столетиям.

3.
Экспонаты музея

Во всех залах негромко звучат известные классические произведения, расслабляющие посетителей и погружающие их в легкий транс. Прохаживаясь по залам красивой церкви, Вы сможете осмотреть несколько десятков старых, необычных и уникальных скрипок, альтов, мандолин, виолончелей и других традиционных итальянских музыкальных инструментов. Установлено множество информационных стендов, которые поведают вам о жизни и достижениях выдающихся музыкантов, композиторов и изобретателей, проживавших в Венеции и сделавших неоценимый вклад в развитие мировой музыки.

5.
Фасад здания музея, церкви Сан-Маурицио

Вам говорят о чем-нибудь такие фамилии, как Амати, Страдивари и Гварньери? Посетители смогут не только осмотреть их лучшие работы, но и вживую услышать звучание лучших инструментов, какие только были созданы руками человека! В основном, экспозиция предлагает ознакомиться со струнными инструментами, но есть несколько духовых и клавишных.

Под сводами Сан-Маурицио витает атмосфера загадочности и недосказанности. Например, с Антонио Страдивари связано немало легенд и мифов, многие из которых будут раскрыты в музее музыки. Но взамен вы получите ещё больше захватывающей информации!

Информация для путешественников:

Музей музыкальных инструментов в Венеции открыт ежедневно с 10 утра до 7 вечера. Вход свободный!

Возле выхода вы сможете найти книжную лавку и магазин CD дисков, в которых можно купить отличные сувениры. По вечерам часто устраиваются концерты живой музыки.

Как добраться:

Адрес: Campo San Maurizio 276, Венеция, Италия. GPS-координаты: 45.433055, 12.331511.

Добираться нужно на оранжевой линии до станции S. Maria del Giglio.

Делая акцент на музыке, мы с вами не только не обойдем вниманием основные достопримечательности прекрасной Венеции на нашем пути — мы откроем их с новой, не известной другим туристам стороны! Говоря при случае дома, как все:”Когда я был в Венеции…”, вы расскажете то, чего прочие не смогут, потому что узнаете неизвестное об известном. Вы получите комплекс знаний и впечатлений для настоящих знатоков.

1. По местам Антонио Вивальди – 3 часа

Место начала экскурсии совпадает с местом начала жизни и творчества великого виртуоза скрипки, композитора Антонио Вивальди. Мы заходим в церковь Сан Джованни ин Брагора, в которой 6 мая 1678 года был окрещен «красный священник» (я вам открою, почему у него было такое необыкновенное, «советское» прозвище!), и в которой спустя 334 года – 6 мая 2012 года, благодаря инициативе француженки Бригит Тильак, поклонницы и ценительницы нетленного искусства Вивальди, был установлен бюст композитора.
Далее — церковь Пьета, место 40-летней деятельности Антонио при сиротском приюте Пьета: Пьета отличалась от 3 других приютов, я расскажу вам, в чем была эта разница….Небольшой музей даст возможность увидеть исторические документы, уникальные музыкальные инструменты и предметы неприхотливого быта « девиц хора». А церковь, перестроенная в середине XVIII века, редкостью своего внутреннего решения и формления, даст нам возможность обсудить любопытные особенности морали, нравственности; развлечений и традиций Венеции того времени.
Продолжая нашу беседу, направляемся, под мелодии сладкозвучного клавесина, легко всплывающие в нашей с вами памяти, к кампо Санта Мария Формоза, где обитала семья Вивальди, и завершаем нашу прогулку возле моста Риальто и бывшего театра Сан Анджело, рядом с которым жила Анна Жирò, любимая воспитанница Вивальди.

2. Вагнер и Венеция – 2 часа (с осмотром квартиры Рихарда Вагнера в Ка Вендрамин)

Начало маршрута — дворец Вендрамин-Калерджи, где жил и умер великий Вагнер. Эпиграф на главном фасаде дворца, автора Габриэля д’Aннунцио: «в этом дворце последний вздох Вагнера стал каплей в море, вечно омывающем мраморные плиты», ностальгически тонко подчеркивает минорное настроение музыкального мира, покинутого крупнейшим реформатором мировой оперы в 1883 году.
После осмотра квартиры-музея Вагнера во дворце мы направляемся к дворцу Контарини делле Фигуры, потом ко дворцу Джустиниан Брандолин, отелю Европа, к театру Фениче, на площадь Сан Марко кафе Лавэна и отелю Даниэли — все эти места связаны с неоднократными пребываниями Вагнера в Венеции. Я расскажу вам о том, чем они отмечены в его деятельности, как связаны с ним и между собой.

3. Прогулка по музыкальной Венеции– 3 часа

Находимся в квартале Дорсодуро, рядом с церковью Санта Мария делла Салютэ. Этот, залитый щедрым солнечным светом, район Венеции был всегда особо любим писателями, артистами и богатыми иностранцами, среди которых такие известнейшие имена, как меценатка Виннаретта Зингер, в браке — княгиня Полиньяк; Эдмон де Полиньяк — композитор; великая актриса Элеонора Дузе; знаменитый писатель и политик Габриэле д’Аннунцио; скрипачка Ольга; Эзра Паунд — поэт и писатель и пр. Я расскажу вам, какие их следы сохранила Венеция, как они проводили здесь свое время, с кем встречались. Окунемся в эту атмосферу творческих поисков, артистических и музыкальных салонов, интеллектуальных дискуссий, порочных связей, ночных соблазнов. На нашем пути – дворцы д Барбаро Манцони, Контарини даль Цаффо, Ка Дарио, Веньер дей Леони; фондамента Дзаттере, фондамента дель Скуэро, дворец Пизани, в котором ныне находится консерватория имени Бенедетто Марчелло, церковь Санто Стефано, кампо Сан Фантин, отели Европа, Вауэр, Луна Бальони и, как достойное завершение нашей венецианской симфонии — площадь Сан Марко.
Вам остается только довериться моему таланту рассказчика, внимательного собеседника и унестись в воображаемом вихре авангардной музыки Дебюсси, Игоря Стравинского по венецианским калле, набережным и кампо (Вы уже знаете, что означают эти названия!) навстречу новому и пока еще неизвестному!

Музей музыки в Венеции (Museo della Musica) – один из самых необычных в городе на воде. Расположен в здании церкви Сан-Маурицио, недалеко от моста Академии. Экспозиция заведения включает множество раритетных музыкальных инструментов, многие из которых были созданы еще в 15–16 столетии. В вечернее время возле здания организовывают бесплатные концерты для горожан и туристов. Возле входа открыт небольшой книжный магазин, где можно приобрести сувенирную продукцию, а также СD диски.

Экспонаты Музея музыки

Музыкальный музей в Венеции был открыт в 2001 году благодаря двум коллекционерам – Маэстро Артемио Версари и Роберто де Пьери.

В каждом зале музея звучит классическая музыка, которая придает экскурсии особую атмосферу. В коллекции представлены в основном струнные инструменты – скрипки, альты, мандолины, виолончели, а также несколько духовых и клавишных экземпляров. Стенды содержат информацию о жизни и достижениях выдающихся композиторов, которые в разные годы проживали в городе, и совершили неоценимый вклад в развитие мировой музыки.

В музее работает выставка «Антонио Вивальди и его музыкальные инструменты», здесь представлена коллекция старинных музыкальных инструментов мастера, а также информационные стенды с основными фактами из жизни маэстро.

Как доехать

Добраться до Музея музыки в Венеции можно на вапоретто оранжевой линии до станции S. Maria del Giglio.

Время работы : с 10:00 до 19:00.