Мозаичный дом. Знакомьтесь - русский Антонио Гауди! Егор Золотарев и его Мозаичный дом

, столешниц , зеркал , напольных покрытий и других поверхностей. Иногда получаются настоящие произведения искусства. Ну, а если вы увлекаетесь ручными поделками , то мозаичный декор – ваша стихия, которая возможно превратится в регулярное хобби.

Зеркало

Ваша боевая амуниция: карандаш, канцелярский нож или лобзик (для резки основы), жидкие гвозди, кусачки, шпаклевочная затирка для плитки , шпатель, перчатки, мягкая губка и ветошь. Начать необходимо с подбора основы. Сгодится влагостойкий гипсокартон (из него удобно вырезать любую форму по предварительному эскизу), ДВП или ДСП, OSB, многослойная фанера.

Затем при помощи жидких гвоздей к поверхности основы приклеивается тонкое зеркальное полотно, так чтобы вокруг был запас рамки в 8-10 см. Для декора подойдут любые керамические черепки, плитка, старая посуда и разные маленькие блестящие аксессуары из бижутерии или детских наборов. Важная рекомендация! Старайтесь не использовать более 4 оттенков в оформлении, иначе вы рискуете получить цветовой диссонанс .

Вдоль по всей кайме основания карандашом рисуется эскиз. Не стоит особо углубляться в живопись, все должно быть просто и схематично. Возможно, это будет какой-нибудь вьющийся цветочный узор или геометрический орнамент. Затем от керамического сырья в зависимости от прорисованных деталей кусачками отщипываются большие и мелкие кусочки разных цветов и выкладываются (без клея) на основу по эскизу. Когда рисунок выложен, можно наносить клей. Жидкие гвозди на акриловой основе сохнут достаточно быстро, поэтому уже через несколько часов можно приступать к затирке. Для затирки используется гипсовая смесь на основе шпаклевки (бывает разных цветов). Смесь разводим водой в пропорции 1:1 до сметанного состояния, затем шпателем равномерно затираем швы. Влажной губкой, с мозаики убираем остаток затирки. Последний этап процесса – полировка поверхности сухой тряпкой. Всё. Готовое зеркало можно вешать на стену.

Столешница

Таким же нехитрым способом можно выложить мозаику и на столешнице, а при разработке эскиза вам помогут готовые шаблоны на самоклеющейся бумаге. По завершению работ для большего блеска можно натереть композицию воском. На практике неровная шероховатая поверхность стола не всегда удобна, поэтому часто сверху мозаику накрывают толстым стеклом . Стеклянный «колпак» также скроет все неровности при использовании мозаики из морской гальки или CD-дисков.

Мозаика на стене

При укладке мозаики на стену (в ванной комнате , на кухне в качестве рабочего пояса, для панно, в детской спальне и т.д.) есть свои характерные нюансы. Зачастую мозаику наносят на поверхность в качестве отделки фрагментарно, то есть при совместном декоре стены краской , штукатуркой или плиткой.

Для упрощения процесса можно использовать сеточные листы (в виде квадратов или прямоугольников) скрепленной мозаики, такие продаются в строительных магазинах с уже готовым рисунком. Листы собираются как пазлы, а по технологии кладутся как обычная плитка. Может ввести в замешательство вопрос цены. Стоит недешево.

Перед началом работ рекомендуется рассортировать все камни по размерам и цветам по коробкам или контейнерам для упрощения дальнейшей выкладки. Для мозаики потребуется прочное бетонное основание. По периметру спланированного (выемка грунта на глубине до 20 см.) и выровненного (для этого используется пузырьковый уровень) участка выкладывается опалубка из деревянного бруска.

Площадка засыпается слоем песка, щебня и еще одним слоем песка и плотно утрамбовывается, чтобы не было просадки. Затем засыпается сухая бетонная смесь и разравнивается правилом. Слой бетона не должен быть толстым, иначе галька вытеснит слишком большие остатки своей массой. Смесь равномерно опрыскивается водой из пульверизатора до образования грязеподобной массы и палочкой размечается контур будущего узора. По линиям укладываются вначале крупные камни, а уже в выделенное пространство помещают мелкую гальку.

Помните, что в жаркое время года бетонный раствор быстро сохнет, поэтому не спишите подготавливать под мозаику слишком большой участок. Держите рядом отвертку для тех случаев, когда непослушные камни начнут «тонуть» или как-то криво садиться, чтобы вовремя пока не схватилась смесь их подправить. Подсохшую мозаику протрите влажной губкой, чтобы убрать излишки раствора, а затем обязательно сфотографируйте свой шедевр на смартфон и похвастайтесь перед друзьями в соцсетях!


Мозаика может быть очень интересным элементом декора. При всей своей относительной популярности, именно мозаика может быть одним из самых стильных и креативных решений в любом помещении.

1. Бунтарский сюжет



Стильный интерьер ванной комнаты, одну из стен которой украшает колоритный мозаичный этюд. Стоит отметить, что зеркало на мозаичной стене создают потрясающую иллюзию объема.

2. Мозаичная крошка



Небольшое зеркало, украшенное разноцветной крошкой из бисера, поможет разбавить даже самый скучный интерьер.

3. Керамика



Очаровательное сочетание мозаики из старой керамической посуды и специальной плитки выглядит очень стильно и необычно.

4. Мозаичный фриз



Аккуратный пиксельный сюжет, выложенный из миниатюрных зеркальных плит, станет эффектным украшением современной гостиной.

5. Мозаичный декор



Великолепный кованый столик, столешницу которого украшает яркий мозаичный сюжет. Такой чрезвычайно стильный арт-объект можно сделать своими руками, предварительно разработав эскиз на самоклеющейся бумаге.

6. Морской берег



Удивительное сочетание блестящей зеркальной мозаики на стене и кладки из плоской гальки на полу ванной комнаты, будет круглый год напоминать о морских берегах.

7. Мозаичное панно



Панно, декорированное крупной перламутровой мозаикой, выглядит просто сногсшибательно и станет достойным украшением любого помещения.

8. Зеркальная мозаика



Стеклянная мозаика на кухонной стене сделает помещение поистине изысканным и роскошным.

9. Каменная мозаика



Садовая дорожка, украшенная сюжетной каменной мозаикой, добавит стиля и роскоши загородному участку.

10. Ассорти



Колона, украшенная кусочками мраморной, медной и неоновой мозаикой, выглядит очень стильно и необычно.

11. Мозаичная картина



Небольшой мозаичный натюрморт, выполненный на стене кухне, позволит украсить и освежить интерьер.

12. Художественная мозаика



Полноценная картина, выложенная из тщательно подобранных миниатюрных плиточек, которая подчеркнет изысканность и своеобразие интерьера.

13. Стильное украшение



С помощью цветной керамической мозаики можно значительно преобразить цветочные горшки и кадки.

14. Нестандартное решение



Мозаикой на стенах и мебели уже вряд ли кого-то удивишь, а вот раковины, украшенные аккуратной мозаикой - выглядят очень креативно и благородно.

15. Фасадный декор



Цветная керамическая мозаика прекрасный материал для украшения фасада загородного дома. Из разномастных керамических кусочков можно складывать целые картинки или сделать яркие рамы для окон.

16. Мозаичная отделка



Стены, выложенные плиткой или мозаикой, чаще всего можно встретить в кухне и ванной так, как такие материалы считаются холодными. Однако, мозаичная отделка стен в интерьере гостиной выглядит эффектно и стильно, а обилие мягкой мебели и ковров делают интерьер уютным и теплым.

Изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга Святославович» выполненный по эскизу М.А.Врубеля.

Всегда ли мы подразумеваем всю широту творческого гения Михаила Врубеля, когда называем его художником? Конечно, Врубель — это тот живописец, который подарил миру своих невероятных Демонов. Это тот живописец, который воспел эстетику русской народности и стал одним из самых значимых художников конца XIX века.

Но вряд ли многие из вас знают, что на фасаде гостиницы «Метрополь» красуется невероятное панно «Принцесса Грёза», а в Доме Черткова находится камин, виртуозно оформленный художником в стиле модерн. Врубель был талантливым декоратором, поэтому несправедливо обходить стороной декоративно-прикладную сторону его творчества. В счастливое время участия в Абрамцевском кружке художник проникся идеей ренессансного многозадачного мастера и с упоением учился искусству керамики, майолики, скульптуры и техникам различных народных промыслов. Именно в качестве декоратора Врубель получил свою известность среди современников, а многие известные люди стремились видеть художника «дизайнером» своих шикарных особняков.

В этой статье «365» хочет познакомить вас с рядом московских строений, которых не обошел стороной творческий гений Михаила Александровича Врубеля. Гуляя по Москве, не поленитесь и зайдите в эти особняки, где до сих пор сохранился модернистский дух начала прошлого столетия.

Гостиница «Метрополь»

Фасад «Метрополя». «Принцесса Грёза»

Немногие обращают внимание на фасад легендарной гостиницы «Метрополь», а если и обращают, то не знают, что именно там красуется, пожалуй, самое известное декоративное панно М.Врубеля, «Принцесса Грёза».

В 1896 году С.Ю. Витте сделал у Врубеля заказ на живописное панно для Нижегородской художественно-промышленной выставки. Работа на выставке не произвела должного впечатления на зрителей, но поразила критиков романтической глубиной передачи образа, навеянного пьесой французского поэта Э. Ростана.

Гостиница «Метрополь»

Поэтому когда перед Витте встал вопрос, кого пригласить участвовать в отделке строящейся гостиницы в самом сердце Москвы, выбор пал на Врубеля, чтобы назло недоброжелателям увековечить его прекрасную работу.

Адрес: Театральный проезд, 2.


Дом в Лебяжьем переулке ведет свою историю с XIX века. Склады, водочный завод, синематограф и театр миниатюр — многое происходило здесь, пока по заказу мецената П. Г. Солодовникова здание и близлежащие к нему постройки не переоборудовали в жилые помещения.

Под самой кровлей находится керамическое панно, изображающее девушку в окружении чудес подводного мира, по предположению исследователей, изготовленное по отливкам Михаила Врубеля.

Фрагмент центрального панно, выполненного по эскизам М. Врубеля

Адрес: Лебяжий переулок, д. 6/1.

Самая обычная прогулка по Москве может неожиданно принести встречу с Михаилом Врубелем. Главное знать, где искать.
Доходный дом Ф. А. Александрова мог остаться обычным образчиком архитектуры своего времени, если бы не керамические панно из абрамцевской плитки над балконными окнами, сделанные по рисункам «Бессмертники» великого мастера.

Элементы декора доходного дома Ф. А. Александрова. «Бессмертники» Врубеля слева внизу

Адрес: Мерзляковский переулок, д.20.

Городская усадьба Казакова-Дункер-Цетлина

Усадьба названа по фамилиям владельцев, которым она принадлежала после княжеского рода Хованских.

В 1894 году по заказу Е.Д. Дункер художник выполнил мозаичный триптих «Суд Париса», а также панно «Венеция» и плафон с изображением цветов.

М. Врубель. «Суд Париса». Декоративное панно, 1893

Сегодня работы Врубеля, выполненные для этого особняка, можно увидеть в собрании Омского музея изобразительных искусств и в коллекции Русского музея.

Адрес: Поварская ул., дом 9, стр. 1-1А.

Свидетельства об этой усадьбе имеются уже с конца XVIII века, здесь даже сохранились старинные палаты и элементы убранства того времени.

Однако, когда в 1895 году усадьба стала принадлежать Алексею Викуловичу Морозову, её ожидали перемены. Для выполнения заказа по переделу дома, согласно вкусам хозяина и веяниям времени, был приглашен знаменитый архитектор Фёдор Шехтель, который в свою очередь пригласил Михаила Врубеля принять участие во внутренней отделке особняка.

М. Врубель. Триптих «Фауст»

Для этой усадьбы художник создал живописные панно по мотивам «Фауста» Гете. Эти панно отличаются беглостью и приблизительностью, расчленением на планы, что усиливает сходство с аппликацией.

Сейчас эти работы можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Адрес: Подсосенский переулок, д.21.

Особняк З. Г. Морозовой

Еще один пример работы Михаила Врубеля в соавторстве с архитектором Фёдором Шехтелем.

В этот раз художник принимал участие внутренней отделки особняка жены великого русского мецената Саввы Морозова. Шехтель посчитал, что Врубель сможет привнести в готические интерьеры свою сумрачную выразительность, и не ошибся.

М. Врубель. «Роберт и монахини»

Для этого особняка художник выполнил ломаную и крайне динамичную скульптурную композицию «Роберт и монахини», а также создал эскиз к витражу, который был выполнен с использованием старинной техники.

Адрес: улица Спиридоновка, 17.


Очередное совместное творение Михаила Врубеля и Фёдора Шехтеля — Усадьба Салтыковых-Чертковых. Попасть в эту усадьбу можно только во время проведения на его территории выставок, но это стоит сделать хотя бы ради лицезрения невероятного камина, сотворенного Врубелем по заказу хозяина дома.

Скульптурное убранство камина, созданное в унисон стилю модерн, изображает игривых нимф и сатиров, резвящихся меж ветвей деревьев.

Адрес: Москва, Мясницкая улица, д. 7.

Текст: Анна Вихрева

Ольга Казакова

кандидат искусствоведения, директор Института модернизма

Мозаика «Мир во всем мире» на станции метро «Новослободская»

Мозаика чудом сохранилась до наших дней. В свое время она не понравилась Хрущеву, который возмутился тем, что женщина босая - в этом он увидел намек на нехватку обуви в стране. Женщину обули в сандалии, но Хрущев все равно приказал демонтировать мозаику. Авторы не выполнили приказ и сохранили панно, загородив его фальшивой стеной, облицованной гранитом. После смерти Хрущева фальшивую стену снесли, сандалии убрали, а над головой женщины с ребенком поместили голубя с лентой - раньше на их месте был портрет Сталина.

Мозаика на Дворце пионеров на Воробьевых горах

Адрес: ул. Косыгина, 17, кoрп. 1

Квинтэссенция советской мозаики: здесь и множество пионеров, трубящих в трубы, марширующих и сажающих деревья, и вечное солнце, и профиль Ленина, и дети у костра (символизирующие советские республики). «Четыре мозаики, обозначающие стихии, на торцах корпусов Дворца пионеров, выложены из окрашенных кирпичей, а знаменитый пионерский костер над главным входом - из крупных кусков цветного стекла. Композиция выглядит удивительно вольной, не скованной, разреженной, тяготеющей к абстрактности», - говорит директор Института модернизма Ольга Казакова.

Адрес: Новый Арбат, 36

1963–1970

Абстрактные взрывы на фасаде конференц-зала СЭВ сделаны из бетона и натурального камня. Сейчас в здании работает департамент национальной политики и межрегиональных связей Москвы, а конференц-зал переделан под концертный и филармонию.

Мозаика «Осень» в «Гараже»

Адрес: ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

1968–1971

До музея в этом здании работал легендарный ресторан «Времена года». В годы перестройки в нем был пожар, а к 2015-му здание и мозаику отреставрировали. Раньше над «Осенью» висел подвесной потолок - теперь на его месте полоса рыжего кирпича. Григорий Ревзин называет мозаику «характерным образцом монументальной халтуры ранних 70-х годов, какой было принято украшать здания домов культуры, загсов и учебных заведений».

Советская мозаика являлась одним из немногих инструментов украшения города. Мозаики уникальны тем, что они встречаются и в интерьерах, и в наружном украшении зданий. По мозаикам легко проследить эволюцию идеологии, схватить элементы повседневности и даже понять, о чем люди размышляли и мечтали (покорение космоса, фантазии на тему освоения других планет). Мозаика часто несет в себе информацию о перемене внутреннего курса (например, на «Добрынинской» на мозаике с парадом советских войск вместо Сталина появился Гагарин, который к тому моменту еще мальчиком был). При этом мозаики нельзя рассматривать в отрыве от функции здания, на котором они размещены, хотя, конечно, иногда сюжет не имеет никакого отношения к городу или конкретному заводу.

Расцвет советской мозаики пришелся на 60–70-е - это последний период, когда Советскому Союзу еще было что сказать и миру, и собственным гражданам. В мозаиках отразились покорение космоса, научная фантастика, передовые медицинские технологии, героизм строителей предприятий и железных дорог. Как только концепция освоения и завоевания пространства стала рушиться, как карточный домик, исчезли и мозаики. К тому же после 70-х разрабатываемые серии домов стали выше, и покрывать мозаиками отдельные их части считали нецелесообразным.

Мозаики - это не архаичное искусство. Их делали и в Древнем Риме, и в Советской России. Сейчас их меньше, потому что вернулась мода на витражи (точнее, их открыли заново), но мозаики когда-нибудь обязательно вернутся. Звучит невероятно, но в Перми возводят новый ЖК «Циолковский» с элементами постконструктивизма и с панно на космическую тему. И всего шесть этажей.

Любое осознание ценности приходит через отрицание. Для людей мозаики стали элементами повседневности, и это туристическое, наивно-детское впечатление нужно будить. Сталинскую архитектуру тоже не очень ценили в 60–70-е годы, но сейчас мы понимаем, что пыль истории, а что ее фундамент. Мозаики останутся. Уже сейчас молодые люди их воспринимают как наследие ушедшей цивилизации. Если мы посмотрим на то, что лайкают в условной

Этот мастер-класс расскажет Вам, как из ненужной рамки для настенных часов и осколков керамической плитки можно сделать вывеску с номером Вашего дома в технике мозаики , подобной которой точно ни у кого больше не будет!

В моих рукодельных руках оказалась металлическая рамочка от настенных часов, и у меня возникла идея сделать в ней мозаичные вставки с номером дома и ярким цветочным орнаментом .

Основой будущей мозаики послужил гипсокартон , предназначенный для ванных комнат, пригодный, таким образом, и для уличной мозаики, способный выдержать большую влажность. Я вырезала из него два круга соответствующего диаметра и набросала эскиз будущей мозаики .



К эскизу мозаики я подобрала обломки керамической плитки подходящих цветов.


На рисунок я положила липкую сетку клейкой стороной вверх, и на неё начала выкладывать свою мозаику.


На этом этапе можно сразу увидеть результат и внести необходимые изменения. Например, я заменила блеклую зелёную плитку на яркое бутылочное стекло.


Так как керамика и стекло сильно отличаются по толщине, то у меня не было выбора кроме как сделать мозаику "обратным способом". Для этого рисунок нужно покрыть липкой бумагой или плёнкой.


Если это строительный скотч, как у меня, то покрыть надо в два слоя, крест-накрест.


Мозаика зажимается между двух пластин, как бутерброд, и переворачивается. Липкую сетку можно снять. Элементы мозаики надо вдавить внутрь, чтобы они приклеились лицевой стороной к скотчу как можно плотнее и не сдвинулись со своего места.


Теперь нужно намазать гипсокартон толстым слоем плиточного клея. Заодно я опробовала свой новый мастихин с рёбрышками - оказалась очень удобная вещь.


Намазанный клеем гипсокартон я наложила на перевёрнутую мозаику и сильно придавила. Оставила так на сутки до полного высыхания плиточного клея.


Тем временем, я не скучала, а по аналогичной технологии сделала мозаику для задней стороны вывески.


Через сутки я сняла скотч и зачистила пятна клея на стекле и плитке.


Покрыла обе мозаики темно серой затиркой и, после высыхания, вставила их в рамку.

Вид мозаики с улицы и со двора.

Сразу же стало ясно, что я ошиблась в выборе цвета цифры - её почти не видно на тёмном фоне, особенно если солнце светит сзади. Но исправить готовую мозаику практически невозможно. Поэтому я решилась на перекраску цифры в более яркий цвет.

Вот как смотрится мой номер дома , выполненный в технике мозаики , издалека.