Монахиня евфимия. Читать онлайн "сети красивой жизни"

Будущая монахиня Евфимия Пащенко родилась в интеллигентной семье преподавателей из Архангельска в 64 году прошлого века. После окончания средней школы она поступила в медицинский институт города Архангельска.

После его окончания работала по специальности в родном городе, а с 2012 в Москве. Евфимия увлеклась литературой в 1981 году и публиковала свои работы в местных газетах и журналах, в том числе и детских. Статьи, рецензии и книги Евфимии Пащенко признаны и популярны во всем мире.

Матушка приняла постриг в рясофор в 93 году, а в мантию в 96 году. В двухтысячном году окончила заочное обучение в Свято-Тихоновском Богословском институте.

Вклад Евфимии Пащенко в современную духовную литературу

Все книги монахини Евфимии Пащенко внесли ощутимый вклад в формировании и утверждении нравственный и духовный ценностей человека, в его взаимодействии с обществом и семьей.

Эти высокохудожественные произведения сделали русскую литературу богаче, ярче и духовной. В 2016 году новые книги монахини Евфимии, равно как и рассказы протоиерея Андрея Ткачева были премированы специальной патриаршей премией в области литературы.

Этот православный автор обладает уникальным стилем глубокого психологизма, который чаще всего встречается в произведениях русской классики. Писатель не боится показывать всю духовную немощь героев и силу господню, обретающуюся в этих душевных недугах. Это яркий пример современной миссионерской литературы хорошо раскрывающая суть жизнь с Богом и без Него.

Наиболее популярными произведения матушки Евфимии являются:

  • Яблони отца Амвросия. Эти правдивые и невыдуманные истории гармонично соединяют различные художественные и духовные жанры. Каждый читатель сможет найти для себя простые ответы на сложные вопросы, с которыми, порой, некому обратиться кроме священника.
  • Возвращение чудотворной. Этот сборник рассказов в стиле традиционного повествования. В нем поднимаются вопросы смысла бытия, любви, смирения, добра и зла и многие другие.
  • Приключения врача, или Христианами не рождаются. Сборник из трех увлекательных рассказов основанный на нескольких случаях из врачебной практики писателя.

Где купить книги монахини Евфимии

Мы предлагаем книги монахини Евфимии Пащенко в интернет-магазине потому что:

  • Все представленные экземпляры обладают грифом Издательского Совета РПЦ, а это значит, что представленная в них информация полностью соответствует традиционным православным канонам и не содержит непризнанные Церковью данные или сомнительное богословие.
  • На складе постоянно имеется необходимое количество изданий, которое может покрыть заказ любого объема.
  • Покупка доставляется по Москве в течение 2-3 дней с момента оформления онлайн-заявки.
  • Магазин предоставляет возможность покупать товар со скидкой до 50%, в зависимости от величины заказа.
  • Магазин предлагает особые соглашения приобретения духовной литературы религиозными организациями.
  • Магазин регулярно проводит различные акции и спецпредложения.

Покупать у нас очень просто – выбираете понравившийся товар, добавляете его в корзину, заполняете заявку и осуществляете оплату любым удобным способом, из указанных на сайте.

Купить книги монахини Евфимии Пащенко недорого и с доставкой у нас выгодно удобно как простым читателям, так и оптовым покупателям. Для более подробной информации о наших предложениях, способах оформления заказа, оплаты и доставки по вашему адресу, свяжитесь с нашими операторами. С нами вы всегда будете читать только качественную современную литературу.

14 ноября Святая Церковь чтит память святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских. Будучи родными братьями, они воспитывались матерью-христианкой в любви к Богу и к страждущему человечеству. Чтобы помогать всем болезнующим, они изучили врачебную науку, а Господь даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. К ним приходило множество больных, и братья-врачи принимали всех без разбора. При этом они не брали платы за свои труды, помня слова Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Об одном только просили они, чтобы исцеленные ими твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. И в наше время есть врачи, которые не только лечат телесные болезни, но и своими писательскими трудами просвещают читателей светом Христовой веры. В их числе - монахиня Евфимия (Пащенко), новую книгу которой мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Воскресение и называется - «Приключения врача, или Христианами не рождаются».

Автор данной книги - монахиня Евфимия, в миру Елена Владимировна Пащенко, известная православная писательница, краевед, критик и врач. Создатель ряда научных работ по геронтологии Европейского Севера России и краеведению. Автор многочисленных повестей, посвящённых житиям известных святых и подвижников, в числе которых благоверный князь Александр Невский, праведный Иосиф Обручник, Соловецкие чудотворцы, преподобный Амвросий Оптинский, и многие-многие другие. Кроме этого в творческом арсенале монахини Евфимии более 150 рассказов и статей на краеведческую и литературоведческую тематику, а также сказки. Как говорит сама писательница: «Сколько ж книг написано... самому автору страшновато».

Родилась писательница 23 апреля 1964 г. в Архангельске в семье медиков. «Дед моего деда Афанасий, - говорит автор, - был крепостным сельским фельдшером в Тамбовской губернии. Вольноотпущенный крепостной господ Матвеевых. От него медицинская линия протянулась и до наших дней». Следуя по стопам родителей, в 1987 году Елена Владимировна окончила Архангельский мединститут. Получив диплом, стала работать терапевтом в дом престарелых. С 2000 г. трудилась неврологом в различных поликлиниках Архангельска. В 2012 - переехала в Домодедово и снова стала работать неврологом, но уже в Московской поликлинике. О своем воцерковлении сама матушка рассказывает, что оно состоялось в юношеском возрасте. В 1985-м она крестилась, а со следующего года вплоть до отъезда в Москву несла послушание чтеца-певчей в Соломбальском храме свт. Мартина Исповедника, что в городе Архангельске. В 1993-м - приняла постриг в первую ступень монашества, в рясофор, а спустя три года - в мантию. В 2000 г. она заочно закончила Свято-Тихоновский Богословский институт (сейчас университет).

Матушка Евфимия - монахиня в миру, то есть несущая монашеское послушание и обеты вне стен монастыря. Рассказывая о своей литературной карьере, она отмечает, что писать начала с детства — «сперва это были маленькие статьи в местной газете, в «Северном комсомольце», в «Медике Севера». Потом - занималась литературной критикой, публиковалась в московском журнале «Детская литература». Но известность ей принесли не журналистика и критика, хоть и успешная, а ряд рассказов и очерков об Архангельской земле, отдельные из которых можно было вполне принять за исторические и краеведческие изыскания. Произошло это в начале 1990-х годов, когда в Архангельской епархии начало возрождаться Православное краеведение, и матушка стала одним из первых авторов, кто писал на краеведческие темы.

В качестве прозаика она дебютировала в Московской православной газете «Воскресная школа» (сейчас это журнал «Покров»). Её первые прозаические произведения были опять-таки посвящены Северной архангельской земле. Поначалу это были разрозненные, отдельные рассказы, но исподволь они оформились в некую эпопею, которая разбросана по книгам монахини Евфимии, где описывается житие-бытие в некоем городе Михайловске. На вопрос: почему Михайловск? - матушка отвечает так: его прототип - город Архангельск, названный в честь Архистратига Божия Михаила. Интересно, что Архангельск в советское время несколько раз пытались переименовать, но все эти попытки окончились ничем. И на карте Советского Союза был город, названный в честь Архистратига Божьего Михаила.

Таким образом целый цикл рассказов и повестей монахини Евфимии посвящен городу Михайловску и Михайловской и Наволоцкой епархии. Героиня многих, можно сказать, детективных произведений — обычная женщина, врач-невролог, зовут которую Нина Сергеевна. В силу определенных обстоятельств ей постоянно приходится заниматься распутыванием сложных детективных историй. Две из них вы найдете и на страницах этой книги. Первая повесть называется - «Отравленный источник». В ней говорится о современной подвижнице (а именно ею считает себя Нина Сергеевна), задавшейся целью основать монастырь на пустынном острове. Задача эта оказалась не из легких, тем более что это, казалось бы, богоугодное дело совершалось не ради Бога и людей, а ради того, чтоб потешить собственное тщеславие. Последовавшие искушения едва не лишила героиню рассудка. Ведь остров, где она поселилась, и сам ее дом находились под проклятием. И произнес его перед расстрелом последний здешний священник отец Матфей… Но все трудности оказались преодолимы, когда Нина поняла, что отравленный источник - это ее собственное сердце, и пока оно отравлено злобой, гордыней, завистью, ничего доброго не получится.

Вторая повесть, основанная на реальных событиях, называется - «Он был человек». В ней всё та же Нина Сергеевна расследует тайну захоронения священника, которого местные старушки почитают за святого. Узнав от одной из почитательниц батюшки историю его жизни, Нина Сергеевна мечтает написать о нем статью для «Епархиального вестника», а может и книгу о нем, и тем самым не только прославить подвижника, но и самой прославиться. Но по мере того, как она узнаёт новые сведения о герое своей статьи, Нина Сергеевна понимает, что книги о «несгибаемом исповеднике» не получится. Потому что он не был святым, он «человек был, человек по всем», и как многие из нас мог ошибаться и грешить. Но в то же время, по словам автора, «он имел мужество каяться в этом». «Хотя, - говорится в заключении рассказа, - возможно, об отце Николае все-таки стоит написать книгу. Чтобы люди увидели, какая сила Господня подчас совершается в немощи человеческой…и были чуть-чуть снисходительнее к чужим и собственным немощам».

За этими двумя историями о Нине Сергеевне следует повесть - «Приключения врача, или Христианами не рождаются». Как отмечает автор, «это - один из лучших ее текстов. Собственно, герой, - говорит матушка, - очень похож на меня и тема "моя" - человек на пороге Церкви. И тема смерти и Жизни Вечной». Повествование идет от лица римского врача Луция, который «завершая путь земного странствия, решил поведать о своих приключениях. Вернее, об одном, самом главном из них, без которого жизнь его оказалась бы совсем иной. Или, скорее, вовсе не была бы жизнью. Ибо Господь наш Иисус Христос — это «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 7). И герой повести, пройдя различные испытания, смог обрести этот путь и стать христианином. О чем и свидетельствует его рассказ.

Как отмечает автор, свою повесть она относит ко временам правления Александра Севера - римского императора, правившего в 222-235 гг., и благосклонно относившегося к христианству и христианам. Таким образом, действие повести происходит в конкретный исторический период своеобразной «оттепели» между гонениями на христиан. Однако в ряде случаев автор позволяет себе отступать от исторических реалий. Ибо целью повествования является показать не столько «быт и нравы древних римлян», сколько духовный путь героев и их обращение ко Христу. Завершают книгу рассказы, в которых автор описывает несколько случаев из своей медицинской практики, при этом она не забывает напоминать, что существуют ангельские силы и темные воинства, что есть греховная смерть и мир истины во Христе.

Произведения монахини Евфимии (Пащенко) пользуются сегодня большим успехом как в России, так и за рубежом у читателей, идущих по пути духовного поиска. Свою писательскую деятельность матушка совмещает с врачебной практикой: по профессии она, напомним, врач - невролог. А в своих произведениях монахиня Евфимия использует исторические факты, реальные прототипы и сюжеты, взятые из жизни. Так и при работе над повестью о святом князе Владимире, которая также вошла в эту книгу, автором были изучены разные исторические сочинения, памятники литературы Древней Руси и житие святого. Поэтому в любом возрасте чтение данной повести будет не только интересно, но и познавательно. Почти все повествование автор ведет от первого лица - сам великий князь Владимир рассказывает о своей жизни, начиная от детских лет. Таким образом, происходит своего рода доверительный неспешный разговор между Крестителем Руси и читателем, открывающим данную книгу.

Прости меня, Ксения! Повесть о святой блаженной Ксении Петербургской

В основе первой повести монахини Евфимии (Пащенко), название которой: «Прости меня, Ксения!» - вынесено в заглавие этой книги, лежит житие святой блаженной Ксении Петербургской. Главному герою довелось прожить практически всю жизнь бок о бок со святой, но догадался он о том, что она святая, лишь когда ее не стало.
Монахиня Евфимия (Пащенко) – известная православная писательница, краевед, критик и врач. Автор многочисленных повестей, посвященных житиям известных святых и подвижников, в числе которых благоверный князь Александр Невский, Соловецкие чудотворцы, преподобный Амвросий Оптинский и многие другие.
Истории монахини Евфимии часто содержат детективную интригу. Автор говорит: «Для меня детективные сюжеты - повод рассказать не столько о Православии как о религии, сколько о православных людях. Ведь именно по людям зачастую судят о вере, которую они исповедуют. Разумеется, это ошибочное суждение. Приходя в церковь, человек не должен верить, что встретит там одних только ангелов... Они - всего лишь люди...». О них и рассказывает писательница на страницах этой книги.

356.25

Приключения врача, или Христианами не рождаются. Монахиня Евфимия Пащенко

Легко ли в наши дни основать монастырь? По крайней мере, героине повести "Отравленный источник" это едва не стоило потери рассудка. Потому что и остров Лихостров, где она поселилась, и сам ее дом находится под проклятием. И произнес его перед расстрелом последний здешний священник отец Матфей...
В этой книге вы найдете еще три увлекательные повести, а также рассказы - несколько случаев из медицинской практики автора, который не забывает напоминать, что существуют ангельские силы и темные воинства, что есть греховная смерть и мир истины во Христе.
Произведения Елены Пащенко пользуются сегодня большим успехом как в России, так и за рубежом у читателей, идущих по пути духовного поиска.

Записки из преисподней. О страстях и искушениях. Монахиня Евфимия Пащенко

Как и с помощью каких ухищрений действуют против нас враги человеческого рода? В этой книге о страстях и искушениях повествование ведется от лица беса, поднаторевшего в адском искусстве улавливать и губить людские души, акцент в книге сделан именно на том, какие испытания предлагают нам с вами силы зла. О тьме, которая царит в наших душах, пока не осветит и не просветит их свет Христов, о Боге, разрушающем козни и хитросплетения сил тьмы и духов злобы поднебесных, повествует данная книга. Книга допущена к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.
Сейчас тема страстей и искушений в жизни каждого человека актуальна как никогда. Обилие соблазнов, негативная информационная среда, агрессивное навязывание сомнительных и ложных ценностей - нас заставляют хотеть то, чего нам не нужно, делать то, чего мы не хотим. Монахиня Евфимия написала потрясающую книгу о страстях и искушениях для нас и наших современников, которым порой не хватает духовного руководства или бывает трудно читать традиционную церковную литературу из-за недостаточной подготовки.

397.1

Тайны монастырей. Жизнь в древних женских обителях. Монахиня Евфимия

Прочитать отрывок онлайн! (откроется в новой вкладке браузера)

Жизнь за монастырскими стенами всегда была окутана ореолом мистической тайны. Новая книга монахини Евфимии (Пащенко) дает прекрасную возможность заглянуть внутрь русского монастыря и познакомиться с повседневной жизнью женских обителей по впервые публикующимся в печати архивным данным. Рассказывается о том, кто и почему уходил в монастыри, чем жили сестры, какие искушения подстерегали их внутри монастырских стен. Перед взором читателя пройдет галерея игумений северных женских обителей, сестер милосердия, монастырских воспитанниц.

220.88

Отвергнутое счастье. Монахиня Евфимия Пащенко

"Отвергнутое счастье" - долгожданная новая книга известной православной писательницы монахини Евфимии.
Это рассказы о тех, кто живет рядом с нами. И о людях минувших времен. О подвижниках и о преступниках, о предателях и кающихся, о святых и о тех, кто погряз в грехах. Впрочем, не будем торопиться с выводами "кто есть кто", ведь в любой миг всё может поменяться: недавний отступник покается, а человек, уверенный в собственной праведности, окажется перед лицом страшной правды - он так же далек от Бога, как адские бездны от небесных высот…
Попробуем вместе подумать над вопросами: имеем ли мы право осуждать кого-то? Что ожидает нас за порогом жизни? О чем пророчит звезда Любви Христовой, сияющая впереди?

280.25

Патриарх христиан умрет мучеником. Жития святых для детей

Однажды школьники поспорили - кто самый главный греческий герой? Одни говорили, что это Геракл, ведь он сильнее всех, другие утверждали, что это Одиссей, так как он находчивее всех, а третьи выбрали Ясона, ловкого и умного. Но, прочитав эту книгу, вы узнаете, что ни один из них не был прав, и самым настоящим героем Эллады оказался... скоро узнаете, кто!
Для младшего и среднего школьного возраста.

Много историй сложено о великой силе материнской любви. Но бывает, что мы, занятые своими делами и проблемами, слишком поздно узнаем, как горячо и нежно любили нас матери. И поздно каемся, что нанесли любящему материнскому сердцу неисцелимые раны… Но, кто знает, может быть, как поется в песне, «откуда-то сверху», наши матери видят наше запоздалое раскаяние и прощают своих поздно поумневших детей. Ведь материнское сердце умеет любить и прощать так, как никто на земле…

Не так давно в одном городе в центре России жили мать и дочь. Мать звали Татьяной Ивановной, и была она врачом-терапевтом и преподавательницей местного мединститута. А ее единственная дочь, Нина, была студенткой того же самого института. Обе они были некрещеными. Но вот как-то раз Нина с двумя однокурсницами зашла в православный храм. Близилась сессия, которая, как известно, у студентов слывет «периодом горячки» и треволнений. Поэтому Нинины однокурсницы, в надежде на помощь Божию в предстоящей сдаче экзаменов, решили заказать молебен об учащихся. Как раз в это время настоятель храма, отец Димитрий, читал проповедь, которая очень заинтересовала Нину, потому что она еще никогда не слыхала ничего подобного. Подружки Нины давно покинули храм, а она так и осталась в нем до самого конца Литургии. Это, вроде бы, случайное посещение храма определило всю дальнейшую Нинину судьбу - вскоре она крестилась. Разумеется, она сделала это втайне от неверующей матери, опасаясь рассердить ее этим. Духовным отцом Нины стал крестивший ее отец Димитрий.

Нине не удалось надолго сохранить от матери тайну своего крещения. Татьяна Ивановна заподозрила неладное даже не потому, что дочка вдруг перестала носить джинсы и вязаную шапочку с кисточками, сменив их на длинную юбку и платочек. И не потому, что она совсем перестала пользоваться косметикой. К сожалению, Нина, подобно многим молодым новообращенным, совершенно перестала интересоваться учебой, решив, что это отвлекает ее от «единого на потребу». И в то время, как она днями напролет том за томом штудировала Жития Святых и «Добротолюбие», учебники и тетради покрывались все более и более толстым слоем пыли…

Не раз Татьяна Ивановна пыталась уговорить Нину не запускать учебу. Но все было бесполезно. Дочь была занята исключительно спасением собственной души. Чем ближе становился конец учебного года, а вместе с его приближением увеличивалось до астрономических цифр число отработок у Нины, тем более горячими становились стычки между Ниной и ее матерью. Однажды выведенная из себя Татьяна Ивановна, бурно жестикулируя, нечаянно смахнула рукой икону, стоявшую у дочки на столе. Икона упала на пол. И тогда Нина, расценившая поступок матери, как кощунство над святыней, в первый раз в жизни ударила ее…

В дальнейшем мать и дочь становились все более и более чуждыми друг другу, хотя и продолжали сосуществовать в одной квартире, периодически переругиваясь. Свое житье под одной крышей с матерью Нина приравнивала к мученичеству, и считала Татьяну Ивановну основной помехой к своему дальнейшему духовному росту, поскольку именно она возбуждала в своей дочери страсть гнева. При случае Нина любила пожаловаться знакомым и о. Димитрию на жестокость матери. При этом, рассчитывая вызвать у них сострадание, она украшала свои рассказы такими фантастическими подробностями, что слушателям Татьяна Ивановна представлялась этаким Диоклетианом в юбке. Правда, однажды отец Димитрий позволил себе усомниться в правдивости рассказов Нины. Тогда она немедленно порвала со своим духовным отцом и перешла в другой храм, где вскоре стала петь и читать на клиросе, оставив почти что не у дел прежнюю псаломщицу - одинокую старушку-украинку…
В новом храме Нине понравилось еще больше, чем в прежнем, поскольку его настоятель муштровал своих духовных чад епитимиями в виде десятков, а то и сотен земных поклонов, что никому не давало повода усомниться в правильности его духовного руководства. Прихожане, а особенно прихожанки, одетые в черное и повязанные по самые брови темными платочками, с четками на левом запястье, походили не на мирянок, а на послушниц какого-нибудь монастыря. При этом многие из них искренне гордились тем, что по благословению батюшки навсегда изгнали из своих квартир «идола и слугу ада», в просторечии именуемого телевизором, в результате чего получили несомненную уверенность в своем будущем спасении… Впрочем, строгость настоятеля этого храма к своим духовным детям позднее принесла хорошие плоды - многие из них, пройдя в своем приходе начальную школу аскезы, впоследствии ушли в различные монастыри и стали образцовыми монахами и монахинями.

Нину все-таки исключили из института за неуспеваемость. Она так и не пыталась продолжить учебу, посчитав диплом врача вещью, ненужной для жизни вечной. Татьяне Ивановне удалось устроить дочь лаборанткой на одну из кафедр мединститута, где Нина и работала, не проявляя, впрочем, особого рвения к своему делу. Подобно героиням любимых житий святых, Нина знала только три дороги - в храм, на работу и, поздним вечером, домой. Замуж Нина так и не вышла, поскольку ей хотелось непременно стать либо женой священника, любо монахиней, а все остальные варианты ее не устраивали.
За годы своего пребывания в Церкви она прочла очень много духовных книг, и выучила почти наизусть Евангельские тексты, так что в неизбежных в приходской жизни спорах и размолвках доказывала собственную правоту, разя наповал своих противников «мечом глаголов Божиих». Если же человек отказывался признать правоту Нины, то она сразу же зачисляла такого в разряд «язычников и мытарей»… Тем временем Татьяна Ивановна старела и все чаще о чем-то задумывалась.
Иногда Нина находила у нее в сумке брошюрки и листовки, которые ей, по-видимому, вручали на улице сектанты-иеговисты. Нина с бранью отнимала у матери опасные книжки, и, называя ее «сектанткой», на ее глазах рвала их в мелкие клочья и отправляла в помойное ведро. Татьяна Ивановна безропотно молчала.

Страданиям Нины, вынужденной жить под одной крышей с неверующей матерью, пришел конец после того, как Татьяна Ивановна вышла на пенсию и все чаще и чаще стала болеть. Как-то под вечер, когда Нина, вернувшись из церкви, уплетала сваренный для нее матерью постный борщ, Татьяна Ивановна сказала дочери:
- Вот что, Ниночка. Я хочу оформить документы в дом престарелых. Не хочу больше мешать тебе жить. Как ты думаешь, стоит мне это сделать?
Если бы Нина в этот момент заглянула в глаза матери, она бы прочла в них всю боль исстрадавшегося материнского сердца. Но она, не поднимая глаз от тарелки с борщом, буркнула:
- Не знаю. Поступай, как хочешь. Мне все равно.

Вскоре после этого разговора Татьяна Ивановна сумела оформить все необходимые документы и перебралась на житье в находившийся на окраине города дом престарелых, взяв с собой только маленький чемоданчик с самыми необходимыми вещами. Нина не сочла нужным даже проводить мать. После ее отъезда она даже испытывала радость - ведь получалось, что Сам Господь избавил ее от необходимости дальнейшего житья с нелюбимой матерью. А впоследствии - и от ухода за ней.

После того, как Нина осталась одна, она решила, что теперь-то она сможет устроить собственную судьбу так, как ей давно хотелось. В соседней епархии был женский монастырь со строгим уставом и хорошо налаженной духовной жизнью. Нина не раз ездила туда, и в мечтах представляла себя послушницей именно этой обители. Правда, тамошняя игумения никого не принимала в монастырь без благословения прозорливого старца Алипия из знаменитого Воздвиженского монастыря, находившегося в той же епархии, в городе В. Но Нина была уверена, что уж ее-то старец непременно благословит на поступление в монастырь. А может даже, с учетом ее предыдущих трудов в храме, ее сразу же постригут в рясофор? И как же красиво она будет смотреться в одежде инокини - в черных ряске и клобучке, отороченном мехом, с длинными четками в руке - самая настоящая Христова невеста… С такими-то радужными мечтами Нина и поехала к старцу, купив ему в подарок дорогую греческую икону в серебряной ризе.

К изумлению Нины, добивавшейся личной беседы со старцем, он отказался ее принять. Но она не собиралась сдаваться, и ухитрилась проникнуть к старцу с группой паломников. При виде старца, Нина упала ему в ноги и стала просить благословения поступить в женский монастырь. Но к изумлению Нины, прозорливый старец дал ей строгую отповедь:
- А что же ты со своею матерью сделала? Как же ты говоришь, что любишь Бога, если мать свою ненавидишь? И не мечтай о монастыре - не благословлю!

Нина хотела было возразить старцу, что он просто не представляет, каким чудовищем была ее мать. Но, вероятно, от волнения и досады, она не смогла вымолвить ни слова. Впрочем, когда первое потрясение прошло, Нина решила, что старец Алипий либо не является таким прозорливым, как о нем рассказывают, либо просто ошибся. Ведь бывали же случаи, когда в поступлении в монастырь отказывали даже будущим великим святым…

…Прошло около полугода с того времени, когда мать Нины ушла в дом престарелых. Как-то раз в это время в церкви, где пела Нина, умерла старая псаломщица - украинка. Соседи умершей принесли в храм ее ноты и тетрадки с записями Богослужебных текстов, и настоятель благословил Нине пересмотреть их и отобрать то, что могло бы пригодиться на клиросе. Внимание Нины привлекла одна из тетрадок, в черной клеенчатой обложке. В ней были записаны колядки - русские и украинские, а также различные стихи духовного содержания, которые в народе обычно называют «псальмами». Впрочем, там было одно стихотворение, написанное по-украински, которое представляло собой не «псальму», а скорее, легенду. Сюжет ее выглядел примерно так: некий юноша пообещал своей любимой девушке исполнить любое ее желание. «Тогда принеси мне сердце своей матери», - потребовала жестокая красавица. И обезумевший от любви юноша бестрепетно исполнил ее желание. Но, когда он возвращался к ней, неся в платке страшный дар - материнское сердце, он споткнулся и упал. Видимо, это земля содрогнулась под ногами матереубийцы. И тогда материнское сердце спросило сына: «ты не ушибся, сыночек?»

При чтении этой легенды Нине вдруг вспомнилась мать. Как она? Что с ней? Впрочем, сочтя воспоминание о матери бесовским прилогом, Нина сразу же отразила его цитатой из Евангелия: «…кто Матерь Моя?…кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и Матерь». (Мф. 12. 48, 50) И мысли о матери исчезли так же внезапно, как и появились.

Но ночью Нине приснился необычный сон. Будто кто-то ведет ее по прекрасному райскому саду, утопающему в цветах и усаженному плодовыми деревьями. И Нина видит, что посреди этого сада стоит красивый дом, или, скорее, дворец. «Так вот какой дворец Господь приготовил для меня», - подумалось Нине. И тогда ее спутник, словно читая ее мысли, ответил ей: «нет, это дворец для твоей матери». «А что же тогда для меня?» - спросила Нина. Но ее спутник молчал… И тут Нина проснулась…

Виденный сон смутил ее. Как же это Господь после всего того, что ради Него сделала Нина, не приготовил ей соответствующего ее заслугам перед Ним дворца в раю? И за что же такая честь ее матери, неверующей и даже некрещеной? Разумеется, Нина сочла свой сон вражиим наваждением. Но все-таки любопытство взяло верх, и, прихватив с собою кое-каких гостинцев, она отпросилась у настоятеля и поехала в дом престарелых навестить мать, которую не видела уже полгода.

Поскольку Нина не знала номера комнаты, в которой жила ее мать, она решила начать свои поиски с медсестринского поста. Там она застала молоденькую медсестру, раскладывавшую в пластмассовые стаканчики таблетки для больных. К немалому удивлению Нины, на шкафу с медикаментами она заметила небольшую икону Казанской Божией Матери, а на подоконнике - книжку о блаженной Ксении Петербургской с торчащей закладкой. Поздоровавшись с медсестрой, Нина спросила ее, в какой комнате проживает Татьяна Ивановна Матвеева.

А Вы ее навестить приехали? - спросила медсестра. - К сожалению, Вы опоздали. Татьяна Ивановна умерла два месяца назад. Она достала какой-то журнал, и, найдя в нем нужное место, назвала Нине точную дату смерти ее матери. Но, видимо, при этом медсестре вспомнилось что-то значимое для нее, и она продолжала разговор уже сама:
- А Вы ей кто будете? Дочь? Знаете, Нина Николаевна, какая же Вы счастливая! У Вас была замечательная мама. Я у нее не училась, но много хорошего слышала о ней от ее учеников. Ее и здесь все любили. А умирала она тяжело - упала и сломала ногу. Потом пролежни пошли, и я ходила делать ей перевязки. Вы знаете, таких больных я никогда в жизни не видала. Она не плакала, не стонала, и каждый раз благодарила меня. Я никогда не видела, чтобы люди умирали так кротко и мужественно, как Ваша мама. А за два дня до смерти она попросила меня: «Галенька, приведи ко мне батюшку, пусть он меня крестит». Тогда я позвонила нашему отцу Ермогену, и он назавтра приехал и крестил ее. А на другой день она умерла. Если б Вы видели, какое у нее было лицо, светлое и ясное, словно она не умерла, а только заснула… Прямо как у святой.

Изумлению Нины не было передела. Выходит, ее мать перед смертью уверовала и умерла, очистившись Крещением от всех своих прежних грехов. А словоохотливая медсестра все продолжала рассказывать:
- А Вы знаете, она Вас часто вспоминала. И, когда отец Ермоген ее крестил, просила молиться за Вас. Когда она слегла, я предложила ей Вас вызвать. Но она отказалась: не надо, Галенька, зачем Ниночку затруднять. У нее и без того дел полно. Да и виновата я перед нею… И о смерти своей тоже просила не сообщать, чтобы Вы не переживали понапрасну. Я и послушалась, простите…

Вот что узнала Нина о последних днях жизни своей матери. Раздарив медсестре и старушкам из соседних комнат привезенные гостинцы, она отправилась домой пешком, чтобы хоть немного успокоиться. Она брела по безлюдным заснеженным улицам, не разбирая дороги. Но ее удручало вовсе не то, что теперь она лишилась единственного родного человека, а то, что она никак не могла смириться с тем, как же это Бог даровал такое прекрасное место в раю не ей, всю жизнь подвизавшейся ради Него, а ее матери, крестившейся всего лишь за сутки до смерти. И, чем больше она думала об этом, тем больше поднимался в ее душе ропот на Бога: «Господи, почему же ей, а не мне? Как же Ты это допустил? Где же Твоя справедливость?» И тут земля разверзлась под ногами Нины и она рухнула в бездну.

Нет, это было вовсе не чудо. Просто, погрузившись в свои думы, Нина не заметила открытого канализационного люка и упала прямо в зияющую дыру. От неожиданности она не успела ни вскрикнуть, ни помолиться, ни даже испугаться. Не менее неожиданным было то, что ее ноги вдруг уперлись во что-то твердое. Вероятно, это был какой-то ящик, кем-то сброшенный в люк и застрявший в нем. Вслед за тем чьи-то сильные руки ухватили Нину и потащили ее наверх. Дальнейшего она не помнила.
Когда Нина пришла в себя, вокруг нее толпились люди, которые ругали - кто мэрию, кто - воров, стащивших металлическую крышку люка, и удивлялись, как это Нина сумела выбраться наружу без посторонней помощи. Нина машинально заглянула в люк и увидела, как на его дне, глубоко-глубоко, плещется вода и торчит какая-то труба. А вот никакого ящика внутри нет и в помине. И тогда она снова потеряла сознание…

Ее отвезли в больницу, осмотрели, и, не найдя никаких повреждений, отправили домой, посоветовав принять успокоительное лекарство. Оказавшись дома, Нина приняла таблетку, предварительно перекрестив ее и запив святой водой, и вскоре погрузилась в сон. Ей приснилось, что она падает в бездну. И вдруг слышит: «не бойся, доченька», и сильные, теплые руки матери подхватывают ее и несут куда-то вверх. А потом Нина оказывается в том самом саду, который ей приснился вчера. И видит чудесные деревья и цветы. А еще - тот дворец, в котором, как ей сказали, живет ее мать. И рядом с этим дворцом, действительно, стоит ее мама, юная и прекрасная, как на фотографиях из старого альбома.

Ты не ушиблась, доченька? - спрашивает мать Нину.

И тогда Нина поняла, что спасло ее от неминуемой гибели. То были материнская любовь и материнская молитва, которая «и со дна моря поднимает». И Нина зарыдала и принялась целовать ноги матери, орошая их своими запоздалыми покаянными слезами.
И тогда мать, склонившись над нею, стала ласково гладить ее по уже седеющим волосам:

Не плачь, не плачь, доченька… Господь да простит тебя. А я тебе давно все простила. Живи, служи Богу и будь счастлива. Только запомни: «Бог есть любовь…». Если будешь людей любить и жалеть - мы встретимся снова и уже не расстанемся никогда. А этот дом станет и твоим домом.

"То, что Бог есть, я знала еще маленькой девочкой, - говорит матушка Евфимия, - он был для меня как родитель - кто-то добрый и в то же время строгий, наблюдающий за мной, за тем, какие поступки я совершаю. И каждый раз после какой-то детской шалости я чувствовала свою вину перед НИМ". Мы разговариваем в ее квартире, в старом доме в центре города. Обстановка "кельи" монахини в миру не совпадает с тем образом, что сложился у меня благодаря книгам и телевизору. Просторная комната, минималистичная, но вполне уютная обстановка - кровать, книжный шкаф, тумбочка с магнитофоном, гора дисков с классикой и духовной музыкой. И иконы. Они занимают целую стену. Это и еще одно - специальный столик для молитвослова, напоминают о том, кто здесь живет.
К разговору со мной матушка Евфимия подошла очень строго и скрупулезно. Как сама призналась, долго что-то набрасывала на бумаге, готовилась. "Не могу отвыкнуть, филологическое образование дает о себе знать", - оправдывалась она.
"Мое детство можно разделить на две части - до ареста отца и после, - продолжает рассказ матушка. - До - это тихий московский дворик, множество друзей, беззаботное счастье, а после...". Что такое репрессии и чем может обернуться советское коммунальное благополучие, тогда узнали многие семьи. И маленькой Свете (так звали матушку Евфимию в ее мирской жизни) мир тогда перестал казаться безоблачным. Возможно, поэтому в юность она вошла достаточно своенравной и независимой особой. Еще студенткой познакомилась с будущим мужем, и вскоре на свет появился сын.
Но семья не смогла жить вместе. Светлану не минула судьба многих женщин - не сложились отношения со свекровью. "Я не умела, не знала, как быть в такой ситуации, и самым лучшим мне показалось отпустить мужа к матери, раз она не давала нам жить вместе. Сейчас я понимаю - это было трагической ошибкой, - размышляет матушка Евфимия. - Нельзя было отталкивать его, несмотря ни на что. У каждого свой крест. Этот - был мой, и я должна была его нести. С креста ведь нельзя сойти, с него только снимают. А я сошла...".
Так и жила молодая семья - редкими встречами. А потом, когда сыну исполнилось уже 13, одна из затянувшихся разлук прервалась известием - муж погиб. Тот момент матушка Евфимия считает переломным в своей жизни: "Стоя на краю могилы, я очень многое осознала, но не пожелаю этого никому. Часто наблюдая, какие ошибки совершают молодые женщины, обращающиеся ко мне за советом, мне так и хочется крикнуть им: вам что, тоже надо у свежевырытой могилы постоять?".
Друзья пытались помочь Светлане выкарабкаться из тяжелейшего душевного кризиса. Неожиданно для нее самой лучшей помощью стало Евангелие, "на всякий случай" подаренное неверующей подругой. "Это удивительная книга, - говорит матушка Евфимия, - я вам это как филолог говорю. Филологам часто приходится анализировать литературные произведения, и я на примере классиков литературы могу вам подробно расписать, как одна тема в произведении перетекает в другую, где проходят эти границы. Но, поверьте мне, в Евангелии нет границ! Читать его - все равно что дышать". Подруга, подарившая книгу, поражалась происходящим в Светлане изменениям. "Тогда она смотрела на меня скептически, а теперь тоже приняла крещение и работает секретарем в одном из московских монастырей". В том самом, в который пришла вслед за набожной подругой. Но первым на тернистый путь воцерковления ступил сын Светланы.

Если ты есть...

Отец Александр - так теперь называет своего сына, настоятеля одного из саратовских храмов, матушка Евфимия. Имя мы изменили, Епископ Саратовский и Вольский не дал благословения на разглашение всех тайн этой необычной семьи.
Путь человека к осознанию веры как неотъемлемой части существования всегда сложен и состоит из множества ощущений и событий. Матушке Евфимии запомнилось одно из таких. "Сын рос очень болезненным мальчиком, - рассказывает монахиня. - Врач считал это следствием его тонкой душевной организации и посоветовал мне неожиданное лекарство - завести собаку. Пришлось согласиться - а куда было деваться? Отец Александр так привязался к псу! Эта овчарка стала для нас настоящим другом и полноценным членом семьи". Но, к сожалению, собаки не меньше чем люди подвержены трагическим случайностям. Однажды, по дороге на прогулку, любимец семьи сунул нос в крысиный яд кем-то оставленный на лестничной площадке. И сразу же слег. Вывод ветеринаров был коротким и безнадежным - мышьяк. Яд вызывает массовые кровотечения. "Внутренности у вашего пса уже превратились в кровавое месиво", - говорили врачи. "В тот момент, - вспоминает матушка Евфимия, - отец Александр впервые обратился к Богу с прямой, искренней просьбой: "Если ты есть, спаси мою собаку!". Так поступают люди, когда жизнь загоняет их к самому краю, и еще дети, не утратившие ощущения прямого общения с Богом. "Объективно - надежды на выздоровление собаки не было, но была неожиданно пришедшая вера, - говорит матушка. - И чудо произошло - пес, вопреки всему, пошел на поправку. После этого отец Александр стал часто посещать церковь, а когда учился в институте, был уже постоянным прихожанином близлежащего храма".
Воцерковление сына Светлана, пересмотревшая многие свои взгляды, воспринимала как естественный ход вещей: "Мы вспоминали, как однажды, когда он был маленьким и спросил меня: "А зачем люди верят в Бога?", я с присущим мне тогда максимализмом ответила: "Так поступают только слабые люди". После всего произошедшего это вызывало у нас только улыбку. Эта "слабость" позволила выжить нам, дала возможность помогать многим нуждающимся в поддержке людям".
И все же решение сына стать монахом, как и для любой матери, оказавшейся на ее месте, стало для Светланы очередным испытанием. "Перед постригом сын сказал мне: не держи меня, отпусти, иначе и тебе, и мне будет трудно. А потом, когда я уже приходила к нему, когда ощутила эту атмосферу, дух монастыря и его братии, я вдруг вспомнила, как отец Александр говорил мне в детстве: "Мама, я хочу, чтобы был такой дом, где бы жили все, кого мы любим". И я поняла - он нашел тот дом, который не могли дать ему я, отец, бабушка из-за наших мелочных ссор и обид".

Вслед за сыном

Вся жизнь матушка Евфимии доказывает: она из породы тех самоотверженных русских матерей, что беззаветно отдаются своим детям. Именно такая всепоглощающая любовь к сыну не дала ужиться со снохой матери ее мужа. Такой могла бы стать и Светлана, но жизнь сложилась иначе. "Вы спрашиваете меня, как я решила стать монахиней? - удивляется матушка Евфимия. - Как можно такое решить? Вся моя жизнь была той дорогой, которая привела меня к постригу. Я просто поняла - иного выхода для меня быть не может". К тому времени жизнь будущей матушки была уже тесно связана с монастырем, куда поступил ее сын: помогала братии - готовила, консервировала, шила. Всегда быть там, где сын, - иной участи она не могла себе просить. А когда решение принять постриг созрело, поехала в Троице-Сергиеву лавру, к братскому духовнику, архимандриту Кириллу (Павлову) за благословением. "Мы поехали вместе с отцом Александром, встали в огромную очередь к одному из священников. Я, пока стояла, все думала, как же мне задать ему вопрос? Но сначала подошел отец Александр, а когда настала моя очередь, священник только улыбнулся - в постриг, в постриг! Вот так все и решилось. Моя жизнь в миру, а не в монастыре была благословлена тогда же...".
Но монашеская жизнь готовила матушке Евфимии свои испытания. "В монастыре, где жил сын, я предложила свою помощь в издательском деле, ведь я филолог, но настоятель сказал мне: идите помогите в трапезной, - рассказывает матушка Евфимия, улыбаясь своей тогдашней горделивости. - Уже потом мне доверили редактировать, писать, а сначала в трапезной поработала". Определенную эволюцию прошло и внутреннее сознание монахини. Вряд ли когда-нибудь становилось предметом исследования психологов, что происходит в душе у человека, решившего уйти из мира и надеть монашескую рясу. Для обретшей внутренний мир матушки Евфимии самым сложным было найти свое место в жизни, понять предназначение своего необычного статуса - монахини в миру. Ведь постриг в русском сознании неразрывно связан с образом аскета, живущего в стенах монастыря, вдали от людей, соблазнов и суеты. "И Бог дал мне знак, показывающий, в чем мое предназначение, - уверена она. - Однажды я поехала в Покровский женский монастырь - душа позвала. Там покоятся мощи святой Матроны - очень любимой и почитаемой москвичами. Когда оказалась там, ко мне стали подходить люди, посетители обители, что-то спрашивать. И вдруг все стало кристально ясно. Я поняла, в чем состоит служение монахини в миру. Позже моим послушанием стала помощь людям - делом, беседой, советом". Пожалуй, единственным человеком, к сердцу которого матушка Евфимия пока так и не смогла найти подход, это ее свекровь. "У каждого свой путь к вере", - отвечает она сама себе на вопрос "Почему?". Теперь этот крест уже не кажется ей таким невыносимым.

Матушка Евфимия всегда старалась быть там, где ее сын. И когда отец Александр был назначен настоятелем храма в Саратове, поехала вместе с ним, не жалея оставить Москву, где родилась и прожила всю жизнь.
И несмотря на то, что наш провинциальный город поначалу казался коренной москвичке неуютным - "очень грязно", - матушка Евфимия на свою жизнь не жалуется: "Вот только ногу этой зимой сломала на гололеде - но это, видно, за мои грехи". Заговорившись со мной, матушка вдруг спохватилась: "Сейчас же братья придут обедать!" - и кинулась на кухню. И тут мы вдруг вспомнили, что совсем забыли поговорить о главной теме - роли женщины в православии. "Напишите так, - предложила матушка, помешивая щи, - самое главное для женщины - это ее семья, многие сейчас об этом забывают. Или хотите, я вам что-нибудь набросаю потом?". Но я не стала заставлять женщину сидеть над бумагой и что-то писать. Нужно ли это?