Минин хоровой дирижер. Владимир Минин: лишившись корней, мы растеряли и нашу национальную гордость

Влади́мир Никола́евич Ми́нин (р. ) - советский и российский хоровой дирижёр, хормейстер , педагог. Народный артист СССР (). Лауреат Государственной премии СССР () .

Биография

1951-1954: художественный руководитель и главный дирижёр Ансамбля песни и пляски Северной группы войск в Польше.

1954-1957: аспирантура в Московской консерватории у А. В. Свешникова , одновременно хормейстер Государственного академического хора СССР и преподаватель хорового дирижирования в Московской консерватории.

1958-1963: художественный руководитель молдавской хоровой капеллы «Дойна» , одновременно преподаватель хорового дирижирования в Кишинёвском институте искусств.

1963-1965: заведующий кафедрой хорового дирижирования Новосибирской консерватории .

1965-1967: художественный руководитель Ленинградской академической капеллы .

В 1972 году по инициативе Владимира Минина, работавшего в то время ректором Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных, из студентов и педагогов вуза был создан камерный хор, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является до сих пор.

В 1973 году хор был преобразован в профессиональный коллектив, известный сегодня во всем мире как Московский государственный академический камерный хор.

В 1978 году Владимиру Минину было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В 1982 году Московский камерный хор был удостоен I премии на Всероссийском смотре профессиональных академических хоров в Москве, а Владимир Минин – Государственной премии СССР. В 1986 году в Вене на I Всемирном конгрессе хоровых музыкальных коллективов Московский камерный хор признается лучшим хором, а в 1988 году Владимир Минин получает звание Народного артиста СССР.

Маэстро Минину посвящали свои произведения выдающиеся композиторы современности: Георгий Свиридов (кантата «Ночные облака»), Валерий Гаврилин (хоровая симфония-действо «Перезвоны»), Родион Щедрин (хоровая литургия «Запечатленный ангел»), Владимир Дашкевич (литургия «Семь зарниц Апокалипсиса»); а Гия Канчели доверил Маэстро премьеру в России четырёх своих сочинений.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II наградил Владимира Минина Орденом святого князя Владимира и Орденом князя Даниила Московского, а в 2013 году Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл - Орденом Славы и Чести, оценив таким образом его вклад в сохранение духовных шедевров русской культуры. В декабре 2012 года В. Минин был удостоен Ордена Андрея Первозванного.

Канал «Культура» снял фильм «Владимир Минин. От первого лица». В 2010 году вышла в свет книга В.Н. Минина «Соло для дирижера» c DVD «Владимир Минин. Сотворивший чудо», где собраны уникальные записи из жизни Хора и Маэстро. С 2010 года Владимир Минин входит в состав Экспертного совета по художественному воплощению культурных программ и церемоний XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.

К юбилею Маэстро телеканал «Культура» снимает фильм «Четыре вечера с Владимиром Мининым».

В Маэстро Минин был избран Председателем Московского отделения Всероссийского хорового общества.

Сегодня, выступая в Большом зале Московской консерватории, в разных городах России, школах искусств и общеобразовательных школах Москвы и Московской области, онкологическом центре в Солнцево, осуществляя многолетний проект «Хор Минина - детям», Владимир Николаевич также остается верен своей миссии по воспитанию будущих слушателей, без которых концертные залы могут опустеть.

Живёт и работает в Москве.

…Хор Минина - Художественный театр, Главный режиссёр которого не только ставит спектакли, но и сам играет, не может не играть. Минин - большой художник, большой музыкант, большой артист. (Э. Котлярский)

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Минин, Владимир Николаевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Минин, Владимир Николаевич

И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.
– Всё кажется хорошим, что было прежде, – сказал он, – а разве тот же Суворов не попался в ловушку, которую ему поставил Моро, и не умел из нее выпутаться?
– Это кто тебе сказал? Кто сказал? – крикнул князь. – Суворов! – И он отбросил тарелку, которую живо подхватил Тихон. – Суворов!… Подумавши, князь Андрей. Два: Фридрих и Суворов… Моро! Моро был бы в плену, коли бы у Суворова руки свободны были; а у него на руках сидели хофс кригс вурст шнапс рат. Ему чорт не рад. Вот пойдете, эти хофс кригс вурст раты узнаете! Суворов с ними не сладил, так уж где ж Михайле Кутузову сладить? Нет, дружок, – продолжал он, – вам с своими генералами против Бонапарте не обойтись; надо французов взять, чтобы своя своих не познаша и своя своих побиваша. Немца Палена в Новый Йорк, в Америку, за французом Моро послали, – сказал он, намекая на приглашение, которое в этом году было сделано Моро вступить в русскую службу. – Чудеса!… Что Потемкины, Суворовы, Орловы разве немцы были? Нет, брат, либо там вы все с ума сошли, либо я из ума выжил. Дай вам Бог, а мы посмотрим. Бонапарте у них стал полководец великий! Гм!…
– Я ничего не говорю, чтобы все распоряжения были хороши, – сказал князь Андрей, – только я не могу понять, как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь, как хотите, а Бонапарте всё таки великий полководец!
– Михайла Иванович! – закричал старый князь архитектору, который, занявшись жарким, надеялся, что про него забыли. – Я вам говорил, что Бонапарте великий тактик? Вон и он говорит.
– Как же, ваше сиятельство, – отвечал архитектор.
Князь опять засмеялся своим холодным смехом.
– Бонапарте в рубашке родился. Солдаты у него прекрасные. Да и на первых он на немцев напал. А немцев только ленивый не бил. С тех пор как мир стоит, немцев все били. А они никого. Только друг друга. Он на них свою славу сделал.
И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах и даже в государственных делах. Сын не возражал, но видно было, что какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить свое мнение, как и старый князь. Князь Андрей слушал, удерживаясь от возражений и невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.
– Ты думаешь, я, старик, не понимаю настоящего положения дел? – заключил он. – А мне оно вот где! Я ночи не сплю. Ну, где же этот великий полководец твой то, где он показал себя?
– Это длинно было бы, – отвечал сын.
– Ступай же ты к Буонапарте своему. M lle Bourienne, voila encore un admirateur de votre goujat d"empereur! [вот еще поклонник вашего холопского императора…] – закричал он отличным французским языком.
– Vous savez, que je ne suis pas bonapartiste, mon prince. [Вы знаете, князь, что я не бонапартистка.]
– «Dieu sait quand reviendra»… [Бог знает, вернется когда!] – пропел князь фальшиво, еще фальшивее засмеялся и вышел из за стола.
Маленькая княгиня во всё время спора и остального обеда молчала и испуганно поглядывала то на княжну Марью, то на свекра. Когда они вышли из за стола, она взяла за руку золовку и отозвала ее в другую комнату.
– Сomme c"est un homme d"esprit votre pere, – сказала она, – c"est a cause de cela peut etre qu"il me fait peur. [Какой умный человек ваш батюшка. Может быть, от этого то я и боюсь его.]
– Ax, он так добр! – сказала княжна.

Князь Андрей уезжал на другой день вечером. Старый князь, не отступая от своего порядка, после обеда ушел к себе. Маленькая княгиня была у золовки. Князь Андрей, одевшись в дорожный сюртук без эполет, в отведенных ему покоях укладывался с своим камердинером. Сам осмотрев коляску и укладку чемоданов, он велел закладывать. В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка, подарок отца, привезенный из под Очакова. Все эти дорожные принадлежности были в большом порядке у князя Андрея: всё было ново, чисто, в суконных чехлах, старательно завязано тесемочками.
В минуты отъезда и перемены жизни на людей, способных обдумывать свои поступки, обыкновенно находит серьезное настроение мыслей. В эти минуты обыкновенно поверяется прошедшее и делаются планы будущего. Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было итти на войну, грустно ли бросить жену, – может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее, спокойное и непроницаемое выражение. Это были тяжелые шаги княжны Марьи.
– Мне сказали, что ты велел закладывать, – сказала она, запыхавшись (она, видно, бежала), – а мне так хотелось еще поговорить с тобой наедине. Бог знает, на сколько времени опять расстаемся. Ты не сердишься, что я пришла? Ты очень переменился, Андрюша, – прибавила она как бы в объяснение такого вопроса.
Она улыбнулась, произнося слово «Андрюша». Видно, ей самой было странно подумать, что этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства.
– А где Lise? – спросил он, только улыбкой отвечая на ее вопрос.
– Она так устала, что заснула у меня в комнате на диване. Ax, Andre! Que! tresor de femme vous avez, – сказала она, усаживаясь на диван против брата. – Она совершенный ребенок, такой милый, веселый ребенок. Я так ее полюбила.
Князь Андрей молчал, но княжна заметила ироническое и презрительное выражение, появившееся на его лице.
– Но надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет, Аndre! Ты не забудь, что она воспитана и выросла в свете. И потом ее положение теперь не розовое. Надобно входить в положение каждого. Tout comprendre, c"est tout pardonner. [Кто всё поймет, тот всё и простит.] Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело.
Князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим.
– Ты живешь в деревне и не находишь эту жизнь ужасною, – сказал он.
– Я другое дело. Что обо мне говорить! Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни. А ты подумай, Andre, для молодой и светской женщины похорониться в лучшие годы жизни в деревне, одной, потому что папенька всегда занят, а я… ты меня знаешь… как я бедна en ressources, [интересами.] для женщины, привыкшей к лучшему обществу. M lle Bourienne одна…
– Она мне очень не нравится, ваша Bourienne, – сказал князь Андрей.
– О, нет! Она очень милая и добрая,а главное – жалкая девушка.У нее никого,никого нет. По правде сказать, мне она не только не нужна, но стеснительна. Я,ты знаешь,и всегда была дикарка, а теперь еще больше. Я люблю быть одна… Mon pere [Отец] ее очень любит. Она и Михаил Иваныч – два лица, к которым он всегда ласков и добр, потому что они оба облагодетельствованы им; как говорит Стерн: «мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали». Mon pеre взял ее сиротой sur le pavе, [на мостовой,] и она очень добрая. И mon pere любит ее манеру чтения. Она по вечерам читает ему вслух. Она прекрасно читает.

Художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного Академического Камерного Хора - Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР, профессор Владимир Николаевич Минин - является одним из наиболее ярких ведущих музыкантов нашей страны.


Владимир Минин родился 10 января 1929 года в Ленинграде. Окончил Ленинградское хоровое училище и в 1945 году поступил в Московскую Консерваторию, где и началась его творческая деятельность в 1949 году, когда А.В. Свешников пригласил В. Минина хормейстером в Государственный Академический русский хор СССР.

В январе 1951 Владимир Минин был назначен художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля песни и пляски Советской армии в Польше, а в 1954 году поступил в аспирантуру Московской консерватории.

С 1958 по 1963 год В. Минин возглавлял Государственную заслуженную капеллу Молдавии «Дойна», а с 1965 по 1967 год работал художественным руководителем и главным дирижером Ленинградской академической русской хоровой капеллы им. Глинки.

В 1972 году по инициативе Владимира Минина, работавшего в то время ректором Государственного музыкального педагогического института им. Гнессиных, из студентов и педагогов вуза был создан самодеятельный камерный хор, преобразованный в 1973 г. в профессиональный коллектив - Московский Государственный Академический Камерный Хор.

Здесь редкий художественный дар В. Минина раскрылся с особой яркостью и полнотой. За сравнительно короткий срок Московский Камерный Хор стал одним из ведущих художественных коллективов страны.

Художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного Академического Камерного Хора - Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР, профессор Владимир Николаевич Минин - является одним из наиболее ярких ведущих музыкантов нашей страны. Его приглашают как российские, так и зарубежные коллективы для подготовки программ и проведения «мастер классов».

Родители были уроженцами Петербурга. Николай Юрьевич в 1915 году добровольцем ушёл на фронт, затем служил в 1-й Конной армии в должности связиста. После окончания войны перебрал много разных профессий. В 1927 году он женился на Марии Вячеславовне Соковниной.

Владимир рос музыкально одарённым ребенком. В его памяти сохранились первые музыкальные впечатления: крестьянские песни в деревне, где он проводил лето, пение курсантов артиллерийского училища, напротив которого находился их дом в Ленинграде. С удовольствием он и сам пел в школьном хоре.

По рекомендации школьной учительницы в 1937 году А.В. Свешников принял мальчика в детскую хоровую школу при Ленинградской капелле. Но тогда Владимир ещё не связывал свое будущее с музыкой. Он, как и все подростки Ленинграда, мечтал о морском флоте, и в 1942 году направил заявление в школу юнг.

Но судьба его сложилась по-другому. Владимир рано лишился матери. В 1934 году она умерла в результате несчастного случая. Отца, который с 1930 года служил в органах НКВД, в 1937 году арестовали, приговорили к лагерям по статье 58-10 – контрреволюционная пропаганда. В тот момент Николая Юрьевича спас его друг – А.С. Яковлев (тоже военный связист), командовавший училищем связи. Он, рискуя многим, приехал в Москву и добился пересмотра дела.

В 1939 году Николай Юрьевич Минин вернулся домой. Но это был уже другой, сломленный человек. 4 марта 1942 года он погиб в Ленинграде.

В начале войны хоровая школа, где учился будущий дирижёр, была эвакуирована из Ленинграда в село Арбаж Кировской области. Из 30 учеников двух классов, принятых в школу в 1937 году, к 1944 году осталось 10 человек. После переезда в Москву они и составили первый выпуск Московского хорового училища – выпуск 1945 года.

Общение с педагогами хоровой школы во многом определило тот сознательный выбор, который сделал Владимир Николаевич Минин много позже, избрав профессию дирижёра делом своей жизни. Её руководитель Александр Васильевич Свешников «формально» не вёл индивидуальных уроков. Но он поощрял стремление самостоятельно овладевать секретами профессионального мастерства.

Другой педагог – Палладий Андреевич Богданов, проводивший все музыкальные занятия и имевший огромное влияние на учеников, воспитывал в детях ответственное отношение к учёбе и здоровое профессиональное честолюбие. Владимир Николаевич Минин вспоминает, как однажды весь класс не выучил урок. «…Палладий Андреевич подвел нас к окну. “Вот и глядите, – указал он на дворника, сгребавшего в совок лошадиный навоз, – на что в будущем вы можете рассчитывать, если не будете учить уроков.”».

Став учеником Московского хорового училища, Владимир Николаевич Минин, как и другие выпускники школы Свешникова, с увлечением отдавали всё свободное время занятиям, особенно в фортепианном классе. В этот период большое влияние на Минина оказал его преподаватель по фортепиано В.М. Шатерников.

После окончания училища весь выпуск был принят на дирижёрско-хоровой факультет Московской консерватории.

Первым местом профессиональной работы для Минина стал Государственный хор СССР, куда он был принят в 1948 году концертмейстером. Затем, в 1949 году, он стал хормейстером хора.

В 1954 году Минин был призван на службу в Советскую Армию и направлен художественным руководителем и главным дирижёром в Ансамбль песни и пляски Северной группы войск в Польше. После демобилизации он поступает в аспирантуру Московской консерватории и одновременно работает хормейстером в Государственном хоре Союза ССР.

По окончании аспирантуры при Московской консерватории в 1958 году получает предложение стать художественным руководителем и главным дирижером заслуженной капеллы Молдавской ССР «Дойна». Пять лет успешной работы с этим высокопрофессиональным коллективом принесли Минину орден и первое звание, в газетах появлялись похвальные статьи. Но успех и профессиональное признание не давали ему полного удовлетворения.

В эти годы определяющее влияние на формирование творческих взглядов дирижёра оказала дружба с Георгием Васильевичем Свиридовым.

Их первое знакомство произошло ещё в 1957 году, когда Г.В. Свиридов принёс в Государственный хор Союза ССР свою ораторию «Поэма памяти Сергея Есенина». Свешников, руководивший тогда хором, поручил работу над ораторией В.Н. Минину. Свиридов создавал свои произведения для хора, считая пение a cappella поистине глубоко национальной традицией, таящей в себе огромные возможности для композитора. Музыка Свиридова, его взгляды на хоровое искусство открыли перед молодым дирижёром новые творческие перспективы, послужили импульсом к осознанию своей профессии как истинного призвания и дела всей жизни.

В 1963 году Минин оставляет капеллу «Дойна» и переезжает в Новосибирск, где он возглавил кафедру хорового дирижирования Новосибирской консерватории. В поиске новых творческих путей он включает в репертуар хора современную русскую музыку – в первую очередь, музыку новосибирского композитора А.Ф. Мурова.

В 1965 году Министерство культуры России предлагает Минину возглавить Ленинградскую академическую капеллу имени М.И. Глинки. За два с половиной года его творческие взгляды так и не нашли воплощения в работе с давно сложившимся коллективом, и в 1967 году он переезжает в Москву. В это время он преподает на кафедре хорового дирижирования в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

В 1971 году Минин становится ректором этого учебного заведения, а в 1972 году в стенах института под его руководством начинает свою деятельность камерный хор, составленный из студентов, аспирантов и выпускников «гнесинки».

В основе работы коллектива лежала идея создания Камерного русского современного хора. «Мне хотелось создать хор, который бы составляли не хористы, а артисты , – говорит В.Н. Минин. – Чтобы это был не столько в общепринятом смысле слова хор, сколько ансамбль солистов. Не элементарная, нарабатываемая механическим трудом бесфальшивная слитность голосов, а гармония индивидуальностей и самое полное и яркое раскрытие способностей каждого в рамках ансамблевого пения и поставленной задачи... И ещё, быть может, самое главное: хотелось бы этому искусству вернуть его древнейшую духовную значимость, его истинное место не только в нашей культуре, но и в повседневной жизни» .

Первая программа хора, показанная 23 апреля 1972 года в зале московского Дома учёных, была чисто русской. Её составили народные песни в авторских обработках и оригинальные сочинения Свиридова, Щедрина, Калистратова, Бляхера, Никольского.

По мнению Минина, «хор воспитывался и рос на музыке Свиридова и других современных русских композиторов».

В последующие годы в репертуар хора вошли такие крупные сочинения Г.В. Свиридова, как «Пушкинский венок» (1979), кантата «Ночные облака» (1980, посвящена В.Н. Минину), «Курские песни».

В 1973 году состоялось первое исполнение программы церковных произведений - песнопений, что продолжило традицию исполнения русской духовной музыки, заложенную Александром Юрловым.

Создание Московского камерного хора стало заметным явлением не только в творческой биографии Минина, но и событием музыкальной культуры России. Появился коллектив с яркой, только ему присущей исполнительской эстетикой. Именно в исполнении хора под руководством В.Н. Минина возродились на мировом исполнительском уровне запрещённые ранее духовные произведения русских композиторов: сочинения Рахманинова «Всенощное бдение», «Литургия святого Иоанна Златоуста», «не рекомендованные к исполнению» произведения Чайковского, Гречанинова, Чеснокова, Танеева и других русских композиторов.

В начале 1974 года хор Минина стал профессиональным, а осенью прошли первые зарубежные гастроли. Выступление тогда ещё никому не известного коллектива произвело сенсацию на хоровом фестивале в Чехословакии.

В 1975 году состоялась первая запись на фирме «Мелодия».

В 1979 году было положено начало исполнению таких крупных произведений, как «Маленькая торжественная месса» Россини, «Глория» Вивальди, «Stabat Mater» Перголези.

Особо следует отметить исполнение хором под руководством В.Н. Минина симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина. За написание этого сочинения автор был удостоен Государственной премии.

На протяжении более чем 30 лет существования Камерного хора выдающиеся мировые исполнители: И. Архипова, Е. Образцова, Е. Нестеренко, З. Соткилава, А. Ведерников, а также оркестры под управлением Е. Светланова, В. Федосеева, Ю. Темирканова, М. Плетнева, В. Спивакова, Ю. Башмета, - остаются сценическими партнерами Минина.

Значительными событиями последнего времени являются эталонная запись Гимна Российской Федерации совместно с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, первое исполнение в России сочинения Г. Свиридова «Песни безвременья», участие в концерте с Монтсеррат Кабалье, Пасхальном фестивале, проводимом В. Гергиевым в Москве.

Особую миссию несет Минин как лучший интерпретатор русской духовной музыки, которая благодаря его дирижёрскому мастерству становится достоянием слушателей во всём мире. В лучших концертных залах Европы, Северной и Южной Америки, Китая, Южной Кореи, Японии звучат бессмертные творения русских гениев.

В 1997 году Святейшим Патриархом всея Руси Алексием Минину вручен орден Святого князя Владимира за возрождение церковной музыки.

Как педагог профессор Минин сумел привить своим студентам не только профессиональные, но и духовные, нравственные ценности, что подтверждает своей работой В.Г. Захарченко – художественный руководитель Кубанского казачьего хора.

В XXI век коллектив вошёл с новыми оперными постановками. В Цюрихском оперном театре ставится «Демон» Рубинштейна, «Хованщина» Мусоргского, на летнем фестивале в Брегенце (Австрия), сцена которого расположена на воде Боденского озера, – оперы «Бал-маскарад» Верди, «Богема» Пуччини.

Летом 2003 года на фестивале в Брегенце хор Минина принимал участие в постановке оперы «Лисички» Яначека и мюзикле Бернстайна «Вестсайдская история».

В 2003 году известная звукозаписывающая фирма «Deutsche Grammophone» впервые выпустила компакт-диск «Русские голоса» Московского камерного хора с русской светской хоровой музыкой a cappella. Европейскому слушателю были представлены сочинения С. Танеева, М. Мусоргского, С. Прокофьева, Г. Свиридова. В целом дискография хора под руководством Минина составляет более 30 наименований.

Английская компания NVC также выпустила видеокассеты с записью русской духовной музыки в исполнении Московского государственного академического камерного хора.

Исполнение русских народных песен в сотрудничестве с известными певцами, исполнение оратории «Иван Грозный» Прокофьева с Аллой Демидовой – свидетельство полноты и динамизма ощущений сегодняшнего времени, которые присущи Минину.

«В руках Минина хор – оркестр самых древних и вечно самых выразительнейших музыкальных инструментов, на которых он с благородной эмоциональностью исполняет великую музыку, великие страсти и великие страдания. Минин умеет заставить петь не слова, а бессмертную мелодию человеческой души. ...Хор Минина – Художественный театр, Главный режиссёр которого не только ставит спектакли, но и сам играет, не может не играть. Минин – большой художник, большой музыкант, большой артист» (Э. Котлярский).

За заслуги в области хорового искусства Владимир Николаевич Минин удостоен Государственной премии СССР (1982), званий «Народный артист СССР» (1988) и «Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР», награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени.

Владимир Минин - народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Ордена Почета, лауреат независимой премии «Триумф», профессор, создатель и бессменный художественный руководитель .

Владимир Минин родился 10 января 1929 г. в Ленинграде. Окончив в родном городе хоровое училище, он поступил в Московскую консерваторию, закончил аспирантуру по классу профессора А.В.Свешникова, по приглашению которого еще в студенческие годы стал хормейстером Государственного Академического русского хора СССР.

Владимир Николаевич возглавлял Государственную заслуженную капеллу Молдавии «Дойна», Ленинградскую академическую русскую хоровую капеллу им. Глинки, работал заведующим кафедрой Новосибирской государственной консерватории.

В 1972 году по инициативе Минина, работавшего в то время ректором Государственного музыкального педагогического института им. Гнесиных, из студентов и педагогов вуза был создан камерный хор, который через год был преобразован в профессиональный коллектив и стал всемирно известно известным Московским государственным академическим камерным хором.

«Создавая Московский камерный хор, - вспоминает В. Минин, - я стремился противостоять сложившемуся в советском сознании понятию о хоре как о массе серостей, бездарностей, доказать, что хор - это высочайшее искусство, а не массовое пение. Ведь, по большому счету, задача хорового искусства - духовное совершенствование личности, эмоциональный и искренний разговор со слушателем. И функция этого жанра...- катарсис слушателя. Произведения должны заставлять человека задумываться - зачем и как он живет».

Маэстро Минину посвящали свои произведения выдающиеся композиторы современности: Георгий Свиридов (кантата «Ночные облака»), Валерий Гаврилин (хоровая симфония-действо «Перезвоны»), Родион Щедрин (хоровая литургия «Запечатленный ангел»), Владимир Дашкевич (литургия «Семь зарниц Апокалипсиса»), а Гия Канчели доверил Маэстро премьеру в России четырех своих сочинений.

В сентябре 2010 г. в подарок всемирно известному рок-певцу Стингу Маэстро Минин с хором сделал запись песни «Fragile».

К юбилею Владимира Николаевича канал «Культура» снял фильм «Владимир Минин.От первого лица». Только что вышла в свет книга В.Н.Минина «Соло для дирижера» c DVD «Владимир Минин. Сотворивший чудо», где собраны уникальные записи из жизни хора и Маэстро.

«Создавая Московский камерный хор, - вспоминает В.Минин, - я стремился противостоять сложившемуся в советском сознании понятию о хоре как о массе серостей, бездарностей, доказать, что хор - это высочайшее искусство, а не массовое пение. Ведь, по большому счету, задача хорового искусства - духовное совершенствование личности, эмоциональный и искренний разговор со слушателем. И функция этого жанра, именно жанра, - это катарсис слушателя. Произведения должны заставлять человека задумываться - зачем и как он живет. Что ты творишь на этой земле - добро или зло, задумайся об этом... И эта функция не зависит ни от времени, ни от общественной формации, ни от президентов. Важнейшее назначение хора говорить о проблемах национальных, философских, государственных».

Владимир Минин регулярно гастролирует с Хором за рубежом. Особенно значимым было участие хора в течение 10 лет (1996-2006 гг.) в оперном фестивале в Брегенце (Австрия), гастрольные выступления в Италии, а также прошедшие в мае-июне 2009 года концерты в Японии и Сингапуре и концерты в Вильнюсе (Литва) в рамках XI Международного фестиваля русской духовной музыки.

Постоянные творческие партнеры хора - лучшие симфонические оркестры России: Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского под руководством В.Федосеева, Российский национальный оркестр под руководством М.Плетнева, Государственный академический симфонический оркестр им. Е.Светланова под управлением М.Горенштейна; камерные оркестры «Виртуозы Москвы» под руководством В.Спивакова, «Солисты Москвы» под управлением Ю.Башмета и др.

В 2009 году в честь 80-летия со дня рождения и 60-летия творческой деятельности В.Н. Минин был награжден Орденом Почета; телеканал «Культура» снял фильм «Владимир Минин. От первого лица».

9 декабря того же года в Москве были названы лауреаты независимой премии «Триумф» в области литературы и искусства за 2009 год. Одним из них стал руководитель Московского государственного академического камерного хора Владимир Минин.

После триумфального исполнения Гимна России на Олимпиаде в Ванкувере Маэстро Минин был приглашен войти в состав Экспертного Совета по художественному воплощению культурных программ и церемоний XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

– создатель и бессменный художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора.

– создатель и бессменный художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора.

Родился 10 января 1929 года в Ленинграде. В 1945 году окончил Московское хоровое училище, в 1949 получил от своего учителя Александра Свешникова приглашение работать в Государственном хоре СССР. В 1950 году закончил дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории, в 1957 – аспирантуру. В 1951 году стал художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля песни и пляски Северной группы войск Советской армии в Польше. В 1958 году возглавил Государственную заслуженную капеллу Молдавии «Дойна», за успешное руководство которой получил в 1961 году звание заслуженного деятеля искусств Молдавской ССР. В 1963-1965 гг. возглавлял кафедру хорового дирижирования Новосибирской консерватории, в 1965 году стал художественным руководителем и главным дирижером Ленинградской академической русской хоровой капеллы имени Глинки.

В 1971 году Минин возглавил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (с 1993 года – Российская академия музыки имени Гнесиных), ректором которого был до 1979 года. В сентябре 1971 из студентов и педагогов института создал Камерный хор, став его художественным руководителем и главным дирижером. Первый концерт коллектива состоялся 23 апреля 1972 года. Через два года хор получил профессиональный статус и впервые выехал на зарубежные гастроли, тогда же фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку хора.

В 1978 году Владимиру Минину присвоено звание народного артиста РСФСР. В том же году он стал профессором ГМПИ имени Гнесиных. В 1982 году Московский камерный хор удостоился I премии на Всероссийском смотре профессиональных академических хоров в Москве, а Владимир Минин получил Государственную премию СССР. В 1986 году хор одержал победу на I Всемирном конгрессе хоровых музыкальных коллективов в Вене. В 1988 Минин получил звание Народного артиста СССР.

Одним из первых в СССР Минин стал включать в концертные программы не рекомендованные к исполнению духовные сочинения Рахманинова, Чайковского, Гречанинова, Чеснокова, Танеева. В 1997 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Владимиру Минину орден Святого равноапостольного великого князя Владимира за возрождение церковной музыки.

Маэстро посвящены произведения Георгия Свиридова (кантата «Ночные облака»), Валерия Гаврилина (хоровая симфония-действо «Перезвоны»), Родиона Щедрина (хоровая литургия «Запечатленный ангел»), Владимира Дашкевича (литургия «Семь зарниц Апокалипсиса»), Эдуарда Артемьева («Девять шагов к Преображению»). Гия Канчели доверил Минину российские премьеры сочинений Little Imber (2004), Amao Omi (2007) и Dixi (2008).

Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени (1997, 2004), ордена князя Даниила Московского (2004), ордена Почёта (2008), ордена Славы и чести III степени (2012), ордена Дружбы (2014); лауреат премии «Триумф» (2009), Международной премии Андрея Первозванного «Вера и Верность» (2012), а также многих других наград. В 2013 избран Председателем Московского отделения Всероссийского хорового общества. В 2016 году вошел во Всемирный хоровой совет как представитель Российской Федерации. О дирижере сняты документальные фильмы «Четыре вечера с Владимиром Мининым», «Минин. Хор. Судьба», «Минин и Гафт». Автор книги «Соло для дирижера».

Фотографии

Цитаты

Московский камерный хор был не только первым исполнителем многих моих сочинений. И каким исполнителем! Но он явился тем первым хором, который открыл мне возможности этого жанра. Не раз в его искусстве я находил вдохновение... Отдача здесь невероятная! Конечно, первостепенная заслуга в этом их пастыря – Владимира Николаевича Минина: это очень талантливый человек, большой артист, настоящий художник, который умеет зажигаться и зажигать других. Это редкий дар! Георгий Свиридов

Минин никогда не вступает в конфликт с природой музыкального произведения, где бы оно ни было создано. Подобно тому, как растение, чтобы оно не погибло, берут с кусочком материнской земли, так и Минин берет произведение, не стряхивая с него почву напитавшей его культуры и традиций, и «пересаживает» на русскую почву, под благодатные дожди русской хоровой школы. И тогда музыка Вивальди, Моцарта, Россини становится не только явлением нашей жизни, но и само это явление, в силу своей неповторимости, становится движущей силой в мировом искусстве Валерий Гаврилин