Михаил Александрович Бакунин: биография, основные идеи. Бакунин михаил александрович

План
Введение
1 Биография
1.1 Участие в московском философском кружке Станкевича
1.2 Отъезд за границу
1.3 Начало революционной деятельности
1.4 Бакунин - руководитель восстания и его арест
1.5 Ссылка в Сибирь
1.6 Политическая деятельность в эмиграции
1.7 Теоретические работы Бакунина по анархизму
1.8 Смерть Бакунина

2 Память
3 Литературное наследие
4 Сочинения
5 Библиография

Список литературы

Введение

Михаи́л Алекса́ндрович Баку́нин (18 мая (30 мая) 1814(18140530), село Прямухино, Новоторжокский уезд, Тверская губерния, Российская империя - 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария) - русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества.

1. Биография

Родился в дворянской семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны Бакуниной (урождённой Муравьёвой). Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было десять детей.

Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, нравы которого являли собой прямую противоположность «прямухинской гармонии». «… Я привык лгать, - сетовал М. Бакунин в одном из писем, - потому что искусная ложь в нашем юнкерском обществе не только не считалась пороком, но единогласно одобрялась». Через три года, в январе 1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за нерадивость и дерзость, допущенную в отношении начальника училища - Сухозанета, он был направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин, перевели в Гродненскую губернию.

1.1. Участие в московском философском кружке Станкевича

Через год, в 1835 году, сказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.

С начала 1836 года М. А. Бакунин живёт в Москве, периодически навещая родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он - один из главных проповедников философского кружка Станкевича, вхож в знаменитый литературный салон Е. Г. Левашовой, в котором бывали Пушкин и Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и небезоблачные, отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским…

В 1839-40 годах он знакомится с Герценом, Огарёвым.

Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля.

Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа «все действительное разумно, все разумное действительно». Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, - писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала „Московский обозреватель“, - есть великая задача нашего времени».

Ничто, казалось, не предвещало будущих метаморфоз в сознании Бакунина. Разве что «скверность характера» связывает молодого Мишеля, «примиряющегося с действительностью», с будущим теоретиком и деятелем «социальной ликвидации».

1.2. Отъезд за границу

С 16 июля до 14 ноября 1839 года Михаил Бакунин жил в Петербурге. В эти месяцы он часто бывал в доме А. Я. Панаевой, где собирались В. Г. Белинский, Н. В. Кукольник, И. П. Сахаров, Брюллов и другие известные деятели русской культуры того времени. Бакунин по своему обыкновению знакомил этот кружок с сочинениями тогдашних немецких философов. В этот период Михаил Бакунин интенсивно искал денег для своей поездки за границу, где он хотел продолжить свое философское образование. 22 марта 1840 года он пишет длинное и весьма красноречивое письмо родителям за разрешением на поездку в Берлин и просит дать денег на эту поездку. Его отец дал свое согласие на его поездку, но денег для поездки не дал. Бакунин в отчаянии обратился за помощью к Герцену. Герцен ответил, что он ссужает Бакунину 2000 рублей на неопределенное время. За несколько дней до отъезда он испортил отношения. В Петербурге он был обвинен Катковым в том, что будто бы рассказывал московским знакомым о его романе с М. Л. Огаревой. Это происходило на квартире Белинского и в его присутствии. Бакунин стукнул Каткова палкой по спине, а тот его ударил по лицу. Бакунин вызвал Каткова на дуэль, но на другой день одумался и послал ему записку с просьбой перенести место действия в Берлин, так как по русским законам оставшийся в живых поступал в солдаты. Фактически дело было по существу замято, но все общие приятели: И. И. Панаев, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Языков - были в этом инциденте на стороне Каткова. Лишь Герцен держался нейтрально.

С 1840 Михаил Бакунин стал жить за границей, куда выехал (первоначально в Берлин) для изучения немецкой философии, где он слушал лекции учеников Гегеля, а также Шеллинга, выступившего тогда против Гегелевской философии в защиту христианского откровения. Основательно изучив Гегеля, в особенности его «Логику», Бакунин вскоре перешёл на сторону так называемых «левых» гегельянцев, издававших в то время «Немецкий ежегодник наук и искусств» («Deutsche Jahrbucher», прежде имевший название «Hallesche Jahrbucher»), в которых Бакунин в 1842 году поместил революционную статью, наделавшую много шума в Германии: «Реакция в Германии» («Die Reaction in Deutschland», под псевдонимом Жюль Элизар - Jules Elizard). В Берлине он сближается с Иваном Тургеневым. В это же время Бакунин издал в Лейпциге брошюру с критикой философии Шеллинга («Schelling und die Offenbarung. Kritik des neuesten Reactionsversuchs gegen die Philosophie»), которая была высоко оценена левыми гегельянцами. В начале своего пребывания в Берлине кроме писем к друзьям (в особенности к Герцену) Михаил Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).

В 1842 году у Михаила Бакунина сформировалось твердое желание навсегда остаться в Европе и не возвращаться в Россию. Так в своём письме к брату Николаю 9 октября он писал:

«После долгого размышления и по причинам, которые объяснит тебе Тургенев, я решился никогда не возвращаться в Россию. Не думай, чтобы это было легкомысленное решение. Оно связано с внутренним смыслом всей моей прошедшей и настоящей жизни. Это моя судьба, жребий, которому я противиться не могу, не должен и не хочу. Не думай также, чтобы мне было легко решиться на это, - отказаться навсегда от отечества, от вас, от всего, что я только до сих пор любил. Никогда я так глубоко не чувствовал, какими нитями я связан с Россией и со всеми вами, как теперь, и никогда так живо не представлялась мне одинокая, грустная и трудная будущность, вероятно ожидающая меня впереди на чужбине, и, несмотря на это, я безвозвратно решился. Я не гожусь теперешней России, я испорчен для нее, а здесь я чувствую, что я хочу еще жить, я могу здесь действовать, во мне еще много юности и энергии для Европы.»

Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократический поэтом Гервегом. Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих. В начале 1843 года последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской полицией. Герверг решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.

1.3. Начало революционной деятельности

В Швейцарии Бакунин поселился в Цюрихе, где начал общаться в кругу радикально настроенной интеллигенции. Он установил дружеские отношения с семьей профессора медицины Филиппа Фридриха Фохта. Это была свободомыслящая и даже радикально настроенная семья, в которой было четверо взрослых сыновей, со старшим из них Карлом, профессором-натуралистом, впоследствии был близко связан и А. И. Герцен. Бакунин же из сыновей Фохта наиболее близок (в течение всей жизни) был с Адольфом. В 1843 году Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами (в частности на мировоззрение Бакунина сильное влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг - радикальный революционер коммунист), о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом.

В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну.

С 1844 по 1847 год он жил, главным образом, в Париже и здесь близко сошёлся с Прудоном, принимал участие в газете «La Reforme». Весной и летом 1844 года, живя в Брюсселе, Бакунин познакомился с Иохимом Лелевелем - историком и общественным деятелем, лидером революционного крыла польской эмиграции, который ранее участвовал с оружием в руках в польском восстании. Лелевель произвел большое впечатление на Бакунина. После этого Бакунин стал активно интересоваться польским вопросом и стал формулировать свою собственную программу борьбы за освобождение России и славянства. К этому же периоду жизни в Париже относится и личное знакомство Бакунина с Марксом и его идеями.

В 1847 году Михаил Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь участников Польского восстания (1830-1831 годов), Бакунин произнёс речь с резкими нападками на русское правительство. Об этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию русского посла в Париже Бакунин был выслан из Парижа. Он провел несколько месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа, дав ему поручение в Германию и славянские земли.

30 мая (н. ст.) 1814 года родился Михаил Александрович Бакунин, всемирно известный теоретик анархизма , революционер, народник .

Свободный сын консерватора

Михаил Александрович был отпрыском достаточно богатого помещика, владевшего имением Прямухино в Тверской губернии. Александр Бакунин являлся одним из образованнейших людей своего времени, был предводителем тверского дворянства, выписывал европейские журналы, газеты, книги. В доме Бакуниных говорили на четырех иностранных языках. Глава семейства был, с одной стороны, консервативен, с другой - детей воспитывал в свободе. Михаил Бакунин, старший из сыновей и третий ребенок в семье, до 14 лет обучался дома, после чего был отправлен в артиллерийское училище, где вскоре начались конфликты с руководством. Из-за одного из них Бакунину не дали окончить училище и отправили в войска. Годы учебы и службы Бакунин посвятил изучению наук и философии, тогда же выучил польский язык, а тяга к знаниям не остывала в нем всю жизнь. В молодые годы Бакунин был сторонником и большим знатоком философии Гегеля, входил в кружок Станкевича. О Бакунине говорили, что он мгновенно сходился с людьми. Кстати, Иван Тургенев также входил в кружок Станкевича, а его произведение «Уездный лекарь», по сути, описывает завершение отношений Станкевича с сестрой Бакунина - Любовью.

Автопортрет М. А. Бакунина

Человек действия

Всяким развлечениям Бакунин предпочитал споры о философии. В 1840 году он переехал в Берлин, продолжил заниматься философией. В 1843 году, уже в Цюрихе, Бакунин проникается коммунистическими идеями. Из-за опубликованных им статей на эту тему возникает дипломатический конфликт. Бакунина вызывают в Петербург, он не возвращается, следует лишение его российского подданства с угрозой ареста по возвращении на родину. В середине 1840-х годов Бакунин в Париже знакомится со многими теоретиками коммунизма (в самом широком смысле), в том числе с Прудоном и Марксом. Последний станет для Бакунина другом и соратником, затем противником и даже врагом по I Интернационалу, да таким, что обе стороны доходили до совершенно гнусных пасквилей в адрес друг друга. Затем Бакунин заведет дружбу с немецким композитором Вагнером, а также лидером итальянского национально-освободительного движения Гарибальди и другими. Бакунин был человеком действия, что отличало его от большинства теоретиков-революционеров того времени. В 1848 году он принимал участие в революционных событиях в Париже. В 1849 году на стороне восставших участвовал в Дрезденском восстании, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение. Затем были австрийские тюрьмы, снова смертный приговор, замененный высылкой в Россию, заключение в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге. После восьми лет тюрем Бакунин, сильно подорвавший здоровье, благодаря хлопотам родственников был отправлен на вечную каторгу в Сибирь. Там Михаил женился и затем, в 1861 году, бежал. До последних лет Бакунин продолжал заниматься революционной деятельностью, скончавшись 1 июля 1876 года в Швейцарии.

Выступление М.А. Бакунина перед членами I Интернационала

Идеи

Бакунин возводил в культ понятие внутренней жизни, которая, по его мнению, является ключом к подлинному бытию человека. В центре внутренней жизни, то есть работы человека над собой, располагается, по Бакунину, понятие любви в смысле первоначала бытия. Одной из центральных мыслей Бакунина как теоретика анархизма была идея необходимости созидания, которое невозможно без разрушения, поскольку нужно сначала расчистить место для строительства. В 1847 году Бакунин пришел к идее панславизма - необходимости национального политического объединения всех славянских народов (абсолютное большинство которых тогда не имело суверенных государственных образований), которое станет «бомбой» для самодержавия и европейского миропорядка. Тогда же он сформулировал еще одну центральную анархистскую мысль: объединение человеческого общества и обществ «снизу» на основах федерализма, отрицание любых привилегий, уничтожение социального и экономического неравенства, а также всего несовместимого с принципами индивидуальной свободы. Особенностью Бакунина было то, что он кругом видел революционную ситуацию, воспринимая желаемое за действительное. Можно сказать, что жизненным кредо Бакунина было «бунт прямо здесь!». Впрочем, в конце жизни он признал, что Европа и Россия не готовы к осуществлению идеала анархии.

Михаил Александрович Бакунин (18 мая 1814, с. Премухино Новоторжского уезда Тверской губернии – 19 июня 1876, г. Берн, Швейцария) - русский революционер, один из идеологов анархизма и народничества.

Родился в семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина от брака его с Варварою Александровною Муравьевой. По матери его дядей был будущий .

Образование получил в Петербургском артиллерийском училище, которое окончил в 1833, а через два года вышел в отставку. Играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским и А. И. Герценом.

В 1840 уехал за границу, где примкнул к левым гегельянцам. Русское правительство приготовило его к лишению всех прав состояния и ссылке, а в случае явки в Россию – к каторге в Сибири. За границей сблизился с польскими революционерами, участвовал в Славянском съезде в Праге. В 1851 Бакунин австрийскими властями выдан Николаю I и заключен в Петропавловскую крепость. В 1857 отправлен на поселение в Сибирь. Весной 1857 прибыл в Томск. Здесь ему на помощь пришел его дядя, H. H. Муравьев-Амурский, в то время могущественный генерал-губернатор Восточной Сибири. Он добился перевода Бакунина на жительство в и ввел его в свой круг.

В марте 1859 Бакунин переведен в Иркутск. Принимал активное участие в общественной жизни города. В 1860 опубликовал в двух номерах газеты « » статью «Несколько слов об общественной жизни ». Живя в Сибири, поддерживал тесные связи с Герценом, посылая ему с оказией письма и корреспонденции, в частности, краткий очерк о движении петрашевцев (с Петрашевским, Спешневым и Львовым он познакомился в ), сообщение об , носившее, правда, тенденциозный характер.

Бакунин воспользовался удобным случаем и в 1861 бежал из Сибири. С разрешения генерал-губернатора Муравьева, отправившись в путешествие с научною или торговою целью на Амур, Бакунин из Николаевска-на-Амуре с помощью В. К. Бодиско и Д. М. Афанасьева на клипере «Стрелок», ведущем на буксире американское торговое судно, перебрался в Хако-Дате, а оттуда в Сан-Франциско. 1-го января 1862 Бакунин был уже в Лондоне, и радушно был принят Герценом и Огаревым. В 1861–1863 сотрудничал с Герценом и Огаревым, был связан с «Землей и волей». Принимал активное участие в полит. жизни Европы: польск. восстании в 1863, лионском восстании (1870), выступлении анархистов в Болонье (1874).

К 1864–1867 относится формирование анархистских взглядов Бакунина, получивших распространение в России, Италии, Испании, частично в Швейцарии, Бельгии и Франции. Последние годы Бакунин провел в Локарно. В 1876 переехал для лечения в Берн, где и умер.

Сочинения

  1. Собрание сочинений и писем. - М., 1934–1935. - Т. 1–4.
  2. Избранные сочинения. - Пг., 1919–1921. Т. 1–5.
  3. Избранные философские сочинения и письма. - М., 1987.
  4. Философия. Социология. Политика. - М., 1989.

Литература

  1. Полонский В. М . Крепостные и сибирские годы М. А. Бакунина // Красная новь, 1921. - № 4.
  2. Кубалов Б. Страницы из жизни Бакунина и его семьи в Сибири // Тр. Ирк. гос. ун-та, 1923. - Вып. 5.
  3. Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970.
  4. Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. - Иркутск, 1981.
  5. Графский В. Г. Бакунин. - М., 1985.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) - деятель российского и международного революционного движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н.В. Станкевича. В 1840 г. уехал в Германию для пополнения философского образования. За революционные убеждения выслан из Швейцарии, а в 1847 г. - из Франции. В 1848-1849 гг. один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, шесть лет провел в заключении. В 1857 г. отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Организатор "Альянса социалистической демократии". С 1864 г. член 1-го Интернационала (в 1872 г. исключен за раскольническую деятельность). Пытался претворить анархистские планы во время восстаний в Лионе (1870 г.), Болонье (1874 г.). Умер в Швейцарии.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

+ + +

Бакунин, Михаил Александрович (1814-1876). Идеолог анархизма, окончил артиллерийскую школу, вышел в отставку. Занимался философией в кружке Н. Станкевича. С 1840 по 1851 г. находится за границей, знакомится с К- Марксом, В. Вейтлингом, Прудоном, принимает участие в ряде восстаний. Выданный царскому правительству, до 1857 г. находится в крепости, высылается в г. Томск, затем переводится в Иркутск. Оттуда бежит через Японию, Америку в Англию. Сотрудничает в «Колоколе» Герцена. В 60-х гг. входит в I Интернационал, ведет подрывную работу в нем. Участвует в революционном движении Италии. В 1872 г. Бакунин исключен из I Интернационала. В 1871 - 74 гг. написал свои крупнейшие работы: «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия». В 1873-1874 гг. участвует в восстаниях в Испании и Италии. В последние два года жизни разочаровывается в возможности революционной борьбы. Умер 1 июля 1876 г. в г. Берне.

Использован материал с сайта "Народная Воля" - http://www.narovol.narod.ru/

Другие биографические материалы:

Члены "Народной Воли" и др. (биографический справочник).

Народная воля , революционно-народническая организация, образовалась в августе 1879 г.

Земля и воля , тайное революционное общество, существовало в 1870-е гг.

Петрашевцы , участники кружка М. В. Петрашевского (1827-1866).

Сочинения:

Собр. соч. и писем, т. 1-4. М., 1934-35;

Избр. соч., т. 1-5. Пб.-М., 1919-21;

Философия. Социология. Политика. М., 1989.

Анархия и порядок. М., 2000;

Archives Bakouriine. Leiden, 1961-1981. Vol. 1-7.

Литература:

Борисенок Н. А., Олейников Д.И. Михаил Александрович Бакунин. – Вопросы истории, 1994, № 3

Графский В. Г. Бакунин. М., 1985;

Демин В. Бакунин. М., 2006;

Должиков В.А. Михаил Александрович Бакунин и Сибирь. Новосибирск, 1993

Зеньковский В.В. История русской философии, тт. 1–2. М., 1991

Пирумова Н. Бакунин. М., 1966.

Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970;

Пирумова Н. М. Социальная доктрин, М. А. Бакунина. М., 1990;

Стеклов Ю. М Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814-1876. М., 1926-1927. Т. 1-4;

Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма. М., 1915;

Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. М:, 1966 (разд. «М. А. Бакунин»);

Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. Иркутск, 1981;

Памяти М. А. Бакунина. М., 1990;

Пустарнаков В. Ф. М, А. Бакунин как философ // Бакунин М. Избр. филос. соч. и письма. М., 1987;

История русской философии / Под ред. М, А. Маслина. М., 2008 (3-е изд. 2013).

Сысоев В. Бакунины. Тверь, 2002; Шубин А. В. Социализм: «золотой век» теории. М., 2007.

19-го века. Он оказал существенное влияние на становление современного анархизма. Его труды были переведены на множество языков и актуальны до сих пор. Философ также был известным панславистом. Современные сторонники этой идеи часто ссылаются на труды Михаила Александровича.

Его идеи привлекали многих участников которая изменила мир навсегда. Это однозначно одна из самых видных фигур в среде русских мыслителей.

Детство и юность

Михаил Александрович Бакунин родился 30 мая 1814 года в Тверской губернии. Его семья жила достаточно богато. Отец и мать являлись крупными помещиками с дворянским титулом. Помимо самого Михаила в семье было ещё 9 детей. Их содержание требовало огромных средств, что уже говорит о достатке Бакуниных. С детства Михаил обучался на дому. В возрасте 15 лет его отправили на армейскую службу. В Петербурге он проходил артиллерийскую подготовку. В 19-летнем возрасте поступает в офицерское училище. Однако в том же году его выгоняют оттуда, поскольку он грубо общался со старшими по званию. Ещё два года молодой Бакунин проводит в войсках.

В 1835 году покидает службу и перебирается в Москву. Там знакомится со знаменитым литератором Станкевичем. Примерно в это время его захватывает германская философия. Начинает активно изучать историю и социологию. Он довольно быстро становится вхожим во все Его речи приходятся по душе многим представителям известной интеллигенции. Из Москвы Михаил часто ездит в родительское имение и в Санкт-Петербург. В среде философов также приобретает значительную популярность. В 1939 году происходит знакомство с Герценом.

Эмиграция

Изучению философии Михаил Александрович Бакунин посвящает практически всё своё время. При этом он не имеет собственного дохода и фактически живёт за родительские деньги.

Семья не поддерживает такой образ жизни и хочет, чтобы Михаил вернулся в имение и занимался там поместьем. Но тем не менее отец регулярно высылает сыну деньги. Часто Михаил живёт за счёт своих друзей, подолгу останавливается в чужих домах. В совершенстве владеет немецким языком. В оригинале читает классиков немецкой философии. К 1840 году значительное внимание уделяет творениям Гегеля. Делится своими мыслями с друзьями. Пишет в различные журналы.

Увлечение немецкой философией приводит к тому, что Михаил решает переехать в Берлин, чтобы ближе познакомиться с данным пластом науки. Примерно в это время тайная полиция узнает, что есть такой философов - Михаил Александрович Бакунин. Биография простого дворянина портится связью с различными "неблагонадёжными элементами". Однако никаким преследованиям Михаил пока не подвергается.

Для поездки в Берлин ему необходимы деньги, и немалые. Поскольку собственного дохода писатель не имеет, он обращается к единственному спонсору - своему отцу. Для этого пишет длинное письмо, где чётко излагает свои намерения. Отец даёт разрешение на поездку, но отказывается выделять на неё средства. Бакунину приходится просить в долг у своего приятеля Герцена. Тот выделяет огромную сумму - 2 тысячи рублей. Теперь перспектива путешествия в Германию становится более реальной.

Незадолго до своего отъезда у Михаила происходит ссора с писателем Катковым, которая выливается в драку. В пылу Бакунин вызывает оппонента на дуэль, но на следующий день одумывается.

В Европе

В 1940 году Михаил Александрович Бакунин прибывает в Берлин. Там он заводит множество новых знакомств. Вливается в круги реформаторов. Больше всего его интересовала Русского философа горячо принимают в "гегелианский" клуб. Михаил пишет в различные немецкие газеты. Примерно в это время уклон его взглядов становится всё более "левым". Он пишет несколько революционных брошюр, которые были широко оценены в кругу различных социалистов. Помимо немецких философов в круг общения Бакунина входили также польские и русские эмигранты. Среди них был Иван Тургенев. После нескольких лет пребывания в Берлине Михаил знакомится с Марксом и даже несколько раз общается с ним.

Революционная деятельность

Через некоторое время философ переезжает в Париж, где теснее сближается с польской интеллигенцией. На одном из банкетов произносит речь с поддержкой права польского народа на самоопределение.

После этого становится понятно, что в Россию он вернуться не сможет. В Париже взгляды Бакунина всё больше радикализируются. Тут он примыкает к радикальным левым. По настоянию из Санкт-Петербурга Михаила высылают из Франции. Однако вскоре вспыхивает февральская революция, и Бакунин возвращается.

Михаил Александрович занимается организацией рабочих. Но из-за его радикальных взглядов новое правительство решает изгнать русского деятеля в Германию.

После этого он много путешествует по Европе. Во время пребывания в Праге издаёт несколько своих панславистских работ. Решает навсегда остаться в Европе, но в 1851 году его передают царской полиции и депортируют в Россию. Там он проводит время в заключении и ссылках. Четыре года Михаил Александрович Бакунин проживал в Томске. Затем совершил оттуда побег в Англию. Умер 19 июня 1876 года в Швейцарии, где и был похоронен.

Бакунин Михаил Александрович: основные идеи

Основные идеи русского философа базировались на материализме. Михаила Александровича можно охарактеризовать как "левого" идеолога. Он считал, что государственная власть должна быть полностью уничтожена. На её месте возникнет некое объединение различных общин. По утверждению Бакунина, каждая община может действовать абсолютно автономно. Власть коллективная. Как логический итог такого устройства - сильное развитие механизмов социального управления и взаимодействия. Общины должны были взаимодействовать между собой по принципу федерации.

За теорию такого устройства в обществе его неоднократно критиковали умеренные социалисты. По их мнению, центральная власть должна существовать, что полностью отрицал Бакунин Михаил Александрович. Идеи социального равенства и общинности по принципу коммун получили название "анархоколлективизм". При этом единственно возможным методом создания такого строя, по мнению философа, являлась революция. В качестве рассматривались наибеднейшие слои населения, так как они отличались высокой численностью и способностью к мобилизации. Революционные органы управления должны были исходить из низов.

Оценка коммунизма

Бакунин критиковал Маркса и его сторонников в контексте государства.

Он считал, что неизбежно приведёт к узурпированию власти. Вырождение революционеров в новый класс угнетателей было естественным следствием предложенного Марксом строя. Однако при этом сам Михаил Александрович высоко ценил труды немецкого философа и лично писал несколько положительных рецензий. В геополитической сфере он рассматривал Австрию и Турцию как основных врагов рабочего класса. Он считал, что эти империи должны быть уничтожены для достижения прогресса. Турция и Австрия угнетали множество народов, что было основной проблемой Европы, по утверждению Бакунина.

Панславизм

Во время эмиграции Бакунин огромное внимание уделял проблемам славян. Его панславистские труды стали известны по всей Европе. Он считал, что все славяне должны объединиться. Бакунин не рассматривал какую-то отдельную страну в качестве центра объединения. Наоборот, считал, что необходимо построить некую федерацию, где все славянские народы будут равны. За противоречие этому принципу он неоднократно критиковал правительства Австрии и Турции. Также уделял внимание польскому шовинизму. Частично затрагивал те же явления на территории Российской империи.

Последователи идей

Бакунин Михаил Александрович имеет множество последователей по сей день. В основном это радикальные анархисты. Они нашли некий симбиоз между трудами Бакунина и другого русского теоретика - Кропоткина. Чаще всего субкультурные маргиналы искажают представления философа о построении справедливого общества, доводя их до абсурда.

Помимо анархистов Бакунин уважаем и в кругах других "левых". Например, марксисты и необольшевики регулярно ссылаются на его труды. О том, что большевики разделяли часть взглядов анархиста, свидетельствует как минимум множество улиц, названных в честь философа. У входа в Кремль по приказу самого Ленина была выбита надпись "Бакунин Михаил Александрович". Краткая биография русского революционера входит в обязательную программу всех политологических институтов.