Миф о европе и зевсе краткое содержание. Похищение европы в живописи

Дочь финикийского царя. Имя её предположительно происходит от финикийского «заход » (Запад ) или от древнегреческого "широкоглазая",где ευρύς - широкий, όψις - глаз.

Личность Европы

Все версии сходятся в том, что она была сестрой Кадма , но указания на отца расходятся. По одной версии, она - дочь Феникса , внучка Агенора ; по поэту Асию - дочь Феникса и Перимеды . По другой, дочь Агенора и Телефассы ; либо дочь Агенора и Аргиопы . По редкой версии, дочь Тития .

Похищение Европы Зевсом

По местному мифу, Зевс возлежал с ней под платаном у Гортины . Согласно прасийским монетам, в ветвях самого платана , причем Зевс стал птицей . По версии Антимаха, Европа была скрыта Зевсом в пещере.

По другой версии, Европу скрывали в местечке Тевмесс в Беотии , супругом Европы называли Зевса-беотийца .

Впоследствии Европа вышла замуж за Астериона , царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы от Зевса.

Анализ мифа

Миф о Европе, несомненно, носит след зооморфизма , подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и Минотавре . Кроме Крита, Европа почиталась в Фивах , как местное божество. Геродот рационализирует сказание о Европе и считает её дочерью финикийского царя, которую похитили из Тира критские купцы .

Образ в искусствe



Работа «Похищение Европы » создана бельгийским скульптором-авангардистом Оливье Стребелем и была подарена Бельгией Москве .
  • В Одессе на Большой фонтанной дороге (9 станция Большого фонтана) установлен в 1994 г. в честь 200-летия города фонтан «Похищение Европы» (скульптор Токарев А.П., архитектор Чепелев В.Н.)

В астрономии

В честь Европы назван астероид (52) Европа , открытый в 1858 году и спутник Юпитера Европа известный с XVII века

В нумизматике

  • Похищение Европы изображено на кипрской монете номиналом 50 центов, имевших хождение в 90-х годах ХХ века .
  • Также Европа на быке изображена на аверсе монеты в 2 евро, выпущенной банком Греции при присоединении страны к зоне Евро и имеющей хождение по сей день.
  • Нa новых Евро-банкнотах нанесен водяной знак "Европа" из греческой мифологии. Первой в новом исполнении выпущена банкнота в 5 евро (02.05.13), второй - 10 евро (23.09.14). Этот же знак запланирован и для следующих номиналов.

Напишите отзыв о статье "Европа (мифология)"

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.419-420, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.565
  2. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб, 2005. С.9
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. Гомер. Илиада XIV 321; Гесиод. Перечень женщин, фр.141 М.-У.; Вакхилид. Дифирамбы XVII 31; Антимах. Фиваида, фр.3 Висс; Мосх. Европа, ст.7
  5. Павсаний. Описание Эллады VII 4, 1
  6. Овидий. Метаморфозы II 858; Гигин. Мифы 155; Лукиан. Морские разговоры 15, 1
  7. Гигин. Мифы 178
  8. Схолии к Платону. Тимей 24е // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.223, видимо, речь о другой Европе
  9. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 7 далее
  10. Феофраст. История растений I 9, 5; Плиний Старший. Естественная история XII 11 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.226
  11. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.216
  12. Павсаний. Описание Эллады IX 19, 1
  13. Филострат. Письма 47 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.211
  14. Геродот. История I 2 ()
  15. (рус.) . Optima Tours (21 февраля 2009). Проверено 21 февраля 2009. .
  16. Фонтаны Москвы#Фонтан «Похищение Европы»

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • www.new-euro-banknotes.eu/Europa-Series/The-Myth-of-Europa

Отрывок, характеризующий Европа (мифология)

Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушел из дома. Во фраке и круглой шляпе Николай бродил по городу, разглядывая французов и их мундиры, разглядывая улицы и дома, где жили русский и французский императоры. На площади он видел расставляемые столы и приготовления к обеду, на улицах видел перекинутые драпировки с знаменами русских и французских цветов и огромные вензеля А. и N. В окнах домов были тоже знамена и вензеля.
«Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему. Это дело решенное – думал Николай – между нами всё кончено, но я не уеду отсюда, не сделав всё, что могу для Денисова и главное не передав письма государю. Государю?!… Он тут!» думал Ростов, подходя невольно опять к дому, занимаемому Александром.
У дома этого стояли верховые лошади и съезжалась свита, видимо приготовляясь к выезду государя.
«Всякую минуту я могу увидать его, – думал Ростов. Если бы только я мог прямо передать ему письмо и сказать всё, неужели меня бы арестовали за фрак? Не может быть! Он бы понял, на чьей стороне справедливость. Он всё понимает, всё знает. Кто же может быть справедливее и великодушнее его? Ну, да ежели бы меня и арестовали бы за то, что я здесь, что ж за беда?» думал он, глядя на офицера, всходившего в дом, занимаемый государем. «Ведь вот всходят же. – Э! всё вздор. Пойду и подам сам письмо государю: тем хуже будет для Друбецкого, который довел меня до этого». И вдруг, с решительностью, которой он сам не ждал от себя, Ростов, ощупав письмо в кармане, пошел прямо к дому, занимаемому государем.
«Нет, теперь уже не упущу случая, как после Аустерлица, думал он, ожидая всякую секунду встретить государя и чувствуя прилив крови к сердцу при этой мысли. Упаду в ноги и буду просить его. Он поднимет, выслушает и еще поблагодарит меня». «Я счастлив, когда могу сделать добро, но исправить несправедливость есть величайшее счастье», воображал Ростов слова, которые скажет ему государь. И он пошел мимо любопытно смотревших на него, на крыльцо занимаемого государем дома.
С крыльца широкая лестница вела прямо наверх; направо видна была затворенная дверь. Внизу под лестницей была дверь в нижний этаж.
– Кого вам? – спросил кто то.
– Подать письмо, просьбу его величеству, – сказал Николай с дрожанием голоса.
– Просьба – к дежурному, пожалуйте сюда (ему указали на дверь внизу). Только не примут.
Услыхав этот равнодушный голос, Ростов испугался того, что он делал; мысль встретить всякую минуту государя так соблазнительна и оттого так страшна была для него, что он готов был бежать, но камер фурьер, встретивший его, отворил ему дверь в дежурную и Ростов вошел.
Невысокий полный человек лет 30, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему то заметил Ростов. Человек этот разговаривал с кем то бывшим в другой комнате.
– Bien faite et la beaute du diable, [Хорошо сложена и красота молодости,] – говорил этот человек и увидав Ростова перестал говорить и нахмурился.
– Что вам угодно? Просьба?…
– Qu"est ce que c"est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты.
– Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах.
– Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать.
– После, после, завтра. Поздно…
Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его.
– От кого? Вы кто?
– От майора Денисова, – отвечал Ростов.
– Вы кто? офицер?
– Поручик, граф Ростов.
– Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир.
Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти.
Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его.
– Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос.
Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов.
Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой.
– Жалко, жалко молодца; давай письмо.
Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d"honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе.

Похищение Европы (миф древней Греции)

У финикийского царя Агенора было три сына и одна дочь, нежная и прекрасная девушка по имени Европа. Все любили прелестную Европу, а отец и братья так души в ней не чаяли. Когда она улыбалась, как будто ясное солнышко вспыхивало во дворце, а смех ее был подобен нежному перезвону колокольчиков.

Однажды приснился Европе странный сон, будто Азия и другой материк, который отделен от нее морем, в виде двух женщин борются за нее. Тащат они несчастную Европу в разные стороны, каждая к себе ее тянет. Не хотела Азия, которая воспитала и вскормила Европу, отдавать ее, но силы ее иссякли, и она опустила руки.
Проснулась Европа и со страхом стала вспоминать свой непонятный сон. Потом она долго молилась богам, чтобы они защитили ее и не дали в обиду злым силам. Шло время, все оставалось по-прежнему, никакие невзгоды не омрачали беззаботной и счастливой жизни Европы, и она забыла свой сон и свои страхи.Вместе со своими подругами бродила как-то Европа по морскому берегу, усыпанному золотым песком, на цветущих лугах собирала чудесные белые, как морская пена, лилии, пышные алые розы и пестрые крокусы. А в это время великий громовержец, раздвинув облака, смотрел с высокого Олимпа на Финикию. Увидел он на морском берегу прелестную Европу, она ему так понравилась, что он решил похитить ее.
Девушки уже набрали полные корзины цветов и теперь, взявшись за руки, водили веселые хороводы, и вдруг увидели на берегу огромного быка. Он был совсем не страшный, большой и добродушный. Шерсть на его боках отливала золотом, изогнутые золотые рога возвышались над его могучей и благородной головой. Белое пятно на широком лбу сияло, словно серебряная звезда. Это был Зевс, он, чтобы не испугать девушек, превратился в быка и шел теперь по берегу, покачивая крутыми боками.
Девушки с веселым смехом окружили чудесного быка, они гладили его золотую шерсть, тянулись к изогнутым рогам. Бык подошел к Европе, и она стала играть с ним, ласково гладила его голову своей нежной рукой. Бык улегся у ног прекрасной девушки, он так умоляюще смотрел на нее, как будто просил сесть к нему на спину. Девушка в шутку устроилась на широкой спине быка и, смеясь, махала рукой своим подругам, приглашая их присоединиться к ней. Но в это время бык легко сорвался с места и стремительно помчался к морю. Европа испугалась и стала звать на помощь.
Все произошло так быстро, что не успели девушки прийти в себя от неожиданности, как Европа уже плыла по морю на широкой спине золотошерстого быка. Она плакала и протягивала руки к родному дому, но берег быстро удалялся и скоро совсем пропал из виду. Могучий бык стремительно рассекал морские воды, соленые брызги летели от него во все стороны, но ни одна не попадала на Европу.
Сам Посейдон поднялся на поверхность моря и мчался теперь впереди Зевса и Европы, укрощая волны своим сверкающим трезубцем. Так и увез всесильный Зевс прекрасную Европу из родного дома. Поселил он ее на Крите, там, где когда-то прошло его детство в компании веселых и заботливых куретов.

Легенда о похищении Европы Зевсом является одним из самых востребованных древнегреческих мифов в мировом искусстве. Зевс, известный своей слабостью к красивым девушкам, влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора. Однажды, когда девушка гуляла по берегу моря с подругами, бог явился к ним в облике красивого быка. Девушки стали играть с животным, украшать его гирляндами из цветов, а когда Европа забралась на спину быку, он бросился в море и увез девушку на остров Крит. Здесь она стала женой Зевса и родила ему трех сыновей, которые в дальнейшем стали правителями острова.

Сюжет о похищении Европы лег в основу некоторых литературных произведений, скульптур, но больше всего он привлекал художников: не менее 11 живописцев изображали этих персонажей на своих картинах. В России наиболее известна работа В. Серова «Похищение Европы» (1910). Хотя художник планировал создать декоративное монументальное панно, это произведение знакомо нам как станковая картина. Серов использовал прием стилизации, характерный для модерна, и создал свою версию античного сюжета, далекую от канонов. Чтобы подчеркнуть динамику движения, художник вытягивает силуэты быка и дельфинов. Оригинально и цветовое решение картины. Согласно мифу Зевс превратился в белоснежного быка, а Серов изобразил его рыжим. Это оранжевое пятно на фоне фиолетового моря очень выразительно. Хотя ранняя смерть художника не позволила закончить картину, она является одной из самых узнаваемых в творчестве Серова. В европейской живописи одним из первых этот сюжет был использован Тицианом в картине «Похищение Европы» (1562). На ней изображен все тот же эпизод с испуганной красавицей на спине плывущего быка. Возможно, эта работа подверглась негативному влиянию времени, но на сегодняшний день на картине у быка-Зевса такие глаза, словно он уже несколько раз раскаялся в содеянном.

Жан Кузен старший. 1550

Паоло Веронезе. 1578

Рембрандт.1632

Корнелис Шут I. 1640-1642

Франческо Альбани. 1645

Франсуа Буше.1732-1734


Франческо Дзукарелли.1740-1750

Франсуа Буше. 1747

Французская школа. XVIII век

Себастьяно Конка

Клод Лоррен. 1667

Лука Джордано. 1675-1677

Джованни Доменико Ферретти. 1720-1740

Ноэль-Николя Куапель.1727

Джованни Баттиста Тьеполо. 1725


Жан Батист Мари Пьер. 1750


Похищение Европы. Гюстав Моро. 1869


Антонио Караччи


Похищение Европы. Симон Вуэ, 1640


Похищение Европы. Валентин Серов, 1910 г.



Похищение Европы. Николай Бурдыкин

Богиня Европа

Европа - древнее догреческое божество земледелия, в греческой мифологии дочь Агенора, финикийского царя Ханаана и Телефассы, сестра Кадма. По Гомеру Европа была дочерью красного солнечного божества Финика.
Noel-Nicolas Coypel

Влюбившийся в Европу Зевс похитил ее, то ли превратившись сам в белоснежного быка с маленькими жемчужными рожками, то ли послав за ней быка, которого из благодарности превратил потом в созвездие Тельца. На спине этого прекрасного белого быка Европа переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманта

Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия ("звездного"), усыновившего и воспитавшего ее детей от Зевса.
Похищение Европы Франсуа Буше, 1734


При расставании Зевс подарил своей возлюбленной волшебного пса Лайлапа. А царю Астерию Зевс милостиво даровал могучего медного пеликана Талоса, который должен был охранять Крит, трижды в день обходя остров. А на небо поместил божественного быка - созвездие Телец, как напоминание Европе о его великой любви к ней.
Jean-Baptiste-Marie Pierre


Похищение Европы Симон Вуэ, 1629

С мифом о Европе связана история ее брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах.
Stas Sugintas


Александр Сигов

Матерью знаменитых царей и судей, супругой олимпийского Зевса Европа выступает в героической мифологии, однако это исконно хтоническое божество.
Паоло Веронезе


Рембрандт 1632


Francesco Albani


Ее имя означает "широкоглазая" (эпитет луны) или "широкогласная", она является коррелятом древнего Зевса Евриопа ("широкогласного"), восходящего к догреческим культам Северной Греции и Малой Азии.
Maarten de Vos


Близка Европа к хтоническому Зевсу Додонскому, от брака с которым у нее родился сын Додон - покровитель святилища Додоны. B Беотии супругой Зевса считалась Деметра-Европа, а ее сыном Трофоний - хтонический демон.
Guido Reni

У Павсания также есть упоминание, что сыном Зевса и Европы считался Карн. Европу сближали с хтоническими богинями, иногда отождествляли с ними, так, например, в Сидоне Европа не отличалась от богинь Селены и Астарты.
Она наделена растительными и животными функциями, ее образ объединяет весь космос (включая небо, землю и подземный мир); отождествлялась с Луной.

Однажды, когда Европа, дочь царя Сидона Агенора, гуляла со своими подругами на берегу моря, играя и собирая цветы, неведомо откуда появился ослепительно белый бык с загнутыми рогами в виде полумесяца. Кажется, его привлекли забавы девушек, и он сам готов с ними поиграть. Мирно помахивая хвостом, он подходит к Европе и подставляет ей свою широкую спину. Ничего не подозревая, дева усаживается на спину мирного животного. Но бык внезапно становится бешеным. Его ласковые, любопытные глаза наливаются кровью, и он стремительно бросается в волны. Европе не остается ничего другого, как крепко держаться за рога.
В открытом море, с появлением дельфинов и других морских тварей, поднявшихся со дна, чтобы приветствовать и сопровождать быка, у Европы не осталось ни малейшего сомнения, что облик ее похитителя принял бог. Но какой? В отцовском доме она видела множество гостей из заморских стран, посещавших Сидон по торговым делам, и научилась различать по одеждам ассирийца от египтянина, египтянина от ливийца, ливийца от обитателя богатого острова Кефтиу (Крита). "Очевидно, и боги одеваются так, как их почитатели? - думала девушка. - И не потому ли этот хитрый бог принял облик быка, чтобы отец, узнав от подруг, кто меня похитил, не догадался, где искать?"
Она с силой схватила клок шерсти, надеясь, что под ним скрывается какая-нибудь из знакомых ей одежд. Но шерсть была плотной, и в ладони осталось лишь несколько волосков, золотившихся на солнце. Бык повернул голову, и Европа не уловила в его огромных, светлых от морской синевы глазах ярости. Они стали почти человеческими и напомнили ей глаза юноши-простолюдина, приходившего на берег моря и издали молча смотревшего на нее долгим взглядом.
Вдали показался гористый берег. Бык стал плыть быстрее, словно чувствуя за спиной погоню. Но море опустело: морские твари отстали, не в силах плыть с быком наравне.
"Нет, это не Египет, - думала девушка. - Отец рассказывал, что берег у места впадения Нила в море плоский, как ладонь, поросший во многих местах камышом. - Значит, это остров? Но какой? Мало ли в море, простирающемся до столпов Мелькарта, островов, к которым захотел бы пристать бык?"
Бык выбрался на берег и, дав Европе спуститься, отряхнулся. Ослепленная градом холодных брызг, девушка стала вытирать лицо ладонями, когда же отняла их, то увидела, что на месте быка стоит юноша с узкой, осиной талией и широкими плечами. На голове у него диадема, которую носят только на Кефтиу.
"Бог Кефтиу!" - сообразила она в то мгновение, когда юноша подхватил ее и с быстротой молнии повлек в видневшееся в скалах черное отверстие пещеры... От этого союза Европа родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа. (