Методика работы над выразительностью речи. Правила чтения сказок Правило 1 как читать русские сказки

Психологи не перестают утверждать, чтение сказок положительно влияет на развитие ребенка. Сказка на ночь – это внимание и любовь родителей, которые трудно переоценить. Это поучительная история, которая закладывает в подсознание мораль. Это развитие фантазии, помогающее крохе в будущем. Сейчас можно читать сказки онлайн с планшета или телефона, удобных приложений. Можно рассказывать малышу истории из красочных книг или включать аудиосказки. Но какой способ даст больше пользы ребенку?

Читаем сказки правильно

Психологи уверяют, что если родители будут начитывать книгу без выражения, не вкладывая в текст свою любовь, эффект от этого будет не так хорош. Важно не просто озвучивать предложения, написанные на страницах или мониторе планшета. Стоит проживать историю вместе с героем. Своим голосом вы можете помочь ребенку пережить удивление, радость, разочарование.

Читайте выразительно, делайте паузы, озвучивайте диалоги с разной интонацией.

Уделяйте на чтение достаточное время. Ребенок ныряет в сказочный мир, не оставляйте его там одного. Но и не перегружайте кроху большим количеством информации. Три сказки на ночь малышу будет тяжело «переварить».

Ребенку до трех лет читают сказки не более десяти минут. Ребенку постарше от 15 до 30 минут.

Не обязательно читать сказку перед сном. Вы можете делать это днем, если ребенок находится не в активном состоянии и из него не плещет энергия. Важно, чтобы малыш хорошо воспринимал информацию, не было слишком уставшим. Взять с собой планшет можно в поликлинику, метро, в парк или поезд. Вместо игр на телефоне, вы можете закачать приложение и знакомить малыша с прекрасным.

Читайте сказку в любое удобное время и в любом удобном месте.

Психологи советуют превратить ритуал чтения на одно из самых любимых занятий ребенка. Для этого родителям нужно постараться. Выбирать сказки следует по возрасту, они должны быть интересными, яркими. Читать их стоит, вкладывая любовь. Тогда же данный ритуал можно использовать в воспитательных целях, если ребенок провинился. Специалисты настоятельно рекомендуют не наказывать малыша криками, унижениями, стоянием в углу. Вместо этого следует коротко побеседовать с ребенком, описать свои чувства, попросить не повторять больше плохое поведение. Как наказание, можно перестать читать сказки с картинками в течение недели.

Сказки могут стать помощником в воспитании ребенка.

Выбирайте правильно книги для ребенка. Истории должны быть интересными и поучительными. Следите за реакцией малыша. Обязательно обговорите после прочтение то, что ваше чадо поняло из прочитанного. Обговорите поведение, представьте себя на месте героев, спросите, как бы на их месте поступил ребенок.

Добрых ночей вам и вашему ребенку!

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ СКАЗКУ? ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

3. Прежде чем рассказать сказку малышу, убедитесь, что она простая и сможет донести до него нужную идею. Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Но важно, чтобы родители подбирали сказки по возрасту и развитию своих деток.

4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка.

5. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить. Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.

6. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

7. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

8. Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.

9. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т.д.. Хотим заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.

10. Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка.

11. Не выбирайте страшных сказок, будоражащих воображение.

13. Читайте сказку медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

14. Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

15. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем сказок, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание!

Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению – есть один простой секрет. Начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребенка.

16. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

17. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

18. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

19. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

20. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

21. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

22. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.

23. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

24. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

25. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

26. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

27. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.


Чтобы маленькому ребенку было интересно слушать, сказки желательно не читать по книге, а рассказывать. Ведь недаром они и называются «сказками», от того что их «сказывают».

6 правил чтения или рассказывания сказок детям

  1. «Живое слово» даст возможность смотреть не в книжку, а на ребенка. И при необходимости быстро реагировать на его эмоции, делать паузу, менять интонацию.
  2. Погрузиться в мир сказки, вникать в смысл рассказанного, научиться понимать характеры персонажей поможет способ рассказывания. При этом жест, мимика и голос помогут передать события, характер персонажей.
  3. Рассказывать сказку надо так, как будто говорящий сам был участником этих событий. Если сказка вам еще не знакома, перечитайте ее несколько раз, дословно учить не обязательно. Смысл сказки важно передать не только словами, но и эмоциями.
  4. При рассказывании сказок желательно соблюдать все традиции: начинать с зачина, а заканчивать концовкой.
  5. За раз детям, в зависимости от возраста, можно читать от 1-2 до 3-5 коротких стихов, рассказов или сказок. Очень важно соблюдать меру, чтобы малыш не устал и не потерял интерес. Заканчивать чтение нужно тогда, когда ребенок просит еще почитать (так же, как и из-за стола нужно вставать с легким чувством голода).
  6. С детства нужно заложить основы культуры чтения. Поэтому каждый раз сначала необходимо знакомить ребенка с книгой: озвучить автора, название и жанр произведения.

Общение с книгой – это не только шаг к развитию образного мышления и интеллекта ребенка. Это и прекрасное средство воспитания!

Тема:Внеклассное чтение. Русские народные сказки. Викторина по сказкам. Озвучивание иллюстраций из народных сказок. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».Чтение сказки по ролям. Инсценирование сказки.

Задачи:

    расширить представление о волшебной сказке;

    учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

    обогащать словарный запас школьников;

    развивать речевое чутьё на основе сравнения сходных выражений, устаревших и современных (развитие речи).

Цели:

    обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;

    создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;

    продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, свою точку зрения;

    воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувств ответственности, умение принимать решения в сложившихся ситуациях.

Ход урока

    Организационный момент .

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки шире открываем,

Слушаем, запоминаем

И красиво отвечаем.

II. Скороговорка:

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре-старушки

Все четыре большие болтушки.

III .Проверка домашнего задания. Работа в группах.

Конкурс лучшего чтеца отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

IV .Сообщение темы и цели урока.

1.Слово учителя .

Книги учат детей

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

2. Прочитайте предложения .

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве.

Жилибылидедибаба.

Жилибылистариксостарухой.

-Что это такое?(Зачин сказок)

-А какой конец у сказки обычно?

3.Актуализация знаний .

Слово учителя о сказке. Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др)

Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ …..» Продолжите (намёк, добрым молодцам урок)

III. Изучение нового материала.

А) -Посмотрите на картинки. Какие герои, предметы вам знакомы? (Перо Жар-птицы, печь, яблоко, Иван царевич, Баба Яга, Колобок, Лиса, Петух и т. Д.)

Знаете ли фамилии писателей, которые написали сказки об этих героях? Почему?

В ваших книгах, которые вы принесли одна сказка или несколько? (Сборник)

VI. Из какой сказки эти вещи

    Туфелька («Золушка»)

    Стрела («Царевна- лягушка»)

    Сапог («Кот в сапогах»)

    Невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Печка («По щучьему веленью»)

    Кому принадлежат эти слова:

- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Корова – «Хаврошечка»)

- «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная» (Морозко)

«Не пей, братец, козлёночком станешь» («Алёнушка»)

- «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)

«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван-дурак)

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

«Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша)

«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве» (Царевна-лягушка)

IV Викторина

    Ответь на вопросы.

    • Чем угощала лиса журавля? (кашей)

      Чем подавился петушок? (бобовым зёрнышком)

      Из чего варил солдат кашу?(из топора)

      Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси- лебеди»? (платочек)

      Кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси- лебеди»? (мышка)

      Кого заморозил Мороз-синий нос?(купца)

      Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»

Ну, доченьки, мы на ярмарку поедем! Вам гостинцев привезём, а вы. деточки, за Иванушкой приглядывайте, чтобы не бы беды.

Выходит девочка и плачет. Как же мне не плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела за ним. Может быть, вы мне подскажите, где его искать?

- Это героиня какой сказки?

- Это героиня русской народной сказки “Гуси-лебеди”.

- А ещё какие бывают сказки?

На доске.

Какие сказки появились раньше?

Раньше появились сказки народные.

Как дошли до наших дней народные сказки?

Их рассказывали взрослые детям.

А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве” ...

В сказках часто встречаются устаревшие слова “око”, “перст”, “уста” ...

В сказках есть поговорки и пословицы, фразеологические (устойчивые) обороты: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

В сказках есть волшебные цифры: три медведя, одно дело совершается три раза...

В сказках разговаривают звери, растения, предметы.

Почти во всех сказках побеждает добро.

В сказках может быть волшебство.

III . Физминутка.

IV. Чтение сказки “Гуси-лебеди” по абзацам детьми.

Перед чтением вопрос :

Почему с детьми приключилась беда?

- Дочка побежала на улицу, заигралась, загулялась, ушла со двора.

V .Работа по вопросам учебника.

Расскажите, с какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке?

    Баба-Яга

    яблонька

    гуси-лебеди

    печка

    речка.

Кто и почему помог девочке с братцем убежать от Бабы-Яги? Кто были её добрые помощники в пути? .

VI. Речевая работа.

Как вы понимаете:

Сидит ни жива, ни мертва” - очень испугалась, замерла от испуга.

Зачем на глаза явuлась” - зачем пришла.

Подбери слова синонимы:

    кликала” - звала;

    причитывала” - говорила с плачем;

    “покуда” - пока;

    мой батюшка” - отец.

    худо будет” - плохо;

Работа со словом яблонька

. Посмотрите внимательно на слова и найдите другие слова(конь,блок…)

«Знаешь ли ты сказки?»

Я начинаю,а вы продолжаете

    Курочка -….

    Баба-…

    Жар-…..

    Иванушка- ….

    Царевна - …..

    Гуси - …

    Ковёр - ….

    Скатерть- …

    Сапоги - ….

    Сивка - …..

VIII .Разгадывание кроссворда.

Героиня сказки, которая украла петуха.

Героиня сказки «Волк и семеро козлят».

Главный герой сказки «По щучьему велению».

Непоседа, который укатился от бабушки и дедушки.

Имя девочки из сказки «Три медведя»

Вставь имя героя и название сказки: «…- ясный сокол»

Как звали девочку, чей братик превратился в козлёночка?

Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку?

Героиня сказки «Бурёнушка».

IX. Итог урока.

Чему нас учит эта сказки?

    надо слушаться старших;

    быть скромным и вежливым;

    на добро отвечать добром.

Сказка - один из важнейших литературных жанров, с которым дети встречаются уже в раннем детстве.

Через сказки ребенок овладевает языком своего на­рода, начинает понимать его красоту, знакомится с родной природой, обычаями, укладом русской жизни, учит­ся преодолевать трудности, бороться со злом; у ребенка появляется стремление быть добрым, отзывчивым, тру­долюбивым, храбрым.

Само название сказки (полученное от слова сказы­вать - говорить, рассказывать) определяет форму ее исполнения. Читается сказка (по книге или наизусть) всегда в простой, разговорной манере. Педагог обра­щается к детям, как бы желая воспроизвести им историю, событие, случай, свидетелем которого он был сам (распространенная сказочная формула: «Я там был») или который хорошо знает, ясно представляет («Жили-были кот да петух»).

Естественное общение с детьми - одно из главных условий чтения сказки. Необходимость соблюдения этого условия диктуется самим текстом сказки, в котором постоянно содержится или обращение к слушателям; «И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас с тобой в гости ждут» («Жихарка»), или вопрос: «Кто не верит, пусть посмотрит - бегают по двору цып­лята или нет» («У Солнышка в гостях»), или указание: «А что - догадайтесь сами» («Мальчик и злая медве­дица»).

Читая сказку, учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь была обращена к детям, звучала живо, естественно, чтобы дети внимательно следили за развитием сюжета, активно переживали события, вме­сте с учителем волновались за судьбу героев, радова­лись счастливому концу.

В основе каждой сказки лежит реальная действи­тельность. Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям пре­поднесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересо­ваться.

Фантастика сказки находится в связи с действитель­ностью, подчинена жизненным задачам и передает ре­альные стремления людей, их мечты, желания. Эта осо­бенность сказки требует чтения ее в обычных для быто­вого общения интонациях. Некоторая таинственность, свойственная волшебным сказкам, должна соблюдаться в зачине, который как бы вводит ребенка в сказочный мир, где все может быть необычно, а также гири переда­че чудесных событий.

Сказки строятся на принципе антитезы: добро проти­вопоставляется злу («Лиса, заяц и петух»), трудолю­бие - праздности («Крошечка Хаврошечка»), ум - глупости («Лиса и козел») и т. д. Эту особенность ска­зок надо учитывать при чтении. Места, в которых про­тивопоставление дается особенно ярко, следует выделять голосом, заострять на них внимание учеников.

Подчеркивание контрастных мест усиливает впечат­ление от сказки, делает ее особенно понятной детям и подводит их к верному восприятию вывода, который следует за противопоставлением.

В сказках герой даются прямолинейно. Развитие характера, эволюция образов, как правило, в ник отсут­ствует. Сказочные герои либо носители добра, наделен­ные различными положительными чертами (гуманизмом, честностью, справедливостью, отвагой, трудолюбием и т. д.), например падчерица («Морозко»), Иван («Конек-горбунок»), Маша ("Девочка и медведь»), петух («Лиса, заяц и петух), либо носители зла, которым при­сущи всевозможные отрицательные качества (день, ко­варство, жадность, ханжество, лицемерие и др.) напри­мер три дочери хозяйки («"Крошечка Хаврошечка»), Баба Яга («Гуси-лебеди»), волк («Козлята и волк») и т.д.

Особенность характеров героев, сказок определяет своеобразие их чтения. Учителю следует так передавать каждого из них, чтобы дети сразу же, с момента самого первого упоминания, поняли, о ком будет идти речь, каков этот герой, как к нему относиться, сочувствовать ему или, наоборот, осуждать его, возмущаться им. Чте­ние положительных героев потребует теплого отношения читающего, ласковых, одобрительных интонаций. Воспроизведению отрицательных героев будут соответство­вать сухие, неприязненные интонации, передающие недовольство, осуждение, возмущение.

Так, например, в сказке «Крошечка Хаврошечка» место, оде впервые упоминается о героине: «К таким-то и попала Крошечка Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, и прядет, она и прибирает, она и за все отве­чает», следует прочитать сочувственно, тепло, ласково, выделив слова «Крошечка Хаврошечка», «осталась она сиротой», чтобы сразу же вызвать к ней сочувствие, сим­патию детей. Слова «взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и тает, и прядет, она и приби­рает, она и за все отвечает» должны прозвучать обра­щением к детям, чтобы они живо заинтересовались ее судьбой, задумались над тем, как же быть, как помочь Хаврошечке.

Действие в сказке начинается сразу («Посадил дед репу...», «Лежала в поле лошадиная голова...», «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку...», «Идут двое сирот - братец Иванушка и сестрица Аленушка...») и развивается непрерывно. Одна картина сменяется другой.

Возьмем для примера сказку «Лиса, заяц и петух». Только что лиса выгнала зайца из избушки, как ему уже повстречались собаки, убежали собаки -повстречался медведь, ушел медведь- повстречался петух и т. д.



Каждая картина оказии рисует конкретный случай, законченный эпизод, в котором участвуют определенные герои. При чтении следует очень внимательно вдумы­ваться в эпизоды, понять их значение для общего развития действия, ясно представлять действующие лица.

Так, читая встречу зайца с медведем («Лиса, заяц и петух»), надо правильно словесно воспроизвести образ медведя: отметить его величину, неуклюжесть, прочитать низким голосом, замедленно, выделив слова, которые особенно ярко его характеризуют: «медведь», «заревел», «ушел». По сравнению с чтением предыдущего эпизода (встречи зайца с собаками) этот эпизод нужно читать более значительно, так как напряжение в нем возра­стает. Передавая его, учитель должен стремиться повы­сить интерес детей к развитию сюжета, заставить их сильнее волноваться за судьбу зайки, напряженно ждать результата от обещания медведя и почувствовать неудов­летворенность при его испуге.

Поскольку картины в сказке рисуют завершенный конкретный случай, каждая из них при чтении отделяется от последующей длительной паузой. Это дает возможность ребенку осознать прочитанный эпизод, пере­жить то, о чем в нем рассказывается, определить свое отношение к действующим лицам и подготовиться к прослушиванию следующей картины.

У сказок всегда счастливый конец: добро в них по­беждает, зло наказывается. Эту особенность надо пом­нить гари чтении. Конец следует читать несколько замед­ленно, передавая интонацией удовлетворение, чтобы де­ти ощутили радость от счастливой развязки.

Сказка имеет свои выработанные веками художест­венные приемы, которые необходимо строго соблюдать при чтении. Это прежде всего прием трехкратного повто­рения. Эпизоды в сказках, как правило, повторяются трижды. Трижды Морозко обращается к падчерице («Морозно»), трижды Лиса посещает деревни («Лисич­ка со скалочкой»), трижды выполняет Василиса Пре­мудрая задания царя («Царевна-лягушка») и т. д.

Прием трехкратного повторения имеет большое смыс­ловое значение. Он передает постепенное нарастание напряжения, которое в третьем случае достигает наи­высшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает перелом в действии.

Так, например, в сказке «Гуси-лебеди» в первый раз девочка только заметила гусей, посланных за ней Бабой Ягой. Во второй раз гуси оказались совсем близко: «ле­тят навстречу», «вот-вот увидят ее с братцем». Напря­жение нарастает, гуси того и гляди догонят девочку. В третий раз гуси-лебеди «увидели ее, загоготали, нале­тают, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вы­рвут». И только после этого третьего повторения гуси «ни с чем улетели к Бабе Яге».

Повторы волнуют детей, помогают лучше понять и запомнить сказку. Поэтому их необходимо соблюдать при чтении: выделять слова, которые передают возра­стание напряженности, особенно значительно произно­сить последний повтор, так как он является моментом высшего напряжения, настораживает ребят и подготав­ливает их к восприятию того, что последует за ним. Повторы придают ритмичность сказочному стилю и дик­туют не торопливость изложения.

Сказкам присущи устойчивые выражения («слезами умывалась», «как сыр в масле катается», «деревце за деревце», «кустик за кустик» и т. д.), постоянные эпитеты («наливное яблочко», «темный лес», «чистое поле», «молочная река», «кисельные берега» и пр.), тавтологические повторения («затужил-заплакал», «живут-поживают», «ждал-пождал», «заигралась-загулялась» и др.) Эти художественные приемы имеют большое значение для создания определенного сказочного образа или дей­ствия. Они усиливают впечатление, делают образы и действия осязательными, конкретными, поэтичными и понятными, тавтологические повторения способствуют яркому восприятию действия или состояния, усиливают напряжение. Поэтому при чтении все эти приемы необ­ходимо учитывать: устойчивые выражения, эпитеты под­черкивать голосом, передавать эмоционально, чтобы дети поняли значение и почувствовали красоту их. Тавто­логические повторы нужно произносить в замедлен­ном темпе, с некоторой напевностью; это даст возмож­ность ученикам лучше осознать их смысл, воспринять ритм.

В текст оказии часто вплетаются рифмованные песенки. Эти песенки органически связаны с содержанием сказки. Они передают состояние или настроение героя (жалобная песенка братца Иванушки ив сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), выражают его наме­рение (песня медведя из сказки «Липовая нога»), слу­жат условным знаком (песня козы из сказки «Козлята и волк»), используются как прием заманивания (песенка Лисы из сказки «Кот, петух и лиса») и т. д. Поэтому чтение их не должно выделяться из общей передачи текста сказки. Учитель может пропеть их на несложный мотив, который наиболее подходит к раскрытию содер­жания песенки, или прочитать нараспев, соблюдая ин­тонации, которые наиболее ярко будут передавать смысл песенки, характер и настроение героя, который ее поет.

Так, например, читая песенку братца Иванушки («Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), учителю следует ясно показать состояние Иванушки, его настрое­ние и ту опасность, которая ему угрожает:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Кладут костры высокие,

Горят огни горючие,

Кипят котлы кипучие,

Точат ножи булатные,

Хотят меня зарезати!

Две первые строки надо прочитать так, чтобы дети почувствовали жалобную просьбу Иванушки, поняли, что Аленушка для него единственно близкий человек, на помощь которого он может рассчитывать. Эти строки потребуют негромкого голоса, некоторой напевности, жалобных интонаций. Слова «сестрица моя» надо про­изнести нежно, ласково, так как они передают любовь и привязанность Иванушки к сестре.

Чтение последующих строк должно быть произведено так, чтобы ученики предоставили, какая страшная опас­ность грозит Иванушке, и заволновались за его судьбу. Перед последней фразой: «хотят меня зарезати» - надо сделать паузу, так как эта фраза разъясняет, для чего «кладут костры», «горят огни», «точат ножи». Постанов­ка ее будет способствовать возрастанию напряжения. При чтении песенок необходимо соблюдать межстихо­вую паузу она подчеркивает их ритмичность и способ­ствует более четкому восприятию того, о чем говорится в каждой строчке.

Одной из характерных особенностей сказки является ее немногословие. Сказка скупа на слова, в ней нет ничего лишнего. Каждое ее олово веско, значимо, дина­мично, предельно насыщено содержанием, метко и поэ­тично.

Так, например, рисуя картину нестерпимо жаркого летнего дня («Братец Иванушка и сестрица Аленуш­ка»), сказка ограничивается краткими замечаниями: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Любо­пытство петуха, хитрость и ловкость лисы («Кот, петух и лиса») передается всего лишь одной фразой: «Пету­шок выглянул, а она его цап-царап - схватила и понес­ла», а быстрота действий лисы - одним выражением: «Цап-царап».

Эти особенности языка сказки: краткость фраз, зна­чимость слов, часто встречающаяся инверсия, присущие разговорному языку, требуют от читающего особен­ной чуткости к каждой фразе, выражению. Учитель должен вдумываться в слова сказки, видеть за ними действие, картину, настроение героя. Только в этом слу­чае его чтение будет живым, ярким, эмоциональным.

При чтении сказки надо обращать внимание и на ее юмор. Умело переданный, он всегда радует детей, до­ставляет им удовольствие. Глупый козел послушался совета хитрой лисы, прыгнул в колодец и попал в беду («Лиса и козел»); Баба Яга, уверенная в своей ловко­сти, оказывается одураченной мышкой («Гуси-лебеди»); медведь, не подозревая, что Машенька сидит в коробе, удивляется тому, что она такая «глазастая - все видит».

Чтобы дети поняли юмор оказии, учитель должен места, рисующие нелепость положения, в которое попа­дают глупые и злые герои, читать с лукавством, ирони­ей, выделять слова, подчеркивающие комизм положения. Например:

Лисичка села волку на спину , он ее и понес .

Сидит лиса да потихоньку говорит:

Битый небитого везет, битый небитого везет.

- Что ты там, Лисонька, говоришь?

А я говорю: битый битого везет.

- Так , милая, так !

(Русская народная сказка

«Лисичка-сестричка и серый волк»)

Включенные в программу сказки можно разделить на две группы: сказка о животных и волшебные сказки.

Сказки о животных рассказываются преиму­щественно ученикам I-II классов. Они невелики по объему, просты по содержанию и форме. Сюжет их реа­листичен.

Для чтения этих сказок характерна естественная раз­говорная интонация со всеми ее оттенками.

Построены сказки о животных на мотиве встречи («Теремок», «Лиса, заяц и петух») и имеют диалогиче­скую форму.

При чтении речь каждого героя передается со стро­гим учетом его характера и поведения. Так, речь козы («Козлята и волк») потребует интонаций, воспроизводящих заботу о козлятах, беспокойство о них. Характер волка и его коварные намерения продиктуют рассказ­чику замедление темпа, понижение голоса (волк, «завыл толстым полосам»).

Живость рассказывания сказок о животных опреде­ляется и их языком, ярким, эмоциональным, близким к разговорной речи.

Действие сказок о животных развивается быстро. Большую роль играют многократные повторения одного и того же эпизода. Например, встречается заяц, выгнан­ный из своей избушки лисой («Лиса, заяц и петух»), с собаками, медведем, петушком, и всем совершенно оди­наково повторяет рассказ о своем несчастье. Многократ­ные повторы придают сказке живость и способствуют запоминанию ее детыми.

Многие сказки о животных относятся к цепевидным (или коммулятивным), для которых характерен повтор с нарастанием (например, «Репка», «Колобок»). Пере­давая повторы, рассказчик должен оттенять то новое, что в них появляется.

В сказках о животных часто встречаются прозвища (мышка-норушка, лягушка-квакушка, петушок-золо­той гребешок) и звукоподражания (ку-ка-ре-ку! ав-ав-ав! бэ-э, бз-э! хрю - хрю! гагак-гагак!), которые способствуют конкретизации образа и требуют верной передачи при чтении.

Волшебные сказки сложнее сказок о животных как по содержанию, так и по форме. В них рассказы­вается о необычной судьбе героя, который, перенося лишения и преодолевая исключительные трудности, одерживает победу над злыми и коварными силами бла­годаря своим высоким моральным качествам («Царевна-лягушка», «Конек-горбунок», «Гуси-лебеди»).

В волшебной сказке попользуется много дополни­тельных художественных приемов, помогающих ярче раскрывать ее содержание. На них обязательно надо обращать внимание при чтении.

Волшебной сказке часто предшествует присказка (сжатая или развернутая). Она образна, ритмична. Например: «Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор. Сам на кобылке, жена на коровке, детина телятках, вну­ки на щенятках. Съехали с гор, развели костер, кушают кашку, слушают сказку». Или: «Было это дело на море, на океане, на острове Кидане, стоит дерево-золотая маковка; по этому дереву ходит кот-баюн, вверх идет - песню поет, а вниз идет - сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди».

Присказка не связана с содержанием волшебной сказки. Цель ее - сосредоточить внимание слушателя, настроить его на особый лад, ввести в мир необычного, сказочного. Чтение ее должно вызвать у детей интерес, заставить их сосредоточиться, насторожиться. Произно­сить ее следует в среднем темпе, ясно, соблюдая ритм, выделяя слова и словосочетания наиболее образные, яркие, характерные для сказки: «на море, на океане», «золотые маковки», «кот-баюн» и др.

Последнюю фразу присказки необходимо подчерк­нуть, прочитать более медленно, заинтересованно, чтобы учащиеся почувствовали, что сказка бот-йот начнется. После чтения присказки необходимо сделать длительную паузу. Это даст ребятам возможность сосредоточиться и подготовиться к слушанию сказки.

Волшебная сказка начинается устойчивой сказочной формулой-зачином: «,В некотором царстве, в некотором государстве», «Давным-давно», «При царе Горохе», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и т. д.

Цель зачина - ввести слушателя в мир сказочной фантастами, где все может быть и всего можно ждать. Зачин читается замедленно, немного напевно, несколько таинственно, чтобы подготовить детей к восприятию чу­десного повествования.

Волшебной сказке в большей степени, чем сказкам о животных, свойствен прием троичности (три царства, три сестры, три брата, три желания, три загадки, три обращения и т. д.). Этот сказочный прием обусловли­вает неторопливость чтения и концентрирует внимание слушателя на последнем, третьем действующем лице, поступке, препятствии и т. д., которые являются самы­ми важными и поэтому требуют выделения их голосом: «А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась

Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Три-глазка» («Крошечка Хаврошечка»). Триглазка в ходе развития сказки сыграет решающую роль в судьбе Хаврошечки, поэтому при чтении мест, в которых рассказывается о дочерях хозяйки, надо перед словам «Триглазка» сделать психологическую паузу, а само слово поста­вить под ударение.

В волшебной сказке особенно много традиционных формул, общих мест: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Не тужи, спать ложись, утро ве­чера мудренее», «Сивка-бурка - вещал каурка бежит, земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет», «Баба Яга - костяная нога в ступе едет, пестом погоня­ет, помелом след заметает». Эти традиционные форму­лы придают сказке образность, особое обаяние, поэтич­ность и обусловливают плавность ее - повествования. По­этому при чтении на них надо обращать внимание: вы­делять их голодом, читать не быстро, соблюдать ритм и подчеркивать рифмующиеся слова.

Большую роль в волшебной сказке играет прием сту­пенчатого сужения, когда количество предметов сокра­щается до одного - самого главного, решающего в судь­бе героя. Например, в сказке о Кощее Бессмертном: «Стоит сосна, / на сосне - ларец , / в ларце - утка, / в утке- яйцо , / в яйце - игла , / на конце иглы / - смерть Кощея» . Чтение таких мест в сказке следует проводить не быстро, строго соблюдая логические ударения, паузы, выделяй слова, содержащие новое понятие. Го­лос должен постепенно усиливаться. Особенно значи­тельно надо прочитать последние слова: «смерть Ко­щея», перед которыми необходимо сделать паузу.

Язык волшебной сказки живописнее и сложнее, чем сказки о животных. Фразы длиннее. Встречаются, хотя и краткие, описания природы: «Вот пришла зима снеж­ная, намело сугробов до пояса» («Снегурочка»), дейст­вий: «А дома старуха печет блины» («Морозко»), пере­живаний героев: «Один козленочек все узнал; не ест он, не пьет, ходит по берегу да жалобно кричит» («Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), которые носят ре­альный характер.

Передавая бытовые подробности, картины природы, душевное состояние героя, чтец должен употреблять обычные разговорные интонации, характерные для бы­тового собеседования. Это даст возможность детям жи­во воспринять сказку и почувствовать ее реальную ос­нову.

Волшебная сказка часто заканчивается концовкой: «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали жить-поживать, да добра наживать», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка» и др. Цель концовки - разрядить внимание слушателей, вернуть их к повседневной жизни. Читается она в обычной раз­говорной манере. Перед концовкой я после нее делается значительная пауза, которая отделяет ее от общего ска­зочного повествования. Произносится концовка несколь­ко лукаво, как бы подчеркивая необычность действий волшебной сказки.

Примерный анализ сказки «Морозко»

Сказка «Морозно» - одна из поэтичных волшебных сказок русского народа. В ней рассказывается о тяже­лой доле скромной, трудолюбивой падчерицы, награж­денной Морозкой за ее почтительность, скромность и доброту. Основная идея сказки - торжество справедли­вости, утверждение добра.

Построена сказка на противопоставлении: добрал падчерица противопоставляется злой дочери старухи; за­вистливая, коварная мачеха - справедливому и велико­душному Морозке.

Героиня сказки - падчерица наделена высокими моральными качествами, благодаря которым ей помога­ет волшебное существо - Морозко и сочувствует чудес­ная собачка, говорящая человеческим голосом.

Задача рассказчика -вызвать у детей симпатию к падчерице, осудить злую мачеху и ее дочь, показать торжество справедливости, передать оптимизм сказки, дать Почувствовать красоту и поэтичность сказочного языка. Сказка начинается рассказом о тяжелой жизни падцерицы у мачехи. Передавая его, учителю нужно возбу­дить у детей положительное отношение к падчерице, по­казать безответность и трудолюбие девушки, которая «и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету...». Фразу: «Ни­чем старухе не угодишь - все не так, все худо» - надо произнести возмущенно, выделив слова «ничем», «все не так», «все худо», чтобы слушатели почувствовали несправедливость старухи.

Необходимо показать разницу в отношении мачехи к падчерице иродной дочери. Фраз: «Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита, и не довари ешь­ся-бита»- сказать сокрушенно, обращаясь непосредственно к детям, как бы ища их сочувствия. В фразе: «А родная дочь, что ни сделает - за все гладит по го­ловке: умница» - должно прозвучать неодобрение, сло­во «умница» надо прочитать с иронией, насмешкой, без похвалы, чтобы дети поняли, чванливость несправе­дливой мачехи и почувствовали жалость к бедной пад­черице.

Слова: «...придумала падчерицу со свету сжить» - следует подчеркнуть, так как они содержат сообщение о коварном замысле мачехи. В обращении старухи к старику: «Вези, вези ее, старик» - надо передать при­каз, показать власть мачехи над мужем. Говорить кри­кливо, воспроизводя голос старухи, не следует. Доста­точно сказать решительно, повелительно, выделив слова «в лес», «на трескучий мороз», чтобы отметить жесто­кость старухи и вызвать тревогу за судьбу падчерицы. При передаче образа старика надо оттенить его жа­лость у дочери я вместе с тем показать безволие, полное повиновение его злой жене. Под ударение следует поставить слова «затужил», «заплакал»; обращение к дочери: «Садись, мила дочь, в сани» - сказать тепло, горестно, безнадежно, чтобы было ясно, что ничем по­мочь он ей не может.

Особого внимания требует от читающего сцена в лесу, где падчерица встречается с Морозкой: в лесу холодно, сурово; девушка «сидит под елью» одна, «дро­жит, озноб ее пробирает». В голосе чтеца должна про­звучать жалость к падчерице, волнение за нее.

При описании встречи Морозки с падчерицей в сказ­ке используется прием трехкратного повторения: уви­дев девушку, Морозно трижды обращается к ней с во­просом: «Тепло ли тебе, девица?» - и только после третьего ответа падчерицы награждает ее. Морозко, сказочный хозяин зимы, изображен в сказке ярко, поэ­тично. Он «по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает». К падчерице обращается уверенно, сначала сурово, а затем, тронутый ее добротой, ласково и вместе с тем выжидательно, как бы испытывая ее. Поэтому после каждого вопроса необходимо делать паузу, чтобы дети смогли пережить перемену в настроении Морозко.

Трехкратно повторенное обращение его к падчерице отражает нарастание напряжения, которое надо пере­дать голосом, выделав слова, особенно ярко рисующие это напряжение: «ниже», «пуще», «сильнее».

В рассказе о награде должна прозвучать радость, удовлетворение решением Морозко, который «сжалился над девицей».

Важную роль в сказке играет говорящая собачка. Она не помогает падчерице, но выражает симпатию к ней и подсказывает развитие событий. Читать ее надо убежденно, уверенно, делая паузу после слов «тяф-тяф!», которые звучат как своеобразное подражание лаю собаки, что всегда привлекает детей и доставляет им удовольствие.

Абзац: «Вдруг заскрипели ворота...»-следует про­читать замедленно, несколько удивленно, чтобы ярче передать недоумение старухи и ее зависть. Обращение к старику: «Запрягай, старый хрыч, другую лошадь!» - потребует от чтеца интонаций повелительных, темпа бо­лее быстрого, так как старуха, обозленная благополучием падчерицы, торопится добиться того же и для сво­ей дочери.

Чтение встречи Морозко с дочерью старухи надо провести так, чтобы дети ясно почувствовали разницу между ее ответами и ответами падчерицы и восприняли: гибель старухиной дочери как загруженное наказание за ее неуважение, грубость и злость. В вопросах Морозки будет слушаться нарастающая суровость, а в отве­тах дочери старухи - раздражение, недовольство, рез­кость.

Примерный план подготовки к выразительному чтению сказки «Морозко»

1. Идея: неизбежность торжества добра над злом.

2. Образы: трудолюбивая, добрая падчерица; гру­бая, ленивая и злая дочь старухи; вероломная и завист­ливая мачеха; суровый, справедливый и великодушный

Морозко; робкий, безответный, забитый старик; говоря­щая собачка.

3. Сюжет: рассказ о судьбе падчерицы.

4. Построение сюжета:

а) зачин - «Живало-бывало»,

б) завязка - «Вот мачеха и придумала пад­черицу со свету сжить»,

в) кульминация -«Сгинь, пропади, прокля-тый Морозко», г) развязка - заголосила старуха, да поздно».

5. Задача чтения: осудить злую мачеху и ее дочь, вызвать уважение к скромной, трудолюбивой падчерице; подчеркнуть поэтичность сказки.