Матрешка происхождение слова. История матрешки

Матрешка - наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционным дизайном матрешки поныне является образ молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове . В классической матрешке все куклы набора выглядят практически идентично, а количество кукол в комплекте варьируется от 5 до 30.

История имени

В провинциальной дореволюционной России имя Матрена было весьма популярный женским именем. Оно происходит от латинского слова matrona - в Древнем Риме название свободнорожденной замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию. Позднее в русском языке слово матрона стало использоваться в значении уважаемая женщина, мать семейства. От термина "матрона" произошло христианское женское имя Матрона, трансформировавшееся в русском языке в Матрёна.

Название связывалось с образом матери большого семейства, у которой к тому же была дородная фигура. Впоследствии имя Матрена приобрело символическое значение и использовалось специально для описания ярко раскрашенных деревянных кукол, сделанных таким образом, чтобы одна находилась внутри другой. Так мать-кукла с многочисленными дочерьми-куклами прекрасно выражает древнейший символ человеческой культуры и считается также символом материнства и плодородия.

По старинным технологиям

Еще до появления идеи делать матрешки, русские ремесленники имели значительный опыт работы в области обработки древесины на токарных станках. Задолго до появления матрешки мастера изготавливали пасхальные яйца и яблоки, вложенные одно в другое.

Сушка дерева происходила в естественных условиях на открытом воздухе и не менее двух лет; только опытный мастер мог решить, когда материал станет готовым к обработке. Затем бревна распиливали на заготовки.

Ручное изготовление куклы на токарном станке требует высокой квалификации, умения работать с ограниченным набором инструментов. Самые маленькие фигурки делались в первую очередь. По ней потом вытачивалась следующая кукла, и так далее. Операции изготовления форм не предполагали каких бы то ни было измерений; мастер полагался только на интуицию и свое мастерство.

Официальная история возникновения

Считается, что первая русская матрешка родилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов - промышленник и меценат.

Семиместная матрешка "Фукурама", Япония, ок. 1890

Однажды субботним вечером кто-то принес в мастерскую смешную японскую куклу лысого старика Фукурамы. Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую. Происхождение этой куклы доподлинно неизвестно; никто не знает, откуда она взялась. Однако существуют разные легенды, наиболее популярная из которых гласит, что первую куклу такого типа сделал русский монах на острове Хонсю в Японии. В действительности такой тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен очень давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки. Однако сама идея вкладывать одно изделие в другое достаточно древняя и уходит в прошлое Китая, причем какого из населяющих его народов - неизвестно, поскольку прослеживается задолго до объединения китайских народностей.

Один из художников мастерской Мамонтов Сергей Малютин был заинтригован Фукурамой и решил сделать нечто подобное, но с российской спецификой. Кукла должна иметь русский дух и представлять российские культурные и художественные традиции. Так Сергей Малютин сделал эскиз куклы и попросил сделать по нему деревянную форму Василия Звездочкина.

Старик

Гетман

Малютин раскрасил куклы в соответствии с собственным дизайном. Первая русская матрешка состояла из восьми кукол и описывала крестьянскую семью - мать и 7 дочерей. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада. Там же в музее можно увидеть и другие старые матрешки: Старик, Гетман, "Сказка про репку".

Стиль русской матрешки Сергиева Посада

До конца 90-х годов 19 века матрешки изготовлялись в Московской мастерской, а после ее закрытия производство переехало в учебные и демонстрационные мастерские Сергиева Посада под Москвой. По сути, Сергиев Посад стал местом, где был сделан первый промышленный образец русской матрешки. Этот старинный город расположен в 73 километрах от Москвы. Город вырос вокруг знаменитой Троицево-Сергиевой лавры.

На огромной рыночной площади у монастыря находился рынок. Площадь была всегда полна людей, и не удивительно, что первые матрешки изображали именно такую красочную жизнь. Среди первых образов есть молодые девушки, одетые в яркие сарафаны, женщины старообрядцы в консервативных одеждах, женихи и невесты, пастухи со свирелями, старики с пышными бородами. В ранний период развития техники в матрешках появлялись и мужские образы тоже.

Иногда матрешка представляла целую семью с многочисленным детьми и домочадцами. Некоторые матрешки посвящались историческим темам и изображали бояр с женами, русских дворян 17 века, а также легендарных русских богатырей. Иногда матрешки посвящались книжным персонажам. Например, в 1909 году к столетию Гоголя Сергиев Посад выпустил серию матрешек по мотивам произведений Гоголя: Тарас Бульба, Плюшкин, Губернатор. В 1912 году к столетию Отечественной войны против Наполеона матрешки изображали Кутузова и некоторых других полководцев. Некоторые матрешки заимствовали сказочные сюжеты, часто темы брались из народных героических сказаний.

Лица ранних матрешек Сергиева Посада были овальными, с жесткими чертами. Поскольку верхняя часть кукол была значительно увеличена, лица доминировали над телом. Куклы выглядели примитивно и имели сильную диспропорцию, однако были очень выразительными. В этот ранний период роспись кукол считалось делом вторичным. На первое место выходило мастерство токаря, способного сделать заготовки с очень тонкими бортами. Профессиональные художники, которые расписывали первые куклы, делали это в свое удовольствие и серьезно к своей работе не относились. Именно поэтому первые матрешки выглядят очень примитивно.

Чуть позже народная художественная традиция взяла верх. Дальнейшему развитию изобразительного стиля матрешки способствовали иконописцы из Сергиева Посада. Иконописцы в основном сосредотачивались на фигуре человека и его лице. Эта древняя традиция пришла в древнерусское искусство из Византии, а соединение раннего типа матрешек из Сергиева Посада с традицией местной иконописной школы подтверждается и стилистически и фактически.

Сергиево Посадские матрешки: сверху вниз - 1990 и 1998 годы.

Матрешка по мотивам сказки "Руслан и Людмила", Сергиев Посад, 1998.

Изначально типажи матрешек были самые разные и изображали как мужские, так и женские персонажи. Постепенно женский персонаж стал доминирующим.

Семеновский стиль матрешки

Семеново - один из старейших центров ремесла. Первое упоминание об этом поселке датируется, примерно, 1644 годом. Существует легенда, что поселок был основан купцом Семеном и монахом отступником из Соловецкого монастыря. В 1779 году во времена Екатерины Великой в мастерских Семеново работало около 3000 человек. Поскольку поселок был окружен лесами, люди использовали древесину для производства товаров из дерева для себя и для продажи. Некоторые мастера делали для детей игрушки из дерева, что впоследствии стало прибыльным делом.

Первую матрешку в Семеново сделал Арсентий Майоров, хорошо известный по своей деревянной посуде, погремушкам и яблокам. В 1924 году он привез с ярмарки в Нижнем Новгороде не раскрашенные матрешки. Его старшая дочь Люба разрисовала заготовку при помощи обычного гусиного пера и красок, использовавшихся художниками Семеново для росписи игрушек. В 1931 году в поселке была создана артель, которая изготовляла сувениры, включая матрешки.

Постепенно сложился уникальный стиль семеновской матрешки, более декоративный и символический, чем стиль Сергиева Посада. Семеновская традиция росписи использует анилиновые красители; художники оставляют много неокрашенного пространства, а куклы лакируют. Технологически сначала прорисовываются очертания лица, наносятся румяна на щеки, затем рисуется юбка, фартук, платочек и руки.

Фартук считается главным в живописи Семенова. Обычно на нем рисуется яркий букет цветов.

Семеновский стиль

В настоящее время матрешки производятся на фабрике "Семеновская роспись" и они продолжают старые традиции.

Полхов-Майдан находится в 240 километрах юго-западнее Нижнего Новгорода. Первая матрешка здесь была сделана в 1930 годах.

Полховский стиль

Мастерство деревообработки - старая традиция Полхова. На токарных станках изготавливались самые различные изделия: самовары, птицы, копилки, солонки и яблоки. Художники использовали анилиновые красители. Матрешки перед росписью грунтовались, а после росписи покрывались лаком. Цветовая гамма Полховской матрешки гораздо ярче и выразительнее, чем у семеновской. Зеленый, синий, желтый, фиолетовый и малиновый цвета используются для контраста друг с другом, чтобы сделать яркий и выразительный орнамент. Насыщенность цвета достигается за счет наложения одного слоя краски на другой.

Стиль рисунка примитивен и напоминает детские рисунки. Образ - типичная деревенская красавица; сдвинутые брови и лицо обрамленное черными локонами.

Цветочному орнаменту уделяется гораздо большее внимание, чем лицу. В пользу орнамента даже игнорируются другие детали костюма матрешки. При этом главным элементом орнамента на фартуке является роза, как символ женственности, любви и материнства.

Цветки роз являются частью каждой композиции мастеров Полхова.

Историю русской матрешки можно условно разделить на три периода:

  • 1) 1890-1930-е годы;
  • 2) 1930-е - начало 1990-х гг.;
  • 3) начало 1990-х гг. до настоящего времени.

Первый период подарил миру русскую матрешку. Было разработано несколько типов кукол, появилось несколько стилей. Расцвет искусства прервался строительством социализма в СССР, потому что советское правительство уделяло мало внимания развитию ремесленного производства. Ставка делалась на индустриализацию и промышленное производство; кустарное творчество не укладывалось в концепцию массового производства товаров для населения. Хотя некоторые виды матрешек все же производились.

Частное производство в СССР было запрещено - ремесленников обязывали работать на государственных фабриках, делать изделия по заданному шаблону и не проявлять инициативы. Работающим на фабриках не разрешалось иметь дома токарные станки. Частное производство могло быть приравнено к хищению социалистической собственности и каралось довольно большим сроком содержания под стражей. Милиция и правительство контролировало дороги и железнодорожные станции, чтобы предотвратить возможность перевозки изделий в другие регионы для продажи. Тем не менее, люди производили собственные поделки и вывозили из в другие республики Советского Союза, в первую очередь на север и Среднюю Азию.

На государственных фабриках работать было легче. По крайней мере, игрушки, произведенные на государственных предприятиях, экспортировались во многие страны мира.

С начала 1990-х художники получают полную свободу самовыражения, однако работать по-настоящему все еще препятствует старая экономическая система. В какой-то момент умники из Госплана СССР решили, что было бы неплохо резко увеличить производство матрешек, чтобы каждый человек на земле мог иметь хотя бы по одной кукле. Так матрешки стали массово производиться в Молдавии, на Украине, на Кавказе, в Башкирии, Карелии и многих других местах. Тогда никто даже и не подумал, что вместе с инструментами для обработки дерева не передается высокий уровень мастерства. Получилось так, что мир наводнили посредственные поделки, не имеющие никакой ценности. Без родных традиций матрешка потеряла свое очарование и превратилась в обычную деревянную игрушку, очень примитивную и простую.

Современная матрешка

Матрешка - это кукла, которая выглядит довольно простой, однако она всегда являлась лучшим воплощением времени. Как форма народного творчества матрешка обладает огромным потенциалом; она передает глубинный смысл событий и развивается в ногу со временем.

В разное время создавались разные матрешки. Если ранняя матрешка стилистически была примитивна, то начиная с 20 века художники пытались использовать поверхность матрешки наиболее полно. Появился новый тип матрешки, который представлял собой картину в картине. Основой образа по-прежнему была молодая девушка, только теперь на ее передничке рисовали не цветы, а сюжеты русских сказок и пейзажи, а также исторические места.

Усложнение традиционной росписи матрешки привело к огромному разнообразию стилей и вариаций . Тенденция использования декоративных элементов, характерных для традиционных центров русской народной культуры, становятся все более популярной в росписи матрешек начала 20 века. Появляются куклы, расписанные под Гжель, Жостово, Хохлому.

Так называемая авторская матрешка появилась в конце 1980 и начале 1990 годов. В этот период очень многие художники в ногу с конъюнктурой рынка начали расписывать матрешки. Можно сказать, что перестройка подарила миру новый вид искусства - авторская роспись русской матрешки , которая является теперь частью многих российских и западных художественных коллекций.

Особую популярность приобрела "политическая" матрешка. Существует целый ряд кукол с изображением русских царей, российских и зарубежных государственных деятелей и политиков. Гротескное изображение политиков - старая традиция, возникшая очень давно. Почти все политические деятели конца 1980 и начала 1990 годов представлены в забавных карикатурах. Особенно популярным в то время стал образ М. С. Горбачева, который стал легендарной политической фигурой, а его матрешечное воплощение стало особенно популярным в Европе и Америке.

Матрешка - это огромное художественное событие, которое требует осмысления. Это как скульптура и живопись, образ и душа России.

Тэг: Изобразительное искусство

Создателем матрешки был художник Сергей Малютин, апологет стиля a la russe в искусстве. Произошло «рождение» главного русского сувенира в начале 1890-х годов в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание». Кукла настолько удачно ассимилировалась со старинными крестьянскими игрушками, что всего через несколько десятилетий в сознании людей прочно закрепился миф, будто с матрешками играли еще при царе Горохе.

Автопортрет Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org

Более того, прототипом матрешки стала японская традиционная кукла. Диковинную вещицу, внутри которой было еще шесть куколок поменьше, привезла из Японии супруга Саввы Мамонтова Елизавета. Вся эта сложносочиненная игрушка символизировала «семь богов счастья». Малютин, увидев этот заморский сувенир, решил переработать его на отечественный лад.


Японская «матрешка». Источник: wikipedia.org

Первый набор вкладывающихся друг в друга кукол состоял из восьми предметов. Все куклы были расписаны по-разному: среди них встречались как девочки, так и мальчики, а самая маленькая олицетворяла младенца в пеленках. Старшая же «сестрица» держала в руках черного петуха. Этот набор, расписанный Малютиным, сейчас хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.


Первый набор Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org


Дно самой большой матрешки из первого набора. Источник: wikipedia.org

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже. Мода на матрешек после этого охватила не только Россию, но и Европу, где «русский стиль» в ту пору был популярен как в искусстве, так и в интерьере и одежде.

Сергиев Посад стал одним из первых крупных центров матрешечного производства. Другими значимыми производителями стали город Семенов Нижегородской губернии и село Полхов-Майдан. При этом знатоки на глаз могли определить, где изготовлена матрешка: сергиевские куклы казались более сбитыми и приземистыми по сравнению с семеновскими. Вскоре матрешечное производство вышло далеко за пределы России: в Германии, например, начали производить подделки, выдавая их за настоящих русских матрешек.


Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия : появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила . Он же Фукурокуджу , он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно.

Японская кукла Фукурума:

Русская матрешка:

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево.

«Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка – прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве – прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…»

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова — статья «Кто придумал матрёшку». Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом – речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение – ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе).

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

Русская матрешка:

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера»

:
Теперь о прототипе матрешки. А был ли ? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума , добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума , не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!»

Русская матрешка:

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя - Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».

Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь. Но, что касается утверждения многих исследователей о том, что Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение.

Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта.
В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере, неоднократно записывался экспедициями ГИИС в «классических» версиях, в частности, от А.С. Крашанинниковой, 79 лет, из д. Мешкарево Повенецкого уезда.

Русская матрешка:

На одном из форумов на тему культуры, в частности, развёрнутой в сети Интернет, прозвучало буквально следующее: «Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) – японская деревянная кукла . За образец . По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии. призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы ):

Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме»


С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Что касается восточного мудреца Дарумы (вот ещё одно имя «предшественника» матрёшки!) – честно говоря, располневший от неподвижности, да ещё с отнявшимися ногами «мудрец» крайне плохо ассоциируется с русской игрушкой, в которой каждый человек видит позитивный, нарядный символический образ. И ведь благодаря этому прекрасному образу наша матрёшка пользуется огромной известностью и популярностью практически во всём мире. Речь вовсе не идёт о «матрёшках» в виде политических деятелей мужского (!) пола, карикатурными ликами которых предприимчивые кустари в девяностые годы наводнили весь Старый Арбат в Москве. Речь идёт, прежде всего, о продолжении старых традиций разных школ в росписи русской матрёшки, о создании разных по количеству (так называемой, «местности») матрёшек.

В процессе работы над этим материалом возникла необходимость задействовать и смежные источники, не только посвящённые теме русской народной игрушки. Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси, различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

Так, удивительным образом встретилось совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами:
МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог – в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение и к славянам.

Отсюда можно сделать следующий вывод: образно говоря, если символическое «путешествие» необычной деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России – утверждение о том, что наша , несостоятельно. Хотя бы потому, что сама фигурка некоего восточного мудреца не является исконно японской. Вероятно, гипотеза об обширном расселении славян и распространении их культуры, которая оказала впоследствии своё влияние на культуры других народов, в том числе проявившая себя и в языке, и в божественном пантеоне имеет под собой общую для индоевропейской цивилизации основу.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка. Один из главных образов, возникающих при упоминании России, это матрешка – расписная точеная деревянная кукла, считающаяся чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и “загадочной русской души”. Однако, насколько русской является матрешка?

Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Но с остальными подробностями не все четко и ясно.

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется “матрёшка”? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?

Несмотря на довольно юный возраст, происхождение матрешки окутано тайной и окружено легендами. Согласно одной из легенд, прообразом матрешки стала японская кукла Дарума (рис. 1), традиционная кукла-неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму – божка, приносящего счастье.

Дарума – японский вариант имени Бодхидхарма, так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. “Изобретению” чань-буддизма (или по-японски дзэна) предшествовала длительнейшая медитация. Дарума просидел девять лет, смотря в стену. По легенде из-за долгого сидения у Бодхидхармы отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего дарума изображается безногим. Медитируя у своей стены, Дарума многократно подвергался различным искушениям и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон – так вырос чай. А не по-азиатски круглые глаза без век стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы. По традиции Даруму окрашивают в красный цвет – под одеяния священника, но иногда раскрашивают и в жёлтый или зелёный цвета. Интересной особенностью является то, что у Дарумы нет зрачков, но остальные черты лица сохранены (рис. 2).

В настоящее время Дарума помогает в исполнении желаний – ежегодно сотни и тысячи японцев участвуют в новогоднем ритуале загадывания желаний: для этого Даруме закрашивают один глаз, а на подбородке часто пишется имя владельца. После этого она ставится на видное место в доме, рядом с домашним алтарём. Если к следующему новому году желание сбывается, то Даруме дорисовывают второй глаз. Если же нет, то куклу относят в храм, где сжигают и приобретают новую. Считается, что ками, материализовавшийся в даруме в благодарность за кров на земле постарается исполнить желание своего владельца. Сжигание дарумы в случае неисполнения желания является обрядом очищения, сообщающим богам, что загадавший желание не отказался от своей цели, а пытается её достичь другими путями. Смещённый центр тяжести и невозможность удержать Даруму в склонённом положении указывают на настойчивость загадавшего желание и его решимость дойти до конца во что бы то ни стало.

Согласно второй версии, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой. За основу он взял фигурку одного из семи японских богов – Фукуруму (или Фукурокуджу, или Фукурокудзю – в разной транскрипции) (рис. 3). Фукурокудзю – бог богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия. Чтобы расшифровать имя божества Фукурокудзю следует обратиться к древности. Дело в том что, имя бога составлено с помощью трех иероглифов. Первый из которых – фуку – с китайского переводится как “богатство”, “кладезь”. Второй иероглиф (року) означает “счастье”. Ну и, наконец, последний – дзю символизирует долголетие. Фукурокудзю является настоящим богом, повелителем южной Полярной звезды. Он живет в собственном дворце, окруженном благоухающим садом. В этом саду кроме всего прочего растет и трава бессмертия. Внешний вид Фукурокудзю отличается от обычного отшельника лишь тем, что голова его еще более удлинена. Кроме обычного посоха, иногда Фукурокудзю изображается с веером в руках. При этом подразумевается созвучие слов веер и добро в китайском языке. Данный веер может быть использован богом для изгнания злых сил и для воскрешения мертвых. Фукурокудзю иногда изображается в виде перевертыша – огромной небесной черепахи – символа мудрости и Вселенной. Грушевидная форма фигурки старца действительно напоминает очертаниями форму классической русской матрешки. Фукурокудзю входит в число так называемых “семи богов счастья”, ситифукудзин. Состав ситифукудзин был непостоянным, но общее число и единство персонажей неизменно по крайней мере с XVI в. Семь богов действительно были популярны в Японии, например, в эпоху Токугава существовал обычай обходить храмы, посвященные богам ситифукудзин. Часть приверженцев теории “отцовства” над матрешкой старца Фукурокудзю считают, что семь богов счастья могли вкладываться друг в друга, по принципу современной матрешки, а Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой (рис. 4).

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. “Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и на ее основе он создал эскиз крестьянской девицы в платочке и с черным петухом подмышкой. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое (рис. 5).

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично. Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет”.

У этой версии есть вариация. Первая матрешка была изготовлена в конце девятнадцатого века художником Малютиным и токарем Звездочкиным в мастерской Анатолия Мамонтова “Детское воспитание”. В автобиографии Звездочкин пишет, что в Сергиевом Посаде он начал работать в 1905 году, а, значит, там матрешка никак не могла родиться. Также Звездочкин пишет, что изобрел матрешку в 1900 году, но, вероятно, это произошло немного раньше – в этом году матрешка была представлена на Всемирной парижской выставке, где Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки. Интересно еще и то, что в воспоминаниях Звездочкина нет упоминания о художнике Малютине, который в то время сотрудничал с Мамонтовым, занимаясь иллюстрацией книг. Возможно, токарь просто запамятовал и выпустил этот факт, все-таки биография была написана через пятьдесят лет после создания матрешки. А может, художник и правда ни при чем – никаких эскизов матрешки в его наследии нет. В вопросе о том, сколько было матрешек в самом первом комплекте, тоже нет единого мнения. Если верить Звездочкину, то сначала он изготовил две матрешки – трех– и шестиместную, но в музее в Сергиевом Посаде храниться восьмиместная кукла, та самая матрешка в переднике и с черным петухом в руке, и именно она считается первой матрешкой.

Четвертая версия – есть в Японии и деревянная расписная кукла-девочка – кокэси(кокейси или кокеши). Традиционная деревянная игрушка, состоящая из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, вытачиваемых на токарном станке (рис.6). Реже игрушку изготавливают из цельного куска дерева. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног.

В качестве материала используется древесина различных сортов деревьев – вишни, кизила, клёна или берёзы. В раскраске кокэси преобладают цветочные, растительные и другие традиционные мотивы. Кокэси обычно раскрашивают с использованием красного, чёрного, жёлтого и багряного цветов. Выделяют две основные школы дизайна кокэси – традиционную (“dento”) и авторскую (“shingata”). Форма традиционных кокэси более простая, особенностями являются узкое туловище и круглая головка. У традиционных кокэси выделяют 11 типов форм. У популярной “наруко кокэси” головка может поворачиваться, при этом кукла издаёт звук, напоминающий плач, поэтому такой тип кокэси также называют “плачущей куклой”. Традиционные кокэси всегда изображают только девочек. Каждая кукла раскрашивается вручную и на нижней части имеет подпись мастера. Дизайн авторских кокэси более разнообразен, формы, размеры, пропорции и цвета могут быть практически любыми (рис. 7).

Kокэси ведет свое начало с северо-востока Японии, из районов лесов и сельского хозяйства – Тохоку, окраины острова Хонсю. Хотя официальная дата "рождения" куклы – середина периода Эдо (1603–1867), специалисты считают, что кукле уже более тысячи лет. Несмотря на лаконичность, кокэси весьма разнообразны по формам, пропорциям, росписи, и знатоки могут по этим признакам срезу определить, в какой префектуре сделана игрушка. В Японии издавна сложились устойчивые центры народных художественных промыслов такие, как Киото, Нара, Кагосима, которые сохранили традиции и в наше время.

Oднозначного объяснения, каким образом сложился этот тип игрушки, нет. По одной версии, ее прототипом были шаманские фигурки, применявшиеся в обряде вызывания духов – покровителей шелковичного ремесла. По другой – кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Их ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. С этим связываются такие факты, как трактовка слова "кокэси" – "вычеркнутое, забытое дитя", и то, что традиционные кокэси всегда девочки, которые в крестьянских семьях были гораздо менее желанны, чем сыновья.

Более жизнерадостной версией является история о том, что в XVII веке в эти края, славящиеся горячими источниками, приехала супруга сегуна – военного правителя страны, страдавшая бесплодием. Вскоре после этого у нее родилась дочь, что дало повод местным мастерам запечатлеть это событие в кукле.

B сегодняшней Японии популярность кокэси столь велика, что они стали одним из символов жизнестойкости и привлекательности национальной культуры, предметов эстетического созерцания, как культурная ценность далекого прошлого. В наши дни кокэси является популярной сувенирной продукцией.

Еще по одной версии прародительницей матрешки могла стать Тэримен – тканевая скульптура в миниатюре (рис. 8).

– старинное японское рукоделие, зародившееся в эпоху позднего японского феодализма. Суть этого декоративно-прикладного искусства – создание игрушечных фигурок из ткани. Это чисто женский вид рукоделия, японцам мужчинам им заниматься не полагается. В 17 веке одним из направлений “тэримен” стало изготовление небольших декоративных мешочков, в которые вкладывали ароматные вещества, травы, кусочки дерева их носили при себе (как духи) или использовали для ароматизации свежего белья (своего рода Саше). В настоящее время фигурки тэримен используются как декоративные элементы в интерьере дома. Для создания фигурок тэримен не нужна специальная подготовка, достаточно иметь ткань, ножницы и много терпения.

Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем “кощеевой смерти” звучит у Афанасьева: “Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает”.

Сюжет мрачен сам по себе, т.к. связан со смертью. Но здесь речь идёт о символическом значении – где спрятана истина? Дело в том, что этот, практически идентичный мифологический сюжет встречается не только в русских сказках, да ещё в разных вариантах, но и у других народов. “Очевидно, что в этих эпических выражениях таится мифическое предание, отголосок доисторической эпохи; иначе как бы могли возникнуть у разных народов столь тождественные сказания? Кощей (змей, великан, старый чародей), следуя обычному приему народного эпоса, сообщает тайну своей смерти в форме загадки; чтобы разрешить её, нужно подставить метафорические выражения общепонятными”. Это наша философская культура. И поэтому высока вероятность того, что мастер, выточивший матрёшку, помнил и хорошо знал русские сказки – на Руси часто проецировался миф на реальную жизнь.

Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все “шапочки-нахлобучки”. Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа? И не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: “Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше”. Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка – эта составная часть нашей жизни.

Но, как бы то ни было, матрешка быстро завоевала любовь не только у себя на родине, но и в других странах. Доходило даже до того, что за границей матрешку начали подделывать. Учитывая большой спрос на матрешки, предприниматели зарубежных стран начали выпускать также деревянные куклы-игрушки под стиль “рюсс”. В 1890 году российский консул доносил из Германии в Санкт-Петербург, что Нюрнбергская фирма “Альберт Гер” и токарь Иоганн Вильде подделывает русские матрешки. Пробовали выпускать матрешки во Франции и других странах, но эти игрушки не привились там.

В Сергиевом Посаде, где матрешек начали изготовлять после закрытия мастерской “Детское воспитание”, постепенно расширяли ассортимент кукол. Вместе с девушками в сарафанах с цветами, серпами, корзинками и снопами, начали выпускать пастушков, старичков, женихов с невестами, в которых прятались родственники, и многих других. Серии матрешек специально изготавливались к какому-либо памятному событию: к столетию со дня рождения Гоголя выпустили матрешек с персонажами произведений писателя; к столетию Отечественной войны 1812 года выпустили серию матрешек, изображавших Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Любили делать матрешек и на темы сказок: “Конек горбунок”, “Репка”, “Жар-птица” и другие.

Из Сергиева Посада матрешка отправилась в путешествие по России – ее начали изготавливать и в других городах. Были попытки изменить форму куклы, но матрешки в форме конуса или древнерусского шлема не нашли спроса, и их производство прекратили. Но, сохранив свою форму, матрешка постепенно утратила свое истинное содержание – она перестала быть игрушкой. Если матрешками-персонажами сказки “Репка” можно было играть в эту самую репку, то современные матрешки вообще не предназначены для игр – это сувениры.

Современные художники, занимающиеся росписью матрешек, свою фантазию не ограничивают ничем. Кроме традиционных русских красавиц в ярких платках и сарафанах, можно встретить матрешек-политиков, как российских, так и зарубежных. Можно найти матрешку-Шумахера, Дель Пьеро, Зидана, матрешку-Мадонну или Элвиса Пресли, и много кого еще. Кроме реальных лиц, на матрешках иногда появляются персонажи сказок, но сказок современных, “Гарри Поттера” или “Властелина колец”. В некоторых мастерских за определенную плату на матрешке нарисуют вас и членов вашей семьи. А особые ценители куклы могут купить авторскую матрешку или матрешку от Армани или Дольче и Габбана (рис. 9, 10).


В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные - предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка.

История происхождения

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным - сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи - бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России - якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе - нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно. Это напоминает легенду о «христианских иноках, воевавших с врагами Руси», однако носивших (после крещения!) почему-то языческие имена Пересвет и Ослябя.

Версия третья - японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна - с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».

Остановимся пока на этом моменте. Судя по приведённому отрывку, первую матрёшку выточили в Сергиевом Посаде. Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка - прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве - прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней - еще одна…».

В-третьих, сомнителен тот факт, что матрёшка могла появиться в 1890 или 1891 годах, о чём далее будет сказано более подробно.

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова, её статью «Кто придумал матрёшку» можно найти в сети Интернет. Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом - речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение - ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе). Очень странное впечатление складывается, но о символизме матрёшки мы поговорим ниже.

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий 2 выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.

Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера».

Вернёмся ещё раз к исследованию И. Сотниковой, где она пишет, что изначально по количеству матрёшек в одном комплекте тоже не было согласия - к сожалению, и на этот счёт в разных источниках имеется путаница:

«Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.

Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму - фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!».