Материальная и духовная культура кратко. Материальная культура

Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.

К материальной культуре относят всю область матери­ально-производственной деятельности человека и ее результаты - орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по соз­данию средств производства и потребления и т.п.

Духовная культу­ра включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.

Основой существования материальной культуры являются вещи - результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколь­ко важнейших областей .

    Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими об­ластями материальной культуры напрямую связано выживание че­ловека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.

    Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельно­сти; цеха, доки, мосты, плоти­ны и т.п.).

    Инструменты, при­способления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.

    Транспорт и пути сообщения.

    Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)

    Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.

Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирую­щими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и пове­дение. Знания удовлетворяют опре­деленные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей , позво­ляющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые общест­вом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ . Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.

Под ценностями понимается жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода. Культурные ценности - совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).

Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.

Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:

    Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности, от латинского понятия жизнь)высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.

    Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.

    Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.

    Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.

    Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.

    Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.

    Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.

Именно на основе ценностей формируются существующие се­годня разновидности духовной культуры : 1) нравственность, 2) полити­ка, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.

Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части ду­ховной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет гово­рить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назна­чения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первич­ные (биологические) потребности человека, его относят к матери­альной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Кроме того, между материальной и духовной культурой суще­ствуют переходные формы знаки - материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной фор­мой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги - всеобщий рыночный эквива­лент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами мате­риальной и духовной культуры. В этом - их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.

Культура – это деятельность человека по созданию разного рода ценностей, а также – результат такой деятельности. В общем смысле к этому понятию можно отнести все, сотворенное человеком. Однако говоря о материальной и духовной культуре, подразумевают разные понятия: все вышеперечисленное относится к первой категории, а вторая вбирает в себя идеи, образы, традиции, обычаи, и теории.

Особенности материальной культуры и ее отличия от духовной

Материальная культура конкретного народа включает в себя традиционную одежду, продукты, оружие, жилище, украшения, различные приспособления. Материальная культура в широком смысле включает в себя два основных элемента:

  1. Предметы, создаваемые руками человека (архитектура, приборы, бытовые элементы). В данном случае культура является актом приспособления человека к среде, а среды – к человеку. Современная информационная культура строится на основе различных устройств: телефонов, интернета, телевидения.
  2. Технологии, создаваемые человеком. Технологии относятся к материальной культуре, а не к духовной, потому, что имеют реальное живое воплощение. Например, технология «тач» нашла применение в телефонах, планшетах и ноутбуках нового поколения.
  3. Навыки и умения – это не просто теоретические знания, это их реальное воплощение. Именно потому, что они имеют физический образ, они и занесены в эту категорию. В этом можно узреть духовно-материальную культуру, но правильнее говорить просто о материальной, как о конкретном воплощении навыка.

Соответственно все элементы культуры, которые не подходят под описание материального вида, можно отнести к духовному.

Духовная культура и ее взаимосвязь с материальной

Главное различие духовной и материальной культуры заключается в том, что одна из них не имеет точного физического облика, а другая – имеет. Духовная культура находится не в нашем мире, а в области интеллектуальной деятельности, чувств и самовыражения.

Изначально идеальной формой духовной культуры выступала мифология. Мифы регулировали разного рода отношения, объясняли устройство мира, могли служить нормативным ориентиром. Позднее их роль заняла религия, а дальше к ней добавились философия и искусство.

Считается, что идеальная форма культуры не может быть связана с конкретным мнением – это научные знания, нормы морали, язык. В эту же категорию можно включить образовательную деятельность и объективные СМИ.

Впрочем, духовная культура в субъективном смысле также существует – это внутренний багаж человека, представленный его мнением, моральными устоями, знаниями, поведением, религиозными представлениями.

Интересно и то, что духовная культура способна плавно перетекать в материальную – идея скульптора воплотится и станет объектом материальной культуры. Впрочем, и материальная культура переходит в духовную: читая книги, рассуждая о их смысле, человек переводит реальную материальную культуру в субъективную духовную.

Материальная и духовная культура России

Культура России, как и любой другой страны, насчитывает много веков. Поскольку государство многонационально, местная культура многолика, ее сложно было бы подвести под один общий знаменатель.

Более того, каждый конкретный период времени ознаменован своими объектами культуры – в древности это были летописи, быт, национальные костюмы, затем – многочисленные картины, книги, памятники, стихи. Сейчас, в наши дни, культура по прежнему сохраняет в себе многие обычаи, традиции и другие части культуры прошлого, но многое заимствуется и у других стран. Это общий для многих стран 21 века процесс.

Духовная и материальная культура - это две части одного целого. Изучение одной области практически невозможно без исследования другой. Культура материальная подразумевает под собой какие-либо вещественные достижения человечества. К примеру, технические изобретения, архитектура, предметы обихода. Предметы материальной культуры очень помогаеют в работе археологам. По вещественным находкам они могут реконструировать жизнь наших предков, их быт. Материальная культура - это важнейшая часть жизни, которая изменяется и совершенствуется с каждым годом, в соответствии с развитием человечества.

Духовная культура - это также основной показатель цивилизованности людей. Что входит в это понятие? В первую очередь, какие-либо идеи, открытия, концепции. К примеру, к духовной культуре относится психология, различные произведения искусства. В это определение входит все то, что было достигнуто силой человеческой мысли и таланта.

Материальная культура неразрывно связана с духовным аспектом. Прежде чем построить какое-либо здание либо создать другой физический объект, были затрачены интеллектуальные силы людей, их фантазия. В то же время объекты, относящиеся к духовной культуре, также выражаются через материальные предметы. К примеру, человек создал философский труд и познакомил с ним своих читателей посредством книги.

Духовный аспект как и материальная культура, также помогает понять, В первую очередь, это заслуга археологов, которые изучают древние произведения искусства и достижения мысли. Однако духовная культура исследуется не только историками. К примеру, древние верования, сказки, легенды тщательно анализировал в своих работах отец психоанализа Зигмунд Фрейд, а также его последователи. Духовная культура позволяет понять, каким видели мир наши прародители, какой была их психология, что очень ценно для глубокого и вдумчивого познания истории.

Что можно еще сказать по поводу этих двух понятий? Культура материальная и духовная существовала, разумеется, в разных вариантах развития, практически во все времена. Еще древние люди вырезали на стенах пещер рисунки, символизирующие животных, какие-либо обыденные действия, к примеру, охоту.

Материальная культура, как и духовная, за всю историю человечества множество раз переживала и взлеты и падения. Также менялись приоритеты. То есть одна культура становилась более важной, чем другая. Любопытно рассмотреть интерес людей к духовному и материальному аспекту на примере всем известной Эта знаменитая концепция помогает проанализировать, почему одна сторона культуры становится важнее другой. Человек, лишенный основных материальных благ, то есть крова, пищи и средств, помогающих обезопасить себя, вряд ли заинтересуется духовной стороной жизни. Личность, удовлетворившая все свои базовые потребности, уже тянется к таким областям, как искусство, философия, религия.

Культура материальная наглядно показывает, насколько человек смог адаптироваться в природных условиях. Без этого аспекта существование государства, и даже человека, практически невозможно. Однако и духовная культура очень важна для всего общества. Без нее человек бы так и остался варваром. Духовная культура задает определенные стандарты поведения, формирует идеалы, развивает чувство прекрасного. Без нее невообразима ни одна цивилизация. Однако духовная культура - это не развлечение для избранных, ведь в нее входит и образование, и кино, и разнообразные книги. Гармония материальных объектов и достижений человеческого интеллекта помогает достичь высокого уровня существования, как целого государства, так и отдельно взятого человека.

Кто есть человек? Животное или нечто иное? Подобные вопросы мучают людей, наверное, с момента появления первого Homo Sapiens. Раньше ученые утверждали, что мы относимся к высшим разумным животным. Однако сегодня бытует другая точка зрения, которая прочно обосновалась в учебниках, энциклопедиях и научных трудах, где слово «животное» заменили слова «существо» и «субъект»:

«Человек - живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.»

Однако у нас другая тема, которую в этой формулировке мы специально выделили и подчеркнули, – это культура. Светлые умы человечества до сих пор спорят, есть ли ее зачатки (о какой-то развитой культуре говорить не приходится) у некоторых видов животных. Но с любой точки зрения человеческая культура – это нечто совершенно особое, и никакие интеллектуалы из животного мира планеты не имеют ничего похожего. Более того, у человеческой цивилизации существует два типа культуры – духовная и материальная. И несмотря на то, что оба направления объединены одним словом, суть их совершенно разная, но при этом они глубоко интегрированы друг в друга.

В этой статье мы постараемся выяснить,чем отличается духовная культура от материальной. Кстати, оба понятия включают в себя ряд подвидов, если так можно выразиться (художественная, массовая, техническая и т. д. культуры), которые в свою очередь могут состоять из десятков субкультур. Но наша задача состоит в том, чтобы разобраться с глобальными вопросами, а не тонуть в деталях. Для начала давайте определимся со смыслом, вложенным в это слово.

А вообще, что такое культура?!

Действительно, что означает это понятие? Почему оно является одним из главных и неотъемлемых признаков человеческой цивилизации? Есть множество пространных ответов на данный вопрос. Попробуем ответить и мы – только проще и своими словами:

«Культурой называют деятельность общества людей либо отдельного человека, которая приводит к духовному и (или) материальному изменению жизни как конкретного человеческого сообщества, так и целых народов. Созданные культурные ценности всегда влияют в той или иной мере на развитие человеческой общины, какими бы они ни казались незначительными на первый взгляд».

Кто-то посчитает наше определение неглубоким и неполным, но эта статья и не претендует на статус монографии. Желающих разобраться в данном вопросе более основательно отсылаем в электронные и обычные библиотеки, где есть масса серьезнейших трактатов на эту тему.

Материальная культура

Само понятие материальной культуры очень просто и даже незамысловато. Его можно выразить одной фразой:

«Все, что создал человек своими руками, можно назвать материальной культурой ».

Холодильник, детская игрушка, Собор Парижской Богоматери, операционная система Windows – все это продукты материальной культуры. Мы не будем описывать даже основных представителей данного типа культуры. Тема эта огромна и неисчерпаема. Скажем только, что с развитием человечества список материальных ценностей растет безостановочно. В нем уже есть вещи, которые нельзя пощупать руками, однако их все же относят к материальным явлениям. Например, технологические процессы, которые нематериальны, но в результате их использования возникают вполне реальные физические предметы. Коротко суммируем вышесказанное.

  • Вещи, предметы, созданные человеком. Основная и самая древняя область материальной культуры. Как уже говорилось, все, что можно взять в руки, ощутить его вес, плотность, относится к этой сфере.
  • Техническая культура. Здесь подразумеваются наши умения, навыки, приобретенный опыт и сноровка, которые нужны при работе по созданию материальных объектов.
  • Технологические процессы. Как и предыдущий пункт, технологии не относятся к овеществленным продуктам. Это системы, этапы создания вещей, а также их использования.

Духовная культура

Что такое «духовная культура»? Ответ заключен в самом словосочетании:

«Все то, что создано человеком, но невозможно потрогать руками, и есть духовное».

И в этом главное отличие духовной культуры от материальной. Можно привести огромное количество примеров такой культуры: песни, наука, языки, поэзия, моральные ценности, высокие чувства и эмоции… И еще, и еще…

Духовная культура – это сложнейшая субстанция, состоящая из сотен и тысяч элементов-кирпичиков. Идеология, менталитет целых народов основаны на такой культуре. Мировоззрение, отношение к себе, к окружающим, к жизни связаны у человека именно с духовной культурой. Тема эта бескрайняя как в ширину, так и в глубину. Поэтому приведем несколько общепринятых постулатов, можно сказать, фундамент, на котором построен многоэтажный дом.

  • Общечеловеческая духовная культура. К ней относятся наука, общие моральные устои, богатство языка и т. п. элементы. Эта культура не зависит от отдельного человека или сообщества людей. Даже отдельно взятая страна не сможет изменить сущность общечеловеческих ценностей. Недавний пример (по меркам истории) – Германия времен Гитлера. Одна из ведущих стран, внесшая огромный вклад в мировую культуру, в одночасье отринула значительную часть накопленных человечеством духовных традиций и богатств. Итог всем известен – он печален, но закономерен.
  • Духовность отдельно взятого человека. Воспитание, знания, полученные в учебных заведениях, самообразование и т. д. – все это можно отнести к средствам индивидуального духовного обогащения. На основе этих составляющих формируется конкретная личность со своими взглядами на жизнь, любовь, семью, поведением в различных ситуациях… У большинства зрелых (речь не о возрасте, а о духовной составляющей) людей есть свое мировоззрение, исходя из которого они и живут.
  • Совместный формат культуры. Он объединяет два предыдущих пункта. Духовность отдельной личности невозможна без общечеловеческой культуры. Связующих элементов между культурой одного индивидуума и общей культурой множество. Это и религия, и философия, и научные знания, которые использует талантливый ученый в своих изысканиях.

Приведем гипотетический пример. Гениальный фармацевт, чье открытие в медицине спасло миллионы людей, не родился с готовой формулой, рецептом в голове. Он долго и упорно учился, постигал опыт, накопленный не одним поколением известных и неизвестных медиков. Результатом стало создание чудо-лекарства, победившего ранее неизлечимую болезнь. Из подобных примеров (не только в науке) состоит практически вся наша история.

Сравнение

Таблицу различий между двумя типами культур можно было бы и не составлять, так как это различие, по большому счету, всего одно. Но оно настолько существенно, что мы все-таки решили показать его более наглядно.

Заключение

Сколько существует человечество, столько и идет развитие его культурного богатства, причем мы говорим сейчас о культуре в целом. И как бы ни спорили ученые мужи, культурологи и всевозможные идеологи,в чем разница между духовной и материальной культурой, нужно четко понимать, что это две сущности, которые за тысячелетия существования человеческой цивилизации настолько тесно переплелись и срослись, что уже невозможно представить их отдельно, в отрыве от общего развития общечеловеческой истории.

Приведем простой пример. Книга – одно из величайших изобретений в истории нашей цивилизации. Сама по себе книга является предметом материальной культуры. Однако то, что в ней написано, безусловно, относится к духовному миру человека. Читая ее, он держит в руках вполне материальный предмет, имеющий вес, размер, плотность. И в то же время человек может испытывать сильнейшие эмоции от прочитанного – страдать и сопереживать вместе с виртуальными персонажами книги. Это и есть ярчайший показатель соединения, казалось бы, совершенно разных типов культур.

Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

3.3. Материальная и духовная культура

Деление культуры на материальную и духовную связано с двумя основными видами производства – материальным и духовным.

Понятие «материальная культура» введено в культурологию этнографами и антропологами, понимавшими под материальной культурой характерные черты культуры традиционных обществ. По определению Б. Малиновского, материальная продукция человека – это артефакты, построенные дома, управляемые корабли, орудия труда и оружие, предметы магического и религиозного культа, составляющие наиболее осязаемую и зримую часть культуры. В дальнейшем понятием «материальная культура» стали определять всю материально-практическую деятельность человека и ее результаты: орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи и т. п. Во все это вложен человеческий труд, знания, опыт.

Духовная культура охватывает сферу сознания. Это продукт духовного производства – создания, распределения, потребления духовных ценностей. Сюда относятся: наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, религия, мифология и др. Духовная культура – это научная идея, художественное произведение и его исполнение, теоретические и эмпирические знания, взгляды, складывающиеся стихийно, и научные воззрения.

Проявления материальной и духовной культуры, создание и использование относящихся к каждой из них предметов различны.

Долгое время (а иногда и сейчас) культурой считали только духовную деятельность и духовные ценности. Материальное производство остается за гранью культуры. Но человеческая деятельность – это прежде всего деятельность материальная. Начиная с первобытного общества, вся культура человека – способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материальными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. И то, каков ее уровень, в конечном счете определяет развитие духовной культуры. На заре человечества связь первобытного искусства с характером трудовой деятельности была непосредственна и очевидна. На более высоких стадиях развития человеческого общества принадлежность материальной деятельности к сфере культуры стала не менее очевидной: некоторые проявления материальной деятельности людей оказались столь непосредственным проявлением культуры, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и технологическая, технотронная, экранная и другие культуры.

Кроме того, само развитие духовной культуры в значительной степени зависит и определяется уровнем развития культуры материальной.

Материальная культура и духовная культура связаны между собой, и граница между ними часто бывает прозрачной. Научная идея воплощается в новой модели станка, прибора, летательного аппарата, т. е. облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Материальная культура развивается в зависимости от того, какие научные, технические и иные идеи в ней реализуются. Так же идея художественная воплощается в книге, картине, скульптуре и вне этой материализации не станет объектом культуры, а останется только творческим замыслом автора.

Некоторые виды творческой деятельности вообще находятся на грани культуры материальной и духовной и в равной мере принадлежат к обеим. Архитектура – это и искусство, и строительство. Дизайн, техническое творчество – искусство и техника. Искусство фотографии стало возможно только на основе техники. Так же, как и искусство кино. Некоторые теоретики и практики кино утверждают, что кино все более перестает быть искусством и становится техникой, ибо от уровня и качества технической оснащенности зависит и художественное качество фильма. С этим нельзя соглашаться, но и нельзя не видеть зависимости качества кинофильма от качества съемочной аппаратуры, пленки и других материально-технических средств кино.

Телевидение, конечно, достижение и воплощение техники. Но идея телевидения, изобретение его принадлежит науке. Реализовавшись в технике (материальная культура) телевидение стало и элементом духовной культуры.

Очевидно, что границы между различными сферами культуры и отдельными ее формами весьма условны. Практически все формы культуры взаимосвязаны. Так, например, художественная культура взаимодействует, хотя бы косвенно, и с наукой, и с религией, и с бытовой культурой и т. д. Развитие науки и формирование определенной картины мира сказывалось на развитии искусства – становление естественно-научного знания способствовало становлению жанров пейзажа и натюрморта, а появление новых технических изобретений привело к появлению новых видов искусства – фотографии, кино, дизайна. Бытовая культура связана и с религиозной традицией, и с господствующими в обществе моральными нормами, и с такими видами искусства, как архитектура и декоративно-прикладное искусство.

Но ценности материальной культуры отличаются по своим характеристикам от ценностей духовной культуры. Ценности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценностям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Действительно, такие нравственные ценности, как жизнь, любовь, дружба, достоинство, существуют столько же, сколько вся человеческая культура. Шедевры художественной культуры не меняют своей значимости – «Сикстинская мадонна», созданная Рафаэлем, является величайшим произведением искусства не только для эпохи Возрождения, но и для современного человечества. Вероятно, и в будущем отношение к этому шедевру не изменится. Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления. Производственное оборудование изнашивается, здания ветшают. Кроме этого, материальные ценности могут и «морально устареть». Сохраняя физическую форму, средства производства могут не удовлетворять требованиям современных технологий. Одежда выходит из моды иногда быстрее, чем снашивается.

Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения. Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пушкин).

Назначение ценностей материальной культуры носит ярко выраженный утилитарный характер. Ценности духовной культуры, в большинстве своем, не носят практической направленности, но иногда могут иметь и утилитарное назначение (например, такие виды искусства, как архитектура или дизайн).

Материальная культура включает несколько форм.

Производство. Сюда относятся все средства производства, а также технология и инфраструктура (источники энергии, транспорт и связь).

Быт. Эта форма включает и вещественную сторону повседневной жизни – одежду, пищу, жилище, а также традиции и обычаи семейной жизни, воспитание детей и т. д.

Телесная культура. Отношение человека к своему телу – особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художественные, религиозные и социальные нормы.

Экологическая культура – отношение человека к природной среде.

Духовная культура включает как научное, так и ненаучное знание, как теоретическое, так и эмпирическое, взгляды, возникшие под непосредственным воздействием идеологии (например, политические воззрения, правосознание), и такие, которые складываются стихийно (например, общественная психология).

Духовная культура, ее особенности и формы будут рассмотрены во втором разделе учебника.

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

Раздел II Духовная культура

Из книги Арийцы [Основатели европейской цивилизации (litres)] автора Чайлд Гордон

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Часть третья Материальная культура

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Из книги Табасаранцы. История, культура, традиции автора Азизова Габибат Нажмудиновна

Из книги автора

Духовная культура восточного славянства Многообразной и красочной материальной культуре древней Руси соответствовала яркая, многогранная, сложная духовная культура восточного славянства. С незапамятных времен развилась на Руси народная устная поэзия, замечательный

Из книги автора

3.2. Материальная культура Древнего Китая На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и ремесла наиболее характерны гончарное

Из книги автора

3.3. Духовная культура Древнего Китая Философия в Китае возникает в конце третьего периода в истории Древнего Китая («отдельные государства») и получает свой наивысший расцвет в период Чжаньго («борющиеся царства», 403–221 до н. э.). В те времена существовали шесть основных