Мартос памятник минину и пожарскому описание. Памятник Минину и Пожарскому: история создания

Вопреки веками устоявшемуся стереотипу, я скажу, что любовь - чувство безмерно эгоистичное. И докажу это.
Нет любви безвозмездной - есть безответная. Человек, который лелеет ночами милый образ, капая горькими слезами в чашечку кофе сидя на пыльном подоконнике, всегда в душе надеется на взаимность. Не потому ли безответная любовь названа несчастной, что один любит, а другой - нет? Именно. Нельзя безответно любить и не ждать взаимности. Когда мы любим и страдаем, мы хотим лишь одного: чтобы кто-то страдал так же, как и мы.
Вы спросите, что же тогда самопожертвование? Туфта. Мы хотим благодарности. "Я столько для тебя сделала, а ты не смог этого оценить! Я потратила на тебя лучшие годы своей жизни!" - последняя фраза перед хлопком дверью, за которую отправляется бессердечное создание муж и все его пожитки в потрепанном чемоданчике. Оценить, потратила - денежные отношения, валюта в которых - страдание.
Накал эмоций, любых, позитивных и негативных, это всегда страдание. Слезы счастья не просто так слезы - сердце одинаково сжимается от сильных эмоций любого характера.
Почему в таком случае человек жертвует чем-то стоящим, например, своей жизнью? Ну, он хочет, чтоб на его похоронах кто-то плакал. Количество скорбящих на похоронах - это итог нашей жизни. То, сколько страданий доставит наша смерть нашим близким, даст оценку нашей жизни. Все упирается в страдание.
Сказки о любви заканчиваются фразой: и умерли они в один день. Чтобы ни один из влюбленных не прострадал хотя бы на час больше другого (или не прорадовался, кто знает). Баланс страданий на земле в какой-то мере даже важнее баланса добра и зла. Это справедливо. И чашей Фемиды здесь выступает любовь.
Любовь - самое эгоистичное на свете чувство. Сила которого измеряется лишь страданиями. От счастья или от горя.
Может, кто-то не согласится со мной. А, если этот кто-то задаст себе вопрос: "Смог бы я перенести, что тот, кого я люблю, будет счастливее без меня?" сможет ли он ответить утвердительно?
Да? Да что ты говоришь. Хоть себе-то не ври.
Вот видишь.
Я права.

Любите себя и своих близких;)

Рецензии

Да-да... А еще мы выбираем равных, либо выше себя. Ты серость не выберешь, он не выберет бомжиху и т.п. А вот еще:"возлюби своего ближнего как самого себя". За вторым дном смысла- эгоизм. И чем чище этот эгоизм, тем больше кайфа... такого.... с ломками, ну ты в курсе))

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Завтра, 4 ноября, в России будет отмечаться прекрасный и на долгое время незаслуженно забытый праздникДень народного единства .

В новой России этот праздник отмечается лишь с 2005 года, но стоит вспомнить, что до революции 1 ноября (22 октября по-старому) с 1649 года и до самого 1917 г. отмечаемый в этот день Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 г.) отмечался на государственном уровне.

Главными героями торжества были гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которым и поныне на Красной площади стоит памятник, самый первый памятник в Москве .

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Памятник должен был украсить площадь перед Кремлем в Нижнем Новгороде, где и собиралось ополчение.

Сюжет памятника: нижегородский гражданин Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент под Нижним Новгородом отдыхал и лечился от ран, полученных в московских боях в ходе Первого ополчения. Кузьма Минин передает ему меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти собрать средства и людей.

Что интересно, сначала по замыслу скульптора Ивана Мартоса оба великих мужа стояли, но запротестовала тогдашняя: «Как же можно, чтоб знатный князь на равных стоял рядом с простолюдином!?»

Средства на памятник собирались по всей России и, его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.
Хотя в Нижний Новгород водными путями из Петербурга в Москву памятник все же заехал.


Торжественное открытие памятника в 1818 г. Обратите внимание на старые Верхние торговые ряды.

До строительства нынешнего ГУМа в 1890-х (новые Верхние торговые ряды) площадь выглядела так:

Но вернемся к памятнику. Барельефы на нем тоже отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.

Спереди постамента горельеф изображает граждан-патриотов жертвующих свое имущество на благо Родины. Это гражданский подвиг.

Слева можно видеть самого Ивана Мартоса, автора памятника, отдающего Отечеству самое дорогое — двух своих сыновей.
И, действительно, сыновья Ивана Мартоса прошли через Отечественную войну 1812 г. Один из сыновей был послан на учебу в Италию, где был убит наполеоновскими солдатами в 1813 г.
Всего у Мартоса было 6 дочерей и 4 сына от двух браков.


Иван Мартос. Портрет работы П.О.Росси

В 1910 г. в журнале «Сатирикон» И.Л.Оршер следующим своеобразным путем описывал историю образования ополчения:

Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:
— Заложим жен и детей и выкупим отечество!
— Заложим! — загудела толпа. Кузьма Минин заложил (впоследствии оказалось, что это был он), пересчитал деньги и сказал:
— Маловато!
И, воодушевившись, снова воскликнул:
— Продадим дворы и спасем отечество!
— Продадим! — снова загудела толпа. — Без жен и детей дворы ни к чему.
Тут же наскоро стали продавать дворы и вырученные деньги отдавали Минину.

Кто покупал дворы — никому из историков не известно. А может быть, известно, но из стыдливости они это скрывают. Полагают, что была основана тайная патриотическая компания по скупке домов и имущества.

«Странно, — замечает один иностранный историк, имя которого мы дали слово держать в секрете. — Всех принуждали продавать дома; кто не хотел добровольно продавать дом, того принуждали. Как же в такое время могли появляться люди, которые осмеливались покупать дома?»


На щите у Пожарского — лик Спаса Нерукотворного.

Горельеф с задней части постамента изображает уже князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы. Это военный подвиг.


Проработка деталей просто изумляет

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного — мешал парадам.
Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).

Если памятник стоял бы сейчас на прежнем месте, то вид был бы примерно таким:

Или таким:

А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы небезызвестного Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

С наступающим праздником!

Будете на Красной площади подойдите к памятнику, чтобы почтить память героев.

Кроме того, завтра 4 ноября 2010 г. на Красной площади пройдет официальное освящение и открытие надвратной иконы Николая Чудотворца на Никольской башне.
Видеть ее можно уже сейчас:

Также напомним, что ранее, 28 августа 2010 г. была открыта и освящена икона Спаса на Спасской башне:

Хотя памятник открыли в 1818 году, задумали его еще в 1804. А с предложением начать сбор средств выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и того раньше - в 1803 году. Первоначально памятник Минину и Пожарскому предполагали установить в Нижнем Новгороде, где собралось народное ополчение.

В 1807 году скульптор Мартос опубликовал гравюру с первой моделью памятника, и уже в следующем году начался сбор средств по всей России. При этом Мартос работал над памятником Минину и Пожарскому 14 лет, не прерываясь. А все аллюзии на тему наполеоновских войн появились уже в процессе создания монумента.

Учитывая важность памятника героям 1612 года для русской истории, решили установить его в Москве. А в Нижнем Новгороде готовую статую продемонстрировали, когда ее доставляли по Волге в Москву. Чтобы утешить обделенных нижегородцев там поставили мраморный обелиск в честь героев. Правда, по дороге он раскололся на две части. Но все же склеенный обелиск до сих пор стоит в Нижегородском кремле.

А в 2005 году историческую несправедливость исправили: Нижний Новгород все же получил памятник Минину и Пожарскому. Это была копия скульптуры Мартоса, выполненная Зурабом Церетели. Установили монумент под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи - там, где в 1611 году Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать народное ополчение. Памятник открыли 4 ноября 2005 года, когда Россия впервые отмечала День согласия и примирения. И это не случайно, ведь именно в этот день, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в 1612 году завершились бои с поляками, а Дмитрий Пожарский дал обет построить Казанский храм на .

Работы по созданию памятника Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года, и в начале 1813 модель открыли для публики.

Отлили памятник в Санкт-Петербурге 5 августа 1816 года. Для пьедестала сначала хотели использовать сибирский мрамор, но из-за больших размеров памятника решили использовать гранит из Финляндии. Сам памятник Минину и Пожарскому из Санкт-Петербурга в Москву доставили по воде: через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. Монумент, отправленный из Санкт-Петербурга 21 мая 1817 года, прибыл в Москву 2 сентября.

Памятник героям 1612 года установили почти в центре Красной площади - напротив входа в Верхние торговые ряды.

По первому проекту Мартоса оба героя должны были стоять на постаменте во весь рост. Это вызвало недовольство государственных лиц: как можно, чтобы мужик стоял рядом с князем! Пришлось Мартосу князя усадить. При этом скульптор не погрешил против правды: князь Пожарский получил в бою тяжелые раны, потому на памятнике он сидит, осторожно вытянув больную ногу.

20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому. Публика собралась огромная. А высокая оценка работы властями подтверждалась и тем, что литейщик Екимов получил от императора премию 20 000 рублей и орден Анны II степени, а скульптор Мартос - пожизненную пенсию 4 000 рублей в год.

Памятник украшают 2 барельефа: организация народного ополчения на лицевой стороне, на обратной - изгнание поляков из Москвы. Минин и Пожарский представлены в облике античных героев, но в одеянии присутствуют национальные элементы.

Надпись на памятнике Гражданину Минину и князю Пожарскому - благодарная Россия вызвала много споров.

Надпись гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.

А Николай Станкевич в 1829 году предложил свою «Надпись к памятнику Пожарского и Минина».

Сыны отечества, кем хищный враг попран,
Вы русский трон спасли - вам слава достоянье!
Вам лучший памятник - признательность граждан,
Вам монумент - Руси святой существованье!

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади считается лучшим творением скульптора Мартоса. Возможно, поэтому он в одном из барельефов поместил автопортрет. Это крайняя слева фигура отца, отдающего сыновей в ополчение. Кстати, эта сцена автобиографична, так как сын скульптора добровольцем пошел в армию во время Отечественной войны 1812 года.

Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу. Вот, - думаю я, - вот два вечно сонных исполина веков, обессмертившие имена свои пламенною любовью к милой родине. Они всем жертвовали ей: имением, жизнью, кровью. Когда отечество их находилось на краю пропасти, когда поляки овладели матушкой-Москвой, когда вероломный король их брал города русские, - они одни решились спасти ее, одни вспомнили, что в их жилах текла кровь русская. В сии священные минуты забыли все выгоды честолюбия, все расчеты подлой корысти - и спасли погибающую отчизну. Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности. Поэт сохранит оные в вдохновенных песнях своих, скульптор в произведениях волшебного резца своего. Имена их бессмертны, как дела их. Они всегда будут воспламенять любовь к родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!

Говорят, что... ...когда памятник стоял напротив Кремлевских стен, Минин рукой указывал на , призывая князя освободить его от интервентов.
А после смерти В.И. Ленина во время борьбы за власть с главным докладом на съезде «Политическим отчетом ЦК РКП(б)» выступил Григорий Зиновьев. По негласному правилу, с таким докладом должен был выступать первый человек партии. Появились слухи, что Зиновьеву каким-то образом удалось захватить власть, и ему уже дали прозвище «новый Гришка Отрепьев». А на памятнике Минину и Пожарскому появилась надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в сегодня завелась». Возможно, это стало поводом к переносу монумента.
После этого Минин стал показывать на место перед ГУМом, как бы говоря: «Вот, где мы стояли раньше». А острословы, намекая на , шепотом декламировали: «Смотри-ка, князь, какая мразь у стен Кремлевских разлеглась» .
...когда памятник стоял возле Верхних Торговых рядов, вокруг него заливали каток. Ходили туда люди разных сословий и, за отсутствием навыков катания, сталкивались друг с другом. Чтобы избежать скандалов, городские власти выделили несколько статных конных жандармов. Естественно, дамы на них засматривались, и столкновений на катке стало только больше.
...Англичанка Марта Вильмот, гостившая в России в 1807 году, записала в дневнике: «Ходят слухи, которым решительно все верят, что несколько дней назад, ночью, сторож Большого собора в Кремле был сильно напуган доносящимся из церкви топотом лошадей. Он бросился к служителю, чтобы позвать его на помощь и вместе посмотреть, что там. Сторож стал открывать ключами двери, но они вдруг распахнулись сами, церковь внезапно осветилась, и мужичку предстали два воина в полном вооружении, крестящиеся и кланяющиеся перед образом Казанской Богоматери. После молитвы они вскочили на коней и умчались, но на прощание объявили во всеуслышание, что намереваются поддержать земляков в битве против французов, и что Буонапарте непременно падет». Разумеется, народ сразу же догадался, что всадники - это Минин и Пожарский, помогающие русским в борьбе с Наполеоном.

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому - один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Средства на памятник собирались по всей России по всенародной подписке, и его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.

Скульптор Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо и подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

Барельефы на постаменте отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.


Передний барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.


Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного - мешал парадам.

Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).


P.S. А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

Подготовил К. Морозов

6 сентября 1817 году Москву прибыл памятник Минину и Пожарскому; он был отлит в Санкт-Петербурге и доставлялся водным путём через Нижний Новгород.

Это была первая скульптурная композиция Москвы и первый памятник, посвященный не государю, а народным героям. У него, как и у его персонажей, своя биография, полная торжества, трудностей и даже колкостей.

Всенародный монумент

Памятник Минину и Пожарскому был построен не на средства государственной казны, а на народные деньги. Инициаторы проекта – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств собирали пожертвования со всей России. В 1808 году они разослали по стране гравюры с утвержденным проектом: «дабы оный был известен всем Россиянам». За три года удалось собрать 136 тысяч рублей, чего хватило и на постройку памятника в Москве и возведение обелиска в Нижнем Новгороде.

Двойной повод

На самом деле, памятник Минину и Пожарскому символизирует два события – освобождение Руси от инозменых захватчиков в 1612 году и победу в Отечественной войне, которая также вошла в историю как «народная война». Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы. Скульптурная композиция появилась на Красной площади лишь 4 марта 1818 года.

Памятник-кочевник

История создания памятника, как и история его существования, наполнена постоянными спорами о том, где он должен стоять. Самым первым потенциальным местом расположения был Нижний Новгород, где родилось второе ополчение, но, учитывая важность события для страны, Александр I настоял на установке памятника в Москве. Тем не менее, в Нижнем Новгороде сегодня можно увидеть его брата-близнеца, правда, в уменьшенном размере. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи, с которой когда-то Минин призывал нижегородцев созвать ополчение.
Скульптурную композицию в 1818 году установили напротив ворот ГУМа. По замыслу архитектора, Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая прогнать поляков из Москвы. В 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного, так как он мешал проведению парадов на Красной площади.

Водным путем

Кстати, памятник Минину и Пожарскому был отлит не в Москве, а в Петербурге. В древнюю столицу скульптуру доставляли водным путем. Перевозка заняла несколько месяцев с 21 мая по 6 сентября 1818 года, так как в планах была обязательная остановка в Нижнем Новгороде. О прибытии долгожданного памятника в город сохранилось упоминание в журнале «Сын Отечества»: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника… граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник».

Инновации

Сегодня скульптурная композиция «Минин и Пожарский» может показаться неуникальной, но для того времени это был настоящий технологический прорыв. Несмотря на свой внушительный размер, памятник монолитен, его отливали «одним куском». Для этого понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Медь плавили около десяти часов, метал в форме остыл лишь спустя пять дней. К началу XIX века такая работа считалась уникальной.

Поэтическая критика

На центральном памятнике Москвы все должно быть с умом. Придерживался этого мнения и Александр Сергеевич Пушкин, который в своих сочинениях сообщал о фактической ошибке в надписи на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия». Поэт писал: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова».

Народный фольклор

С памятником «Минину и Пожарскому» связана одна политическая легенда. После смерти В.И. Ленина в 1924 году в верхушке партии началась борьба за власть. В этот нелегкий период, на одном из съездом, неосторожный Григорий Зиновьев выступил с главным докладом «Политическим отчетом ЦК РКП(б)», что являлось прерогативой генерального секретаря. Пошли слухи, что Зиновьеву удалось у всех за спиной прибрать к рукам власть. Так за ним закрепилось прозвище «второй Гришка Отрепьев». Считается, что в это же время на памятнике появилась надпись, вошедшая впоследствии в народный фольклор: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Правда, по другой версии, оригинал принадлежал к более позднему периоду, звучал как «Смотри-ка, князь, какая мразь у стен Кремлевских улеглась», и относился к мавзолею Ленина.