Марлен хуциев национальность. Марлен Хуциев: личная жизнь, жена, дети

Автор девяти картин, включая одну короткометражную, одну телевизионную и одну неигровую, Марлен Хуциев вправе претендовать на место в книге кинематографического Гиннесса — как постоянно и на протяжении многих лет действующий режиссер с минимальным количеством снятых фильмов.

Он и впрямь всегда был режиссером действующим. Действующим активно самим своим присутствием, оказавшим куда большее влияние на окружающую кинематографическую среду, чем любой из коллег, кто выстрелил за эти полвека не одним десятком картин. Ибо каждая его работа была не просто фильмом — она была эпохой в биографии отечественного кино. Вне зависимости от своих конкретных достоинств и даже вне зависимости от момента выхода на экраны, ибо кинематограф Хуциева — искусство пролонгированного действия, прорастающее в чужих работах через годы и расстояния.

В «Весне на Заречной улице» простодушный послевоенный неореализм, а проще сказать, забытый двумя поколениями назад реализм Бориса Барнета и его соумышленников, приобретал столь естественное и родное для отечественного кинематографа обличье сентиментализма, что даже профессиональным ревнителям кинематографического целомудрия не удалось обнаружить в нем и следа тлетворного влияния итальянской заразы. Не говоря уже о «Двух Федорах», где абсолютное ощущение фактуры эпохи, жесткая заземленность поэтики гармонически сочетались с удивительным для той поры полным отсутствием каких-либо «идеологизмов», хотя как раз в этом сюжете им было где разгуляться: война, персонажи из народной гущи, морально-политическое единство… Однако в мире Хуциева подобному просто нет места, ибо он живет по своим собственным, внутренним, имманентным законам, переживает и проживает сугубо экзистенциальные драмы и трагедии, и если «идеологизмы» начинают в него вмешиваться, он просто окукливается, не сопротивляясь, уходит в себя, замирает.

Сохрани Марлен Хуциев своих героев в мире простых истин, простых чувств, простых человеческих связей — и остался бы он счастливым пророком соцреализма с человеческим лицом. Сохрани он святую веру в то, что общий для всех разумных и нормальных существ этос повседневности можно обустроить в одном отдельно взятом советском мире — и цены бы ему не было в постоттепельном кинематографе, уже готовом на уступки в приватной сфере.

Но как раз на это Хуциев решительно не был способен: кинематографическое чувствилище эпохи, ее сердечный сейсмограф, он раньше и болезненнее других ощутил неявные тектонические сдвиги в советском сознании (и подсознании тоже), свидетельствующие о том, что лелеемый шестидесятниками этос простого человека был не более чем пропагандистской пустышкой. А теперь, в столкновении с оголившейся реальностью, он оказался и вовсе иллюзией.

Впрочем, на малом сюжетном и социальном пространстве первых картин все это было еще не очевидно.

Проблемы начались с «Заставы Ильича», известной в течение четверти века под псевдонимом «Мне двадцать лет». С лирической саги о наших юных современниках, о чистоте их помыслов и глубокой идейности, о неразрывной связи поколений (лозунги эпохи я перечисляю без тени иронии, ибо Хуциев и впрямь верил, что отвечает на главный запрос времени, на благороднейший и искреннейший его социальный заказ). Но обнаружилось, что реальность, которая казалась такой простой, понятной, устроенной по законам справедливости, распадается на первоэлементы, ускользает, лицемерит, одним словом, не отвечает художнику взаимностью.

Это ощущение дисгармонии сквозило из всех пор шпаликовского сюжета, оно существовало как бы отдельно и независимо от всех его духоподъемных перипетий, уводящих действие в давнее и недавнее прошлое, и было очевидно для самого неискушенного взгляда, но Хуциев еще просто не может поверить такой реальности.

Переболев свой первый конфликт с властью, он пробует эту реальность на вкус и на цвет — под другим углом, в другой среде, вроде бы более ему знакомой и понятной. Надеясь, что уже там, среди своих, среди интеллектуалов, профессиональных мечтателей и толкователей, он все-таки обнаружит гармонию настоящего человека, душевность материального мира. Но «Июльский дождь» оказывается фильмом еще более беспощадным, еще более безнадежным.

И вот тогда ревнители идеологической невинности взялись за Хуциева всерьез. И не столько потому даже, что он учуял безвоздушность советского мира. Но потому, скорей, что назвал ее по имени задолго до того, как это стали позволять себе понимать даже самые смелые и отважные властители дум.

После «Июльского дождя» он снимет «Был месяц май», удивительную по чистоте и прозрачности экранизацию чужих военных воспоминаний. А потом замолкнет на целых двенадцать лет, ушедших на подготовку так и не поставленного фильма о Пушкине.

Когда на его возвращение уже мало кто надеялся, Хуциев выпустил камерный фильм-диалог, диалог поколений в замкнутом четырьмя стенами мире среднеинтеллигентской квартиры, за пределами которой реальный мир вроде бы и не существует вовсе. У этого фильма было вполне символическое название — «Послесловие», и казалось, что он и в самом деле подводит черту.

Однако пройдет еще восемь лет, и на экраны выйдет, пожалуй, самая сложная картина Хуциева «Бесконечность» — его «8½». Окликая прежние свои фильмы (темы и мотивы из «Весны на Заречной улице», «Двух Федоров», «Заставы Ильича» легко различимы в насыщенном и драматургически дробном пространстве «Бесконечности»), автор предпринимает последнюю попытку найти ускользающую гармонию отечественной реальности. Отправляет героя, своего alter ego, в прошлое — вплоть до самого начала нашего века, куда хуциевский кинематограф еще ни разу не забредал. Но и там привычно зоркий взгляд режиссера обнаруживает тот же распад, то же томление духа, ту же дисгармонию человеческого бытия.

Впрочем, зоркость этого взгляда здесь совершенно иной природы, чем прежде: впервые Марлен Хуциев открывает за реальностью физической нечто куда более существенное — реальность метафизическую, наднатуральную, определяющую перепутанные перипетии биографии героя больше, чем все мировые войны, революции и прочие социальные катаклизмы, которые ему — и нам — довелось пережить.

Сегодня Глава республики Тамерлан Агузаров встретился с легендарным Марленом Мартыновичем Хуциевым. Знаменитый кинорежиссер, сценарист, педагог, народный артист СССР находится в Северной Осетии с рабочим визитом. В Кармадонском ущелье он снимает один из эпизодов своего нового художественного фильма «Невечерняя».

Накануне, 4 октября, Марлену Мартыновичу исполнилось 90 лет. И этот знаменательный юбилей Хуциев, находясь в отличной форме, отметил в кругу североосетинских коллег на земле Осетии, куда он с удовольствием приехал в очередной раз.

Тамерлан Агузаров тепло приветствовал ветерана советского, российского кинематографа, назвав его мастером кино мирового уровня. Поздравил гостя с днем рождения, поблагодарил за то, что именно во Владикавказе он отметил свое девяностолетие - знаковую дату не только для России, для Осетии, но и для всего мира. В связи с этим руководитель республики по поручению Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева передал юбиляру приветственный адрес и поздравления с девяностолетием.

«Я сам не киновед, но образность, правдивость, метафоричность Ваших фильмов общеизвестна. Глубина, умение эмоционально донести до зрителя замысел, раскрыть сложные характеры своих героев - эти качества присущи Вашему кинематографическому творчеству. Ярким примером этому является снятая Вами всенародно любимая кинолента «Весна на Заречной улице», которую отличает неповторимая поэтическая интонация и тонкая манера сопереживания героям, а также любовь к Родине и тревогу за ее судьбу», — сказал Глава Северной Осетии.

Тамерлан Агузаров поблагодарил режиссера и за то, что свой новый фильм он решил снимать в нашей республике, в одном из ее красивейших ущелий и выразил уверенность, что «это опять будет не просто фильм, а большое кино».

Марлен Мартынович в свою очередь поделился впечатлениями о пребывании съемочной группы в Северной Осетии. Отметил, что съемки эпизода проходят замечательно, и что для этого коллеги из республики создали все необходимые условия. В основе фильма «Невечерняя» лежит история взаимоотношений его главных героев - писателей Толстого и Чехова - непростой и отчасти драматичной. Как отметил сам Хуциев, это кино, пронизанное глубокой философией, скорее не для широкого проката, а для тонких ценителей киноискусства.

В разговоре с Тамерланом Агузаровым Марлен Хуциев в шутку заметил, что часто его называют осетином. «И, хотя я родом из Грузии и по национальности грузин, я никогда не отрицаю, что я из осетин - благороднейшей, красивой нации», — сказал режиссер.

На это руководитель республики парировал: «Да, мы знаем, что Вы не осетин. Но Вы с такой теплотой к нам всегда относитесь, что мы хотим думать и считать Вас осетином. Вы уж простите нам этот эгоизм!».

За вклад в развитие отечественного кинематографа Тамерлан Агузаров присвоил Марлену Хуциеву почетное звание «Народной артист РСО-Алания».

Во встрече приняли участие врио вице-премьера РСО-Алания Леонид Кесельбренер, министр культуры РСО-Алания Мадина Атаева, экс-министр культуры республики Фатима Хабалова, кинорежиссеры Вячеслав Гулуев и Аким Салбиев.

Этого человека знают если не все, то очень многие, особенно те, кто уважает и обожает советские фильмы. Ведь в жизни Марлена Хуциевасамым главным увлечением всегда было кино. Он практически постоянно занят: несмотря на довольно преклонный возраст, он и сейчас много работает. Когда у него выпадает свободное время, Марлен Мартынович, прекрасно зная топографию родного города, любит побродить по улицам. Если коснуться его музыкальных пристрастий, то это русские и грузинские песни как довоенных, так и военных лет, джаз и классическая музыка. Хорошие книги и общение с верными друзьями для него - не просто увлечение, а его настоящая, искренняя жизнь.

Начало жизненного пути

Будущий советский и российский кинорежиссер, классик отечественного кинематографа, актер, сценарист, педагог родился в начале октября 1925 года в одном из самых красивых городов планеты — Тбилиси. Его родителями были Мартын Леванович Хуциев, погибший в годы репрессий в возрасте 37 лет коммунист с порядочным дореволюционным стажем, и актриса Нина Михайловна Утенелишвили.

Его школьные годы прошли в столице, в Москве. Возможно, так бы семья жила и дальше, но в тяжелом 1937-м репрессировали папу, поэтому им с мамой пришлось вернуться в родной город — Тбилиси.

После получения школьного аттестата у юного Марлена Хуциева были попытки поступления в Тбилисскую академию художеств, но, к сожалению, он не прошел конкурс. После начала Великой Отечественной войны паренек очень хотел защищать свою Родину, но по состоянию здоровья его не взяли.

Театральный вуз

Кинокарьера Марлена Хуциева началась в 1944 году, за год до окончания войны. Его взяли на работу на Тбилисскую киностудию. Его карьера началась с должности помощника художника комбинированных съемок. А уже после того, как завершилась одно из самых страшных войн в истории человечества, паренек принял важное решение о поступлении на режиссера во ВГИК. Когда он приехал в Москву, в театральном вузе ему сказали, что уже все студенты зачислены, набора на этот год больше нет. И все же экзаменационная комиссия благосклонно позволила ему сдать вступительные экзамены. В порядке исключения. Так Марлен Хуциев, биография которого свидетельствует, что именно ему принадлежат одни из лучших работ в советском кинематографе, получил неожиданный и счастливый подарок от судьбы.

Его однокурсниками были Сергей Параджанов, Александр Алов, Юрий Озеров... Когда Хуциев готовил дипломную работу, он снял короткометражку «Градостроители».

Первые шаги в самостоятельной жизни

После окончания института в 1950 году Хуциев Марлен Мартынович несколько лет работал помощником режиссера, а спустя всего пять лет его приглашают вторым режиссером для работы в съемках картины Бориса Барнета «Ляна» (именно у него Марлен Мартынович проходил практику, еще будучи студентом).

Наступает 1955 год. Хуциев начинает работать на знаменитой Одесской киностудии в качестве режиссера-постановщика. Он гордится тем, что может вносить свою лепту в огромный мир советского кинематографа.

Первая честная картина

Уже в следующем году он, в тандеме со своим бывшим однокурсником Феликсом Миронером, снимает свою первую полнометражку - «Весна на Заречной улице». Этот фильм отличается от большинства картин того времени неповторимой поэтической интонацией и очень тонкой, аккуратной манерой сопереживания героям. «Весна» была первой картиной о простых рабочих, которую снимали, исключая такие модные в то время вопросы морализации и надуманного пафоса. Ведь именно поэтому более полувека эту картину смотрят зрители абсолютно разного возраста. Многие на ней выросли, многие хотели подражать главным героям. Многие мечтали испытать такое же сильное чувство. И очень важно, что эта лирическая лента любима миллионами.

История трогательных отношений учительницы русского языка и литературы из школы рабочей молодежи Татьяны Сергеевны Левченко и простого сталевара Саши Савченко (их сыграли замечательные актеры Нина Иванова и Николай Рыбников) имела потрясающе оглушительный успех: фильм посмотрели свыше тридцати миллионов зрителей.

О Федорах...

Вышедшая два года спустя драма «Два Федора» сумела закрепить успех первой картины. Фильмография Марлена Хуциева с этого времени пополняется работами, которые составляют Золотой фонд отечественного кинематографа. Новая картина повествует о вернувшемся домой с фронта солдате. Это была одна из первых (а, возможно, и первая) лент о послевоенной жизни. Именно в этом фильме состоялся дебют тогда еще никому не известного Василия Шукшина.

И здесь великий Хуциев не стал идеализировать главного героя, показывая его как самого-самого-самого... Он дал возможность зрителю увидеть его в повседневной жизни, где главенствует и верховодит власть обычных привычек, из-за чего отношения между людьми становятся более простыми и максимально открытыми.

Нельзя забыть тот месяц май

Фильмы, о которых пойдет речь ниже, не просто интересные истории жизни или истории чего-то происходящего. Они заставляют задуматься о бренности жития, о душевых ценностях, о правильности осуществляемого выбора.

Фильм Марлена Хуциева «Был месяц май» рассказывает о том, что спустя столько лет решены не все вопросы, которая задала когда-то людям война, далеко не на все вопросы найдены ответы. Эта картина была о некоем столкновении двух понятий — Памяти и Забвения. В кинематографе такое было впервые. Да и многое из того, что делал тогда Марлен Мартынович, придумывалось, режиссировалось и снималось впервые. Действительно, он затронул тогда очень важный вопрос, ведь, как бы ни менялась жизнь, ее условия, войну забыть нельзя и невозможно.

Вопросы, на которые нужно искать ответы

Еще одним важным открытием стал фильм «Июльский дождь». Сколько уже прошло лет с момента выхода этой картины? Да целая жизнь! И тем не менее лента не становится старше, напротив, она как бы осовременивается, ведь в ней столько всего предсказано о той жизни, которая продолжается сейчас. Да, фильм достаточно неторопливый, но обществу в нем поставлен конкретный вопрос: «Что же происходит с людьми?» Если очень постараться, можно хотя бы попытаться найти на него ответ.

А после этого была лента «Застава Ильича». Эта работа Хуциева очень аккуратно подняла тогда стандартный молодежный вопрос о том, как жить.

От послесловия до бесконечности: как в кино, так и в жизни

Одним из наиболее горьких и пророческих фильмов Марлена Хуциева стала картина «Послесловие». В нем очень аккуратно и ненавязчиво, но очень сильно, прозвучала тема отчуждения. Благодаря этой картине можно было ненароком заглянуть в будущее. Одну из своих самых интересных, лучших и ярких ролей в ней сыграл Ростислав Плятт.

О «Бесконечности» можно говорить именно бесконечно. В свое время фильм очень долго толковали, разбирали и анализировали. Эта картина стала неким учебником кинорежиссуры, который Хуциев так и не написал. Нить повествования построена очень сложно, она длинная. И вот вдруг, как бы ниоткуда, перед зрителями возникает образ Надежды, который так необходим каждому человеку. Удивительно тонко написан финал. Мудрый мастер делится со зрителями философским взглядом на жизнь, которая, увы, не так длинна, как хотелось бы.

Марлен Хуциев, личная жизнь которого никогда не выставлялась на всеобщее обозрение, создавал каждый фильм как отдельную симфонию или кантату. Каждый кадр был очень сложным аккордом, без которого не сложилось бы ни одно музыкальное произведение. В этих аккордах каждый инструмент создавал свою, неповторимую нить мелодии, а все вместе они очень изящно создавали такую необходимую и легко узнаваемую хуциевскую гармонию. Причем в каждой своей работе режиссер одинаково внимательно относился как к главным персонажам, так и к тем, которые появлялись в фильмах на несколько секунд.

Герои его кинопроизведений обычно не находятся в состоянии спокойствия. Они все время ищут себя, свое предназначение. А это дается им не так уж и просто, приводя к некой несозвучности с окружающей их действительностью. И все же мир его картин всегда очень гармоничный, в нем всегда все разложено по своим полочкам и никогда не перемешивается. Здесь все имеет свой смысл и свое значение — будь то небольшая реплика, шумовая или цветовая палитра либо выбранное место действия.

Марлен Хуциев (национальность его - осетин) подарил миллионам зрителей свои киношные открытия, которые, оказавшись органичными и легкими, несколько десятилетий притягивают к экранам поклонников его творчества. А кинокритики и киноведы пытаются найти главный секрет его картин, постоянно их анализируя.

И все же главное заключается в том, что работы Хуциев зритель полюбил. Причем настолько, что многие фильмы пересматриваются по много раз, и постоянно в них можно найти для себя нечто новое. Эти труды абсолютно честно завоевали признание за искренность, внимание к людям, доброту и возможностью задуматься. За то, что режиссер до сих пор старается отстаивать высокие нравственные принципы.

Личная жизнь великого мастера

Действительно одним из самых талантливых режиссеров и сценаристов современности является Марлен Хуциев. Биография, личная жизнь талантливого человека обычно более всего интересуют обывателя. Зато далеко не всем известно о том, что среди его наград есть ордена, медали и лавровые ветви как признание его труда на протяжении почти семи десятков лет. А ведь это тоже немаловажно.

И все же в заключение - несколько слов о семье этого великого человека. Его супруга Ирина Соловьева — член сценарной редколлегии киностудии им. Горького, окончившая ВГИК. Много лет она проработала на киностудии имени Горького. Сын Марлена Мартыновича Игорь Хуциев получил образование на режиссерском факультете ВГИКа, будучи студентом Льва Кулиджанова и Михаила Ромма. Внучка Ниночка решила избрать иной путь, нежели папа и дед. Она окончила китайское отделение МГУ им. Ломоносова.

Марлен Хуциев вошёл в историю отечественного кинематографа ещё в незапамятные советские времена и по сей день остаётся в ней одним из главнейших столпов, на которых держится настоящее искусство. Его картины о войне и быте, несмотря на популярную для тех послевоенных лет тематику, всё же внесли струю свежего воздуха, поскольку поднимали вопросы, до этого редко появляющиеся на экранах. Помимо того, что картины Марлена Хуциева позволяют нам окунуться в тот далёкий и бесследно ушедший мир (а некоторым — поностальгировать за теми временами), они также заставляют зрителей думать и анализировать. Видимо, именно в этом и состоит достоинство его фильмов. Вся личная жизнь Марлена Хуциева неразрывно многие десятилетия была связана с кино.

Сегодня мэтру отечественного кинематографа уже 90, однако он по-прежнему живёт творчеством, а в голове у него — планы и сценарии, требующие реализации. Началась биография Марлена Хуциева в нынешнем Тбилиси. Его родители — коммунист-революционер и актриса. Видимо, именно от матери в режиссёре столько понимания прекрасного, любви к созерцанию и воспроизведению своих впечатлений и раздумий на экране или на сцене. Окончив школу в Тбилиси, будущий режиссёр хотел учиться дальше в местной Академии художеств, но не сумел пройти конкурс. В военные годы из-за проблем со здоровьем Марлену Хуциеву не удалось послужить в армии. В 1944 году в биографии Марлена Хуциева началось кино, которое продолжается в его жизни до сих пор. Первая его должность — ассистент художника комбинированных съёмок, ведь специального образования у режиссёра на тот момент всё ещё не было. Только в следующем году он становится студентом режиссёрского отделения ВГИКа. Дипломная работа — короткометражная картина "Градостроители". Самый нашумевший и по сей день один из самых любимых зрителями фильмов Марлена Хуциева — "Весна на Заречной улице" — увидел свет лишь через 6 лет после окончания вуза, в 1956 году. Дальнейшие работы режиссёра также высоко оценены как зрителями, так и профессионалами. Не даром Марлен Хуциев — обладатель множества почётных званий, наград и премий.

Вот уже 37 лет режиссёр занимается преподавательской деятельностью в родном ВГИКе. В различных публикациях, посвящённых Марлену Хуциеву, неоднократно подчёркивается, что вся личная жизнь режиссёра — это кино. Однако это не полностью так. Наиболее характерная черта характера этого человека — это созерцание. Именно этим более всего любит заниматься Марлен Хуциев, прогуливаясь по улочкам родного города или общаясь с друзьями и близкими. В семейной жизни режиссёр проявил верность и преданность, присущие, наверное, лишь представителям искусства этой эпохи, долгие живя в счастливом браке с Ириной Соловьёвой. Свою вторую половинку Марлен Хуциев встретил, ещё будучи студентом ВГИКа, и с тех пор не отпускал. Жена подарила ему сына и наследника Игоря, который продолжает любимое дело отца, став режиссёром. У супругов есть также внучка Нина, которая, впрочем, не пошла по стопам родных, а окончив МГУ, уехала работать в Шанхай. Свой 90-летний юбилей Марлен Хуциев отпраздновал в Пятигорске в кругу родных и близких. К сожалению, почтенный возраст режиссёра иногда напоминает о себе, заставляя болезненно сжиматься сердца всех тех, кто вырос на его картинах.