Ману самхита законы человечества. Законы ману


Посвящается Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, ачарье-основателю ИСККОН

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Великие мудрецы приблизились к Ману, сидящему в умиротворении, и оказав ему должное почтение, обратились к нему со следующими словами:

«О просветленный! Мы желаем услышать от тебя священные законы для всех людей во всех укладах жизни, для всех варн и ашрамов.

О господин! Тебе одному известны цель, обряды, знание о душе и непостижимом Верховном Господе, по чьей воле вершится все в этом мире».

Тот, чье могущество неизмеримо, выслушав высокочтимых мудрецов, с почтением ответил им: «Слушайте!

С незапамятных времен эта вселенная была покрыта тьмой, непостижимая, невидимая, погруженная в глубокий сон.

Затем Свайямбху, Верховный Господь (Каранадакашайи Вишну), незримый для глаз, проявил вселенную, состоящую из двадцати четырех элементов, рассеяв мглу, царящую вокруг.

Этот самосветящийся Господь, в котором покоятся все живые существа, находится вне восприятия грубых чувств и имеет тонкую, вечную и труднопостижимую природу.

Желая произвести различные виды живых существ из собственного тела, Господь вначале создал воды (океан Карана), поместив в них свое семя.

Это семя стало золотым яйцом, в сиянии равным Солнцу. В этом яйце Он проявился как Брахман (Гарбходакашайи Вишну) Прародитель всех живых существ.

Воды называются нарах. Как воды изошли из Нараяны, так изначально из Нараяны изошли все живые существа, которые принимают в Нем прибежище (айана). Поэтому Всевышнего именуют Нараяна.

Из Господа Нараяны, который является изначальным, вечным и непостижимым, был проявлен известный всему миру Брахман (Гарбходакашайи Вишну).

Эта Божественная Личность находилась в этом яйце в течение года, затем Он стал размышлять: «Хорошо бы разделить его на две половины». и яйцо было разделено на две половины.

Из этих двух половин он создал небеса (сва) и землю (бхур), между ними среднюю сферу (бхува), восемь частей света - и вечную обитель воды - океан Гарбходака.

ТЕКСТ 14-15

Затем был проявлен ум (манас), эго (аханкара) и сознание (читта), над которыми господствует душа. Также проявились три гуны материальной природы и пять органов чувств.

ТЕКСТ 16-17

Благодаря комбинации эго, ума, чувств, трех гун и пяти материальных элементов Он создал все виды живых существ. Из шести главных составляющих, как говорят мудрецы, было создано тело.

Таким образом, были проявлены пять материальных элементов, бессмертный ум, являющийся причиной всех творений, вместе с ним - скрытые желания и ложное эго. Все это произвел Господь.

Из частей этих семи главных принципов, принципов махат, эго и пяти танматр возникла вселенная, из вечного изошло бренное.

Каждый последующий элемент принимал качества предыдущего, занимая свое место и место другого.

Затем Господь дал каждому сотворенному существу имя, род деятельности и условия жизни согласно предписаниям Вед.

Затем Он сотворил вечное жертвоприношение, садхьев и полубогов, девов, поддерживающих жизнь вселенной.

Из огня, ветра и солнца Господь проявил три Веды: Риг-, Сама- и Яджур- веду, которые были созданы для вечного жертвоприношения.

Затем Он создал время, шкалу времени, звезды, планеты, реки, океаны, моря, горы, плоскогорья и равнины.

ТЕКСТ 25-26

Также Господь сотворил аскезы, речь, наслаждения, желание и гнев. Далее Он произвел двойственность или противоположности, такие как достоинства и недостатки, жара и холод, боль и удовольствия.

ТЕКСТ 27-28

Таким образом, тонкие и грубые элементы вступили во взаимосвязь, гармонично действуя во вселенной, естественным образом развиваясь и приумножаясь.

Какими бы качествами ни наделял Господь сотворенных существ: мягкостью или жестокостью, любовью или ненавистью, добродетелями или грехом, - эти качества естественно и спонтанно были приняты ими.

Как сезону года присущи определенные признаки погоды, так и деятельность воплощенных живых существ была дана каждому в соответствии с его качествами.

Затем Господь для процветания мира создал брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, которые изошли из Его уст, рук, бедер и стоп.

Вслед за этим из двух частей Его тела вышли мужчина и женщина, которые произвели на свет Вирагу.

О лучшие среди дваждырожденных, этот Вирага стал практиковать аскезы, чтобы обрести силу для творения.

Датирование текста

Датирование текста является важным для науки, так как «Ману-смрити» был написана в период, когда влияние брахманов было под угрозой неведических движений, после распада империй Маурьев и Шунга сложился период социальной нестабильности. Таким образом «Ману-смрити» и другие Дхарма-шастры были реакцией брахманов на эти угрозы.

В науке утвердилась точка зрения Георга Бюлера , что «Ману-смрити» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II веке до н. э. - II веке н. э. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II-VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничивал датировку периодом с II века до н. э. до I века н. э. К. П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150-120 годы до н. э.

Изучение и критика

Законы Ману являются важным социологическим, политическим и историческим памятником древнеиндийской литературы. Он также является предметом критики современных либералов, индийских реформистов, феминистов , марксистов и других. Большая часть критики связана с неизвестностью уровня влияния «Ману-смрити» на индийское общество того времени, также происходят споры по поводу того, насколько изменился оригинальный текст после дальнейших интерпретаций.

Приводится ряд доказательств о том, что «Ману-смрити» не имел сильного влияния на общество своего времени. Так, например, «Бхагавад-гита » противоречит многим положениям «Ману-смрити», включая закрепление варны за человеком при рождении. В Северной и Южной Индии традиционными религиями были вайшнавизм и шиваизм , в то время как Законы Ману не были широко распространены.

Сурендра Кумар, который насчитывал 2 685 стихов в «Ману-смрити», считал, что 1 214 из них являются аутентичными, а оставшиеся 1 471 были добавлены позднее. Считается, что стихи, относящиеся к критике шудр и женщин были добавлены позднее, но не позднее Ади Шанкары (VII -VIII века).

В своей книге «Революция и контрреволюция в Индии» («Revolution and Counter-Revolution in India» ) лидер далитов Бхимрао Рамджи Амбедкар утверждает, что «Ману-смрити» был написан мудрецом Махариши Бхригу во времена Пушьямитры Шунги в связи с социальным давлением набирающего рост буддизма . Однако историк Ромила Тхапар считает, что эти выпады носят вымышленный характер и приводит археологические доказательства в свою поддержку.

Однако не все учёные сходятся на том, что Законы Ману не являлись авторитетным источником права. К примеру, аутентичность и авторитетность «Ману-смрити» признавали Даянанда Сарасвати , А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада , Анни Безант, Пётр Успенский , Пандуранг Шастри Атхавале и Сарвепалли Радхакришнан .

Структура текста

Также указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса ) - военнопленный (дхваджарта ), за содержание (бхактадаса ), рождённый в доме (грихаджа ), купленный (крита ), подаренный (датрирна ), доставшийся по наследству (пайтрика ) и в силу наказания (дандадаса ). Рабы был неправоспособны, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина.

Оружие могли носить только кшатрии, другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий». Войны были важным источником процветания государства. Почитался царь - мужественный воин, который добывал силой то, чего он не имел. Царю переходила бо́льшая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат. Армия выполняла также функции охраны государственного порядка, для чего воинские отряды помещались среди «двух, трёх, пяти, а также сотен деревень».

Главной задачей царя являлась охрана его поданных, за что он имел право назначить им налог (бали ), однако он должен был быть умерен в его сборах. Также ему вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов, он являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов. Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды и поступать по их совету. Царь также назначал ряд должностных лиц и контролировал их деятельность.

Для каждой деревни царю следовало назначить старосту, для десяти, двадцати, ста и тысячи деревень - управителя.

В качестве судебной инстанции выступал суд, в который входили царь вместе с брахманами и опытными советниками либо назначенный царём брахман, «окружённый тремя судьями». Толковать нормы права в суде мог только брахман, в крайнем случае кшатрия или вайшья.

Существовало 18 поводов (пада ) судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного, неуплата жалования, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие, прелюбодеяние, брачные отношения, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.

Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребенка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины.

Имущественные отношения

В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность . Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад. Существовало семь законных способов приобретения имущества: путём передачи вещи по наследству, получения её в дар, покупки, завоевания, ростовщичества , исполнения работы, а также получения милостыни. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый - только для кшатриев, пятый и шестой - для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов.

Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком.

Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.

Семейные отношения

Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.

В них выделяется восемь форм брака , которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу , когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид - пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дваждырождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.

Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находится под защитой мужчины (отца - в детстве, мужа - в молодости, сына - в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными - через 10 лет, если рожала только девочек - через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

Преступления и наказания

Великими грехами (махапатака ) согласно «Ману-смрити» являлись убийство брахмана, пьянство, кража , прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.

От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах . Также грехом не являлось «убийство убийцы».

Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф , но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание - отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию .

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась. Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф. Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель - сожжению на раскалённом железном ложе. За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.

5. Общество в «Ману-Смрити»

…Вечные дхармы страны, дхармы каст, дхармы семей, дхармы еретиков и обществ Ману объявил в этой шастре.

Законы Ману, 1.118

0 возможности лишь весьма приближенной датировки составления «Законов Ману» уже говорилось выше. Видимо, отдельные дхармашастры этого сборника и их предшественники - дхармасутры, формировались на протяжение веков I тыс. до н.э., во времена возникновения первых государств в долине Ганга. Автор наиболее совершенного перевода на английский дхармашастры Ману Г.Бюлер (1886 г.) определил, что в таком виде, как дошла до нас, она сложилась во II в. до н.э.- II в. н.э. Г.Ф.Ильин считает, что эта точка зрения в науке утвердилась. Относительно новыми признаются первая и последняя главы, более древними - II-VI главы, но и в них имеются позднейшие добавления. 1

Надо иметь в виду, что литература того времени не разделялась на светскую и религиозную, т.к. религии была подчинена не какая-либо одна сфера жизни, а вся жизнь целиком. Для индийца не было разницы между грехом и преступлением, соответственно, не могло развиться и светское право, отличное от религиозного. 2 Поэтому центральным в «Ману-смрити» не правовой материал в точном смысле этого слова, характерный для более поздних дхармашастр, а перечисление норм праведной жизни с точки зрения ортодоксальной брахманской традиции.

5.1. Семья

Основной ячейкой древнеиндийского общества была семейная община. В ее владении находилось основное средство сельскохозяйственного производства - земля: в случае спора о «межевых знаках для границ полей, колодцев, пруда, сада и дома» , который не может быть решен общиной, решение должен принять царь (VIII.262-266). В качестве основного имущества семьи называются пруд (IV.201), повозка, ложе, сиденье, колодец, сад, дом (IV.202; ХI.163-169). При потраве владельцу поля возмещается стоимость погубленного урожая (VIII.241), но, во избежание этого, он должен оградить свой участок (VIII.239), т.к. при потраве неогороженного хлеба царь не наказывает пастухов (VIII.238). «Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, - тому полагается возместить ущерб и внести царю штраф, равный ущербу» (VIII.288). «Какова польза всяких деревьев, такой должен налагаться при их повреждении штраф» (VIII.285).

Урожай принадлежит владельцу поля (IХ.49-51), лишь в случае сдачи его в аренду, урожай принадлежит двоим: «владельцу семени и владельцу поля» (IX.53). Основанием собственности является труд: «поле - вырубившего лес, животное - поразившего его стрелка» (IХ.44). Это право охраняется государством - царь объявляет продавшего чужую собственность без согласия хозяина вором (VIII.197) и признает такую продажу или дар недействительными (VIII.199). Похищенное ворами имущество царь должен возвратить владельцу (VIII.40), также, как должен он заставить уплатить должника, добиваясь возвращения данного взаймы имущества владельцу (VIII.48-51). Если должник не в состоянии выплатить долг, то он его отрабатывает у кредитора (VIII.177). Залог, продажа, дар или договор, заключенные обманным путем или с насилием также признаются недействительными (VIII.165, 168, 193). Виновные в таких преступлениях, а с ними и присваивающие вклады, подвергаются наказанию (VIII.190-191,193). Однако, если владелец явно пренебрегает своим правом и его имуществом пользуется другой, то через 10 лет оно переходит к пользователю (VIII.147).

Семья патрилинейна и патрилокальна. Единое хозяйство ведут отец, мать, братья (IХ.104), их жены и дети (IХ.120-123), незамужние сестры (IХ.118) и прислуга (III.116). Родственники по женской линии - дед по матери, сын сестры, сын дочери, муж дочери (III.148), зять, тесть, дядья с материнской стороны (III.119) - живут отдельно и приходят в гости, обычно раз в год на шраддху - обряд, посвященный предкам (III.188). Главой и полномочным представителем семьи обычно является старший мужчина, которому подчинены остальные: жена (V.154; IХ.199), сыновья, дочери, которых он выдает замуж часто без их согласия (V.151), даже несовершеннолетних (IХ.88). «Жена, сын, прислуга, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой, но только по задней части» (VIII.299-300). Домохозяин ответственен за достаток в семье: он «достоин пить сому» лишь имея трехлетний запас продовольствия для содержания челяди (ХI.7). Даже богатые обряды и щедрость к другим осуждаются, если семья живет в бедности (ХI.9-10), «поэтому человеку с малым достатком не следует приносить жертвы» (ХI.40).

Грехом объявлена продажа пруда и сада, «оставление гуру, матери, отца и сына, священного домашнего огня» - это приравнено к прелюбодеянию, воровству и убийству (ХI.60-67). Сохранение единства семьи и ее хозяйства стоят на одном из первых мест в иерархии ценностей: большая семья - синоним богатой (III.6). «Ни мать, ни отец, ни жена, ни сын не должны быть покидаемы» (VIII.389), нельзя желать «разлуки с отцом, мужем и сыновьями» (V.149).

Женщины не должны пользоваться самостоятельностью (V.147-148), «ибо необерегаемые женщины приносят горе двум семействам» (X.5), «ибо тщательно охраняющий жену, охраняет свое потомство, добрые нравы, семью, себя и свою дхарму» (IX.7). Но «никто не может охранить жену силой» (IХ.10), - «хорошо охраняемы те, которые сами себя охраняют» (IХ.12). «Где женщины почитаются, там боги радуются» (III.56). «Взаимную верность надо сохранять до смерти» - это должно считаться выраженной вкратце высшей дхармой мужа и жены» (IХ.101). Например, связь с женой брата карается изгнанием из касты - самым страшным наказанием (IХ.58).

После смерти отца и матери главой семьи становится старший брат, остальные живут при нем, как при отце (IX.105). Братья могут поделить имущество поровну (IХ.104), если старший брат плохо ведет их общее хозяйство (IХ.110). Наследование строго патрилинейно: «не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца» (IХ.185). «Не имеют права на долю кастраты и изгои… и различные калеки» (IХ.201), т.к. они не способны к созданию и содержанию семьи, ведению хозяйства. При отсутствии прямых законных наследников имущество умершего принадлежит ближайшему родственнику, брахману или царю (IХ.187-189).

1 См.: Ильин Г.Ф. Предисловие // Законы Ману. С.6.

2 См.: Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984. С.17.

Ману Самхита – это популярное название произведения, которое официально известно как Манава дхарма шастра и является одним из центральных источников позднейшего брахманического индуизма. Другое распространённое название труда – Ману Смрити (смрити буквально означает «закон, который помнят») или «Законы Ману». Кодекс Ману представляет собой свод законов, который является самым ранним произведением такого рода в постведический период и главной из работ, классифицируемых как Смрити.

Авторство Ману Самхиты – предмет многочисленных дискуссий. Согласно одной из версий, её авторы были членами группы , именуемых Манавами. Предположительно, они принадлежали к школе , и жили на северо-западе Индии близ Дели. Ману Самхита была написана в пост-ведический период, когда брахманы утвердили своё положение, однако божества Ману Самхиты принадлежат , а не и эпосу. Таким образом, Ману Самхита стоит посередине между Ведами и Пуранами .

Если же отвлечься от мнения академических кругов и обратиться к мифологической версии, то в индийской мифологии легендарный автор кодекса законов – это первый человек. Имя «Ману» связно с глаголом «думать». Поскольку Ману известен как первый царь на Земле, большинство правителей средневековой Индии считали Ману родоначальником их династий.

В старинной индийской легенде о Ману, во многих отношениях, напоминает одновременно Ноя и Адама. История такова: «Рыба, к которой Ману проявил сострадание, предупредила его о том, что человечество погибнет в результате наводнения. Поэтому посовету рыбы он построил лодку. Когда начался потоп, он привязал лодку к шипу рыбы, и та перенесла лодку на вершину горы. Когда наводнение прекратилось, то Ману оказался единственным, кто выжил. Тогда он совершил жертвоприношение: он бросил в воду масло и вылил кислое молоко. По прошествии года из вод родилась женщина. Она провозгласила себя «дочерью Ману». Они стали прародителями новой человеческой расы, населившей Землю».

Дата создания Самхиты также покрыта мраком тайны. Учёные, проанализировав время создания книги с лингвистической и исторической точки зрения, указывают на период между 200 до н.э. и 200 н. э. По другой версии, Ману Самхита была написана приблизительно в 1500 до н. э. В любом случае, Ману Самхита знаменует собой начало новой эры создания сводов законов, которые стали достоянием последующих поколений под именем « ».

Ману Самхита стоит на полпути между старыми сводами законов и новыми, формируя связующее звено между древними и новейшими законоведами. В качесте свода законов она столетиями занимала высочайшее положение регулируя жизнь индуистов в Индии. Все позднейшие законодатели опирались на авторитет «Законов Ману». Подобный авторитет стал причиной того, что позднейшие писатели «дополняли» книгу, включая в неё свои взгляды, чтобы сделать их более популярными и приемлемыми для членов общества. Таким образом, в лице Ману Самхиты мы имеем совокупность юридических положений различных эпох. Поскольку речь идее о гетерогенной массе законов, трудно понять, какие из них действительно принадлежат Ману, а какие – позднейшим писателям.

Ману-самхита (Ману-смрити или Законы Ману)

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Читать книгу Ману-самхита онлайн

1. Великие риши, приблизившись к Ману*, сидевшему углубившись в себя,

Почтив его должным образом, сказали такую речь:

2. "О божественный! Благоволи сказать нам точно и в должном порядке

Дхармы* всех [четырех] варн и имеющих смешанное происхождение! *.

3. Ибо ты. Владыка, один знаешь истинный смысл обрядов всего

Непостижимого, неизмеримого предписания * Самосущего".

4. Он, обладающий неизмеримым могуществом, так спрошенный теми,

Обладающими великой душой, должным образом почтив всех тех великих

Риши, ответил так: "Да будет выслушано!

5. Этот [мир] неведомый, неопределимый, недоступный для разума,

Непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой *.

6. Тогда божественный Самосущий невидимый, [но] делающий [все] это -

Великие элементы * и прочее - видимым, проявляющий энергию, появился,

Рассеивая тьму.

7. Тот, кто постижим [только] умом, неосязаемый, невидимый, вечный,

Заключающий в себе все живые существа *, удивительный (acintya),

Проявился сам [по собственной воле].

8. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он *

Вначале сотворил воды и в них испустил свое семя.

9. Оно стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу; в нем он сам

Родился [как] Брахма *, прародитель всего мира.

10. Воды называются нара (пага), ибо воды-.действительно порождение

Нары *; они - первое местопребывание "его, поэтому он именуется

Нараяной *.

II. Из этой [первопричины*, невидимой, вечной, образующей реальное и

Нереальное "*, возник [дух] Пуруша (purusa), который в мире

Прославляется [под именем] Брахмы.

12. Он, божественный, прожив в том яйце целый год*, сам же силой своей

Мысли разделил это яйцо надвое;

13. и из тех двух половинок он создал небо и землю, между ними

Атмосферу (vyoiri..in), восемь стран света * и вечное местопребывание

14. Из самого себя он также извлек разум (inanas), образующий реальное

И нереальное; из разума же - сознание (ahankara), имеющее способность

Самосознания [и] господствующее;

15 кроме того,-Великую душу*, все [творения], одаренные тремя

Качествами *, и по порядку пять органов чувств *, воспринимающие

Предметы мира.

16. Соединяя малые частицы этих шести *, обладающие чрезвычайной

Энергией, с частицами самого себя, он создал все существа.

17. Так как эти шесть [родов] малых частиц его облика входят (a-cri) в

Эти существа, его облик мудрые назвали телом (^arira).

18. В него входят великие элементы со своими функциями и разум со

Своими малыми частицами - вечный творец всех существ *.

19. Из малых [образующих] тело частиц этих семи могущественных

Принципов * происходит этот [мир], приходящий из неизменного.

20. Среди них каждый последующий приобретает качество каждого

Предыдущего, и считается, что какое место каждый из них занимает,

Столькими качествами он обладает.

21. Вначале же он определил для всех - для каждого в отдельности, - в

Согласии со словами Вед, имена, род деятельности (karman) и особое

Положение (samstha).

22. Он, Владыка, создал богов деятельных и одушевленных и неосязаемый

Сонм садхьев *, а также вечное жертвоприношение.

23. Из огня, ветра и солнца он извлек тройную вечную Веду, состоящую

Из Риг, Яджур и Сама, ради снискания успеха в жертвоприношении *

24. [он создал] время и разделение времени, звезды и также планеты,

Реки, океаны, горы, равнины и неровности,

25. аскетизм (tapas), речь, наслаждение, желание и гнев; и, желая

Сотворить эти живые существа, он создал это творение.

26. Для различения же деяний он отделил дхарму от адхармы * и подчинил

Эти живые существа двойственным состояниям - [например], наслаждению и

Страданию и т. д.

27. Посредством тех, которые были упомянуты как мелкие, подвергшиеся

Изменениям частицы пяти [элементов], создано в должном порядке все

28. И к какой деятельности Владыка предназначил каждое существо], ее

Только оно само и выполняет, возрождаясь опять и опять *.

29. Какое качество он установил для каждого при сотворении -

Зловредность или безвредность, мягкость или жестокость, дхарму или

Адхарму, правду или ложь, - то само по себе проникло в него.

30. Как при смене времен года [каждое] само по себе приобретает свои

Отличительные признаки, так и существа, одаренные телом, - свои виды

Деятельности.

31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и

Ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайщия и шудру.

32. Разделив свое тело, он стал посредством [одной] половины мужчиной,

[другой] половины - женщиной; от нее тот Владыка произвел Вираджа *.

33. Но знайте, достойнейшие из дваждырожденных, что я, которого создал

Сам мужчина Вирадж, исполнив покаяние, творец всего этого [мира].

34. И я, желая произвести существа, совершив весьма трудный для

Исполнения аскетический подвиг (tapas), создал сначала владык существ

Десять великих риши:

35. Маричи, Атри, Ангираса, Пуластью, Пулаху, Крату, Прачетаса,

Васиштху, Бхригу и Нараду.

36. Они создали семь других Ману, преисполненных блеска, богов,

Местопребывания богов * и великих риши, обладающих неизмеримым

Могуществом,

37. якшей *, ракшасов *, пищачей *, гандхарвов *, апсар *, асуров *,

Нагов *, змей, супарн * и разные сонмы предков *,

38. молнии, громы и тучи, полные и неполные радуги, метеоры, небесные

Шумы, кометы и различные небесные светила,

39. киннаров *, обезьян, рыб, различных птиц, домашний скот и диких

Животных людей и плотоядных животных с двумя рядами зубов,

40. червей и насекомых, молей, вшей, мух, клопов, всех жалящих и

Кусающих и недвижущихся разного рода.

41. Таким образом, все это-недвижущееся и движущееся - было

Произведено этими, обладающими великой душой, посредством аскетизма и

По моему повелению, согласно карме *.

42. Какого рода деятельность установлена здесь* для каких живых

Существ, это я подлинно объявлю вам, а также способ рождения.

43. Домашний скот и дикие животные, плотоядные с двумя рядами зубов,

Ракшасы, пищачи и люди - живородящие.

44. Рожденные из яйца - птицы, змеи, крокодилы, рыбы с черепахами и

Разряды [животных], которые рождены на суше, а также в воде.

45. Рожденные от теплоты - жалящее и кусающее, вошь, муха, клоп и

Другое подобное, которое рождается от пота.

46. Все растения, размножающиеся посредством семени или стебля, растут

Из отпрыска; однолетние растения-[те,. которые], принеся много цветов

И плодов, погибают после созревания плода.

47. Те, которые дают плод, не давая цветов, называются ванаспати

(vanaspati), но приносящие цветы и плоды называются врикша (vrksa).

48. Различные кустарниковые (gucchaguirna) растения, а также разного

Рода травы, вьющиеся и ползучие растения произрастают от семян и

Стеблей.

49. Окруженные темнотой, имеющей многие виды *, - следствием кармы -

Они наделены самоощущением и исполнены наслаждений и страданий.

50. [Таковы], начиная с Брахмы и кончая этими [растениями], упомянутые

Состояния в этом всегда страшном, постоянно движущемся круговороте душ

51. Так все это и меня создав, он, чье могущество непостижимо,

Погрузился в самого себя*, неоднократно выжимая время временем *.

52. Когда он, божественный, бодрствует, тогда этот мир находится в

Движении; когда он спокойно спит, тогда все спит.

53. Когда он спит в этом спокойном состоянии, одаренные телом

Существа, по природе деятельные, отвращаются от своих дел и разум