Махаев, михаил иванович. Махаев михаил иванович Махаев гравюры

В корпусе Бенуа сейчас выставка «Неизвестный художник. Живопись и скульптура XVII – XIX веков из собрания Русского музея» . На выставке более двухсот работ, а всего в коллекции музея работ неизвестных художников около восьмисот. То, что сейчас представлено на выставке практически никогда не экспонировалось. И вряд ли потом будет.
«Экспозиция построена по тематическому принципу: «Парсуна и портрет петровского времени», «Императорские портреты», «Мундирные портреты», «Детский портрет», «Купеческий портрет», «Портреты духовных лиц», «Портреты и автопортреты художников», «Жанровые полотна, интерьеры, натюрморты», «Историческая живопись», «Аллегорические полотна» «Городской пейзаж»…

«Городской пейзаж» это конечно виды любимого города.
Имена художников, выполнявшие живописные виды Петербурга по гравюрам с рисунков М.И. Махаева, пока не определены. Известно, что какие-то виды выполнялись по заказу президента Академии наук гетмана К.Г. Разумовского в Венеции. Я.Я. Штелин в своих записках сообщает: «Доменико Дадьодо <…> почти ежегодно заказывает привозить из своего отечества <…> значительное число <…> венецианских проспектов <…> Именно через него гетман граф Разумовский заказал написать маслом лучшему ученику Каналетто <…> в Венеции все снятые здесь и гравированные на меди проспекты Петербурга в большом размере». По сведениям Штелина, привезенные картины были размещены в загородном доме Разумовского на Петергофской дороге. Имя автора и количество картин не указаны. Известно, что в мастерской Каналетто работало много живописцев с помощниками и учениками.

Рисунки М.И. Махаева были выполнены с натуры с помощью камеры-обскуры в 1748-1750 годах. Гравировали А.А. Греков, Я.В. Васильев, И.П. Еляков, Г.А. Качалов, Е.Т. Внуков, Е.Г. Виноградов.
Гравюры эти были представлены в прошлом году в Эрмитаже на выставке «Ломоносов и елизаветинское время». Писала об этих гравюрах .

Летний дворец .
Летний дворец Елизаветы Петровны (1741-1744, Ф.Б. Растрелли), великолепное деревянное здание на каменном основании, богато декорированное резьбой и скульптурой. Здесь в сентябре 1754 года родился будущий император Павел I. В конце XVIII века обветшавший дворец разобрали и на его месте построен Михайловский замок.


Вид Невского проспекта от Аничкова моста с домом И.И. Шувалова .
В 1753-1755 годах на участке между Итальянской улицей, Невским проспектом и Фонтанкой архитектором С.И. Чевакинским был построен для И.И. Шувалова дворец со служебными флигелями и садом, изображение которого справа. Слева Аничков дворец (1741-1754, архитекторы М.Г. Земцов, Г.Д. Дмитриев, Ф.Б. Растрелли; впоследствии неоднократно перестраивался).

Биржа и Гостиный двор .
На северной стороне стрелки Васильевского острова, который на протяжении всего XVIII века был центром торговли, находилось несколько Гостиных дворов (не сохранившихся или дошедших до нашей дней перестроенными). «Портовый Гостиный двор» (1723-1735; архитектор Д. Трезини) был первым из них. Рядом Биржа и Таможня, у причала множество кораблей.

Адмиралтейство в Петербурге .
Главное Адмиралтейство (заложено в 1704, перестроено в 1732-1738 И.Г. Коробовым и в 1806-1823 А.Д. Захаровым) – кораблестроительная верфь. Пространство перед Адмиралтейством напоминает о его втором назначении в петровские времена – крепости для защиты от нападения шведов (земляные валы, рвы, существовавшие вплоть до начала XIX века). Образовавшийся перед валами луг слева и справа от Невского проспекта был огорожен и использовался как для военных целей, так и для выпаса скота.

Вид Невского проспекта от Полицейского моста с домом графа А.С. Строганова .
Это со второго варианта гравюры с рисунка М.И. Махаева, который был сделан уже после строительства Строгановского дворца (1752-1754; архитектор Ф.Б. Растрелли).

Проспект вверх по Неве реке между Галерною верфью и 13 линией Васильевского острова .
Изображена Большая Нева в нижнем течении. Слева жилые дома, справа Английская набережная, Ново-Адмиралтейский канал, Галерная верфь (позднее – Адмиралтейский завод). О существовании Галерной верфи на этом месте напоминает название Галерная улица.

Проспект вниз по Неве реке от Невского моста между Исаакиевской церковью и корпусом кадетским .
Большая Нева и деревянный наплавной Исаакиевский мост, соединяющий Васильевский остров с Адмиралтейской стороной (наводился с 1727 года). Слева видна часть первой Исаакиевской церкви (1717-1727, архитектор Г.-И. Маттарнови, разобрана в середине XVIII века), за ней – Английская набережная. Справа Васильевский остров, на переднем плане – дворец А.Д. Меншикова (1710-1720, архитектор Д.-М. Фонтана, И.-Г. Шедель, в 1730-е годы перестроен для Сухопутного Шляхетского корпуса, позднее Первого Кадетского корпуса).

Проспект вниз по Неве реке между Зимним домом и Академию наук .
Изображена Большая Нева, больший из рукавов реки Невы, огибающий с юга Васильевский остров. Справа на набережной Васильевского острова дворец царицы Прасковьи Федоровны. Рядом здание Кунсткамеры (1718-1734; архитектор Г.-И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов). В то время, когда Махаев снимал вид, Кунсткамера была сильно повреждена пожаром 1747 года, нанесшим большой урон зданию и коллекциям музея (в частности пострадала башня). Махаев воссоздал облик здания по чертежам. Слева – третий Зимний дворец (1732-1736; архитектор Ф.Б. Растрелли), за ним Адмиралтейство (1727-1738; архитектор И.К. Коробов), верфь с корпусами строящихся судов. На Неве парусные корабли.

Проспект вверх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку .
Представлена самая широкая центральная часть Невы между оконечностью Васильевского острова, Петропавловской крепостью (слева) и Дворцовой набережной. Слева – дворец царицы Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Иоанна V (1720-1727; архитектор Г.-И. Маттарнови, Г. Киавери, М.Г. Земцов, разобран в 1826 году). Дальше на небольшом острове каменная Петропавловская крепость и Петропавловский собор (1712-1733; архитектор Д. Трезини). На стрелке Васильевского острова – деревянный помост для фейерверков, левее – деревянная пристань.

Вид Фонтанки в Петербурге . Середина XIX века
Изображен вид Фонтанки, приблизительно от Графского переулка вниз по течению реки. Вдали видны башни и цепи Чернышева моста, за ним ряд таких же мостов (позднее они были перестроены). На Фонтанке – привычные для жителей Петербурга баржи с дровами, плоты; набережные почти безлюдны. Возможно автор запечатлел картину, открывавшуюся из окна его квартиры, расположенной в верхнем этаже здания (рядом виден карниз соседнего дома). Вдли виднеется Троицкий Измайловский собор (1828 – 1835; архитектор В.П. Стасов).

Пейзаж отличается точностью перспективного построения и цветовой достоверностью. Его автор, возможно, не профессионал, но учившийся живописи любитель. В середине XIX века в столице художник-дилетант, посещавший, к примеру, рисовальные классы Академии художеств (билет можно было приобрести на треть года за 9 рублей серебром), - достаточно распространенное явление. Это обстоятельство во многих случаях затрудняет атрибуцию произведений.

Махаев Михаил Иванович (1718-1770)

Главное жизненное поприще замечательного русского гравера и рисовальщика середины XVIII в. М. И. Махаева определилось далеко не сразу. Одиннадцати лет он был отдан на обучение в Адмиралтейскую академию.

В 1731 г. направлен вместе с несколькими другими учениками в мастерскую Академии наук по инструментальному мастерству (изготовление теодолитов и прочих приборов, необходимых для снятия планов и составления географических карт).
Еще через три года юноша был переведен в мастерскую ландкартного и словорезного дела к мастеру-граверу Г. И. Унфецахту. Здесь Махаев задержался надолго. В начале 1740-х гг. он уже считался лучшим литерным специалистом и в случае отсутствия Унфецахта фактически исполнял его обязанности.

Очень велика роль Махаева в разработке различных типов русских шрифтов. Он собственноручно писал тексты на дипломах, вручаемых вновь избранным почетным членам Академии наук, в том числе М. В. Ломоносову и В. К. Тредиаковскому. Позже, в 1752 г., именно Махаеву поручили исполнить составленные Ломоносовым надписи на щитах серебряной гробницы Александра Невского.

В 1740-х гг. Махаев по собственному желанию начал посещать рисовальный класс Академии наук, которым руководил известный художник-декоратор Дж. Валериани. В 1745 г. Махаеву официально указано обучаться "першпектам", то есть правильному перспективному изображению архитектурных видов. И здесь руководителем его был прекрасно знавший перспективную науку Валериани.

Фактически Махаев стал первым в России мастером в этой области. И как оказалось - вовремя. Новую российскую столицу мало еще знали в Европе. Для исправления этого положения и в ознаменование близящегося 50-летия Петербурга было решено издать план столицы. Затем - дополнить его "представлениями" "знатнейших публичных строений города" и издать их отдельным альбомом. Снятие видов поручили Махаеву. В работе художник использовал камеру обскуру - оптический прибор, позволявший при помощи системы линз и зеркал получить на листе фотографически точное изображение наблюдаемого объекта.

Главное жизненное поприще замечательного русского гравера и рисовальщика середины XVIII в. М. И. Махаева определилось далеко не сразу. Одиннадцати лет он был отдан на обучение в Адмиралтейскую академию. В 1731 г. направлен вместе с несколькими другими учениками в мастерскую Академии наук по инструментальному мастерству (изготовление теодолитов и прочих приборов, необходимых для снятия планов и составления географических карт). Еще через три года юноша был переведен в мастерскую ландкартного и словорезного дела к мастеру-граверу Г. И. Унфецахту. Здесь Махаев задержался надолго.

В начале 1740-х гг. он уже считался лучшим литерным специалистом и в случае отсутствия Унфецахта фактически исполнял его обязанности. Очень велика роль Махаева в разработке различных типов русских шрифтов. Он собственноручно писал тексты на дипломах, вручаемых вновь избранным почетным членам Академии наук, в том числе М. В. Ломоносову и В. К. Тредиаковскому. Позже, в 1752 г., именно Махаеву поручили исполнить составленные Ломоносовым надписи на щитах серебряной гробницы Александра Невского.

В 1740-х гг. Махаев по собственному желанию начал посещать рисовальный класс Академии наук, которым руководил известный художник-декоратор Дж. Валериани. В 1745 г. Махаеву официально указано обучаться "першпектам", то есть правильному перспективному изображению архитектурных видов. И здесь руководителем его был прекрасно знавший перспективную науку Валериани. Фактически Махаев стал первым в России мастером в этой области. И как оказалось - вовремя.

Новую российскую столицу мало еще знали в Европе. Для исправления этого положения и в ознаменование близящегося 50-летия Петербурга было решено издать план столицы. Затем - дополнить его "представлениями" "знатнейших публичных строений города" и издать их отдельным альбомом.

Снятие видов поручили Махаеву. В работе художник использовал камеру-обскуру - оптический прибор, позволявший при помощи системы линз и зеркал получить на листе фотографически точное изображение наблюдаемого объекта. С конца XVI и до середины XIX столетия камеру-обскуру применяли многие живописцы. За два года художник исполнил 20 видов. Из них Совещанием по делам художественным во главе с Я. Штелиным и Дж. Валериани для гравирования были отобраны 19.

Работа над "першпектами" шла так. Первоначальный рисунок Махаев исправлял в соответствии с замечаниями Валериани, уточнял детали (в случае необходимости) по архитектурным проектам изображаемых зданий, дополнял (с помощью учеников) стаффажем - фигурками людей, экипажами и т. п. Затем проходил рисунок пером и завершал отмывкой тушью. Махаев достиг большой тонкости в изображении деталей архитектуры и вместе с тем не утратил чувства целого. Ему удавалось передать и световоздушную среду. Композиционный поиск художника не ограничивался выбором "кадра" и размещением стаффажа. Так, в "Проспекте Государственных Коллегий с частью Гостиного двора в восточную сторону" Гостиный двор сильно развернут на юго-восток, а в "Проспекте вверх по Неве от Адмиралтейства и Академии наук к востоку" Петропавловская крепость очень приближена к Стрелке Васильевского острова. Рисунки Махаева можно считать уже не просто архитектурными видами, но архитектурными пейзажами, первыми в России. При переводе в гравюру они много теряли, становил ись грубее и проще. Сам Махаев ограничивался здесь нанесением на доску первоначальных линий и вырезанием пояснительных надписей.

Альбом "першпектов" был издан в 1753 г. и рассылался по европейским столицам.

И в дальнейшем Махаев трудится активно: делает 7 рисунков Каменного острова в Санкт-Петербурге (1753-57); с 1754 г. занимается снятием "першпектов" окрестностей столицы (среди них "Вид Большого дворца в Петергофе", "Вид дворца в Ораниенбауме", оба 1755, и др.). Всего в 1748-56 гг. он выполнил более 30 "першпектов", но многие из этих работ не сохранились.

По заказу графа П. Б. Шереметева Махаев исполняет альбом видов его знаменитой усадьбы Кусково. Продолжает создавать виды Петербурга и его ближайших пригородов ("Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова", 1757-59; "Вид Санкт-Петербурга вниз по Неве-реке", 1759-60; "Стрелина мыза на Финляндском заливе", 1761-63, и др.). Правда, одна из последних крупных работ художника связана с Москвой - "Вид Кремля из Замоскворечья между Каменным и Живым мостом к полудню" (1766).

Махаев имел учеников, об устройстве будущего которых он всячески заботился, особенно когда основные художественные работы были переданы из ведения Академии наук в ведение АХ. Махаев носил почетное звание "Академии наук ландкартный гравер и в перспективе мастер". Однако ни талант, ни трудолюбие не принесли ему материального достатка. В этом отношении судьба художника оказалась типичной для России.

Третий Зимний дворец в Петербурге. 1750-53. Тушь, перо, кисть


Зверинец, или Охотничий павильон в Царском Селе. 1754-55. Тушь, перо, кисть


Летний дворец Елизаветы Петровны и парадный двор перед ним. Вид с юга. Б. г. Тушь, перо, кисть


Вид Большой Немецкой (или Миллионной) улицы от Главной аптеки к Зимнему дворцу. 1751. Тушь, перо, кисть

Махаев Михаил Иванович , русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских Петербургской АН (с 1731). Рисовал виды городов (преимущественно Петербурга, Москвы и их окрестностей), предназначенные для воспроизведения в резцовой гравюре на меди (рисовал для альбома «План столичного города Санкт-Петербурга», издан в 1753). Рисунки М. отличаются документальностью, мастерством построения перспективы и передачи свето-воздушного пространства, живописностью. Творчество М. ‒ важный этап в эволюции русского искусства от перспективно-панорамных изображений города, характерных для петровской эпохи, к целостному художественному образу ‒ пейзажной картине.

Лит.: Гернштейн Ю., М. И. Махаев, М., 1952; Комелова Г. Н. (сост.), Виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII века. Гравюры по рисункам М. Махаева, Л., 1968.

  • - , советский живописец. Народный художник РСФСР, действительный член Академии Художеств СССР. Учился в петербургской Академии художеств у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР...

    Художественная энциклопедия

  • - Председатель Центрального комитета профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения с 1993 г.; родился в 1947 г.; имеет два высших образования по специальностям "инженер-электрик"...
  • - Род. в 1882, ум. 1954; живописец, народный художник России, действительный член АХ СССР. Член Общества Куинджи. Создатель эпических батальных полотен "Прорыв польского фронта 1-й Конной армией в 1920 году" и "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - подполк., составит. справочников для солдат. {Венгеров} соврем. социолог и экономист, эмигрант, создатель "махаевщины", пишет под псевд. А. Вольский, автор книги "Умственный рабочий"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - танцор придворного театра, р. 1767 г., † при Алекс. I. Прибавление: , состоя в звании официанта Дв. Е. И. В. † 1815 г. апр. 65 л. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сост. "Азбуки росс. для письма" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - мастер ландкартного гравирования при Имп. Акад. Н., р. 1729 г., † 1770 30 марта...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. в 1716 году...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - р. в 1747 г., медальер, воспит. И. А. X. † 1823 г. Дополнение: Махаев, Семен Ильич, медальерный подмастерье СПб. монетного двора; † 76 л. 1823 г. 17 марта...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - составит. руководств по различн. ремеслам...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - М. И. Пер родился 15 августа 1895 г. в Варшаве. Медицинское образование получил в Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - рисовальщик и гравер. Учился в академической школе "ландкартному делу" и перспективе у живописца Валериани; в 1754 г. был "подмастером гривовального художества" у Ив. Соколова и Качалова...

    Биографический словарь

  • - советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. В 1904‒13 учился в АХ у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР. Работал главным образом в батальном жанре...
  • - Михаил Иванович, русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских Петербургской АН. Рисовал виды городов, предназначенные для воспроизведения в резцовой гравюре на меди...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских Петербургской АН. Рисовал виды городов, предназначенные для воспроизведения в резцовой гравюре на меди...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский рисовальщик и гравер. Рисунки отличаются документальностью, мастерством построения перспективы и передачи световоздушной среды...

    Большой энциклопедический словарь

"Махаев Михаил Иванович" в книгах

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович

автора Фокин Павел Евгеньевич

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович 4(16).1.1880 – 13(26).5.1910Прозаик. Публикации в альманахах «Гриф», «Северные цветы ассирийские». Повесть «Тишина и старик» (СПб., 1907).«Начинающий беллетрист – студент М. Пантюхов, тоже трагически погибший [умер в психиатрической больнице. – Сост.], бледный

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович 28.10(9.11), по другим сведениям 29.10(10.11).1870 – 20.10.1952Историк, археолог. Профессор Петербургского университета (с 1901). Академик Российской Академии наук (1917). Работы преимущественно по проблемам социально-экономической истории эллинизма и Римской

Михаил Иванович Царев

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Михаил Иванович Царев В средневековом городе Шартре строился знаменитый собор. У трех строителей, возивших тяжелые тачки с камнями, спросили, что они делают. Один ответил, что возит тяжелые тачки, другой – что зарабатывает себе на хлеб, третий сказал, что строит самый

Михаил Иванович Хачатуров

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Михаил Иванович Хачатуров Нельзя представлять себе Криминологический кабинет, как центр только философской серьезной мысли. Иногда, когда не было срочной работы, он был своеобразной гостиной. В своих камерах мы только спали, пили кипяток и были заняты своими делами, тем

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович Майор РККАПодполковник ВС КОНРРодился 10 сентября 1908 г. в деревне Волхожки Матовской волости Бобынского уезда Тульской губернии. Русский. Из крестьян. Окончил 5-классную школу в деревне Гришовы Старосельского сельсовета Бобынского района

Михаил Иванович Калинин

Из книги Коммунисты автора Кунецкая Людмила Ивановна

Михаил Иванович Калинин Родился 7(19) ноября 1875 года в деревне Верхняя Троица Тверской губернии в семье крестьянина. В 1893 году переезжает в Петербург и становится рабочим на заводе «Старый Арсенал», потом на Путиловском. С 1898 года - активный участник петербургского

КАЛИНИН Михаил Иванович

автора

КАЛИНИН Михаил Иванович (20.11.1875 - 03.06.1946). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 01.01.1926 г по 03.06.1946 г. Кандидат в члены Политбюро с 25.03.1919 г. по 01.01.1926 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) с 29.11.1919 г. по 29.03.1920 г. и с 02.06.1924 г по 18.12.1925 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) с 16.03.1921 г. по 02.06.1924 г. Член ЦК РКП(б) -

РОДИОНОВ Михаил Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

РОДИОНОВ Михаил Иванович (1907 - 01.10.1950). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 18.03.1946 г. по 07.03.1949 г. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1941 - 1950 гг. Член КПСС с 1929 г.Родился в селе Ратунино Лысковского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина-середняка. Русский. Подростком начал трудиться в

Михаил Иванович Терещенко

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Михаил Иванович Терещенко Относительно нового министра знали только то, что министерство иностранных дел было предложено сначала князю Г.Е. Львову, который отказался ввиду недостаточного знания иностранных языков. Что же касается Терещенко, то его лингвистический ценз

ЕРЕМИН Михаил Иванович

автора

ЕРЕМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Еремин родился в 1920 году в поселке имени Дзержинского Верхнеуральского района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. Работал в колхозе. В Советскую Армию призван в 1940 году. С апреля 1942 года участвует в борьбе с

КОСТЮКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОСТЮКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Костюков родился в 1926 году в селе Бобровка Троицкого района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. До призыва в армию работал в колхозе. В сентябре 1943 года призван в Советскую Армию. В боях с немецко-фашистскими

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Кочетков родился в 1910 году в селе Варламове Чебаркульского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу. Работал пионервожатым, секретарем райкома комсомола. В 1931 году призван в Советскую

ОЗИМИН Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ОЗИМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Озимин родился в 1898 году в селе Илек Ашинского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. В четырнадцать лет стал рабочим доменного цеха Ашинского металлургического завода. В 1917 году молодежь завода избирает его

Махаев Михаил Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Ноября 19 (2 декабря) Священномученик Сергий (Махаев)

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Ноября 19 (2 декабря) Священномученик Сергий (Махаев) Составитель священник Максим МаксимовСвященномученик Сергий родился 6 сентября 1874 года в семье священника Константина Георгиевича Махаева, служившего в Спасской церкви села Усово Московского уезда, где находилось

Происхождение:

Из семьи священника

Жанр:

Рисунок и гравюра

Работы на Викискладе

Михаи́л Ива́нович Маха́ев ( -) - российский художник , мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа . Родился в Санкт-Петербурге , в семье священника невысокого сана.

Обучение

Основные работы

  • 1745-1753 гг. - «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших проспектов».
  • 1750-е гг. - серия гравюр «Окрестности Петербурга» - Махаев рисовал по материалам проектов.
  • 1763 г. - серия видов Москвы для коронационного альбома Екатерины II .
  • 1760-е гг. - альбом видов усадьбы Кусково (издан в Париже).

М. И. Махаев
Вид на Фонтанку , 1753
Гравюра.

Гравюра-Петербург-1753-Махаев

Литература

  • Герштейн Ю. Михаил Иванович Махаев, 1718-1770. - М .: Искусство, 1952. - 30 с. - (Массовая библиотека).
  • Малиновский К. В. М. И. Махаев, 1718-1770. - Л. : Художник РСФСР , 1978. - 64 с. - (Массовая библиотечка по искусству). - 30 000 экз.
  • Алексеев М. А. Михайло Махаев: Мастер видового рисунка XVIII века. - СПб: Журнал «Нева», 2003.
  • Малиновский К. В. Петербург в изображении М. И. Махаева. - 2003.
  • Малиновский К. В. Михаил Иванович Махаев. - 2008.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Махаев, Михаил Иванович" в других словарях:

    - (1718 1770), русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских петербургской АН (с 1731). Рисовал виды городов (Петербурга, Москвы и их окрестностей), предназначенные для воспроизведения в резцовой гравюре… … Художественная энциклопедия

    Русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских Петербургской АН (с 1731). Рисовал виды городов (преимущественно Петербурга, Москвы и их окрестностей), предназначенные для воспроизведения в… … Большая советская энциклопедия

    - (1718 70) российский рисовальщик и гравер. Рисунки (виды Петербурга, Москвы) отличаются документальностью, мастерством построения перспективы и передачи световоздушной среды … Большой Энциклопедический словарь

    Рисовальщик и гравер (1716 1770). Учился (с 1729 г.) в академической школе ландкартному делу и перспективе у живописца Валериани; в 1754 г. был подмастером гривовального художества у Ив. Соколова и Качалова. Из гравюр его известны: два портрета… … Биографический словарь

    - (1718 1770), рисовальщик и гравёр. Учился в «Адмиралтейской школе» (1729 31), в художественной мастерской при АН (1731 35), работал в Ландкартно словорезной палате АН под руководством Дж. Валериани (с 1735). Создал альбом рисунков из 12… … Санкт-Петербург (энциклопедия)