Лыжные гонки: основные правила. Лыжные гонки

Лыжные гонки — один из шести видов спорта (также фигурное катание, прыжки на лыжах с трамплина, хоккей, лыжное двоеборье и конькобежный спорт), которые входили в программу всех зимних Олимпийских игр. Соревнования среди женщин проводятся на Играх с 1952 года.

Основные стили передвижения на лыжах — классический и свободный. К классическому стилю относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию спортсмен проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных линий. Свободный стиль, по сути, является синонимом конькового хода.

В Ванкувере будет разыграно 12 комплектов медалей - по шесть у мужчин и у женщин - в следующих дисциплинах: индивидуальный спринт, командный спринт, индивидуальная гонка, дуатлон (гонка преследования), масс-старт и эстафетная гонка.

На Играх-2006 в Турине у женщин победительницами стали эстонка Кристина Шмигун (дуатлон, индивидуальная гонка), канадка Чандра Кроуфорд (индивидуальный спринт), словачка Катержина Нойманова (масс-старт), сборная Швеции (командный спринт) и сборная России (эстафета). У мужчин победу праздновали россиянин Евгений Дементьев (дуатлон), эстонец Андерс Веэрпалу (индивидуальная гонка), швед Бьорн Линд (индивидуальный спринт), итальянец Джорджио Ди Чента (масс-старт), сборная Швеции (командный спринт) и сборная Италии (эстафета).

Российская сборная помимо двух золотых наград завоевала в Турине два серебра (Юлия Чепалова в масс-старте, Евгений Дементьев в масс-старте) и три бронзы (Евгения Медведева в дуатлоне, Алена Сидько в индивидуальном спринте, Иван Алыпов и Василий Рочев в командном спринте).

На Играх-2010 в Ванкувере Россия получила максимально возможное представительство — 20 участников (максимум 12 одного пола).

Женщины, спринт. Екатерина Чуйкова, Елена Турышева, Евгения Шаповалова.
Женщины, дистанция. Ирина Хазова, Наталья Коростелева, Евгения Медведева, Ольга Завьялова, Ольга Рочева, Ольга Щучкина.
Мужчины, спринт. Никита Крюков, Николай Морилов, Алексей Петухов, Александр Панжинский, Михаил Девятьяров.
Мужчины, дистанция. Александр Легков, Максим Вылегжанин, Петр Седов, Николай Панкратов, Сергей Новиков, Сергей Ширяев.

Индивидуальная гонка

Проходит на дистанции 10 км у женщин и 15 км у мужчин. Спортсмены стартуют поочередно с интервалом 30 секунд. Побеждает тот, кто покажет лучшее время.

Масс-старт

Спортсмены начинают гонку одновременно, причем лыжники с более высоким рейтингом занимают более выгодные места на старте - на первой линии. Дистанция — 30 км у женщин и 50 км у мужчин. Побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту. В масс-старте победителя часто приходится определять с помощью фотофиниша.

Дуатлон (гонка преследования)

Спортмены стартуют одновременно (лыжники с более высоким рейтингом занимают более выгодные места на старте). Они проходят первую часть дистанции классическим стилем, после чего меняют лыжи и бегут свободным стилем. Дистанция у женщин — 15 км (7,5 км классическим стилем, 7,5 км — свободным), у мужчин — 30 км (15 км классическим стилем, 15 км — свободным). Побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту.

Индивидуальный спринт

Сначала проходит квалификационный раунд, в ходе которого спортсмены, стартуя с 15-секундным интервалом, бегут один круг (1,5 км у женщин и мужчин). Лучшие 30 лыжников выходят в четвертьфинал. Начиная с этой стадии лыжники отправляются на дистанцию с общего старта — по шесть человек в гонке. В полуфиналы выходят 12 спортсменов — по два лучших из каждой четвертьфинальной шестерки, а также два лыжника из всех оставшихся, показавшие лучшие время. Аналогичным образом проходит отбор в финал А, куда попадают шесть лучших лыжников. Они и разыгрывают между собой медали. Побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту. Кроме того, проводится финал В, в котором разыгрываются места с 6-го по 12-е.

Командный спринт

Команда состоит из двух спортсменов. В ходе гонки они поочередно сменяют друг друга после каждого из кругов, в общей сложности команда пробегает шесть кругов (по три на каждого из членов команды). Один круг — 1,5 км. Передавая эстафету, лыжник должен обязательно коснуться партнера по команде и при этом не мешать передаче эстафеты конкурентов. Сначала проводится два полуфинала, по итогам которых в финал проходят по пять лучших команд. Побеждает команда, представитель которой первым пересечет финишную черту.

Эстафета

Гонка проходит на дистанции 20 км у женщин (четыре круга по 5 км) и 40 км у мужчин (четыре круга по 10 км). Команды состоят из четырех человек, каждый из которых бежит один этап. При этом первый и второй этапы нужно проходить классическим стилем, а третий и четвертый — свободным. Все команды стартуют одновременно. Передавая эстафету, лыжник должен обязательно коснуться партнера по команде и при этом не мешать передаче эстафеты конкурентов. Побеждает команда, представитель которой первым пересечет финишную черту.

Лыжные гонки.

Основные виды и правила соревнований лыжных гонок:

Соревнования с общим стартом (масс - старт)

Гонки преследования (персьют, система Гундерсена)

Эстафеты

Индивидуальный спринт

Командный спринт

Соревнования с раздельным стартом

При раздельном старте спортсмены стартуют с определенным интервалом в определенной последовательности. Как правило, интервал составляет 30 секунд (реже — 15 секунд, 1 минута). Последовательность определяется жеребьевкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с масс - стартом

При масс - старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

Гонки преследования

Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещенные соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой — свободным стилем.

Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже — с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит, как правило, с раздельным стартом. По ее итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит с гандикапом , равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки.

Гонка преследования без перерыва (дуатлон) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.

Эстафеты

В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов (реже — трех). Лыжные эстафеты состоят из четырех этапов (реже — трех), из которых 1 и 2 этапы бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем. Эстафета начинается с масс - старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьевкой или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды».

Индивидуальный спринт

Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации(пролог), которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс - стартом, масс - старт состоит из четырёх человек (изменяется). Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

Командный спринт

Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс - старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.

Место вида спорта в различных классификациях:

По квалификации Л. П. Матвеева основанной на предмете состязаний и характере двигательной деятельности лыжные гонки относятся к первой из шести групп. Это вид спорта, для которого характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этом виде зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена.

По форме соревновательных взаимодействий в квалификации Т. Т. Джамгарова в противоборстве противников лыжные гонки относятся к непосредственному условному физическому контакту. По характеру взаимодействия партнеров совместно индивидуальные действия.

В классификации А.Ц. Пуни лыжные гонки занимают первую группу как циклический вид спорта.

По классификации Л.К. Серовой лыжные гонки рекордный вид спорта.

Так же виды спорта можно разделить по характеру их воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта. В данном случае лыжные гонки мы отнесем к симметричным видам при занятиях, которыми правая и левая половины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения или действия. При этом позвоночник спортсмена занимает строго срединное положение, тело спортсмена находится в устойчивом равновесии во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равно - мерную физическую нагрузку

Требования к психомоторным и психическим процессам:

В практике физического воспитания и спорта принято различать следующие основные двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость и выносливость. К качествам лыжника можно отнести все, но в большей степени выносливость. Выносливость отражает способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени. В зависимости от условий проявления различают несколько видов выносливости: скоростную (способность поддерживать высокую быстроту движения в течение длительного времени), силовую (длительное поддержание больших физических напряжений), статическую (длительное поддержание определенного мышечного напряжения при отсутствии движения) и другие. Скоростно-силовая выносливость наиболее важна. По другой классификации различают общую и специальную выносливость. Под первой понимается способность длительно выполнять необходимый уровень какой-либо общедоступной работы (ходьба, бег, плавание). Особенно высокий уровень общей выносливости имеют лыжники, велосипедисты, бегуны на длинные дистанции — то есть те спортсмены, тренировки которых сопряжены с длительными нагрузками. Под специальной выносливостью понимается способность человека выполнять определенные специфические движения с высокой интенсивностью в течение длительного времени без снижения самой интенсивности. Так, высокую специальную выносливость имеет любой из высококвалифицированных спортсменов в своем виде деятельности. Между общей и специальной выносливостью прямой зависимости нет, хотя имеющий более высокую общую выносливость при прочих равных условиях отличается и более выраженной специальной выносливостью.

К специализированным ощущениям и восприятиям лыжника - гонщика относятся чувство лыжи и снега, так же нюансы зависят от профиля трассы, погоды, намеченной тактики гонки, складывающейся в течении гонки ситуации.

Смелость, решительность и уверенность в своих силах - важнейшие качества, которые необходимы лыжнику-гонщику при преодоления сложных трасс во время тренировок и соревнований, особенно на спусках, проходимых на высокой скорости с крутыми поворотами. Очень важно проводить воспитание этих качеств как можно с более раннего возраста, с первых лет занятий в школьной секции лыжного спорта. Естественно, при воспитании этих качеств нельзя ограничиться только тренировочными занятиями в секции. Это осуществляется в процессе всех уроков по лыжной подготовке и другим видам спорта.

К характерным тренировочным и соревновательным качествам и трудностям лыжника относятся различные факторы - низкие температуры, сложный рельеф, плохое скольжение, большие по объему и интенсивности нагрузки. Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств. Во время тренировок и соревнований лыжнику необходимо проявить качества, которые во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Это прежде всего - настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах и др. Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным лыжникам постоянно приходится преодолевать трудности различного характера - объективные и субъективные. Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды и условий скольжения, преодоление чувства страха и неуверенности при сложных спусках на высокой скорости, болезненное переживание своих неудач, неуверенность в своих силах при участии в соревнованиях. В дополнение к другим методам для воспитания волевых качеств широко используется соревновательный метод при выполнении упражнений и различных заданий. С этой целью в тренировочное занятие включаются упражнения, которые требуют максимальной концентрации усилий для достижения поставленной цели. Вместе с тем такие упражнения-задания повышают эмоциональный фон занятия, способствуют выполнению большего объема тренировок при меньшей психологической перегрузке. В тоже время участие в соревнованиях на различные дистанции является одним из самых важных средств развития волевых качеств при борьбе за победу, а в случае неудачи даст мощный толчок для дальнейшей подготовки. Редко встречаются спортсмены, которые не стремятся взять реванш и смиряются с поражением. Для развития волевых качеств необходимо применять упражнения или задания, которые требуют полной мобилизации сил для достижения поставленной цели. Если упражнение и нагрузка (по объему, интенсивности координационной и психологической напряженности) становятся привычными, их влияние на развитие именно волевых качеств значительно снижается.

Основными причинами технических и тактических ошибок является физическая и психологическая усталость, нерациональное распределение сил на трассе, плохая подготовка лыжного инвентаря.

Известно, что перед началом соревнований лыжники находятся в различном эмоциональном состоянии. В настоящее время можно выделить 3 вида предстартового состояния:

Состояние боевой готовности. Оно характеризуется активным стремлением лыжника к борьбе на трассе, уверенностью в своих силах, сосредоточенностью, вниманием и обострением процессов восприятия окружающей обстановки, четким пониманием целей и задач предстоящего соревнования.

Состояние стартовой лихорадки. При наблюдении за лыжником в этом состоянии обращает на себя внимание излишнее волнение перед стартом, рассеянность внимания, чрезмерная суетливость и возбудимость, неадекватно бурная реакция на обычные внешние раздражители и обстановку перед стартом, неустойчивое настроение, нарушение контроля за своими действиями и поступками и т. д.

Состояние стартовой апатии. В этом состоянии лыжник обычно пассивен, вял и безразличен к самим соревнованиям и к конечному результату. У него отсутствует желание стартовать и бороться на дистанции, кроме того, наблюдается плохое настроение.

Степень проявления того или иного стартового состояния может быть различной, большей или меньшей. Вместе с тем сроки их проявления могут быть тоже различны - от нескольких минут до нескольких дней перед стартом. У юношей и девушек стартовое состояние обычно выражено более ярко.

Окружающая обстановка непосредственно в день соревнования и на месте старта (торжественность открытия, красочное оформление старта и финиша, наличие и поведение зрителей и других лыжников и т. п.) оказывает определенное влияние на стартовое состояние. Состояние стартовой лихорадки и стартовой апатии близки по своему отрицательному влиянию на функциональное состояние организма в целом и на отдельные характеристики, в частности, технику передвижения, работоспособность, а также на конечный результат соревнования.

Как правило, положительные результаты дают отвлечение спортсменов от мыслей о предстоящих соревнованиях, занятия по интересам - чтение книг, посещение театров, картинной галереи, просмотр кинофильмов, занятие музыкой и т. п.

Положительное воздействие на регуляцию предстартового состояния может оказать и аутогенная тренировка. Однако приемами аутогенной тренировки лыжники должны овладеть заранее под руководством тренера.

Одним из средств, положительно влияющих на эмоциональное состояние спортсмена перед стартом, является массаж. Проведение массажа допустимо только специалистом, хорошо знающим его влияние. Характер массажа (продолжительность, приемы, интенсивность и т. д.) должны строго соответствовать состоянию лыжника и поставленным задачам, в противном случае массаж может только усугубить состояние и привести к отрицательным результатам.

Произвольная регуляция дыхания может оказать положительное влияние на эмоциональное состояние спортсмена.

Разминка перед стартом может быть использована не только с целью подготовки организма, но и для регулирования предстартового состояния лыжника. Различные по характеру интенсивности и длительности упражнения и передвижение на лыжах, их разнообразные сочетания могут заметно изменить эмоциональное состояние лыжника-гонщика. В том случае, если наблюдается в большей или меньшей степени предстартовая лихорадка, необходимо проводить разминку с меньшей интенсивностью, в виде спокойного, но более длительного передвижения на лыжах. Лучше это сделать в стороне от стартового городка и зрителей, чтобы избежать дополнительного возбуждающего влияния этих факторов. Время разминки зависит от индивидуальных особенностей лыжника и уровня возбуждения. Контроль над состоянием лыжника в данном случае осуществляется по объективным показателям: частоте дыхания и сердечных сокращений. Необходимо учитывать и субъективный фактор - самочувствие спортсмена. В случае стартовой апатии лыжники, наоборот, проводят более интенсивную разминку, выполняя несколько коротких ускорений. Все это повышает возбудимость, повышает настроение и снимает апатию. Разминка перед стартом с учетом эмоционального состояния - дело сугубо индивидуальное и учиться ее проводить лыжники должны в процессе тренировок и перед малоответственными соревнованиями. Для нормализации психического состояния применяются различные психологические методы и приемы, которые подразделяются на оперативные и профилактические. Оперативные методы применяются непосредственно перед выступлением или при ярко выраженных неблагоприятных реакциях за несколько дней до соревнования. Профилактические методы преследуют цель сохранения нервно-психической свежести к моменту соревнований и могут применяться на всех этапах подготовки. Различными приемами рациональной психотерапии, поступающей от тренера или другого лица, являются убеждение, разъяснение, порицание, беседа на отвлеченную тему и др. Используются также приемы саморегуляции. Все эти приемы можно разделить на несколько групп.

Первая направлена на устранение внешних признаков эмоциональной напряженности. Это достигается выработкой у спортсменов сознательного контроля за своим эмоциональным состоянием и внешними признаками его проявления с помощью произвольной задержки выразительных действий, свойственных эмоциональным переживали ям, специальных физических упражнений и их сочетания с дыхательными упражнениями.

Вторая направлена на отвлечение сознания спортсмена от навязчивых мыслей. Это достигается путем концентрации внимания не на исходе соревнования, а на тех технических и тактических приемах, которые спортсмен намерен в нем применить.

Третья охватывает приемы, с помощью которых спортсмен сам воздействует на себя: самоубеждение, самоприказ, самоуспокоение, самообозрение и различные самовнушения.

Способность к максимальным напряжениям является проявлением волевых возможностей лыжников-гонщиков и во многом определяет конечный спортивный результат. Однако не всегда возможности лыжника проявляются в полной мере в обычных условиях тренировки или на малоответственных соревнованиях. Мощным стимулом для проявления максимальных волевых качеств может стать постановка высокой цели, вполне выполнимой при концентрации физических и волевых возможностей. Как правило, это возникает при большой ответственности перед коллективом, в конкретных соревнованиях или когда победа дает возможность спортсмену попасть на крупные соревнования (первенство страны, международные соревнования и т.д.) или в состав сборной команды (области, страны), не говоря уже о победе на крупных международных турнирах, где спортсмены мобилизуют все свои возможности.

Из четырех типов темперамента лыжнику подходит флегматик - более чем спокойный, можно даже сказать, немного медлительный. Флегматики довольно выносливы, поэтому им подходят виды спорта, сопряженные именно с этим качеством. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого - либо качества.

Тренеру совершенно необходимо поддерживать постоянную связь с родителями юных лыжников и с педагогическим коллективом школы, где постоянно учится школьник. Очень важно, чтобы ни один случай нарушения дисциплины не остался незамеченным. Это не значит, что при любом неблаговидном поступке или нарушении дисциплины необходимо сразу применять методы наказания. Здесь очень важен индивидуальный подход к юным лыжникам: кому-то достаточно сделать замечание (отдельно, а может и перед группой); другому может оказаться достаточным только дать понять, что его нарушение замечено; в ряде случаев возможно более серьезное наказание - удаление с занятия или даже исключение из секции. Наказание всегда должно соответствовать степени нарушения дисциплины.

Вместе с тем при воспитании дисциплинированности (как, впрочем, и других моральных и волевых качеств) очень важно глубокое знание учителем-тренером психологических особенностей своих учеников, их склонностей и увлечений успеваемости в учебе, поведении в школе и дома и других качеств. Воспитание всегда требует индивидуального подхода. Однако учитель-тренер должен сам быть образцом дисциплинированности, так как и в этом случае, личный пример играет очень важную роль.

Занятия по лыжному спорту проходят в довольно сложной для преподавателя обстановке (на пересеченной местности, в лесу, поле, горах), при часто меняющихся и не всегда благоприятных метеорологических условиях. К этому добавляются почти постоянное пребывание группы и преподавателя в движении, растянутость группы занимающихся при объяснении упражнений, трудности индивидуализации занятий и т. д. Все это требует от преподавателя общепедагогических и специфических для лыжного спорта знаний, педагогических навыков и организационно-методических умений.

Тренер по лыжному спорту должен не только проводить учебно-тренировочные занятия, но и осуществлять политико-воспитательную работу, а также повышать свою квалификацию по теории, методике и практике лыжного спорта и свой идейно-политический и общий культурный уровень.

Тренер должен уметь определять спортивную форму и общее состояние спортсмена не только по данным врачебного контроля, но и руководствуясь наружными признаками: состоянием мышц, цветом лица, самочувствием и настроением. Совершенствуя технику своих учеников, Тренер должен уметь видеть выполняемые движения и замечать ошибки, особенно главные, мешающие правильному освоению спортивной техники. Найти ошибку и объяснить, почему и как она мешает, — значит обеспечить успех совершенствования техники. Наиболее характерные ошибки надо кратко разобрать со всей группой, не допуская при этом насмешек и едких шуток в адрес ошибающихся. Нежелательные переживания, вовремя подмеченные опытным преподавателем, при правильном реагировании на них могут быть полностью ликвидированы. В нужный момент следует поднять бодрость учеников, «разжечь спортивную злость», а если надо — снизить излишний пыл.

Тренер не должен суетиться, горячиться, злиться и нервничать, какие бы ни создались неполадки, так как это только ухудшает положение и отрицательно влияет на настроение лыжников. Большое значение имеет своевременное подбадривание учеников. Если лыжник, усердно изучая упражнение, не овладел еще правильной формой его выполнения и просит преподавателя оценить, как он выполняет движение, не следует смущать его, резко указывая на его ошибки. Наоборот, надо указать, что упражнение выполняется в основном удовлетворительно, но надо еще доработать такие-то положения или движения, указать правильный путь изучения этого упражнения. Резкая отрицательная оценка нередко убивает у лыжника инициативу и желание активно изучать спортивную технику. Вместе с тем не следует излишне хвалить и поощрять занимающихся по всякому поводу и без цели; надо знать, где, кого, как и в каком случае следует похвалить. Тренер должен постоянно приучать своих учеников к аккуратности, следить за их осанкой и выправкой, чтобы они всегда имели подтянутый вид. Большое значение имеет культура языка тренера. Веселое, жизнерадостное настроение преподавателя всегда оживляет занятие и делает его более интересным.

Список используемой литературы:

http://www.drmed.ru/s.

http://medbookaide.ru/books/

http://www.fizkult-ura.ru/

http://www.sports.ru/

Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с

Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

Кафедра психологии.

Психоспортограмма.

Выполнила: студент 201 группы

тренерского факультета

Новоселова Анастасия.

Виды лыжных гонок классифицируются и отличаются друг от друга. Выделяют гонки преследования на лыжах и эстафеты. На каждый имеется определённый . На окончание гонки влияет дистанция, и когда спортсмены доезжают до финиша, оглашаются результаты.

Родиной лыжных гонок считается Норвегия. Зародился вид спорта в 18 веке. За этот промежуток времени в программу включили лыжные соревнования на разные дистанции. Кроме этого, добавили прыжки с трамплина, двоеборье и горнолыжный спорт.

Когда превосходят состязания с раздельным стартом, то участники начинают с определённым интервалом и последовательностью выхода. В большинстве случаев промежуток времени составляет половину секунды. При помощи жеребьёвки спортсмены узнают свой номер выхода по порядку.

Показатель результата = финишное время 0

Спортивные состязания с масс-стартом

Когда проводят масс-старт, то все участники начинают состязание вместе. Лыжники с хорошим итоговым счётом занимают выгодные позиции. Финишный показатель рассчитывается, исходя из времени окончания состязания.

Гонки преследования

Состязания с погоней за другим участником представляется из нескольких этапов, совмещённые между собой. Стартовая позиция участника меняется из-за показателей предыдущих стадий соревнования. В гонках преследования каноничным считается разделение на 2 этапа.

В первой половине состязания участники бегут классическим (основным) стилем. На следующем этапе спортсмены начинают заезды со свободного катания. При этом выделяют разновидности гонок преследования.

Состязание с перерывом

Процесс соревнования затягивается до 2 дней. Редко бывает, когда следующий этап начинается через несколько часов. В первый день состязание проводится с раздельным стартом. После финиша определяются итоговые показатели. Показатели записываются, как время отставания от лидировавшего участника. Следующий этап начинается во второй день.

Состязание проводят с гандикапом, равнозначному к отрезку времени. Победитель с раздельным стартом начинает второй этап первым. Результат на финише равен времени второго соревнования.

Соревновательные состязания с погоней без перерыва

К этой категории относят дуатлон. Однако состязание стало называться скиатлон. Соревнование проводится с общего старта. Дистанция разделена на несколько этапов. При этом участник должен пройти всё состязание за один забег. В первой части гонщику требуется ехать одним стилем. Когда эта дистанция заканчивается, то участник меняет в специальной зоне горнолыжный инвентарь для следующей части для езды в другой технике. Итог по гонке рассчитывают по финишному времени.

Эстафеты

Состязание характеризуется соревнованием команд. Каждая группа состоит из 4 лыжников. Участники проходят 4 этапа, а иногда бывает 3. Спортсменам разрешено выполнять забег одним из основных стилей. Иначе, происходит разделение первых 2 этапов, проходящих в классической технике, а остальные в свободной.

Начало эстафеты происходит с общего старта. Спортсмены не могут заранее выбрать выгодные места. На это влияет предварительная жеребьёвка. В следующих этапах, места распределяют по результатам предыдущих командных состязаний. Чтобы другой гонщик из группы продолжил соревнование, потребуется коснуться его ладони.

Иначе, достаточно дотронуться любого участка тела спортсмена. При этом оба участника должны находиться в специальной зоне. Результат эстафеты высчитывается общей формулой.

Индивидуальный спринт

Состязания для личного счёта проходят в несколько этапов. Для спортсмена всё начинается с квалификации. Этот этап проходит в виде раздельного старта. Когда квалификация пройдена, то оставшиеся участники соревнуются в финале. Этап заключается в забегах с разными видами лыжных гонок.

Часто применяется общий старт из нескольких спортсменов. Это количество изменяется, в зависимости от обстоятельств. К финальному забегу остаётся несколько десятков участников, но не более 30. В этом случае состязания классифицируются на этапы.

Командный спринт

Гонка проводится в виде эстафеты с командами. В этом случае, группа состоит из 2 спортсменов. Соревнование заключается в поочерёдной смене двух участников, через каждые 3 или 6 кругов дистанции. Если в командный спринт подано большое количество заявок, то проводят 2 полуфинала.

По итогам из каждой группы, отбираются команды в финал. Гонка начинается с общего старта. Результат на финише вычисляется по общей формуле или по правилам эстафеты.

Техника в лыжных гонках

Стиль спортсмена помогает добиться требуемого результата при хорошей подготовке. Каждая техника обладает особенностями, состоящими из следующих показателей:

  • эффективность;
  • естественность;
  • экономичность.

При выполнении техники катания, спортсмен проводит основные действия. В первую очередь отталкивается палками или лыжами. В ином случае происходит скольжение. Основными техниками в горнолыжном спорте считаются свободный и классический.

Классический стиль

Техника выполняется по уже проделанной лыжне. Спортсмен проходит всю дистанцию главным стилем. Кроме этого, лыжня разделяется на 2 колеи. Организаторы располагают их параллельно друг другу. Основной стиль лыжного катания имеет классификацию:

  • попеременный.

Основной стиль лыжного катания ещё раз классифицируется на категории по числу шагов:

  • одновременно одношажный;
  • попеременно двухшажный;

Участники гонок часто используют попеременный двухшажный классический ход. Технику применяют спортсмены на склонах и подъёмах. Одновременный одношажный стиль используется только на отлогих склонах, если лыжня свободно скользит. Иногда технику применяют лыжники на ровной дистанции или небольших склонах.

Свободный стиль

Коньковая техника катания на характеризуется свободным выбором хода преодоления расстояния дистанции. Участник способен самостоятельно выбирать стиль. При этом классическая техника уступает свободному ходу в скорости. Поэтому его часто используют в биатлоне. Стиль классифицируется по шагу:

  • одновременно ;
  • одновременно одношажный.

В первом случае двухшажный используют для подъёма на средние или маленькие склоны. Ход применяется и при преодолении дистанции на равнинах. Одношажный ход используется на маленьких склонах и некрутых подъёмах. Кроме этого, спортсмены применяют стиль на старте или равнинах. Во время забега свободная техника помогает провести обгон.

Преодоление подъёмов

Для хода по склонам требуется использовать специальные лыжи с камусами. Это помогает спортсмену, чтобы снаряжение не проскальзывало. Для преодоления холмов, используют свободный или классический стиль с одношажным или двухшажным ходом.

Спуск

Стиль направлен для гонок по скоростному спуску. Для этого, специально на дистанции, строят виражи и трамплины. Чтобы не получить травму требуется правильно подобрать лыжи. Инвентарь должен быть по характеристикам прочным и манёвренным.

Торможение

Лыжнику требуется тормозить для снижения скорости на поворотах или для остановки. Выделяют несколько техник проведения этого элемента:

  • изменением стойки спуска;
  • плугом;
  • полуплугом;
  • упором;
  • боковым соскальзыванием.

Поворот

Для манёвренности требуется оснащённое снаряжение. Для этого на лыжах есть канты. Чтобы инвентарь слушался спортсмена, потребуется покупать карвинговое снаряжение. В инвентаре располагается глубокий боковой вырез. Однако стиль с поворотами применяется на оборудованных склонах.

Длина дистанции

Расстояние на состязаниях можно привести в виде таблицы:

Финиш

Итоговое время подсчитывается несколькими способами при помощи судейства.

Ручной отсчёт

Конечный результат учитывают и определяют после финиширования участника, когда его нога пересекает конец дистанции.

Электронный отсчёт

Результат записывают, когда происходит задействования электронного хронометра любой частью тела участника. Иногда для этого достаточно лыжи или палки. При этом луч от хронометра располагается не ниже 25 см от уровня снега.

Фотофиниш

Для этого используются 2 видеокамеры. Первую устанавливают на конце финиша. Другую камеру ставят над финишной линией под углом в 85 0 . В большинстве случаев её устанавливают на штанге. Иногда используют 3 видеокамеру, чтобы снимать стартовые номера сзади.

Внимание! Бывает, когда участники финишировали вместе. В этом случае распределение происходит по последовательности. Тогда у кого ступня входит вперёд, тот и выигрывает. При этом ширина финиша не превышает 10 см.

Соревнования классифицируются по видам лыжных гонок, их характеристики и индивидуальный стиль спортсмена. Чтобы получить положительный результат потребуется использовать тактику, в каких случаях применяется классический или свободный ход. Иначе, спортсмену потребуется улучшить спуска, подъёма или поворота. После завершения забега проводится подведение итогов при помощи разных средств хронометража.

Лыжные гонки

Лыжные гонки - гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе среди лиц определённой категории (возрастной, половой и т.д.). Относятся к циклическим видам спорта. Основные стили передвижения на лыжах - «классический стиль» и «свободный стиль».

Классический стиль

К изначальному, «классическому стилю» относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию лыжник проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных линий.

Наиболее распространены попеременный двухшажный ход (применяется на равнинных участках и отлогих склонах (до 2°), а при очень хорошем скольжении - и на подъемах средней крутизны (до 5°)) и одновременный одношажный ход (применяется на равнинных участках, на отлогих подъемах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении).

Свободный стиль

«Свободный стиль» подразумевает, что лыжник сам волен выбирать способ передвижения по дистанции, но поскольку «классический» ход уступает в скорости «коньковому», «свободный стиль» является, по сути, синонимом «конькового хода». Коньковые способы передвижения широко используются с 1981 г., когда финский лыжник Паули Сиитонен, которому тогда было уже за 40, впервые применил его в соревнованиях (в гонке на 55 км) и выиграл.

Наиболее распространены одновременный двухшажный коньковый ход (применяется как на равнинных участках, так и на подъёмах малой и средней крутизны) и одновременный одношажный коньковый ход (применяется при стартовом разгоне, на любых равнинах и пологих участках дистанции, а также на подъёмах до 10-12°)?

Основные виды лыжных гонок

Соревнования с раздельным стартом

При раздельном старте спортсмены стартуют с определённым интервалом в определённой последовательности. Как правило интервал составляет 30 с (реже - 15 с или 1 мин). Последовательность определяется жеребьёвкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с масс-стартом

При масс-старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

Гонки преследования

Гонки преследования (персьют, англ. pursuit - преследование) представляют собой совмещённые соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой - коньковым стилем.

Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже - с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит обычно с раздельным стартом. По её итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит с гандикапом, равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки.

Гонка преследования без перерыва (дуатлон; в июне 2011 г. лыжебежный Комитет ФИС официально переименовал «дуатлон» в «скиатлон» ) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.

Эстафеты

В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырёх спортсменов (реже - трёх). Лыжные эстафеты состоят из четырёх этапов (реже - трёх). Эстафеты могут проходить одним стилем (все участники бегут свои этапы классическим или свободным стилем) или двумя стилями (1 и 2 этапы участники бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы - свободным стилем). Эстафета начинается с масс-старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьёвкой, или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды» (обычно равное нулю).

Индивидуальный спринт

Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации (пролог), которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс-стартом из четырёх человек (изменяется). Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

Командный спринт

Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс-старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.

Прыжки на лыжах с трамплина

(англ. ski jumping) - вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов. Выступают как самостоятельный вид спорта, а также входят в программу лыжного двоеборья. Соревнования проводятся под эгидой Международной федерации лыжного спорта.

Зарождение прыжков с трамплина

Этот вид спорта зародился в Норвегии, в стране, где был распространен народный обычай состязаться в искусстве катания с гор (слалом).

Прыжки на лыжах в 1905.

В программе первых зимних Олимпийских игр 1924 года в Шамони были включены прыжки с 70 метрового трамплина, с 1964 - с 70 и 90 метрового трамплина, а это 1936.

В 1925 году в Чехословакии состоялся первый чемпионат мира по лыжным видам спорта. В 1929 ФИС, посчитав, что разрыв в 4 года между очередными Олимпийскими играми большой, принял решение ежегодно разыгрывать первенства мира по всем видам лыжного спорта. С 1950 первенства по гонкам, двоеборью и прыжкам стали проводиться один раз в 4 года, между Олимпийскими играми, а с 1982 - раз в два года.

С 1992 года личные соревнования проводятся на трамплинах 90 м и 120 м, командные - на трамплине 120 м. С 1992 года изменилась классификация трамплинов и их конфигурация. Современные трамплины стали более безопасными. Ранее было понятие проектная мощность трамплина. Исходя из этого было начисление очков за длину прыжка. На трамплине П70 прыжок на 77 метров оценивался в 60 очков. Теперь это К90 (критическая точка), и соответственно прыжок на 90 метров будет оценен в 60 очков.

Соревнования женщин

До 2010-х годов в соревнованиях участвовали только мужчины. В 2009 году прыжки на лыжах с трамплина был одним из двух видов соревновательной программы зимних Олимпиад, в которых принимали участие только мужчины. Вторым исключением было лыжное двоеборье, в программу которого также входят прыжки с трамплина.

В середине 2000-х появились предложения допустить к соревнованиям женщин. Однако глава МОК Жак Рогге тогда неоднократно высказывался, что на тот момент женские прыжки с трамплина не отвечали требованиям включения в программу Олимпиад. По его мнению, в этот спорт было вовлечено недостаточное количество спортсменок, а активное распространение этого вида спорта не достигло необходимого порога (35 стран).

Всё же женщины добились права выступления сначала в показательных, а затем в официальных соревнованиях под эгидой FIS. Вначале они выступали в Континентальном кубке (FIS Ski Jumping Continental Cup).

В 2006 году энтузиастки, преимущественно из Северной Америки, добились от Международной федерации лыжного спорта (FIS) включения женского турнира в программу мирового первенства в Либереце-2009. 26 мая 2006 года Международная федерация лыжного спорта приняла решение допустить женщин к соревнованиям в прыжках на лыжах с трамплина во время Чемпионата мира по лыжным видам спорта в 2009 году в Либереце (Чехия). На этих соревнованиях звание первой в истории чемпионки мира в женских прыжках с трамплина завоевала американка Линдси Вэн (en: Lindsey Van).

В 2009 году, когда стало ясно, что женские прыжки на лыжах с трамплина не войдут в программу зимней Олимпиады в Ванкувер 2010, группа элитных спортсменок из Канады, Норвегии, Германии, Словении и США приняла решение обратиться в суд. Спортсменки утверждали, что их дискриминируют по половому признаку, в нарушение статьи 15 канадской Хартии прав и свобод. Однако Верховный суд канадской провинции Британская Колумбия принял решение, что нарушения нет.

3 декабря 2011 года в норвежском Лиллехаммере прошел первый в истории этап Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина среди женщин.

В 2014 году прыгуньи впервые выступили на Олимпийских играх в Сочи.

Соревнования

Соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина проводятся в зимний и летний сезон. Наиболее авторитетными и значимыми являются старты, проводящиеся в зимнее время на трамплинах с критической точкой 90 метров и более.

Техника прыжка

Полётная фаза прыжка V стилем включает в себя разгон, уход со стола отрыва, полётную фазу и приземление. Слаженное выполнение всех элементов, координация тела в воздухе - это важнейшие технические элементы в арсенале прыгуна.

В момент приземления ноги спортсмена, прежде лежащие в одной плоскости, должны принять положение, именуемое «телемарк» (неофициально - «разножка»). При этом положении одна из ног выставлена вперёд, а другая отведена назад; обе ноги согнуты в коленях; колено «задней» ноги опущено вниз; руки расставлены выше плеч. Лыжи во время приземления параллельны и максимально сближены. Для выполнения такого приземления требуются высокая координация движений и безупречное равновесие. За невыполнение «разножки» при приземлении снимаются баллы (как минимум по два балла каждым из судей).

Длина прыжка приземлившегося спортсмена - это расстояние от края стола отрыва до ступней его ног в момент, когда обе лыжи соприкасаются с землей уже всей своей поверхностью; в случае правильного выполнения положения «телемарк» это расстояние от края стола отрыва до середины расстояния между ступнями ног спортсмена.

Лыжное двоеборье

Лымжное двоебомрье (англ. Nordic Combined) - олимпийский вид спорта, сочетающий в своей программе прыжки на лыжах с трамплина и лыжные гонки. Другое название - северная комбинация. Изначально наиболее развитым этот вид спорта был в Норвегии: на первых 4 зимних Олимпиадах (1924, 1928, 1932 и 1936) весь подиум занимали норвежцы, а из 12 довоенных чемпионатов мира норвежцы выиграли восемь. По состоянию на окончание Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере норвежцы выиграли 11 золотых олимпийских медалей в лыжном двоеборье, на втором месте финны с 4 золотыми медалями.

В последние годы традиционная программа лыжного двоеборья претерпела существенные изменения. На данный момент проводятся две индивидуальные дисциплины: прыжок с обычного или большого трамплина (одна попытка) и лыжная гонка на 10 км свободным стилем. Для каждой из этих дисциплин действуют общие правила с незначительными дополнениями.

Стартовая позиция участников соревнований на лыжной трассе определяется местом, занятым в прыжках с трамплина. Первым уходит на дистанцию победитель, остальным за каждое очко отставания на трамплине начисляется определённое количество секунд (система Гундерсена).

Командный вид - эстафета 4?5 км: каждый из 4 участников команды совершает по одному прыжку, а затем команды уходят со старта лыжной эстафеты с учётом общего результата команды в прыжках.

Ранее и индивидуальные виды, и эстафеты проводились в других форматах: с трамплина участники совершали по 2 прыжка, а затем бежали 15 км (был также спринт на 7,5 км после одного прыжка). В эстафете спортсмены также совершали по 2 прыжка, а ещё ранее эстафета проводилась в формате 3?10 км.

Среди успехов двоеборцев СССР и России можно отметить олимпийскую бронзу в индивидуальной гонке по системе Гундерсена в 1988 году в Калгари эстонца Аллара Леванди (в составе сборной СССР), его же серебро в общем зачёте Кубка мира 1989/90 и бронзу россиянина Валерия Столярова в 1998 году в Нагано в индивидуальной гонке. Кроме того, в 1999 году на чемпионате мира в Рамзау сборная России в составе Валерия Столярова, Алексея Фадеева, Николая Парфенова и Дмитрия Синицына завоевала бронзовую награду в эстафете, а также Дмитрий Синицын завоевал бронзовую награду в личном первенстве на этом же чемпионате.

Индивидуальная гонка

Классическая индивидуальная гонка была самой первой дисциплиной биатлона. В современном виде она представляет из себя 20-километровую гонку для мужчин и 15 для женщин, состоящую из 5 кругов по 4 км (3 км для женщин) с 4 стрельбами между кругами. Спортсмены стартуют отдельно, один за другим, с интервалом в 30 секунд. Первая и третья стрельба производятся из положения лёжа, вторая и четвёртая стрельба - из положения стоя. За каждый промах ко времени прохождения спортсменом дистанции прибавляется одна минута.

Спринт

Гонка на 10 км для мужчин и 7,5 для женщин с двумя огневыми рубежами. Первая стрельба лёжа, вторая стоя. Спортсмены стартуют раздельно. За каждый промах предусмотрено прохождение спортсменом «штрафного круга» - дополнительного отрезка дистанции, равного 150 метрам.

Гонка преследования

Гонка на 12,5 км для мужчин и на 10 км для женщин. Состоит из 5 кругов (по 2,5 км для мужчин или по 2 км для женщин) с 4 огневыми рубежами (первые 2 рубежа стрельба лёжа, вторые 2 - стоя). Старт даётся раздельно с гандикапом, соответствующим отставанию от победителя в предыдущей «квалификационной» гонке - спринте или индивидуальной гонке (в последнем случае отставание делится пополам). В гонке преследования могут принимать участие первые 60 спортсменов по итогам квалификационной гонки. За каждый промах в пасьюте предусмотрено прохождение спортсменом 150-метрового штрафного круга.

Гонка с общего старта

Гонка на 15 км для мужчин и 12,5 км для женщин состоит из 5 кругов (по 3 км для мужчин или по 2,5 км для женщин) с 4 огневыми рубежами (первые 2 рубежа стрельба лёжа, вторые 2 - стоя). Гонка с общего старта (или просто «масс-старт») - один из новейших видов состязаний. В ней принимают участие 30 сильнейших спортсменов по итогам прошедших соревнований. Стартуют все спортсмены одновременно. За каждый промах предусмотрено прохождение спортсменом штрафного отрезка дистанции, равного 150 метрам.

Лыжные гонки.

Основные виды и правила соревнований лыжных гонок:

Соревнования с общим стартом (масс - старт)

Гонки преследования (персьют, система Гундерсена)

Эстафеты

Индивидуальный спринт

Командный спринт

Соревнования с раздельным стартом

При раздельном старте спортсмены стартуют с определенным интервалом в определенной последовательности. Как правило, интервал составляет 30 секунд (реже - 15 секунд, 1 минута). Последовательность определяется жеребьевкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с масс - стартом

При масс - старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

Гонки преследования

Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещенные соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой - свободным стилем.

Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже - с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит, как правило, с раздельным стартом. По ее итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит с гандикапом, равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки.

Гонка преследования без перерыва (дуатлон) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.

Эстафеты

В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов (реже - трех). Лыжные эстафеты состоят из четырех этапов (реже - трех), из которых 1 и 2 этапы бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы - свободным стилем. Эстафета начинается с масс - старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьевкой или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды».

Индивидуальный спринт

Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации(пролог), которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс - стартом, масс - старт состоит из четырёх человек (изменяется). Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

Командный спринт

Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс - старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.

Место вида спорта в различных классификациях:

По квалификации Л. П. Матвеева основанной на предмете состязаний и характере двигательной деятельности лыжные гонки относятся к первой из шести групп. Это вид спорта, для которого характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этом виде зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена.

По форме соревновательных взаимодействий в квалификации Т. Т. Джамгарова в противоборстве противников лыжные гонки относятся к непосредственному условному физическому контакту. По характеру взаимодействия партнеров совместно индивидуальные действия.

В классификации А.Ц. Пуни лыжные гонки занимают первую группу как циклический вид спорта.

По классификации Л.К. Серовой лыжные гонки рекордный вид спорта.

Так же виды спорта можно разделить по характеру их воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта. В данном случае лыжные гонки мы отнесем к симметричным видам при занятиях, которыми правая и левая половины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения или действия. При этом позвоночник спортсмена занимает строго срединное положение, тело спортсмена находится в устойчивом равновесии во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равно - мерную физическую нагрузку

Требования к психомоторным и психическим процессам:

В практике физического воспитания и спорта принято различать следующие основные двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость и выносливость. К качествам лыжника можно отнести все, но в большей степени выносливость. Выносливость отражает способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени. В зависимости от условий проявления различают несколько видов выносливости: скоростную (способность поддерживать высокую быстроту движения в течение длительного времени), силовую (длительное поддержание больших физических напряжений), статическую (длительное поддержание определенного мышечного напряжения при отсутствии движения) и другие. Скоростно-силовая выносливость наиболее важна. По другой классификации различают общую и специальную выносливость. Под первой понимается способность длительно выполнять необходимый уровень какой-либо общедоступной работы (ходьба, бег, плавание). Особенно высокий уровень общей выносливости имеют лыжники, велосипедисты, бегуны на длинные дистанции - то есть те спортсмены, тренировки которых сопряжены с длительными нагрузками. Под специальной выносливостью понимается способность человека выполнять определенные специфические движения с высокой интенсивностью в течение длительного времени без снижения самой интенсивности. Так, высокую специальную выносливость имеет любой из высококвалифицированных спортсменов в своем виде деятельности. Между общей и специальной выносливостью прямой зависимости нет, хотя имеющий более высокую общую выносливость при прочих равных условиях отличается и более выраженной специальной выносливостью.

К специализированным ощущениям и восприятиям лыжника – гонщика относятся чувство лыжи и снега, так же нюансы зависят от профиля трассы, погоды, намеченной тактики гонки, складывающейся в течении гонки ситуации.

Смелость, решительность и уверенностьв своих силах - важнейшие качества, которые необходимы лыжнику-гонщику при преодоления сложных трасс во время тренировок и соревнований, особенно на спусках, проходимых на высокой скорости с крутыми поворотами. Очень важно проводить воспитание этих качеств как можно с более раннего возраста, с первых лет занятий в школьной секции лыжного спорта. Естественно, при воспитании этих качеств нельзя ограничиться только тренировочными занятиями в секции. Это осуществляется в процессе всех уроков по лыжной подготовке и другим видам спорта.

К характерным тренировочным и соревновательным качествам и трудностям лыжника относятся различные факторы - низкие температуры, сложный рельеф, плохое скольжение, большие по объему и интенсивности нагрузки. Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств. Во время тренировок и соревнований лыжнику необходимо проявить качества, которые во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Это прежде всего - настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах и др. Настойчивость и упорствов преодолении трудностей и достижении поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным лыжникам постоянно приходится преодолевать трудности различного характера - объективные и субъективные. Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды и условий скольжения, преодоление чувства страха и неуверенности при сложных спусках на высокой скорости, болезненное переживание своих неудач, неуверенность в своих силах при участии в соревнованиях. В дополнение к другим методам для воспитания волевых качеств широко используется соревновательный метод при выполнении упражнений и различных заданий. С этой целью в тренировочное занятие включаются упражнения, которые требуют максимальной концентрации усилий для достижения поставленной цели. Вместе с тем такие упражнения-задания повышают эмоциональный фон занятия, способствуют выполнению большего объема тренировок при меньшей психологической перегрузке. В тоже время участие в соревнованиях на различные дистанции является одним из самых важных средств развития волевых качеств при борьбе за победу, а в случае неудачи даст мощный толчок для дальнейшей подготовки. Редко встречаются спортсмены, которые не стремятся взять реванш и смиряются с поражением. Для развития волевых качеств необходимо применять упражнения или задания, которые требуют полной мобилизации сил для достижения поставленной цели. Если упражнение и нагрузка (по объему, интенсивности координационной и психологической напряженности) становятся привычными, их влияние на развитие именно волевых качеств значительно снижается.