Литературный анализ сказки репка. Когда впервые была опубликована сказка "репка" и другие подробности

Для самых маленьких детей эта сказка хорошо подойдет в качестве одной из первых - довольно простой сюжет, а действия героев довольно понятны.

С репой связано немало фольклорных мотивов, например, загадок и поговорок, ведь она когда-то была одним из основных продуктов крестьянского рациона. Известно, например, выражение «проще пареной репы».

Однако сказка проста лишь на первый взгляд - в ней скрыто немало очень важных и ценных идей. По мере взросления их можно обсудить с ребенком, а может быть, малыш и самостоятельно для себя их откроет.

Вместе - лучше!

Во-первых, в «Репке» наглядно показано, как усилия и деда, и бабки не могут принести результата - отчаявшись, они зовут на помощь и , и Жучку, и кошку, но так и не могут вытащить огромный корнеплод. Но вместо того, чтобы отчаиваться и расстраиваться, они принимают верное решение - позвать еще и мышку. И усилия самого маленького животного оказываются тем самым недостающим звеном в цепи - репка благополучно извлекается из земли!

Но здесь заложена не только о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый - как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем.

Во-вторых, вернее, уже в-третьих, интересно, что все герои не только действуют сообща, но и с готовностью приходят на помощь. Объединенная и сплоченная семья - еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Если представить, что бабка или внучка, занятые своими делами, или просто не желающие помочь деду, отказались бы прийти на зов, семья могла бы остаться . В этом и заключается еще один смысл - на благо семьи с удовольствием работает каждый из членов, включая самых маленьких.

Мышка за кошку, кошка за Жучку...

«Как кошка с собакой» - довольно распространенное выражение, которое используют, например, чтобы описать все время ссорящихся супругов. И кошки с мышами известны своей взаимной, мягко говоря, неприязнью - этому посвящено множество как сказок, так и современных мультфильмов, стоит вспомнить одного только «Тома и Джери». Однако в простой и мудрой сказке нет ни тени вражды - ни между Жучкой и кошкой, ни между кошкой и мышкой - ведь их общие усилия объединяет не только готовность помочь деду, но позаботиться о своей семье.

По мнению специалистов, детям раннего возраста довольно часто представляется, что вся эта дружная команда - одна семья. Да и в настоящее время кошки и собаки, живущие в квартире или доме, очень часто являются настоящими членами семьи.

Нередко дети повзрослее задают вопросы типа: «а где же мама и папа внучки?». Отвечая на этот вопрос, у родителей есть прекрасная возможность дать своему ребенку представление о том, кто такие крестьяне, где, как и когда они жили, пробудив таким образом, тягу к изучению отечественной истории. Это может оказаться очень полезным некоторое время спустя, когда ребенок пойдет в школу.

«Сказка про репку » указывает на взаимоотношения поколений, указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.

Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное — три формы жизни, три структуры. Т.е. земля дала свою силу, через вершки репка получает солнечную энергию, и подходит дед, начинает тянуть репку (достояние Рода, которое он посадил). Но он ведь не для себя посадил, а для своего Рода, поэтому начинает звать бабку, но вытянуть не могут, зовут (отца, мать) внучку, опять не получается, внучка зовёт жучку, жучка кошку, кошка мышку, и только тогда вытянули репку.

Отец и мать - почему их нет в христианском варианте

В сказе не хватает двух персонажей – отца и матери. Почему христиане сделали обрезание сказки, оставили 7 элементов?
Во-первых , в христианстве всё построено на семеричности (7 – это сакральное число в христианстве). Точно также христиане сократили : было 9 дней, стало 7. У славян круговая или девятеричная система, у христиан семеричная.
Во-вторых , у христиан защита и опора – это Церковь, а любовь и забота – , т.е. как бы вместо отца с матерью, ведь обряд крещения смывает связь с отцом и матерью, и устанавливает связь между ребёнком и христианским богом. Т.е. отца с матерью почитают только за то, что они родили, и всё!

Образы

1. Дед – мудрость (самый старший, он посадил и вырастил репку, т.е. достояние Рода, и посадил не для себя, а для своего Рода).
2. Бабка – традиции, хозяйственность.
3. Отец – защита и опора.
4. Мать – любовь и забота.
5. Внучка – потомство.
6. Жучка – достаток в Роду (собаку заводили, чтобы охраняла достаток).
7. Кошка – благостная обстановка.
8. Мышка – благосостояние (т.е. в доме есть пища и пр., иначе как сейчас говорят: «в холодильнике мышь повесилась»).
9. Репка – сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка в земле – намёк на связь с Предками, а хранится достояние Рода, Мудрость, как правило, в голове, отсюда выражение «дать по репе », чтобы мозги сработали, мудрость вспомнил и не делал зла другим.

Главные герои сказки «Репка» — дружная семья. Глава семьи, дед, однажды посадил на огороде репу. И вырос этот корнеплод таким огромным, что не смог его дед из земли вытащить, когда пришла пора урожай собирать. Позвал он на помощь сначала бабку. Но и вдвоем они не смогли извлечь репку. Затем пришлось звать внучку, потом собаку Жучку, потом кошку. И даже такой большой компании не удалось вытащить репу из земли.

И только когда кошка позвала мышку, дело сдвинулось с места. Совместными усилиями репку удалось вытянуть из гряды.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Репка» состоит в том, что трудные дела надо делать сообща. При решении тяжелых задач даже самая незначительная помощь может иметь решающее значение. Казалось бы, много ли сил у маленькой мышки? Совсем немного, но этой малости хватило, чтобы сдвинуть с места тяжелую репу. Сказка учит дружбе и взаимопомощи, как в семейной жизни, так и в общественных делах.

В сказке мне понравился дед, который сумел вырастить такой большой корнеплод, что его пришлось вытаскивать всей семьей. А еще мне понравились добрые взаимоотношения между персонажами сказки. Ведь в этой сказке кошка совсем не боится собаки, а мышка охотно откликнулась на просьбу кошки помочь в вытягивании репки. Персонажей сказки можно назвать образцом дружной семьи.

Какие пословицы подходят к сказке «Репка»?

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Один в поле не воин.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.


Невероятные повороты и глубина мысли в простых и знакомых с детства формулировках. «Репка», «Теремок» и «Колобок» - философско-религиозные мотивы, мудрость древних славян и то, о чем никто никогда явно не задумывался.

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая..» - и маленькое человеческое создание радостно разводит ручки, чтобы показать, насколько же большая была репка. Русские народные сказки, известные с детства буквально дословно, чаще всего просты, односложны, коротки и даже несколько примитивны. Да оно и правильно – ребенок в курочко-рябовом возрасте еще не готов воспринимать тяжелый образ той же почему-то Мертвой Царевны или следить за всеми свадебными перипетиями Дюймовочки.

Однако, как известно, за каждым куском картона в декорации скрывается сложнейший механизм ее установки. И незамысловатые детские сказки не стали исключением из правила – нашлись те, кто углядел в этих сказочных прибаутках сакраментальный смысл, глубочайшее двойное дно, напрямую связывающее репку и Корни Рода, Колобка и лунный цикл, Медведя и подлинное, темное зло. Архаичные символы и глубоко языческие (или же, наоборот, христианские) мотивы лежат в основе перечисления репки-дедки-бабки-внучки, а из сказок, где фигурирует образ медведя, можно составить антологию абсолютного зла.

«Колобок, от кого ты ушел? – от Ницше»

Сказка про Колобка проста и понятна, её формула идентична большинству сказок: берем деда, берем бабку, добавляем какую-нибудь необычную штуку вроде говорящего кусочка теста - и дальше начинаем приключения. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» и так далее, известный каждому с детства мотив. И только от лисы хитрой Колобок не ушел.

Но так ли всё просто? Нет. Как утверждает Андрей Карпов в своем , это в первую очередь история о нравственном и психологическом выборе личности, о предназначении и открытие возможностей.

Начнем с начала. Вот Колобок, он испечен с заботой и любовью бабкой и остывает на открытом окошке. Открытое окно здесь воспринимается как символ возможностей, различных жизненных дорог. И тут начинается путь Колобка как личности. И путь свой Колобок начинает с бунта против предназначения. Он отказался от своей заготовленной печальной участи быть съеденным, он выбрал другой путь из того открытого окна.

«Предназначение Колобка – послужить тем, кто его создал таким румяным и аппетитным, послужить до конца. А если копнуть совсем глубоко, то выходишь на мысль, что предназначение всякой твари - служить своему Творцу. Личность свободна, и принять волю своего Создателя она должна добровольно. Колобок эту волю отверг. Но что ей предпочёл? В пользу чего он сделал свой выбор?».

После такого волевого решения Колобка можно смело назвать личностью ницшеанской – именно он в своих ранних воззрениях придерживался культа сильной личности, которая может идти по пути нигилизма и индивидуализма.

Но что происходит с Колобком дальше? Ведь его бунт против Создателя не имел цели – Колобок просто катится, куда глаза его глядят. И это, утверждает Карпов, есть прямое отражение сути человеческих решений, ведь многое совершается зачастую исключительно из чувства протеста.

«Это так узнаваемо. Мы тоже часто делаем выбор лишь из чувства протеста. Нам важно отвергнуть то, что предлагается, а к чему приведёт наш отказ, задумываться как-то не хочется. Интересно также, что в одном из вариантов сказки, путешествие Колобка начинается со слов: «надоело Колобку лежать, он и покатился…». Это тоже узнаваемо: что-нибудь сделать со скуки. Пусть будет абы что, что именно - не очень важно, важно – что это что-то новенькое, не то, что до сих пор было…».

Проводя дальнейшую аналогию с Ницше, можно сказать, что Колобок становится типичным представителем такой идеологии – он упивается культом собственной личности, своим безусловным превосходством, он впадает в крайность индивидуализма, не доверяя никому, кроме самого себя. Старания старухи для него не что иное, как предикат собственной личности – словно бы это только его заслуга.

«Он не доверяет Зайцу. Он никому не доверяет. Он верит только себе. Он вообще полон восхищения собственной личностью. С какой любовью он описывает себя в своей песенке: Я колобок, колобок! По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен».

Обманывая по очереди всех, кто попадается ему на пути, Колобок оказывается наивно окрылен своими успехами. И все-то у него кругом глупые и недальновидные, а он, пользуясь цитатой того же Ницше, один умный в белом пальто стоит красивый. Вернее катится, и это немаловажно: катиться в русском языке можно только вниз, что Колобок и делает в нравственно-моральном плане.

«Дальше Колобка ждал уже совсем непроходимый лес, и гибель в том или ином виде была для него неизбежна. Об этом же говорит семантика русского языка. Катиться (в отличие от «бежать» или «ехать»), можно только куда-то вниз. И рано или поздно, когда ты окажешься в совсем ненадлежащем месте, про тебя скажут – докатился».

Но вся житейская мудрость заключается даже не в сверхКолобке, а в нарушенном порядке зверей, которые встретились ему. По всем канонам должно быть как: Заяц, Лиса, Волк, Медведь - как самый грозный, злой и сильный. Но Лиса здесь стоит выше Медведя в иерархии, что символизирует простую истину: страшен не тот, кто физически сильнее, а тот, кто духовно опаснее. На хитрого Колобка нашлась еще более хитрая Лиса – и сгинул наш мучной Заратустра.

Репка – основа гуманизма или посылка от дедушки Фрейда?

Еще одна знакомая всем с пеленок сказка – это «Репка», сказка-игра с еще более примитивным сюжетом. Миллион повторов и отчетливая напевность делают ее доступной даже самым несмышленым малышам – дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку и так далее.

На деле же, «Репка» по своей глубинной идее способна сравниться с работами деятелей эпохи Просвещения: гуманистические мотивы в ней раскрываются широко и, главное, наглядно. Удивительно, но именно эта сказка выделяется наполненностью христианскими мотивами.

Сам зачин сказки уже заставляет задуматься. Вот дед, вот он посадил репку – хотя, казалось бы, какая репка ему, раз он дед. Не слишком удачный возраст для огородничества. Однако Всевышний вознаградил его труды, и репка выросла «большая-пребольшая». А дальше, собственно, весь сюжет крутится вокруг попыток вытянуть эту самую репку. И с самого зачина уже проглядывается основная идея – никогда не опускать руки.

Сам по себе образ репы, как утверждают исследователи этой сказки, становится символом связи с родом, житейской мудрости, уходящей в землю своими корнями. Отсюда в русском языке появилось выражение «дать по репе» - дать по голове, чтобы вспомнилось всё мудрейшее и важнейшее.

Дед зовет бабку, бабка зовет внучку – и, кстати, именно тут особо дотошные сказители увидели недочет. Отсутствуют Мать и Отец. Однако у христианской трактовки есть ответ на вопрос почему. Из языческой, славянской сказки эти персонажи были убраны в первую очередь ради магического числа 7.

«У христиан семеричная система восприятия, поэтому сказку сократили до 7 элементов - так же, как неделю сократили с 9 до 7 дней (у славян круговая, либо девятеричная система)».

Система образов в этой сказке напоминает построение модели идеального дома. Дед олицетворяет собой мудрость, именно он посадил репку в землю, он стал хранителем Родовой связи. Оно и логично – для славян, как и для христиан впоследствии, старший мужчина был главой семьи, а значит и мудрейшим в своем роде. Далее бабка. Она, конечно же, хранительница домашнего очага, женщина в доме, хозяйка, апостол традиций дома. Как раз они с дедом и становятся основой для дома и семьи. Утраченные в дошедшем до нас варианте образы Отца и Матери олицетворяли защиту и опору и любовь и заботу соответственно – но, так как в христианстве защита есть Церковь, а любовь – Христос, этих персонажей мягко вытеснили.

Таким образом, внучка становится символом потомства, продолжения рода; Жучка – символом богатства, ведь собаку заводили для сохранения достатка в Роду; Кошка олицетворяет покой и уют, а Мышка – благосостояние.

Такая система образов создает идеальную модель семейного быта, по канонам христианской и гуманистской теорий. Помогай ближнему, не опускай руки, не стесняйся просить помощи – и ты будешь вознагражден.

Выводы от специалистов в интернете:

«Сильный и самоуверенный терпит поражение, а слабый и неудачник берёт верх. В противовес грубой реальности сказка встаёт на защиту слабых».

«Хотелось бы отметить что, прежде всего, эта сказка говорит о том, что в любой даже самой безнадёжной ситуации необходимо располагать поддержкой людей. Ведь зачастую мы не в силах самостоятельно справиться с нашими проблемами. Делая шаг вперёд, необходимо осознавать, что у тебя есть поддержка, и твёрдая опора, которая тебя не подведёт в самый не подходящий момент. Сказка учит понимать, что для решения конкретной проблемы необходима единая сила».

Но, порывшись в источниках, можно найти и совершенно противоположную интерпретацию этой сказки. У двойного дна есть еще двойное дно.

Интерпретация в соответствии с идеями Фрейда делает эту сказку не только не детской, но и, пожалуй, излишне откровенной. Русские народные пословицы вроде «Хороша девка, как мытая репка!» позволяют нам утверждать, что Репку можно рассматривать как женский образ дочери Деда. Собственно, это же объясняет отсутствие Матери, но наличие Внучки в ряду персонажей. Соотносясь с наиболее известной работой психолога «Табу и тотем», можно с уверенностью сказать о наличие инцестуального влечения. И всё остальное женское население дома (а оно, действительно, абсолютно женское) препятствует кровосмесительной связи.

И если так, то «Репка» резко переходит из разряда доброго и вечного в разряд вечного, но...

«Теремок» и «Семеро козлят» - по ту сторону реальности?

Эти сказки вполне можно объединить в их культурологическом анализе – по крайней мере, так решил Алексей Корепанов в своей публикации «Сказка – ложь?» (журнал «Порог», №5 , 1998 год).

По мнению Корепанова, в основе обеих сказок лежит не что иное, как ксенопроникновение. Образ волка, как и образ медведя, рассматривается в качестве чуждого землянам образа внеземного разума.

«Аллегорическое повествование о попытке ксенопроникновения на одну из славянских территорий (под ксенопроникновением в данном случае подразумевается проникновение иного, нечеловеческого, разума - из ближнего или дальнего космоса, из параллельных или перпендикулярных миров и т. д.). Волк-пришелец, настойчиво стучащий в избушку к козляткам, пытается навязать автохтонам совершенно иное мировоззрение, совершенно иные моральные ценности, присущие иноцивилизации, но чуждые землянам».

«Теремок» же в данном контексте рассматривается автором и с точки зрения этнической проблемы – для него теремок становится своего рода аллегорией неких межэтнических связей, где сосуществуют в одном доме мышка и кошка, заяц с волком - и никаких вам конфликтов. Но проникновение чужеземца – медведя – нарушает сложившиеся связи и приводит к краху всего строя.

«Не исключено, что речь идет о какой-то территории, на которой с течением времени появлялись все новые и новые этнические группы (можно даже с большой степенью вероятности предположить, что это территория северного Причерноморья). Ксеновторжение (медведь) приводит к разрушению сложившихся между этими этническими группами связей ("затрещал теремок, упал набок и весь развалился"), однако, указанные группы не пострадали и впоследствии прежние связи были восстановлены ("лучше прежнего выстроили")».

Однако, несмотря на восстановленный строй, судьба чужака-медведя осталась неизвестной. Не исключено, что он вернулся в свою параллельную реальность, а может, остался в текущей реальности, таким образом завершив свою попытку ксеновторжения. Об этом данная история умалчивает.

Сказка – ложь, да в ней намёк, всем философам урок

Русские народные сказки, такие простые и примитивные, на деле могут иметь не просто двойное дно, но двойное в степени. Зачастую, если копаться в искрометных смыслах, заложенных в коротеньких прибаутках, то рассказывать такие вещи детям стоит с крайней осторожностью – да и взрослым тоже. Пожалуй, сказки стоит запретить в детских садах и перенести под своды факультетов философии – от греха подальше.


Вспомним основной вопрос Теневого Анализа сказок: «Что не названо в сказке, но, скорее всего, там есть?»

Так что не названо в сказке «Репка»? Важнейший, но не прописанный открыто момент сказки – семейные отношения бабки, деда и внучки.

Кажется, о них там ни слова ни полслова... А вот и не так! Давайте-ка поиграем с вами в примитивную игру: «Продолжите логическую цепочку». 1_4_7_10_13_16_?

Очевидно, что следующее число (пропускаем два – даём третье) – 19! Всем ясна закономерность такого выстроенного логиком ряда.

Точно такую же строгую закономерность (орнамент, рисунок, ритм) являет собой и выстроенный ряд персонажей «Репки».

Апеллирует узор Репки не к очевидности и не к рассудку, а к Интуиции и к Бессознательному!

Поэтому-то и требуется нам Теневой Анализ сказки.

Он требуется ещё и потому, что та правда, которую впрямую не договаривает сказка, не очень-то … удобная!

Итак, начнём с хвоста, с конца, а не так, как повествует сказка. Пойдём от мышки, а не от репки.

Вот матрица-шаблон, который будет потом повторяться, как узор, по всей длине цепочки:

Последней в ряду стоит мышка. Прямо перед ней, но повёрнутая к ней спиной, стоит её естественный враг и притеснитель – кошка.

Следующая в ряду кошка. Прямо перед ней, отвёрнутый от кошки спиной, естественный враг и притеснитель кошек – собака Жучка.

Жучка. Перед ней естественный враг и притеснитель собак – ребёнок-внучка. Так же отвёрнутая от своей жертвы.

Внучка. Прямо перед ней естественный враг и притеснитель всех внучек – Бабка!

Бабка. Прямо перед ней, повёрнутый к ней спиной, естественный враг и притеснитель всех бабок – Дедка!..

И, наконец, Дедка. Прямо перед ним естественный враг и притеснитель всех дедок – Тяжёлая Крестьянская Работа – хлеб, добываемый в поте лица. Большая-пребольшая Репка...

Вот это семейка...

Оказывается, что из каждого умильного персонажа этой сказочки так и льётся … агрессия.

Дед устаёт пахать.

Дед колотит и ругает бабку. (Заставляет её блюсти чистоту в хате, ставить вовремя горячие щи на чистый стол).

Бабка тоже не ангел Божий. Пока дед пашет, она дома колотит и ругает внучку. (Заставляет её рано вставать, чистить и мыть дом, носить воду, помогать готовить обед, прясть, и не разрешает смотреть бесцельно в окна и гулять допоздна с девками).

Ну а внучка что? Тоже девочка не подарок! Внучка «отрывается» на собаке Жучке. Дрессирует эту прожорливую скотину, учит охранять дом и слушаться хозяйку.

Ну а уж собака, известно, «за шиворот треплет кота», который, как известно, «гоняет синицу», то есть – в нашем случае – мышку, но тоже воровку пшена из амбара, вместе со своим обширным мышиным семейством...

Не гоняй собака кота, он бы слизал все пеночки со сливок в погребе, да горшки побил. Не гоняй кот мышей, не регулируй их поголовье – чума была бы на оба ваши дома, включая деревню, что за рекой...

Что есть «насилие в семье»? Как классические сказки лечат современные мифы

Когда Читатель узнаёт о таких притеснениях между животными, он радуется за то, что в мире есть порядок. Но когда Читатель вспоминает, что такие же точно отношения между собой демонстрируют в сказке внучка, бабушка и старик-дед, Читатель начинает негодовать.

«Правильно, – говорит Читатель, – Что собака гоняет кота, а кот – мышей. Но неправильно, что дед «даёт чертей» бабке, а та – внучке. К женщинам и к детям нужно быть погуманней».

Сейчас Читатель убедится в том, насколько он не прав, и насколько современные мифы о «гуманизме» разрушают гармонию и миропорядок.

Бабка-притеснитель внучки, дед-притеснитель бабки, тяжёлая работа-притеснитель деда – это так же «нужно» и «справедливо», как и кот-притеснитель, разносящих чумную бациллу мышей и собака, не пускающая кота шкодить по столам и погребу.

Если бы бабка не притесняла внучку...

Не заставляла бы вставать рано, осваивать домашние ремёсла, пускала бы гулять и дозволяла проводить время в безделье?

Выросла бы ни к чему не приспособленная неумеха, страдающая от обжорства, скуки, уныния и апатии, или же, наоборот – егоза, не находящая себе покоя от блудного возбешения (смотря по темпераменту).

Если бы дед не притеснял бабку, случилось бы с женской половиной дома точь-в-точь – всё то же самое.

Если бы Внучка не притесняла Жучку?

Если бы у этой девочки-подростка не было бы «своего» животного, лучше всего – собаки, коровы (раз нет ни лошади ни ловчего сокола) – за кого бы она несла ответственность, о ком бы училась заботиться, кого бы «воспитывала»?

Так и не выучилась бы она навыку зачаточного лидерства. Любимой жалобой стала бы у неё фраза: «Меня никто не слушается! Я говорю, а они не делают!» Такой матери даже её годовалый ребёнок сядет на шею и будет ею вовсю помыкать!

Теперь вы понимаете, что даже сказка «Репка» учит родителей: «У ребёнка, чтобы он гармонично развивался и воспитывал в себе качества лидера, должна быть собака». (Только не вешайте эту же собаку вместе с ребёнком на свою родительскую шею в качестве ещё одной дополнительной обузы!)

Ну а если бы работа не притесняла дедку – это уж очевидно. Было бы нечего есть. И чем больше репка (чем сложнее работа), тем больше еды в доме, но тем и сложнее управиться с этой самой работой!

Так чему же здесь учит нас «Репка»? Чтобы мужчина управился со своей тяжёлой работой, управляться приходится всем вместе (по силам каждого), слагая общие усилия.

И вот теперь мы переходим ко второму уроку сказки «Репка»

«Притеснение» конструктивное и... совсем неконструктивное

То, что в этой милой семье все друг друга притесняют вовсе не означает, что там творится «дурдом и кошмар» или что все «едят друг друга поедом». Нужны доказательства? Да они же в самой сказке!

В момент, когда это стало необходимо, все «враги» сумели перестать друг друга притеснять и объединились. Зачем? Чтобы спасти деда, чтобы помочь ему справиться с его тяжёлой и, между прочим, срочной работой!

Своему-самому перспективному кормильцу – деду – они не совали палки в колёса, не встречали его на пороге криками: «Посмотри, что у дочери делается в дневнике!» или «Когда ты починишь кран в туалете!»

Ему (деду) как-то, знаете, сейчас не до этого. У него квартальный отчёт и ревизия. Простите, – созрела репка...

Если глава семьи – муж – решился написать и защитить докторскую диссертацию, здравомыслящая семья обычно начинает ходить на цыпочках мимо выделенной ему под кабинет самой светлой комнаты и даже готовить отдельную диетическую еду – для утомлённого папы.

Никто не пишет докторскую диссертацию по ночам, на краешке неубранного липкого кухонного стола.

Потому что семья, которая живёт по здоровому архетипу дружной «Репки», понимает: когда папа станет академиком (а он станет, если вы не помешаете), всем будет жить гораздо сытней и гламурнее.

Таким образом, русская сказка «Репка» – есть отпечатанный в сознании каждого архетип и модель правильных семейных отношений.

Они не идеальны и не должны быть таковыми!!!

Требовательность деда к бабке и бабки к внучке не пересекается с полем термина «Семейное насилие». Это о другом...

Это та Иерархия, то соподчинение, которое помогает Семье выжить, да ещё и существенно преуспеть.

(Помните, что репка «большая-пребольшая»?)

Третий урок великой русской сказки «Репка»

«Где мамка с тятькой?»

Третий Теневой Аспект анализа сказки связан с инициацией и отрывом от родительского гнезда, полной «удушающей» опеки.

Неважно, как девочка потеряла своих родителей. Умерли они? Пошли работать «в люди»? Нанялись подёнщиками... Полная ли она сирота от рождения?

Чужие «дед и бабка» (а не матушка и батюшка) – это приёмные родители, это – тот же архетип «мачехи», один из его изводов, более мягкий.

«Репка» – это сказка о сиротке. О девочке, с малых лет отданной «в люди», в выучку к хозяевам, на воспитание к дальней родне...

Практически в каждой русской сказке родные мать и отец (пока живы) холят и балуют родное дитятко. Не нагружают работой, дарят нарядами, тихо любуются на красоту своего чада.

Но такая ситуация не бывает вечной, и обычно она просто предшествует испытаниям.

К этому и подготавливает ребёнка заранее сказка «Репка».

Лучше уж пройти побыстрее суровую выучку у «гавкучей бабки» и научиться у неё ставить квашню и мести хату, чем столкнуться с вызовом стать самостоятельной умелой взрослой женщиной слишком поздно.

Когда отсутствие у тебя простых навыков выживания вызовет у людей только смех, раздражение и осуждение.

По сути, сказка «Репка» – это и «Школа для матерей».

Сбалансированная, гармоничная мать – это та мать, которая умеет играть одновременно роль и сказочной «матушки родной», что только любуется своим дитятком, и «старухи», которой отдают девочек в суровую науку.

Сумеет ли Внучка, героиня сказки, принести пользу в «командной работе» и помочь дедушке вытянуть важную для всех репку? Скорее всего – да.

Ведь внучку, к счастью, так качественно «притесняет» её учительница – её бабка!