Литературная викторина в старшей группе по сказкам. Литературная викторина в старшей группе "Знаешь ли ты сказку?" методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Ирина Резкова
Литературная викторина по русским народным сказкам в старшей группе ДОУ

(В рамках творческо - образовательного проекта

«Знакомство с русскими народными сказками»)

Цель : Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Задачи :

1. Образовательные:

Знакомить детей с художественной литературой;

Учить элементарному анализу худож. произведения – отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать оценку поступкам героев;

Расширять кругозор и словарный запас детей.

2. Воспитательные:

Прививать любовь к чтению;

Учить сопереживать героям сказок;

Развивать чувство патриотизма в процессе знакомства с народным творчеством;

Учить взаимодействию с другими детьми в процессе театрализованной игры.

3. Коррекционные:

Развитие мышления;

Развитие слухового и зрительного внимания;

Развитие оптико – пространственных представлений;

Автоматизация поставленных звуков во фразе и в тексте (при ответах на вопросы и в театрализации);

Возраст : 5-6 лет

Инновационные технологии : игровые, ИКТ, сказкотерапия.

Интеграция образовательных областей : «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Оборудование : карточки с загадками, иллюстрации к сказкам, пазлы по русским сказкам, серии сюжетных картинок к сказкам «Теремок» и «Заюшкина избушка», маски героев сказки «Колобок» и дополнительно к ним маски внучки, кота, собак, пчелы и атрибуты для театрализации – печь, лавка, деревянные ложки, миски, глиняные горшки.

Ход викторины :

1. Беседа.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных сказках. Кто их придумал? (русский народ)

Говорим о том, как сочинялись сказки, как неграмотный народ передавал их «из уст в уста», что означает это выражение, как писатели позже записали эти истории и они дошли до нас.

Если вы сможете ответить на все мои вопросы, то в конце викторины вас ждет приз, а,может, и не один…

2. «Сказочные загадки».

Заигралася сестрица – унесли братишку птицы. (Гуси – лебеди)

Отворили дверь козлята - и пропали все куда – то.

(Волк и семеро козлят)

Стрела у Ивана – как птица в полёте.

Невеста Ивана живет на болоте. (Царевна – лягушка)

Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)

3. игра «Доскажи словечко»

Жили семеро ребят – белых маленьких … (козлят)

Мама их любила, молочком … (поила)

Тут - зубами щёлк, да щёлк –

Появился серый … (волк)

Как коза запел тот зверь:

Отоприте, детки, … (дверь)

Ваша матушка пришла, молочка вам … (принесла)

Мы ответим без подсказки, кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки «… и … …» ("Волк и семеро козлят")

4. игры «Узнай героя по его словам» и наоборот «Подскажи герою его слова»:

Не плачь, дед! Не плачь, баба!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Молочная река, кисельные берега! Куда … полетели?

Какие слова говорил Емеля, чтобы всё делалось само?

Что спрашивали звери в сказке «Теремок», прежде чем войти в него?

5. Перемещаемся в книжный уголок, где подготовлена выставка книг по теме. Дети закрывают глаза. Педагог перемешивает все книжки. Выбирает любую иллюстрацию из любой книги. Дети угадывают сказку по иллюстрации.

6. игра «Путаница из сказок».

Незнайка читал русские народные сказки и все перепутал. Расскажите ему, как правильно называются эти сказки.

«Царевна – индюшка»

«По собачьему велению»

«Иван – царевич и зелёный волк»

«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»

«Петушок – золотой пастушок»

7. - Мы с вами не похожи на Незнайку. Никогда не перепутаем книжки. Мы с книжками дружим, очень их любим и даже вместе потанцуем.

Дети выбирают любимые книжки, обнимают их и под музыку «В мире много сказок…» кружатся, танцуют. (произвольный танец в качестве физ. минутки)

8. – А у меня для вас еще есть интересная игра «Узнай героя по его описанию»:

У него нет ни рук, ни ног. Он имеет форму шара (колобок)

Этот герой очень трудолюбив. Он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он один даже не смог вытащить. Ему пришлось звать на помощь всю семью. (дед из сказки «Репка»)

Этот герой очень хитрый, коварный и злой. Он съел маленьких козлят. (серый волк)

9. игра «Расставь по – порядку»: Дети делятся на 2 команды, одна расставляет по – порядку серию сюжетных картинок по сказке «Теремок», а другая по сказке «Заюшкина избушка».

Затем команды меняются карточками.

10. Собираем пазлы из 24 элементов по русским народным сказкам. Одна картинка даётся на 2–3–х детей. Кто быстрее?

11. Вы – молодцы! Хорошо знаете русские сказки. И за это вам первый обещанный приз - приглашаем всех в театр!

Объявляю перерыв 10 минут, а за это время подготовятся артисты и зрители.

Во время перерыва дети свободно двигаются, играют, отдыхают. Готовятся декорации, атрибуты, раздаются маски героев сказки, расставляются стулья в «зрительном зале». Перед спектаклем даются 3 звонка, все занимают свои места.

Обычно все дети хотят побыть в роли артистов. Поэтому в сказку «Колобок» мы ввели дополнительных персонажей, чтобы дети не были просто пассивными зрителями. Каждый ребенок сам выбирает, кем он хочет быть. И, соответственно, меняется сюжет. У бабы с дедом живут внучка и кошка Мурка. Когда колобок катится по лесу, он встречает помимо зайца, медведя, волка и лисы - собак, пчелку и т. д. Что подскажет фантазия… Получается старая сказка на новый лад. В конце истории все подружились и дружно весело танцуют!

Спасибо всем артистам! Замечательный получился спектакль! Мы с вами сочинили новую сказку про колобка. А вы знаете,что есть такой мультфильм, похожий на нашу историю? Такой же добрый, где в конце никто никого не ест, а все звери весело танцуют. Хотите посмотреть? Это наш второй сюрприз для вас. Вечером, после

тихого часа вместе посмотрим м/ф «Сказка про колобок» (кукольный, производства «Союзмультфильм»).

Материалы:

§ Телеграммы

§ Два мольберта

§ Два красных маркера

§ Два листа ватмана

§ Два воздушных шара

§ Два ведра

§ Два обруча

§ Черный ящик

§ Сюрприз

§ Мочалка

§ Сувениры

§ Кубики по количеству участников

§ Бочонки из игры «лото» с номерами от 1 до 6, на одном бочонке нарисована подкова

О чем-то скрепит половица,

И спице опять не спится

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски …

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит сказка…

Приглашаем всех присутствующих принять участие в игровой викторине. Родителей разделить на две команды с помощью разрезанных картинок. Предложить дать название своим командам.

1. Разминка. Игра » Добавлялки»

Ок-ок-ок - стоит в поле (теремок)

Ок-ок- ок - покатился (колобок)

Су-су-су -петушок прогнал (лису)

Цо-цо-цо - снесла курочка (яйцо)

Ана-ана-ана - несут лебеди (Ивана)

Ек-ек-ек - не садись на (пенек)

2. Конкурс телеграмм и объявлений

К нам в окошко залетел

Маленький листочек,

А на нем я разглядела

Чей - то странный почерк

Обращусь, я, к вам -

Это конкурс телеграмм.

Назовите героя сказки, который мог отправить телеграмму и дать объявление в газету. Вспомните, как называется литературное произведение.

Задание для первой команды:

§ Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза. «Волк и семеро козлят»)

§ Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки (Грязнуля. «Мойдодыр»)

§ Дорогие гости, помогите!

Паука - злодея зарубите! (Муха - цокотуха)

§ Несу золотые яйца. Дорого! (Курочка Ряба)

§ Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. «Приключения Буратино»)

§ Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси - лебеди»)

Задание для второй команды

§ Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби

(Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)

§ Пришлите, пожалуйста капли.

Мы лягушками нынче объелись

И у нас животы разболелись (Цапли. «Телефон»)

§ Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Айболит»).

§ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка. «Курочка Ряба»)

§ Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину (Старуха. » Сказка о золотой рыбке«).

§ Отмою все! («Мойдодыр»)

3. «Аленький цветочек»

Говорят, что где - то

Посреди болот

Во дворце прекрасном

Чудовище живет

Аленький цветочек

Охраняет он,

И в купцову дочку

Чудище влюблен.

Под музыку участники рисуют один лепесток цветка на мольберте, передает эстафету следующему участнику.

Я буду задавать вопросы командам. Задача игроков - дать как можно правильных ответов. Проведем жеребьевку. В отвечающей команде право голоса имеет каждый, а я буду выбирать правильный ответ. Если вы не знаете ответа, говорите «Дальше».

Вопросы для первой команды:

1. Где спрятался седьмой козленок (в печке)

2. Кличка пуделя в сказке «Приключения Буратино» (Артемон)

3. Подарок Пятачка ослику Иа (воздушный шарик)

4. Какая птица доставила Айболита в Африку (орел)

5. Какого цвета волосы Мальвины (голубого)

6. В какой сказке встречаются зима с летом (12 месяцев)

7. Название города в котором жил незнайка (Цветочный)

8. Кем был Дуремар (аптекарем)

9. Кто написал сказку «Колобок» (русский народ)

10. Умелец, подковавший блоху (Левша)

11. Герой сказки, который живет на крыше (Карлсон)

12. Кто был кучером у Золушки (крыса)

13. Из чего сделал домик поросенок Нуф - Нуф (прутья)

14. Какое домашнее животное помогло своему хозяину стать маркизом (кот)

15. К кому обращалась старуха: » На блин, не тявкай» (собаке)

16. Назовите имя Волшебника Изумрудного города (Гудвин)

17. Что повредила серая шейка (крыло)

18. Эта героиня сказки спасла принца. Отдав морской ведьме свой голос (Русалочка)

19. Птичка - бандит (соловей - разбойник)

20. Как называется вода, которой в сказках оживляют людей (живая)

21. Часть тела Чебурашки неестественно больших размеров (уши)

22. Какого размера был сказочный мальчик знаменитый своим маленьким ростом (с пальчик)

23. Маленький друг Нафани (Кузя)

Вопросы для второй команды:

1. Кто тянул репку перед жучкой (внучка)

2. Какие цветы выращивали Кай и Герда (розы)

3. Сказка с фруктовыми и овощными жителями (Чипполино)

4. Какую рыбу поймал Емеля (щуку)

5. Кто помог зайцу выгнать лису из избушки (петух)

6. Птица, которую спасла Дюймовочка (ласточка)

7. Чем угощала лиса журавля (манной кашей)

8. Имя доктора Цветочного городка (Пилюлькин)

9. Какое лекарство предпочитал Карлсон (варенье)

10. Кто одолел тараканище? (воробей)

11. Как звали отца Буратино (Карло)

12. Титул лимона в сказке «Чипполино» (принц)

13. Отчество сказочного героя (Горыныч)

14. Близжайший друг Винни -Пуха (Пятачок)

15. Что служило замком в домике бабушки из сказки «Красная шапочка» (веревочка)

16. На чем путешествовал оловянный солдатик (на бумажной лодке)

17. Из чего папа Карло сшил шапочку для Буратино (носок)

18. Куда упала стрела второго сына в сказке «Царевна - лягушка»

(на купеческий двор)

19. Девочка, потерявшая туфельку на балу (Золушка)

20. Персонаж русской народной сказки, которого обидели, не дав ручек и ножек (колобок)

21. Кровать для Дюймовочки (скорлупа грецкого ореха)

22. Этот предмет кухонной утвари купила Муха - цокотуха (самовар)

23. Что хотел попросить Дровосек у волшебника Изумрудного города (сердце)

5. » Незнайка на воздушном шаре »

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком

Он из сказки интересной

В яркой шляпе, с галстуком

Очень просто, угадайка

Как зовут его ….. Незнайка

Незнайка летал на воздушном шаре со своими друзьями.

Каждый участник команды берет в одну руку ведро с кубиками, в другой - воздушный шарик. С ведром и шариком нужно добежать до обруча, выложить один кубик из ведра, вернуться и передать следующему участнику команды ведро и шарик.

6. «Сказочные заморочки»

Сейчас я немного поморочу вам голову. Участники команды вытягивают бочонок с номером задания. Есть бочонок, на котором нарисована подкова - это «счастливый случай». Игрок, доставший подкову, получает приз. Вытащив бочонок, и прослушав задание - отвечает на вопрос.

1. Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а мирными существами (Осел, кот, пес и петух из сказки «Бременские музыканты»)

2. За что Золушка получила свое прозвище? (она спала на полу рядом с печкой, на куче золы)

3. У какого сказочного героя любимым блюдом были три корочки хлеба (У Буратино)

4. В какой сказке подземный ход начинался на кухне, в кастрюле без дна? («Три толстяка»)

5. В какой сказке перевод стрелок часов чуть не послужил причиной смерти одного из главных героев («Аленький цветочек»)

6. Из какой сказки эти слова: » Положика -ка, внучка пирожок на стол, горшок на полку поставь, а сама приляг со мною. Ты, верно, очень устала» («Красная шапочка»)

7. «Темная лошадка»

Ответы на мои вопросы находятся в «черном ящике».

Команда, ответившая правильно, получает балл.

1. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить сказочного героя (игла)

2. Здесь находится предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького серенького зверька. Они успокоились лишь тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества и цвета (яйцо)

3. Здесь находится вещь, которую один сказочный герой «словно галку проглотил» (мочалку)

4. Предмет, который был обменян на четыре сольдо. Чтобы попасть на представление кукольного театра (азбука)

8. «Сказочные средства передвижения»

Командам предлагается за две минуты написать все известные сказочные средства передвижения. Побеждает та команда, которая назовет большее количество средств передвижения.

9. «Теремок»

В чистом поле где нет дорог

Стоит не низок, не высок

Всех приглашает за порог

Этот домик (теремок)

На расстоянии лежат два обруча, внутри стоит кегля.

Начинает эстафету первый участник. Добегая до обруча, берет обруч возвращается за следующим участником, двое участников бегут до ориентира, возвращаются за третьим и т.д

10. Конкурс капитанов

Капитан должен отгадать предмет, которому дано три объяснения. С первого раза - 5 баллов, со второго раза - 3 балла, с третьего раза - 1 балл.

Для первой команды:

§ Приходятся в самый раз представителям мужского пола, особенно тем, у кого имя начинается на «С».

§ Согласно русской народной пословице, в зависимости от размера могут согревать ноги.

§ Могут быть скороходами (сапоги)

Для второй команды

§ Оказалось не под силу взрослым, умудренным жизненным опытом людям.

§ Играет немаловажную роль в судьбе Кощея Бессмертного.

§ Является одним из символов православного праздника (яйцо).

Подводятся итоги конкурса. Родители получают сувениры, сделанные детьми.

Викторина по сказкам для детей дошкольного возраста «Сказка - ложь, да в ней намек...»

Цель : развивать активное мышление детей; вызвать интерес к фольклорным произведениям.

Ход викторины

I. Викторина (по русским народным сказкам).

. «Тянут-потянут, вытянуть не могут».

Из какой это сказки? (Из сказки «Репка».)

Назовите персонажей сказки. (Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)

Какими словами заканчивается сказка? (Тянут-потянут - вытащили репку.)

. «Коза уйдет, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать».

Из какой сказки взяты эти слова? (Из русской народной сказки «Козлятки и волк».)

Перечислите персонажей сказки. (Коза, козлята, волк.)

Как пела коза, когда возвращалась к козлятам домой?

(Козлятушки, детятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мама пришла,

Молочка принесла.

Я коза, во бору была,

Ела травку шелковую,

Пила воду студеную.

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

И с копытечка во сыру землю.)

Почему козлята не пустили волка в избушку?

Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отомкнитеся!

Ваша мама пришла,

Молочка принесла...

Полны копытца водицы!)

Как похвалила коза козляток? (Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то бы он вас съел.)

Назовите заглавие сказки по этим словам: «Вошла мышка в теремок и стала в нем жить». (Это русская народная сказка «Теремок».)

Назовите персонажей сказки. (Мышка-норушка, лягушка- квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.)

Почему теремок развалился? (Медведь сел на крышу теремка.) -

Как была исправлена ошибка? (Звери построили новый теремок.)

Из какой сказки слова: «Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби...»? (Из сказки «Колобок».)

Что случилось с колобком? (Надоело Колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки - на пол, да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.)

С кем встретился Колобок? (С зайцем, серым волком, медведем, лисой.)

Вспомните песенку Колобка, повторите ее.

(Песенка Колобка:

Я, Колобок, Колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.)

Как отвечал Колобок, встречая очередного зверя?

(Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

Это был ответ лисе. Колобок за хвастливость свою пострадал.)

Какая сказка начинается так: «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная»? (Русская народная сказка «Заюшкина избушка».)

Кого пустил заяц к себе с наступлением холодов? (Он пустил к себе лису.)

Как «отблагодарила» лиса зайца? (Лиса выгнала зайца

Кто хотел помочь зайцу, чтобы прогнать лису из избы? (Помощь предложили собака, волк, медведь, петух.)

Как лису гнал петух?

(Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!)

Какой конец сказки? (А заюшка с петухом стали жить да поживать.)

Из какой сказки эти слова: «Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко от подружек»? (Из сказки «Маша и медведь».)

К кому попала Машенька? Как об этом в сказке сказано? (А в той избушке жил большущий медведь. Только тогда его дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.)

Как решила Машенька попасть домой? (Напекла Машенька пирожков, достала большой-пребольшой короб и попросила медведя отнести гостинец дедушке с бабушкой.)

Как говорил медведь, когда уставал и хотел присесть? (Сяду на пенек, съем пирожок.)

Как говорила Машенька из короба?

(Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке!

Неси дедушке!)

II. Практическая работа.

Задание . Оденьте персонажей сказки «Маша и медведь».

Дети получают картонные шаблоны фигур персонажей сказки. К ним даны бумажные костюмы. Дети одевают героев сказки. Костюмы могут быть примерно такими:

Дед - красная рубаха в белый крупный горошек, синие штаны с черными вертикальными полосами, белые онучи, лапти, пояс, сплетенный из ткани.

Баба - длинная юбка, очень широкая, синего цвета, белая кофта с широкими пышными рукавами, которые расшиты красным узором, передник (на лямках) красного цвета, расшит узором, платочек коричневого цвета (с розовыми цветами), на ногах белые онучи и лапти.

Маша - белая кофта, красный сарафан, желтый с узорами платок, онучи, лапти.

Медведь - длинная рубаха желтого цвета в красный горошек, синие штаны, лапти.

Кто быстрее оденет персонажей, тот и победитель (получает приз).

Викторина по сказкам. «Наши любимые сказки»

Цель:
- Закрепить и расширить знания детей о сказках;
- развивать индивидуальные литературные предпочтения;
- пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;
- воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие;
- способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;
- вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера

Интеграция :
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, музыка, физическая культура.
Предварительная работа :чтение, рассказывание сказок, беседы по сказкам, тематическая выставка «В мире сказок», театрализованная деятельность игры с настольным театром.
Организационный момент : дети делятся на 2 команды, придумывают название команд.
Материал: аудио записи, слайды сказочных героев, сказочных предметов и иллюстраций к сказкам.
Ход викторины:
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу.
Здравствуйте ребята! Скажите ребята, а вы любите сказки? Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Наши любимые сказки». Давайте поприветствуем, друг друга, команду – «Сказочники» и команду – «Волшебники».Ребята давайте поприветствуем наше жюри. Жюри будет оценивать каждый ваш правильный ответ одним балом, а в конце нашей викторины подведут итог.
И так начнем нашу викторину с разминки. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, а вы должны быстро отвечать. Готовы? Начинаем!
1 конкурс «Разминка»
1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
2. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка,мышка)
3. Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое)
4. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
5. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
6. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
7. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)
8. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
10. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
11. Кто сделал Буратино? (Папа Карло)
12. Кто помогал девочке с братом скрыться от гусей? (молочная река - кисельные берега, яблоня, печка)
13. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна лягушка)
14. Какая избушка была у лисы? (ледяная)
2 конкурс «Узнай сказку по описанию»
Молодцы вижу что хорошо подготовились. Следующий конкурс «Узнай сказку по описанию» сначала внимательно послушайте, а потом отвечайте.
1. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
«Гуси-лебеди»

2.На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»

3.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»

4.Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
«По щучьему велению»

5.Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»

6.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

7.А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
«Маша и медведь»

8. Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
«Колобок»

9. Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
«Теремок»

10. Красна девица, грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
«Снегурочка»
3 конкурс «Угадай героя сказки».
Ребята, а сейчас все внимание на экран. Вам нужно отгадать героя сказки, и из какой он сказки к нам пришел. (На экране телевизора показываются слайды) Ребята отгадайте про кого загадка

В темном лесу есть избушка, стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка – А зовут ее (Яга).
Молодцы, а давайте маленько отдохнем.
Физ минутка «Баба Яга». (включается аудио запись)
4 конкурс «Исправь ошибку»
«Петушок Ряба», «Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят», «Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой», «Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка», «Катя и братец Иванушка»
«Иван-царевич и зеленый волк», «Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью», «Пузырь, соломинка и ботинок».
5 конкурс «Угадай сказку»
Все внимание на экран. Вам нужно угадать и назвать название сказки. (На экране показываются иллюстрации к сказкам).
6 конкурс «Назови волшебный предмет»
Ребята посмотрите на экран телевизора назовите сказочный предмет и в чем его сила.
На экране появляются предметы:
Рукавичка, ковер – самолет, сапоги - скороходы, зеркало, метла, волшебная палочка, клубок, хрустальная туфелька, золотой ключик, золотое яичко, рыба кит, карета из тыквы.
Молодцы, все назвали и ответили.
Ребята вот и подошла наша викторина к концу. А сейчас наше уважаемое жюри подведет и объявит результат.
Объявляется результат, и вручаются небольшие подарки детям.
Ребята мы со сказками не прощаемся, а говорим им до свидания и до новых встреч.

Алефтина Сабирьянова
Литературная викторина в старшей группе

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Литературная викторина »

Составитель : Сабирьянова А. А.

Задачи :

1. С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений .

2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи, небылицы, заклички) .

3. Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе .

Оборудование : книги, два рюкзака, шляпа, игрушка крокодил, цветные камушки, косточка от сливы, игрушки животных (бык, баран, свинья, кот, петух, заготовка для книжки - малышки.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на рюкзачок. Ребята, посмотрите, что это? Это, «волшебный» рюкзачок. Как вы думаете, что в нем? Узнаем мы об этом, если отгадаем загадку : «Языка нет, а рассказывает» . Что это? (Ответы детей) . Посмотрите, ребята, какие красивые книги у нас. Какие они яркие, аккуратные. Ой, в этом рюкзачке есть ещё и фишки, а предназначены они для самых быстрых, внимательных ребят. Вы хотите, поиграть? (Ответы детей) . Игра называется «Литературная викторина » . Нам нужно две команды. Ребята, которые сидят слева от меня, будут одной командой, а ребята, которые сидят справа от меня, будут второй командой. Каждая команда придумает себе название. А называться команда может именем героя русской народной сказки или сказочным, волшебным предметом. За правильные ответы вы будете получать по одной фишке. Если кто-то из команды будет выкрикивать с места, то у этой команды будут вычитаться фишки. Вы будете поднимать руки, а я буду вас спрашивать по очереди.

Ребята, зачем нам нужны книги? (Ответы детей) . Откуда они к нам пришли? Чей труд вложен в подготовку каждой книги? (Ответы детей) .

Я вижу, вы многое знаете о книгах, а сейчас с вами поиграем, незабываем о правилах игры, не выкрикивать с места, а поднимать руку.

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей) . Какие сказки вам знакомы? Почему сказки называются народными? (Потому, что их сочинил народ) . А если их сочинил сказочник, автор, то, как они называются? (авторскими) . В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) . Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п. Ребята, что нужно чтобы создать книгу? (Ответы детей) .

1. Сейчас предлагаю поиграть в игру «Отгадай сказку» .

1. Послушав лисьего совета,

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост бедняга потерял. (Лиса и волк.)

2. Ведра в дом идут с водой,

Едет печь сама собой…

Что за чудо, в самом деле?

Это сказка о … Емеле.

3. Шестерых её детей

Волк обидел - съел, злодей!

Лишь седьмой в живых остался,

Волку в зубы не попался.

(«Волк и семеро козлят» )

4. Отвечайте на вопрос :

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк,

И хотел съесть пирожок? («Маша и медведь» )

5. Бабушка в лесу живёт,

Травы - зелье собирает,

Пол в избе метлой метёт.

В ступе по небу летает,

Из кости её нога.

Эту бабу звать. Яга.

6. На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

(Буратино)

7. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила :

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки "Репка")

8. Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

9. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит Добрый.

(Айболит) .

2. Вы очень сообразительные, вспомнили названия сказок, а вот узнаете ли вы героев сказки? Хотите попробовать? (Ответы детей) . Слушайте внимательно.

1.«Не садись на пенек, не ешь пирожок»

(Маша из сказки «Маша и медведь» )

2.«Печка, матушка, спрячь нас!»

(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди» )

3.«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?

Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

(Петушок из сказки «Колосок» )

4.«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

3. Сейчас предлагаю встать и поиграть в игру «Назови и покажи» .

1. Змей Горыныч злой, а Машенька (добрая) .

2. Заяц трусливый, а лиса (хитрая) .

3. Бык и медведь трусливые, а петух (смелый) .

4. Теремок маленький, а медведь (большой) .

Молодцы, присаживайтесь.

4. А теперь самое интересное задание : я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок.

1. Царь, три сына, стрела, болото. («Царевна-лягушка» )

2. Отец, мачеха, три дочери, фея, туфелька. («Золушка» )

3. Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка. («Дюймовочка» )

4. Злая мать, дочь и падчерица, дед Мороз. («Морозко» ).

Физкультурная минутка «Сказка»

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу» ).

Присаживайтесь.

5. Назовите второе имя сказочных героев :

Сестрица-

Василиса-

Ой, рюкзачок мне что-то шепчет. Ребята, он мне говорит, что у него потерялся братишка, который очень похож на него. Попробуем ему помочь? А на поиски пойдут те ребята, у которых имена начинаются на звук «а» . Я прошу их встать. У меня для вас есть подсказка, рюкзак находится в группе , в прямоугольном, красном предмете. Вы хотите посмотреть, что находится в этом рюкзаке? (Ответы детей) . Здесь находятся предметы, которые пришли к нам из разных рассказов и сказок. Я вам сейчас их покажу, и мы попробуем узнать, откуда они к нам пришли. (Жанр, автор) .

6. Цветные камушки.

Крокодил.

Бык, баран, свинья, кот, петух.

Туфелька.

7. Ребята, сколько героев в сказке «Зимовье» ? Сколько в сказке «Теремок» ? Где больше героев, где меньше? Кто самый маленький в сказке «Теремок» ? Кто самый большой в сказке теремок? Кто такой медведь?

Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. А рассказы записывают в строчку. Вот так. А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

Кто пишет стихи? (Ответы детей) . Я вам предлагаю стать юными поэтами. В стихах созвучны последние слова, мы с вами попробуем подобрать рифму : зайчатки, лисичка, репка, кошка, пирожок….

Молодцы, вы настоящие поэты.

8. Сейчас послушайте : «Рыжая кошка летала по небу. Она махала крыльями и красиво чирикала» . Что я вам прочитала? (Ответы детей) . Это небылицы. Чем отличаются небылицы от рассказов? (Ответы детей) . В небылицах происходит то, чего не может быть. Кто сможет вспомнить небылицу К. И. Чуковского? (Ответы детей-Путаница) .

9. Что-то стало пасмурно, солнышко спряталось. Что можно сделать, чтобы выглянуло солнце? (Ответы детей) . Рассказать закличку. Что мы с вами делали? Закликали. Какие вы ещё заклички знаете?

10. Вы сегодня меня порадовали, я вижу, что вам понравилось Литературная викторина . Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного и познавательного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к книгам бережно.

Сейчас я вам подарю маленькие заготовки для книг. И вы сами можете создать свою личную книжку-малышку. Одновременно побывать и юными художниками, поэтами. А затем подарить своим родным.

Публикации по теме:

Конспект театрализованного занятия по художественной литературе в средней группе по русской народной сказке «Теремок» КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК». Программное содержание: 1)Учить.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина по сказкам» Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: Литературная викторина по сказкам. Цель: С помощью различных приемов.

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в младшей группе «Сказка о глупом мышонке» Программное содержание: Познакомить детей с новой авторской сказкой, привлечь детей к новому ее исполнению. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во II младшей группе «Сказка о глупом мышонке» Программное содержание: Познакомить детей с новой авторской сказкой, привлечь детей к новому ее исполнению. Учить отвечать на вопросы.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Литературная викторина» ЗАДАЧИ: -продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. - с помощью различных приемов повторить известные сказки и рассказы,.

«Стихотворение В. Берестова «Котёнок». Конспект занятия в младшей группе по художественной литературе Тема: Стихотворение В. Берестова «Котёнок». Цель: Познакомить с содержанием стихотворения В. Берестова «Котенок». Задачи: 1. Развивать способность.

Тема: «В мире сказок и приключений» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Цель: формирование устойчивого интереса к литературе как.

Педагогическая викторина «Приобщение детей к художественной литературе ведут знатоки» Цель: Создание условий для формирования готовности начинающих педагогов к деятельности по речевому развитию детей (образовательная область.

Конспект занятия по художественной литературе «Путешествие в страну сказок» Совместно-образовательная деятельность с детьми средней группы. Тема: «Русская литература» ГБДОУ детский сад №42 Кировского района.

Библиотека изображений: