Литература второй половины 19 века какая она. Литература в России во второй половине XIX века

Урок № 14

Тема: «Обзор русской литературы 2 половины ХIХ века»

Цели:

Обзор целой литературной и исторической эпохи;

Показать основные направления развития литературы в данный период;

Оценить вклад литературных деятелей эпохи в развитие России;

Учить собирать и систематизировать информацию;

Подбирать материал для сообщений.

Оборудование: презентация по теме, выставка литературы.

Ход урока.

Лекция учителя.

1.Общественно-политическая и культурно-историческая ситуация в России второй половины ХIХ века.

Слайд1.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями истории и культурного развития России во 2 половине Х I Х века. Хочу обратить ваше внимание на эпиграф (слайд 2)– слова Н.Г.Чернышевского, который сказал о роли литературы в этот исторический период так:

« Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведование других направлений умственной деятельности…»

Индивидуальное задание Историческая справка. 1850-егоды.

Особое место в политике России этого периода занимал восточный вопрос.

В 1853 г. Началась война между Россией и Турцией. (слайд 3) Феодально –крепостническая, технически отсталая, с армией, сформированной на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, Россия оказалась не в силах противостоять врагам.

Основные военные действия развернулись непосредственно на ее территории, в Крыму. В октябре 1854 г.ода союзники осадили Севастополь.

Вступление на престол Александра II. (слайд 4)

Новый государь оказался во главе страны, уставшей от кровопролитной войны. В дни его коронации многим была дарована свобода, в том числе и декабристам. Произошло пробуждение общественной мысли. В философии и литературе начались напряженные искания социального идеала, остро встала проблема сплочения нации, ее духовного единства. Особенно активно проявились эти поиски в наиболее влиятельных идейных течениях в русской общественной мысли - славянофильстве и западничестве.

(любящие славян и любящие западные идеи)

Индивидуальное задание. Исторические события 1860-1870-х гг.

1861 – отмена крепостного права. Огромное историческое значение. Было отменено рабство, появились возможности дл я развития рыночных отношений в деревне. Россия стала практически на капиталистический путь развития. (слайд 5)

Рубеж 1860-1970-х годов - возникновение революционного народничества.

(слайд 6)

Слово учителя. Общественная борьба в России отражалась на страницах многочисленных журналов. Журнальная полемика стала яркой страницей историко-литературного процесса в России.

Огромной популярностью пользовалась лондонская газета «Колокол»(1857-1867), которую Герцен А.И. издавал вместе с Огаревым Н.П. Газета критиковала реакционные устремления высших чиновников, правительство и весь государственный строй царской России. Многим «Колокол» помог критически взглянуть на реформы Александра II, расстановку общественно-политических сил в стране. (Уроки русской литературы, Автор – Бикулова И.А., Брянск, 2003) (слайд 7)

Журнал «Современник» (слайд 8)

Талантливый публицист Д.И.Писарев и журнал «Русское слово» (слайд 9)

С «Современником» и «русским словом» полемизировали многие. Известные критики А.Дружинин, В.Боткин, П.Анненков считали, что художественная полноценность произведений не связана с требованиями общественной ситуации. Поэтому они были сторонниками только «чистого искусства». Критики спорили с Чернышевским, Добролюбовым и Писаревым и оценивали не идейную направленность, а художественные особенности произведений. Главными были для них степень талантливости автора и «вечные ценности» - Бог, любовь, красота, милосердие.

Нелегко было читателям разобраться в журнальной полемике и в противоречивых оценках одного и того же произведения.

2.Особенности развития литературы и искусства во второй половине ХIХ века.

В это время именно критический реализм дал блестящие творческие результаты. Реалистические традиции культуры утвердили понятие «золотой век» в русском искусстве и литературе. Галерея художественных образов в творчестве Достоевского и Толстого, Некрасова и Тургенева, в музыке Чайковского м Мусоргского, в полотнах Репина и Перова, Крамского и Сурикова, в Малом театре времен Щепкина и Островского явилось своего рода зеркалом, отразившим своего рода зеркалом, отразившим российскую действительность.

Литература, живопись, музыка, театр «золотого века» целенаправленно утверждали эстетику общественной жизни, порождавшую мир «униженных и оскорбленных» и мир «лишних людей», «типические образы в типических обстоятельствах».Но русское искусство не только отражало окружающий мир, но преображало его. Русское искусство было тесно связано с духовными исканиями в общественной жизни.

(слайд 10)

Золотым веком русской литературы по праву называют 19-тый век. Отечественная литература стремительно прошла серьезный путь, она, озаренная гением А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, блеском таланта целого созвездия крупнейших писателей, выдвинулась в число величайших литератур мира и оказала заметное влияние на художественную культуру всего человечества. Она стала средоточием духовной жизни общества, его совестью, всегда выделялась накалом философских исканий.

Грандиозную панораму жизни России второй половины 19-го века создали выдающиеся произведения: «Обломов» И.А.Гончарова, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, романы И.С.Тургенева,»Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Былое и думы»,А.Н.Герцена, «История одного города» Салтыкова-Щедрина М.Е., «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова,»Война и мир» Л.Н.толстого, рассказы А.П.Чехова, лирика Тютчева Ф.И., Толстого А.К., Фета А.А.

Основным направлением отечественной литературы стал реализм (слайд 11)

Самым актуальным жанром стал роман(слайд 12)

Определение романа.

Широкое распространение получили широкие разновидности жанра: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический. Роман широко охватывал социальные условия бытия человека, глубоко проникал во внутренний мир персонажа. Именно романы приобрели огромный резонанс не только в России, но и за рубежом. Произведения Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М., Тургенева И.С. почти сразу же переводились на иностранные языки и пользовались большим успехом.

Русская литература второй половины ХIХ века совершила восхождение на высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства.(слайд 13)

Сообщения уч-ся:

«Значение творчества П.И.Чайковского в русской культуре»

«Могучая кучка» - творческое содружество русских композиторов»

«Значение Малого театра в России»

«Значение «Товарищества передвижных художественных выставок в России»

Литература: « Уроки русской литературы. Вторая половина ХIХ века.», Брянск «Курсив», 2003

Индивидуальные задание: сообщения по биографии А.Н.Островского.



Дружинкина Н. Г.

Литература в России во второй половине XIX века.

Введение.
«Вторая половина XIX в. – время большого подъема русской культуры. Он тесно связан со сдвигами в экономической и политической жизни страны. Крушение крепостного права и проведение крестьянской реформы 1861г. свидетельствовали о том, что Россия сделала шаг по пути превращения из феодально-крепостнической монархии в монархию буржуазную…. Изменяется общий экономический облик страны….Сложные процессы, происходившие в социально-экономическом развитии России второй половины XIX в., обусловили особенности общественно-политической жизни пореформенного периода…(1;325-326). Во второй половине XIX в. разночинцы вытесняют передовых дворян в революционном движении. На пореформенные годы приходится разночинский период русского революционного движения, на смену которому в середине 90-х годов пришло массовое рабочее движение, возглавленное социал-демократией.

Во второй половине XIX в. решительно увеличивается удельный вес писателей, ученых, художников, музыкантов – выходцев из разночинской интеллигенции…». (1;328). Примером может служить деятельность Н.Г.Чернышевского (1828-1889) и Н.А.Добролюбова (1836-1861), чей вклад «в развитие литературы и искусства огромен. Н.Г.Чернышевский (в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», в «Очерках гоголевского периода русской литературы», в других работах) тесно связывал проблемы эстетики с задачами преобразования действительности…. Чернышевский выдвинул в своей диссертации тезис: «Прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям». Значение искусства Чернышевский видел в воспроизведении «интересных для человека явлений действительной жизни». Кроме воспроизведения жизни, он придавал искусству и другое значение – ее объяснения. Еще одно значение искусства – «приговор над изображаемыми явлениями». (1;374). Эстетическую программу Н.Г. Чернышевского разделял и Н.А.Добролюбов, понимавший литературу как «выражение общества».

Жизнь эпохи 60-х годов взывала к поиску новых форм художественного изображения, диалектически совмещающих в себе утонченный анализ с динамичным, постоянно «перенастраивающимся» синтезом. В литературу входит новый герой – изменчивый и текучий, но сохраняющий при всех переменах верность самому себе, глубинным основам своего «я», своей неповторимой индивидуальности. Это герой, стремящийся снять роковое противоречие между словом и делом. Активный и целеустремленный, он пересоздает себя и окружающий мир в процессе творческого взаимодействия с окружающей средой. Новый герой является перед читателями в самых разных обличиях, в живом многообразии человеческих характеров, связанных с особенностями художественной индивидуальности писателя, с его общественными убеждениями. «Новый человек» Толстого, например, в чем-то полемичен по отношению к «новым людям» Чернышевского, а герои Чернышевского полемичны по отношению к тургеневскому Базарову. В их противостоянии друг другу заявляет о себе общественная Борьба, определяется основной ее водораздел между идеалами революционной демократии, с одной стороны, и разными формами либерально-демократической и либерально-аристократической идеологии, с другой. Но вместе с тем все герои Толстого и Достоевского, Тургенева и Гончарова, Некрасова и Чернышевского, Писемского и Помяловского остаются детьми своего времени, и время это накладывает на них свою неизгладимую печать, роднит их между собою» (2;12-13).


  • Расцвет реалистического романа (И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой).
  • «Середина и вторая половина XIX в. явились эпохой расцвета критического реализма в литературе, связанного с своих истоках непосредственно с гоголевской школой, продолжавшего также реалистические традиции Пушкина. Проникновенное о правдивое отражение действительности в ее важнейших типических чертах, смелая критика отрицательных явлений, страстная дума о судьбах родины, глубокое внимание к человеку, к его внутренней жизни в связи с условиями его личного и общественного существования характеризовали литературу критического реализма, в которой обличение существующего зла шло об руку с поисками и утверждением положительных нравственных и общественных идеалов. Развитию и углублению художественного метода критического реализма способствовали те сдвиги в литературно-общественной жизни, которые совершились в период падения крепостного права. Тогда все шире становился новый круг читателей, принадлежавших к демократической среде» (1;373-374).

    «характерная для русской литературы связь с общественными интересами, с развитием освободительного движения в творчестве И.С.Тургенева нашла богатое и сильное преломление. Зрелость Тургенева-писателя совпадает с порой расцвета русского классического реалистического романа – особенно емкого литературного жанра, в рамках которого оказалось возможным создать широкую картину современной жизни, отразить движение общественных идей, смену последовательных фазисов общественного развития. Тургенев заявил себя великим мастером социально-психологического, «социально-идеологического» (С.М.Петров) романа и близкой к роману большой повести, где неповторимо прекрасными художественными средствами он воплотил судьбы русской дворянской и разночинской интеллигенции 40-70-х годов. У Тургенева были размолвки с передовой радикальной средой по поводу той или иной односторонности в обрисовке современного героя (в романах «Отцы и дети», «Дым», «Новь»). Но по своему общему смыслу его творчество, включая, бесспорно, и названные романы, было крупным двигателем общественного и умственного развития общества. Громадное общественно-воспитательное значение имели тургеневские образы русских женщин. В творчестве Тургенева блистательно выразилась и другая замечательная черта русской литературы и всего русского передового искусства – единство, слитность совершенной художественной формы с глубиной идейного и этического содержания. Необыкновенное мастерство построения, тонкость письма, поэтическая речь, жизненность и выпуклость характеристик в сочетании с лирическим одушевлением, теплотой чувства сделали Тургенева одним из любимейших авторов и в России, и за рубежом…. (1;378). Например в романе «Отцы и дети» «заявленное в заглавии романа противопоставление «отцов» и «детей» с особой остротой предстает в антагонизме Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Павел Петрович является наиболее «полноценным» противником Базарова как в сфере идеологической, так и в поведенческо-бытовой. (4;55)…. Изображая Павла Петровича Кирсанова и соотнося его образ с образом Базарова, Тургенев, обозначив сначала «равноценность» противников, выявляет затем сходство их судеб и внутреннего мира. Оно становится очевидным тогда, когда автор использует в повествовании романтические традиции, бережно следуя им или существенно трансформируя. Традиционные компоненты романтического образа (превосходство героя над окружающими, сознательное и последовательное его отчуждение от них, явная незаурядность и страстность натуры, необыкновенная любовь, влияющая на судьбу персонажа, неординарные действия и поступки, в частности, дуэль, трагический финал жизненного пути), обнаруживаются у обоих центральных героев романа. Указание на близость героев позволяет читателю осознать относительный, временный характер их идеологического противоречия, подчиненность их судеб высшей, вневременной истине. Стремление автора воплотить идею «вечного примирения и жизни бесконечной» (Гл.28. с.199) составляет философскую основу тургеневского романа» (4;63-64).

    «В отличие от жизни природной, живая жизнь человеческая, общественная, по Тургеневу, непременно вписывается в культуру, выражается в культурно-исторических формах, справедливо писала Н.Н.Халфина (3;4), - И если Толстой, противопоставляя цивилизованному человеку естественного, в историческом одеянии видел маскарад, в культурных формах – насилие над вечно неизменной человеческой природой, то Тургенев находил в этих формах следы завоеваний культуры, пути возможного усовершенствования общественно-исторической жизни…. Историческая типичность героев обязательна для поэтики Тургенева. В прошлом, в различных культурных эпохах мысль Тургенева искала художественного совершенства, одухотворенности, характерной неповторимости культурных форм. «Эстетически общительный», по определению А.В.Чичерина, Тургенев живет в атмосфере общекультурных интересов, свободно пребывает в разных эпохах духовной культуры человечества, берет свое добро везде, где его находит. Тургеневские герои погружены автором в контекст мировой литературы».

    «Сложен был творческий путь великого романиста, выступившего тоже в 40-х годах, Ф.М.Достоевского (1821-1881). Один из главных представителей гоголевской школы, многим обязанный Белинскому, участник утопическо-социалистических и демократических кружков петрашевцев, подвергшийся за это жестокой каре (смертный приговор, замененный ссылкой на каторгу), Достоевский затем пережил душевный перелом…. После недолгого переходного периода (конец 50-х и начало 60-х годов, когда созданы и напечатаны были так4ие произведения, как «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные») Достоевский усвоил более или менее прочно религиозно-монархические воззрения. Не только в чисто публицистических, но и в художественных произведениях, также проникнутых у него публицистическим духом, Достоевский выступал противником революционной демократии. Гуманистические мотивы, составлявшие ценнейшую основу его деятельности до каторги, тем не менее громко звучат и в последующем его творчестве…. Одаренный гениальной силой анализа и изобразительности, Достоевский в серии больших романов («Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы») и в ряде произведений более мелких форм с редкой силой показал страдания угнетенных, распад личности в эксплуататорском обществе под неумолимой властью денег. Он будил сочувствие к участи маленьких людей, к судьбе подавленных, нищих, обиженных» (1;380).

    «Достоевский – мастер психологического, социально-философского романа. В нем справедливо видят одного из величайших психологов мировой литературы. Притом его часто влекло к изображению больной, «уязвленной» души, психопатологических состояний; он любил погружаться в сферу «бессознательного, неясного и запутанного» (Горький). Ненавистник капитализма и буржуазии, одновременно вскрывавший разложение моральных устоев среди крепостнического дворянства, Достоевский мечтал о братстве людей, об этически чистой жизни. …призывал к «смирению» (1;380).

    «Достоевский пронзительно ощутил и выразил уникальное положение России и русского в мире. Главным свойством русского человека Достоевский считал способность всемирной отзывчивости. Как было провозглашено им в «Речи о Пушкине», стать «вполне русским» - это и значит стать «всечеловеком». Причем, таким образом происходит не утрата национального своеобразия, а его полное и всестороннее выявление» (5;52).
    «Громадная полоса русской жизни – от начала XIX до начала XIX в. – нашла отражение в творениях великого писателя земли русской Л.Н.Толстого (1828-1910). Его деятельность представляет собой вершину критического реализма, шаг вперед в художественном развитии человечества. К шедеврам мировой литературы принадлежат его романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», трилогия «Детство. Отрочество. Юность», «Севастопольские рассказы», «Смерть Ивана Ильича», драматические сочинения («власть тьмы» и др.). еще на первом этапе своей работы Лев Толстой провозгласил правду своим «героем», которого он любит всеми силами души и стареется воспроизвести во всей красоте («Севастополь в мае»)…. Толстой был великим сердцеведом, несравненным знатоком и изобразителем движений человеческой души, «диалектики души», по определению Чернышевского…. Стремление проникнуть в душевный мир простого человека, критическое отношение к жизни светского общества, характерные для Толстого с первых его шагов, приняли особенно яркое и последовательное выражение после пережитого им на рубеже 70-80-х годов духовного кризиса, повлекшего за собой полный переход Толстого на позиции патриархального крестьянства…он в произведениях последнего периода с неотразимой силой обличал помещичье государство, официальную церковь, комедию царского суда, милитаризм и войну, экономическое порабощение масс» (1;383).

    2.Демократическая поэзия, Н.А.Некрасов.
    «Ведущей фигурой демократической поэзии является Н.А.Некрасов (1821-1877)…. Стихи Некрасова, его поэмы «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога» в тоне глубокого понимания и сочувствия развертывали картину народной жизни, труда и страданий. Особенно потрясает она в неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо», писавшейся в 60-е и главным образом в 70-е годы. Здесь со всей остротой поэт поставил проблему «народного счастья», вопрос о причинах бедствий деревни. Некрасов не обольщался «благими» последствиями крестьянской реформы. Он видел, что в условиях пореформенной эпохи сохранились гнетущая власть барина и чиновника, роковое влияние безземелья, бесправия, духовного мрака. Безмерная любовь к народу соединялась у Некрасова с ненавистью к его врагам, с презрением к его ложным «друзьям», что, в частности, находило выражение в своеобразной некрасовской сатире. Некрасов много пел о «неисходном горе» народном – крестьянском прежде всего, а вместе с тем и о горестях городской бедноты, но никогда Некрасов не умилялся терпением к угнетению и насилию; напротив, его возмущала «покорность без конца». Некрасов верил в народ, в то, что он «вынесет все – широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Не раз Некрасов прославлял подвиг борьбы за народ, за свободу. Он воспел декабристов и их самоотверженных жен («Девушка», «Русские женщины»), создал поэтические образы славных деятелей русского освобождения – Белинского, Чернышевского, Добролюбова; в его творениях живо отразилась борьба революционно-народнического поколения 70-х годов… (1;390-391). Форма некрасовской поэзии находится в полной гармонии с ее демократическим и реалистическим содержанием….» (1;392).

    « Некрасов был признанным главой большой поэтической школы…. Родственной творчеству гениального поэта крестьянской демократии была поэзия Н.П.Огарева (1813 -1877). Она достигла полной зрелости в эмигрантский период жизни поэта-революционера и публициста, составляя неотъемлемую часть всей деятельности зарубежной вольной русской прессы. Очень близок с Некрасовым Н.А.Добролюбов в своих поэтических сочинениях. С конца 50-х годов смог вернуться к активной литературной деятельности один из поэтов-петрашевцев А.Н.Плещеев (1825-1893)…. Ряд общих с Некрасовым мотивов имела поэзия И.С.Никитина (1824-1861), особенно в последний, самый плодотворный период творчества поэта, приходящийся на вторую половину 50-х и рубеж 50-60-х годов. Положение и быт крестьян и городских низов правдиво и с проникновенным сочувствием изображены Никитиным.

    Одним из наиболее крупных и последовательных представителей революционно-демократической поэзии был М.Л.Михайлов (1829-1865). Михайлов, в пору осуществления крестьянской реформы принявший непосредственное участие в революционной борьбе, по делу о прокламации «К молодому поколению» (1861) был сослан на каторгу, где и погиб. Стихотворения Михайлова…проникнуты убеждением в необходимости и неизбежности революции и открытым призывом к ней. Михайлов был очень талантливым переводчиком. Он переводил поэтов Древней Греции, английских, французских, немецких…. (1;392-393). В качестве переводчика произведений Беранже приобрел свою первую известность В.С.Курочкин (1831-1875)…. Вскоре Курочкин возглавил группу демократических поэтов и беллетристов-сатириков, объединившихся вокруг редактируемого им еженедельника «Искра». Поэты «Искры» (В.С. и Н.С.Курочкины, Д.Д.Минаев, П.И.Вейнберг, Л.И.Пальмин, В.И.Богданов и др.) вписали оригинальную и красочную страницу в историю поэзии» (1;393).

    «С некрасовской школой связаны революционно-народнические поэты 70-х годов, призывавшие интеллигенцию к беззаветной борьбе за освобождение народа, обращавшиеся со своим словом и к самой народной массе. Особое место в этой поэзии занимала глубоко впечатляющая «тюремная» лирика. Среди создателей поэзии народничества находились героические деятели революционного подполья Н.А.Морозов, С.С.Синегуб, Ф.В.Волховский, Д.А.Клеменц, В.Н.Фигнер и др. с революционными стихами выступал один из главных народнических идеологов П.Л.Лавров. народовольческий этап в революционном движении выдвинул поэта П.Ф.Якубовича (1860-1911), даровитого и самобытного представителя политической лирики. (1;393). Своими сильными сторонами примыкал к некрасовской традиции популярнейший поэт 80-х годов С.Я.Надсон (1862-1887). В его творчестве сталкивались мотивы тоски и бодрых, смелых порывов, сомнений и веры в счастливое будущее…. Многие стихотворения поэтов-демократов стали боевыми революционными песнями (например, «Смело, друзья, не теряйте» М.Л.Михайлова, «Не плачьте над трупами павших борцов» Л.И.Пальмина, «Отречемся от старого мира» П.Л.Лаврова, «Замучен тяжелой неволей» Г.А.Мачтета)» (1;394). Стоит отметить, что рядом с некрасовской школой существовала и другая поэзия: А.А.Фета, А.Н.Майкова, Я.Н.Полонского, Ф.И.Тютчева, исходившая из концепции «искусства для искусства».

    Безусловно, под «школой Некрасова… - имеют в виду поэтов 50-70-х годов, идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта, даже организационно в сущности объединенных уже в силу того обстоятельства, что большинство из них группировалось вокруг немногочисленных демократических изданий: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры» (2;36).


  • Эпоха разброда и поиска новых идеалов (1880 -90-х гг.).
  • «В начале двух последних десятилетий века стоит знаменательное событие – Пушкинские торжества в июне 1880 года, посвященные открытию в Москве памятника поэту. В речах литераторов, выступавших на празднике, имя Пушкина звучало не только как символ былого величия русской культуры. В нем по-прежнему видели «наше все», как сказал о Пушкине Ап.Григорьев, символ цельности и неисчерпаемых сил национального духа. Апогеем праздника стала глубокая по нравственной и исторической идее речь Достоевского, говорившего о необходимости обратиться к народной правде, о великой судьбе, ожидающей Россию, о «всемирной отзывчивости» русского человека. Энтузиазм, охвативший всех в эти дни, казалось, свидетельствовал, что есть общая во всей русской литературе мысль, есть общее направление.

    Однако ощущение единства, общего дела не было ни широким, ни прочным. Вскоре, уже вслед голосу Достоевского, раздались резко диссонирующие голоса не только либерального профессора А.Д.Градовского, но и С.С.Тургенева, и даже Г.Успенского. еще в пору праздника в стороне оказались Гончаров и Салтыков-Щедрин, а Л.Н.Толстой решительно отказался в нем участвовать, поскольку с его точки зрения, «народу решительно все равно, существовал ли Пушкин или нет». Все это было в высшей степени характерно для эпохи.

    Еще недавно столь сильно владевшее умами народничество теперь, перед лицом катастрофического «расстройства народных порядков» (Г.Успенский), переживало кризис и шло к распаду. Одни из его деятелей, как И.И.Калиц, видели выход в том, чтобы отказаться от больших задач и исполнять свой долг, служа ближайшим потребностям народной массы. Другие, как А.И.Эртель, в итоге душевной драмы порывали с «народническими грезами», ища иных путей.

    Прежняя вера в «почву», в надежное основание для убеждений, творчества, практической деятельности была подорвана в сознании значительной части интеллигенции и уступала место разочарованию, общественному индифферентизму.

    В низовой литературе, особенно расплодившейся с 80-х годов, воцарилось ничем не сдерживаемое разложение: пестрота позиций, беспринципность и эклектизм, падение художественного вкуса. В высокообразованную часть общества, в большую литературу проникают пессимистические настроения, о чем свидетельствует творчество Салтыкова-Щедрина, Гаршина, а также Случевского, Фофанова и других поэтов «больного поколения».

    Мироощущение личности сужалось до индивидуализма, и в этих рамках и в общей атмосфере эпохи даже искреннее и бескорыстное стремление к общественному благу принимало ограниченный и в сущности регрессивный характер. Это нашло выражение в типичнейшей черте той поры – теории и практике «малых дел».

    Социальные и нравственные проблемы ставились в плане «личной совести», оказывающейся вне связи с «совестью общей». Последняя же, не без влияния позитивистской морали, представлялась беспочвенной абстракцией…. С нарастающей тревогой говорила литература и публицистика о катастрофическом понижении духовного уровня во всех слоях общества, в том числе и в интеллигентной среде, - при внешнем возрастании уровня образовательного.

    Замечательно, что перед лицом этой опасности, большей, чем самые свирепые репрессии правительства, русские писатели взывают к самосознанию человека, к разуму и нравственному чувству личности, продолжая верить в них и потому на самое личность, а не только на среду возлагая ответственность за личную и общественную мораль, за характер общественных отношений….. стремление утвердить духовные ценности, стоящие выше безыдеальной современности, выше потребностей буржуазного общества и запросов интеллигентного обывателя, сопрягалось во многих случаях с пристальным интересом к религиозно-философской проблематике. Она разрабатывалась философом-идеалистом В.Соловьевым, близко стоявшим к Достоевскому в последние годы его жизни, участниками выходящего с 1889 года журнала «Вопросы философии и психологии», некоторыми литераторами, такими, кА А.Волынский (возглавлявший журнал «Северный вестник»), Н.Минский, один из провозвестников символизма в русской литературе» (2;383-384).

    Действительно, «К началу 80-х годов относится новый поворот в общественной жизни…. Получили распространение настроение упадка, неверия в эффективность политической борьбы; некоторые органы печати пропагандировали «теорию малых дел», примирение с действительностью…. Наблюдалось оживление тенденций …чистого искусства, появились зачатки развернувшихся впоследствии модернистских течений (1;396).

    Но своих позиций отнюдь не сдавала демократическая литература, не останавливалось творчество писателей-реалистов и поборников идейной, реалистической литературы в критике. Щедрин жил и работал до конца 80-х годов; в обстановке той эпохи его голос звучал с исключительной силой. Много писал в это время Глеб Успенский. Продолжалась деятельность Толстого; тогда родилось толстовство с его непротивлением…. Весьма важным наряду со всем этим было появление плеяды новых, молодых писателей демократического направления (6).

    Одним из них был В.М.Гаршин (1855-1888), замечательный мастер социально-психологической новеллы…. «Живое трепетание чуткой совести и мысли», делавшее, по свидетельству Короленко, рассказы Гаршина «такими близкими его поколению», в сочетании с истинной художественностью обеспечили наследию Гаршина долгую жизнь» ((1;397).

    Сам В.Г.Короленко (1853-1921) в своем творчестве «соединявший проникновенный реализм с чертами прогрессивного романтизма, непоколебимо верил в народ, в человека, в счастливое будущее…. На протяжении 80-х и начала 90-х годов появились десятки талантливых рассказов и очерков и большие повести С.Каронина (Н.Е.Петропавловский, 1853-1892), посвятившего свое творчество крестьянской теме и судьбам современной интеллигенции…. К 80-90-м годам относятся художественные произведения одного из крупнейших представителей революционно-народнического движения С.М.Кравчинского (псевдоним: Степняк, 1851-1895). Наиболее известное из его чисто беллетристических сочинений – роман «Андрей Кожухов» - было написано и издано за рубежом в конце 80-х годов на английском языке (под заглавием «Путь нигилиста»; полный русский перевод появился вскоре после смерти автора)…. Произведение Кравчинского «Подпольная Россия» являлось своеобразным переплетением историко-публицистического и мемуарного жанров. Большое место в книге отведено «Революционным профилям» - любовно написанным образам ряда семидесятников (Перовской, Засулич, Кропоткина, Клеменца, Валериана Осинского и др.)… (1;397-398). Свою ноту в литературу 80-90-х годов внес Д.Н.Мамин-Сибиряк (1852-1912), реалистический талант которого отдан был изображению быта и людей Урала, важной теме развития российского капитализма. В серии романов («Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Три конца», «Золото» и др.), в очерках и рассказах Мамин-Сибиряк в ярких, типических образах изображал капиталистических хозяев жизни, с одной стороны, и массу трудового народа – с другой…. Четверть века продолжалась начавшаяся в 80-х годах деятельность гениального беллетриста и драматурга А.П.Чехова (1860-1904)…. (1;398)…. 90-е годы стали временем оформления русского декаденства, но они же ознаменованы новыми плодотворными явлениями в развитии литературы критического реализма. Конец века принес литературе новые видные имена писателей-реалистов, творчество которых продолжалось, а в большинстве случаев и достигло наибольшего расцвета в XX столетии (Серафимович, Гарин-Михайловский, Бунин, Куприн, Вересаев, Горький)». (1;399).

    Заключение.
    «Русская литература второй половины XIX в. – от Тургенева, Некрасова, Льва Толстого до Чехова и раннего Горького – прошла замечательный путь, накопила гигантские ценности. Радуя читателей художественным совершенством, она отличалась гармонией яркой формы и богатого содержания, глубокой идейностью и высоком моральным чувством. Приводя слова Льва Толстого – «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», один из… критиков метко указывал, что в них выражена «морально-художественная программа» русской литературы. Передовая литература была связана с освободительным движением, во многом сама способствовала росту этого движения. Наряду с народностью, патриотической думой о судьбах родины, всепроникающий реализм был коренной и определяющей чертой литературы. Ей свойственно до предела правдивое, честное и смелое воспроизведение существенных сторон действительности, глубокое постижение душевных движений личности, искренняя боль об «униженных и оскорбленных»; она страстно обличала общественное зло и билась над вопросом о путях его преодоления». (1;400-401).

    «восьмидесятые годы подводят итог развитию русского классического реализма. Он сформировался и достиг расцвета в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Гончарова, Островского, Лескова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого…. Русский классический реализм – это реализм исторический. К 80-м годам такой реализм оказывался для литературы великим, но пройденным этапом» (2;385).

    (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  • Центральное место отводится символу*
  • Преобладает стремление к высшему идеалу
  • Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  • Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  • Изысканность и музыкальность стиха
  • Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
  • Ориентация на классическую поэзию XIX века
  • Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
  • Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
  • В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
  • регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
  • Бунтарство, анархичность мировоззрения
  • Отрицание культурных традиций
  • Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
  • Активное словотворчество
  • Имажинизм От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • 19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма. Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохи.

    В 40-е годы возникает «натуральная школа» - которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Новое направление освещает темы, которые широко не освещались до этого. Объектом исследования для «натурщиков» стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.

    Со второй половине 19 века реализм получает название критического. В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше. Общество делится на славянофилов и западников. Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными.

    Русский реализм во второй половине 19 века имеет существенные отличия от западноевропейского. Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке. Наибольшей популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины 19 века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

    Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В своих произведениях он поднимает важные вопросы того времени («отцы и дети», «накануне» и др.)

    Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?»

    В произведениях И. А. Гончарова показаны нравы чиновников и помещиков.

    Еще одним крупнейшим деятелем, творчество которого повлияло на умы и сознание людей того времени, был Ф. М. Достоевский, внесший неоценимый вклад в развитие мировой литературы. В своих сочинениях писатель раскрывает многогранность человеческой души, поступки его героев способны поставить читателя в тупик, заставляют проявить симпатию к «униженным и оскорбленным».

    Салтыков- Щедрин в своих произведениях выводит на чистую воду чиновников и казнокрадов, взяточников и лицемеров, которые обворовывают народ.

    Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры.

    Переживание А. П. Чехова за судьбу российского общества нашли отображение в его творениях, подарив писателя, чей талант заставляет восхищаться и по сей день.

    Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Настроения общества того времени находит отображение и в живописи, внедряя в сознание людей мысль о равноправии и благе для всего общества.

    • Гора Эльбрус - сообщение доклад (2, 4, 8 класс)

      Гора Эльбрус находится на Кавказе, в прошлом он был действующим вулканом, сейчас числится как один из самых больших потухших вулканов. Последнее извержение вулкана зафиксировано около 2000 лет тому назад.

    • Сообщение о Берлине на русском языке (доклад)

      Одним из крупных культурных и экономических центров Евросоюза есть Берлин. По численности населения его превышает только Лондон.

    • Река Енисей - доклад сообщение

      В России много крупных полноводных рек, но среди них выделяется своей мощью, самобытностью – река Енисей. Река, делящая Сибирь на Восточную и Западную, тесно связана с культурой и развитием народа, проживающего на ее берегах.

    • Кто такой ихтиолог и что изучает? (это профессия изучает...)

      Ихтиолог – это ученый – зоолог, исследователь мира рыб. Ихтиологи занимаются изучением рыб, живущих не только в естественных условиях, но и промысловые виды рыб. Во время изучения каждого вида ученый должен выяснить строение, жизнедеятельность

    • Железная дорога - доклад сообщение

      Первая железная дорога в России была проложена от Санкт-Петербурга до Павловска. Ее величественное открытие произошло в ноябре 1837 года.

    Во второй половине девятнадцатого века, русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после которого возврат в недалёкое прошлое кажется невозможным. В первую очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия категорий и сословий. Начинается процесс формирования «нового человека», его общественного и нравственного самосознания. Не удивительно, что подобные стремления сделали именно реализм, основным направлением в русской литературе к середине 19 столетия, посредством которого развиваются принципы изображения действительности. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из основных в художественной литературе. Традиции реализма заложенные Лермонтовым, Пушкиным , Гоголем, закрепляются, их произведения во многом становятся эталоном для новых авторов. Изрядное значение и вес приобретают критические отзывы на произведения. Заслугой этому в немалой степени послужила деятельность Чернышевского, в том числе и его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности". Нельзя не вспомнить, что именно в это время произошло знаменательное событие: в российской империи отменили крепостное право, что конечно нашло отражение и в художественной литературе. Желание дальнейших преобразований на этой почве привели к полемике и появлению двух лагерей: либералов и демократов. Первые предлагали политические и экономические реформы постепенного изменения общественных отношений, вторые настаивали на немедленных, радикальных преобразованиях, как правило, через революционные процессы. К демократическому лагерю принадлежали в числе прочих Добролюбов, Герцен, Некрасов , Чернышевский, а либеральных взглядов придерживались Достоевский, Тургенев, Дружинин, Лесков. Как правило обмен взглядами и идеями осуществлялся через полемику на страницах литературных журналов. Также в литературе идут споры между сторонниками «чистого искусства» и приверженцами «гоголевского» направления, позже – между «почвенниками» и «западниками». Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи «реальной критики», поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски писателей – реалистов приводят к новым художественным открытиям, обогащению жанра романа, усилению психологизма. Во второй половине 19-го века появляется целая плеяда талантливых русских писателей: Ф.М. Достоевский(Бедные люди, Преступление и наказание), И.С. Тургенев(Отцы и дети, Записки охотника), И.А. Гончаров(Обыкновенная история, Обломов, Обрыв), А.Н. Островский (Гроза, Не всё коту масленица, Бесприданница, Свои люди - сочтёмся), Н.А. Некрасов(Княгиня Волконская, Кому на Руси жить хорошо),М.Е. Салтыков – Щедрин(История одного города, Господа Головлёвы, Пошехонская старина), Л.Н. Толстой(Война и мир), А.П. Чехов(Роман доктора, Роман репортёра, Палата №6, Смерть чиновника, Тоска, Ванька, Вишнёвый сад).