Литература сентиментализма (XVIII век). Школьная энциклопедия


СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Во второй половине XVIII в. во многих европейских странах распространяется новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Его появление было вызвано глубоким кризисом, который переживал феодально-абсолютистский режим. В сентиментальной литературе нашло отражение настроение широких слоев европейского общества. По идейной направленности сентиментализм - одно из явлений Просвещения. Антифеодальный пафос его произведений особенно четко выражается в проповеди внесословной ценности человеческой личности. Лучшими образцами сентиментальной литературы были признаны «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Стерна, «Векфилдский священник» Голдсмита, «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете. В отличие от классицистов, сентименталисты объявили высшей ценностью не государство, а человека, потребностям которого, по их мнению, должны отвечать государственные законы и учреждения. Несправедливым порядком феодального мира просветители-сентименталисты противопоставляли вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа выступает в их произведениях не только как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. «От природы, - писал Руссо, - люди не короли, не вельможи, не богачи: все родятся нагими и бедными. Начните же изучение человеческой природы с того, что действительно неразлучно с нею, что составляет суть человечества». Официальным учреждениям абсолютистского государства сентименталисты противопоставили союзы, основанные на природных, родственных отношениях или взаимных симпатиях: семью и дружбу. В семье они видели самую прочную социальную ячейку, а в хорошем домашнем воспитании ребенка - залог его будущих гражданских добродетелей. «Как будто любовь к ближнему, - недоумевал Руссо, - не является началом той, которой он обязан по отношению к государству... Как будто доброго гражданина не образует добрый сын, добрый муж, добрый отец». Следующей ступенью формирования общественного поведения человека считалась дружба, в которой главную роль играет сходство взглядов, вкусов, убеждений. Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства, или, как говорили в России в XVIII в., чувствительность. От этого слова (по-французски sentiment) получило название и само литературное направление. В отличие от классицизма, философской основой которого был рационализм, сентиментализм опирался на сенсуалистическую философию английского ученого Локка, объявившего отправной точкой познания - ощущения. Чувствительность понимается сентименталистами не только как орудие познания, но и как область эмоций, переживаний, как способность отзываться на радости и страдания других людей, т. е. как основа общественной солидарности. В Словаре Академии Российской, выпущенном в конце XVIII в., слово «чувствительность» определялось как «качество трогающегося человека несчастиями другого». Как и любой дар природы, чувствительность нуждается в воспитании и руководстве со стороны родителей и наставников. На чувствительность влияет и положение человека в обществе. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, но и о других, сохраняют и развивают природную чувствительность; те, кто огражден богатством или знатностью от труда и обязанностей, быстро утрачивают ее, становятся грубыми и жестокими. Политическое устройство общества также влияет на природу человека: деспотическое правление убивает в людях чувствительность, ослабляет их солидарность, свободное общество благоприятствует формированию социальных эмоций. Чувствительность, по учению просветителей-сенсуалистов, - основа «страстей», волевых импульсов, побуждающих человека к различным, в том числе и общественным, действиям. Поэтому в лучших произведениях сентиментализма она - не прекраснодушие, не слезливость, а драгоценный дар природы, определяющий его гражданские добродетели. Чувствительность лежит в основе и творческого метода писателей-сентименталистов. Классицисты типизировали моральные качества людей, создавали обобщенные характеры ханжи, скупца, хвастуна и т. п. Их интересовал не конкретный, реальный человек, а черты, присущие типу. Главную роль у них играл абстрагирующий разум писателя, вычленяющий однотипные психологические явления и воплощающий их в одном персонаже. Творческий метод сентименталистов покоится не на разуме, а на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее единичных проявлениях. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. В связи с этим в произведениях сентиментализма часто выступают реально существовавшие лица, иногда даже с сохранением их имени. Это не лишает сентиментальных героев типичности, поскольку их черты мыслятся как характерные для той среды, к которой они принадлежат. Герои в произведениях сентиментализма четко делятся на положительных и отрицательных. Первые наделены природной чувствительностью. Они отзывчивы, добры, сострадательны, способны к самопожертвованию, к высокой, бескорыстной любви. Вторые - расчетливы, эгоистичны, высокомерны, педантичны, жестоки. Носителями чувствительности, как правило, оказываются представители демократических слоев общества: крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокосердием наделяются представители власти, дворяне, высшие духовные чины. В этом распределении ролей с наибольшей очевидностью проявил себя демократический, антифеодальный пафос сентиментализма. Открытие сентименталистами нового вида мироощущения было ступенью в поступательном движении литературного процесса. Вместе с тем его проявление часто приобретало в произведениях сентименталистов слишком внешний и даже гиперболизированный характер, выражалось в восклицаниях, слезах, обмороках, самоубийствах. Для сентиментализма характерны, как правило, прозаические жанры: повесть, роман (чаще всего эпистолярный) , дневник, «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора. В России сентиментализм зарождается в 60е годы, но лучшие его произведения - «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина - относятся к последнему десятилетию XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого метода писателей не означает тождества их политических и социальных взглядов, В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей - Н. С. Смирнова и И. И. Мартынова, и более обширное по своему составу - дворянское, видными деятелями которого были М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. Ю. Львов, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, П. И. Шаликов. В отличие от западноевропейского сентиментализма, где основной общественный конфликт был представлен взаимоотношениями между третьим сословием и аристократией, в русском сентиментализме героями-антагонистами стали крепостной крестьянин и помещик-крепостник. Представители демократического течения, сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчеркивают их нравственное превосходство над крепостниками. В их произведениях чувствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жестокость помещиков. Сентименталисты-демократы не идеализируют жизнь крестьян, не боятся показать ее антиэстетические подробности: грязь, нищету. Чувствительность героев представлена здесь наиболее широко и разнообразно - от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из ее проявлений может быть суровое возмездие своим обидчикам. Дворянские сентименталисты также говорят о моральном превосходстве крестьян над помещиками, но факты насилия, бессердечия и произвола крепостников представлены в их произведениях в виде исключения, как своего рода заблуждение обидчика, ж чаще всего завершаются его чистосердечным раскаянием. С большим удовольствием пишут они о добрых, гуманных помещиках, о гармонических отношениях между ними и крестьянами. Дворянские сентименталисты последовательно обходят грубые черты крестьянского быта. Отсюда известный налет пасторальности на изображаемых ими деревенских сценах. Гамма чувствительности героев здесь гораздо беднее, чем в демократическом сентиментализме. Сельские жители, как правило, добры, любвеобильны, смиренны и послушны. И все же было бы неправильно называть дворянский сентиментализм реакционным явлением. Главная его цель - восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовное богатство, изобразить семейные и гражданские добродетели. И хотя писатели этого течения не отважились поставить вопрос об отмене крепостного права, но их деятельность подготавливала общественное мнение к разрешению этой задачи, Русский сентиментализм прошел в своем развитии четыре этапа, которые объединяет использование писателями-сентименталистами одного и того же творческого метода, а разделяет разная степень его глубины и совершенства. При этом наблюдается следующая закономерность: от первого этапа к третьему творческий метод обогащается, на четвертом - оскудевает. Границы первого этапа с 1760 по 1775 г. В 1760 г. появляется журнал «Полезное увеселение», сплотивший вокруг себя молодых поэтов-сентименталистов - А. А. Ржевского, С. Г. Домашнева, В. Д. Санковского, А. В. Нарышкина и некоторых других. Во главе этой группы стоял М. М. Херасков. Продолжением «Полезного увеселения» (1760-1762) были журналы «Свободные часы» (1763), «Невинное упражнение» (1763) и «Доброе намерение» (1764). Прозаические произведения этого периода представлены романом Ф. А. Эмина «Письма Эрнеста и Доравры», «Дневником одной недели» А. Н. Радищева и «Утренниками влюбленного» В. А. Лёвшина; драматические - «слезными» пьесами М. М. Хераскова, В. И. Лукина.

Русская литература 18 века

(сентиментализм и классицизм)

Ученицы 9А класса

Школы-гимназии №3

Ахмедовой Азизы.

Вступление. 3

1. Литература петровского времени. 4

2. Эпоха классицизма. 5

3. Эпоха сентиментализма. 13

Заключение. 18

Вступление

Первого января 1700 года по указу Петра Первого неожиданно для всех было отпраздновано наступление "нового года и столетнего века".

Отныне россияне должны были жить по новому календарю. Дворянам велено было носить немецкое платье и стричь бороды. Быт, образование и даже церковное управление приобретают светский характер. При активной поддержке Петра создается и новая светская литература.

"Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке", - писал А.С. Пушкин.

Хотя к началу этого столетия русская литература прошла многовековой путь развития, создатели новой культуры - сторонники нововведений Петра - видели в прошлом не опору, а нечто устаревшее, что следует переделать. Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического небытия. Противники Петра, напротив, видели в преобразованиях гибель старинных устоев Московского государства. Но внезапность, масштабность перемен, их последствия ощутили все.

1. Литература петровского времени

Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия.

Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу общества и государства, подражая неустанному "работнику на троне". Всякое явление оценивалось прежде всего с точки зрения его полезности. Словесность же могла быть полезна в том случае, если она прославляла успехи России и разъясняла государеву волю. Поэтому главные качества литературы этой эпохи - злободневность, жизнеутверждающий пафос и установка на общедоступность. Так в 1706 году появились, так называемые " школьные драмы", пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений.

Школьная драма могла наполняться политическим содержанием. В пьесе, написанной в 1710 году по случаю победы под Полтавой, библейский царь Давид прямо уподоблен Петру Первому: как Давид победил великана Голиафа, так и Петр победил шведского короля Карла XII.

Многочисленное духовное сословие к реформам было настроено враждебно. Петр не раз безуспешно пытался привлечь на свою сторону деятелей Церкви. Он искал верных людей, которые обладали бы даром слова и убеждения и послушно проводили его линию среди духовенства.

Таким человеком стал Феофан Прокопович, церковный деятель и писатель. Проповеди Феофана - всегда политические выступления, талантливое изложение официальной точки зрения. Их печатали в государственных типографиях и рассылали по церквам. Большие публицистические сочинения Феофана - "Духовный регламент" (1721г) и "Правда воли монаршей"(1722г) - написаны по поручению Петра. Они посвящены обоснованию неограниченной власти монарха над жизнью подданных.

Разнообразно поэтическое творчество Прокоповича. Он сочиняет духовные вирши, элегии, эпиграммы. Его "Песнь победная на пресловутую победу Полтавскую"(1709) положила начало многочисленным одам восемнадцатого века на победы русского оружия.

Феофан был не только практиком, но и теоретиком литературы. Он составил курсы " Поэтики" и " Риторики" (1706-1707г) на латинском языке. В этих трудах он отстаивал литературу, как искусство, подчиняющееся строгим правилам, приносящее" услаждение и пользу". В стихах он требовал ясности и осуждал "темноту" ученой поэзии XVII века. В "Риторике" он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: "высокий","средний" и "низкий", закрепляя каждый из них за конкретными жанрами. Трактаты Прокоповича не были своевременно изданы, но стали известны теоретикам русского классицизма, - Ломоносов изучал их в рукописи.

2. Эпоха классицизма

Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.

В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

Для русского классицизма характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

После смерти Петра Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерна сатира.

Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим в этом жанре был князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744г. г) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и называл свой ум " недозрелым плодом недолгой науки", на самом деле был человеком образованнейшим по самым высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н. Татищев. Последние двенадцать лет жизни Кантемир был посланником в Лондоне и Париже.

С ранней молодости Антиох желал видеть окружавшее его дворянское общество образованным, свободным от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.

Кантемир более известен как автор девяти сатир. В них обличаются разные пороки, но главные враги поэта - святоша и бездельник - щеголь. Они выведены в строках первой сатиры "На хулящих учение". Во второй сатире "На зависть и гордость дворян злонравных" представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

Мысль о природном равенстве людей - одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать дворянство, чтоб не дать дворянину опуститься до состояния непросвещенного мужика:

"Мало пользует тебя звать хоть сыном царским,

Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским. "

Одну из своих сатир Кантемир специально посвятил воспитанию:

"Главно воспитания в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело

В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен. "

Кантемир писал и в других жанрах. Среди его произведений есть " высокие" (оды, поэма), "средние" (сатиры, стихотворные письма и песни) и " низкие" (басни). Он старался найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем "высокий" слог отличается от "низкого", было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр. Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно.

Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В его торжественных одах возобладало "утверждающее" начало. Поэт прославляет успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

"С Ломоносова начинается наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим". Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г. Белинский.

Родился М.В. Ломоносов близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н. Некрасов рассказал нам, " как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик".

В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, - в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных. В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано.

В середине 18 века в Европе начался процесс разложения классицизма (в связи с разрушением абсолютной монархии во Франции и других странах), вследствие чего появилось новое литературное направление - сентиментализм. Родиной его принято считать Англию, поскольку его типичными представителями были английскими писатели. Сам термин "сентиментализм" в литературе появился после публикации "Сентиментального путешествия по Франции и Италии" Лоренса Стерна.

Свод Екатерины Великой

В 60-70-е годы в России начинается бурное развитие капиталистических отношений, следствием чего становится возрастающее явление буржуазии. Усилился рост городов, что повлекло за собой появление третьего сословия, интересы которого отражает русский сентиментализм в литературе. В это время начинает формироваться и та прослойка общества, которая сейчас называется интеллигенцией. Рост промышленности превращает Россию в сильную державу, а многочисленные военные победы способствуют подъему национального самосознания. В 1762 году, во время царствования Екатерины Второй, дворяне и крестьяне получили множество привилегий. Императрица тем самым пыталась создать миф о своем правлении, показывая себя в Европе просвещенным монархом.

Политика Екатерины Второй во многом препятствовала прогрессивным явлениям в обществе. Так, в 1767 году была созвана специальная комиссия по состоянию нового уложения. В своем труде императрица утверждала, что абсолютная монархия необходима не для отнятия свободы у людей, а для достижения благой цели. Однако сентиментализм в литературе подразумевал изображение жизни именно простого народа, поэтому ни один писатель не упомянул Екатерину Великую в своих произведениях.

Важнейшим событием этого периода стала крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, после которой многие дворяне встали на сторону крестьян. Уже в 70-е годы в России начали появляться массовые общества, чьи идеи свободы и равенства повлияли на становление нового течения. В таких условиях начал формироваться русский сентиментализм в литературе.

Условия зарождения нового направления

Во второй половине 18 века происходила борьба с феодальными порядками в Европе. Просветители отстаивали интересы так называемого третьего сословия, которое часто оказывалось угнетенным. Классицисты прославляли в своих произведениях заслуги монархов, а противоположным в этом плане направлением спустя несколько десятилетий стал сентиментализм (в русской литературе). Представители выступали за равенство людей и выдвигали концепцию естественного общества и естественного человека. Они ориентировались на критерий разумности: феодальный строй, по их мнению, был неразумным. Эта идея нашла отражение в романе Даниэля Дефо "Робинзон Крузо", а позднее - в творчестве Михаила Карамзина. Во Франции ярким примером и манифестом становится произведение Жана-Жака Руссо "Юлия, или новая Элоиза"; в Германии - "Страдания юного Вертера" Иоганна Гете. В этих книгах мещанин изображается как идеальный человек, в России же все складывается иначе.

Сентиментализм в литературе: черты направления

Стиль рождается в ожесточенной идеологической борьбе с классицизмом. Эти течения противостоят друг другу по всем позициям. Если государство изображал классицизм, то человека со всеми своими чувствами - сентиментализм.

Представители в литературе вводят новые жанровые формы: любовный роман, психологическую повесть, а также исповедальную проза (дневник, путевые заметки, путешествия). Сентиментализм, в отличие от классицизма, был далек от стихотворных форм.

Литературное направление утверждает внесословную ценность человеческой личности. В Европе мещанина изображали как идеального человека, тогда как в России крестьяне всегда были угнетены.

Сентименталисты вводят в свои произведения аллитерацию и описание природы. Второй прием используется с целью отображения психологического состояния человека.

Два направления сентиментализма

В Европе писатели сглаживали социальные конфликты, тогда как в произведениях российских авторов они, напротив, обострялись. Вследствие этого произошло формирования двух направлений сентиментализма: дворянского и революционного. Представитель первого - Николай Карамзин, известен как автор повести "Бедная Лиза". Несмотря на то что конфликт происходит из-за столкновения интересов высокого и низкого сословия, автор на первое место выдвигает конфликт моральный, а не социальный. Дворянский сентиментализм не выступал за отмену крепостного права. Автор считал, что "и крестьянки любить умеют".

Революционный сентиментализм в литературе выступал за отмену крепостного права. Александр Радищев выбрал в качестве эпиграфа к своей книге "Путешествие из Петербурга в Москву" всего несколько слов: "Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй". Так он представлял себе собирательный образ крепостного права.

Жанры в сентиментализме

В этом литературном направлении ведущая роль отдавалась произведениям, написанным в прозе. Здесь не было строгих границ, поэтому жанры зачастую смешивались.

Частную переписку использовали в своем творчестве Н. Карамзин, И. Дмитриев, А. Петров. Стоит отметить, что к нему обращались не только писатели, но и личности, прославившиеся в других областях, такие как М. Кутузов. Роман-путешествие в своем литературном наследии оставил А. Радищев, а роман-воспитание - М. Карамзин. Сентименталисты находили себе применение и в области драматургии: М. Херасков писал "слезные драмы", а Н. Николев - "комические оперы".

Сентиментализм в литературе 18 века представляли гении, работавшие и в некоторых других жанрах: сатирической сказке и басне, идиллии, элегии, романсе, песне.

"Модная жена" И. И. Дмитриева

Нередко писатели-сентименталисты обращались к классицизму в своем творчестве. Иван Иванович Дмитриев предпочитал работать с сатирическими жанрами и одой, поэтому его сказка под названием "Модная жена" написана в стихотворной форме. Генерал Пролаз на старости лет решает жениться на молоденькой девушке, которая подыскивает случай, чтобы отправить его за обновками. В отсутствие мужа Премила принимает любовника Миловзора прям у себя в комнате. Он молод, красив, дамский угодник, но шалопай и болтун. Реплики героев "Модной жены" пусты и циничны - этим Дмитриев пытается изобразить развратную атмосферу, господствующую в дворянском сословии.

"Бедная Лиза" Н. М. Карамзина

В повести автор рассказывает об истории любви крестьянки и барина. Лиза - бедная девушка, ставшая жертвой измены богатого юноши Эраста. Бедняжка жила и дышала только своим возлюбленным, но не забывала простой истины - свадьба между представителями разных социальных классов не может состояться. К Лизе сватается богатый крестьянин, но она отказывает ему, ожидая подвигов со стороны своего возлюбленного. Однако Эраст обманывает девушку, сказав, что отправляется на службу, а сам в этот момент подыскивает себе богатую овдовевшую невесту. Душевные переживания, порывы страстей, верность и предательство - чувства, которые часто изображал сентиментализм в литературе. Во время последней встречи юноша предлагает Лизе сто рублей в знак благодарности за любовь, которую она ему подарила в дни свиданий. Не выдержав разрыва, девушка накладывает на себя руки.

А. Н. Радищев и его "Путешествие из Петербурга в Москву"

Писатель родился в зажиточной дворянской семье, но, несмотря на это, его интересовала проблема неравенства социальных классов. Его известное произведение "Путешествие из Петербурга в Москву" в жанровом направлении можно отнести к популярным в то время путешествиям, однако разделение на главы не было простой формальностью: в каждой из них рассматривалась отдельная сторона действительности.

Изначально книга была воспринята как путевые заметки и успешно прошла через цензоров, однако Екатерина Вторая, ознакомившись с ее содержанием лично, назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачева". В главе "Новгород" описываются развратные нравы общества, в "Любани" - проблема крестьянства, в "Чудово" речь идет о равнодушии и жестокости чиновников.

Сентиментализм в творчестве В. А. Жуковского

Писатель жил на стыке двух столетий. В конце 18 века ведущим жанром в русской литературе был сентиментализм, а в 19 на смену ему пришли реализм и романтизм. Ранние произведения Василия Жуковского написаны в соответствии с традициями Карамзина. "Марьина роща" - красивая повесть о любви и страданиях, а стихотворение "К поэзии" звучит как героический призыв к совершению подвигов. В своей лучшей элегии "Сельское кладбище" Жуковский размышляет о смысле человеческой жизни. Большую роль в эмоциональной окраске произведения играет одушевленный пейзаж, в котором дремлет ива, трепещут дубравы, бледнеет день. Таким образом, сентиментализм в литературе 19 века представлен творчеством немногих писателей, среди которых был и Жуковский, однако в 1820 году направление прекратило свое существование.

Сентиментализм в русской литературе 18 века

Классицизм в русской литературе 18 века

Собственно литература 18 века

Литература петровского времени

Знать отличия литературы 18 в. от древней литературы.

Иметь представление о том, что такое классицизм и сентиментализм;

Своеобразие литературного процесса в 18 в.

Занятие №1

Цели:

Ход занятия:

1. Оргмомент, цели:

2. Актуализация:

3. Лекция:

18 литературный век равен веку хронологическому. Общее значение литературного 18 века состоит в его переходном характере: от древней литературы словесность делала переход к классике (19 век).

Отличия русской литературы 18 века от древней литературы:

1. Древняя литература была рукописной, а в 18 веке литература получила печатный станок, что сделало печатное слово распространённым;

2. Древняя литература не претендовала на авторство, чего нельзя сказать о литературе 18 века, хотя в это время было всё еще много безымянных произведений, всё же появились первые профессиональные писатели;

3. Древняя литература во многом была церковной, а среди литературы 18 века достаточно много и светских произведений;

Внутри литературы 18 века можно выделить 2 этапа её развития:

Этот этап охватывает 1/3 18 века вплоть до 30-х гᴦ.

Именно в это время большое развитие получает книгопечатание. Происходит 1–ая орфографическая реформа, в результате которой из алфавита уходят устаревшие буквы (к примеру, юсы). В петровскую эпоху впервые начинает выходить газета с политическими новостями. Именно в это время появились следующие книги: ʼʼЮности честное зеркалоʼʼ, ʼʼПриклады, как писать комплиментыʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Активно в петровскую эпоху развивается лирика, ᴛ.ᴇ. стихи. Οʜᴎ пишутся не в привычном для нас виде, а часто даже не имеют рифмы, хотя первые поэты уже записывают их в столбик. Именно в это время назревает крайне важно сть реформы русского стихосложения, которую начинает проводить Василий Кириллович Тредиаковский. Позднее данный вопрос вызывает интерес и у Михаила Васильевича Ломоносова, который предлагает свой проект реформы. 17 октября 1672 года принято считать датой рождения русского театра. В данный день состоялась первая премьера при дворе царя Алексея Михайловича, длившаяся без антрактов 10 часов.

Данный период характеризуется развитием двух литературных направлений: классицизма и сентиментализма. С возникновением и развитием классицизма связаны такие имена, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков. Денис Иванович Фонвизин, Гаврила Романович Державин.

Имя Ломоносова связано не только с историей развития словесности, но и других наук. В филологию данный человек вошел не только как автор ʼʼРоссийской грамматикиʼʼ и создатель теории о трех ʼʼштиляхʼʼ языка (высоком, среднем и низком), не только как автор драматургических произведений, но и как талантливый поэт, переводивший оды древнегреческого поэта Анакреона, а также создавший свои. Самыми известными из них стали ʼʼОда на взятие Хотинаʼʼ (написана после захвата русскими войсками турецкой крепости, расположенной в Молдавии), ʼʼОда на день восшествия на всœероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 годаʼʼ. В этой оде есть такие строки: ʼʼ…может собственных Платонов,/ И быстрых разумом Невтонов/ Российская земля рождатьʼʼ.

Фонвизин вошел в русскую литературу как автор самого известного на тот период драматического произведения – комедии ʼʼНедоросльʼʼ (1782), которая до сих пор не сходит со сцены. Главной темой этого произведения стал очень волновавшийся писателя вопрос о дворянском ʼʼзлонравииʼʼ. Фонвизин писал: ʼʼЯ видел от почтеннейших предков презрительных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало моё сердцеʼʼ. Главный герой пьесы – Митрофан - предстаёт перед нами полным невеждой, он недоросль в моральном отношении, т. к. не умеет уважать достоинство других людей и в гражданском смысле, так как совсœем не понимает своих обязанностей перед государством.

Развитие сентиментализма связано в русской литературе, прежде всœего, с именем Карамзина . Этот писатель стал одним из наиболее последовательных просветителœей, осуждавших тиранию и деспотизм правителœей, ратовавших за внесословную ценность человека. Наиболее известны такие произведения, как ʼʼПисьма русского путешественникаʼʼ, ʼʼБедная Лизаʼʼ. Оба они впервые были опубликованы в журнале, издаваемым самим Карамзиным (ʼʼМосковский журналʼʼ). Огромным подвигом писателя была его работа над ʼʼИсторией государства Российскогоʼʼ. Пушкин писал: ʼʼДревняя Россия … найдена Карамзиным, как Америка Колумбомʼʼ. При этом всœем этим не исчерпываются заслуги писателя. Белинский полагал, что творчество Карамзина оказало существенное влияние на развитие литературы 19 века. Критик даже говорил о карамзинском периоде в русской литературе, продолжавшемся вплоть до 20-х гᴦ. 19 века. Белинский писал: ʼʼКарамзин … первый заменил мёртвый язык книги живым языком обществаʼʼ.

4. Д/З

Учить лекцию, выписать определœения того, что такое классицизм, сентиментализм, что такое ода; доклады по творчеству Державина и Радищева (на 5 мин).

Сентиментализм в русской литературе 18 века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сентиментализм в русской литературе 18 века" 2017, 2018.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 31.07.2015 19:33 Просмотров: 8061

Сентиментализм как художественное направление возник в западном искусстве во второй половине XVIII в.

В России его расцвет пришёлся на период с конца XVIII до начала XIX в.

Значение термина

Сентиментализм – от фр. sentiment (чувство). Идеология разума эпохи Просвещения в сентиментализме заменяется приоритетом чувства, простоты, уединённого размышления, интереса к «маленькому человеку». Идеологом сентиментализма считается Ж. Ж. Руссо.

Жан Жак Руссо
Главным героем сентиментализма становится естественный человек (живущий в мире с природой). Только такой человек, по мнению сентименталистов, сможет быть счастливым, обретя внутреннюю гармонию. Кроме того, важным является воспитание чувств, т.е. естественных начал человека. Цивилизация же (городская среда) является для людей враждебной средой и искажает его естество. Поэтому в произведениях сентименталистов возникает культ частной жизни, сельского существования. Сентименталисты считали негативными понятия «история», «государство», «общество», «образование». Их не интересовало историческое, героическое прошлое (как интересовало это классицистов); повседневные впечатления составляли для них суть человеческой жизни. Герой литературы сентиментализма – обычный человек. Если это даже человек низкого происхождения (служанка или разбойник), то богатство его внутреннего мира ничуть не уступает, а иногда и превосходит внутренний мир людей высшего сословия.
Представители сентиментализма не подходили к человеку с однозначной моральной оценкой – человек сложен и способен как на возвышенные, так и на низкие поступки, но от природы в людях заложено доброе начало, а зло – плод цивилизации. Однако у каждого человека всегда есть шанс вернуться к своему естеству.

Развитие сентиментализма в искусстве

Родиной сентиментализма была Англия. Но во второй половине XVIII в. он стал общеевропейским явлением. Наиболее ярко сентиментализм проявился в английской, французской, немецкой и русской литературах.

Сентиментализм в английской литературе

Джеймс Томсон
В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон написал поэмы «Зима» (1726), «Лето» (1727), «Весна» и «Осень», позже изданные под названием «Времена года» (1730). Эти произведения способствовали читающей английской публике пристальнее посмотреть на родную природу и увидеть прелесть идиллической деревенской жизни в отличие от суетной и испорченной городской. Появилась так называемая «кладбищенская поэзия» (Эдвард Юнг, Томас Грей), в которой выражалась мысль о равенстве всех перед смертью.

Томас Грей
Но более полно сентиментализм выразил себя в жанре романа. И здесь прежде всего следует вспомнить Сэмюэла Ричардсона, английского писателя и печатника, первого английского романиста. Обычно он создавал свои романы в эпистолярном жанре (в форме писем).

Сэмюэл Ричардсон

Основные персонажи обменивались длинными откровенными письмами, и через них Ричардсон вводил читателя в сокровенный мир их мыслей и чувств. Помните, как А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет о Татьяне Лариной?

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Джошуа Рейнольдс« Портрет Лоренса Стерна»

Не менее известен был и Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» и «Сентиментального путешествия». «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Сентиментализм во французской литературе

У истоков французской сентиментальной прозы стоит Пьер Карле де Шамблен де Мариво с романом «Жизнь Марианны» и аббат Прево с «Манон Леско».

Аббат Прево

Но наивысшим достижением в этом направлении стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778), французского философа, писателя, мыслителя, музыковеда, композитора и ботаника.
Главными философскими произведениями Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы, были «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».
Руссо впервые попытался объяснить причины социального неравенства и его виды. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно договору, верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Под влиянием идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум и др.
Ж.Ж. Руссо сделал природу самостоятельным объектом изображения. Его «Исповедь» (1766-1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, в которой он ярко выражает субъективистскую установку сентиментализма: художественное произведение – это способ выражения авторского «я». Он считал, что «разум может ошибаться, чувство – никогда».

Сентиментализм в русской литературе

В. Тропинин «Портрет Н.М. Карамзина» (1818)
Эру русского сентиментализма начал Н. М. Карамзин «Письмами русского путешественника» (1791-1792).
Затем была написана повесть «Бедная Лиза» (1792), которая считается шедевром русской сентиментальной прозы. Она имела большой успех у читателей и явилась источником подражания. Появились произведения с подобными названиями: «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и т.д.
Поэзия Карамзина также развивалась в русле европейского сентиментализма. Поэта интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума.

Сентиментализм в живописи

Особенно сильное влияние сентиментализма испытал художник В. Л. Боровиковский. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи и главную задачу сентиментализма: передачу внутреннего мира человека.

На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) художник изобразил горничных семьи Львовых. Очевидно, что портрет написан с большой любовью к моделям: он увидел и мягкие локоны волос, и белизну лиц, и лёгкий румянец. Умный взгляд и живая непосредственность этих простых девушек – в русле сентиментализма.

Во многих своих камерных сентиментальных портретах В. Боровиковский сумел передать многообразие чувств и переживаний изображаемых людей. Например, «Портрет М.И. Лопухиной» – один из самых популярных женских портретов кисти художника.

В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797). Холст, масло. 72 х 53,5 см. Третьяковская галерея (Москва)
В. Боровиковский создал образ женщины, не связанный ни с каким общественным статусом – это просто красивая молодая женщина, но живущая в гармонии с природой. Лопухина изображена на фоне русского пейзажа: стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной: изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, нежно-лиловая шаль – с поникшими бутонами роз. Портрет полон жизненной достоверности, глубины чувств и поэтичности.
Русский поэт Я. Полонский почти через 100 лет спустя посвятил портрету стихи:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
(Мария Ивановна Лопухина умерла совсем молодой, в возрасте 24 лет, от чахотки).

В. Боровиковский «Портрет Е.Н. Арсеньевой» (1796). Холст, масло. 71,5 х 56,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А вот на этом портрете изображена Екатерина Николаевна Арсеньева – старшая дочь генерал-майора Н.Д. Арсеньева, воспитанница общества благородных девиц при Смольном монастыре. Позже она станет фрейлиной императрицы Марии Федоровны, а на портрете изображена лукавой кокетливой пастушкой, на соломенной шляпке – колосья пшеницы, в руке – яблоко, символ Афродиты. Чувствуется, что характер у девушки лёгкий и жизнерадостный.