Лев каминский рассказы. Смешной рассказ для детей о школе

Каминский Леонид Давидович
(1931-2005)

Леонид Давидович Каминский родился 27 апреля 1931 года в Калинковичах Гомельской области. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт в 1954 году и Московский полиграфический институт в 1966 году. Специальность - художник-график. Дипломная работа - книжка юмористических рисунков "О больших и маленьких".
Член творческих союзов Санкт-Петербурга: писателей, художников, журналистов, театральных деятелей.
Основное направление в творчестве для детей - юмористические произведения дошкольного и младшего школьного возраста. Жанры: рассказы, сказки, стихи, рисунки. Занимается коллекционированием и публикацией школьного юмористического фольклора, выступает на эстраде и в школах с юмористической программой.
С 1981 по 1992 год - исполнитель роли Учителя смеха в авторском эстрадном представлении для детей "Урок смеха" в Ленинградском театре "Эксперимент". С 1979 года по настоящее время - редактор-составитель отдела юмора в журнале "Костёр". С 1966 года - постоянный автор журнала "Весёлые картинки" (около 100 публикаций). Сотрудничал с детскими журналами: "Искорка", "Мурзилка", "Миша", "Баламут", "Автобус", "Буратино", "Кукумбер". Один из создателей и главный художник журналов "Баламут" и "Автобус".
На международном фестивале юмора "Золотой Остап" в 1998 году в номинации "Юмор для детей" награждён дипломом и малой статуэткой "Золотой Остап".
Интервью

Леонид Каминский состоит сразу в четырех творческих союзах Санкт-Петербурга - художников, журналистов, театральных деятелей и писателей. Но во всех этих ипостасях выходец из Беларуси - родился он в городе Калинковичи, на Гомельщине, в 1931 году - занимается одним и тем же делом - учит детей... смеяться. О том, как у него это получается, Леонид Давидович рассказал корреспонденту "СОЮЗа".

Что у вас за профессия такая - учитель смеха? И где вы свои уроки проводите?

А вы что, хотите заявление написать в школу смеха?

Да разве надо учить смеяться?

Словом, вы "университетов не заканчивали"?

Заканчивал, но достаточно серьезные. Первое мое образование - Ленинградский инженерно-строительный институт. Хотя, впрочем, там я и прошел определенную школу юмора. Вместе с другими "остряками" рисовал в огромной, склеенной из обоев стенгазете "Молния" карикатуры на нерадивых студентов и дружеские шаржи на преподавателей. Иногда наоборот... Начальству это, разумеется, не нравилось. Второе мое образование - полиграфический институт. После него я и пришел в "Боевой карандаш"...

Этот коллектив еще со времен войны известен...

Со времен войны и ленинградской блокады. Настоящее содружество художников и поэтов, чьи плакаты заставляли людей смеяться над вещами грустными в ситуациях, когда, казалось бы, не до смеха. Но, как известно, смех рождает оптимизм. Оптимисты лучше и дольше живут. Тысячи примеров, вся статистика - на моей стороне. И "Боевой карандаш" почти тридцать лет убеждал меня в этом. Одновременно я начал печататься в "Литературной газете". Первый рассказ на 16-й странице в популярном некогда "Клубе 12 стульев" - "Графоман". Следом за "Литературкой" он был напечатан во многих изданиях в Союзе и за рубежом. А причина, подвигшая писать и рисовать для детей, - рождение дочери. Как и многие родители, я ходил по пятам за своим чадом и записывал ее "гениальные" высказывания. Рассказики про Машу с моими иллюстрациями были напечатаны в "Веселых картинках". С тех пор я подружился с этим симпатичным журналом и даже стал его постоянным автором.

А что касается "учителя смеха"...

Это произошло с помощью детского журнала "Костер", где в 1979 году мне предложили вести отдел юмора "Веселый звонок". "Костер" - журнал для школьников, поэтому я и решил, что отдел юмора должен вести учитель. И не просто учитель, а учитель смеха. Вот так, неожиданно для себя, стал учителем-самозванцем без законченного педагогического образования, на страницах журнала начал проводить "уроки смеха", "смешные" конкурсы. Реакция оказалась сногсшибательной - тысячи писем из разных концов Советского Союза. А количество, естественно, переходило в качество - так я стал обладателем уникальной коллекции школьного юмора, которой пользуюсь до сих пор. Между прочим, все это происходило в так называемые "застойные" времена, когда не все можно было печатать. А маленькие школьники - человечки без комплексов, "запретных тем" для них не существовало. Ребята присылали все, что казалось им смешным.

Например...

- "Юный Пушкин прочел на экзамене в лицее свое стихотворение, которое очень понравилось старику Дзержинскому"... "Каждый год, 7 ноября, в нашей стране происходит Великая Октябрьская революция"... "Владимир Ильич Ленин отбывал ссылку на Саяно-Шушенской ГЭС и там придумал лампочку Ильича"...

Да, такое и впрямь цензура не пропустила бы...

Времена цензурных запретов вроде бы прошли. И я даже собираюсь выпустить своеобразную "Историю государства Советского в отрывках из школьных сочинений". Представьте, какая умопомрачительная история получилась бы. Не пропадать же шедеврам школьного юмора! В 1986 году в ленинградском издательстве "Детская литература" вышла моя книжка "Урок смеха", в которую вошли многие ребячьи письма с подлинными фамилиями авторов, а также мои рассказы, стихи и рисунки на школьную тему. Теперь "Уроки смеха" я провожу непосредственно в школах (а был еще и одноименный спектакль в театре "Эксперимент"). Некоторые ребята затем узнают меня на улицах, здороваются. Недавно один первоклассник заявил: "А я вас знаю - вы "мурзилку" преподаете!.."

А что вам пишут школьники о сегодняшних политиках?

Как правило, сейчас дети не политизированы. Думаю, это к лучшему. Во всяком случае, в моей почте эта тема не попадалась.

Встречается ли у ваших юных корреспондентов "черный" юмор?

Лично мне он не по душе. Может быть, я немного старомоден. Хотя есть детские писатели, которые пишут в этом жанре очень остроумно и талантливо, например, питерский писатель Валерий Роньшин. А дети, в основном, рассказывают такие лаконичные анекдоты: "Колобок повесился" или "Буратино утонул". Не знаю, какова природа такого юмора. Может быть, дефицит доброты в нашем обществе?

Как вы все успеваете - работа в журнале "Костер", рисунки, стихи, выступления перед школьниками, еще и "Радио России"...

Как-то успеваю. Во-первых, смешить детей - дело очень приятное. Это не только работа, но и удовольствие. А во-вторых, все эти дела связаны между собой. Например, на "Радио России" в "Уроке смеха", который я делаю вместе со своим другом поэтом Сергеем Махотиным, использую почту "Костра" и наоборот.

Самая смешная история от Леонида Каминского...

Наиболее курьезная история произошла с моим стихотворением "Объявление", которое впервые было опубликовано в "Веселых картинках" в 1983 году. В те годы в Ленинграде разные объявления вешали почему-то не на стены, а на водосточные трубы. И мое стихотворение начиналось так: "На трубе на водосточной объявление читаю: "Продаются очень срочно два зеленых попугая, кот породистый сиамский, зонт складной японский дамский..." и так далее. Потом шла сплошная путаница. Я нарисовал иллюстрацию к своему стихотворению, где изобразил объявление с разрезанной внизу "бахромой", где обычно пишут телефоны. И тут почему-то мне взбрело в голову написать номер моего домашнего телефона. Тираж "Веселых картинок" в то время был огромный. И вот тысячи звонков стали раздаваться в моей квартире. Дети спрашивали, где купить говорящего попугая, женщины интересовались импортными зонтами. Так прошел кошмарный месяц, и вдруг я с ужасом подумал - такой же семизначный номер наверняка есть и в Москве у какого-то бедняги!

Хорошо, что в те времена лишь в Москве и Ленинграде были у телефонов семизначные номера...

Мне хватило и двух городов. В Москве по поводу зонтов и попугаев звонили какому-то пенсионеру. Разобравшись, откуда ноги растут, он пожаловался на "Веселые картинки" в ЦК комсомола. Был скандал, журналу влетело. А бедняге помогли поменять номер телефона...

А над чем больше всего смеялись во времена вашего детства?

Увы, мое детство совпало с началом войны, с блокадой Ленинграда, позже - с эвакуацией. Поэтому ничего веселого вспомнить не могу. Наверное, мы смеялись, рассматривая в газетах и плакатах военные карикатуры Кукрыниксов и Владимира Гальбы, высмеивающих руководителей фашистского рейха. Тогда я и не мог предполагать, что с ленинградским художником Владимиром Гальбой мне посчастливится вместе сотрудничать в послевоенном "Боевом карандаше".

Предлагаем вашему вниманию рассказ «Сочинение» Леонида Каминского. Основную тему рассказа также раскрыла Ирина Пивоварова в своем рассказе с таким же названием — «Сочинение».

Рассказ «Сочинение» читать онлайн

Лена сидела за столом и делала уроки. Смеркалось, но от снега, лежавшего во дворе сугробами, в комнате было ещё светло.

Перед Леной лежала раскрытая тетрадь, в которой было написано всего две фразы:

«А правда, - мечтательно подумала Лена, - хорошо, если бы лето не кончалось!.. Загорай себе, купайся, и никаких тебе сочинений!»

Она снова прочитала заголовок: «Как я помогаю маме». «А как я помогаю? И когда тут помогать, если на дом столько задают!»

В комнате загорелся свет: это вошла мама.

Сиди, сиди, я тебе мешать не буду, я только в комнате немного приберу. - Она стала протирать книжные полки тряпкой.

Лена начала писать:

«Я помогаю маме по хозяйству. Убираю квартиру, вытираю тряпкой пыль с мебели».

Что же ты свою одежду разбросала по всей комнате? - спросила мама.

Вопрос был, конечно, риторическим, потому что мама и не ждала ответа. Она стала складывать вещи в шкаф.

«Раскладываю вещи по местам», - написала Лена.

Кстати, передник твой постирать бы нужно, - продолжала мама разговаривать сама с собой.

«Стираю бельё», - написала Лена, потом подумала и добавила: «И глажу».

Мама, у меня там на платье пуговица оторвалась, - напомнила Лена и написала: «Пришиваю пуговицы, если нужно».

Мама пришила пуговицу, потом вышла на кухню и вернулась с ведром и шваброй.

Отодвигая стулья, стала протирать пол.

Ну-ка, подними ноги, - сказала мама, проворно орудуя тряпкой.

Мама, ты мне мешаешь! - проворчала Лена и, не опуская ног, написала: «Мою полы».

Из кухни потянуло чем-то горелым.

Ой, у меня картошка на плите! - крикнула мама и бросилась на кухню.

«Чищу картошку и готовлю ужин», - написала Лена.

Лена, ужинать! - позвала из кухни мама.

Сейчас! - Лена откинулась на спинку стула и потянулась.

В прихожей раздался звонок.

Лена, это к тебе! - крикнула мама.

В комнату, румяная от мороза, вошла

Оля, одноклассница Лены.

Я ненадолго. Мама послала за хлебом, и я решила по дороге - к тебе.

Лена взяла ручку и написала: «Хожу в магазин за хлебом и другими продуктами».

Ты что, сочинение пишешь? - спросила Оля. - Дай-ка посмотреть.

Оля заглянула в тетрадь и прыснула:

Ну ты даёшь! Да это же всё неправда! Ты же все это сочинила!

А кто сказал, что нельзя сочинять? - обиделась Лена. - Ведь поэтому так и называется: со-чи-не-ние!

Отзыв о рассказе Л. Каминского «Сочинение»

Составим и напишем отзыв о прочитанном произведении по плану.

Автор(ы) : Леонид Давидович Каминский Название произведение Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказка, энциклопедия) : рассказ Основная тема произведения (о чем?) : в произведении идет речь о девочке Лене, которая пишет сочинение, наблюдая за своей мамой. Причем каждое ее наблюдение идет в дело. Мой любимый герой : подруга Лены - Оля. Что мне больше всего понравилось? Понравился как автор показывает своим читателям то, как смешно выглядит человек, который присваивает себе результаты чужого труда. И как человек может обманывать самого себя, выдавая свою ложь за находчивость.

Однажды папа попросил Петю:

— Сходи, пожалуйста, в булочную за хлебом!

— Мне лень! — ответил Петя.

— А ты, оказывается, ленивый! — сказал папа. — Это плохо!

— А разве ленивому плохо? — возразил Петя. — Лежишь себе на диване, сосёшь «Барбариски» и читаешь при свете торшера интересную книжку с картинками. Вовсе даже неплохо!

— Неплохо, — согласился папа. — Но представь, что рабочие с карамельной фабрики вдруг скажут: «Нам лень делать конфеты!» Тогда ты останешься без «Барбарисок».

— Хорошо, — сказал папа. — А если электрики скажут, что им лень давать ток? Выключат они свои рубильники и пойдут отдыхать. Как ты будешь читать в темноте?

— Ладно, — сказал папа. — Но ты забыл про писателей и художников, которые делают книжки. Однажды они скажут: «Нам лень сочинять и рисовать!» Тогда что ты будешь читать?

— Ну и пусть, — ответил Петя. — Я буду просто лежать. Это ещё полезнее для глаз.

— Допустим, — сказал папа. — А теперь представь, что мастерам-мебельщикам станет лень делать диваны и кровати. На чём ты будешь тогда лежать?

— Ну и пусть, — ответил Петя. — Можно прекрасно лежать на полу. Говорят, что на твёрдом лежать ещё полезнее.

— Ладно, — сказал папа, — а если строители домов...

— Понятно, — перебил Петя. — Тогда я просто буду гулять по улице. Дышать свежим воздухом ещё полезнее, чем лежать.

— Вот и прекрасно! — сказал папа. — Раз ты будешь гулять по улице, то зайди, пожалуйста, в булочную за хлебом!

С. Силин

ЧЕМОДАН ДЛЯ НЕПОСЕДЫ

Когда до Нового года оставалось всего ничего, в дверь постучали.

Марфуша залезла на табуретку и посмотрела в глазок. На лестничной площадке стоял старичок с большим чемоданом в одной руке и мешком в другой. Вид у старичка был подозрительный.

— Кто там? — спросила Марфуша.

— Дед Мороз! — ответил неизвестный и укоризненно покачал головой. — Не признала...

— А документы у вас есть?

— О господи! — вздохнул старичок. — Никто сразу не верит. Что за времена такие?..

— Я пошутила, — сказала Марфуша. — Проходите сквозь дверь!

— Вот это другой разговор! — повеселел гость. — Ты только табуреточку убери и сама отодвинься.

Дед Мороз прошёл сквозь дверь, опустил на коврик мешок, в котором сразу кто-то завозился и заворчал, поставил рядом чемодан, сел на него и произнёс:

— Вы мне подарки принесли? — заулыбалась Марфуша, поглядывая то на пошевеливающийся мешок, то на чемодан.

— Насчёт тебя ничего не знаю, — ответил Дед Мороз, снимая старые варежки. — Мешок вообще не сюда, а чемодан Петьке Оклахомову. Надеюсь, он здесь живёт?

— Здесь, — оторопела Марфуша.

— А ты ему кем приходишься?

— Дочкой.

— Ишь ты! — удивился Дед Мороз. — Как время-то бежит! А самого Петьки, значит, опять дома нет?

— Не Петьки, а Петра Николаевича, — поправила Деда Мороза Марфуша.

— Для нас, Дедов Морозов, все равны! — сказал Дед Мороз и достал из кармана мятый листок бумаги и огрызок карандаша. — В хоккей, поди, убежал играть?

— Вы что? — возмутилась Марфуша. — Папа давно уже солидным человеком стал. Он теперь только на компьютере играет!

— Чудно! — покачал головой Дед Мороз, расправляя бумажку на колене. — Он ведь мне этот подарок ещё в третьем классе заказал. А сам с ребятами отправился на горку кататься. Я пришёл — его нет! И на следующий год не застал, и через два года. Как ни приду, он всё в другом месте!

— Да, тяжело вам, — посочувствовала Деду Морозу Марфуша.

— Вот и я думаю, если уж ты подарок заказал, то и сиди дома, жди Деда Мороза.

— Сидеть дома скучно! — вздохнула Марфуша. — Я бы тоже куда-нибудь ушла, да мама не разрешает.

— И правильно делает! — сказал Дед Мороз, протягивая Марфуше бумажку. — Распишись вот здесь, что подарок получила. Сил моих больше нет этот чемодан таскать!

— А в чемодане что? — полюбопытствовала Марфуша, расписываясь в бумажке.

— Что твой папка заказывал, то и лежит.

Дед Мороз спрятал бумажку в карман и поднялся с чемодана.

— А мне подарка не будет? — удивилась Марфуша.

— А ты заказывала?

— Неделю назад открытку отправила!

— Значит, в пути твой подарок. Сиди дома и жди! Эх, то ли дело в старые годы было! Когда ни придёшь — всех дома застанешь!

Дед Мороз перекинул через плечо мешок, в котором снова кто-то заворчал и завозился, и вышел сквозь дверь.

Марфуша кое-как перетащила тяжёлый чемодан к ёлке и, усевшись на него, стала ждать своего Деда Мороза. Но дождалась только папу с мамой.

Папа чемодану страшно обрадовался, опустился перед ним на колени, открыл крышку и сказал:

— Вот это да!

В чемодане было полным-полно шоколадных конфет, яблок, мандаринок и прочих вкусностей. Уткнувшись носом в конфеты, папа принялся вдыхать их аромат.

Часы начали бить двенадцать.

ИЗ РАССКАЗОВ ПРО КОТЁНКА ЯШУ

Как котёнок Яша учился рисовать


Однажды котёнок Яша пришёл к учителю рисования.
— Я бы хотел стать художником, - сказал котёнок.
- Хорошо, - сказал учитель. - А ты знаешь, что для этого нужно?
- Знаю, - сказал Яша. - Нужно иметь краски, кисточку, фантазию и трудолюбие. У меня всё это есть.
- Ну что ж, - сказал учитель, - давай попробуем. Для начала нарисуй мне маленького серого мышонка.

Учитель отошёл к другим ученикам, а Яша принялся за работу.

Через десять минут учитель подошёл к котёнку Яше.
- Как дела? Нарисовал?
- Вот, - ответил котёнок и протянул учителю… чистый лист бумаги.
- А где же мышонок? - спросил учитель. - Я что-то его не вижу…
- Я его съел, - виновато сказал Яша.
- Ладно. Тогда я попрошу тебя нарисовать стакан с молоком.
- Хорошо, - сказал Яша. - Это для меня пустяк!..

Учитель через некоторое время опять подошёл к котёнку.
- Ну, показывай свой рисунок!
- Вот, - сказал Яша и снова протянул учителю чистый лист.
- Понимаю: молоко ты, конечно, выпил. А где же стакан?
- Но стакан же прозрачный - его совершенно не видно!
- Так… Тогда вот тебе третье задание: нарисуй, пожалуйста, собаку. Рыжую… - добавил учитель и отошёл от котёнка.
- Всё! Я закончил! - крикнул котёнок так громко, что все ученики обернулись.
- Покажи-ка, покажи.

Учитель взял рисунок и удивлённо поднёс к глазам. На этот раз посреди чистого листа бумаги была изображена только жирная оранжевая точка.
- Это и есть собака?
- Да, - сказал котёнок. - Сначала я представил себе большую рыжую собаку. Она была такая большая и страшная, что я от испуга забрался на самое высокое дерево. А оттуда, с вершины дерева, собака показалась мне совсем маленькой, величиной с точку. Так я её и нарисовал…
- Вот что, - сказал учитель рисования. - Фантазия у тебя есть, а вот трудолюбия я что-то не заметил. Приходи-ка, Яша, в другой раз!..

Как котёнок Яша играл в прятки

Как-то утром, когда солнечные зайчики весело прыгали в лужах, котёнок Яша вышел погулять. Во дворе его уже ждали друзья - гусёнок Гоша и поросёнок Хрюша.
- Во что будем сегодня играть? - спросил котёнок Яша.
- Я предлагаю в прятки, - сказал гусёнок Гоша. - Кто знает хорошую считалку?
- Я знаю! - сказал поросёнок Хрюша, вот послушайте: « Эники-беники ели вареники…»
- Нет-нет, - вмешался котёнок, - мне эта считалка не нравится. Во-первых, кто такие « эники-беники »? И, во-вторых, я не люблю вареники. Хотите, я сам сочиню считалку?

Шёл котёнок по дорожке,
Видит он: стоят сапожки.
Стал в сапожках он ходить.
Выходи - тебе водить!

Нет, - сказал гусёнок Гоша, - это нечестно! Выходит, что ты нашёл сапожки, а я ничего? Давайте лучше я сочиню считалку:

Шёл гусёнок по тропинке,
Видит он - стоят ботинки.
Стал в ботинках он ходить.
Выходи - тебе водить!

Ничего себе получается, - обиделся котёнок Яша. - Значит, тебе - ботинки, а я - босиком ходи? Так я играть не согласен!
- Погодите, - сказал поросёнок. - Я тоже придумал считалку: «Шёл поросёнок по…» Нет, не так. «Однажды поросёнок шёл по тропинке. Видит: стоят красивые сапожки. Идет дальше. Видит: ботинки стоят. Новые. Взял поросёнок сапожки и подарил котёнку Яше. А ботинки - гусёнку Гоше. Выходи - тебе водить!»
- Ха-ха-ха! - засмеялся котёнок. - Какая же это считалка! Она ведь совсем нескладная!
- Нескладная, зато справедливая, - возразил гусёнок. - Теперь у меня есть ботинки, а у тебя - сапожки. Только вот у поросёнка… Хрюша, почему ты себе ничего не нашёл?
- А мне не нужно, - ответил поросёнок. - И потом, разве вы не знаете, что самое приятное, это когда даришь что-нибудь своим друзьям?
- Знаем, знаем, - закричали котёнок Яша и гусёнок Гоша. - Только мы про это забыли!
И друзья стали играть в прятки.

ИЗ РАССКАЗОВ ПРО МАЛЬЧИКА ПЕТЮ

Как Петя учил буквы


Когда Петя был совсем маленьким (ему было только четыре года), он читать ещё не умел, но уже знал четыре буквы: П, Е, Т и Я. И вы, конечно, догадались, почему он выучил эти буквы. Петя очень гордился тем, что сам мог написать своё имя. Правда, две буквы он не всегда писал правильно. Это буквы Е и Я. Он их иногда переворачивал, как в зеркале. А буквы П и Т он всегда писал правильно, не переворачивал. И вы, конечно, догадались почему.

Однажды папа сказал:
- Петя, давай я покажу тебе другие буквы. И буду рисовать картинки. Начнём с буквы А. С этой буквы начинается слово АРБУЗ.
И папа нарисовал арбуз.
- Хорошая буква, - сказал Петя.- Сладкая.
- А вот другая буква - Б. С неё начинается слово БАРАН. Вот смотри. И папа нарисовал барана, а рядом написал: «Б-е-е!»
- Смешная буква, - сказал Петя.
- А вот ещё одна буква, - сказал папа.- Буква В. С неё начинается слово ВОЛК. Сейчас я нарисую…
Но тут Петя куда-то исчез.
- Петя, ты где? - спросил папа.

Оказалось, что Петя спрятался в шкафу. И вы, конечно, догадались, почему…

Послушный Петя


Петя с самого раннего детства был послушным мальчиком. Например, ему говорят:
- Петя, ешь манную кашу!

И Петя ест кашу, хотя это ему не очень нравится.

Или говорят:
- Петя, не качайся на стуле!

И Петя не качается, хотя это ему очень нравится.

Однажды папа и Петя гуляли по улице и решили зайти в зоомагазин. Это был необычный магазин. Там продавали смешных хомячков, белых мышей и пушистых кроликов. А ещё там была большая клетка, в которой на жёрдочке сидела ярко-зелёная птица. Её глаза напоминали блестящие пуговицы, на голове торчал нелепый хохолок, а клюв загибался вниз громадным крючком.
- Какая смешная! - засмеялся Петя.

Папа показал на птицу пальцем и сказал:
- Попугай!
Петя кивнул головой, потом достал из кармана игрушечный пистолет, направил его на птицу и громко крикнул:
- Бабах!!!

Птица шарахнулась в сторону, захлопала крыльями, а потом сердито произнесла:
- Дур-р-рак!
- Чего это она? - обиделся Петя.
- Ты сам виноват, - сказал папа. - Зачем ты её пугаешь?
- Но ты же сам разрешил! - возразил Петя. - Ты сказал: «Попугай!», вот я её и пугнул!
- «Попугай» - так называется эта птица, - засмеялся папа. - А пугать птиц и животных нельзя. Понятно?
- Понятно, - сказал Петя. - Я больше не буду!
- Вот и хорошо! - сказал папа.
- Хор-рошо! - подтвердил попугай.

Как Петя ленился

Однажды папа попросил Петю:
- Сходи, пожалуйста, в булочную за хлебом!
- Мне лень! - ответил Петя.
- А ты, оказывается, ленивый! - сказал папа. - Это плохо!
- А разве ленивому плохо? - возразил Петя. - Лежишь себе на диване, сосёшь карамель «Барбариски» и читаешь интересную книжку с картинками. Вовсе даже неплохо!
- Неплохо, - согласился папа. - Но представь, что рабочие с карамельной фабрики вдруг скажут: «Нам лень делать конфеты!» Тогда ты останешься без барбарисок.
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Можно читать и без карамелек. Так даже полезнее для зубов.
- Хорошо, - сказал папа. - А если электрики скажут, что им лень давать ток? Выключат они рубильники и пойдут отдыхать. Как ты будешь читать в темноте?
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Я буду читать только днём, а вечером просто лежать. Так даже полезно для глаз.
- Ладно, - сказал папа. - Но ты забыл про писателей и художников, которые делают книжки. Однажды они скажут: «Нам лень сочинять и рисовать!» Тогда что ты будешь читать?
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Я буду просто лежать. Это ещё полезнее для глаз.
- Допустим, - сказал папа. - А теперь представь, что мастерам-мебельщикам станет лень делать диваны и кровати. На чём ты будешь тогда лежать?
- Ну и пусть, - ответил Петя.- Можно прекрасно лежать на полу. Говорят, что на твёрдом лежать ещё полезнее.
- Ладно, - сказал папа, - а если строители домов…
- Понятно, - перебил Петя. - Тогда я просто буду гулять по улице. Дышать свежим воздухом ещё полезнее, чем лежать.
- Вот и прекрасно! - сказал папа. - Раз ты будешь гулять по улице, то зайди, пожалуйста, в булочную за хлебом!

Петин рисунок

После уроков папа зашёл за Петей в садик, и они направились домой.
- Ну, как дела? - спросил папа.
- Хорошо, - ответил Петя. - Меня сегодня Анна Григорьевна похвалила.
- За что?
- За рисунок. Постой, я тебе сейчас его покажу! - Петя порылся в сумке и вытащил альбом. - Вот, смотри!
- Неплохо, - сказал папа. - Мужчина, мальчик и собака…
- Нет, ты внимательно посмотри, - сказал Петя.
- А что?
- Разве ты не видишь? Это же ты, я и наша собака Пушок.
- Какая собака? - удивился папа. - У нас же нет собаки!
- Собаку можно купить. Ведь ты же обещал!
- Предположим. А почему - Пушок? Разве это собачье имя? Скорее кошачье.
- Не обязательно. Собака пушистая, поэтому я и назвал её Пушком.
- Ладно. А этот дяденька с усами - разве это я? Я ведь никогда не носил усов.
- Усы можно отрастить, - сказал Петя.
- А трубка? Я же никогда не курил. И курить не собираюсь!
- Ладно, - согласился Петя, - трубку я сотру резинкой. А остальное - похоже?
- Похоже. Особенно галстук и правый ботинок.
- А я? Себя я похоже нарисовал?
- Не совсем: брюки не похожи. На рисунке - брюки аккуратные, выглаженные, а в жизни совсем наоборот…
- Брюки можно выгладить, - сказал Петя. - Я маму попрошу.
- Пора самому научиться, - заметил папа.
- Научусь, - сказал Петя. - А в остальном я похож?
- Пожалуй, похож…
- А ты внимательно посмотри! По-моему, не всё похоже.
- А что?
- Видишь - на рисунке я ем мороженое.
- Вижу.
- А на самом деле никакого мороженого я не ем!
- Намёк понял, - сказал папа. - Мороженое можно купить!

И папа с Петей пошли искать мороженое.

Как Петя не обманул папу


Папа сидел и читал газету. К нему подошёл Петя и сказал:
- Папа, ты не будешь на меня сердиться?
- А что ты опять натворил? - спросил папа.
- Я взял без спросу твою новую шляпу…
- И что?
- …и сделал из неё домик для моего ёжика Егора. А Егор прогрыз дырку в твоей шляпе.
- Безобразие! - крикнул отец.

Вдруг Петя стал громко хохотать.
- Не вижу ничего смешного! - возмутился папа.
- Папа, с первым апреля! - сказал Петя. - Я и не трогал никакой твоей шляпы!
Тут папа стал тоже смеяться:
- Ха-ха-ха! Здорово ты меня разыграл! Вообще-то обманывать нехорошо, но первого апреля можно!
Вдруг папа взглянул на газету и сказал:
- Петя, а ведь ты всё перепутал! Ведь сегодня не первое апреля, а только тридцать первое марта!
Петя растерянно посмотрел на папу, потом вышел из комнаты. Через минуту он появился снова. В его руках была папина шляпа, из которой выглядывал ёжик.
- Что такое?! - совсем рассердился папа. - Выходит, это была правда?
- Нет, - ответил Петя. - Я посадил Егора в шляпу только сейчас, когда узнал, что сегодня не первое апреля. Ведь ты же сам говорил, что обманывать нехорошо! Теперь нужно только подождать, чтобы ёжик прогрыз дырку. Тогда получится, что я тебя нисколечко не обманул!

Про скороговорку

Петя, - спросил папа,- а ты знаешь, что такое скороговорка?
- Нет. А-а, это, наверно, такая девчонка, которая очень быстро говорит. У нас в старшей группе есть одна скороговорка - Аня Пирожкова. Она строчит как пулемёт - триста слов в минуту!
- Нет, - сказал папа.- Скороговорка - это шуточная фраза, которую трудно выговорить. Вот послушай: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
- Зачем? - спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем этот Карл уклар… улкар… Зачем он стащил у Клары её украшения!
- Не знаю, - сказал папа.- Может быть, в шутку.
- Ничего себе шуточки! Да и эта Крала… ой, Клара, тоже хороша: в отместку утащила у него музыкальный инструмент. А сама, небось, и играть на нём не умеет!
- Ладно, - сказал папа, - раз эта скороговорка тебе не нравится, я вспомню другую. «Во дворе трава, на траве - дрова».
- Зачем? - опять спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем дрова на траву положили! Ведь зелёную траву жалко - она засохнет! Неужели нельзя было найти другое место во дрове… ой, во дворе! Эта скороговорка мне тоже не нравится! Вспомни другую!
- А я больше скороговорок не помню, - сказал папа. - Хорошо, попробую сам придумать. Вот послушай: «Филипп пилой липу перепилил».
- Зачем? - снова спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем он репу перепилил… ой, липу перелепил… Ну, для чего Филипп дерево разрезал?
- Не знаю, - ответил папа, - может быть, на дрова.
- Ага! - рассердился Петя. - А потом дрова - опять на траву!.. Придумай лучше другую скороговорку. Только такую, чтобы природу не портить!
- Ладно, - согласился папа. - Не будем портить природу. Вот слушай: «Липа, Поля, Валя липу поливали». Ну, как?
- Какая «лимпополя»? - спросил Петя.
- Не «лимпополя», а три девочки - Липа, Поля и Валя поливали липу.
- Зачем? - спросил Петя.
- Чтобы быстрее выросла.
- Понятно, - сказал Петя.- Вот эта скороговорка хорошая. Добрая.

Игра в загадки

Папа, - сказал Петя, - давай играть в загадки.
- Давай, - согласился папа. - Кто начинает?
- Начинаю я. Слушай: «Усатый, полосатый, любит в кресле подремать». Что это такое?
- Я думаю, это наш дедушка. Он у нас с усами, ходит в полосатой пижаме и любит поспать после обеда. Угадал?
- Ничего не угадал! Это кот. Ладно, теперь твоя очередь.
- Хорошо. У меня такая загадка: «Рубашка жёлтая, нос чёрный, любит рисовать».
- Я думаю, - сказал Петя, - это художник. Сидит себе в жёлтой рубашке и рисует.
- А почему у него нос чёрный?
- Испачкался. Наверно, углём рисовал, а потом нос потрогал…
- Ничего подобного, это не художник. Это вот что, - и папа положил на стол простой карандаш.- Видишь, у него рубашка жёлтая, а грифель чёрный.
- Ладно, - вздохнул Петя, - теперь ты отгадывай. «Сам белый, нос красный, стоит зимой целый день с метлой».
- Мне кажется, это дворник. Он стоит на улице с метлой. Сам белый, потому что снегом его засыпало, а нос красный, потому что замёрз. Зима всё-таки.
- А что, разве дворники только зимой работают?
- Ну, наверно, этот дворник летом уезжает в отпуск. В Сочи.
- Нет, неправильно. И потом дворник зимой стоит не с метлой, а с лопатой.
- Ты прав, - сказал папа. - Так кто же это?
- Это снеговик. А нос красный - это морковка.
- Понятно, - сказал папа, - Теперь моя очередь. «На Л начинается, на А кончается, с чёлкой и хвостом, целый день скачет».
- Знаю, знаю, - обрадовался Петя. - Это Людка из шестнадцатой квартиры!
- Ты уверен?
- Конечно! У неё рыжая чёлка и хвост, и она целыми днями скачет через свою скакалку!
- Нет, Людку я не знаю. Это лошадка. Теперь ты загадывай.
- Сейчас… Вот. Моя загадка получилась даже в рифму: «Рогатый, а не бык, по ночам гулять привык».
- Так-так, - задумался папа, - Значит, рогатый… И не бык… А-а, это, наверно, козёл.
- Козёл? А чего это он по ночам гуляет?
- Ну, может быть, у него бессонница.

Петя засмеялся:
- У козлов бессонницы не бывает! Это месяц на ночном небе! Понятно?
- Да. Это хорошая загадка. Ладно, я тоже тебе в рифму загадаю: «Начинается на «МУ», очень нравится ему», - и папа показал пальцем на Петю.
- Мне? На «МУ»? - удивился Петя.- Интересно, что это такое?.. Если музыка, то ты ошибаешься. Музыку я не всегда люблю. Особенно, когда заставляют на рояле заниматься.
- Нет, это не музыка.
- Может быть, муха? Мух я вообще не терплю.
- Нет, не муха. И не муравей.
- А! Догадался! - радостно крикнул Петя. - Это мультики! Правильно?
- Да,- сказал папа и посмотрел на часы.- Кстати, твои мультики уже начинаются. Давай, включай телевизор!

Страничка для взрослых


Леонид Давидович Каминский, чей 80-летний юбилей мы отметили в апреле, был одним из самых дорогих моему сердцу детских писателей и просто очень близким и душевным другом.

Леонид Каминский был ещё и художником-иллюстратором детских книг, журналистом, много лет входил в знаменитое содружество писателей и художников «Боевой карандаш», работал в журнале «Костёр», где на протяжении четверти века вёл юмористический отдел. Наконец Леонид Давидович (которого все называли запросто и с любовью - Лёнечка) сумел стать неподражаемым актёром, придумавшим в свое время уникальный спектакль - «Урок смеха». Он известен не одному поколению читателей и зрителей как знаменитый Учитель Смеха…

К тому же Леонид Каминский прославился как знаток и ценитель детского юмора. Его коллекция школьного юмористического фольклора - может быть, единственная в нашей стране - могла бы попасть в книгу рекордов Гиннесса. Уже после кончины Леонида Давидовича удалось собрать все «экспонаты» в большую книгу под названием «История государства Российского в отрывках из школьных сочинений». Недавно эта книга вышла вторым изданием.

Леонид Каминский очень любил своих героев. Особенно котёнка Яшу и мальчика Петю. Про них у него написаны отдельные книжки.


Каминский умел быть оптимистом. Это не всегда просто, но всегда заразительно. Ведь так и хочется перенести тон и атмосферу таких отношений в свою семью, распространить и на своих детей. Все мы, его друзья, счастливы, что судьба подарила нам возможность с ним общаться и дружить.

В данной статье мы расскажем о Леониде Каминском - журналисте, художнике, писателе и литературном деятеле. Талант этого замечательного человека раскрылся на ниве творчества детей. Книги, написанные автором, интересны, забавны и остроумны. «Учитель смеха», именно так называли Леонида Давыдовича.

Машенька, или с чего все началось

Биография писателя

Леонид Каминский родился 27 апреля 1931 года, в Калинковичах, Гомельской области, в Белоруссии. Детство писателя проходило в военные и послевоенные годы. В 1954 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Позже в биографии Леонида Каминского происходит важный момент: он в 1966 году оканчивает Московский полиграфический институт по специальности художник-график. Каминский являлся членом творческих союзов города Санкт-Петербурга: журналистов, художников, писателей и театральных деятелей. С 1966 года был постоянным автором журнала «Веселые картинки», сотрудничал со многими детскими журналами, такими как «Буратино», «Баламут», «Автобус», «Мурзилка», «Искорка» и с другими. С 1979 года являлся редактором-составителем юмористического отдела журнала «Костер». С 1981 по 1992 год в театре «Эксперимент» принимал участие в авторском эстрадном представлении для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Урок смеха», где исполнял роль Учителя смеха. В 1998 году был награжден статуэткой «Золотой Остап» на международном фестивале юмора в номинации «Юмор для детей».

Учитель смеха

Человек, который лишен чувства юмора, социально опасен, именно так считал Леонид Давыдович. В течение двадцати пяти лет он собирал школьный фольклор. Произведения Леонида Каминского для детей входят в школьную хрестоматию по литературе. Для формирования в обществе оптимизма, в первую очередь, необходимо воспитывать в подрастающем поколении самоиронию, умение откликаться на шутки и, самое главное, ценить здоровый юмор - эта и была главная задача Каминского, именно в этом он нашел свое призвание. В журнале «Боевой карандаш» он проработал более тридцати лет, даря людям искры легкого и позитивного отношения к миру. Послужной список Леонида Давыдовича удивляет и одновременно впечатляет, и ты понимаешь, что перед тобой действительно один из немногих «светлых» людей, которым хочется сказать «спасибо» за заряд позитива, продлевающий нашу с вами жизнь. Книги Леонида Каминского интересны и взрослым, и детям, в семейном кругу нет более полезного времяпровождения, чем прочтение его произведений, которые с невероятной легкостью и точностью описывают забавные случаи из жизни школьников. И, несмотря на то, что автор так любит высмеивать дурные черты поведения детей, сквозь строки каждого произведения исходит огромная любовь к своим юным читателям. Рассказы для детей Леонида Каминского были настолько популярны и имели оглушительный успех, что письма с шутками и забавными историями приходили к нему со всех концов Советского Союза.

История стихотворения «Объявление»

Одна забавная история произошла в жизни Леонида Каминского. В 1983 году в журнале «Веселые картинки» было опубликовано стихотворение «Объявление», которое для пущей правдоподобности было оформлено, как настоящее объявление "с бахромой" указанного номера телефона. Именно так и выглядели объявления, которые клеили на водопроводные трубы и стены домов, и самое смешное на номер, указанный в стихотворении стали звонить люди. Кто в шутку, а кто и всерьез интересовался говорящими попугаями и импортными зонтиками. Пенсионер, чья квартира была зарегистрирована под этим номером, был вынужден сменить свой телефон. И ворчун-пенсионер написал жалобу в журнал «Веселые картинки». Вот такая забавная история, которая произошла в реальной жизни с Леонидом Давыдовичем.

Поучительная история о первоклашках

Рассказ Леонида Каминского «Как Маша пошла в школу» была посвящена его дочери Марии. Рассказ получился забавный, легко читающийся, и между тем поучительный. История на первый взгляд незамысловата и проста: первоклассница Маша решила, что раз она умеет и читать, и считать, то ей уже не надо ходить в школу. Учительница сумела заинтересовать маленькую девочку доступными для понимания ребенка примерами из окружающего нас мира. «Почему листья зеленые, почему светят звезды, и как по-английски будет «кошка»?» Вот так просто, на первый взгляд, и так мудро, не причиняя малышке боли, не показывая ей своего превосходства, она разбудила в ней любопытство. Бережное отношение, подпитанное огромной любовью к маленьким детям - вот мораль этого рассказа. «Остаюсь» - сказала Маша и снова села за парту. Смешная, умная, но еще такая маленькая, девочка получила свой первый урок, значение которого значимо для нее настолько, что она в силу своего небольшого возраста не осознала этого до конца. Этот рассказ в первую очередь будет поучительным, в хорошем смысле этого слова, для многих учителей и родителей.

Необычайная книга, или коллекция цитат из школьных сочинений

В 2008 году в Петербурге вышла в свет необычайная книга «История государства Российского в отрывках из школьных сочинений», автор этого увлекательного детского шедевра годами собирал всевозможные ляпы учеников. Леонид Каминский хотел издать эту книгу еще при жизни, но не успел. Эта была, нет, почему же, она есть, самая замечательная коллекция Леонида Давыдовича отрывков из школьных сочинений, настоящая путаница из слов, но в детстве невозможно без путаницы. Итак, в качестве примера приведем некоторые из них. «Когда правил Петр I? - С 40 по 46 параграф». Или вот одно из самых любимых: «Деда Мороза я узнал по кроссовкам, это был наш физрук». И напоследок такая цитата: «Революционеры не дрожали за свою шкуру. Они дрожали за шкуру других». «Катерина, чтобы избежать самодурства Кабанихи, решила утопиться, потому что хотела всю свою жизнь оставаться свободной». Рисунки, которые рисовал к своим рассказам Леонид Давыдович, похожи на детские, такие же полные наивности и "неумелости", даже подписи под ними Каминский делал "от руки" как в школьных тетрадках.

Слова благодарности - лучшая награда для писателя

Читая отзывы с добрыми и душевными словами благодарности, хотелось бы добавить следующее: произведения Леонида Каминского интересны для детей начальной и средней школы, так как именно в этом возрастном периоде им любопытно читать о тех событиях и случаях, которые происходили с их сверстниками. Особенно, если они написаны с известной долей юмора. Также стоить учесть тот факт, что на сегодняшний день нагрузки в школе для детей существенны, а произведения Леонида Каминского замечательно подходят для эмоциональной разрядки школьника, нет нареканий за неуспеваемость, все истории из реальной жизни, написанные простым для понимания языком.

Школьный театр, или троечка за тигра

Разновидность сценического творчества - это школьный театр. Как много было поставлено сценок по произведениям Леонида Давыдовича! Сколько доброты, юмора и смеха было подарено со сцен школьных театров. Ценить прекрасное, избегать душевной пустоты учит эта детская творческая мастерская. Произведения Каминского разнообразны и интересны. В качестве примера можно привести рассказ Леонида Давыдовича «Троечка за тигра», где отец и сын играют в слова, которые начинаются на букву «Т», и находятся в этой комнате. Телевизор, тумбочка, телефон и …тигр.

Детская находчивость и непосредственность, и взрослая наблюдательность соединились в этом рассказе, который может, и был поставлен на сценах школьных театров. Все творчество Каминского такое «наше» и родное, понятное и смешное, доброе и расслабляющее.

Заключение

В заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить тот факт, что самая главная задача, которую поставил перед собой Леонид Каминский, была с блеском им выполнена. Что же это за задача? Как говорил сам Леонид Давыдович, самое главное научить детей… смеяться. Смешить детей - дело приятное, это не только работа, но и удовольствие. Леонид Каминский остался в памяти, как задушевный человек, большой друг детворы, обладатель потрясающего заряда юмора и творческого оптимизма. Скончался Леонид Давыдович в 2005 году 23 ноября в Санкт-Петербурге на 75-ом году жизни.