Культура средневековья термины. Культура средневековья кратко


Общая характеристика культуры средневековья Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное. Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи. Есть и искусствоведческий термин "средневековая культура" - от принятия христианства императором Рима Константином как официальной религии в 313 году и по XVII век.


При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы: 1. Средневековье включает в себя 3 периода - 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка) Раннее средневековье датируется V - X веками Зрелый феодализм - X - конец XV века Позднее средневековье - XV - XVII века 2. Дух эпохи: перемещение народов, создание новых государств, расширение торговых и культурных связей Европы с северной Африкой, Ближним Востоком, появление первых парламентов и конституций, изобретения, европейские языки. 3. Противоречие в мировоззрении средневековья: человек - венец природы, человек - раб божий. Историческаяточказрения Историческаяточказрения


4. Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Язык науки и церкви - латынь. Искусство "языка в камне"- удел простого народа. 5. Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа. При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:


Сравнительная характеристика мировоззрения человека античности и средневековья: Античность Средневековье 1. Всеобщая гармония мира 1. Несовершенство мира 2. Особая роль космоса 2. Отрицание вечности, главная роль творца - изначального существа 3. Приветствуется человеческий разум и познание мира 3. Изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом 4. Поиск справедливости 4. Вера и верность - основные качества человека 5. Возможность стать подобным богам 5. Страх перед Судом и божьей карой Культурнаяточказрения Культурнаяточказрения


7 Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент арочная форма дверных и оконных проемов.



Особенности архитектуры Романский стиль Термин " романский стиль" - появился в XIX веке от понятия - " романские языки." В основе их лежит латынь - язык древних римлян. Период, который охватывает романский стиль - X - XII века. Это первый большой стиль в искусстве. Этапы развития романского искусства: - дороманский века - романский века Главные типы сооружений: - феодальный замок - монастырский ансамбль -храм


Главные черты строительства замков: - замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость. - тяжелое мрачное величие - зубчатый верх - трехэтажные башни - ров - огромные ворота на цепях - мост - Донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны. Выбор места постройки: холм или возвышенное место, откос реки.






Готический стиль "Готический" - термин ввели гуманисты возрождения, считавшие все, что не античное - негативным, варварским. Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют. Готический стиль - второй великий стиль средневековья. Зародился он во Франции и господствовал с XII по XVI века.




Готическую церковь (собор) сразу можно узнать по стрельчатым аркам (заостренным кверху), аркам окон, дверных проемов. Церкви больше не похожи на крепости, легко возносятся к небу, будто они вовсе не из камня. Окна выложены цветными стеклами - витражами и занимают столько места, что почти не остается стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки стеблей.


В поздней Готике все сложнее становятся рисунки витражей, скульптуры, "каменного" орнамента, резьба потолков. Зачастую они напоминают сложнейшие узоры кружева. Даже не верится, что все это сделано из камня.


Особенности прикладного искусства средневековья Наиболее развито было художественное ремесло. Они обильно украшали даже предметы домашнего обихода. Особенно щедро использовали плетеный орнамент. Он состоял из бесконечной полоски, переплетения которой заполняли всю поверхность предмета. Между плетениями были изображения животных и людей, искаженные и упрощенные, или стилизованные.


Особое место в ту пору заняла живопись в книге. В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте - особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски "минимум" и маленького размера.


Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска, иконопись, книжные миниатюры Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой. Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой. Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использовались синие, красные, желтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер. Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использовались синие, красные, желтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.


Особенности скульптуры средневековья Скульптура средневековья имеет свои особенности - изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла (аспидов) украшали храмы. Рельефы изображали библейские события и легендарные сюжеты из жизни святых. Помимо украшений церквей у рельефов была другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для их просвещения и создавали из камня "библию бедных.


Из истории средневекового театра Театральное действие называлось - мистерия. Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело. Театральное действие называлось - мистерия. Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело.


На сцена средневекового театра: На сцену выходил Бог и творил одно за другим свои чудеса, в райских кущах появлялись Адам и Ева, выползал Змей, соблазнял запретным яблоком прародителей, затем выходил грозный ангел с мечом, изгонял Адама и Еву из Рая, черти волокли их в Ад. Писатель БогАдам ЕваЗмей Черт










Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире, Поя целебно мутный мрак веков. Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов, Пусть меч звенел в бою и на турнире, – Пусть меч звенел в бою и на турнире, – Искал алхимик камень мудрецов, Искал алхимик камень мудрецов, Ум утончался в преньях о вампире, Ум утончался в преньях о вампире, Познать Творца пытался богослов, Познать Творца пытался богослов, И мысль качала мировые гири… И мысль качала мировые гири… В. Брюсов В. Брюсов Рафаэль Санти говорил о Средневековье так: «…когда же Рим был разрушен и сожжён варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. … Эта жестокая и беспощадная буря войны и опустошения породила такую манеру живописи, скульптуры и архитектуры, которая сверх всякой меры плоха и не имеет малейшей ценности». «…когда же Рим был разрушен и сожжён варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. … Эта жестокая и беспощадная буря войны и опустошения породила такую манеру живописи, скульптуры и архитектуры, которая сверх всякой меры плоха и не имеет малейшей ценности».




« Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы её оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую « Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы её оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. и варварскую. Н. В. Гоголь Н. В. Гоголь




Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы, Крутые лестницы и сводчатые залы, Где ветер шелестит и стонет в вышине, О битвах и пирах рассказывает мне… И погружён мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск средневековья. Теофиль Готье Теофиль Готье


Культура - это разнообразные формы и способы человеческого самовыражения. Какие особенности имела культура средневековья, кратко изложенная? Средние века охватывают период более тысячи лет. За этот огромный отрезок времени произошли большие изменения в средневековой Европе. Появился феодальный строй. На смену ему пришел буржуазный. Темные века сменились эпохой Возрождения. И во всех изменениях, происходящих в средневековом мире, особую роль играла культура.

Роль церкви в средневековой культуре

Важную роль в культуре средневековья играла христианская религия. Влияние церкви в те времена было огромным. Во многом это определило и становление культуры. Среди поголовно безграмотного населения Европы служители христианской религии представляли отдельное сословие образованных людей. Церковь в раннем средневековье играла роль единого центра культуры. В монастырских мастерских монахи переписывали труды античных авторов, там же были открыты первые школы.

Культура средневековья. Кратко о литературе

В литературе основным направлениями были героические эпосы, жития святых, рыцарский роман. Позднее появляется жанр баллады, куртуазный роман, любовная лирика.
Если говорить о раннем средневековье, то уровень развития культуры был еще крайне низок. Но, начиная с 11 века, ситуация начинает коренным образом меняться. После первых Крестовых походов их участники вернулись из восточных стран с новыми знаниями и привычками. Затем, благодаря путешествию Марко Поло, европейцы получают еще один ценный опыт того, как живут другие страны. Мировоззрение средневекового человека претерпевает серьезные изменения.

Наука средневековья

Она получает широкое развитие с появлением первых у университетов в 11 веке. Очень интересной наукой средневековья была алхимия. Превращение металлов в золото, поиски философского камня - основные ее задачи.

Архитектура

Она представлена в средние века двумя направлениями - романским и готическим. Романский стиль массивен и геометричен, с толстыми стенами и узкими окнами. Он подходит больше для оборонных сооружений. Готика - это легкость, значительная высота, широкие окна и обилие скульптур. Если в романском стиле строили в основном замки, то в готическом - прекрасные храмы.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) культура средневековья делает мощный рывок вперед.

В период средневековья наблюдается особое влияние христианской церкви на формирование менталитета и мировоззрения европейцев. Взамен скудной и тяжелой жизни религия предлагала людям систему знаний о мире и законах, действующих в нем. Именно поэтому средневековая культура целиком и полностью проникнута христианскими идеями и идеалами, которые рассматривали земную жизнь человека как подготовительный этап к предстоящему бессмертию, но уже в другом измерении. Люди отождествляли мир со своеобразной ареной, на которой противоборствовали небесные силы и адские, добро и зло.

Средневековая культура отражает историю борьбы государства и церкви, их взаимодействие и реализацию божественных целей.

Архитектура

В 10-12 веках в западноевропейских странах господствует который по праву считается первым каноном средневекового зодчества.

Светские строения отличаются массивностью, для них характерны узкие оконные проемы и высокие башни. Типичные особенности архитектурных сооружений романского стиля - купольные конструкции и полуциркульные арки. Громоздкие постройки символизировали могущество христианского бога.

Особое внимание в этот период уделялось монастырским зданиям, так как они совмещали жилище монахов, часовню, помещение для молитв, мастерские и библиотеку. Главный элемент композиции - высокая башня. Массивные рельефы, украшающие фасадные стены и порталы, являлись основным элементом храмового декора.

Средневековая культура характеризуется возникновением еще одного стиля в архитектуре. Он носит название готический. Этот стиль смещает культурный центр из уединенных монастырей в многолюдные городские кварталы. При этом главным духовным сооружением считается собор. Первые храмовые здания отличаются стройными колоннами, уносящимися ввысь, вытянутыми окнами, расписными витражами и «розами» над входом. Изнутри и снаружи они украшались рельефами, статуями, живописью, подчеркивающими основную черту стиля - устремление вверх.

Скульптура

Обработка металлов используется преимущественно для производства

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»


Культура средневековой Европы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине (специализация) «Культурология»


Челябинск 2014


Введение

Периодизация культуры Средневековья

Христианство как основа мировоззрения Средневековья

Мироотношение средневекового человека

Средневековое искусство. Романтический и готический стиль

Заключение

Библиографический список

Приложение


Введение


Средневековая культура Западной Европы - эпоха великих духовных и социокультурных завоеваний в истории всего человечества. Средневековье по времени охватывает с V по XVII век. Термин «средние века» закрепился за данным периодом в связи с тем, что он занимает промежуточное место между Античностью и Новым временем.

Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры, с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур .

Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности.

Духовная жизнь Средневековья обычно описывается через господствующую в то время религию - христианство. Картина мира Средневековой культуры определяется как богоцентрическая. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог.

Культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации - утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.

Благодаря духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек - образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке - душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии - дар свободы воли человеку, т. е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом.

Культура средневековой Европы - это создание новых народов, утвердивших свое национальное бытие опять - таки на развалинах античной цивилизации, однако главным образом в ее специфически римском аспекте. Искусство, возникшее в средние века и достигшее величайшего расцвета в эпоху Возрождения, знаменует огромный вклад в культуру всего человечества .

Средневековая культура, несмотря на кажущуюся легкость и «узнаваемость», является достаточно сложной. Преобладает крайне упрощенная и ошибочная оценка средневековья как мрачного тысячелетия всеобщей дикости, упадка культуры, торжества невежества и всевозможных предрассудков. Реже - идеализация этой культуры как времени подлинного торжества благородства. Понятно, что причиной такой категоричности является как сложность самой проблематики средневековой культуры, так и поверхностное знакомство с этим важным этапом развития европейской культуры, что и обуславливает актуальность раскрытия темы.

Цель работы: показать особенности средневековой культуры Европы.

Раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры.

Изучить характерную черту средневековой культуры - дифференциация на социально-противоположные виды. 3.Охарактеризовать Христианство как стержень средневековой культуры.


1. Периодизация культуры Средневековья


Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем . Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в. Тысячелетний период Средних веков принято делить, по меньшей мере, на три этапа.

Раннее Средневековье, (от Х - XI века);

Высокое (Классическое) Средневековье. От XI - XIV века;

Позднее Средневековье, XIV - XV века.

Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это - вторжения так называемых варваров (от латинского barba - борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончилось падением Рима.

Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории

бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии . Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя

себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим и как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Святая Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов, западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды - театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья - схоластика.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако, в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы, как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу .


2. Христианство как основа мировоззрения Средневековья


Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах . Эмоциональная притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития, с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

Эта картина мира, целиком определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.

Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально.

По удачному выражению С. Аверинцева, Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты .

В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней - Бог. Ниже идут ярусы или уровни священных персонажей: сначала Апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню - архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле, размещаются животные, потом растения и потом - сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй, тонической пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог - олицетворение Добра и Любви, то Сатана - его противоположность, воплощение Зла и Ненависти .

Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности и образованности даже духовенства в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии и т. п. Уровень же образования прихожан был вообще минимальным. Масса мирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось

только священнослужителям. Однако и их образованность, и грамотность была в массе, как сказано, очень невысока. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

Вместе с тем значение слова, написанного и особенно звучащего, в средневековой культуре было необычайно велико. Молитвы, воспринимавшиеся функционально как заклинания, проповеди, библейские сюжеты, магические формулы - все это тоже формировало средневековый менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов, содержащих некий высший смысл. Эти символы - слова надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой художественной культуры, рассчитанной на восприятие в пространстве именно такого, глубоко религиозного и символического, словесно вооруженного менталитета . Даже живопись там была, прежде всего, явленным словом, как и сама Библия. Слово было универсально, подходило ко всему, объясняло все, скрывалось за всеми явлениями как их скрытый смысл.

Таким образом, для средневекового сознания, средневекового менталитета культура, прежде всего, выражала смыслы, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и проповедях священников. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.


3. Мироотношение средневекового человека


Мироотношение формируется на основе мироощущения и миропонимания. Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам Мироотношение обладает такими признаками, как субъективность и дискретность. Мироотношение человеческого существа понятийно трудноопределимо, так как, подобно всякому иному отношению, оно «не вещь и не свойство, но то, посредством чего свойства какой-либо вещи получают свою видимость» . Мироотношение возникает и осуществляется как процесс и результат выявления разнообразных индивидуальных свойств целостного человеческого существа, его сущностных сил и их реализацию в соответствии со спецификой доступных ему фрагментов Мира. Особенность мироотношения заключается в его преимущественной сопряжённости со сферами существования человека. Поэтому имеет смысл выделить сомацентрическое мироотношение, формирующееся у человека, явственно отдающего приоритет реалиям природной сферы своего существования. Соответственно если доминирующая роль оказывается у социальной сферы, то мироотношение человека будет персонацентрическим, если же на первый план выйдет духовная сфера, то у его мироотношения непременно обнаружится спиритоцентрический характер.

Мироощущение, видение мира человека аграрного по своей природе общества изменялось несравненно медленнее, нежели культура людей образованных . Оно изменялось, но ритмы изменений были совершенно иными. Создается впечатление, что динамика «верхушечных», элитарных форм духовной жизни намного опережала перемены «в глубине». Картина мира средневекового человека не была монолитной, - она дифференцировалась в зависимости от положения того или иного слоя общества.

Христианская религия определила способ мироотношения на западе и на востоке. Религиозное мироотношение организовывалось произведениями искусства. Понятие «мир» для эпохи средневековья раскрывалось исключительно как «Бог». А понятие «человек» раскрывалось как «верующий в Бога», а именно «христианин». Средние века - «золотой век» христианского самосознания личности, эпоха, когда христианство в полной мере реализовывало необходимое воссоединение человеческого и абсолютного начал. В средние века христианство было не только культом, но и системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и философией. Христос выступил в качестве эталона для средневекового человека; строительством Христа в себе был занят каждый христианин.

Эпоха раннего средневековья ознаменовалась процессом активной христианизации населения. Все пространство человеческой жизни было построено как элементы культа, и культа в самом широком смысле этого слова: жизнь понималась как постоянное служение, постоянное пребывание в контакте со своим господином - Господом Богом .

Средневековое миросознание было организовано чрезвычайно стройно; каждый род деятельности подчинялся иерархическому порядку. Церковь как посредник играла главенствующую роль в отношениях человеческого и божественного. Она представляла собой систему эталонных посредников, организованных в иерархию, представленную лестницей. «Лестница» в культуре средних веков предстает как философская категория. Лестница есть символ нисхождения Божественного в земной мир человеческих форм и обратного, ответного восхождения человека в духе своем. Различие религиозных моделей католичества и православия заключается в различной доминанте движения по этой лестнице.

Эпоха Ренессанса - Возрождения (термин ввел в XVI в. Джорджо Вазари) период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Возникновение машинного производства, совершенствование орудий и продолжающееся разделение мануфактурного труда, распространение книгопечатания, географические открытия - все это изменило представления человека о мире и о самом себе. В гуманистическом мировоззрении людей утверждается жизнерадостное свободомыслие. В науках возобладает интерес к судьбе и возможностям человека, а в этических концепциях обосновывается его право на счастье. Родоначальник лютеранства М.Л. Кинг провозглашает, что все люди в равной мере наделены разумом. Человек начинает осознавать, что он создан не для Бога, что в своих деяниях он свободен и велик, что для его разума нет преград .

Ученые этого периода считали своей главной задачей восстановление античных ценностей. Однако «возрождалось» только то и таким образом, что было созвучно новому укладу жизни и обусловленной им интеллектуальной атмосфере. В этой связи утверждался идеал «универсального человека», в который верили не только мыслители, но и многие правители Европы, собиравшие под свои знамена выдающиеся умы эпохи (например, во Флоренции при дворе Медичи творили скульптор и живописец Микеланджело и архитектор Альберти) .

Новое мироощущение отразилось в стремлении по-новому взглянуть на душу - центральное звено любой научной системы о человеке. В университетах на первых лекциях студенты просили преподавателей: «Скажи о душе», - что являлось своего рода «лакмусовой бумажкой», характеристикой мировоззренческих, научных и педагогических потенций учителя.

Проблематика психологических изысканий также была своеобразной: зависимость человека от констелляции звезд; связь обилия желчи и настроения; отражение душевных качеств в выражении лица и т. п. Делая вывод из своих наблюдений, Жуан Хуарт в 1575 г. пишет, что сложение тела и наружность с закономерной точностью соответствует душевной особенности каждого человека. Подобная проблематика и выводы отражали необходимость освобождения науки о душе от прежних средневековых стереотипов.

Таким образом, новая эпоха вызвала к жизни новые представления о природе человека и его психическом мире, породила титанов по силе мысли, страсти и характеру.


Дифференциация культуры: культура духовенства, аристократии и «безмолвствующего большинства»

культура средневековый духовенство

С образованием централизованных государств, формированием нового мировоззрения складывается и новая социальная культура, формируются сословия, составляющие структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», «народом» .

Духовенство считалось высшим сословием, оно подразделялось на белое священство - и черное - монашество. В его ведении находились «дела небесные», забота о вере и духовной жизни. Именно оно, в особенности монашество, с наибольшей полнотой воплощало христианские идеалы и ценности. Однако и оно было далеким от единства, о чем свидетельствуют расхождения в понимании христианства между существовавшими в монашестве орденами. Венедикт Нурсийский - основатель Бенедиктинского ордена - выступал против крайностей отшельничества, воздержания и аскетизма, вполне терпимо относился к собственности и богатству, высоко ценил физический груд, особенно земледелие и садоводство, считая, что монашеская община должна не только полностью обеспечивать себя всем необходимым, но и помогать в этом всей округе, показывая пример деятельного христианского милосердия. Некоторые общины данного ордена весьма высоко ценили образованность, поощряли не только физический, но и умственный труд, в частности освоение агрономических и медицинских знаний.

Напротив, Франциск Ассизский - основатель Францисканского ордена, ордена нищенствующих монахов - призывал к крайнему аскетизму, проповедовал полную, святую бедность, ибо владение каким-либо имуществом требует его защиты, т.е. применения силы, а это противоречит нравственным принципам христианства. Он видел идеал полной бедности и беззаботности в жизни птиц.

Вторым по значению слоем была аристократия, выступавшая главным образом в форме рыцарства. В ведении аристократии находились «дела земные», и прежде всего государственные задачи по сохранению и упрочнению мира, защите народа от притеснений, поддержанию веры и Церкви и т.д. Хотя культура этого слоя тесно связана с христианством, она существенно отличается от культуры духовенства .

Подобно монашеским, в средние века существовали рыцарские ордена. Одной из главных задач, стоявших перед ними, была борьба за веру, которая не раз принимала форму крестовых походов. Рыцари несли и другие обязанности, в той или иной мере связанные с верой.

Однако значительная часть рыцарских идеалов, норм и ценностей имела светский характер. Для рыцаря обязательными считались такие достоинства, как сила, смелость, щедрость и благородство. Он должен был стремиться к славе, совершая ради этого ратные подвиги или добиваясь успеха на рыцарских турнирах. От него требовалась также внешняя физическая красота, что расходилось с христианским пренебрежением к телу. Главными рыцарскими добродетелями были честь, верность долгу и благородная любовь к Прекрасной Даме. Любовь к Даме предполагала утонченные эстетические формы, однако она вовсе не была платонической, что также осуждалось Церковью и духовенством.

Низший слой средневекового общества «безмолвствующего большинства» составляло третье сословие, куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия. Культура данного сословия также обладала неповторимым своеобразием, резко отличавшим ее от культуры высших сословий. Именно в ней дольше всего сохранялись элементы варварского язычества и идолопоклонства .

Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок, довольно часто смешивали «божественное» с «человеческим». Они умели искренне и беззаботно радоваться и веселиться, отдаваясь этому всей своей душой и телом. Простой народ создал особую смеховую культуру, своеобразие которой по-особому ярко проявлялось во время народных праздников и карнавалов, когда бурлящие потоки всеобщего веселья, шутки и игры, взрывы смеха не оставляют места для чего-то официального, серьезного и высокого .

Таким образом, господство религии не делало культуру совершенно однородной. Напротив, одна из важных черт средневековой культуры состоит как раз в возникновении в ней вполне определенных субкультур, вызванных строгим делением общества на три сословия: духовенство, феодальную аристократию и третье сословие «безмолвствующего большинства».


Средневековое искусство. Романтический и готический стиль


Наряду с религией в Средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и науку. Высшей средневековой наукой была теология, или богословие. Именно богословие обладало истиной, которая покоилась на Божественном Откровении.

Начало зрелого периода Средневековья X столетие - оказалось крайне сложным и трудным, что было вызвано вторжениями венгров, сарацинов и особенно норманнов. Поэтому складывающиеся новые государства переживали глубокий кризис и упадок. В такой же ситуации находилось и искусство . Однако к концу X в. положение постепенно нормализуется, феодальные отношения окончательно побеждают, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем.

В XI-XII вв. значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. Именно при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские. Монастыри выступают основными заказчиками произведений искусства. Поэтому всю культуру и искусство этих столетий иногда именуют монастырскими. В целом же этап нового подъема искусства получил условное название «романского периода». Он приходится на XI-XII вв., хотя в Италии и Германии прихватывает и XIII в., а во Франции во второй половине XII в. уже безраздельно господствует готика. В этот период архитектура окончательно становится ведущим видом искусства - с явным преобладанием культовых, церковно-храмовых построек. Она развивается на основе достижений Каролингов, испытывая влияние античного и византийского зодчества. Основным типом постройки является усложняющаяся базилика .

Суть романского стиля - геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко используются арки, а окна и двери делаются узкими. Внешний вид здания отличают четкость и простота, величавость и строгость, которые дополняет суровость, а иногда и мрачность. Нередко используются колонны без устойчивых ордеров, которые к тому же выполняют декоративную, а не конструктивную функцию.

Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции. Здесь к числу самых выдающихся памятников романской архитектуры относится Церковь в Клюни XI в., а также церковь Нотр Дам дю Пор в Клермон-Ферране XII в. (прил. 1). Оба здания удачно сочетают в себе простоту и изящество, строгость и великолепие.

Светская архитектура романского стиля явно уступает церковной. У нее слишком простые формы, почти нет декоративных украшений. Здесь главным типом постройки является замок-крепость, который служит одновременно и жилищем, и оборонительным убежищем для феодала-рыцаря. Чаще всего это двор с башней в центре. Наружный вид такого сооружения выглядит воинственным и настороженным, мрачным и угрожающим. Примером подобной постройки может служить дошедший до нас в развалинах замок Шато Гайар на Сене (XII в.).

В Италии прекрасным памятником романской архитектуры является соборный ансамбль в Пизе (XII-XIV вв.). В него входит грандиозная пятинефная базилика с плоским перекрытием, знаменитая «Падающая башня», а также баптистерий, предназначенный для крещения. Все постройки ансамбля отличаются строгостью и стройностью форм. Великолепным памятником является также церковь Сант-Амброджо в Милане, имеющая простой и вместе с тем впечатляющий фасад.

В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Ее наивысший расцвет приходится на XII в. Наиболее замечательные соборы оказались сосредоточенными в городах Среднего Рейна: Вормсе. Майнце и Шпейере. При всех различиях, в их внешнем облике много общих черт, и прежде всего - устремленность вверх, которую создают расположенные на западной и восточной сторонах высокие башни. Особо выделяется собор в Вормсе, внешне похожий на корабль: в центре его высится самая большая башня, с востока он имеет выступающее вперед полукружие апсиды, а в западной и восточной частях находятся еще четыре высокие башни .

К началу XIII в. романский период средневековой культуры завершается и уступает место готическому периоду. Термин «готика» также является условным. Он возник в эпоху Возрождения и выражал довольно презрительное отношение к готике как культуре и искусству готов, т.е. варваров.

Научная и творческая деятельность переходит от монастырей к светским мастерским и университетам, которые существуют уже практически во всех европейских странах. Религия к этому времени начинает постепенно сдавать свои господствующие позиции. Во всех областях жизни общества возрастает роль светского, рационального начала. Не прошел этот процесс и мимо искусства, в котором возникают две важные черты - возрастание роли рационалистических элементов и усиление реалистических тенденций. Наиболее ярко данные черты проявились в архитектуре готического стиля.

Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих - конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость здания. Если в романской архитектуре устойчивость постройки зависит от массивности стен, то в готической - от верного распределения сил тяжести. Готическая конструкция включает три главных элемента: 1) свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы;

) система так называемых аркбутанов (полуарок); 3) мощные контрфорсы.

Своеобразие наружных форм готического сооружения заключается в использовании башен с остроконечными шпилями. Что касается декора, то он принимал самые различные формы. Поскольку стены в готике перестали быть несущими, это позволяло широко использовать окна и двери с витражами, открывавшие свободный доступ света внутрь помещения. Данное обстоятельство было чрезвычайно важным для христианства, ибо оно придает свету божественное и мистическое значение. Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного света в интерьере готических соборов. Наряду с витражами готические постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь собора, прекрасные изделия прикладного искусства, подаренные богатыми горожанами. Все это превращало готический собор в место подлинного синтеза всех видов и жанров искусства .

Колыбелью готики стала Франция. Здесь она родилась во второй половине XII в. и затем три столетия развивалась по пути все большей легкости и декоративности. В XIII в. она достигла настоящего расцвета.

В XIV в. усиление декоративности идет главным образом за счет ясности и четкости конструктивного начала, что приводит к появлению «лучистого» готического стиля. XV столетие рождает «пламенеющую» готику, названную так по той причине, что некоторые декоративные мотивы напоминают языки пламени.

Собор Парижской Богоматери XII-XIII вв. стал подлинным шедевром ранней готики (прил. 2). Он представляет собой пягинефную базилику, которую отличает редкая соразмерность конструктивных форм. Собор имеет две башни в западной части, украшен витражами, скульптурами на фасадах, колоннами в аркадах. Он обладает также поразительной акустикой. Достигнутое в соборе Парижской Богоматери развивают соборы Амьена и Реймса (XIII в.), а также Верхняя церковь Сент-Шапель (XIII в.), служившая церковью для французских королей и отличающаяся редким совершенством форм.

В Германии готика получила распространение под влиянием Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь является собор в Кельне XIII -XV.вв. (прил.2) . В целом он развивает концепцию Амьенского собора. В то же время, благодаря остроконечным башням, он наиболее ярко и полно выражает вертикализм, устремленность в небо готических сооружений.

Английская готика также во многом продолжает французские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестминстерское аббатство (XIII-XVI вв.), где находится усыпальница английских королей и выдающихся людей Англии: а также капелла Королевского колледжа в Кембридже (XV-XVI вв.), представляющая позднюю готику.

Поздняя готика, как и вся культура позднего Средневековья, содержит все возрастающее число черт следующей эпохи - эпохи Возрождения. По поводу творчества таких художников, как Ян ван Эйк, К. Слютер и др., идут споры: одни авторы относят их к Средневековью, другие же - к Возрождению .

Заключение


Средние века в Западной Европе - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде.

Культура Средневековья - при всей неоднозначности ее содержания занимает достойное место в истории мировой культуры. Эпоха Возрождения дала Средневековью весьма критическую и суровую оценку. Однако последующие эпохи вносили в эту оценку существенные поправки. Романтизм XVIII-XIX вв. черпал свое вдохновение в средневековом рыцарстве, видя в нем подлинно человеческие идеалы и ценности. Женщины всех последующих эпох, включая нашу, испытывают неизбывную ностальгию по настоящим мужчинам-рыцарям, по рыцарскому благородству, щедрости и учтивости. Современный кризис духовности побуждает нас обращаться к опыту Средневековья, вновь и вновь решать вечную проблему соотношения духа и плоти.

Библиографический список


Аверинцев С.С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории средних веков и Возрождения./ Аверинцев С.С. - М., 2006. 396с.

Беляев И. А. Интенциональность целостного мироотношения //Вестник Оренбургского государственного университета./ Беляев И.А. 2007. № 1. С. 29-35.

Гуревич А. Я. Харитонов Д. Э. История средних веков./ Гуревич А.Я. М., 2005. 384с.

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. / Гуревич А. Я. - М., 2004. 305с.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Северное Возрождение. /Дмитриева Н.А. - М., 2001. 495с.

Коростелев, Ю.А. Культурология / Ю.А. Коростелев. - Хабаровск: Приамагробизнес, 2003.

Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. / Крывелев И.А. - М., 2008.-307с.

Кулаков А. Е. Религии мира. Теория и история мировой культуры (Западная Европа). / КулаковА. Е. - М.,2004.-294с.

Культорология: Учебное пособие, экспресс-справочник для студентов ВУЗов. / Столяренко Л.Д., Николаева Л.С., Столяренко В.Е., Чепоруха Т.А. и др. - Издательский центр «Март»,/ Столяренко Л.Д., Николаева Л.С., Столяренко В.Е., Чепоруха Т.А. - М.:Ростов-на-Дону, 2005.

Лихачев Д.С. Проблемы изучения культурного наследия./ Лихачев Д.С. - М., 2005. 306с.

Любимов Л. Искусство Западной Европы (Средние века)./ Любимов Л. - М., 2006.

Пивоваров Д.В. Отношение / Современный философский словарь / под общ. ред. д. ф. н. В.Е. Кемерова. / Пивоваров Д.В.- М.: Академический Проект, 2004. С. 497-498.

Платонова Э. В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Платонова Э. В. М.,2003

Столяренко Л.Д. Культурология: учебное пособие. / Столяренко Л.Д. -М., 2004

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. / Шишков А.М.- М., 2003. -198с.

Ястребицкая А. П. Западная Европа XI-XIII веков: эпоха, быт, костюм. / Ястребицкая А. П. - М., ЮНИТИ, 2004. 582с.


Приложение 1


Базилика Богоматери Клермон-Ферран XII в. Собор аббатства Клюни XI в.



Приложение 2


Ранняя готика

Собор Парижской Богоматери

(Норт-Дам де Пари) XIII в. Кельнский собор XIII в.



Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности.

Средневековая культура делится на периоды:

1. V в. н.э. - XI в. н. э. - раннее средневековье.

2. Конец VIII в. н.э. - начало IX в. н.э.- каролингское возрождение.

З. ХI - ХIII вв. - культура зрелого средневековья.

4. ХIV- ХУ вв. - культура позднего средневековья.

Средние века - это период, начало которого совпало с отмиранием античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время . К раннему Средневековью относят две выдающиеся культуры - культуру Каролингского возрождения и Византию . Они дали начало двум великим культурам - католической (западно-христианской) и православной (восточно-христианской).

Средневековая культура охватывает более тысячелетия и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного общества, так и от последующей культуры Нового времени.

Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»).

Следует обозначить истоки средневековой культуры :

Культура «варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало);

Культурные традиции Западной Римской империи (романское начало: мощная государственность, право, наука и искусство);

Крестовые походы значительно расширили не только экономические, торговые контакты и обмены, но и способствовали проникновению в варварскую Европу более развитой культуры арабского Востока и Византии. В самый разгар крестовых походов арабская наука стала играть огромную роль в христианском мире, способствуя подъему средневековой культуры Европы XII в. Арабы передавали христианским ученым греческую науку, накопленную и сохраненную в восточных библиотеках, которая жадно впитывалась просвещенными христианами. Авторитет языческих и арабских ученых был настолько силен, что ссылки на них были в средневековой науке почти обязательными, им порой приписывали свои оригинальные мысли и выводы христианские философы.

В результате длительного общения с населением более культурного Востока европейцами были восприняты многие достижения культуры и техники византийского и мусульманского мира. Это дало сильный толчок для дальнейшего развития западноевропейской цивилизации, что нашло отражение прежде всего в росте городов, усилении их экономического и духовного потенциала. Между X и XIII вв. произошел взлет в развитии западных городов, и образ их изменился.

Возобладала одна функция - торговая, оживившая старые города и создавшая чуть позже функцию ремесленную. Город стал очагом ненавистной сеньорам хозяйственной деятельности, что привело, в известной мере, к миграции населения. Из разнообразных социальных элементов город создавал новое общество, способствовал становлению нового менталитета, заключавшегося в выборе жизни деятельной, рациональной, а не созерцательной. Расцвету городского менталитета благоприятствовало появление городского патриотизма. Городское общество сумело создать ценности эстетические, культурные, духовные, придавшие новый импульс развитию средневекового Запада.

Романское искусство, бывшее выразительным проявлением ранней христианской архитектуры, на протяжении XII в. стало преображаться. Старые романские храмы стали тесными для умножавшегося населения городов. Нужно было сделать церковь просторной, полной воздуха, экономя при этом дорогое пространство внутри городских стен. Поэтому соборы вытягиваются вверх, часто на сотни и более метров. Для горожан собор был не просто украшением, но и внушительным свидетельством мощи и богатства города. Наряду с ратушей собор был центр и средоточие всей общественной жизни.

В ратуше сосредоточивалась деловая, практическая часть, связанная с городским управлением, а в соборе кроме богослужения читались университетские лекции, происходили театральные представления (мистерии), иногда в нем заседал парламент. Многие городские соборы были так велики, что все население тогдашнего города не могло бы его заполнить. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Из-за дороговизны строительных материалов, сложности самой работы храмы возводились порой в течение нескольких столетий. Иконография этих соборов выражала дух городской культуры.

В ней деятельная и созерцательная жизнь искала равновесия. Огромные окна с цветными стеклами (витражами) создавали мерцающий полумрак. Массивные полукруглые своды сменились стрельчатыми, реберными. В сочетании со сложной опорной системой это позволило сделать стены легкими, ажурными. Евангельские персонажи в скульптурах готического храма приобретают изящество куртуазных героев, кокетливо улыбающихся и "утонченно" страдающих.

Готика - художественный стиль, преимущественно архитектурный, достигший наибольшего развития в строительстве легких остроконечных, устремленных ввысь соборов со стрельчатыми сводами и богатым декоративным убранством, - стала вершиной средневековой культуры. В целом это было торжество инженерной мысли и сноровки цеховых ремесленников, вторжение в католический храм светского духа городской культуры. Готика связана с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора. Как и романское искусство, готическое распространилось по всей Европе, лучшие же его творения созданы в городах Франции.

Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Место фресок заняли витражи. Церковью были установлены каноны в изображении, но даже через них давала себя знать творческая индивидуальность мастеров. По своему эмоциональному воздействию сюжеты росписей витражей, переданные с помощью рисунка, стоят на последнем месте, а на первом - цвет и вместе с ним свет. Большого мастерства достигло оформление книги. В XII-XIII вв. рукописи религиозного, исторического, научного или поэтического содержания изящно иллюстрируются цветной миниатюрой .

Из богослужебных книг самыми распространенными становятся часословы и псалтыри, предназначенные главным образом для мирян. Понятие о пространстве и перспективе для художника отсутствовало, поэтому рисунок схематичен, композиция статична. Красоте человеческого тела в средневековой живописи никакого значения не придавалось. На первое место выступала красота духовная, нравственный облик человека. Вид обнаженного тела считался грешным. Особое значение во внешнем облике средневекового человека придавалось лицу. Средневековая эпоха создала грандиозные художественные ансамбли, решила гигантские архитектурные задачи, создала новые формы монументальной живописи и пластики, а главное - являла собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилась передать полную картину мира.

Перемещение центра тяжести культуры от монастырей к городам особенно отчетливо проявилось в области образования. В течение XII в. городские школы решительно опережают монастырские. Новые учебные центры, благодаря своим программам и методике, а главное - набору преподавателей и учеников, очень быстро выходят вперед.

Вокруг самых блестящих преподавателей собирались слушатели из других городов и стран. В результате этого начинает создаваться высшая школа - университет . В XI в. в Италии был открыт первый университет (г. Болонья, 1088 г.). В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - университет в Кембридже (1209). Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160).

Учеба и преподавание наук становится ремеслом, одним из многочисленных видов деятельности, которые специализировались в городской жизни. Само название университет происходит от латинского "корпорация". Действительно, университеты были корпорациями преподавателей и студентов. Развитие университетов с их традициями диспутов, как главной формой образования и движения научной мысли, появление в XII-XIII вв. большого количества переводной литературы с арабского и греческого стали стимулами интеллектуального развития Европы.

Университеты явили собой сосредоточение средневековой философии - схоластики. Метод схоластики заключался в рассмотрении и столкновении всех аргументов и контраргументов какого-либо положения и в логическом развертывании этого положения. Старая диалектика, искусство спора и аргументации получают необыкновенное развитие. Складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опиравшееся на учение церкви и на авторитеты в различных отраслях знаний.

Мистицизм, имевший существенное влияние в культуре в целом, в схоластике принимается очень осторожно, только в связи с алхимией и астрологией . До ХШ в. схоластика была единственно возможным путем совершенствования интеллекта потому, что наука подчинялась богословию и служила ему. Схоластам принадлежала заслуга разработки формальной логики и дедуктивного способа мышления, а их метод познания являлся не чем иным как плодом средневекового рационализма. Самый признанный из схоластов, Фома Аквинский, считал науку "служанкой богословия". Несмотря на развитие схоластики, именно университеты становились центрами новой, нерелигиозной культуры.

Одновременно с этим шел процесс накопления практических знаний, которые передавались в виде производственного опыта в ремесленных мастерских и цехах. Здесь было сделано много открытий и находок, подаваемых пополам с мистикой и магией. Процесс технического развития выразился в появлении и применении ветряных мельниц, подъемников для строительства храмов.

Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Городские нецерковные школы становились очагами свободомыслия. Рупором таких настроений стала поэзия вагантов - бродячих поэтов-школяров, выходцев из низов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде , который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

Развивалась городская культура . В стихотворных новеллах изображались распутные и корыстолюбивые монахи, туповатые крестьяне-вилланы, хитрые бюргеры («Роман о Лисе»). Городское искусство питалось крестьянским фольклором и отличалось большой цельностью и органичностью. Именно на городской почве появились музыка и театр с их трогательными инсценировками церковных легенд, поучительными аллегориями.

Город способствовал росту производительных сил, которые дали толчок к развитию естествознания . Английский ученый-энциклопедист Р. Бэкон (XIII в.) считал, что знание должно опираться на опыт, а не на авторитеты. Но зарождавшиеся рационалистические идеи сочетались с поисками учеными-алхимиками "эликсира жизни", "философского камня", со стремлениями астрологов предсказать будущее по движению планет. Ими же параллельно делались открытия в области естественных наук, медицины, астрономии. Научные поиски постепенно способствовали изменению всех сторон жизни средневекового общества, подготавливали возникновение "новой" Европы.

Для культуры Средних веков характерен:

Теоцентризм и креационизм;

Догматизм;

Идейная нетерпимость;

Страдальческое отречение от мира и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира в соответствии с идеей (крестовые походы)