Культура древнего рима сообщение кратко. Культура Древнего Рима: её становление и развитие

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определя­емое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наи­более развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее вли­яние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и со­здали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные метал­лурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этрус­ки плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя куль­турные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градост­роительства, ремесленную технику, технологию изготовле­ния железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некото­рые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по леген­де, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высо­кого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, се­верное побережье Африки и часть Азии.

Хронология

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

    монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;

    республика - 509 - 29 гг. до н. э.;

    империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Особенности мировоззрения

Древнее население Италии жило родами в территориаль­ных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, воена­чальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республи­канское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из не­большого города в столицу огромной державы Средиземно­морья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Даль­нюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсив­ному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, про­никновение состоятельных людей в новоприобретенные про­винции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые мате­риальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после ази­атских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, ин­крустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция пленен­ная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях инозем­ная образованность сочеталась со староримскими традиция­ми и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослежи­вается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Греци­ей с этой поры являет тайное преклонение римлян перед гре­ческой культурой, стремление достичь ее совершенства, до­ходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое со­держание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для рим­лян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония гре­ческого искусства, поэтическая одухотворенность его обра­зов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусло­вили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхища­ясь мастерством греков, достичь их пластического равнове­сия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патрио­тизм - представление о Риме как о высшей ценности, о дол­ге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме по­читались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свой­ственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские за­нятия. Достойными же гражданина Рима делами в его пред­ставлении были лишь войны, политика, право, историогра­фия и земледелие.

Социальное устройство и экономика.

Римское общество было рабовладельческим. К римлянам относились:

    патриции, знать происходившая от основателей Рима. Это было городское население, сосредоточившее в своих ру­ках всю власть;

    клиенты, бедные латиняне, жившие в сельской местнос­ти и обрабатывавшие земли патрициев;

    плебеи, потомки покоренных народов, самый многочис­ленный класс, поэтому долгое время остававшиеся бес­правными;

    рабы, полностью бесправные, их ряды пополнялись во­еннопленными.

Рим был экономически очень мощным государством, его экономика развивалась за счет нескольких отраслей:

    сельское хозяйство;

    промышленное производство (оружие, стекло, керами­ка);

    торговля;

    военные трофеи и дань, которую выплачивали завоеван­ные народы.

Религия и мифология.

Религия первоначально основыва­лась на смешении обрядов и верований. Мифология и рели­гиозные представления древних римлян просты и безыскус­ны. Двуликий бог Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода. Жрецом Януса был сам царь. Главные божества: Маны - духи предков и Пенаты - по­кровители семьи. Покровителями общин и их земель счита­лись Лары - божества домашнего очага. Поклонялись воде, огню, а из древнейших богов - Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Квирину, Диане, Венере. По мере сближения с гре­ческим миром римские боги отождествлялись с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Диана - Артемида, Вене­ра - Афродита, Виктория - Ника, Марс - Арес, Мерку­рий - Гермеси др. Приспосабливалисьи греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлонаи пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские - культ Исиды, Осириса, Кибелы. В начале но­вой эры все большее распространение получает христиан­ство.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало ми­ровой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рож­дества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по сво­ему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мес­сией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Кон­стантину оно стало государственной религией Римской импе­рии, принеся с собой в его культуру не только новое мировоз­зрение, но и новое искусство.

Зрелища и праздники.

Всей античной культуре присущ дух борьбы, состязания, испытания. Римляне, как и греки, обо­жали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраива­лись во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды кон­ницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, вы­ступления редкостных зверей. Большую популярность име­ли сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора: комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах.

Научные и технические достижения

Пренебрежение к занятиям искусством и науками отнюдь не означало, что римлянин оставался недоучкой. В просве­щенных домах учили не только греческому языку, но и пра­вильной, изящной латыни.

Уже в республиканский период в Риме складываются са­мобытное, оригинальное искусство, философия, наука, фор­мируется свой метод творчества. Их главная черта - психо­логический реализм и подлинно римский индивидуализм.

Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса, как у греков. Собы­тийная модель римлянина упростилась до двух событий: со­бытие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.

Грек видел мир через всеобъемлющую гармоничную модель мира, через величественную и героическую мифологическую систему, которая придавала модели мира законченность. Для римлянина мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Вследствие этого явления воспринимались более отчетливо, познавать их ста­ло значительно легче, но было утеряно нечто невосполни­мое - исчезло ощущение цельности бытия. Именно поэтому римляне не могли приблизиться к греческому идеалу: была утеряна естественная модель мира - основа и тайна древне­греческого величия.

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей рас­тущей Римской империи. Математика, география, естествоз­нание и прочие науки у римлян носили узко прикладной харак­тер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Алек­сандрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея (оба были греками по происхождению) Были написаны труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1 600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален славился своим мастерством и сложнейшими операциями, заложил основы санитарии, вплотную по­дошел к открытию значения нервов для двигательных реф­лексов и кровообращения.

Римляне были прекрасными строителями. Их строительная техни­ка, позволившая создать Колизей Флавиев в Риме и другие амфитеатры, мост через Дунай при Траяне длинной 1,5 км и т. п. Усовершен­ствовались механика, использовались грузоподъемные меха­низмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» (для граждан Рима ими в основном и были завоёванные ученые и изобретатели) каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для на­гревания помещений (в завоеванной Англии в римских домах имелось паровое отопление), особую полировку мрамора, зеркаль­ные черепицы для отражения солнечных лучей.

Большой популярностью пользовалась астрология, кото­рой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые изучали и комментировали греков. Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспру­денция. В древнеримской философии эклектически (эклектика – смешение) сочетают­ся принципы различных учений греческих мыслителей, осо­бенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное зна­чение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм .

Представитель стоицизма Сенека видел смысл жизни в до­стижении абсолютного душевного спокойствия, преодоления страха перед смертью. Огромную часть своих усилий, счита­ет Сенека, человек должен посвящать собственному совер­шенствованию.

Эпикуреизм - единственная материалистическая фило­софия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель - Тит Лукреций Кар - известен своей философской поэмой «О природе вещей».

Характерным для римского менталитета явилось увлечение скептицизмом . Основоположник скептицизма Секст-эмпирик построил свое учение на критической переоценке современ­ных знаний. Острие скептицизма было направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономии и грамматики. Скептицизм стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества.

Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни в согласии с природой провозглашали тогда так­же киники , обращавшиеся к городским низам на понятном им языке. Популярными были фи­лософские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.

Золотому веку римской науки присуще не столько умноже­ние знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась це­лая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных уче­ных. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов гречес­ких и римских авторов составил энциклопедическую «Есте­ственную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии.

Важнейшие культурные новации римской античности свя­заны с развитием политики и права . Древний Рим - родина юриспруденции.

Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосред­ственного волеизъявления правящей верхушки или всеобще­го собрания граждан, то управление огромной Римской дер­жавой потребовало создания детально разработанной систе­мы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регули­рующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулиру­ющий уголовные, финансовые, торговые отношения. Посто­янное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного пра­ва, регулирующего отношения между латинянами и покорен­ными народами, живущими в провинциях.

Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал и совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно зало­жили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности многочислен­ныхбюрократических учреждений и чиновников - сената, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. не устраняли напряженности политической борьбы. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку. Лозунги и призывы различных партий и группировок на общем фоне патриотических речей, воспевающих Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их духовный мир. На службу политическим и идеологическим целям ставятся литература, искусство, даже городское строительство и архитектура. И хотя художественное творчество и действительности далеко не полностью подчиняется этим целям, они все же весьма существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни римского общества. От­сюда вытекает одна из главных черт римской культуры - по­литизированность.

Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высо­кому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Ци­церон, Юлий Цезарь) и логики . Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его выступления на судеб­ных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Риторика оказала большое влияние и на философию, и на литературу, и на историографию. Искусство красноречия преподавалось в публичных школах, где учителя получали жалованье от го­сударства. Квинтилиан, написавший большой трактат «Воспитание ора­тора» в 12 книгах.

Великий римский историк Тацит, один из лучших историков Рима, в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает трагедию общества, со­стоящую в несовместимости императорской власти и свобо­ды граждан. Ещё один известный историк - Тит Ливий.

Литература

С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литерато­ры писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала иг­рать немаловажную роль в древнеримской культуре.

Император Август привлекал к себе лучших писателей сво­его времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Самыми прославленными поэтами были Верги­лий, Гораций , входившие в кружок Мецената - приближен­ного Августа - покровителя талантов, а также Овидий . Общеизвестным, знаменитым творением Вергилия стала поэма «Энеида», посвященная странствиям Энея, в ко­торой соединились воедино любовь автора к древним преда­ниям, греческие философские воззрения на строение Космо­са, греческие представления о мировой душе и посмертной судьбе; мысли о награде тем, кто верно служит отечеству, и о каре предавших его. «Эне­ида» является самым популярным памятником римской ли­тературы.

Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал поро­ки римского общества. Это его перу принадлежит знамени­тое стихотворение «Памятник», которое так мастерски пере­водили Ломоносов, Державин, Пушкин.

Овидий знаменит своими любовными элегиями, но особен­но поэмой «Метаморфозы» - мифологическим эпосом, в ко­тором повествуется о превращениях людей в растения и жи­вотных. Поэма завершается легендой о том, как Юлий Цезарь превращается в звезду.

Художественная культура

Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей игра­ли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали мно­гочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племен­ного сознания. Греки и римляне полагали, что отсутствие по­лисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города.

Многочисленные города на обширных просторах Римской империи создавались по одному плану: две крестообразно пересекающиеся магистрали - одна с севера на юг, другая - с востока на запад. На их пересечении - площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и хра­мом императора, вблизи от нее - место для зрелищ (амфи­театр или цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены земельные участки граждан. Считалось, что иначе люди жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в городе, участвовать в обще­ственной жизни. Именно поэтому римская архитектура изо­билует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим.

Художественная культура Рима отличалась большим раз­нообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопро­никновения самобытного искусства местных италийских пле­мен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монумен­тальной живописью, скульптурным и живописным портре­том, отличающимся острым восприятием натуры и характе­ра. С этрусской традицией связан специфический италийс­кий тип жилого дома, композиционным центром которого яв­лялся атриум - обширное помещение типа зала с прямоу­гольным отверстием в центре перекрытия. Но основным было все-таки влияние греческого искусства.

Основные принципы художественной культуры двух наро­дов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого госу­дарства и единого географического пространства, а лишь кон­гломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был еди­ным государством, империей, простиравшейся на тысячи ки­лометров. Отсюда - совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римс­кой жизни определялся этой великой мощью. Личные талан­ты не выдвигались и не культивировались - социальная ус­тановка была совсем другая. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве, а значит, в архитектуре, ко­торая играла ведущую роль в римском искусстве.

Архитектура и строительство. Основные принципы древ­неримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV-I вв. до н. э.).

Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоря­ют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе ми­рового зодчества, в котором основное место принадлежало со­оружениям общественным, рассчитанным на огромные коли­чества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробни­цы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию ти­пов сооружений, богатству композиционных форм, масшта­бу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как ар­хитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пей­заж, применили новые строительные материалы (бетон) и конструк­ции (арки, купола и др.). Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тя­готевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Всемирную известность приобрели римские дороги, не по­терявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени значимости): военные или го­сударственные, стоявшие в ведении центральной власти, ма­лые, принадлежащие общинным магистратам, частные и по­левые.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Гре­цией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строи­тельства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и по­лучают широчайшее распространение принципиально новые конструкции - кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно - ограничить при­менение квалифицированных мастеров, переместив строи­тельные процессы на плечи малоквалифицированных и не­квалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолит­ных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-за­полнителя. Был получен искусственный монолит путем сме­шивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка - пуццолана (по названию местности, откуда он выво­зился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполня­лась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Рим­ляне знали все преимущества обожженной глины, изготав­ливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор.

Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости чис­ловых закономерностей, они знали различные виды чертежей с применением циркуля и линейки.

По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон - храм всех богов, построенный в 118-125 гг. Патеон не име­ет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчан­ного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 м).

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д. Глинки.

Кафедра истории Отечества

Контрольная работа

по культурологии на тему:

Культура Древнего Рима

Выполнила: студентка-заочница

1 курса экономического факультета

Иванова Наталия Николаевна

Воронеж - 2010

Введение

Архитектура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима

Живопись Древнего Рима

Литература Древнего Рима

Религия Древнего Рима

Заключение

Список литературы

Введение

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь "Одиссеи" обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы

Архитектура Древнего Рима

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит "вечному городу" и поныне.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.

При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

На территории Апеннинского полуострова считается этрусская, предшествовавшая римской и оказавшая на нее большое влияние. В I тыс. до н. э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.

Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигала и керамика - это "зачерненные" при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм - стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.

Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако язык этрусков до сих пор, за исключением только некоторых слов, не расшифрован.

В религии этрусков большое значение имело гадание по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений - необычных явлений природы. Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.

В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.

Культура Рима в царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. - времени основания города. Первый, царский период истории охватывает VIII-VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием -

внутренним двориком и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической , т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Культура Рима в период республики

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого (534/533 - 510/509 гг. до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI-III вв. до н. э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства . Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся професиональными артистами, (именно в Риме появилось слово актер).

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла, собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм .

Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом, Марс - с Арестом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан -с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т. д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги - Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник , переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, "Одиссею" Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д. Крупнейший римский писатель конца III - начала II в. до н.э.- Плавт (сер. III в.-184 г. до н.э.). В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Несколько позже писал свои комедии Теренций (ок. 125-159 гг. до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра.

На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция и Катулла. Лукрецию (1-я пол. I в. до н.э.) принадлежит философская поэма "О природе вещей", излагающая учение Эпикура. Катулл (ок. 87-54 гг. до н. э.) был мастером лирической поэзии, его перу принадлежат небольшие стихотворения, где описываются различные человеческие чувства.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего (234-149 гг. до н. э.) "О сельском хозяйстве". Наиболее выдающимися позднереспубликанскими писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицерон . Главное произведение Варрона (116-27 гг. до н. э.) "Древности дел божеских и человеческих" - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных граждан, философские произведения. Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II-I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики , где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры , где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц , термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки , места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка , которая возводилась в ознаменование очередного успешного военного похода и возглавлявшего его полководца. Наиболее

прославившихся полководцев стали называть императорами .

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры, именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря .

Характерной чертой мышления римлян был практицизм , любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона), римский архитектор Витрувий (2-я половина 1 в. до н.э.) написал трактат "Об архитектуре". В Риме появляются и руководства по риторике , где излагались основные правила

В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья . На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства , население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.

Эта античная культура также сыграла ключевую роль в истории европейской и мировой культуры. Страны, которые мы сегодня обозначаем как Западную Европу, вышли в своих основаниях из Древнего Рима и реально существуют в пределах бывшей Римской империи.

Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, социально-психологические стереотипы, переданные Римом Европе, на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX ст., составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры. Основы права и государственной организации, идея демократии, гражданской ответственности, разделения властей, устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоены Европой от античности через Древний Рим.

Начальный этап формирования древнеримской культуры охватывает XIII-III вв. до н. э. К. концу VI в. до н. э. Рим сложился как город-государство греческого типа. Здесь был построен первый цирк для гладиаторских боев, использовалась ремесленная и строительная техника, письменность и др.

Религия Древнего Рима была анимистической (признавала существование духов), а также содержала в себе элементы тотемизма - почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема - основателей города. Божества первоначально были обезличенными, бесполыми, с течением времени они приобрели человекообразный характер. Римлянин искал у богов помощи в своей повседневной жизни, как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств. Боги не изображались в художественной культуре.

Социально-политическая организация Древнего Рима (республиканский период). В 510 г. до н. э. Рим стал аристократичной рабовладельческой республикой и подчинил себе всю территорию Апеннинского полуострова. В это же время был написан первый кодекс римского права - «Законы XII таблиц» (середина V в. до н. э.). Высокого уровня развития достигла юриспруденция: в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература. Римская республика и римское право стали примером для всех последующих поколений. Было создано великое государство, в котором поощрялась мудрость управления и ораторское искусство. Каждый гражданин, стремившийся стать политическим и государственным деятелем, должен был в совершенстве овладеть приемами риторики - это помогало стать известным, завоевать любовь народа и получить возможность быть избранным народом на высокую государственную должность. Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат, который руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, ведал военной жизнью и др.

В этот период огромное влияние на римскую культуру оказала греческая культура. Это нашло свое отражение в религии, философии, литературе. С III в. до н. э. римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер - с Зевсом, Венера - с Афродитой и т.д.

Литература в Древнем Риме первоначально носила компилятивный характер - первые произведения на латыни были переводами с греческого, а первыми римскими писателями были греки.

Архитектура , которая достигла в Древнем Риме высокого уровня развития, также формировалась под влиянием древнегреческой культуры. В то же время в сооружениях римлян были и отличительные черты: они стремились подчеркнуть силу, мощь, довлеющие над человеком. С этими целями возводились монументальные строения, использовалась пышное оформление зданий: стремящиеся к небу колонны триумфаторов, пышная отделка балконов. Больший интерес проявляли не к храмовым комплексам, а к зданиям для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые принципы конструкции - арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II-I до н. э. широко применялся бетон, сводчатые конструкции. Появлялись новые типы зданий:

1 базилики (совершались торговые сделки, вершился суд);
2 амфитеатры (устраивались гладиаторские бои);
3 цирки (проходили соревнования колесниц);
4 термы (комплекс банных помещений).

Возникает новый тип монументального сооружения (триумфальная арка).

Во время военных походов римлянами в огромном количестве вывозились из Греции материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины, керамика. Началось копирование греческих шедевров. Все это не способствовало расцвету собственно римского искусства.

С 31 г. до н. э. начинается иной период в истории Древнего Рима (период империи) и зарождается качественно новая средиземноморская культура. Одним из условий ее процветания было усиление материально-экономического потенциала империи, что обеспечило благоприятные условия для создания культурных ценностей, породило особый социальный слой - античную интеллигенцию: учителей, мастеров риторики, философов, поэтов, писателей.

Центром средоточия культуры были города, в которых находились театры, амфитеатры, цирки, стадионы,
храмы и др. Для населения был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени - начальную, среднюю, высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Одно из важнейших достижений римской культуры этого периода - литература (Апулей, Плиний Младший, Вергилий, Гораций, Овидий). Грандиозные масштабы Римской империи наложили отпечаток на литературную форму. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

Наука. В сравнении с литературой и искусством достижения науки во времена Древнего Рима были не столь значительны. Получили определенное распространение географические, медицинские знания, но все в большей степени проявлялись признаки регресса, попятного движения, отказа от передовых взглядов, сформировавшихся в предшествующие исторические периоды. Например, в астрономии была признана геоцентрическая система Птолемея (Земля - центр Вселенной), а ведь уже в III в. до н. э. существовала гелиоцентрическая система Самосского.

В I-II вв. н. э. внимание общества все больше смещалось к этике в связи с падением нравов, усилением потребительства, разгулом страстей. Во времена Империи к числу выдающихся мыслителей относят императора - философа Марка Аврелия (II в. н.э.). Он размышлял об этике, разрыве между идеалом и действительностью, собственных несовершенствах.

Художественная культура. В отличие от науки в этой области древние римляне создали величайшие произведения, которые и поныне остаются непревзойденными шедеврами мировой художественной культуры. Это достижения в области архитектуры: римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол); соорудили два наиболее известных архитектурных памятника - Колизей, самый большой амфитеатр античного мира, и Пантеон - храм во имя всех богов (круглое здание, перекрытое грандиозным куполом диаметром более 43 м, воспроизведение которого стало возможным только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций).

Религия. На всей территории Римской империи в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия. Но в конечном итоге победила религиозная вера, провозглашавшая единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это было христианство, привлекшее к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных, жаждавших справедливости. Ученики Христа, «апостолы», разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины.

В конце II в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. В 395 г. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западно-римская империя прекратила существование в 476 г. (низложен последний император). Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья. На развалинах Западно- римской империи возникли так называемые варварские государства, население которых в той или иной степени было приобщено к греко-римской культуре.

Древний Рим достойно выполнил свою историческую миссию, сохранив для Европы греческую культуру через трансляцию и тиражирование ее ценностей.

Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.

Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы н позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.

В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.;
2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.;
3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Архитектура

Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).

На втором этапе (IV-III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки - оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод).

На третьем этапе (II-I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал - водоупорный и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным сооружение сводчатых перекрытий в больших помещениях. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера - композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду - совокупность арок, опирающихся на колонны.

На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма - псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полуколоннами. Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены (Большой театр в Помпеях, театр на Марсовом поле в Риме).

Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения), но, в отличие от греков, стараются расположить комнаты в строгой симметрии (Дом Пансы и Дом Фавна в Помпеях); излюбленным местом отдыха римской знати становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные с ландшафтом; их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем. Собственно римская (италийская) архитектурная традиция представлена базиликами (прямоугольные здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева базилика); монументальными гробницами (гробница Цецилии Метеллы); триумфальными арками на дорогах и площадях с одним или тремя пролетами; термами (комплексы банных и спортивных помещений).

Скульптура

Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в тогу. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей («Брут», «Цицерон», «Помпей»).

Живопись

В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение ландшафта, лишенное той замкнутости и ограниченности, которые были свойственны древнегреческим пейзажам.

Литература

История римской литературы V-I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст - законы Двенадцати таблиц 451-450 до н.э.; первый известный нам писатель - Аппий Клавдий (конец IV - начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины (группа Катона Старшего); особое неприятие вызвала греческая философия.

Драматургия и театр

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280-207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270-201 до н.э.) и Квинта Энния (239-169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы - претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 - ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. - 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195-159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине).

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180-102 до н.э.) сатура превратилась в особый литературный жанр - сатирический диалог.

Поэзия

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развиваеться поэзия - появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., - Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95-55 до н.э.) создает философскую поэму О природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 - ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр.

Проза

Первые прозаические произведения на латинском языке принадлежат Катону Старшему (234-149 до н.э.), родоначальнику римской историографии (Истоки) и римской агрономической науки (О сельском хозяйстве). Подлинный расцвет латинской прозы относится к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря - Записки о Галльской войне и Записки о гражданской войне - и Саллюстия Криспа (86 - ок. 35 до н.э.) - Заговор Катилины, Югуртинская война и История.

Научная проза I в. до н.э. представлена Теренцием Варроном (116-27 до н.э.), автором энциклопедии Человеческие и божественные древности, историко-филологических сочинений О латинском языке, О грамматике, О комедиях Плавта и трактата О сельском хозяйстве, и Витрувием (вторая половина I в. до н.э.), создателем трактата "Об архитектуре".

Ораторское искусство

I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений - азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму - Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия (Об ораторе, Брут, Оратор).