Культура быт и традиции южной америки. Традиции древних индейцев

Невозможно описать население Южной Америки пользуясь только критериями этнического происхождения. Слишком большим упрощением будет описать Гайанское общество как общество различных расовых групп. Такие термины, как индоГайанцы и афроГайанцы относятся к этнической самобытности. Но значительные физические и культурные различия существуют между этническими общностями. Такое разделение может привести к ошибочному мнению, что существует две Гайаны с совершенно разными происхождением, поведением и политическими и экономическими интересами в одной и той же стране.

Все группы иммигрантов адаптировались к доминирующей в колонии британской культуре. Во многих отношениях потомки различных групп иммигрантов похожи друг на друга больше, чем на своих далеких предков. Кроме того, потомки иммигрантов вышли за пределы своих прежних социальных ниш. ИндоГайанцев можно найти не только на плантациях сахарного тростника и риса, но и в городах, где некоторые из них стали предпринимателями, специалистами или просто рабочими. АфроГайанцев также можно найти на всех уровнях Гайанского общества.

У всех иммигрантов в Гайане есть общий опыт. Они все работали на плантациях. Изменился с отменой рабства характер рабочей силы, но не сам труд. Индийцы выполняли ту же работу, как и африканские рабы, перед ними, жили в таком же жилье, как и бывшие рабы. Все иммигранты подвергались доминирующему влиянию британской системы ценностей, и им негде было сохранить свои ценности.

Африканцы считают себя принадлежащими к различным культурным группам, индийское общество также было дифференцировано по религии и кастам. Для англичан, однако, принадлежность к расе была единственным признаком, и все индусы классифицировались в одну группу, а все африканцы в другую.

Наибольшее влияние на ассимиляцию оказало употребление языка. Английский язык стал основным языком всех Гайанцев, за исключением некоторых стариков и некоторых американских индейцев. Универсальное использование английского языка оказалось мощной объединяющей культурной силой.

Потомки групп иммигрантов становились все более англизированными. Культурные различия слабели. И даже физические различия размывались посредством смешанных браков. Культурные различия сохраняют свое символическое значение. Многие из этих культурных отличий не передавались по наследству, а возникали на месте. Например, Гайанский индуизм ближе к исламу и христианству, чем на самой родине индуизма.Человечеству свойственно мыслить стереотипами. Так и население Южной Америки разбивается на стереотипные группы самим же населением Южной Америки.


Расовый стереотип развивался в Гайане в начале основания колонии. Британские плантаторы характеризовали африканцев как физически сильных, но ленивых и безответственных. Индийцы характеризовались как трудолюбивые, но клановые и жадные. В некоторой степени эти стереотипы были признаны самими иммигрантами, причем позитивные стереотипы охотно приписывались себе, а негативные стереотипы - другим.

В процессе развития страны стереотипами объяснялись особенности поведения представителей различных национальностей. Африканцы были охарактеризованы как недальновидные, когда они отказались работать за низкую заработную плату на плантациях или заключать с плантаторами долгосрочные договоры. Индийцы были названы эгоистичными, когда все усилия направили на максимальное приобретение капитала.

В современной Гайане стереотипам менее подвержены этнические признаки. Большее значение сейчас имеют другие различия. Существует градация на "столичные" манеры и манеры "кули". Однако, то, что считается столичными манерами в провинции, одновременно может быть признано манерами кули в самой столице.

Наряду с этими стереотипами сохраняется и колониальное отношение к европейским странам, когда идеализировались все британские обычаи, нравы и поведение. Сохранению евроцентризма способствовала британская система образования. Представление о превосходстве британской культуры было признано и принято среди рабов. В частности, бывшие рабы до сих пор считают, что приверженность христианству есть признак цивилизованности человека.

Средний класс, который образовывался с конца девятнадцатого века из среды афроГайанцев и индоГайанцев основывался также в основном на британских ценностях, представление о которых было как о самых прогрессивных и цивилизованных.

Помимо Центральной Америки крупный регион своеобразной культуры сфор­мировался в северной части Южной Америки, населенной индейскими народами кечуа. Их великая империя сложилась в первой половине II тысячелетия до н.э. и за­нимала территорию нынешнего Перу, части Эквадора, Боливии, Аргентины, и Чили. Пика своего расцвета культура народов кечуа достигла в XII-XVI вв., когда их воз­главило племя инков. Инки создали государство Тауантинсуйу, которое контроли­ровало каждого члена общества, обеспечивало его всем в достатке и строго следи­ло за нравственностью и порядком. Единственный, или Великий, Инка, правивший государством, был обожествлен и являлся олицетворением бога солнца. Инки назы­вали себя сыновьями солнца, и золотой диск с человеческим лицом служил пред­метом их официального культа. С солнцем отождествлялся и главный бог земли и воды Виракоча, который, согласно космогоническому мифу, создал в озере Титикака солнце, луну и звезды, а затем сделал из камня человеческие фигуры, назначив каж­дому племени свою область. Об этом свидетельствует хайли - гимн в честь бога;

Основа жизни, Рядом с миром?

о Виракоча! В центре мира?

Бог вечно близкий, Среди туч?

хозяин одежд, Среди теней?

излучающих сиянье! Услышь меня,

Бог творящий! отзовись мне!

Бог охраняющий! Позволь мне жить

Создающий все сущее до конца времени,

наречением имен: долгие годы.

«Это пусть будет мужчиною, Дай мне силы,

это пусть женщиной будет!» если устану.

Где ты, солнцеликий? Где бы ты ни был,

Вне мира? о Виракоча!

В своем Верхнем мире, местопребывании богов, Виракоча, подобно Великому Инке, был окружен многочисленными родственниками, первое место среди кото­рых занимали Мамакилья (Мать-Луна), «владычица влаги», покровительница дож­дей, и Пачамама (Мать-Земля), покровительница плодородия. Мамакилье посвяща­лись многочисленные хайли, где ее называют то Царевной дождя:

Ты ж, Царевна,

ты уходишь

и из урны

дождь струишь.

А порою град бросаешь,

устремляешь

белый снег.


то Владычицей:

Владычица Мать-Луна»

по доброте твоих вод,

по ласке твоих дождей

мы в плаче

Дождем ты нас одари,

твой раб -

так молит тебя.

Главным религиозным центром и столицей империи инков стал город Куско с обилием дворцов и храмов, облицованных снаружи и изнутри золотыми пластика­ми. Дворцы и храмы так же, как и центральноамериканские, возводились на высо­ких платформах и завершались кровельным гребнем. Однако, как правило, такие пирамиды, имевшие в плане круглую форму, предназначались для коллективных захоронений. Здания же для жилья и религиозных обрядов чаще всего представля­ли собой узкие одноэтажные помещения массивной каменной кладки, сгруппиро­ванные вокруг центрального двора. На фасаде без окон располагалась всего одна дверь, через которую проникал свет; других источников освещения не было. Вну­три помещений в толще стен находились трапециевидные ниши для бытовых и культовых предметов.


Одним из наиболее выдающихся сооружений инков был главный Храм Солнца в Куско. Он обнесен тройной стеной, гладко вытесанные камни которой плотно при­гнаны друг к другу без применения раствора. Единственной вход с Площади Солн­ца вел в главное святилище Солнца с изображением бога в виде громадного диска из литого золота, украшенного драгоценными камнями. По периметру располага­лись еще пять помещений меньшего размера - святилища Луны, планеты Венера, грома, зари, радуги и звезд. Вокруг Храма Солнца группировались помещения жре­цов и служителей, стойла для жертвенных лам и знаменитый золотой сад инков, где деревья, цветы, птицы, животные и фигуры людей были изготовлены из золота. В целом инкская архитектура отличалась монолитностью, аскетизмом, геометриче­ской простотой и отсутствием декора, если не считать опоясывавших здания золо­тых пластин в четыре ладони шириной и четыре пальца толщиной.

Наибольшие успехи были достигнуты в ювелирном искусстве и мелкой пласти­ке. Многочисленные золотые изделия, широко распространенные у народов Юж­ной Америки, породили легенду об Элъ-Дорадо - золотом человеке, управлявшем страной, где из золота изготовлялись все предметы.

Согласно обычаю, в праздничный день верховный повелитель страны, намазанный клей­ким соком растений и осыпанный порошком из измельченного золота, погружался при вос­ходе солнца в священные воды озера Гуатавита, тем самым принося подношения божеству озера, а прочие верующие бросали в воду золотые вещи, главным образом статуэтки бо­жеств и правителей.

Характерными чертами золотой пластики индейских племен являются плоскостность изображения, нарочитый схематизм, фронтальность поз и неесте­ственность пропорций. Фигуры приземисты, голова несоразмерно велика, шея от­сутствует, руки, как правило, покоятся на животе или прижаты к груди. Привлека­ют внимание широкое лицо и крупный нос с преувеличенно большими ноздрями. Особенность многих изображений - наличие четырех крупных клыков: двух на


нижней и двух на верхней челюсти, заходящих друг за друга и свидетельствую­щих о широком распространении культа ягуара или пумы у древних племен Юж­ной Америки.

Основным видом пластики у народов Перу была фигурная керамика, покрытая росписями: на белом, кремовом, желтоватом фоне коричневой или черной краской изображались эпизоды повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество, бое­вые сцены) и мифологические сюжеты. Уникальным явлением инкской керамики стали сосуды в виде человеческой головы с ярко выраженными индивидуальными чертами - надменного повелителя области в нарядном головном уборе, слепой ста­рухи, молодой женщины с распухшей и подвязанной щекой, старого воина с вы­текшим глазом.

Наряду с «лицевыми сосудами», изображающими определенные психологиче­ские или социальные типы (пленный, спящий, роженица, калека, носильщик воды, музыкант, воин), распространенными были сосуды с фантастическими образами: человек-пума, человек-обезьяна, человек-земляной орех и т.д. Эти сосуды имели угольно-черную блестящую поверхность. И золотой и керамической пластике не был свойственен зооморфизм, присущий культурам майя и ацтеков.

Инки также являлись создателями особенной поэтической традиции. Помимо гимнов и обрядовых песен, посвященных небесным светилам, посевам, сбору уро­жая, изгнанию болезней, сложился лирический жанр арауи - любовной песни, ко­торый справедливо считается одним из самых изысканных в мировом поэтическом искусстве. Коллективные песни-танцы ауаки, носящие игровой характер, исполня­лись хорами юношей и девушек, причем мужское начало олицетворялось образами солнца, огня, женское - звезды, воды, снега:


Юноши Оттого, что ты звезда,

ты во тьме горишь всегда,



Девушки Ты на мой далекий зов,

поспешай без лишних слов.

Современное население Южной Америки в антропологическом отношении весьма разнообразно. В его состав входят представители различных рас - американской (коренное население - индейцы), европеоидной (потомки переселенцев из ), негроидной (потомки вывезенных из рабов), а также многочисленные смешанные группы - метисы, мулаты, самбо. Расовое смешение в странах Южной Америки идёт быстрыми темпами, причём постепенно складываются новые расовые типы. До появления европейцев (конец 15 в.) населяли различные индейские племена и народы, говорившие на языках кечуа, аравакских, чибча, тупигуа-рани и др. Население размещалось неравномерно: наиболее плотно были заселены высокогорные долины Центральноандийского нагорья, слабее - низины бассейна .

С приходом европейских завоевателей ( и ) произошли коренные изменения в этнической структуре континента. Тысячи африканцев были ввезены в качестве рабов для работы на рудниках вице-королевства и плантациях сахарного тростника на побережье и северо-востоке . На Центральноандийском нагорье негры по большей части растворились в местном населении, в двух других районах их участие в этнических процессах и вклад в культуру были велики. Здесь сложилось многочисленное население смешанного европейско-негритянского и негритянско-индейского происхождения.

После обретения независимости резкие изменения этнического состава произошли в , и за счёт массового притока иммигрантов из , и других стран Европы (привлекались главным образом для освоения национальных территорий во 2-й половине 19 - начале 20 вв.), а также в и - за счёт иммиграции из (главным образом из и ). Большинство современного населения Южной Америки смешанного индейско-европейского происхождения, но на северо-востоке материка преобладает население негритянско-европейского происхождения. В ряде стран Южной Америки сохранились крупные индейские народы: кечуа в Перу, и , аймара в Боливии, арауканы в Чили. Кроме того, в окраинных районах почти всех государств (например, северная , в Бразилии, северо-запад и др.) также сохранились небольшие индейские племена и народы, говорящие на своих языках.

Официальный язык подавляющего большинства государств Южной Америки - испанский, Бразилии - португальский. Из индейских языков вторым официальным языком является лишь язык кечуа в Перу. Большим своеобразием отличается , где большая часть населения пользуется индейским языком гуарани, владея в той или иной степени испанским языком. В Гайане, официальный язык - английский, в бывшей Суринаме - голландский, во Французской Гвиане - французский. Большинство верующего населения Южной Америки - . У индейцев значительную роль играют пережитки дохристианских верований, среди части негров бытуют пережитки африканских культов.


Защита проектов I группа – Индейцы – коренные жители Южной Америки. Древние цивилизации Индейцы II группа – Колонизация Южной Америки и ее последствия Колонизация III группа – Процесс метисации. География этносов. Процесс метисации IV группа – Обычаи и традиции народов Южной Америки. Обычаи и традиции народов Южной Америки


Коренные жители Южной Америки – индейцы. Они появились здесь предположительно тыс. лет назад. Племена индейцев находились на разных уровнях развития. Они занимались охотой, земледелием, террасировали склоны на высокогорьях, строили водопроводы. Именно они впервые начали выращивать картофель, кукурузу, томаты, тыкву, фасоль, Древние цивилизации существовали у инков (территория современного Перу). Они строили города и могущественные пирамиды, обрабатывали металлы, изготавливали ткани, В области медицины делали даже трепанацию черепа, мумифицировали умерших, обладали познаниями в области космоса. Предполагается развитие письменности (фасолевые находки).










Последствия колонизации материка. Завоевание материка Испанией и Португалией принесло неисчислимые беды коренным жителям: индейцы истреблялись и оттеснялись в глубь материка, были разрушены древние цивилизации. Но наряду с жестокостью и алчностью европейцы все же внесли свой вклад в развитие культуры, распространили христианство.

Народонаселение Южной Америки отличается большим разнообразием и колоритом. Оно состоит из представителей самых различных рас, которые в разные периоды истории осваивали этот континент. Характерной чертой является расовое смешение, которое идет очень быстрыми темпами во всех южно-американских странах.

Население материка Южная Америка

Расовый состав жителей Южной Америки весьма сложен, и это связано с особенностями истории развития континента. Здесь обитает более 250 самых разных народов и народностей, которые в течение многих лет находятся друг с другом в самом тесном взаимодействии.

На территории Южной Америки проживают представители трех крупных рас:

  • экваториальной (коренное население - индейцы);
  • европеодиной (потомки иммигрантов из стран Европы);
  • негроидной (потомки чернокожих рабов, привезенных из стран Африки).

Помимо чистых рас, на материке проживают и несколько смешанных групп:

  • метисы - смесь европейцев с индейцами;
  • мулаты - смесь европейцев с африканцами;
  • самбо - смесь индейцев с неграми.

Примечательно, что во времена колониального строя в местном обществе царила особая социальная иерархия, в которой главенствовали креолы - потомки европейских завоевателей, рожденные уже на территории Америки. К низшим сословиям относились все смешанные группы.

История развития

Отличительной чертой формирования народонаселения Южной Америки является его относительная незрелость - всего несколько столетий. До покорения континента испанскими и португальскими захватчиками в конце 15 века, здесь проживали индейские народы и племена, говорившие на языках кечуа, чибча, тупигуа-рани и других. Однако после захвата материка испанцами и португальцами основное население начало стремительно смешиваться.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Индейцы Южной Америки

Этническая структура Южной Америки начала серьезно меняться и после ввоза большого количества чернокожих рабов с африканского континента. Они внесли большой вклад в самобытную культуру народов, населяющих материк.

Рис. 2. Темнокожие жители Южной Америки

Очередной скачок в развитии этнической структуры произошел после признания независимости стран Южной Америки. В этот период континент стал убежищем для многочисленных беженцев из стран Восточной и Западной Европы, Индии, Китая.

Несмотря на большое смешение народностей внутри континента, в некоторых южно-американских странах все же сохранились исконно индейские народы: кечуа, аймара, арауканы. Им удалось сберечь не только расовую чистоту, но и численность. Основным их занятием является земледелие.

Рис. 3. Кечуа - коренной народ Южной Америки

Размещение населения Южной Америки

Средний показатель плотности населения колеблется в пределах 10-25 человек на 1 кв. км. Этот данные отличаются только для Французской Гвианы, Боливии, Гайаны, Суринам - эти регионы населены менее всех остальных.

Особенности природы и климата таковы, что населенность материка неравномерна и неравнозначна. Больше всего людей проживает в крупных городах. Так, например, в Аргентине на 1 кв. км приходится более 100 человек, а в Патагонии этот показатель меньше в 100 раз - всего 1 человек на 1 кв. км.

Меньше всего на материке заселены его внутренние районы - обширные лесные массивы Амазонии, а также некоторые области Анд. Часть этих пространств вообще безлюдна. Это указывает на слабую освоенность большой части территории Южной Америки.