Кто такие юнона и авось. Знаменитая поэма Юнона и Авось — История любви

Также входит в репертуар Иркутского областного музыкального театра имени Н. М. Загурского, Красноярского музыкального театра и Ростовского музыкального театра, Алтайского краевого театра музыкальной комедии, Оренбургского областного театра музыкальной комедии , Харьковского академического театра музыкальной комедии .

В названии спектакля использованы имена двух парусников , «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола , в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Фернандо). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам:

    Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка - это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться.

    Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра «Ленком » в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке , затем в Германии, Нидерландах и других странах.

    31 декабря 1985 года на сцене ДК им. Капранова в Санкт-Петербурге состоялась премьера рок-оперы в исполнении ВИА «Поющие гитары» (впоследствии ставшего Санкт-Петербургским театром «Рок-опера»). Данная сценическая версия отличалась от постановки «Ленкома». В частности, режиссёр Владимир Подгородинский ввёл в спектакль нового персонажа - Звонаря, фактически «овеществлённую» душу Николая Резанова. Звонарь практически лишён слов и лишь сложнейшей пластикой и эмоциональным настроем передаёт метания души главного героя. По воспоминаниям, Алексей Рыбников , присутствовавший на премьере, признал, что «Поющие гитары» более точно воплотили идею создателей оперы, сохранив авторский жанр оперы-мистерии и оригинальную драматургию Вознесенского. Летом 2010 года в Санкт-Петербурге состоялось двухтысячное исполнение «Юноны и Авось» в исполнении театра «Рок-опера» .

    Опера также была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее, Украине и других странах.

    Летом 2009 года во Франции Государственный театр под руководством Народного артиста России композитора Алексея Рыбникова представил новую постановку рок-оперы «Юнона и Авось». Главный акцент в ней сделан на музыкальную составляющую спектакля. Вокальные номера поставлены заслуженной артисткой РФ Жанной Рождественской , хореографические номера - Жанной Шмаковой. Главным режиссёром спектакля является Александр Рыхлов. На сайте А. Рыбникова отмечается:

    Полная авторская версия... является серьёзной новацией в жанре мирового музыкального театра и призвана возвратить изначальную идею авторов. В новой версии оперы соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора.

    Первоисточник сюжета

    Сюжет поэмы «Юнона и Авось» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо , дочерью коменданта Сан-Франциско .

    По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере , когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

    Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске . Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург , чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764-1807). Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания , а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее , где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году .

    А спустя ещё полтора века, произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша , где похоронена Кончита Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова «Я тебя никогда не забуду», а на другой - «Я тебя никогда не увижу».

    Ни поэма, ни опера - не документальные хроники. Так говорит об этом сам Вознесенский:

    Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных...

    В 1810-1812 годах опубликованы записки Давыдова Г. И. «Двукратное путешествие в Америку...» в которых изложена история капитанов легендарных судов «Юнона» и «Авось» .

    Аналогичная история произошла с будущим декабристом Д. И. Завалишиным во время его участия в кругосветной экспедиции под командой М.Лазарева (1822-24) (См. Вопросы истории, 1998, № 8)

    Сюжет

    Список музыкальных тем

    • Резанов - Г. Трофимов
    • Кончита - А. Рыбникова
    • Федерико - П. Тилс
    • Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий - Ф. Иванов
    • Голос Богоматери - Ж. Рождественская
    • Солист в прологе - Р. Филиппов
    • Давыдов, второй солист - К. Кужалиев
    • Хосе Дарио Аргуэльо - А. Самойлов
    • Молящаяся женщина, солистка в эпилоге - Р. Дмитренко
    • Молящаяся девочка - О. Рождественская
    • Моряк - В. Ротарь
    • Группа молящихся - А. Садо, О. Рождественский, А. Паранин
    • Юродивый – А. Рыбников

    Юнона и Авось. Авторская версия

    В 2009 г. специально для фестиваля Пьера Кардена в Лакосте композитор Алексей Рыбников и Театр Алексея Рыбникова создали сценическую версию «Юноны и Авось» в авторской версии, которая существенно отличается от спектакля Ленкома. Режиссёром постановки выступил Александр Рыхлов.

    Спектакль в нумизматике

    Примечания

    1. "Юнона и Авось" (12+) (неопр.) . orenmuzcom.ru. Проверено 2 февраля 2017.
    2. «ЮНОНА» И «АВОСЬ» на сайте ХАТМК (неопр.) .
    3. Марк Захаров: к 70-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности в «Ленкоме» - Театральная Афиша (неопр.) .

    Нет повести печальнее на свете, чем повесть о любви 42-летнего русского мореплавателя графа Резанова и 15-летней калифорнийской девочки Кончиты Аргуэльо, уверены все смотревшие спектакль или прочитавшие поэму Вознесенского «Авось», по которой он поставлен.

    35 лет назад, 9 июля 1981 года, в московском театре Ленинского комсомола состоялась премьера рок-оперы «Юнона и Авось». Щемящая история по стихам Андрея Вознесенского с музыкой Алексея Рыбникова, блестяще поставленная Марком Захаровым, до сих пор популярна - во многом благодаря невероятной актёрской игре.

    Образы, созданные Николаем Караченцовым и Еленой Шаниной, были настолько убедительными, что никто не мог даже усомниться в правдивости истории. К сожалению, историки считают, что в жизни всё было не так красиво, как в пьесе.


    Рок-опера «Юнона и Авось». Кадр из телеверсии спектакля, 1983

    Начнём с того, что графом Николай Петрович Резанов не был. Он родился в обедневшей дворянской семье в Петербурге 28 марта 1764 года. Вскоре его отца назначили председателем гражданской палаты губернского суда в Иркутске, и семья переехала в Восточную Сибирь.

    Николай получил домашнее образование - видимо, очень и очень неплохое, потому что знал кроме прочего пять иностранных языков. В 14 лет он поступил на военную службу - сначала в артиллерию, но уже вскоре за статность, сноровистость и красоту был переведён в лейб-гвардии Измайловский полк.



    Скорее всего, в судьбе юного красавца приняла участие сама императрица Екатерина II - иначе трудно объяснить головокружительный взлет его карьеры.

    Во время поездки императрицы по Крыму в 1780 году Николай лично отвечал за её безопасность, а было ему всего-то 16 лет. Вряд ли столь ответственное назначение можно было объяснить большим опытом в обеспечении безопасности царствующих особ.

    Неотлучно, день и ночь, он находился тогда при матушке-царице, а потом что-то произошло и государыня осталось недовольна юным охранником. Что именно случилось - неизвестно, но за резким взлётом карьеры последовала такая же резкая опала. Во всяком случае, военную службу он оставил и надолго исчез из окружения императрицы.

    Американское предприятие

    В Америку Резанов попал 26 лет спустя - в 1806 году, выполняя приказ провести инспекцию русских поселений на Аляске. Прибыв в Ново-Архангельск, Резанов застал русскую колонию в ужасном состоянии. Поселенцы просто вымирали с голоду, так как продукты им доставлялись через всю Сибирь и далее морем. На это уходили месяцы, и они приходили испорченными.

    Резанов купил у купца Джона Вульфа судно «Юнона», полное продуктов и отдал их поселенцам. Но до весны этих продуктов не хватило бы, поэтому Резанов приказал построить ещё одно судно, «Авось».

    С этого места начинаются события рок-оперы. По сюжету, оба судна - «Юнона» и «Авось», под предводительством флотоводца Николая Резанова, отправились за продовольствием для русских колоний на Аляске.


    В Сан-Франциско 42-летний граф познакомился с 15-летней дочерью коменданта крепости, испанкой Консепсьон (Кончитой) Аргуэльо. Между ними вспыхнула любовь, и Резанов тайно обручился с Кончитой. После он по долгу службы отправился на Аляску, а затем - в Петербург, чтобы добиться разрешения жениться на католичке. В дороге он заболел и скоропостижно скончался.

    Больше 30 лет Кончита ждала возвращения своего возлюбленного, а когда вести о его смерти подтвердились, постриглась в монахини.


    Очень не хочется сомневаться в искренности чувств Резанова к юной испанке, но многочисленные свидетельства говорят о том, что им скорее руководил трезвый расчёт.
    Предложение он, действительно, сделал, но главной целью его было наладить снабжение русских колоний и этот брак мог оказаться весьма и весьма полезным.

    Дело в том, что события происходили в момент обострения франко-русских отношений. Франция была союзницей Испании, которой в те времена принадлежала Калифорния. Комендант Сан-Франциско имел предписание не вступать в торговые отношения с противником. Дочка же могла убедить любящего отца нарушить предписание.

    Корабельный врач писал, что Резанов не был похож на потерявшего голову мужчину:

    «Можно было бы подумать, что он влюбился в эту красавицу. Однако ввиду присущей этому холодному человеку осмотрительности осторожнее будет допустить, что он просто возымел на нее какие-то дипломатические виды».


    Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо (Кончита) - возлюбленная невеста русского командора Николая Резанова

    Впрочем, свидетели событий утверждали, что и со стороны Кончиты, увы, было больше расчёта, чем страсти. Резанов постоянно внушал ей мысль о шикарной жизни в России при императорском дворе. Рассказы вскружили девочке голову, вскоре она только и мечтала стать женой русского камергера.

    Родители поначалу были против, но видя решимость дочери, согласились помолвить молодых. После этого на «Юнону» стали привозить продукты в таком количестве, что их некуда было уже грузить.


    Николай Караченцов в роли Резанова, рок-опера «Юнона и Авось», 1983

    Конечно, Резанов не собирался обманывать девушку - он действительно планировал жениться на ней и увезти с собой, чтобы наладить связи с Калифорнией и упрочить положение России на Американском континенте.

    Но уехав из Калифорнии в июне 1806 г., Резанов больше никогда туда не вернулся. Заболев в дороге, он умер в горячке 1 марта 1807 г.

    В своем последнем письме, которое он написал М. Булдакову, мужу сестры своей покойной первой жены, Николай Петрович сделал очень неожиданное признание, проливающее свет на всю эту историю:

    «Из калифорнийского донесения моего не сочти, мой друг, меня ветренницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора (прим. - первая супруга), а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю её, и плачу о том, что нет ей места в сердце моем, здесь я, друг мой, как грешник на духу, каюсь, но ты, как пастырь мой, сохрани тайну».
    Если верить этому письму, до последних дней единственной любовью Резанова оставалась Анна Шелехова - его первая жена, умершая много лет назад от родильной горячки.

    Впрочем, это не делает историю, рассказанную Вознесенским и поставленную Захаровым менее прекрасной. Для Захарова экспедиция Резанова была лишь поводом поговорить на его любимую тему – о том, что «слава безумцам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец!». И получилось у него это безупречно.

    Аллилуйя возлюбленной паре,
    Мы забыли, бранясь и пируя,
    Для чего мы на Землю попали,
    Аллилуйя любви, аллилуйя любви,
    Аллилуйя.

    Аллилуйя актерам трагедии,
    Что нам жизнь подарили вторую,
    Полюбивши нас через столетья
    Аллилуйя любви, Аллилуйя!

    На протяжении вот уже более 30 лет рок-опера «Юнона и Авось» продолжает волновать сердца, погружая зрителей в романтический мир двух влюбленных: графа Резанова и юной Кончиты. Однако не все знают, что это в основе этой истории лежат реальные события, произошедшие в начале XIX века.

    Один из основных персонажей оперы, Николай Резанов, родился в обедневшей дворянской семье. Он получил хорошее домашнее образование и проявлял блестящие способности к изучению языков. За довольно короткий промежуток времени Резанов дослужился до управляющего канцелярией при секретаре Екатерины II Гаврииле Романовиче Державине.

    Резанов и Кончита на фреске в Post Interfaith Chapel (Сан-Франциско)

    Однако появление нового молодого высокого красавца при дворе вызвало опасения у фаворита императрицы, графа Зубова, и Резанов был отправлен в Иркутск. Он инспектировал деятельность путешественника Григория Шелихова, основавшего первые поселения русских в Америке, и через некоторое время женился на его дочери.

    Для стимулирования освоения Аляски по приказу Павла I в 1899 году была создана частно-государственная Русско-Американская компания (РАК), а ее уполномоченным представителем стал Резанов. Он стремился наладить морское сообщение с русскими поселенцами в Америке, так как из-за нерегулярной и долгой доставки продовольствия из России они часто получили его просроченным и уже негодным к употреблению. Был разработан план инспекций поселений на Аляске и налаживания связей с Японией.

    Однако в это время умирает жена графа. Резанов хотел уйти в отставку и заняться воспитанием детей, но был остановлен приказом императора. В 1803 г. возглавляемая им экспедиция отправилась в путь на кораблях «Надежда» и «Нева». Переговоры с японцами оказались безуспешными, «Надежда» и «Нева» продолжили свой путь на Аляску. Прибыв на место Резанов был поражен условиями жизни поселенцев: они жили на грани голода, в разрухе, страдали от цинги.

    Резанов на собственные средства приобретает фрегат «Юнона» с грузом продовольствия. Но это было лишь частичное решение проблемы. Надвигалась зима, и до весны продуктов с «Юноны» поселенцам бы не хватило. Тогда граф приказывает построить еще одно судно – тендер «Авось». За провиантом он отправляется в Сан-Франциско, рассчитывая наладить торговые отношения с испанцами.

    За 6 недель Резанов сумел произвести впечатление на калифорнийцев. Он совершенно покорил губернатора Верхней Калифорнии Хосе Арильягу и коменданта крепости Хосе Дарио Аргуэльо. Дочерью последнего и была 15-летняя Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо, попросту именуемая Кончитой.

    Один из участников экспедиции Резанова, корабельный врач Георг Лангсдорф, записал в своем дневнике: «Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру, чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей. Таких красивых женщин можно сыскать лишь в Италии, Португалии или Испании, но и то очень редко». И еще: «Можно было бы подумать, что Резанов сразу влюбился в эту молодую испанскую красавицу. Однако ввиду присущей этому холодному человеку осмотрительности, я скорее допущу, что он просто возымел на нее какие-то дипломатические виды».

    Может быть, доктор просто ошибался? Но и сам Резанов в своих докладах в Россию не выглядит человеком, потерявшим голову от любви. Несмотря на то что Резанову было уже 42 года, он нисколько не растерял своей привлекательности, кроме того, он был знаменит, богат и вращался в высших кругах общества. Современники утверждали, что в желании Кончиты выйти замуж за русского графа было столько же любви, сколько и расчета, якобы она мечтала о роскошной жизни при дворе в Петербурге, однако последующие события доказали искренность ее чувств к Резанову.

    Отношения Резанова и Кончиты быстро развивались, вскоре прошла церемония обручения. Затем, жених покинул невесту, чтобы вернуться в Петербург и просить ходатайства императора перед папой римским о согласии на брак. Николай Петрович рассчитал, что на это вполне хватит два года. Кончита заверила его, что будет ждать…

    Двинувшись в путь, Резанов страшно спешил. Надвигалась осенняя распутица, но граф все равно упрямо продолжал свое движение сквозь Сибирь. В итоге, Николай Петрович страшно простудился и пролежал в горячке и беспамятстве 12 дней. А едва очнувшись, снова двинулся вперед, совершенно не щадя себя. В один морозный день Резанов потерял сознание, упал с лошади и сильно ударился головой оземь. Его довезли до Красноярска, где 1 марта 1807 года Николай Петрович умер. Ему было 42 года.

    Через 60 лет Россия за бесценок продала Америке Аляску вместе со всеми владениями Российско-Американской компании. Планам Резанова не дано было осуществиться. Но славу в веках он все-таки снискал - благодаря Кончите. Правда, она не ждала его 35 лет, как сказано в знаменитой рок-опере. Нет. Только чуть больше года каждое утро выходила на мыс, садилась на камни и смотрела нa океан. А потом, в 1808 году, Кончита узнала о смерти жениха: родственник Николая Петровича написал ее брату. Прибавив, что синьорита де Аргуэльо свободна и может выйти замуж, за кого пожелает. Но она отвергла эту ненужную ей свободу. За кого ей было выходить, какие мечты лелеять? Двадцать лет после этого Кончита жила с родителями. Занималась благотворительностью, учила грамоте индейцев. Потом ушла в монастырь Святого Доминика под именем Мария Доминга. Вместе с монастырем переехала в город Монтеррей, где и умерла 23 декабря 1857 года. Пережив, таким образом, Резанова на полвека…

    Не так давно, в 2000 году, в Красноярске на могиле Резанова поставили памятник - белый крест, на одной стороне которого написано: «Николай Петрович Резанов. 1764-1807. Я тебя никогда не забуду», а на другой - «Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791-1857. Я тебя никогда не увижу». На открытие приехал шериф Монтеррея - специально, чтобы развеять там горсть земли с могилы Кончиты. Обратно он увез горсть красноярской земли - Кончите.

    История создания

    Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра «Ленком » в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке , затем в Германии, Нидерландах и других странах.

    31 декабря 1985 года на сцене ДК им. Капранова в Санкт-Петербурге состоялась премьера рок-оперы в исполнении ВИА «Поющие гитары» (впоследствии ставшего Санкт-Петербургским театром «Рок-опера»). Данная сценическая версия отличалась от постановки «Ленкома». В частности, режиссёр Владимир Подгородинский ввёл в спектакль нового персонажа - Звонаря, фактически «овеществлённую» душу Николая Резанова. Звонарь практически лишён слов и лишь сложнейшей пластикой и эмоциональным настроем передаёт метания души главного героя. По воспоминаниям, Алексей Рыбников , присутствовавший на премьере, признал, что «Поющие гитары» более точно воплотили идею создателей оперы, сохранив авторский жанр оперы-мистерии и оригинальную драматургию Вознесенского. Летом 2010 года в Санкт-Петербурге состоялось двухтысячное исполнение «Юноны и Авось» в исполнении театра «Рок-опера» .

    Опера также была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее, Украине и других странах.

    Летом 2009 года во Франции Государственный театр под руководством Народного артиста России композитора Алексея Рыбникова представил новую постановку рок-оперы «Юнона и Авось». Главный акцент в ней сделан на музыкальную составляющую спектакля. Вокальные номера поставлены заслуженной артисткой РФ Жанной Рождественской , хореографические номера - Жанной Шмаковой. Главным режиссёром спектакля является Александр Рыхлов. На сайте А. Рыбникова отмечается:

    Полная авторская версия... является серьёзной новацией в жанре мирового музыкального театра и призвана возвратить изначальную идею авторов. В новой версии оперы соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора.

    Первоисточник сюжета

    По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере , когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

    А спустя ещё два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо , привез в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду , а на другой - Я тебя никогда не увижу .

    Естественно, и поэма, и опера - не документальные хроники. Как говорит об этом сам Вознесенский:

    Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных...

    Аналогичная история произошла с будущим декабристом Д. И. Завалишиным во время его участия в кругосветной экспедиции под командой М.Лазарева (1822-24) (См. Вопросы истории, 1998, № 8)

    Сюжет

    • Резанов - Г. Трофимов
    • Кончита - А. Рыбникова
    • Федерико - П. Тилс
    • Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий - Ф. Иванов
    • Голос Богоматери - Ж. Рождественская
    • Солист в прологе - Р. Филиппов
    • Давыдов - К. Кужалиев
    • Хосе Дарио Аргуэльо - А. Самойлов
    • Молящаяся женщина - Р. Дмитренко
    • Молящаяся девочка - О. Рождественская
    • Моряк - В. Ротарь
    • Группа молящихся - А. Садо, О. Рождественская, А. Паранин

    Андрей Вознесенский, 1980

    РЕЗАНОВ: "Господи, услышь меня, услыши мя, Господи! По морям бушующим я плыву без компаса, я зову без голоса, пучинам отданный: "Родина, услышь меня, услыши мя, Родина!" И летят покойники и планеты по небу: "Кто-нибудь услышь меня, услыши мя, кто-нибудь!"

    ПЕРВЫЙ СОЛИСТ: Бьет двенадцать годов, как часов Над моей терпеливою нацией Есть апостольское число, Для России оно - двенадцать.

    Восемьсот двенадцатый год - Даст ненастья иль крах династий? Будет петь и рыдать народ И еще, и еще двенадцать!

    ВТОРОЙ СОЛИСТ: История, - ты стон Пророков, распинаемых крестами!

    ПЕРВЫЙ СОЛИСТ: О, Родина, была ты близорука,

    ВТОРОЙ СОЛИСТ: Они сойдут с крестов, Взовьют еретиков кострами.

    ПЕРВЫЙ СОЛИСТ: Когда казнила лучших сыновей,

    ПЕРВЫЙ СОЛИСТ: себе готовя худшую из казней!

    ВТОРОЙ СОЛИСТ: Безумствует распад, Но все-таки - виват! Профессия рождать Древней, чем убивать!

    Часть I. Россия

    (Действие происходит параллельно: в церкви, где отпевают покойную жену Резанова, в апартаментах гр. Румянцева и в трактире)

    ОТЕЦ ЮВЕНАЛИЙ: Со святыми упокой, Христе, душу рабы Твоея новопреставленной Анны, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воэдыхание, но жизнь бесконечная. Сам Един еси Бессмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли соэдахомся и в землю туюжде пойдем, яко же повелел еси, создавый мя и рекий ми: яко замля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще.

    РЕЗАНОВ: Мне сорок, но успокоенья нет - Всю жизнь бегу за призраком свободы В мои-то годы нет иной заботы!

    ХОР: Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!

    РЕЗАНОВ:

    Милостивый государь мой Алексей Николаевич РУМЯНЦЕВ ! Уповая на всемилостивейшее покровительство Ваше, вознамериваюсь просить Вас о поддержке моего дерзновенного прожекта. С помощью Божией намереваюсь я ныне, возглавив первое кругосветное путешествие россиян, жизнь отдать расцвету Российско-американской кампании, с тем, чтобы распространить свет Отечества нашего до Калифорнии и Сандвичевых островов. Да будет судьба России крылата парусами!

    РУМЯНЦЕВ: .. Милый граф, я желаю Вам Поделить мечты пополам! Пополам!... Пополам!..

    РЕ3АНОВ: Уповаю на Ваше великодушие! Ваше сиятельство! Соблаговолите поддержать сей дерзкий пожект мой. Я удачлив, Ваше сиятельство! Сие предприятие сулит большие блага Российской державе и последствия ея будут по достоинству оценены потомками нашими.

    ХОР: Яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное

    РЕЗАНОВ: Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, Ты меня никогда не забудешь, Ты меня никогда не увидишь.

    Заслонивши тебя от простуды, Я подумаю: Боже Всевышний, Я тебя никогда не забуду, Я тебя никогда не увижу.

    Не мигают, слезятся от ветра Безнадежные карие вишни. Возвращаться - плохая примета, Я тебя никогда не увижу.

    Ваше сиятельство, ежели материальные затруднения окажутся единственной преградой на пути к американскому континенту - готов буду приобрести на собственные средства две шхуны на Санкт-Петербургской верфи и, придав им соответственно наименования "Юнона" и "Авось" преисполнен буду решимости в начале лета 1806 года пуститься в плавание к берегам Нового Света.

    И качнутся бессмысленной высью Пара фраз, залетевших отсюда: "Я тебя никогда не увижу, Я тебя никогда не забуду".

    ОТЕЦ ЮВЕНАЛИЙ: Яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человеци пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

    РЕЗАНОВ: Душой я бешено устал. Точно тайный горб на груди таскаю, Тоска такая!... Будто что-то случилось или случится, - Ниже горла высасывает ключицы... Российская империя - тюрьма, Но за границей тоже кутерьма. Родилось рано наше поколение, Чужда чужбина нам и скучен дом, Расформированное поколение, Мы в одиночку к истине бредем. Чего ищу?... Чего-то свежего Земли старые - старый сифилис, Начинают театры с вешалок, Начинаются царства с виселиц. Земли новые - табула раза, Расселю там новую расу, Третий мир без деньги и петли. Ни республики, ни короны, Где земли золотое лоно!

    Как по золоту пишут иконы, Будут лики людей светлы! Как по золоту пишут иконы, Будут лики людей светлы!

    Смешно с всемирной тупостью бороться, Свобода потеряла первородство. Ее нет ни здесь, ни там. Куда же плыть?... Не знаю, капитан...

    МОЛЯЩИЕСЯ: О Пресвятая Дева, Мати Господа Вышняго Заступница и покрова всех к Тебе прибегающих!

    РЕЗАНОВ: Я путь ищу, как воин и мужчина, Но буду честен, есть еще причина...

    МОЛЯЩИЕСЯ: Призри с высоты святые Твоя на мя грешного, припадающего к пречистому Образу Твоему!

    РЕЗАНОВ: Меня по свету гонит страшный бред, Душой я болен с отроческих лет, Когда на мне остановился взгляд Казанской Божьей Матери!

    МОЛЯЩИЕСЯ: Услыши мою теплую молитву и принеси Ю пред возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа!

    РЕЗАНОВ: Увидел в Ней не Вседержительницу Деву, А женщину с вишневыми глазами. Хотелось защитить ее, спасти Мне не помог ни врач, ни богослов, Я посягнул на Божию любовь.

    МОЛЯЩИЕСЯ: Умоли Его, да озарит Он мрачную душу мою светом Божественной Благодати Своея!

    РЕЗАНОВ: Знал многих женщин. Схоронил жену. Но всюду чуял тайный взгляд вишневый...

    РЕЗАНОВ И ХОР : Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих.

    МОЛЯЩИЕСЯ: Избави мя от них и спаси мя Блаже, яко человеколюбец Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, Слава тебе! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистая Твоея Матере, помилуй нас!

    Господи, возвах к тебе, услыши мя, Господи! Господи, возвах к тебе, услыши мя, Господи! Вонми гласу моления моего, внегда возвати ми к Тебе. Боже, ослаби, остави, прости согрешения моя. Боже, ослаби, остави, прости согрешения моя. Господи, возвах к Тебе, услыши мя, Господи! Господи, возвах к Тебе, услыши мя, Господи! Преславная Приснодево Мати Христа Бога, Принеси наши молитвы Сыну Твоему и Богу нашему, Да спасет Тобою души наша! Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим! Алиллуйя! Алиллуйя! Алиллуйя!

    РЕЗАНОВ: Меня по свету гонит страшный бред, Душой я болен с отроческих лет, Когда на мне остановился взгляд Казанской Божией Матери!

    Не страшись любви своей! Дева святая, Матерь Божия, За тебя молюсь я одна.

    ХОР: Аллилуйя!

    РУМЯНЦЕВ: Граф! Интересы империи направлены на сложную обстановку в Европе. Однако, обратив взоры на доблести и сердечные раны ваши, а также скорбя об Аляскинских поданных своих, Государь избирает вас на подвиг, пользу Отечеству обещающий. По исполнению дипломатического поручения вверяется Вам образование и участь жителей, русской Америки, Вам, управляющему компанией, Государь жалует звание действительного камергерра и ленту Анны 1-й степени и берет под августейшую опеку деток Ваших на время экспедиции. Император Александр Павлович сам милостиво соизволил войти в пай русско-американской компании. Повелеваю отплыть Вам 23 июля 1806 года, ввиду напряженной международной обстановки под военно-морским Андреевским флагом империи.

    PЕЗАНОВ И МОРЯКИ: В море соли и так до черта Морю не надо слез, Морю не надо слез. Наша вера вернее расчета, Нас вывозит "АВОСЬ", Нас вывозит "АВОСЬ"!

    Нас мало, нас адски мало, А самое страшное, что мы врозь, Но из всех притонов, из всех кошмаров Мы возвращаемся на "АВОСЬ"

    Вместо флейты подымем флягу, Чтобы смелее жилось, Чтобы смелее жилось. Под Российским небесным флагом И девизом "АВОСЬ", И девизом "АВОСЬ".

    Нас мало, и нас все меньше, И парус пробит насквозь, Но сердца забывчивых женщин Не забудут "АВОСЬ"!

    В море соли и так до черта Морю не надо слез Морю не надо слез... Наша вера вернее расчета Нас вывозит "АВОСЬ", Нас вывозит "АВОСЬ"!

    Вместо флейты подымем флягу, Чтобы смелее жилось, Чтобы смелее жилось, По Российским крестовым флагом И девизом "АВОСЬ", И девизом "АВОСЬ"!

    ЗВОНАРЬ: Матерь Богородица, спаси и помилуй! Парус новорожденный в бурях про веди, Пожелай, как водится, чтобы нам под килем Было восемь футов голубой воды!

    (музыкальный антракт "Плавание")