Кто был в группе битлз. Группа Битлз - сообщение доклад (кратко самое главное)

В марте 1957 года Джон Леннон основал музыкальную группу с друзьями из школы "Кворри Бэнк". Пол Маккартни познакомился с Ленноном в июле и вскоре после этого стал в группе ритм-гитаристом. В феврале 1958 года Маккартни пригласил на свой концерт Джорджа Харрисона, и тот тоже стал членом коллектива. В августе 1960 года появляется название The Beatles. Фото: AP/Fleetwood Owen, Astrid Kirchherr

Как таковая история "Битлз" начиналась в 1962-м. В мае этого года продюсер Джордж Мартин пригласил группу, менеджером которой был Брайан Эпстайн, записать пластинку для лейбла EMI Parlaphone. Первая запись состоялась в лондонской студии EMI на Эбби Роуд 6 июня 1962 года. В середине августа Ринго Старр стал новым ударником, заменив Пита Беста. Первый сингл "Love Me Do" был выпущен 5 октября и занял в чарте Record Retailer 17-е место. Фото: BBC

Первый альбом "Битлз" "Please, Please Me" появился на прилавках в марте 1963 года. Он возглавил четыре британских хит-парада. Альбом 30 недель продержался на первом месте чарта Record Retailer. За четыре недели после выхода четвертого сингла "She Loves You" было продано 750 тысяч его копий. В феврале "Битлз" отправились в первое концертное турне по Британии. Появляется новое явление "битломания". В ноябре был выпущен второй альбом "With the Beatles". За одну неделю было продано полмиллиона копий. Он удерживал первое место в чартах в течение 21 недели и не покидал хит-парады 40 недель. Фото: ВВС



В феврале "Битлз" впервые отправились в США. Группа появилась на американском телевидении в шоу Эда Салливана. Программу посмотрели 73 миллиона американцев в 23 миллионах домов, то есть 34% населения страны. В марте-апреле "битлы" снялись в кинокомедии "A Hard Day"s Night", где они играли самих себя. Одноименный альбом "A Hard Day"s Night" появился 10 июля 1964 года. Четвертый студийный альбом "Beatles For Sale" был выпущен 4 декабря 1964 года. Фото: AP

В июне 1965 года королева Елизавета II наградила членов группы орденом Британской империи. В июле вышел второй фильм группы "Help!". В августе появился одноименный альбом. Одна из песен с альбома - "Yesterday" - стала одной из самых популярных в поп-музыке. Ее перепели уже более двух тысяч раз. В декабре "Битлз" выпустили шестой альбом "Rubber Soul", который восторженно встретили критики, назвав его новой вехой в становлении группы. Харрисон использовал ситар в балладе "Norwegian Wood (This Bird Has Flown)", что стало еще одним шагом в расширении границ поп-музыки. Фото: ВВС

Американский журнал Datebook опубликовал интервью Леннона: "Мы теперь популярнее Христа. Не знаю, что исчезнет раньше - рок-н-ролл или христианство. Христос был нормальный парень, но его ученики - тупые и скучные". Эти слова вызвали протесты, прокатившиеся по США и другим странам. Проходили "антибитловские" демонстрации, их музыку запрещали к исполнению на радио, а пластинки публично сжигались. В августе вышел альбом "Revolver". Последнее коммерческое выступление группы состоялось в парке Кэндлстик в Сан-Франциско. Photo: Larry Ellis/Express/Hulton Archive/Getty Images

Восьмой альбом группы "Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band" появился в июне 1967 года. Журнал Rolling Stone назвал его "самым важным альбомом в истории рок-н-ролла". На обложке пластинки была группа окружена знаменитостями. 25 июня 1967 года "Битлз" исполнили песню "All You Need Is Love" в программе Our World, которую увидели 400 млн человек в 26 странах. Песня была написана по заказу Би-би-си. В начале декабря 1967 года был выпущен альбом с саундтреком к телевизионному фильму "Magical Mystery Tour". Фото: Press Association.

В анимационном фильме "Yellow Submarine" члены группы стали мульт-персонажами. Саундтрек фильма включал 11 песен. Зрители увидели фильм в июне 1968 года и получил самые лестные отзывы от критиков за музыку, юмор и иновационный визуальный стиль. Но альбом с песнями из фильма увидел свет лишь семь месяцев спустя. Девятый альбом группы, названный "The Beatles", известный еще как "Белый альбом" за практически пустую обложку, был выпущен в ноябре. Альбом был записан после посещения Махариши Махеш Йоги в Индии. Фото: Michael Webb/Keystone/Getty Images.

Одиннадцатый студийный альбом группы "Abbey Road" появился 26 сентября. Было продано 4 млн копий альбома за три месяца. Он продержался на верхней строчке британских чартов 17 недель. За шесть дней до этого (20 сентября) Джон Леннон объявил музыкантам об уходе из группы, и согласился держать это в секрете. Последнее "живое" выступление "Битлз" состоялось на крыше компании Apple Corps 30 января 1969 года. В последний раз музыканты собрались вместе в студии 20 августа 1969 года на сведение песни "I Want You (She"s So Heavy)". Фото: ВВС

Последний - 12 по счету - альбом группы назывался "Let It Be". Он появился 8 мая 1970 года. Незадолго до этого группа объявила о разрыве. В том же месяце появился документальный фильм "Let It Be". Он был удостоен премии Оскар 1970 года за лучшую музыку к фильму. Пол Маккартни подал исковое заявление об аннулировании контрактных обязательств членов группы. Юридические споры продолжались и после распада "Битлз". Официально прекращение деятельности группы вступило в силу 9 января 1975 года. Фото: АР

8 декабря 1980 года в Нью-Йорке Джон Леннон был застрелен Марком Дэвидом Чепменом у входа в здание "Дакота", где он жил. В 1995-6 годах появляется "Антология Битлз", включавшая в себя документальные фильмы, три двойных альбома и книгу об истории "Битлз". Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр приняли участие в подготовке этого проекта, который часто называют проектом-антологией. Харрисон умер от метастатического рака легкого в ноябре 2001 года. Фото: Press Association.

Популярная группа Битлз, её далеко не краткая биография, состав The Beatles и история группы за десятилетия с её распада не теряют актуальности. Новые сообщения о группе Битлз появляются кратко или развернуто с частой периодичностью. Про группу Битлз в сети есть краткое сообщение и наоборот, мы постарались совместить всю доступную информацию про The Beatles в одно, коротко и информативно.

О «Битлах» слышали абсолютно все, даже если только краткое содержание. Эта команда из 4 парней настолько прочно влилась в историю человечества, что до сих пор дает пищу для исследований всех, кому музыка небезразлична, будь то меломан или же критик.

Величину популярности, которая и сегодня дает о себе знать, глубокую любовь к творчеству, объяснить действительно сложно, однако факт остается фактом – в шестидесятые четверка перевернула весь мир.

Как все начиналось

Почти двадцать лет «Битлз» считались эталоном музыкантов. The Beatles породила огромную волну подражательства – как среди обычных фанов, так и среди других команд. Музыка коллектива вдохновляла целые поколения. Именно она ответственна за то, что в Европе активно расцвело движение за мир, к любви и свободе.

Невозможно до конца оценить, какое значение сыграли The Beatles в культуре человечества, и вряд ли хоть кто-то из коллектива в полной мере понимал, куда заведет совместное творчество.

Ливерпуль, город, бывший родным для основателей команды, на самом деле для музыкантов Англии являлся интересным местом. Именно здесь варились свежие идеи, которые и вдохновили Пола и Джона на занятия музыкой.

В 1957 Пол Маккартни встретился с Ленноном впервые. Джон уже считался лидером команды Quarrymen, хоть ему и было только семнадцать. Стилистика творчества относилась к британскому варианту рок-н-ролла – скиффл. Маккартни очаровал нового знакомого, потому что оказался мультиинструменталистом – труба, фортепиано и гитара, а кроме того ориентировался в аккордах и текстах всех лучших хитов того времени. Но помимо этого Пол показал Джону первые наработки композиций, и Джону тоже захотелось создавать свои песни. Дух соперничества заставил их обоих усердно работать. Сблизились же они позднее в результате трагических событий – смерти матерей.

Не прошло и нескольких месяцев, как они уже не только поигрывали вместе, но и вышли на сцену. Помог им в этом Харрисон, Джордж был близким другом Пола. Немногим позже к только появившейся команде присоединился и Стюарт Сатклифф, который учился с Харрисоном в одном колледже.

Нужно отметить, что родители практически не знали, чем занимаются сыновья. Они были действительно убеждены, что те хотят получить рабочую специальность. Однако все члены четверки были слишком увлечены музыкальной темой. Тепло к их занятиям относилась лишь мать Харрисона.

Как вы лодку назовете

Ряд успешных выступлений навел музыкантов на мысль, что пора бы подобрать подходящее название. Амбиции у всех членов команды были велики, и пусть все их выходы на сцену трудно было назвать концертами, а записать их музыку никто бы не предложил, они все равно были полны энтузиазма.

Для этого пришлось вливаться в ливерпульскую клубную жизнь. Выступая под названием Quarrymen, они раз за разом пробовали силы в творческих конкурсах, но ничего похожего на успех не получалось. В итоге пришлось подумать, какой вариант названия лучше опишет их подход к творчеству.

Размышления привели к The Beatles, причем и сегодня ведутся споры, как оно появилось. Члены коллектива не раз упоминали, что имя придумали Стюарт и Джон. Им пришло в голову сотворить название с двойным смыслом. Оттолкнувшись от beetles, они поменяли букву, чтобы получилась отсылка к beat, ведь именно этот стиль музыки был особенно популярен.

Название ли было ответственно за то, что группу Битлз заметили среди прочих, никто не сможет утверждать точно, однако к молодым людям действительно стали обращаться за выступлениями.

Едва начался 1960, как группу позвали в краткое турне по городам Шотландии, и это стало отправной точкой, которая помогла подняться над многочисленными коллективами, исполнявшими схожую музыку в Ливерпуле. Команда должна была работать на одной сцене с Джонни Джентлом, популярным на тот момент певцом.

К сожалению, шотландское турне принесло не только положительные впечатления. В ходе концертов команда поссорилась с менеджером, не получила вовремя оплату. В родной город они вернулись раньше, чем предполагалось договором. Ударник же, получивший в туре сотрясение мозга, команду покинул.

Большой старт

С лета 1960 The Beatles получили приглашение на концерт в Гамбург. Для всех участников Битлз это было великолепным шансом продемонстрировать себя за пределами родной страны, выйти на Европу, как сказали бы сегодня. Самое любопытное в том, что на деле такой выбор был достаточно странным. У группы не было постоянного ударника, что осложняло работу, и она никому не была особенно известна. Однако так случилось, что на тот момент более популярные коллективы не могли отправляться в длительное турне, и Аллан Уильямс сумел протолкнуть вперед начинающих. Перед гастролями долгие поиски ударника привели в команду Пита Беста – практически случайно.

Конечно, не обошлось без сложностей – тур в Германию стал большим испытанием. Почти семь месяцев за границей «битлы» выступали в клубах Indra и Kaiserkeller. График концертов оказался весьма напряженным, ведь концерты тогда шли без остановок, и ни в коем случае нельзя было ударить в грязь лицом. Оставив собственные композиции на более удобный случай, команда ударилась в исполнение вариаций, импровизаций и обработок.

Расслабляться было нельзя. The Beatles играли блюз, обрабатывали народные песни, исполняли блюз, рок-н-ролл, отбирали и пели эстрадные композиции. Это оказалось хорошим опытом: за семь месяцев турне мастерство заметно выросло.

Возвращение команды оценили и в знакомых клубах. Группа Битлз зазвучала иначе.

Однако не только этот след оставило первое в истории команды турне. Стюарт Сатклифф познакомился и завел отношения с Астрид Кирхерр. Это ей принадлежит фотоссессия в Гамбургском парке. И именно она предложила команде подобрать новый имидж.

Новые стильные прически и аккуратные пиджаки без воротников и лацканов от Кардена стали обновленным образом команды. Можно считать, что немецкая девушка выступила имиджмейкером.

Эпштейн-эра

Вернувшись в Ливерпуль, команда стала регулярно выступать в Cavern. Более опытные музыканты быстро выдвинулись вперед, и в городе стали известны достаточно широко. Однако у них были и конкуренты, например Rory Storm and the Hurricanes. В этой весьма популярной на тот момент группе на ударных сидел Ринго Старр.

Познакомиться с командой «битлы» успели все на тех же немецких гастролях. С этими ребятами они совместно записали пластинку – подыграв как сессионщики. Впрочем, в итоге это было судьбоносное событие.

Кстати, запомнившись в Гамбурге, Битлз отправились туда и второй раз в 1961. На этот раз тур занимал три месяца. Германия дала группе возможность впервые записаться на студии, так как они выступали вместе с Тони Шериданом. На пластинке группу обозначили The Beat Brothers.

В Cavern же команду приметил Брайан Эпштейн, работавший в одном из магазинов, занимающихся пластинками. Он так воодушевился, что начал переговоры с компаниями по звукозаписи, однако получал много отказов, пока наконец-то Parlophone не решилась на контракт с группой, о которой мало кто слышал.

Джордж Мартин, выступавший продюсером этой студии, говорил, что привлекли его не качество музыки или мастерство. «Битлы» взяли остроумием, открытостью и даже легкой наглостью. Они так очаровали Мартина, что тот открыл им дорогу к Abbey Road, на знаменитую лондонскую студию.

К середине осени 1962 появился Love Me Do. Никто не может сказать, продавался бы сингл хуже, если бы Эпштейн лично не выкупил 10 000 пластинок, отчего поднялся шум вокруг восходящих звезд.

Это привело команду на телеэкраны, и, конечно, число фанов стало расти с невиданной скоростью. Теперь появлялись синглы, организовывались концерты, и все-таки увидел свет первый альбом. Это тоже было замечательным событием: Please Please Me поднялся на вершины национального хит-парада и шесть месяцев не уходил с верхних строк.

Можно сказать, что так в 1963 появилось новое явление – битломания.

Следующая пластинка, получившая название With The Beatles, появилась немного позднее и принесла новый рекорд. Только предзаказов на этот альбом собрали 300 тысяч. В течение года разошлось свыше миллиона пластинок!

Величайшие композиторы

Великобритания обожала четверку, но в Америке о ней пока никто не слышал. Переиздание хитов, о котором старался договориться Эпштейн, все не случалось. Однако, когда была записана I Want To Hold Your Hand, Ричард Баккл высказался о ней на страницах весьма популярного издания The Sunday Times. Говоря о работе музыкантов, он высказал мнение, что имена Маккартни, Леннон встанут в истории музыки сразу же за именем Бетховена. Такая похвала возбудила интерес, и так песни битлов зазвучали в США.

Не прошло много времени, как пять первых композиций национального хит-парада Америки принадлежали именно им.

Альбомы же продолжали записываться, и команда даже сняла фильмы. Когда появился Help!, весь мир единодушно признал Yesterday великолепнейшей композицией. Каверы зазвучали со всех концов, и на сегодняшний день существует не менее двух тысяч вариаций.

Работа в студии

В 1965 рок-н-ролл пережил перерождение и превратился из развлекательной музыки в нечто новое. Возглавили волну группа The Beatles, выпустившие Rubber Soul. Годом позже они выпустили Revolver, в котором оказалось столько эффектов, что исполнять композиции вживую было бы невозможно.

Так гастроли ушли на задний план, и команда начала серьезно работать именно в студиях. В 1966 стартовала запись Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, продолжавшаяся почти 130 дней.

Этот альбом и сейчас считается эволюцией жанра, музыкальным триумфом. Однако после этого дела стали хуже.

В 1967 Эпштейн скончался от передозировки снотворного.

White Album сегодня называют первым сигналом о распаде команды.

К сожалению, в то время в группе нарастала напряженность, музыка создавалась не совместно, а стала поводом для конкуренции между собой. К тому же у Джона появилась Йоко, и она вовсе не нравилась другим членам команды.

Закат

У Леннона появился новый проект, хотя он все так же числился в составе The Beatles, Маккартни ударился в сольное творчество. К середине 1969 совместного творчества не было, однако фанаты как будто бы не знали о такой неприятной ситуации.

Когда же в 1970 Маккартни сообщил, что оставляет проект, это всех шокировало. Впрочем, коллектив распался благополучно – каждый музыкант нашел собственную стезю.

Фанаты же мечтали о воссоединении, однако в 1980 погиб Леннон, и стало ясно, что эпоха The Beatles ушла безоговорочно, что нисколько не повлияло на масштаб популярности. И сегодня альбомы коллектива слушают и знают повсеместно.

Немного фактов

Великобритания в 1965 наградила всех членов команды орденами Британской империи.

Популярный журнал среди меломанов Rolling Stone назвал команду Битлз величайшими исполнителями всех времен. Первое место среди пятиста лучших альбомов занял именно альбом «битлов».

Выступление The Beatles, которое имело место в 1967, посмотрело 400 000 000 зрителей. Его показывали в «Нашем мире». Именно там All You Need Is Love получил видео-версию.

1969 год: появился необычный по формату на тот момент формат – Yellow Submarine, мультфильм-полнометражка. В нем прозвучали многие песни, особенно всем запомнилась Hey Jude, которую Леннон посвящал сыну Джулиану.

Ринго и Пол и сегодня могут порадовать поклонников новой музыкой.

Beatles Битлз »; отдельно участников ансамбля в России называют «битлами») - культовая британская рок группа из Ливерпуля:
Джон Леннон (ритм-гитара, соло-гитара, клавишные, бубен, маракасы, бас-гитара, губная гармоника, вокал),
Пол Маккартни (бас-гитара, клавишные, ударные, гитара, вокал),
Джордж Харрисон (соло-гитара, ритм-гитара, ситар, бубен, клавишные, вокал),
Ринго Старр (ударные, бубен, маракасы, коубелл, бонги, клавишные, вокал).

Также в разное время в составе группы выступали Пит Бест (ударные, вокал) и Стюарт Сатклифф (бас-гитара, вокал), Джимми Никол (ударные). Группа внесла неоценимый вклад в развитие рок-музыки. Ансамбль не только изменил её, но и достиг беспрецедентной популярности, благодаря чему Beatles стали одним из самых ярких феноменов мировой культуры XX века, продав по всему миру более 1 миллиарда пластинок. Внешний вид, манера поведения и убеждения музыкантов сделали их законодателями стиля, что, вкупе с огромной популярностью, привело к значительному влиянию группы на культурную и социальную революцию 1960-х гг. После распада группы, произошедшего в 1970 году, каждый из её участников начал сольную карьеру. «Битлз » считается величайшей группой всех времён и народов.

Истоки (1956-1960)

Корни ансамбля уходят в середину 1950-х гг., эпоху рок-н-ролла, которая сформировала мировоззрение и музыкальные вкусы будущих участников группы. Весной 1956 года Джон Леннон (1940-1980) впервые услышал песню «All Shook Up» Элвиса Пресли , которая, по его словам, означала конец всей прежней его жизни (интересно отметить, что услышанный им прежде Билл Хейли - самый популярный исполнитель рок-н-ролла до Пресли - произвёл на него меньшее впечатление). К тому времени Джон играл на губной гармонике и банджо. Теперь он стал осваивать гитару. Вскоре вместе с товарищами по школе он основал группу «The Blackjacks», через неделю переименованную в The Quarrymen, названную так в честь их школы, Quarry Bank. Куорримен играли скиффл - британскую разновидность любительского рок-н-ролла - и старались походить на тедди-боев. Летом 1957 года Леннон во время одного из первых концертов Куорримен познакомился с 15-летним Полом Маккартни, который поразил Джона знанием аккордов и слов последних новинок рок-н-ролла (в частности песни «Twenty Flight Rock» Эдди Кокрана) и тем, что он явно был лучше развит музыкально (Пол также играл на трубе и фортепиано). Весной 1958 года для эпизодических выступлений, а с осени - постоянно к ним присоединился друг Пола, Джордж Харрисон (1943-2001). Именно эти трое стали основным костяком группы, для остальных же участников Куорримен рок-н-ролл был временным увлечением, и вскоре они отпали от коллектива.

Quarrymen эпизодически играли на различных вечеринках, свадьбах, общественных мероприятиях, но до настоящих концертов и записей дело не доходило (правда, в 1958 году за свои деньги они из любопытства записали пластинку с двумя песнями); несколько раз участники расходились (так, у Харрисона некоторое время существовала своя группа). Леннон и Маккартни, вдохновившись примером Бадди Холли и Эдди Кокрана (те не только пели, но и сами играли на гитарах и сами сочиняли песни, что не было повсеместной практикой музыкальной индустрии того времени), стали вместе писать собственные песни, при этом они решили давать им двойное авторство по аналогии с американскими авторскими коллективами вроде Лейбера и Столлера. В конце 1959 года в группу вошёл начинающий художник Стюарт Сатклифф, с которым Леннон познакомился в своём арт-колледже. Игра Сатклиффа не отличалась большим мастерством, что неоднократно вызывало раздражение у требовательного Маккартни. В таком виде состав ансамбля оказался почти завершённым: Джон Леннон (вокал, ритм-гитара), Пол Маккартни (вокал, фортепиано, ритм-гитара), Джордж Харрисон (соло-гитара), Стюарт Сатклифф (бас-гитара). Однако существовала проблема - отсутствие постоянного ударника, что побуждало музыкантов даже устраивать шуточные конкурсы, приглашая на сцену зрителей в качестве барабанщиков.

Название

К тому времени группа активно пыталась встроиться в концертно-клубную жизнь Ливерпуля и окраин. Следовали конкурсы таланта один за другим, но группе постоянно не везло. Такие - более серьёзные - мероприятия заставили музыкантов задуматься о подходящем сценическом имени - к Quarry Bank никто из участников отношения уже не имел. Так, например, на местном телевизионном конкурсе в декабре 1959 года группа выступила под именем «Johnny and the Moondogs», которое было заменено на другие на последующих концертах. Название «The Beatles» появилось через несколько месяцев, в апреле 1960 года. До сих пор нет однозначного ответа, кто именно придумал это слово. Согласно воспоминаниям участников группы, авторами неологизма считаются Сатклифф и Леннон, которые были увлечены идеей придумать название, имеющее одновременно разные значения. За пример была взята группа Бадди Холли The Crickets («сверчки», однако для англичан был и второй смысл - «крикет»). Леннон заявил, что название он придумал во сне: «Я увидел пылающего человека, который сказал: „Пусть будут beetles“». Однако просто слово Beetles («жуки») не имело никакого двойного смысла; только с заменой «e» на «a» появилось оригинальное слово: если произносить его, то слышалось «beetles», но если видеть его напечатанным, то сразу бросался в глаза корень «beat» (как бит-музыка). Промоутеры находили имя слишком коротким и «неброским», поэтому музыканты были вынуждены первое время изменять своё имя на афишах на более рекламное - «Johnny and the Moondogs», «Long John and The Beetles» или «The Silver Beatles». Группа получала всё больше и больше предложений выступить - как правило, в пабах и маленьких клубах. В апреле 1960 года The Beatles отправились в своё первое небольшое турне по Шотландии в качестве аккомпанирующей группы. Их мастерство как музыкантов неуклонно росло, хотя они продолжали оставаться одной из многих безвестных рок-н-ролльных групп Ливерпуля.

Гамбург (1960-1962)

Летом 1960 года Beatles получили приглашение играть в Гамбурге, где владельцы клубов были заинтересованы в настоящих англоязычных рок-н-ролльных ансамблях; тот факт, что в Гамбурге уже играли несколько ливерпульских групп, оказался на руку Beatles. Однако это же вынудило их в срочном порядке искать барабанщика, чтобы соответствовать профессиональному контракту. Так ими был завербован Пит Бест, который был ударником в ливерпульской рок-группе «The Blackjacks», игравшей в клубе «Casbah». 16 августа Beatles покинули Англию, а уже на следующий день состоялся их первый концерт в гамбургском клубе «Indra», в котором группа играла до октября. С октября и до конца ноября The Beatles играли в клубе «Kaiserkeller».

График выступлений был предельно жёстким: как правило, в клубе один час играла одна группа, другой час - другая, на протяжении 12 часов. Участники The Beatles жили в одной тесной комнате, располагавшейся в здании кинотеатра. На сцене музыкантам приходилось играть огромное количество материала, поэтому помимо рок-н-роллов (ими исполнялись почти все записи подряд с альбомов Литл Ричарда, Чака Берри, Карла Перкинса и других), они играли блюзы, ритм-энд-блюзы, народные песни, старые эстрадные и джазовые номера, модифицируя их в стилистику рок-н-ролла. Иногда обычные песни в формате рок-н-ролла превращались в получасовые импровизации; при этом группа обнаружила, что немцам нравилась особенно громкая и напористая игра. Свои собственные песни Beatles не исполняли, так как, по их признанию, не было стимула по той же причине - слишком много было подходящего материала в окружающей современной музыке. Именно такая каждодневная работа и способность играть музыку любого жанра стали одним из определяющих факторов в становлении таланта The Beatles.

В Гамбурге участники ансамбля познакомились с группой студентов местного арт-колледжа - Астрид Кирхерр и Клаусом Фоорманом, которые сыграли значительную роль в биографии группы. Кирхерр вскоре стала подругой Сатклиффа и именно она предложила, правда, в следующий приезд The Beatles в Гамбург, весной 1961 года, новые причёски - волосы, зачесанные на лоб и уши, а чуть позднее - пиджаки без воротников и лацканов по моде Пьера Кардена. Все эти новшества сперва опробовал на себе Сатклифф, и только затем они перенимались всей группой (хотя Бест так и не согласился на длинную чёлку).

По возвращении в декабре 1960 года в Ливерпуль Beatles оказались в числе самых активных и амбициозных местных групп, которые соперничали по репертуару, звуку и количеству поклонников. Интересно, что все ливерпульские группы играли почти одни и те же (американские) песни, однако конкуренция шла также по принципу, кто какую песню первым «откроет» и сделает «своей». Лидерами считались Rory Storm and the Hurricanes, они играли в лучших клубах Ливерпуля, а также Гамбурга - именно там Beatles познакомились с их ударником - Ринго Старром (настоящее имя - Ричард Старки), с которым быстро подружились и стали проводить время вместе.

В апреле 1961 года группа отправилась на вторые гастроли в Гамбург, где выступала три месяца в клубе «Top Ten». Именно в Гамбурге состоялась первая профессиональная запись Beatles - в качестве аккомпанирующего ансамбля певца Тони Шеридана. Шеридан позиционировался как рок-н-ролльный певец для внутреннего западногерманского рынка. Запись проходила под руководством Берта Кемпферта, который и отобрал Beatles. Во время записи группе позволили записать несколько своих собственных композиций (Леннон также спел «Ain’t She Sweet»). Первым итогом записей стал вышедший в августе 1961 года в Германии сингл «My Bonnie / The Saints» с указанием исполнителей - Тони Шеридан и … «The Beat Brothers». Так для немецкого рынка, из-за соображений благозвучности, были названы The Beatles. По окончании гастролей Сатклифф решил остаться в Гамбурге с Кирхерр и, таким образом, бросить свою музыкальную деятельность в группе. Бас-гитара перешла к Маккартни. Через год, 10 апреля 1962 года, Сатклифф скончался в Гамбурге от кровоизлияния в мозг.

С весны 1961 года эпизодически, а с августа - регулярно, The Beatles стали выступать в ливерпульском клубе «Cavern». Всего в 1961-1962 годах The Beatles выступили там 262 раза, последнее выступление состоялось 3 августа 1962 года. 27 июля состоялся концерт в ливерпульском зале «Litherland Town Hall», ставший первым по-настоящему крупным успехом - местная пресса назвала Beatles лучшим рок-н-ролльным ансамблем Ливерпуля.

В ноябре 1961 года первым менеджером Beatles стал Брайан Эпстайн (помогавший до того группе Аллан Уильямс менеджером не был, он только выполнял обязанности концертного промоутера и тур-агента, никак не связанного обязательствами с группой).

Первый контракт (1962)

Со временем Брайан Эпстайн встретился с продюсером Джорджем Мартином из лейбла Parlophone, который принадлежал компании EMI. Джордж проявил интерес к группе и захотел увидеть её выступление в студии; он пригласил квартет на прослушивание в лондонскую студию Abbey Road на 6 июня. Следует отметить, что в итоге Джордж Мартин не был особо впечатлён первыми демо-записями группы, но незамедлительно полюбил битлов как обычных людей. Признавая, что у них был талант, позднее Мартин говорил в своих интервью, что в тот день не одарённость битлов произвела на него впечатление, а они сами - привлекательные, весёлые и слегка нахальные молодые люди. Когда Мартин спросил, есть ли в студии что-нибудь, что им не понравилось, Харрисон ответил: «Мне не нравится ваш галстук». К счастью для «Beatles », Джордж Мартин шутку оценил: группе было предложено подписать долгожданный контракт на запись, а прямые и остроумные ответы на вопросы стали фирменным стилем разговора битлов на различных пресс-конференциях и интервью.

Джордж Мартин имел проблемы только с Питом Бестом - он считал, что Пит до общего уровня группы не дотягивает. В итоге Мартин лично Брайану Эпстайну предложил сменить барабанщика группы. Тем не менее, несмотря на свою не очень хорошую игру на барабанах, Бест пользовался большой популярностью среди поклонников, чем немного злил трёх остальных участников группы. Тем более, Пит не уживался с остальными битлами из-за своей индивидуальности - Эпстайн же вообще был в гневе (что с ним случалось нечасто), когда Бест отказался сделать себе фирменную «битловскую» причёску и подойти под общий стиль группы. В итоге, 16 августа 1962 года Брайан объявил о том, что Пит Бест покидает группу Beatles . Его место незамедлительно занял барабанщик из группы «Роури сторм энд харрикейнз» (Rory Storm and the Hurricanes) Ринго Старр, с которым Beatles давно уже были знакомы. Впервые встретившись с Ринго в Гамбурге, битлы, по иронии судьбы, именно с ним записали свою первую пластинку. В середине августа 1960 года в частной студии «Akustik» «The Beatles» участвовали в записи первой в своей жизни пластинки - демонстрационной, отпечатанной затем всего в четырёх экземплярах и рассчитанной на воспроизведение со скоростью 78 оборотов в минуту. На самом деле, это была не их пластинка, а бас-гитариста и вокалиста «Rory Storm and The Hurricanes» Лу Уолтерса (Lu Walters), решившего записать песни «Fever», «Summertime», «September Song» и попросившего «The Beatles» помочь ему. Сатклифф и Бест просто присутствовали в студии, поскольку Уолтерс предпочёл, чтобы партию ударных исполнял Ринго.

Вскоре началась работа «The Beatles» в студии. Их первая звукозапись на студии EMI не принесла никаких результатов, но вот во время сентябрьских сессий «The Beatles» записали и выпустили свой первый сингл - «Love Me Do», который был выпущен 5 октября 1962 года и достиг 17 места в чарте музыкального журнала «Record Retailer» - для молодых музыкантов довольно хороший результат. В Америке, где он был выпущен в мае 1964 (как раз в самый разгар битломании в Британии), песня держалась на вершине чартов целых 18 месяцев. Известную роль тут сыграла и коммерческая хитрость Брайана Эпстайна, который на свой страх и риск скупил 10 тысяч экземпляров пластинки, чем заметно повысил индекс её раскупаемости и привлёк новых покупателей. Первое выступление «The Beatles» по телевидению состоялось 17 октября 1962 года в программе «People and Places», которая транслировала их концерт в Манчестере, отснятый телекомпанией «Гранада» (Granada Television). Вскоре группа записала сингл «Please Please Me», который по оценкам различных журналов занимал первые и вторые места в их чартах (официального национального хит-парада в начале 1963 года Британия не имела).

11 февраля 1963 года «Beatles» в один приём, за каких-то 12 часов, записали весь материал для дебютного альбома «Please Please Me». Через три месяца после выпуска одноимённого сингла (22 марта) «Beatles» наконец-то выпустили свой первый альбом, который 12 апреля возглавил на целых 6 месяцев национальный хит-парад (наконец-то появившийся). Альбом был смикширован из собственных песен группы с авторством Леннона - Маккартни и кавер-версий их любимых песен-шлягеров, принадлежавших знаменитым в то время исполнителям.

13 октября 1963 года принято считать днём рождения «битломании» - феномена оглушительной популярности, которой до сих пор не повторила ни одна группа мира. Beatles тогда выступали в лондонском зале «Palladium», откуда их концерт транслировался в программе «Sunday Night At The London Palladium» на всю страну. Программа собрала 15 миллионов телезрителей, но тысячи юных поклонников и поклонниц предпочли пропустить передачу и заполнили прилегающие к зданию концертного зала улицы в надежде увидеть музыкантов не на экране, а в жизни. После концерта квартету пришлось пробираться к машине в окружении наряда полиции. 4 ноября «The Beatles» стали гвоздем программы Королевского варьете в театре Принца Уэльского. На концерте присутствовали королева-мать, принцесса Маргарет и лорд Сноудон, причём королева не скрыла своего восхищения исполненной «Beatles» песней «Till There Was You» из популярного мюзикла «The Music Man».

22 ноября вышел второй альбом квартета «With The Beatles». Из четырнадцати песен пластинки восемь - собственные произведения музыкантов, в том числе впервые на официальных альбомах группы песня Джорджа Харрисона, «Don’t Bother Me». Альбом установил мировой рекорд по количеству предварительных заявок торговли - 300 тысяч, а к 1965 году было продано свыше миллиона экземпляров пластинки.

Поездка в Америку и разгар битломании (1963-1964)

Несмотря на растущую популярность группы в Британии и её высокие позиции в чартах с начала 1963 года, американский двойник компании «Парлофон» - «Кэпитол Рекордз» (которым также владела EMI), не решился издавать синглы «The Beatles» в США, отчасти из-за того, что ещё ни одна английская группа в Америке продолжительного успеха не имела. Брайану Эпстайну, правда, удалось заключить контракт с небольшой чикагской фирмой «Vee Jay», и она выпустила синглы «Please Please Me» и «From Me To You», a также альбом «Introducing The Beatles», однако успеха они не имели и не попали даже в региональные хит-парады.

Ситуация изменилась после выхода в США в конце 1963 года сингла «I Want To Hold Your Hand». В Англии он появился несколько раньше и сразу же попал на первое место. Под впечатлением именно от этой песни музыкальный критик газеты «The Sunday Times» Ричард Баккл в номере от 29 декабря 1963 года назвал Леннона и Маккартни «величайшими композиторами после Бетховена». 18 января 1964 года стало известно, что сингл «I Want To Hold Your Hand» занял в Соединённых Штатах первое место в таблице журнала «Cash Box» и третье - в таблице еженедельника «Billboard». 20 января американская фирма «Capitol» выпустила альбом «Meet the Beatles!», частично схожий по содержанию с английским «With The Beatles» - и сингл, и альбом 3 февраля стали в США «золотыми». К началу апреля в пятёрке лучших песен национального хит-парада США фигурировали только песни «Beatles», а вообще в хит-параде их насчитывалось 14.

«Битломания» шагнула за океан. Музыканты убедились в этом сразу же, как только приземлились 7 февраля 1964 года в нью-йоркском аэропорту Кеннеди - встречать их пришло более четырёх тысяч поклонников. В тот раз квартет дал в США три концерта: один в вашингтонском «Колизее» и два - в нью-йоркском Карнеги-холле. Кроме того, «The Beatles» дважды выступили в телепрограмме «Шоу Эда Салливана» (Ed Sullivan Show), собрав рекордное в истории телевидения количество зрителей - 73 миллиона (40 % населения США в то время!). Почти всё остальное время они встречались с журналистами, американскими коллегами по искусству, а утром 22 февраля вернулись в Англию.

2 марта «Beatles» приступили к съёмкам и записи песен для своего первого музыкального фильма «A Hard Day’s Night» и одноимённого альбома. Работа ещё не была завершена, когда британская пресса сообщила о новой сенсации: появившийся 20 марта сингл «Can’t Buy Me Love»/«You Can’t Do That» собрал в Англии и США небывалое число предварительных заявок - 3 миллиона. Подобного первого тиража не знало ни одно произведение искусства и литературы.

4 июня квартет отправился в первое крупное заграничное турне. Его маршрут пролегал через Данию, Голландию, Гонконг, Австралию, Новую Зеландию и снова Австралию. Накануне поездки Ринго слег в больницу с острым тонзиллитом и вышел на сцену лишь 16 июня в Мельбурне. До этого «The Beatles» выступали с сессионным ударником Джимми Николом (Jimmy Nicol). Гастроли прошли с поистине триумфальным успехом. В Аделаиде, например, музыкантов встречала в аэропорту 300-тысячная(!) толпа.

Квартет возвратился в Лондон 2 июля, а через три дня в столичном кинотеатре «Павильон» (Pavilion) состоялась премьера фильма «A Hard Day’s Night» (режиссёр - Ричард Лестер). Вскоре после премьеры вышел одноимённый альбом группы, впервые не содержавший ни одной заимствованной песни. И фильм, и пластинка вызвали восторженные отзывы прессы, а выдающийся американский композитор и дирижёр Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein), прослушав альбом «A Hard Day’s Night», назвал Леннона и Маккартни «лучшими композиторами-песенниками со времён Шуберта».

19 августа 1964 года началось первое полноценное гастрольное турне Beatles по Северной Америке (предыдущая поездка в феврале носила скорее рекламно-экскурсионный характер). За 32 дня квартет проделал путь в 35 906 километров и дал в 24 городах 31 концерт (в том числе три в Канаде). За каждый концерт ансамбль получал 25-30 тысяч долларов. Первоначально маршрут гастролей включал не 24, а 23 города. Выступление в Канзас-Сити не предусматривалось, но хозяин местного профессионального баскетбольного клуба Чарльз Финли, явно решивший войти в историю, предложил за один получасовой концерт «Beatles» 150 тысяч долларов, и Брайан Эпстайн согласился.

Но самих музыкантов в те дни больше волновала другая, оборотная сторона успеха. Во время турне они ощущали себя узниками, поскольку были полностью изолированы от мира. Отели, в которых они останавливались, круглые сутки осаждала толпа. Невероятно, но факт: аппаратура, с какой «The Beatles» в 1964 году выступали на огромных стадионах, сегодня не удовлетворила бы и самый захудалый ресторанный ансамбль - настолько низкими были мощность и качество звука. Техника безнадёжно отставала от заданного квартетом темпа развития шоу-бизнеса. Не существовало даже мониторов (контрольных колонок), и за оглушительным рёвом трибун музыканты часто не слышали не только друг друга, но и самих себя, сбивались с ритма, теряли тональность в вокальных партиях. Но публика этого не замечала, она тоже почти ничего не слышала, да толком и не видела: в целях безопасности сцену устанавливали либо в центре футбольного поля, либо на задней линии бейсбольной площадки.

В таких условиях ни о каком творческом развитии, прогрессе не могло быть и речи. В отличие от гамбургских концертов, квартету теперь приходилось изо дня в день исполнять ограниченное количество одних и тех же песен. Изменения в программе не допускались. Сцена больше не являлась для музыкантов ни лабораторией, ни испытательным полигоном. Создавать что-то новое, творить, развиваться они отныне могли только за её пределами.

«Beatles For Sale» и «Help!» (1964-1965)

Возвратившись 21 сентября в Лондон, The Beatles в тот же день приступили к записи очередного альбома «Beatles For Sale». Из 14 отобранных песен шесть являлись заимствованными и фигурировали в репертуаре квартета уже не один год («Rock And Roll Music», «Mr. Moonlight», «Kansas City», «Everybody’s Trying To Be My Baby»)). В целом пластинка представляла собой причудливый букет стилей от рок-н-ролла до кантри-энд-вестерна с преобладанием интонаций в духе записей Бадди Холли. В первый же день (4 декабря) диск разошёлся тиражом в 700 тысяч экземпляров и уже через неделю возглавил британский хит-парад. В феврале 1965 года начались съёмки второго полнометражного фильма «Help!», режиссёром которого был уже известный по предыдущему фильму The Beatles «A Hard Day’s Night» Ричард Лестер. Премьера фильма состоялась в Лондоне 29 июля, а 6 августа вышел одноимённый альбом.

На альбоме каждая песня хороша, но одну из них без преувеличения можно назвать выдающимся музыкальным произведением, классическим не только для популярной музыки, но и для музыки вообще. Это песня «Yesterday». Её мелодию Пол Маккартни сочинил ещё в начале года, текст же появился много позднее. Он назвал её «Scrambled Eggs», поскольку напевал мотив с первыми пришедшими на ум словами: «Scrambled eggs, oh, my baby, how I love your legs…» («Яичница, о моя крошка, как я люблю твои ножки…»). Джорджу Мартину мелодия понравилась, но записать её как песню он предложил с использованием совершенно неожиданного для «The Beatles» аккомпанемента струнного квартета. Это был первый случай, когда ни Джон, ни Джордж, ни Ринго в записи не участвовали. Песня явно была «обречена» на грандиозный успех, однако «The Beatles» не выпустили её самостоятельно, на сингле, а сразу включили в альбом. С их творческим потенциалом они могли себе это позволить. Вскоре после выхода альбома «Help!» песню «Yesterday» стали один за другим исполнять многие солисты и ансамбли, её инструментальные варианты вошли в репертуар симфонических оркестров. Сегодня известно около двух тысяч интерпретаций этой композиции - больше, чем какой-либо другой в истории.

13 августа «The Beatles» отправились во второе американское турне. Ровно через две недели произошло событие, по сей день не дающее покоя шоу-бизнесменам и меломанам: «Beatles» побывали в гостях у Элвиса Пресли , с которым не только беседовали, но и музицировали, причём несколько композиций были записаны на магнитофон. Ни при жизни Элвиса, ни после его смерти в 1977 году записи не были изданы. Несмотря на все усилия агентов, нанятых американскими, британскими, западногерманскими и японскими фирмами грампластинок, установить местонахождение плёнок не удалось. Их стоимость исчисляется миллионами долларов.

Новые направления в творчестве и окончание концертной деятельности (1965-1966)

Лето 1965 года было переломным в истории рок-музыки. Из танцевальной, развлекательной она становилась серьёзным искусством. Появлялись новые рок-группы, а такие ансамбли и исполнители, как The Byrds, Rolling Stones , Боб Дилан начали составлять достойную конкуренцию The Beatles, которые, разумеется, не могли остаться в стороне от этих перемен. 12 октября в Лондоне они приступили к записи альбома «Rubber Soul», ознаменовавшего начало новой фазы не только в их творчестве, но и в рок-музыкальной культуре вообще. Все конкурирующие авторы и исполнители опять остались далеко позади. «Это был первый альбом, который представлял миру новых, взрослеющих "Beatles“, - вспоминал годы спустя Джордж Мартин. - Мы тогда впервые стали мыслить категориями альбома как самостоятельного и самоценного произведения искусства». Тем удивительнее тот факт, что Beatles начали записывать эту пластинку при почти пустом «портфеле»: к 12 октября у них не было и трёх полностью готовых к записи песен. А 3 декабря 1965 года альбом уже лежал на прилавках музыкальных магазинов. В песнях альбома впервые появились элементы мистики, сюрреализма, столь характерные для «The Beatles» в дальнейшем.

26 октября 1965 года - участникам группы в Букингемском дворце вручены (премьер-лейборист Вильсон объявил об этом ещё 12 июня) государственные награды - орден Британской империи, МВЕ. Впервые высшую награду Великобритании получили поп-музыканты, «за вклад в развитие британской культуры и ее популяризацию по всему миру». Трое из них восприняли это с восторгом. А Джон потом признавался: «Если б при дворе удосужились прочесть, что я думаю о королевской семье, они никогда такого бы не допустили». Вручение награды членам «Битлз» вызвало возмущение некоторых её обладателей, в том числе военных героев. Они в знак протеста вернули свои ордена, поскольку, по их мнению, теперь эти награды просто обесценились. «Британский королевский дом уравнял меня с горсткой пошлых тупиц», - писал один из таких кавалеров.

В 1966 году у Beatles впервые начали появляться настоящие проблемы. В июле, во время гастролей на Филиппинах, из-за их случайного конфликта с первой леди этой страны (они отказались от официального приёма в президентском дворце) битлов чуть не разорвала на части разъярённая толпа, и они еле-еле унесли ноги из этого государства. По пути на самолёт из Филиппин их гастрольный администратор Мал Эванс был ужасно избит в аэропорту, членов группы толкали и, в прямом смысле, «выпнули» к самолёту. Уже после возвращения на родину за океаном, в Америке, поднялась шумиха из-за неосторожно сказанной Ленноном ещё в марте фразы о том, что «умирает христианство, и, например, сейчас Beatles популярнее Иисуса». В Англии эту фразу прочли, поругались и сразу забыли. В городах США и, как ни странно, в Южной Африке, прокатились акции протеста против «The Beatles», сжигались их пластинки, портреты, одежда, на каждом переулке были вёдра с надписью: ,Для мусора от... Beatles", а в один прекрасный день священники соорудили чучела музыкантов, и каждый мог подходить к ним и делать всё, что захотел. Однако сами битлы отнеслись к этому с юмором: «ха, ведь прежде, чем они сжигают эти пластинки, они должны их купить». Но под давлением американской прессы Леннон на пресс-конференции 11 августа в Чикаго (США) официально извинился за свои высказывания.

Тем не менее, несмотря на все неудачи, 5 августа 1966 года вышел один из лучших альбомов Beatles - «Revolver». Альбом отличался прежде всего тем, что большинство его песен не предполагали сценического исполнения - настолько сложны здесь использованные студийные эффекты. А «The Beatles» и были отныне чисто студийной группой. Они настолько устали от изнуряющих всемирных гастролей, что решили остановить свою концертную деятельность. В родной стране их последнее выступление состоялось 1 мая 1966 года в зале «Empire Pool» лондонского стадиона «Уэмбли», где они приняли участие в гала-концерте, исполнив в 15-минутном выступлении 5 композиций: «I Feel Fine», «Nowhere Man», «Day Tripper», «If I Needed Someone» и «I’m Down». Последней гастрольной поездкой было американское турне того же года, завершившееся концертом в Сан-Франциско 29 августа. На этом сценическая биография квартета закончилась. Альбом «Revolver», тем временем, лидировал в хит-парадах по обе стороны Атлантики. Критики оценивали его как кульминацию творчества «The Beatles». Казалось, пластинку лучше этой невозможно создать в принципе, и многие газеты всерьёз высказывали предположение о том, что на этой невероятно высокой ноте квартет остановится. Со стороны такое решение выглядело бы вполне логичным, однако самим музыкантам оно и в голову не приходило.

«Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967)

В конце 1966 года Beatles снова собрались в студии. Результатом начавшихся 24 ноября сеансов записи стал сингл «Penny Lane»/«Strawberry Fields Forever», появившийся 17 февраля 1967 г. Характерной особенностью сингла было то, что вместо обычных первой и второй сторон он имел две первых. Тем самым подчёркивалось, что обе включённые в пластинку песни являются основными. Композиция «Strawberry Fields Forever», казалось, вместила в себя весь накопленный квартетом опыт студийной работы. Музыканты начали записывать её 24 ноября 1966 года, а окончательный вариант, который мы слышим на пластинке, появился только 2 января. Новаторские приёмы в аранжировке, огромное по тем временам количество участвовавших в записи студийных инструменталистов, сам взгляд на студию как на музыкальный инструмент, имеющий практически неограниченные возможности, всё это, характерное и для сингла «Penny Lane»/«Strawberry Fields Forever», как бы готовило слушателей (и самих музыкантов!) к метаморфозе, воплощением которой стал альбом «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band».

Датой начала записи «Сержанта Пеппера» считается 24 ноября, когда Beatles начали работу над «Strawberry Fields Forever». В течение 129-дневного периода (в сравнение - альбом «Please Please Me» записывался 12 часов) музыканты, как в итоге оказалось, записывали величайший в истории рок музыки альбом. В дни записи пластинки почти все штатные работники студии не уходили домой до поздней ночи, даже те, у кого был выходной. В операторской толпились коллеги-музыканты, продюсеры других групп. Очевидцы рассказывали, что Рона Ричарда, являвшегося в тот период продюсером записей группы «The Hollies», песня «A Day In The Life» (как признают некоторые критики, лучшая песня на альбоме) привела буквально в панику. Сидя в углу операторской и обхватив голову руками, он как заведённый повторял: «Это невероятно… Я сдаюсь». Между тем, Beatles создавали альбом играючи. Им доставляло удовольствие насыщать его неслыханными, неожиданными музыкальными и вообще звуковыми эффектами. И в итоге альбом, изданный 26 мая, получил феноменальный успех и держался на вершинах хит-парадов целых 88(!) недель.

Смерть Брайана Эпстайна и «Белый альбом» (1967-1968)

25 июня 1967 года Beatles стали первым ансамблем, выступление которого транслировали на весь мир - их смогли увидеть почти 400 миллионов человек во всех странах. Их номер стал частью первой в мире глобальной телепрограммы «Наш мир» (Our World). Выступление транслировалось прямо из главной студии Beatles на улице Эбби-Роуд в Лондоне, во время него была записана видеоверсия песни «All You Need Is Love».

Но после этого триумфа дела группы пошли на спад, и немалую роль в этом сыграла трагическая смерть менеджера The Beatles Брайана Эпстайна, умершего 27 августа 1967 года в результате передозировки снотворного. «Пятый битл», как называли его сами члены группы, заведовавший всеми финансовыми делами и посвящавший группе всё свое время, ушёл из жизни. Ему было всего лишь 32.

В конце 1967 года «The Beatles» получили первые негативные отзывы прессы о своём творчестве - объектом для критики стал фильм «Magical Mystery Tour». Основной претензией к фильму было то, что выпущен он был только в цветной версии, а лишь немногие британцы имели в то время цветные телевизоры. Саундтрек к фильму (кстати, никаких претензий не получивший) был выпущен в Великобритании как мини-альбом.

Начало 1968 года группа провела в Ришикеше (Индия), изучая медитацию вместе с Махариши Махешем Йогой. После возвращения на родину Леннон и Маккартни анонсировали рождение корпорации «Apple», под лейблом которой «The Beatles» теперь стали выпускать свои пластинки. Тем временем квартет осуществлял сразу два крупных проекта: готовил материал для очередного альбома и участвовал в работе над полнометражным мультипликационным фильмом «Yellow Submarine», который был выпущен в январе 1969 года вместе с пластинкой-саундтреком. Кроме того, 30 августа «The Beatles» выпустили на сингле одну из лучших в истории группы песен - «Hey Jude». Пластинка уже к концу года разошлась в мире 6-миллионным тиражом, возглавив хит-парады практически по всему свету.

22 ноября 1968 года группа выпустила свою новую запись - двойной альбом Beatles , который среди масс известен просто как «белый альбом», из-за его совершенно белой обложки, на которой было лишь оттиснуто название группы. Критика оценила альбом неоднозначно. Многие обозреватели придерживались мнения, что музыкантам следовало быть более требовательными и скомпоновать один диск. Однако публика была в восторге - альбом всем понравился. Ну а в биографии Beatles он занимает особое место, поскольку является первым ярким свидетельством надвигающегося распада Beatles. Дни работы над «белым альбомом» показали барьеры, возникшие между членами группы, отношения их ухудшились, а Ринго Старр на время даже ушёл из ансамбля. В итоге, в песнях «Martha My Dear», «Wild Honey Pie», «Dear Prudence» и «Back in the USSR» записаны партии ударных, исполненных Маккартни. Тем не менее, на этом же альбоме была выпущена песня, сочинённая Ринго - «Don’t Pass Me By». Атмосфера в группе накалялась и из-за новой жены Леннона - Йоко Оно, которая присутствовала на каждой звукосессии группы и очень раздражала всех её членов (кроме, конечно же, Леннона). К тому же, Леннон и Харрисон стали выпускать сольные пластинки, что тоже не слишком способствовало улучшению состояния группы. Все эти нюансы неумолимо вели к распаду.

Последние альбомы и распад (1969-1970)

Попытка воссоединения, смерть Джона Леннона

8 декабря 1980 года Джон Леннон был убит в Нью-Йорке психически неуравновешенным гражданином США Марком Чэпменом. В день смерти Леннон дал своё последнее интервью американским журналистам, а в 22 часа 50 минут, когда Джон и Йоко входили под арку своего дома, возвратившись из студии звукозаписи Hit Factory, Чэпмен, ранее в этот же день взявший у Леннона автограф на обложку нового альбома «Double Fantasy», сделал пять выстрелов ему в спину. Полицейской машиной, вызванной привратником «Дакоты», Леннон буквально за несколько минут был доставлен в госпиталь Рузвельта. Но попытки врачей спасти Леннона были тщетны - из-за большой потери крови он скончался, официальное время смерти - 23 часа 15 минут. Леннон был кремирован в Нью-Йорке, а его прах был передан Йоко Оно.

Марк Чэпмен отбывает пожизненное заключение за своё преступление в нью-йоркской тюрьме. Он пять раз подавал прошение на досрочное освобождение, но каждый раз эти прошения отклонялись.

Пол Маккартни планировал воссоединение Beatles за год до убийства Джона Леннона. В своём контракте 1979 года с CBS Records Маккартни утверждал, что сможет снова записывать музыку с Ленноном, Харрисоном и Старром под именем Beatles.

Подробности контракта на 10,8 миллионов долларов преданы огласке в связи с 25-летней годовщиной гибели Леннона. Представитель компании звукозаписи дал следующий комментарий: «Это самое раннее свидетельство того, что кто-либо из Beatles предпринимал формальные попытки возродить группу ».

Это является также доказательством того, что Пол не был инициатором распада, как считали до того момента.

Free As A Bird, Real Love, Now And Then

Когда в 1994 году Маккартни, Старр и Харрисон составляли антологию Beatles , вдова Джона Йоко Оно передала им плёнки с незаконченными версиями трёх песен, две из которых - «Free As A Bird» и «Real Love» - музыканты доработали. От третьей же пришлось отказаться, поскольку коллеги покойного Леннона не решились дописывать строфы куплета, дабы не интерпретировать превратно мысль Джона. По другим сведениям, причиной отказа были сильные шумы на записи.

«Песня существовала в виде отрывочного припева, больше у неё ничего не было , - делится воспоминаниями Джефф Линн, известный музыкант и близкий друг "битлс", продюсировавший запись. - Мы записали подложку, но дальше дело не пошло - тогда „Now And Then“ так и осталась незаконченной. Это своего рода блюзовая баллада, очень светлая песня. Мне она очень нравится, и я надеюсь, что она всё же попадёт к слушателям ».

Тем не менее, спустя более 10 лет Пол Маккартни решился на смелый шаг: сочинил недостающие строки и записал их в своём исполнении, оставив в припеве голос автора. Ринго Старр обеспечил партию ударных, а гитару музыканты взяли из архивных записей Джорджа Харрисона.

Самый популярный музыкальный коллектив всех времен и народов — The Beatles. Сегодня кажется, что The Beatles были всегда. Их необычный стиль нельзя спутать ни с одной другой группой. Их можно не любить и не слушать, но не знать нельзя.

Книга рекордов Гиннесса утверждает, что на всемирно известную песню Yesterday было сделано самое большое количество кавер-версий за всю историю звукозаписи. А сколько раз она была исполнена со времени ее написания, и вовсе подсчитать затруднительно. Ни один из составленных списков «песен всех времен и народов» не обходится без композиций The Beatles. Кроме того, каждый второй музыкант признается, что на его творчество повлияла «ливерпульская четверка» и ее песни. Представить себе музыкальный мир без «битлов» невозможно.

А уж если вспомнить все награды и звания, полученные группой за почти 10 лет существования, — список получится длинный и внушительный. Впрочем, The Beatles не первые и не лучшие. Они неповторимые. В этой статье мы расскажем историю создания группы The Beatles и о том, как ливерпульская четверка шла к успеху.

Простая музыка дворов

История Битлз началась в те времена, когда Англия была буквально охвачена эпидемией создания музыкальных коллективов. В конце 50-х самым популярным и общедоступным направлением был скиффл — причудливое сочетание джаза, английского фолка и американского кантри. Для того чтобы попасть в группу, нужно было играть на банджо, гитаре или губной гармошке. Ну или в крайнем случае — на стиральной доске, которая часто заменяла музыкантам ударные. все это умел. Впрочем, настоящим его кумиром был Великий Элвис, и именно король рок-н-ролла вдохновил «трудного подростка» на занятия музыкой. Так в 1956 году Джон со своими школьными приятелями создал свое первое детище — The Quarrymen. Конечно же, они тоже играли скиффл. И вот на одной из вечеринок друзья познакомили их с Полом Маккартни. Этот парень-левша не только неплохо играл на гитаре рок-н-ролл, но и умел ее настраивать! А еще он, как и Леннон, пробовал сочинять.

Через две недели нового знакомого пригласили в группу, и он согласился. Так родился непревзойденный авторский дуэт Леннон — Маккартни, которому было суждено потрясти мир. Впрочем, это случилось немного позже. Несмотря на то, что один был хулиганом, а другой — «примерным мальчиком», они отлично поладили и много времени проводили вместе. А вскоре к ним присоединился друг Пола — Джордж Харрисон, который не просто играл на гитаре. Он играл на ней очень хорошо. Меж тем «школьный ансамбль» остался в прошлом, и настало время выбора дальнейшего жизненного пути. Все трое без сомнений выбрали музыку. И принялись искать новое название и ударника, без которого настоящей группы быть не могло.

В поисках золота

Название искали долго. Бывало даже так, что оно менялось уже на следующий вечер. Продюсерам угодить было сложно: то получалось слишком длинно (например, «Джонни и Лунные Псы»), то слишком коротко — «Радуги». И вот в 1960-м, наконец, они находят окончательный вариант: The Beatles. В это же время в группе появился четвертый участник. Им стал Стюарт Сатклифф. К слову, он совсем не собирался быть музыкантом, однако ему не только пришлось купить бас-гитару, но и научиться на ней играть.

Группа вполне успешно выступала в Ливерпуле, немного гастролировала по Соединенному Королевству, но пока ничто не предвещало мировой известности. Первым «зарубежным выездом» стало приглашение отправиться в Гамбург, где английский рок-н-ролл был весьма востребован. Для этого срочно пришлось найти ударника. Так в состав «битлов» вошел Пит Бест. Первые гастроли проходили в поистине экстремальных условиях: много часов работы, бытовая неустроенность и в конце концов — депортация из страны.

Но, несмотря на это, через год The Beatles снова отправились в Гамбург. На этот раз все было намного лучше, но на родину они вернулись уже квартетом — Сатклифф по личным причинам предпочел остаться в Германии. Следующей «кузницей мастерства» для музыкантов стал ливерпульский клуб Cavern, на сцене которого за два года (1961 −1963) они выступили 262 раза.

Меж тем популярность The Beatles росла. Впрочем, группа в этот период исполняет в основном чужие хиты, от рок-н-ролла до народных песен, а совместное творчество Джона и Пола по-прежнему копится «в стол». Ситуация изменилась лишь тогда, когда у группы наконец появился собственный продюсер — Брайан Эпстайн.

Битломания как эпидемия

До знакомства с The Beatles Эпстайн торговал пластинками. Но однажды, заинтересовавшись новой группой, он вдруг решил заняться ее продвижением. Это была любовь с первого взгляда. Впрочем, владельцы звукозаписывающих фирм не разделяли надежд продюсера на успех его ливерпульских протеже. И все же в 1962 году фирма EMI согласилась подписать контракт с The Beatles с условием выпустить не менее четырех синглов. Серьезный уровень студийной работы заставил группу сменить ударника. Так в историю ансамбля Битлз вошел и остался навсегда Ринго Старр.

А уже через год группа выпустила свой дебютный альбом «Please Please Me» (1963). Материал был записан на студии едва ли не за один день, и в списке треков наравне с «чужими» хитами стояли песни, подписанные «Леннон — Маккартни». Кстати, договоренность о двойной подписи под созданными песнями была принята в самом начале сотрудничества и просуществовала до самого распада группы, несмотря на то что последние песни Леннон и Маккартни уже не писали в соавторстве.

В 1963 же году «битлы» выпустили второй альбом «With the Beatles» и оказались в эпицентре славы. Снова выступление на радио и ТВ, гастроли и работа в студии. Британские острова охватила «битломания», которую злые языки стали называть не иначе как «национальная истерия». Толпы фанатов забивали концертные залы, стадионы и даже улицы, прилегающие к месту выступления. Те, кто не имел возможности попасть на выступление группы, готовы были часами стоять только ради того, чтобы увидеть кумиров хотя бы одним глазком.

На концертах порой стоял такой шум, что музыканты не слышали самих себя. Но обуздать этот шквал оказалось невозможным. Оставалось ждать, когда волна сама пойдет на спад. В 1964 году «эпидемия» перекинулась за океан — The Beatles покорили Америку.

Следующие два года прошли в очень напряженном ритме — плотный гастрольный график, выпуск альбомов (с 1964 по 1966 год их было записано целых 5!), съемки в кино и поиск новых форм и звучаний. В определенный момент стало ясно, что так дальше продолжаться не может и нужно что-то менять.

Семейный альбом

Имидж группы был продуман безукоризненно: костюмы, прически, темперамент и привычки — воплощенный идеал. И конечно же, тысячи женщин по всему миру сходили с ума по этим парням! На сцене, на фотографиях, в кино — всегда вместе. Между тем их личная жизнь по возможности была скрыта от глаз поклонников. Впрочем, здесь и не было поводов для скандалов и домыслов, скорее все походило на тихий подвиг. Представить себе, что при сумасшедшем объеме работы у «битное» хватало времени на семью, довольно трудно.

Первым из квартета женился Джон Леннон. Произошло это в 1962 году, а в апреля 1963-го у него родился сын Джулиан. Однако этот брак, увы, закончился разводом в 1968 году. К этому времени Леннон был без памяти влюблен в экстравагантную японку Йоко Оно, которой было суждено стать самой известной из битловских жен (в некотором роде она повлияла на историю развития группы Битлз).

Они сочетались браком в 1969 году, а спустя еще 6 лет у них родился сын Шон. Ради его воспитания Джон на целых 5 лет оставил сцену, но, впрочем, это уже другая история — после The Beatles.

Вторым «женатым кумиром» стал Ринго Старр. Его брак с Морин Кокс был счастливым. Она родила ему троих детей, но и здесь, к сожалению, спустя 10 лет случился развод. Вторая попытка барабанщика обрести любовь тоже оказалась неудачной.

Джордж Харрисон и Патти Бойд стали мужем и женой в январе 1966 года. Здесь сначала тоже все было хорошо, но и этой паре было суждено расстаться. В 1974 Патти ушла от своего мужа к его другу — не менее знаменитому музыканту Эрику Клэптону. Джордж женился вторично в 1979 году, на своей секретарше Оливии Ариэс, и брак этот оказался счастливым.

Когда в 1967 Пол Маккартни и Джейн Эшер наконец объявили миру о своей помолвке, никто и не предполагал, что через полгода помолвка будет расторгнута по инициативе жениха. Впрочем, через год Пол женился на американке Линде Истмэн, с которой жил долго и счастливо, пока смерть не разлучила их в 1999 году.

Кстати, биографы пишут, что Линду, как и Йоко, остальные «битлы» не любили. А все потому, что эти женщины считали возможным вмешиваться в дела группы, чего, по мнению музыкантов, делать совсем не следовало.

Поход в кино

Первый «игровой» фильм с участием The Beatles был снят всего за 8 недель и назывался «Вечер трудного дня» (1964). В сущности, легендарной четверке не пришлось ничего придумывать и играть — сюжет фильма выглядит как «подсмотренный эпизод из жизни». Гастрольная дорога, выход на сцену, назойливые фанаты, немного юмора и чуть-чуть философии — все как в жизни. Однако фильм имел успех и даже был дважды номинирован на «Оскар».

На следующий год опыт решено было повторить, и свет увидел второй фильм с участием суперзвезд — «На помощь!» (1965). Как и в случае с первым фильмом, в этом же году почти сразу был выпущен одноименный альбом — саундтрек. Третий эксперимент «битлов» в кино был рисованным — легендарная четверка стала героями доброго, хотя и несколько психоделического мультика Yellow Submarine (1968). И уже по традиции саундтрек вышел отдельным альбомом, правда, год спустя.

А еще в истории Битлз было такое, что они пытались снимать кино самостоятельно, и так появился фильм «Волшебное таинственное путешествие» (1967). Но особого успеха у зрителя он не снискал, впрочем, как и у критики.

Вечер трудного дня

Альбом «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» («Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера»), вышедший в 1967 году, критики считают вершиной творчества в истории The Beatles. К этому моменту группа, уставшая от концертов и гастролей, полностью переключилась на студийную работу — последний «живой» концерт в Англии был сыгран в апреле 1966-го. В группе назревал кризис. «Битлам» хотелось индивидуальных проектов, поиска нового и, скорее всего, отдыха от бремени славы. Первым ударом стала внезапная смерть Брайана Эпстайна в августе 1967 года. Найти ему равноценную замену оказалось невозможно, и дела группы становились все хуже. Впрочем, объединенными усилиями группе все же удалось записать еще три альбома: «Белый альбом» (1968), «Abbey Road» (1968) и «Let it be» (1970).

В апреле 1970 года Маккартни выпустил первый сольный альбом и сразу после этого дал интервью, ставшее фактически манифестом о конце в истории группы The Beatles . А спустя почти 10 лет музыканты вновь стали подумывать о том, чтобы возродить свою прославленную группу. Однако этому не суждено было случиться — 8 декабря 1980 года американский псих застрелил Джона Леннона. Вместе с ним умирала и надежда на то, что история Битлз продолжится, и коллектив снова споет на одной сцене. Величайшая группа всех времен и народов стала легендой. Никому из тех, кто пытался повторить их успех, этого сделать не удалось.

Секретное досье: история Битлз российского разлива

Въезд в СССР «битлам» был закрыт. Но их зажигательные песни просочились даже за «железный занавес»». The Beatles слушали по ночам, писали на рентгеновскую пленку и бобинные магнитофоны. По их текстам учили английский. А в самом начале 80-х в одном питерском вузе (ЛГИТМиК) вдруг возникла «группа товарищей», которая хотела быть как The Beatles. К осени 1982-го они определяются с названием — «Секрет», и начинают искать ударника (маленькое, но любопытное совпадение). Днем рождения группы считается 20 апреля 1983 года. Тогда определился «основной состав» — Максим Леонидов, Николай Фоменко, Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов. Так же как и у Beatles, в группе поют все, кроме ударника.

Развитие бит-квартета происходило в советском колорите — в то время большинство музыкантов-неформалов кроме занятий музыкой непременно должны были учиться или работать. Так, Леонидов и Фоменко были плотно заняты в учебных спектаклях, Мурашов учился на геофаке, а Заблудовский трудился на заводе. Тут же нашлось место подвигу — начинающие рокеры репетировали утром с 7 до 9 и в обеденный перерыв. Летом 1993 года «Секрет» вступает в Ленинградский рок-клуб, и... все откладывается, потому что половину группы забирают в армию. Успех к группе пришел сам — в виде приглашения Леонидова на ЛенТВ в качестве ведущего программы «Кружатся диски». В это время была написана целая «пачка» хитов: «Сара Барабу», «Твой папа был прав». «Моя любовь на пятом этаже». Конечно, коллектив тут же пытаются наречь «советскими битвами», но в этом ярлыке — только часть правды. Группа не является «калькой» знаменитых The Beatles. Это не слепое подражание и не плагиат. То, что делает на сцене «Секрет», — это скорее тонкая стилизация под ливерпульскую четверку, изящная актерская игра. Да, есть что-то общее, и так же просты и мелодичны песни, написанные на все те же «вечные темы». Но все-таки бит-квартет «Секрет» добивается успеха не благодаря этому «общему с великими». Они, как и «битлы», — самостоятельны и весьма узнаваемы.

1985 год был для группы плодотворным. Летом в рамках Фестиваля молодежи и студентов состоялся концерт «Секрета», и внезапно выяснилось, что группа ужасно популярна. Почти сразу после этого бит-квартет участвует в съемке первого советского видеофильма «Как стать звездой», и к осени — небывалый всплеск концертной деятельности. В 1986 году поклонники бит-квартета одни из первых в стране создают официальный фанклуб. Следующие пять лет группа находится на пике популярности — записываются альбомы: «Секрет» (1987) — диск стал дважды платиновым!; «Ленинградское время» (1989), «Оркестр в пути» (1991). В 1990-м состав квартета переживает перемены — в Израиль уезжает Максим Леонидов. Но еще какое-то время группа не сдает позиций. Однако постепенно она меняется под влиянием времени и обстоятельств. И одновременно сходит на нет «игра в Beatles». Впрочем, даже если группа изменилась или перестала существовать, всегда остаются написанные и спетые песни. Они неизменны, и романтическая атмосфера 60-х отлично сохраняется в них.

  • Говорят, что Джон Леннон увидел будущее название во сне. Будто бы ему явился человек, объятый пламенем, и повелел поменять буквы в названии — The Beetles («Жуки»), чтобы получилось The Beatles.
  • Существует довольно большая группа фанатов, которая уверена, что Пол Маккартни погиб в автокатастрофе в ноябре 1966 года. А человек, который выдает себя за «битла», — его двойник. Доказательство их правоты занимает не одну страницу текста — мистики-любители подробно анализируют слова, песни и обложки альбомов и указывают на бесчисленное множество «тайных знаков», свидетельствующих о том, что на момент выхода альбомов Пола уже не было в живых, а The Beatles это тщательно скрывали. Сам сэр Маккартни эту грандиозную мистификацию комментировать отказывается.
  • В 2008 году власти Израиля признались, что в 60-х не пустили The Beatles в страну, опасаясь их «разлагающего влияния на молодежь».
  • В июне 1965 года The Beatles наградили Орденом Британской империи «За вклад в развитие британской культуры и ее популяризацию по всему миру». Прежде ни один музыкант не получал столь высокой награды, и это вызвало скандал. Многие из кавалеров пожелали вернуть свою награду, чтобы «не стоять в одном ряду с поп-идолами». Через 4 года Леннон вернул свой орден в знак протеста против британской политики во время Вьетнамской войны.
  • состоялась 22 августа 1969 года в Титтенхерстском Парке, в месте, где находилось поместье Джона Леннона.

50 лет назад, 5 октября 1962 года, в продажу поступила первая пластинка группы "Битлз" - Love Me Do.

The Beatles ("Битлз") - британская рок-группа, внесшая огромный вклад в развитие и популяризацию как рок-музыки, так и рок-культуры в целом. Aнсамбль стал одним из ярких феноменов мировой культуры 60-х годов XX века.

20 июня 2004 года в рамках европейского турне 04 Summer Tour состоялся единственный концерт Пола Маккартни в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади.

4 апреля 2009 года в Нью-Йорке состоялся концерт бывших участников группы The Beatles Пола Маккартни и Ринго Старра. На концерте прозвучали как сольные песни музыкантов, так и несколько "битловских" хитов. Деньги с их совместного концерта пошли на пропаганду духовных ценностей среди молодежи.

В последний раз они выступали вместе на концерте в память о Джордже Харрисоне в 2002 году .

В феврале 2012 года стало известно, что дома в Ливерпуле, в которых провели детство участники легендарной группы The Beatles Джон Леннон и Пол Маккартни, . Организация по охране исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест ранее провела реставрацию обоих зданий, чтобы они выглядели так же, как во времена детства музыкантов.

Начиная с 2001 года, по решению ЮНЕСКО день 16 января ежегодно отмечается Всемирный день The Beatles. Любители музыки в различных странах мира чествуют лучшую группу ушедшего XX века.

В СССР с 1964 по 1992 год журнал "Кругозор" и Фирма "Мелодия" выпускали записи в виде гибких грампластинок, включая музыку западных музыкантов, так в течение 1974 года вышло пять пластинок The Beatles.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников